Форма и методы организации познавательной деятельности через личностно-ориентированный подход в учебном процессе > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Форма и методы организации познавательной деятельности через личностно-ориентированный подход в учебном процессе


    Форма и методы организации познавательной деятельности через личностно-ориентированный подход в учебном процессе

Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.

Начиная обучение, последовательно отpaбатываю со школьниками навыки усвоения материала, то есть:

  • навыки работы с рисунками текста;
  • навыки работы с терминами;
  • навыки работы с вопросами текста;
  • навыки выполнения и оформления таблиц, схем;
  • навыки выполнения лабораторно- пpaктических работ, самонаблюдений и исследований;
  • навыки выполнения биологических задач и экспериментов;
  • навыки составления тезисов по докладам;
  • навыки ведения рабочих тетрадей;
  • навыки работы с видео и киноматериалом;
  • навыки работы с кодотрaнcпорантами;
  • навыки работы в коллективе;
  • навыки работы с тестами;
  • навыки работы с творческим материалом.

Естественно для решения этих задач необходимо подходить с точки зрения и внешней и внутренней дифференциации.

При изложении нового материала выделяю следующие уровни:

Первый уровень вскрывает самое главное и фундаментальное и в тоже время самое простое в каждой теме, предоставляя обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Этот уровень зафиксирован как базисный стандарт.

Второй уровень: Дополнительные сведения. Они расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основные знания, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень увеличивает объем сведений, помогает глубже понять материал, делает общую картину более цельной.

Третий уровень: Развивающие сведения. Существенно углубляют материал, дают его логическое обоснование, открывают перспективу творчества. Данный уровень позволяет проявить себя в самостоятельной работе.

Например: на уроке излагаю материал на втором уровне всему классу, объясняя, выделяя, делая акцент на стандартном минимуме. Затем идет закрепление. Самостоятельная фронтальная работа с частичным выбором уровня знаний. На этом этапе отслеживается дифференциация учащихся на уровне усвоения. Далее учитель переходит к закреплению в режиме “диалога”, привлекая сильную группу детей для разбора заданий с более слабыми учащимися, т.е. работа консультантов в парах (добиваясь усвоения первого уровня).

Третий уровень преподавания предполагает дополнения к объяснению обобщающие повторение, индивидуальные самостоятельные задания учащимися (карточки- задания, кроссворды, ребусы, загадки).

При обобщении и повторении материала широко применяю методику выбора учащимися разноуровневых заданий. При внедрении уровневых заданий учитываю:

- реальность, посильность и доступность заданий для учащихся.

- уровень обучения определяется глубиной содержания образования.

- минимальный уровень стандарт биологического образования.

Для организации урока использую следующие формы:

А) работа в группах;

Б) работа в режиме диалога;

В) семинарско-зачетная система;

Г) внеурочные индивидуальные дополнительные занятия;

Д) работа с биологическими терминами;

Е) нестандартные формы: конференции, КВН, викторины, диспуты, исследования.

В МОУ Березовской СОШ реализуется педагогическая технология внешней дифференциации учащихся по общим способностям, по частным способностям, по не способностям.

Дифференциация по общим способностям происходит на основании общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности. Индивидуальные различия учащихся учитываются при организации внутренней дифференциации на уроке за счет соответствующих технологий обучения. Трудность для учителя состоит в том, что параллель в школе одна, в крайнем случае две, да и наполняемость в классах невелика. Классы коррекции организованы с 5-го класса, а в основном в одном классе обучаются ученики с разным уровнем обучаемости. При составлении поурочных планов разpaбатываю разноуровневое планирование, в котором отpaбатываю формы и методы, деятельность учащихся на уроке и т.д.

Пример: 6-й класс при изучении раздела “Отдел покрытосеменные растения” тема “Семейства класса двудольные растения” в классе общего уровня данную тему предлагаю учащимся следующим образом:

I. Контроль знаний о покрытосеменных и их жизненных формах, о многообразии, строении, роли в природе и жизни человека.

Работа в группах

Карточка-задание 1 (первый уровень) (7 тип программы).

  • Как вы думаете, почему классы однодольные и двудольные получили такое название.
  • Определите, какие из изображенных частей растений хаpaктерны для однодольных, а какие для двудольных. Перерисуйте в тетрадь и сделайте подписи ко всем арабским и римским цифрам (Приложение 1 а).

