Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"
Тема урока: Слуховой анализатор
Цели урока:
- сформировать понятие о значении слуха в жизни человека;
- рассмотреть строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха;
- познакомить как преобразуется звуковая энергия в механическую;
- дать понятие о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены слуха.
Оборудование: разборная модель уха, тест, схема Фишбоун (демонстрационная), таблица «Слуховой анализатор»
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
II. Тест «Зрительный анализатор» (определить соответствие)
1. Дальнозоркий глаз 2. Близорукий глаз 3. Оптическая система глаза 4. Световоспринимающая система глаза 5. Аккомодация 6. Адаптация |
А. Параллельные лучи, идущие от
дальних предметов, пересекаются
впереди сетчатки, не доходя до неё Б. Расходящиеся лучи, идущие от ближних предметов, пересекаются за сетчаткой. В. Фоторецептор Г. Хрусталик Д. Приспособленность глаза чётко видеть предметы, на разном расстоянии Е. Приспособленность глаза к восприятию света разной яркости |
Ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Б |
А |
Г |
В |
Е |
Д |
III. Фронтальный опрос
– Что такое конъюнктивит?
– Причина конъюнктивита?
– Назовите единицу преломляющей силы линз?
– Для кого дан этот рецепт (близорукого или
дальнозоркого): OD = – 5D?
– Почему справедлива поговорка: «В темноте все
кошки серы»?
– Какие травмы глаз вы знаете?
Итог учителя
Знаменитая Елена Келлер советовала человеку,
рождённым с нормальным зрением: «Пользуйтесь
глазами! Живите каждый день так, как будто можете
ослепнуть. И вы откроете чудесный мир, который
никогда не видели!»
Образ жизни , организованный рационально, в
соответствии с правилами гигиены, залог
сохранения ваших глаз.
IV. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя
– Каждому с детства знаком диалог из старой
сказки «Красная шапочка», которую написал Шарль
Перро:
– Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
– Это чтобы лучше тебя слышать, дитя моё!»
– Как вы думаете, ребята, о чём сегодня мы будем
говорить на уроке? (Приложение,
слайд 1)
– Какая тема урока? Цель урока? (Приложение,
слайд 2)
– Какой биологический термин нам уже знаком? (Анализатор)
– Как устроен анализатор? (Рецептор –
проводящий путь – центры коры большого мозга)
– Что хотела узнать любопытная Красная шапочка?
2. Рассказ учителя с элементами беседы
– Зачем нам нужны ушные paковины? (Ушные
paковины нам нужны, чтобы слышать.)
– Благодаря воронкообразной форме ушные
paковины способны улавливать и конденсировать
звуковые волны.
Ушная paковина выполняет защитную функцию.
В ходе филогенетического развития всё более и
более высокоорганизованный звуковоспринимающий
аппарат прячется в толщу височной кости,
удлиняется слуховой проход и как буфер от
непредвиденных повреждений появляется ушная
paковина, которая обладает защитной функцией.
Косметическая функция наружного уха.
Во все времена и у всех народов старались
украсить ушную paковину, понимая, что она играет
большую роль в создании облика.
Ушная paковина служит прострaнcтвенной
ориентацией.
Если исключить ушную paковину из системы
звукопроведения, вставив в слуховой проход
трубочку, выступающую за пределы уха, человек
лишится способности различать источники звука в
вертикальной плоскости.
На маленькой площади ушной paковины
представлена вся чувствительность тела и
внутренних органов. На одном ухе выявлено свыше
ста биологически активных точек. (Приложение,
слайд 3)
3. Объяснение учителя с попутным заполнением схемы Фишбоун (Приложение, слайд 4)
Строение слухового анализатора. Заполнение схемы Фишбоун (Fish bourn – рыбьи косточки) (Рисунок 1). Основой схемы является рыбий скелет. В голове скелета – проблема, которая рассматривается на уроке. (Почему мы слышим?) На самом скелете есть верхние косточки и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются отделы слухового анализатора, на нижних косточках их функции. (Благодаря этой схеме информацию можно систематизировать и конкретизировать.)
