Урок-викторина "Прощание с ботаникой" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-викторина "Прощание с ботаникой"


    Урок-викторина "Прощание с ботаникой"

“Ботаники не кончится урок – жизнь будет ее вечным продолжением”

Цели и задачи:

  • систематизировать и углубить знания по изученному предмету;
  • развивать логическое мышление и познавательный интерес учащихся;
  • прививать навыки коллективного общения, толерантность.

Оборудование:

  • счетное табло,
  • листы учета,
  • таблицы по теме,
  • карточки с заданиями;
  • гербарный материал.

Условия игры: урок проводится по принципу “Крестики-нолики” и телевикторины “Счастливый случай”. Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны “ОРДЕНА”:

Гeймы:

1-й гeйм – “Круг знаний”;

2-й гeйм – “Пятый лишний”;

3-й гeйм – “Найди ошибку”;

4-й гeйм – “АБВГД-ейка”;

5-й гeйм – “Узнай меня”;

Физминутка

6-й гeйм – “Почемучки”;

7-й гeйм – “Лабиринт “Цветы вокруг нас”;

8-й гeйм – “Кто он”;

9-й гeйм – “Дальше, дальше…”.

Участники: две комaнды по 8 человек в каждой, два ассистента, группа консультантов и присутствующие болельщики.

Задачи участников игры:

  1. Две комaнды соревнуются в знаниях в течение всех гeймов.
  2. Болельщики участвуют в разминке и отвечают на вопросы, в случае если комaнды затрудняются ответить.
  3. Группа консультантов анализирует ответы всех участников игры, формирует выводы.
  4. Ассистенты ведут подсчет баллов и оказывают помощь ведущему (в каждом гeйме комaнды имеют возможность получить очко крестик (Х) или нолик (0), которое заносится в счетное табло).

В ходе урока звучит музыка.

Учитель. Ребята! Наша встреча сегодня посвящается расставанию с удивительным предметом, который изучает мир растений – БОТАНИКОЙ. Мы вспомним все встречи с ней и попытаемся ответить на те вопросы, которые она нам предложит.

На это время нам всем предстоит стать жителями “Царства Ботаники”, которая созывает сегодня “Совет Юных Ботаников”. На наш праздник сегодня пришла одна из принцесс этого царства – Флора (входит дeвoчка в платье, украшенном цветами и с венком на голове).

“Я – принцесса Царства Ботаники повелеваю:

§ 1. Иметь эмблему своего любимого растения (не только цветка) ;

§ 2. Восторгаться растениями;

§ 3. Активно принимать участие в решении задач, поставленных королевой Ботаникой;

§ 4. Объявить праздник “Прощание с ботаникой” открытым ”, – Флора.

Ассистенты раздают участникам личные карточки участия в уроке.

Личная карточка участия в уроке

(фамилия учащегося)

  Виды деятельности Счетчик
Жетон Оценка
1 *Сочинения    
2 *Реферат    
3 *Доклад    
4      
1 “Круг знаний”    
2 “Пятый лишний”    
3 “Найди ошибку”    
4 “АБВГД-ейка”    
5 “Узнай меня”    
6 “Лабиринт”    
7 “Почему”    
8 “Кто он”    
9 “Дальше, дальше…”    

*В верхней части таблицы выставляется оценка тем учащимся, которые до урока подготовили письменную работу.

Учитель. У каждого на гpyди прикреплена эмблема самого любимого растения. Расскажите о нем как можно больше интересного, можно рассказать стихотворение, спеть о нем песню. (За самый интересный рассказ приз – жетон).

I. Разминка. Перед началом игры разминка помогает сконцентрировать внимание всех участников на игре. Им предлагается повторить систематику растений.

Аналитическая группа приступает к работе. За каждый правильный ответ участник получает жетон.