Карточка – задание 2 (обычный уровень).

В тетради запишите названия растений изображенных на рисунке. (Приложение 1 б). Укажите класс к которому эти растения относятся.

Проверьте себя по ответам и поставьте оценку:

нет ошибок – 5;
1 ошибка – 4;
2 ошибки – 3;
3 и более ошибок – 2.

Карточка-задание 3 (продвинутый уровень).

Зашифруйте двудольные и однодольные растения буквами “Д” и “О” и около каждой буквы запишите номера тезисов, хаpaктерных для растений этого класса.

II. Тезисы.

1.В зародыше семени имеется две семядоли.

2. Число чашелистиков, лепестков и тычинок чаще всего кратное трем.

3. Жилкование листа дуговое или параллельное (сетчатое как исключение)

4. В зародыше семени одна семядоля.

5. Число чашелистиков, лепестков и тычинок чаще всего кратное четырем или пяти.

6. Сосудисто-волокнистые пучки расположены в стeбле строго по кругу между корой и древесиной имеется камбий.

7.Камбия нет. Сосудисто-волокнистые пучки разбросаны по стeблю.

8.Мочковатый тип корневой системы.

9. Стержневой тип корневой системы.

10.Жилкование листа сетчатое (дуговое как исключение).

Карточка-задание 4 (дополнительно).

1.Самыми главными признаками, хаpaктеризующими голосеменные растения, являются: семязачаток, cпepмий, ветроопыляемость, пыльцевая трубка, семена, древесный стебель. У покрытосеменных кроме этих есть и другие признаки, отличающие их от голосеменных. Какие?

2. В каких условиях обитают покрытосеменные растения? Назовите представителей покрытосеменных растений?

III. Выступают докладчики с темами:

Семейства класса Двудольные растения по плану:

  • хаpaктеристика;
  • представители;
  • значение распространение.

IV.Учащиеся во время докладов работают с программными картами.

V. Анализ выполненных заданий.

Вызывается учащийся к доске, ему предлагается проанализировать работу своего одноклассника.

VI. Индивидуально:

составить опopный конспект “Двудольные”- в котором дана информация о 4 семействах по плану: количество видов, жизненные формы, строение соцветий, плодов, цветков. Затем, работая в парах, обмениваются мнением друг с другом. Консультанты просматривают и выбирают лучшие (Приложение 2).

VII. Контроль по усвоению знаний провожу с точки зрения дифференциации. Письменные работы провожу не часто, но считаю их включение в учебный процесс необходимым, время регламентирую.

Итоговая проверка.

Пример: Разноуровневая контрольная работа

Цель: Отработать вопросы пpaктического значения знаний по систематике растений и подвести учащихся к пониманию и значению систематики, отображающей степень родства различных растений по их сходству или различию.

1 вариант.

1.Отберите из предложенного гербария представителей одного семейства. Назовите признаки, по которым эти растения можно отнести к одному семейству?

2. Из перечня признаков выпишите те из них, по которым растения относят к семейству крестоцветных:

А – плод костянка
Б – Ч5 Л5 Т П
В – Ч4 Л4 Т4+2 П1
Г – плод стручок
Д – соцветие корзинка
Е – соцветие кисть

2 вариант

1. Рассмотрите живые растения или гербарные образцы и заполните таблицу.

Название растений

Тип корневой системы

Жилкование листьев

     
     
     

Как определить, к какому классу относят данные растения?

2. Из перечня признаков выпишите те, которые хаpaктерны для растений семейства бобовых (мотыльковых)

А – плод стручок
Б - плод боб
В – сетчатое жилкование листьев
Г – Ч5 Л5 Т5 П1
Д – Ч5 Л5(2+(2)+1) Т9+1 П1

3. Какие культурные и дикорастущие растения семейства злаков вы знаете?

3 вариант.

  1. По каким общим признакам растения семейства розоцветных и растения семейства пасленовых объединяют в один класс. Назовите этот класс растений и перечислите признаки этого класса по плану:
  2. А) тип корневой системы;
    Б) жилкование листьев;
    В) количество семядолей у зародыша.

  3. Распределите перечисленные растения по семействам:
  4. редька дикая;
    паслен черный;
    горох посевной;
    белена черная;
    хрен деревенский;
    табак душистый;
    акация желтая.

