Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)


Цель урока:

  • ознакомить учащихся с особенностями животных относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для пpaктической деятельности человека;
  • показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей;
  • расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях.

Оборудование урока: таблица “Рукокрылые”, таблица “Скелет птерозавра”, “Скелет птицы”, кинофильм “Рукокрылые”.

Ход урока

I. Актуализация опopных знаний.

1. Повторение материала, усвоенного на предыдущих уроках, о признаках класса Млекопитающие и подкласса Плацентарные.

(Предполагаемый ответ: признаки класса Млекопитающие: Наличие волосяного покрова,живорождение, вскармливание детенышей молоком, постоянная температура тела, наличие сальных и потовых желез. Признаки подкласса Плацентарные: наличие матки и плаценты, молочные железы оканчиваются сосками)..

II. Ввод в новую тему.

1. Рассказ учителя (Приложение 1) преследует цель реализации коллективного мышления.

Совместная расшифровка новых терминов: “рукокрылые”, “летучие мыши”

Учитель резюмирует: по внешности и способу передвижения эти зверьки резко отличаются от всех четвероногих млекопитающих и ставит перед учениками познавательную цель урока: при первом же взгляде на летучую мышь что приковывает наше внимание? Какие морфологические, анатомические, этологические особенности животных, объединенных в один отряд, дают нам основание называть их рукокрылые?

III. Изучение нового материала.

1. Основные признаки отряда рукокрылых.

Учитель обращает внимание детей на доску, где размещены таблицы “Рукокрылые” ,

Рис. 1 “Скелет птерозавра”

Рис. 2 Скелет птицы

Рис. 3 Летучая мышь

Летучие мыши хорошо приспособлены к полету, но строение крыла летучей мыши иное, чем у птиц. У птиц основная несущая плоскость – маховые перья, крепятся к костям предплечья. Тело летучих мышей поддерживается в воздухе движением больших кожистых крыльев, которые образованы летательными перепонками. Последние натянуты между длинными пальцами кисти, а затем идут от передних конечностей по бокам туловища до задних конечностей и далее до хвоста. Сколько же у летучей мыши пальцев на передних конечностях? Рис 3

- Пять. (Часто получаем неправильный ответ.) Недостаточно внимательные наблюдатели насчитывают здесь только четыре, а то и три пальца. Иногда от их внимания ускользает отдельно стоящий короткий и вооруженный когтем большой палец, которым летучие мыши пользуются при ползании и лазании, а еще неопытные наблюдатели принимают за один палец тесно сближенные между собой II и III пальцы, которые вместе составляют более прочную скелетную опору для переднего края крыла, встречающего при полете наиболее сильное сопротивление воздуха

Таким образом, II, III, IV, V пальцы растягивают перепонку крыла наподобие прутьев зонтика и подобно тем же прутьям складываются когда зверек не летает. Когда пальцы расходятся в стороны, летательная перепонка натягивается, и площадь крыла увеличивается, обуславливая машущий полет. У летучих мышей свободны от перепонки только задние конечности. Они вывернуты так, что колени обращены назад.

А если вспомнить строение кожистых крыльев у вымерших птерозавров, или летучих ящеров? Учитель обращается к рисунку №1

У них на пятипалой передней конечности последний палец (соответствующий нашему мизинцу) был чрезвычайно толст и по своей длине ровнялся длине всего тела вместе с хвостом. Этим огромным “мизинцем” поддерживалась кожистая перепонка, натянутая между передними и задними конечностями, она образовывала крылья, на которых летучие ящеры могли носиться по воздуху. У летучих мышей та же конструктивная задача получила более совершенное решение.

2. Далее учитель обращает внимание на то, что не смотря на принципиальное отличие крыла летучей мыши от крыла птицы и птерозавра. Можно отметить ряд сходных признаков, связанных с полетом птиц и рукокрылых. Особенности внутреннего скелета.

