Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А. > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.


    Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о строении, функциях и развитии органов и систем органов животных.
Форма урока: работа в группах, индивидуальный зачет в виде экзамена.

Класс делится на 3-4 группы ( по желанию или на усмотрение учителя ), которые придумывают себе названия, назначают капитана комaнды. Из числа старшеклассников или учащихся, усвоивших данную тему на «5», назначаются экзаменаторы, а также помощники для подсчета баллов. Задания проецируются на экран или раздаются в печатном виде. Результаты по каждому конкурсу также отражаются с помощью проектора на экране или фиксируются на доске.
Задания разделены по системам органов и имеют интересные названия. Для комaнд, испытывающих затруднения, в заданиях предусмотрены дополнительные вопросы       Проверяют задание помощники или сами комaнды : работы передают друг другу и проверяют по образцу ответов, которые зачитывает учитель.
Оценки учащиеся получают в зависимости от количества баллов, набранных комaндой, и с учетом коэффициента участия (разpaбатывается учителем).
Одновременно с работой по группам идет проверка индивидуальных знаний в форме экзамена.

Задания для комaнд.

1.  «Ни мороз нам не страшен, ни жара!»

Перечислите  все функции покровов тела.

Какое вещество необходимо для образования панцирей и paковин? (хитин)
Как называется плотное неклеточное образование у члeнистоногих? (кутикула)
Из каких слоев состоит кожа у позвоночных? (эпидермис, собственно кожа)

2.  «Скелетоны» (ОДС)

Назовите отделы скелета млекопитающих.

Назовите особенности скелета птиц, связанные с полетом.

 3.   «Мы ползем, летим, плывем…»

Приведите примеры животных, использующие следующие способы передвижения:

  1. Выталкивание воды из мантийной полости.
  2. Шагающие движения при помощи присосок.
  3. С помощью щетинок и сокращения продольных и поперечных мышц.
  4. За счет сокращения только продольных мышц.
  5. При помощи мускулистой ноги.
  6. Амебоидное движение.
  7. При помощи жгутиков и ресничек.
  8. За счет мышц хвоста и туловища.
  9. Прыгательные движения при помощи мышц конечностей.
  10. Летательные движения при помощи мышц конечностей.

4.   «Дышите! Не дышите!»

Перечислите органы дыхания у следующих групп животных, зашифровав их с помощью цифр:

А. Кишечнополостные.                                1. Поверхность тела.
Б. Морские кольчатые черви.                   2. Трахеи.
В. Члeнистоногие.                                        3. Воздушные мешки.
Г. Земноводные.                                         4. Легкие.
Д. Птицы.                                                       5. Бронхи.
Е. Млекопитающие.                                     6. Жабры.    
7. Слизистая кожа.

5. «Приятного аппетита!»

Составьте схему поступления и перемещения пищи по пищеварительному тpaкту птицы.

Глотка, толстая кишка, мускулистый желудок, пищевод, тонкая кишка, печень, зоб, ротовое отверстие, зубы, aнaльное отверстие, железистый желудок, клоака.

Почему именно у земноводных впервые появились слюнные железы? ( наземный образ жизни)
Как называются вещества, способствующие расщеплению пищи? (ферменты)
Для чего некоторым птицам и млекопитающим нужна слепая кишка? ( растительная пища)

6.  «Вены-реки».

Вставьте пропущенные в тексте слова.

У земноводных кровеносная система …1…. Сердце …2…, состоит из двух …3… и одного …4… Два круга кровообращения. Малый круг кровообращения связан с легкими. Из правого предсердия ….5…кровь поступает в желудочек, а из него – в легочную артерию, которая в легких ветвится на …6… В них происходит газообмен, в результате которого венозная кровь превращается в …7… и по легочной …8… поступает в …9… предсердие. Из него кровь выталкивается в …10… , где становится …11… и поступает в большой круг кровообращения по …12… , которая несет кровь ко всем внутренним органам. В капиллярах тканей и органов происходит …13… , кровь опять становится …5… и по …8…  поступает в …14…, оттуда в …10… и опять поступает в малый круг кровообращения.

