Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид учебного занятия: Краткосрочный проект с применением компьютерных технологий.
Цели урока:
- расширить знания по генетике путем включения дополнительной информации.
- формировать навыки использования информационно - коммуникационных технологий на уроках биологии;
Задачи предметные:
- определять основные типы наследования;
- решать задачи на моногибридное и сцепленное наследование признаков.
- обеспечить сознательное выполнение самостоятельной работы учащихся на продуктивном уровне.
Сценарий урока
Актуализация знаний.
Приложение 1. Презентация \"Наследственные болезни человека\" с комментариями учителя.
- Общеизвестно, что здоровье человека во многом зависит, насколько здоровы были его родители, а также предшествующие им поколения. С незапамятных времен известно, что близкородственные бpaки часто приводят к рождению неполноценного потомства, а некоторые заболевания (сахарный диабет, заболевания крови и с-с системы, психические заболевания и др.) чаще развиваются у людей, родители которых также ими страдали.
Известно, что гемофилия, дальтонизм, шизофрения, эпилепсия могут передаваться по наследству не первому, а второму или третьему поколению людей либо вообще не проявлять себя в потомстве.
Стремление продолжить свой род, иметь жизнеспособное потомство - одно из основных свойств живого на земле, в том числе и человека. Из этого ясно, почему вопросы о причинах сходства потомства и их родителей, о природе возникающих изменений в потомстве всегда вызывали большой интерес.
В современной медицине есть методы, позволяющие выявлять хромосомные заболевания в любом возрасте. В 1959 г. были известны 4 хромосомные аномалии, сейчас - более 750 аномалий, вызывающих свыше 3000 генетических нарушений.
Ежегодно в мире рождаются 5 млн. детей с тяжелыми врожденными дефектами развития. Наследственные аномалии прослеживаются на протяжении многих поколений и даже веков. (слайд 3)
К их числу, например, относится знаменитая челюсть у семейства Габсбургов. Не менее интересный пример - люди-альбиносы, лишенные пигмента меланина, живущие в джунглях Африки, способные вести только ночной образ жизни. Недаром их называют \"Дети Луны\". Есть примеры и в истории России. (Слайд 4)
- Подумайте, какую проблему мы будем сегодня решать
Проблемный вопрос:
Каковы причины этих несчастий? (Слайд 5)
- Скажите, какие вы знаете причины наследственных заболеваний?
Ответы учащихся
- Исходя из перечисленного, сформулируйте цель урока (Предположения учащихся)
- Сегодня на уроке мы с вами постараемся разобраться в причинах появления наследственных болезней, узнаем некоторые экзотические, редко встречающиеся формы аномалий, поговорим о профилактике и лечении наследственных болезней человека, с использованием современных компьютерных технологий.
Цель: расширить знания о причинах появления наследственных заболеваний. (прописывается во время урока на слайде 6).
- Все наследственные болезни человека на три группы: генные болезни, болезни с наследственной предрасположенностью и хромосомные. (Слайд 7)
- Я предлагаю вам поработать в группах, чтобы рассмотреть причины проявления наследственных заболеваний, конечными продуктами вашей работы - презентация Задания для групп (Слад 8)
Работа в группе 15 минут Учащиеся распределяются по группам по приготовленному домашнему заданию.
Выступления участников групп.
(Предлагаем вариант презентации одной группы Приложение 4)
- Хорошо, спасибо за выступления, а сейчас оцените работу каждого участника своей группы.
Ф.И. | Отметка |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
- Давайте обсудим, что у нас получилось. Из сделанных ваших отчетов видно, причиной наследственных заболеваний являются разные генетические изменения на уровне генов и хромосом. Мы можем их обозначить внутренними факторами или причинами, которые не зависят от воли родителей.
- А как вы думайте, есть ли еще причины возникновения мутаций или изменений хромосомного набора?
Ответы и высказывания учащихся.
Каждый человек имеет право родиться здоровым. И обеспечить это право должны в первую очередь родители. Потрeбление матерью токсических веществ (случаи наркомании, токсикомании, злоупотрeбление алкоголем и никотином) замедляет и нарушает внутриутробное развитие плода. Родившиеся дети часто отстают в росте и развитии, обладают уменьшенными размерами головы и мозга, слабоумием, хаpaктерным лицом с коротким вздернутым носом, маленьким подбородком, узкой красной каймой губ, узкими раскосыми глазами, не заращенной верхней губой и небом и другими пороками в развитии.
(Слайд 9). Под действием алкоголя в органах и тканях плода формируются постепенно изменения, называемые \"алкогольным синдромом плода\". В настоящее время алкогольная болезнь плода встречается 1 раз на 600 родов. В медицинской пpaктике встречается и такое понятие, как \"наркотический плод\". Наркотики нарушают формирование cпepматозоидов, процесс мейоза в яйцеклетке. Зачатие ребенка патологически измененными клетками предопределяет развитие дефектов, уpoдств, мертворождение.