Приспособленность к полету выражается и в некоторых особенностях внутреннего скелета летучих мышей (рис. 1) Конечно, сильные и разнообразные движения крыльев возможны только при хорошо развитых ключицах , а с развитием сильных мышц, опускающих крылья при полете на гpyдине образовался киль, к которому они прикрепляются (вспомним скелет у птиц). На задних конечностях в связи с полетом образовались особые тонкие косточки – шпоры, поддерживающие часть межбедренной перепонки.

3. С целью закрепления знаний полученных на данном этапе урока проводится самостоятельная работа по составлению таблицы, в которой записаны признаки для сравнения.

Сходство приспособительных признаков к полету у рукокрылых и птиц

Признаки Рукокрылые Птицы
крылья + +
ключицы + +
киль + +
шпоры + +

Проверка заполнения таблицы. Запись вывода в тетрадь. Вывод: возникновение в процессе эволюции крыльев у пресмыкающихся, птиц, летучих мышей можно рассматривать как результат приспособлений к сходным условиям существования. Летательный аппарат и полет – первая особенность, отличающая рукокрылых.

  1. Учитель вновь обращает внимание детей на внешний облик летучих мышей. Что еще привлекает наше внимание?
  2. Просмотрите кинофильм “Рукокрылые”. Ответьте на вопросы: Какие признаки позволяют отнести летучих мышей к классу млекопитающих? В чем выражается приспособленность летучих мышей к полету? К сезонным изменениям природы? Как летучие мыши ориентируются в прострaнcтве? Какую роль грают летучие мыши в природе? Каково их пpaктическое значение?
  3. Ориентация в прострaнcтве вторая важная особенность рукокрылых. Работа с текстом (Приложение №2). Задание для самостоятельной работы учащихся.
  4. В комнате натянули много нитей с привязанными к ним колокольчиками. Летучих мышей с заклеенными пластырем глазами выпустили в комнату. Летая по комнате, они ни разу не задели нитей, ни один колокольчик не зазвенел. Чем это можно объяснить?

  5. Враги шестиногих. Сообщение ученика о роли летучих в природе. (Приложение № 3)
  6. Полезная деятельность летучих мышей не всегда находит правильную оценку. В связи с ночным, скрытым образом жизни летучие мыши разделяют судьбу других полезных ночных животных жаб и сов. Сообщение ученика “Почему их считают оборотнями”. (Приложение № 4).
  7. Демонстрация слайдов. Виды летучих мышей в Кузбассе. Красная книга Кемеровской области. Занесен один вид.

Отряд: Рукокрылые
Семейство: Гладконосые
Вид: Ушан обыкновенный.
Статус: Категория III

Длина тела – 4,2 – 5,0 см. Уши очень большие, чем легко отличается от других летучих мышей. Высота уха равна 3,1 – 4,1 см. Вес зверька равен 6 – 12 г. В Кемеровской области встречается летом в долине р. Томи. Питается преимущественно насекомыми.

IV. Закрепление. Обобщающая беседа.

Какие особенности отличают летучих мышей от других млекопитающих?

V. В качестве домашнего задания.

Прочесть из книги И. Акимушкина “Тропою легенд” главу о летучих мышах “Месть фараона” (с. 173). (Приложение №5)

Литература

  1. Акимушкин, И.И. “Тропою легенд” (М. 1961)
  2. Дмитриев, Ю.Д. “Соседи по планете” (млекопитающие).- М.: Дет. лит., 1981. – 304 с., ил
  3. Мосияш, С.С. “ Летающие ночью”. – М.: Знание, 1985. – 160 с.
  4. Яхонтов, А.А. “Зоология для учителя”. Т. 2. М., Просвещение, 1970. – 424 с. с илл.
  5. Молис, С.А. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981. – 224 с., ил.


Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе


    Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе

      Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся. ...

30 09 2022 10:15:10

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....

29 09 2022 16:28:39

"Цветок, плод, семя"


    "Цветок, плод, семя"

      Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....

28 09 2022 16:36:20

Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс

      В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....

27 09 2022 21:14:25

Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"


    Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"

      Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли. ...

26 09 2022 22:48:35

Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"

      В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра «Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опopно-схематические конспекты....

25 09 2022 2:24:13

Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"


    Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"

      Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....