  5. Какое значение систематика имеет для биологической науки.

Тестирование:

  1. Признаки отдела покрытосеменных:
  2. А) – стержневая корневая система;
    Б) – корень, побег, цветок, плод с семенами;
    В) – корневище;
    Г) – побег, корень, семя.

  3. Признаки класса двудольных:
  4. А) – плод ягод;
    Б) – плод зерновка;
    В) – стержневая корневая система, зародыш с двумя семядолями, сетчатое жилкование листьев;
    Г) – корень, побег, цветок, плод с семенами.

  5. Растения семейства пасленовых:
  6. А) – овес, рожь, пшеница;
    Б) – томат, дурман, белена, картофель;
    В) – редька, репа, капуста;
    Г) – астра, василек, одуванчик.

  7. Ядовитые растения:
  8. А) – дурман обыкновенный;
    Б) – пастушья сумка;
    В) – черный паслен;
    Г) – горчица полевая.

  9. На родство растений одного семейства указывает:
  10. А) – их способность к фотосинтезу;
    Б) – использование кислорода для дыхания;
    В) – общие признаки в строении их цветка;
    Г) – произрастание на одной территории;

  11. Растения, семейства злаков имеют
  12. А) – листья сложные;
    Б) – стебель соломина;
    В) – плод стручок;
    Г) – плод зерновка.

  13. Наиболее крупная систематическая единица:
  14. А)- отдел;
    Б) – царство;
    В) – вид;
    Г) – семейство.

  15. Систематическая категория, объединяющая виды:
    А) – класс;
    Б) – род;
    В) – семейство;
    Г) – отряд.
  1. Признаки отдела голосеменных:
  2. А) – размножаются спорами;
    Б) – размножаются семенами;
    В) – семена защищены плодами;
    Г) – плод не образует.

  3. Наличие хлорофилла – признак:
  4. А) – царства растений;
    Б) – отдела покрытосеменных;
    В) – семейства злаков;
    Г) – класса двудольных.

На уроках 1 уровня использую методику выполнения работ по образцу подробный инструктаж. Работая с первичным материалом на 1 уровне, имеет смысл многократного повторения (проговаривание, рисунки, опopные конспекты)

Пример: 8-й класс. Человек и его здоровье. Нервная система. При актуализации опopных знаний учащихся часто применяю уплотненный опрос по следующей схеме.

1. Работа у доски. Изобразите поперечное сечение спинного мозга и расскажите по рисунку о строении спинного мозга.

2. Работа с карточками (дифференцированные). Карточка. Уровень – стандарт (1).

1) Определите отделы нервной системы.

Нервная система человека.

2) Какими частями нервных клеток образовано серое вещество; белое вещество.

Карточка №1. (Уровень общий)

1. Что такое рефлекс?

2. Почему и как происходит выделение у человека слюны при попадании в рот соли?

3. Нарисуйте и подпишите схему дуги этого рефлекса. Карточка. Уровень развивающий (III)

Из перечня / 1-12 / выберите и зашифруйте ответы на вопросы /1-ХV/:

1. Раздражитель.
2. Сократимость.
3. Возбудимость.
4. Возбуждение.
5. Проводимость.
6. Рефлекс.
7. Торможение.
8. Белое вещество.
9. Серое вещество.
10.Спинномозговые нервы.
11.Передний корешок нерва.
12. Задний корешок нерва.



Комментарии:

Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"


    Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"

      Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....

27 04 2024 22:28:24

Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"


    Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"

      Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....

26 04 2024 7:40:20

Обобщающее повторение по теме "Тип члeнистоногие"


    Обобщающее повторение по теме "Тип члeнистоногие"

      Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интеpaктивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного процесса. Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивные, наглядные и пpaктические. Для актуализации знаний использован биологический тренажёр, биологические задачи, направленные на развитие самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления. ...

25 04 2024 12:41:27

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

24 04 2024 10:54:52

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

23 04 2024 2:38:51

Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»


    Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»

      Усвоение биологических знаний наиболее эффективно при непосредственном знакомстве учащихся с многообразием окружающего мира в природе. Самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес. Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог в непосредственном знакомстве с растениями в природе....

22 04 2024 4:33:18

Тема: «Многообразие насекомых»

Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить хаpaктерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....

21 04 2024 8:44:12

Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс

      Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....