Какая кровеносная система называется замкнутой? ( кровь – по сосудам)
Как называется самая крупная артерия? (аорта)
Какую функцию выполняют тромбоциты? (свертывание крови)

7.  «Раз, два, три, четыре, пять».

Ответьте на вопросы, количество слов в ответе равно номеру вопроса

  1. Ответная реакция организма на внешнее раздражение при помощи Н.с.
  2. Способы регуляции деятельности организма.
  3. Строение нервной системы позвоночных.
  4. Периоды онтогенеза.
  5. Отделы головного мозга.

Каким бывает оплодотворение? (наружное и внутреннее)
Назовите способы размножения (пoлoвoе и бесполое)
Что такое плацента? (детское место – связь зародыша с матерью)
  

Вопросы для индивидуального экзамена.

Билет № 1

Опopно-двигательная система.

1. Какие функции выполняет ОДС:

а) опора, обмен веществ, движение,  
б) движение, защита, терморегуляция,
в) опора, защита, движение,       г) опора, движение, терморегуляция.

2. Животные, имеющие самую примитивную опopную структуру:

а) paкообразные,  
б) насекомые,  
в) плоские черви,  
г) инфузории.

3.  Недостатком наружного скелета является:

а) способы передвижения,  
б) неспособность к росту вместе  с животным,
в) скорость передвижения,  
г) возможность быстро расселяться.

4. Позвоночник рыб состоит из отделов:

а) туловищного и хвостового,  
б) шейного, туловищного и хвостового,
в) шейного и туловищного,  
г) грудного, поясничного и хвостового.

5. Признаком приспособленности земноводных к наземному образу жизни является:  

а) внутренний скелет,
б) осевой скелет – позвоночник,
в) шейный отдел, состоящий из одного позвонка, 
г) наличие позвонков.

 

Билет № 2.

Органы дыхания и газообмен.

1. К животным, имеющим специальные органы дыхания, относятся:

а) кишечнополостные,   
б) круглые черви,  
в) плоские черви,   
г) насекомые.

2. Впервые органы дыхания появились у:

а) морских кольчатых червей,  
б) paкообразных,   
в) моллюсков,   
г) рыб.

3. Органами дыхания члeнистоногих НЕ  являются:

а) трахеи,         
б) жабры,         
в) покровы тела,       
г) листовидные легкие.

4. Признак приспособленности птиц к воздушной среде обитания – это:

а) легкие,          
б) трахеи,            
в) бронхи,           
г) двойное дыхание.

5. Самая большая дыхательная поверхность легких у:

а) земноводных,     
б) пресмыкающихся,           
в) птиц,         
г) млекопитающих.

 

Билет № 3.

Органы пищеварения.

1. Пищеварение включает в себя следующие процессы:

а) поступление, измельчение и расщепление пищи,     
б) измельчение, расщепление и всасывание пищи,    
в) расщепление, всасывание и удаление непереваренных остатков пищи, 
г) поступление, расщепление и всасывание пищи

2. Наружное пищеварение хаpaктерно для:

а) пауков и насекомых,  
б) плоских и круглых червей,     
в) кольчатых червей и морских ежей,     
г) пауков и морских звезд.

3. У каких первых животных появились слюнные железы:

а) рыб,  
б) пресмыкающихся,  
в) земноводных,   
г) млекопитающих.

4. Особенностью пищеварительной системы млекопитающих является:

а) наличие пищеварительных желез,              
б) дифференциация зубов,
в) деление кишечника на отделы,                   
г) появление языка.

5. Мускульный желудок более развит у птиц:

а) зерноядных,   
б) насекомоядных,        
в) хищных,           
г) рыбоядных.

Билет № 4.

Кровеносная система.

1. У кольчатых червей кровеносная система:

а) замкнутая, есть сердце,
б) незамкнутая, есть сердце,
в) замкнутая, нет сердца.

2. В незамкнутой кровеносной системе кровь циркулирует:

а) в полости тела,
б) по сосудам,  
в) по сосудам и в полости тела.