24 09 2022 14:22:33

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»


    Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

      Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....

23 09 2022 18:55:15

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

22 09 2022 4:45:33

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"


    Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

      Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

21 09 2022 19:48:53

Познавательная игра "Полезные растения"


    Познавательная игра "Полезные растения"

      Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....

20 09 2022 1:17:26

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)

      Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок. ...

19 09 2022 4:32:57

Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"


    Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"

      В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....

18 09 2022 3:28:29

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии


    Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

      Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика. ...

17 09 2022 7:10:30

Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"


    Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"

      Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки. ...

16 09 2022 0:30:14

Многообразие цветковых растений


    Многообразие цветковых растений

      На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....

15 09 2022 2:18:28

Урок биологии в 8-м классе по теме "Орган зрения — глаз"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Орган зрения — глаз"

      Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока. ...

14 09 2022 6:41:22

Гуманизм и образование


    Гуманизм и образование

      Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

13 09 2022 2:42:49

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

12 09 2022 17:10:58

Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы


    Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы

      Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....

11 09 2022 18:33:43

Конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении"


    Конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении"

      На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью. ...

10 09 2022 23:14:57

Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса


    Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса

      Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....

09 09 2022 3:43:26

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....

08 09 2022 3:10:32

Безусловные и условные рефлексы. Классификация и сравнение

Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....

07 09 2022 15:56:10

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

06 09 2022 7:31:24

Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс

      Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....

05 09 2022 9:55:17

Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"


    Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"

      На тему "Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В.В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....

04 09 2022 14:47:18

Элективный курс "Здоровым быть здорово"


    Элективный курс "Здоровым быть здорово"

      Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....

03 09 2022 9:39:38

"Обмен белков, жиров и углеводов"


    "Обмен белков, жиров и углеводов"

      Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....

02 09 2022 9:45:18

Воздух – смесь газов


    Воздух – смесь газов

      Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....

01 09 2022 13:17:28

Функции переднего мозга


    Функции переднего мозга

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....

31 08 2022 11:57:24

Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"


    Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"

      Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология". ...

30 08 2022 14:24:39

Урок биологии по теме "Строение клетки"


    Урок биологии по теме "Строение клетки"

      Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала. Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы. ...

29 08 2022 8:14:41

Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)


    Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)

      В курсе "Общей биологии" есть интересная тема: "Происхождение человека". Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного....

28 08 2022 5:33:45

Авторская программа факультативного курса по биологии "Животные" с использованием информационного интегрированного продукта "КМ-Школа"


    Авторская программа факультативного курса по биологии "Животные" с использованием информационного интегрированного продукта "КМ-Школа"

      Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта "КМ-Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету "Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....

27 08 2022 5:57:53

Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"


    Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"

      Урок на тему «Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....

26 08 2022 18:58:19

Урок-презентация по биологии на тему "Естественный отбор – главная движущая сила эволюции"


    Урок-презентация по биологии на тему "Естественный отбор – главная движущая сила эволюции"

      Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....

25 08 2022 1:48:54

Обобщающий урок по теме "Пищеварение"


    Обобщающий урок по теме "Пищеварение"

      На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....

24 08 2022 7:39:18

Посвящение шестиклассников в юные биологи


    Посвящение шестиклассников в юные биологи

      Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....

23 08 2022 5:34:32

Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся


    Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся

      В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....

22 08 2022 14:23:26

"Класс млекопитающие. Отряд приматы"


    "Класс млекопитающие. Отряд приматы"

      Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....

21 08 2022 10:34:35

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

20 08 2022 10:21:33

Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"


    Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"

      Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и пpaктические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

19 08 2022 7:37:21

Исследовательский подход в преподавании биологии


    Исследовательский подход в преподавании биологии

      Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....

18 08 2022 13:56:32

Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"


    Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"

      Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие. ...

17 08 2022 5:30:50

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

16 08 2022 3:46:14

Видоизменения наземных побегов Биология

Видоизменения наземных побегов  Биология У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...

15 08 2022 4:37:27

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....

14 08 2022 3:50:53

Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)


    Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)

      На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...

13 08 2022 9:52:13

Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"


    Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"

      Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....

12 08 2022 16:39:10

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::