(Рисунок 1)
Наружное ухо
К наружному уху относится ушная paковина и
слуховой проход. Покрытые кожей ушные paковины
состоят из хряща. Они улавливают звуки и
направляют в слуховой проход. Слуховой проход
покрыт кожей и состоит из наружной хрящевой и
внутренней – кости. В глубине слухового прохода
имеются волосы и кожные железы. Выделяющие
липкое жёлтое вещество, называемое ушной серой.
Она задерживает пыль и уничтожает микробы.
Внутренний конец наружного слухового прохода
затянут баpaбанной перепонкой. Которая
преобразует звуковые колебания. Толщина
баpaбанной перепонки одна десятая миллиметра, но
она многослойная и представляет собой гибкое и
прочное образование. Баpaбанная перепонка
способна вибрировать в звуковом потоке и
вызывает движение слуховых косточек среднего
уха.
Строение: ушная paковина, слуховой проход,
баpaбанная перепонка.
Функции: Ушная paковина улавливает и
концентрирует звуковые волны и передаёт в
слуховой проход.
Баpaбанная перепонка преобразует звуковые волны
в механические колебания.
Среднее ухо (Рисунок 2)
Заполнено воздухом. В полости среднего уха имеются три косточки. Получается система костных рычагов. Примерно в 50 раз увеличивает силу воздействия колебаний баpaбанной перепонки. Все эти косточки связаны между собой и поддерживаются на весу специальными мышцами. Одна соединена с баpaбанной перепонкой, а другая с со стремечком. Молоточек , наковальня- рычаги, а стремя своеобразный поршень.
(Рисунок 2)
Строение: молоточек, стремя, наковальня.
Функции: В 50 раз увеличивать силу воздействия
колебаний баpaбанной перепонки и колебания
передаётся перепонке овального окна.
Внутреннее ухо (Рисунок 3)
Орган слуха называется улиткой и действительно похож на этого неприметного моллюска – он свёрнут наподобие paковины на 2,5 оборотов. Внутреннее ухо состоит из улитки и системы полукружных каналов, образующий костный лабиринт, в котором расположен перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью. В спирально завитой улитке помещаются слуховые рецепторы – волосковые клетки, которые преобразуют колебания в нервные импульсы.
(Рисунок 3)
Строение: улитка, полукружные каналы. Функции: Слуховые рецепторы преобразуют колебания в нервные импульсы и по слуховому нерву передаются в слуховую зону коры больших полушарий, где происходит восприятие звука и анализ его силы, хаpaктера, высоты.
4. Работа в тетрадях: заполнение таблицы Фишбоун (Рисунок 4) (Приложение, слайд 5)
V. Физкультминутка
Дети закрывают глаза и, слушая музыку, представляют картины природы.
Вопрос учителя: Вы сейчас слушали музыку. Благодаря какому органу вы слышите? (Орган слуха)
VI. Закрепление нового материала (Приложение, слайд 6)
1. Работа у доски
Учащиеся строят цепочку слухового анализатора.
2. Чтение статьи «Гигиена слухового анализатора»
– Ребята, прочитайте статью и сформулируйте правила гигиены слухового анализатора.
Статья «Гигиена слуха»
Основное правило гигиены органа слуха содержание их в чистоте. Достаточно периодически промывать мылом и тёплой водой слуховые проходы. Однако сейчас встречаются любители чистить уши самыми не подходящими предметами: спичками, вязальными спицами и даже шариковыми стержнями. Это приводит к травмированию кожи, попадению туда инфекций и возникновению воспаления. Большой вред приносит уху чрезмерно сильные звуки и длительно действующий шум. Длительное пребывание в среде с избыточными звуками, ведёт к повышению раздражимости, ухудшению сна, головным болям, повышению артериального давления.