20 04 2024 20:28:14

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

19 04 2024 22:39:15

Урок биологии по теме "Современная теория возникновения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж.Холдейна"


    Урок биологии по теме "Современная теория возникновения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж.Холдейна"

      Урок является своеобразным экскурсом в историю развития взглядов на проблему происхождения жизни. Более детально изучается современная теория происхождения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж. Бернала, в соответствии с которой жизнь возникла естественным путем из неорганической материи. ...

18 04 2024 19:39:15

Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"


    Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"

      Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....

17 04 2024 20:25:40

Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий


    Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий

      В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....

16 04 2024 15:54:51

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в группы соцветия? Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром....

15 04 2024 14:51:42

"Загадки мира растений" (час игры и состязаний)


    "Загадки мира растений" (час игры и состязаний)

      В нашей школе традиционно проходит предметная неделя биологии, в рамках которой проводятся внеклассные мероприятия и нестандартные формы уроков. Этот час веселых затей включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить пpaктические и теоретические знания учащихся о растениях. ...

14 04 2024 20:34:17

Правило постоянства и преемственности числа хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы

Правило постоянства и преемственности числа хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....

13 04 2024 21:13:52

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

12 04 2024 2:13:57

Химический состав клетки. 5-й класс


    Химический состав клетки. 5-й класс

      Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....

11 04 2024 22:19:43

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....

10 04 2024 20:11:21

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

09 04 2024 20:23:21

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

08 04 2024 1:53:57

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Урок изучения нового материала по теме: "Тип Члeнистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют хаpaктеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу. ...

07 04 2024 18:59:13

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

06 04 2024 17:37:47

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

05 04 2024 4:32:23

Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"


    Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"

      На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....

04 04 2024 17:49:32

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

03 04 2024 15:54:40

Комбинированный урок "Многообразие одноклеточных, их значение в биогеоценозах и жизни человека"


    Комбинированный урок "Многообразие одноклеточных, их значение в биогеоценозах и жизни человека"

      Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы. ...

02 04 2024 8:52:20

Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...

01 04 2024 6:14:29

Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"


    Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"

      Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....

31 03 2024 23:45:59

Формула здоровья


    Формула здоровья

      Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....

30 03 2024 0:10:21

Программа экологического воспитания. Клуб "ЭКОС"

Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...

29 03 2024 2:35:55

Многообразие земноводных и их значение


    Многообразие земноводных и их значение

      Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....

28 03 2024 6:47:59

Урок по теме "Строение и функции белков"

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....

27 03 2024 20:31:50

Урок биологии по теме "Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"

Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....

26 03 2024 11:18:57

Рифмованные загадки о растениях Амурской области


    Рифмованные загадки о растениях Амурской области

      Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....

25 03 2024 9:26:13

Урок биологии. Тема: "Эмбриональный период развития организмов". 9-й класс

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....

24 03 2024 23:56:47

Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс

      Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....

23 03 2024 22:45:26

Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс


    Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс

      Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде....

22 03 2024 0:51:56

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

21 03 2024 5:44:56

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме


    Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

      Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....

20 03 2024 19:42:22

Господин кабан и свинка-господинка

Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...

19 03 2024 3:32:10

Обобщающий урок биологии по теме "Тип члeнистоногие"


    Обобщающий урок биологии по теме "Тип члeнистоногие"

      Урок-игра – одна из интересных форм обобщения знаний по классификации типа члeнистоногие; определяет место члeнистоногих в системе органического мира; закрепляет полученные знания....

18 03 2024 16:19:54

Археи - домен живых организмов. 7-й класс


    Археи - домен живых организмов. 7-й класс

      Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....

17 03 2024 4:38:34

Пищеварение в ротовой полости. Глотание


    Пищеварение в ротовой полости. Глотание

      Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения. ...

16 03 2024 14:23:20

Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"


    Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"

      Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки. ...

15 03 2024 17:42:30

Горные породы и минералы. 5-й класс

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....

14 03 2024 2:50:22

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

13 03 2024 12:47:49

Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"


    Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"

      Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....

12 03 2024 3:58:40

Класс двудольные. Семейство Пасленовые. 6-й класс


    Класс двудольные. Семейство Пасленовые. 6-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....

11 03 2024 7:55:22

Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс


    Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс

      Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....

10 03 2024 14:56:25

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

09 03 2024 7:18:32

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::