3. У рыб сердце:

а) трехкамерное, 
б) двухкамерное, 
в) четырехкамерное.

4. Два круга кровообращения имеют:

а) птицы, млекопитающие, земноводные,
б) рыбы, земноводные, птицы,
в) моллюски, пресмыкающиеся, земноводные.

5. Самые мелкие кровеносные сосуды – это:

а) артерии,         
б)капилляры,      
в) вены.


Билет № 5.

Кровь. Кровеносная система.

1. По венам течет кровь:

а) венозная,             
б) артериальная,               
в) венозная и артериальная.

2. Артериальная кровь больше насыщена:

а) углекислым газом,  
б) кислородом,  
в) углекислым газом и кислородом.

3. В состав плазмы крови входят:

а) вода, клетки крови, соли, 
б) вода, соли, питательные вещества,
в) вода, питательные вещества, клетки крови.

4. Лейкоциты – это:

а) кровяные пластинки, 
б) красные клетки,
в) бесцветные клетки крови.

5. Эритроциты выполняют функцию:

а) защитную,                   
б) трaнcпортную,                  
в) регуляторную.

Билет № 6.

Органы выделения.

1. Органы выделения служат для удаления из организма:

а) газообразных веществ,  
б) непереваренных остатков пищи,
в) веществ, образовавшихся в результате жизнедеятельности.

2. Через поверхность тела удаляют продукты обмена:

а) простейшие и кольчатые черви,    
б) губки и кишечнополостные,
в) кишечнополостные и моллюски.

3. Выделительная система впервые появилась у:

а) плоских червей, 
б) кишечнополостных,  
в) иглокожих.

4. Специальные органы выделения – почки имеют:

а)некоторые позвоночные, 
б)все позвоночные, 
в)позвоночные и беспозвоночные

5. Мочевой пузырь в выделительной системе не имеют:

а) пресмыкающиеся,      
б) земноводные,   
в) птицы.

Билет № 7.

Нервная система. Органы чувств.

1. Нервные клетки выполняют следующие функции:

а) защита, прием, передача импульсов,  
б) синтез, возбуждение, проведение импульсов,    
в) прием, возбуждение, проведение импульсов.

2. Нервная система позвоночных животных состоит из:

а) головного мозга, спинного мозга, нервов,   
б) нервных узлов, спинного и головного мозга, 
в) головного мозга, спинно-мозговых нервов, нервных узлов.

3. Головной мозг позвоночных состоит из:

а) трех отделов,       
б) четырех отделов,       
в) пяти отделов.

4. Фасеточное зрение и сложные глаза имеют:

а) моллюски,            
б) члeнистоногие,               
  в) хордовые.

5. Приспособлением к наземному образу жизни является:

а) наличие боковой  линии,  
б) третье веко, 
в) светочувствительные клетки.

Билет № 8.

Размножение и развитие животных.

1. Наружное оплодотворение хаpaктерно для:

а) насекомых и рыб,  
б) рыб и пресмыкающихся,  
в) рыб и земноводных.

2. К органам размножения самки относятся:

а) яичники, семяпровод, матка,          
б) семенники, семяпровод, яйцевод,
в) яичники, яйцевод, матка.

3. Метаморфоз хаpaктерен для:

а) насекомых и птиц,                  
б) земноводных и пресмыкающихся,
в) насекомых и земноводных.

4. Личинки непохожи на взрослых особей при:

а) прямом развитии,  
б) непрямом развитии, 
в) развитии без превращения.

5. Онтогенез – это:

а) индивидуальное развитие организма,  
б) эмбриональный период,
в) период пoлoвoй зрелости.


Ответы

1.  «Ни мороз нам не страшен, ни жара!»

Перечислите  все функции покровов тела.

1.Защита от механических повреждений.
2.Защита от проникновения инородных тел.
3. …… веществ
4. …. организмов.
5. Регуляция водного обмена.
6. Терморегуляция.
7. Участие в обмене веществ.
8. Запас питательных веществ ( жировой слой кожи ).
9.Участие в передвижении тела.
10. Сохранение формы тела ( опopная функция ).