Формулирование правил учащимися. (Приложение, слайд 7)
Правила гигиены слухового анализатора
- Содержать в чистоте ушные paковины и наружный слуховой проход;
- Нельзя очищать слуховой проход твёрдыми предметами;
- Нельзя систематически пребывать в шумной обстановке.
3. Выполнение тестового задания «Выберите верное суждение» (Приложение, слайд 8)
1. Орган слуха расположен в височной кости и
состоит из наружного. среднего и внутреннего уха.
2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые
колебания.
3. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые
колебания.
4. Баpaбанная перепонка находится на границе
между задним т внутренним ухом.
5. Наружный слуховой проход заканчивается
баpaбанной перепонкой.
6. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью
слуховой трубы.
7. Звуковая волна превращается в органе слуха в
колебания жидкости и затем в нервный импульс.
VII. Рефлексия
– Выберите из данных выражений то, которое соответствует вашему впечатлению от сегодняшнего урока:
1. Смелость города берёт.
2. Старая песня на новый лад.
3. Через тернии – к звёздам.
4. Ах, как я устал от этой суеты.
5. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
VIII. Домашнее задание
– Параграф 51, ответить на вопросы стр. 257 (Приложение, слайд 9).
Комментарии:
Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....
01 04 2025 16:33:27
Цель занятия: изучение и первичное осознание особенностей строения, многообразия и значения основных семейств растений класса двудольных и однодольных....
31 03 2025 9:27:31
Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....
30 03 2025 17:11:50
Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....
29 03 2025 11:41:40

Первый урок при изучении раздела «Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В.В. Пасечника в 9-м классе по курсу «Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....
28 03 2025 1:12:39
В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....
27 03 2025 3:49:20
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
26 03 2025 8:54:11
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
25 03 2025 13:47:38
Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....
24 03 2025 19:33:28
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга.
...
23 03 2025 12:34:48
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
22 03 2025 16:19:32
Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....
21 03 2025 13:40:33
На представленном уроке-исследовании изучаются понятия "темперамент", "личность", "хаpaктер". Выясняется темперамент учащихся, и какие возможности дает человеку особенности его нервной системы. Урок предназначен для учащихся 8-х классов....
20 03 2025 11:37:27
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
19 03 2025 17:23:35
Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....
18 03 2025 23:18:38
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
17 03 2025 10:38:30
Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....
16 03 2025 4:41:55
Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....
15 03 2025 17:22:14
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
14 03 2025 22:56:27
Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....
13 03 2025 21:25:55
Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа.
...
12 03 2025 14:20:56
Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....
11 03 2025 14:53:23
Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....
10 03 2025 6:20:20
ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения.
...
09 03 2025 17:49:48
Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....
08 03 2025 1:12:43
На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....
07 03 2025 0:44:46
Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения.
...
06 03 2025 6:55:29
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся
9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....
05 03 2025 7:21:40
Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение".
...
04 03 2025 20:26:17
Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...
03 03 2025 17:24:58
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
02 03 2025 5:48:11

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....
01 03 2025 11:34:35
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума.
...
28 02 2025 5:44:14
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....
27 02 2025 19:17:45
Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....
26 02 2025 10:17:55
Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....
25 02 2025 12:11:19
9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....
24 02 2025 10:40:48
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
23 02 2025 20:11:27
Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....
22 02 2025 7:44:49
Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....
21 02 2025 17:13:55
Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....
20 02 2025 18:28:49
У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....
19 02 2025 19:29:42
Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....
18 02 2025 9:12:13
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые».
Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока.
Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
17 02 2025 19:11:38
В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии.
...
16 02 2025 16:28:14
Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....
15 02 2025 22:40:42
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....
14 02 2025 17:20:21

Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....
13 02 2025 12:34:33
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
12 02 2025 19:17:29
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю ИКТ в своей работе. Я представляю урок по теме "Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
11 02 2025 14:34:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::