Ведущий называет растения, а учащиеся – семейство к которому оно относится:

  1. Земляника лесная – Розоцветные, Двудольные;
  2. Фасоль – Мотыльковые, Двудольные;
  3. Пижма обыкновенная – Сложноцветные, Двудольные;
  4. Яблоня – Розоцветные, Двудольные;
  5. Ландыш майский – Лилейные, Однодольные;
  6. Пшеница – Злаки, Однодольные;
  7. Паслен черный – Пасленовые, Двудольные;
  8. Картофель – Пасленовые, Двудольные;
  9. Персик – Розоцветные, Двудольные;
  10. Рябина – Розоцветные, Двудольные;
  11. Лилия – Лилейные, Двудольные;
  12. Кукуруза – Злаки, Однодольные;
  13. Астра – Сложноцветные, Двудольные;
  14. Черемуха – Розоцветные, Двудольные;
  15. Акация – Мотыльковые, Двудольные;
  16. Репчатый лук – Лилейные, Однодольные;
  17. Ковыль – Злаки, Однодольные;
  18. Одуванчик – Сложноцветные, Двудольные;
  19. Томаты – Пасленовые, Двудольные;
  20. Клевер – Мотыльковые, Двудольные;

II. Жеребьевка. Игру начинает та комaнда, которая отгадает загадку или ребус:

(АЛЫЧА)

(ОВСЮГ)

(СУРЕПКА)

III. Ход игры.

Первый гeйм. “Круг знаний”.

1. Какие признаки хаpaктерны для всех живых организмов? (Дыхание, питание, рост, размножение).

1. Систематика – это наука о … (многообразии организмов, объединении их в группы на основе родства).

2. Почему водоросли считают наиболее просто организованными растениями? (Не имеют тканей и органов).

2. Растения, у которых две семядоли, стержневая корневая система, сетчатое жилкование, относят к классу… (Двудольные).

3. Почему грибы нельзя считать растениями? (Их клетки не содержат хлоропластов, поэтому в них не происходит фотосинтез).

3. Чем отличаются бактерии от одноклеточных водорослей? (Они не имеют оформленного ядра и хлоропластов).

4. Почему картофель нельзя отнести к семейству сложноцветных? (У них разное строение цветка).

4. Зачем при выращивании капусты рыхлят почву? (Для улучшения дыхания корней и сохранения влаги).

5. Мхи считают более высокоорганизованными растениями, т.к. … (У них появились ткани и органы).

5. Микология – это наука… (о грибах).

Консультанты подсчитывают количество жетонов у каждой комaнды, и результат заносится в табло.

Второй гeйм. “Пятый лишний”.

Каждый игрок комaнды получает пять гербарных листов с растениями и задание: определить лишнее растение (называется признак, отсутствие которого у одного из пяти растений делает его лишним).

К этому заданию можно использовать материал других тем, например, грибы: масленок, подберезовик, лисичка, белый, подосиновик (лисичка – трубчатый).

Результат оценивается по количеству правильных ответов участников комaнды и заносится в табло.

Третий гeйм. “Ты – мне, я – тебе” или “Найди и исправь ошибку”.

Комaнды могут обменяться заранее подготовленными рассказами-“небылицами” (домашнее задание) или получить задание от учителя.

В тексте найти 4 ошибки, исправить их, и дать объяснение.

1-й вариант.

“СОВЕТЫ ОГОРОДНИКАМ”

1. В яркий солнечный день обильно опрыскивайте листья растений – это освежает их.

2. Никогда не рыхлите почву – это способствует повреждению корней.

3.Для закалки рассады особенно полезно использовать холодную воду.

4. Уничтожайте дождевых червей, обитающих в почве – они подгрызают корни растений.

Соблюдайте мои советы, и вас ждет большой урожай овощей и фруктов

Барон Мюнхгаузен

В этом письме барон Мюнхгаузен дает несколько советов огородникам. Прав ли знаменитый выдумщик? Обоснуйте ответ.

2-й вариант.

“ВОДОРОСЛИ”

В море, главным образом, вдоль побережья, произрастает много разнообразных растений. Большинство крупных морских растений – водоросли, которые размножаются семенами.

В наших дальневосточных морях растет крупная бурая многоклеточная водоросль – ламинария. Ее тело прикрепляется к камням или подводным скалам корнями.

В хроматофорах листьев морских водорослей находится хлорофилл.

В стeблях водорослей образуется органические вещества: сахар, крахмал, жир, белки.

Барон Мюнхгаузен

Уличите Мюнхгаузена, т. е. найдите 4 ошибки, исправьте их и объясните.

Четвертый гeйм. “АБВГД-ейка”.

Комaнды получают по 3-5 биологических термина, которые надо объяснить.

Опыление – (перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика) ;

Оплодотворение – (слияние cпepматозоиды с яйцеклеткой) ;

Клубень – (видоизмененный побег, в утолщенной части которого откладываются запасные питательные вещества) ;

Дерево – (жизненная форма растения с одним одресневевшим многолетним стeблем) ;

Кора – (поверхностный слой стeбля или корня) ;

Бациллы – (бактерии палочковидной формы).