2.    «Скелетоны» (ОДС)

Назовите отделы скелета млекопитающих.

  1. Череп ( мозговой, лицевой )
  2. Позвоночник ( шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой ).
  3. Пояс передних конечностей (плечевой пояс).
  4. Пояс задних конечностей (тазовый пояс).
  5. Верхняя конечность (плечо, предплечье, кисть).
  6. Нижняя конечность (бедро, голень, стопа).

3.     «Мы ползем, летим, плывем…»

1. Головоногие моллюски ( кальмар, осьминог, каpaкатица).
2. Кольчатые черви (пиявки).
3. Кольчатые черви (многощетинковые и малощетинковые)
4. Круглые черви (аскарида, острица, волосатик, нематоды…)
5. Брюхоногие моллюски ( катушка, улитка, прудовик…)
6. Простейшие (корненожки - амеба ).
7. Простейшие (инфузория, эвглена, лямблия, трипаносома…)
8. Рыбы, ланцетник, миноги, миксины.
9. Насекомые, земноводные, птицы, млекопитающие.
10.Птицы, насекомые, рукокрылые.

4. «Дышите! Не дышите!»

А – 1,               В – 2, 4, 6,                   Д - 2, 3, 4, 5,
Б – 6,                Г – 4, 7,                       Е – 2, 4, 5.

5. «Приятного аппетита!»

Ротовое отверстие – глотка – пищевод – зоб – железистый желудок – мускулистый желудок – тонкая кишка – толстая кишка – aнaльное отверстие – клоака.
 

6.  «Вены – реки».

1. Замкнутая.                         6. Капилляры.                          11. Смешанной.
2. Трехкамерное.                  7. Артериальную.                     12. Артерии (аорте).
3. Предсердий.                      8. Вене.                                      13. Газообмен.
4. Желудочка.                       9. Левое.                                     14. Правое предсердие.
5. Венозная .                         10. Желудочек.

7.   «Раз, два, три, четыре, пять».

1. Рефлекс.
2. Нервная, гумopaльная.
3. Головной мозг, спинной мозг, нервы.
4. Эмбриональный, формирование и рост, пoлoвая зрелость, старость.
5. Передний, средний, промежуточный, продолговатый, мозжечок.

                                 
Экзамены по теме

«Эволюция строения и функций органов и их систем»

 Билет № 1                     Билет № 2                    Билет № 3.        Билет № 4.
1. в                                   1. г                                  1. б                     1. в
2. г                                   2. а                                  2. г                     2. в.
3. б                                   3. в                                  3. в                     3. а
4. а                                   4. г                                  4. б                     4. а
5. в                                   5. г                                  5. а                      5. б.

Билет № 5                     Билет № 6                Билет № 7            Билет № 8
1. в                                   1. в                                 1. в                        1. в.
2. б                                   2. б                                 2. а                        2. в
3. б                                   3. а                                 3. в                        3. в
4. в                                   4. в                                 4. б                        4. б
5. б                                   5. в                                 5. б                        5. а



Комментарии:

Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"


    Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"

      Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....

24 08 2025 6:26:18

Результаты эволюции

Результаты эволюции Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....

23 08 2025 22:53:45

Урок по теме «Органы цветкового растения». 6-й класс


    Урок по теме «Органы цветкового растения». 6-й класс

      Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия....

22 08 2025 4:37:21

Тема урока: "Иммунитет"


    Тема урока: "Иммунитет"

      Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....

21 08 2025 8:56:28

Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов


    Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов

      В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....

20 08 2025 11:20:23

Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс


    Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс

      Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....

19 08 2025 14:51:21

Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"


    Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"

      В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...

18 08 2025 13:14:48

Результаты эволюции


    Результаты эволюции

      Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....

17 08 2025 21:29:15

Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс


    Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс

      На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала. ...

16 08 2025 13:26:23

Урок-игра "Анализаторы"


    Урок-игра "Анализаторы"

      Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....

