Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе
Пояснительная записка.
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процеДypaми, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы. Таковыми материалами могут служить тесты.
Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы обучения биологии в школе и достижений биологической науки. Задания составлены с использованием текста учебника, распределены по темам в соответствии с программой курса “Биология 9 класса”.
Цели и задачи тестовой программы:
- научить пользоваться тестовой системой каждого учащегося;
- одновременная проверка знаний учащихся всего класса, минимальные затраты времени на нее;
- выявление у учащихся теоретических знаний сложных определений и терминов, пpaктических навыков;
- возможность каждому учащемуся объективно оценить уровень своих знаний, а также определить свой рейтинг в классе;
- подготовить учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена.
Как пользоваться сборником тестов.
- Каждый тематический тест позволяет проверить уровень подготовки учащегося после изучения каждой главы учебника.
- Название темы приводится в начале теста.
- При работе с тестами не разрешается пользоваться дополнительным материалом.
- Большинство тестов имеет два варианта заданий в каждой теме (тесты№:1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9,10, 13).
- Каждый тематический тест содержит определенное
количество заданий.
Тесты № 1,2,3,8,9,10,11,12 – 20 вопросов.
Тесты № 4,5,6,7,13,15 – 15 вопросов.
Тест № 14 – 10 вопросов. - В тестах используются задания с выбором одного правильного ответа.
- Задание представляет собой вопрос или утверждение, которое необходимо правильно дополнить. Варианты ответов указываются под буквами а, б, в, г с круглой скобкой.
- К каждому тесту разработаны бланки-карточки (см. приложение № 16), которые раздаются до начала тестирования и заполняются каждым учеником.
- Время тестирования ограничено и зависит от количества вопросов в тесте и уровня успеваемости учащегося.
- Для оперативной проверки тестов разработаны кодовые карточки (см. приложение № 17).
Перечень тестов к учебнику “Биология. Общие закономерности”, 9 класс (авторы: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И.)
Раздел 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ.
Тест №1.
- Многообразие и свойства живых организмов (главы 1,2; стр.3-7).
- Развитие биологии в додарвиновский период.
Тест №2.
- Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. (глава 3; п.3-6)
Тест №3.
- Приспособленность организмов к условиям внешней среды, как результат действия естественного отбора. (глава 4; п.7-9)
Тест №4
- .Микроэволюция. Макроэволюция. (главы 5-6; п.10-13)
Тест №5.
- Возникновение и развитие жизни на Земле. (главы 7-8; п.14-20)
Раздел 2.СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.
Тест №6.
- Химическая организация клетки .Обмен веществ. (главы 9-10; п.21-24)
Тест №7.
Строение и функции клеток. (глава 11; п.25-29)
Раздел 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.
Тест №8.
- Размножение организмов. (глава 12; п.30-31)
Тест №9.
- Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (глава 13; п.32-34)
Раздел 4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ.
Тест №10.
- Генетика. Наследственность организмов. (глава 14; п.35-40)
Тест №11.
- Закономерности изменчивости. (глава 15; п.41-42)
Тест №12.
- Селекция. (глава 16; п.43-45)
Раздел 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ.
Тест №13.
- Биосфера, ее структура и функции. (глава 17; п.46-49)
Тест №14.
- Биоценозы. (глава 17; п.49-53)
Тест №15.
- Биосфера и человек. (глава 18; п.54-56)
В Приложениях 1-15 представлены вопросы тестов (номер приложения соответствует номеру теста), а в приложении 18 – таблица ответов ко всем тестам.
Приложение 1 | Приложение 2 | Приложение 3 | Приложение 4 | Приложение 5 |
Приложение 6 | Приложение 7 | Приложение 8 | Приложение 9 | Приложение 10 |
Приложение 11 | Приложение 12 | Приложение 13 | Приложение 14 | Приложение 15 |
Список используемой литературы.
- С.Мамонтов, В.Захаров, Н.Сонин. Биология 9 класс “Общие закономерности”. ДРОФА, Москва, 2002 год.
- Оценка качества выпускников основной школы. ДРОФА Москва, 2000 год.
- Центр тестирования Министерства образования РФ. Пособие для подготовки к тестированию. Москва, 2002 год.
Комментарии:
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
09 10 2025 1:15:54
Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....
08 10 2025 3:22:21
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
07 10 2025 22:28:49
Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов. Кейс по теме «Лишайники» может быть рекомендован при изучении разных тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективен кейс для работы с учащимся 10–11-х классов при изучении тем «Формы взаимодействия популяций разных видов», «Приспособленность – результат эволюции», «Основы современной систематики»....
06 10 2025 23:22:16
На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы.
...
05 10 2025 13:48:40
Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....
04 10 2025 16:34:40
Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....
03 10 2025 18:45:39
Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе.
...
02 10 2025 0:53:59
В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....
01 10 2025 2:30:41
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
30 09 2025 23:51:18
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
29 09 2025 14:21:50
Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края.
...
28 09 2025 8:46:51
Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....
27 09 2025 9:12:15
Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...
26 09 2025 22:27:39
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
25 09 2025 8:24:23
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
24 09 2025 13:20:26
Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...
23 09 2025 2:54:39
Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....
22 09 2025 9:53:28
Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....
21 09 2025 7:16:55
Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....
20 09 2025 18:14:49
Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
19 09 2025 14:40:21
Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....
18 09 2025 13:11:40
Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....
17 09 2025 2:14:30
Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....
16 09 2025 20:16:22
Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....
15 09 2025 19:26:43
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока.
...
14 09 2025 18:35:24
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
13 09 2025 5:18:52
Клетки разных организмов имеют свои хаpaктерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....
12 09 2025 3:15:44
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств.
Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение.
...
11 09 2025 3:48:44
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
10 09 2025 17:38:15
Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....
09 09 2025 10:14:15
Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....
08 09 2025 10:45:55
Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....
07 09 2025 17:59:11
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений".
...
06 09 2025 10:35:39
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения.
...
05 09 2025 4:21:19
Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....
04 09 2025 22:23:21
Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....
03 09 2025 13:23:39
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
02 09 2025 16:10:35
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
01 09 2025 21:15:21
Урок призван сформировать представление о горных породах биогенного происхождения, показать особенности их формирования, изучить их внешние хаpaктеристики, геологическое время происхождения....
31 08 2025 19:49:10
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
30 08 2025 23:29:26
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
29 08 2025 3:35:29
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
28 08 2025 20:10:22
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
27 08 2025 17:24:24
Путь рефлекса не должен нарушаться, иначе не будет осуществляться реакция, рефлекс, т.е. необходима целостность всех звеньев....
26 08 2025 2:22:23
Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....
25 08 2025 22:45:57
Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....
24 08 2025 13:53:21
Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к пpaктике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для пpaктического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух комaнд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....
23 08 2025 12:28:48
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
22 08 2025 9:45:28
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
21 08 2025 13:37:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::