Не расхождение хромосом, в процессе мейоза, приводит к возникновению различный аномалий (синдром Дayна, синдром Клайнфельтера, синдром Тернера-Шерешевского).
Причинами подобных уpoдств и дефектов может быть и загрязнение окружающей среды, радиация. (Слайд 10)
- Исходя из нашей работы, какие выводы напрашиваются (обсуждение и запись вывода на слайд 11)
Вывод:
Хромосомные, генные мутации, потрeбление токсических веществ, загрязнение окружающей среды, радиация служат причиной врожденных пороков развития, эндокринных нарушений, аномалий роста и развития, cмepтей в ранние сроки жизни ребенка. В некоторых семьях все дети рождаются с наследственной патологией.
Причиной наследственных заболеваний служат хромосомные и генные мутации, потрeбление токсических веществ, загрязнение окружающей среды, радиация
В настоящее время генетика как наука процветает и многие вопросы ученые пытаются решать, т.е. сейчас наследственную болезнь можно обнаружить до формирования клинической картины, нередко даже в родовом периоде.
Дородовая диагностика:
- ультразвук
- биопсия хориона (маленькие кусочки ворсинок хориона(наружной зародышевой оболочки) получают на 8 - 10 неделе беременности и проводят анализы) ;
- амниоцентез (прокол плодного пузыря на 14 - 16 неделе беременности)
Рекомендации:
Тяжесть течения наследственных заболеваний, малоэффективное лечение многих из них, передача из поколения в поколение - все это определяет безусловную необходимость их профилактики.
- Сформулируйте рекомендации для будущих родителей
Профилактика:
- Генетическое нормирование и исключение мутагенов (исключение мутагенных лекарственных средств и пищевых добавок, рентгенологических обследований) ;
- Планирование семьи (отказ от вступление в бpaк кровных родственников, отказ от деторождения при высоком риске наследственной патологии) ;
- Добровольная диагностика;
- Управление действием генов (коррекция наследственных болезней)
После обсуждения рекомендаций, записываются на слайд 12.
1. Исключение мутагенов
2. Планирование семьи
3. Добровольная диагностика
4. Коррекция наследственных болезней
3 этап. Закрепление \"Выполнение теста \" (Приложение 2
).Оценивание групп по критериям (Приложение 3)
Домашнее задание: параграф 14 (учебник 11 класса под редакцией И.Н. Пономаревой)
Комментарии:
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
17 01 2025 19:56:25
Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему. ...
16 01 2025 19:42:18
Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....
15 01 2025 9:29:26
Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...
14 01 2025 2:32:29
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
13 01 2025 23:30:37
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....
12 01 2025 13:20:21
Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе "Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях. ...
11 01 2025 19:33:49
Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....
10 01 2025 8:45:43
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. ...
09 01 2025 2:13:31
Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....
08 01 2025 12:33:41
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...
07 01 2025 0:37:25
Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...
06 01 2025 20:30:17
Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
05 01 2025 11:48:44
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
04 01 2025 16:20:45
Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....
03 01 2025 2:29:59
Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....
02 01 2025 16:55:48
Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....
01 01 2025 13:42:51
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями. ...
31 12 2024 4:39:56
Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....
30 12 2024 20:25:51
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...
29 12 2024 1:10:24
В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....
28 12 2024 14:39:36
В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....
27 12 2024 7:43:47
Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....
26 12 2024 23:45:46
Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....
25 12 2024 23:31:33
Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....
24 12 2024 9:21:57
Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....
23 12 2024 10:38:46
Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....
22 12 2024 8:59:43
Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....
21 12 2024 0:13:19
Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....
20 12 2024 20:51:18
Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....
19 12 2024 8:12:40
Контрольно-обобщающий урок по теме проводится в форме игры....
18 12 2024 19:36:54
Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....
17 12 2024 7:45:54
Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....
16 12 2024 10:44:43
Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке. ...
15 12 2024 20:13:29
Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....
14 12 2024 23:24:27
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
13 12 2024 22:51:52
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
12 12 2024 22:34:39
Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека". ...
11 12 2024 18:57:24
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...
10 12 2024 3:48:11
Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...
09 12 2024 14:33:55
Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....
08 12 2024 22:30:42
Цели урока: познакомить детей с малоизвестными интересными животными, способствовать развитию у детей любви к животным, бережному отношению к природе, к животному миру....
07 12 2024 6:46:30
Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....
06 12 2024 19:43:34
Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и пoлoвoй отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....
05 12 2024 3:58:41
Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....
04 12 2024 18:12:38
Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....
03 12 2024 16:33:33
Класс Paкообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце....
02 12 2024 14:56:11
Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки. ...
01 12 2024 6:30:24
Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...
30 11 2024 13:32:17
В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы. ...
29 11 2024 3:11:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::