15 08 2025 11:20:54

Методическая разработка "Комнатное цветоводство"


    Методическая разработка "Комнатное цветоводство"

      В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....

14 08 2025 2:34:14

Анализирующее скрещивание - что это?

Анализирующее скрещивание - что это? Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....

13 08 2025 12:20:23

"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ


    "Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ

      На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....

12 08 2025 8:30:30

Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"


    Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"

      Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....

11 08 2025 8:23:40

Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс


    Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс

      Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме "Птицы" в 7-м классе....

10 08 2025 10:17:29

Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"


    Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"

      Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....

09 08 2025 6:25:42

Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"


    Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"

      Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире. ...

08 08 2025 11:20:41

Развитие организма и окружающая среда


    Развитие организма и окружающая среда

      Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....

07 08 2025 6:32:16

Урок биологии по теме "Прокариотическая клетка. Бактерии"

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....

06 08 2025 21:35:46

Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"


    Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"

      Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....

05 08 2025 6:17:13

Хвойные растения Амурской области


    Хвойные растения Амурской области

      На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....

04 08 2025 13:47:14

Технология модульного обучения на уроках биологии


    Технология модульного обучения на уроках биологии

      Технология модульного обучения – одна из тех технологий, что обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке. Данная технология в условиях сокращения учебного времени, отведенного на изучение биологии в 10–11-х классах, 1 час в неделю, позволяет получить учащимся глубокие и прочные знания....

03 08 2025 22:29:55

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

02 08 2025 8:33:57

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

01 08 2025 10:49:48

Урок биологии по теме "Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор". 11-й класс

Урок продолжает изучение темы "Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....

31 07 2025 15:34:34

Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс


    Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс

      Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...

30 07 2025 1:12:53

Урок по теме "Отряды насекомых. Бабочки. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи"

Урок изучения нового материала расширяет кругозор учащихся о многообразии и значении насекомых. Представлены задания – измерители для проверки знаний и закрепления изученного материала....

29 07 2025 8:18:15

Разнообразие плоских червей


    Разнообразие плоских червей

      Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....

28 07 2025 11:43:17

Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"


    Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"

      Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....

27 07 2025 18:33:33

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

26 07 2025 5:51:20

Урок–конкурс "Веселая анатомия"


    Урок–конкурс "Веселая анатомия"

      В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии. ...

25 07 2025 10:38:31

Путешествие в страну динозавров. 7-й класс


    Путешествие в страну динозавров. 7-й класс

      Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....

24 07 2025 17:53:12

Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс


    Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс

      На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе. ...

23 07 2025 4:34:10

Презентация урока "Пластический обмен. Фотосинтез"


    Презентация урока "Пластический обмен. Фотосинтез"

      Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....

22 07 2025 10:24:48

Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс

      Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....

21 07 2025 10:28:22

Здоровьесбережение как фактор успешного обучения


    Здоровьесбережение как фактор успешного обучения

      Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....

20 07 2025 8:14:55

Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"


    Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"

      Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы. ...

19 07 2025 18:27:31

Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий


    Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий

      Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов. ...

18 07 2025 0:19:41

"Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.


    "Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.

      В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...

17 07 2025 7:53:46

Двойное оплодотворение цветковых растений. Опыление и образование семян

После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....

16 07 2025 18:30:16

Внеклассное мероприятие к Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"


    Внеклассное мероприятие к  Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"

      Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒ рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....

15 07 2025 8:21:55

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

14 07 2025 6:16:34

Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике


    Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике

      При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков. ...

13 07 2025 11:36:45

Технология составления генологического древа


    Технология составления генологического древа

      Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....

12 07 2025 5:58:29

Урок в 9–м классе "Методы селекции"


    Урок в 9–м классе "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

11 07 2025 8:19:40

Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"


    Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"

      Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....

10 07 2025 10:12:36

Интегрированное внеклассное мероприятие "Здоровый человек – человек будущего"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Здоровый человек – человек будущего"

      Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни. ...

09 07 2025 7:34:45

Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике


    Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике

      Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов. ...

08 07 2025 12:10:55

Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"


    Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"

      Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное. ...

07 07 2025 21:27:10

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

06 07 2025 0:28:30

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::