Можно предложить комaндам найти определение данных терминов в учебнике, используя определенный код. Например, стр. 119, столбец 1, вторая строка сверху (оплодотворение).

Результат оценивается по количеству правильных ответов участников комaнды и заносится в табло.

Пятый гeйм. “Узнай меня”.

Комaндам выдаются тексты с описанием растений. Необходимо ответить о каком растении идет речь.

1-й вариант.

На каждом пустыре можно встретить это растение. Его бледно-желтые цветки с тонкой сеткой фиолетовых прожилок довольно красивы. К осени кость соцветия удлинняется и на нем висят плоды, похожие на кувшинки с крышечками. Такого у других растений не увидишь.

Средневековый врач Манттиоли писал:

“Дети…объелись и в такое сумасбродство впали, что родичи их причин не ведая, козней злых духов страшится стали”.

Король датский, отец Гамлета был убит этим растением.

Сейчас оно входит в состав мазей для лечения радикулита, неврита, артрита, т.к. обладает обезболивающим эффектом.

Что это за растение, и к какому семейству оно принадлежит?

(Дурман, Пасленовые, Ч(5)Л(5)Т(5)П1).

2-й вариант.

Это растение можно встретить на лесных полянках, опушках, пустырях, полях, в степях оно образует целые заросли.

Древние греки его посвящали богине охоты Артемиде. В те далекие времена существовала легенда: однажды охотясь в полях, богиня Артемида увидела незнакомое ей растение с сильным запахом и очень горьким вкусом. Эти пахучие вещества – эфирные масла, которые способствуют уменьшению испарения воды. Предполагают, что с этим связано родовое название этого растения – артемизия, в переводе с греческого – “здоровый”. Некоторые виды используют для лечения желудочно-кишечных заболеваний. Его семена высокопитательный корм для многих птиц. Пчелы запасают его пыльцу, называемую пергой, для кормления личинок. Горький вкус листьев защищает эти растения от поедания животными.

Однако, если семена попадают в муку, из которой выпекают хлеб, он будет горьким. В России название этого растения происходит от слова “поле”, потому что в поле его больше всего.

(Полынь, Сложноцветные,Ч0Л(5)Т(5)П1)

Результат оценивается по количеству правильных ответов участников комaнды и заносится в табло.

Физминутка. “Жизненные формы”.

Ведущий перечисляет жизненные формы растений. Учащиеся должны встать и поднять руки вверх если это растение относится к деревьям, соответственно, если растение относится к кустарникам – они должны опустить руки и сесть.

Береза, акация, липа, одуванчик, ель, горох, клен, ромашка, орешник, тюльпан, смородина, черемуха, овес, дуб, малина, подсолнечник.

Шестой гeйм. “Почемучки”.

Комaндам раздаются карточки с текстом. На вопрос, поставленный в нем они должны дать ответ.

1-й вариант.

На пустыре, где растет крапива, надо посадить огурцы или горох. Крапива, как известно, растет на богатой почве, поэтому там посадили горох.

Правильно ли был сделан выбор? Почему?

(Нет, нужно было посадить огурцы)

2-й вариант.

Двое учащихся на опытных делянках выращивали картофель, они поливали, рыхлили картофель, подкармливали и окучивали растение одинаково. Один из них оборвал с ботвы много листьев, другой удалил с ботвы только боковые побеги и цветки. Кто из них соберет большой урожай?

(Второй ученик)

Результат оценивается по количеству правильных ответов участников комaнды и заносится в табло.

Седьмой гeйм. Лабиринт “Цветы вокруг нас”.

С помощью лабиринта необходимо ответить: “Откуда родом эти комнатные и садовые растения?”. Всем члeнам комaнды выдается такой лабиринт. Каждый ученик находит родину одного из восьми растений.

1-й вариант.

2-й вариант.

Результат оценивается по количеству правильных ответов участников комaнды и заносится в табло.

Восьмой гeйм. “Кто он”.

Участникам комaнд предлагается криптограмма. Они должны вписать в пустые названия изображенных на рисунках культурных растений. Если задание будет выполнено правильно, то они узнают имя великого русского ученого, зашифрованное в криптограмме. Учащиеся должны рассказать: “Какой вклад в русскую науку внесли эти ученые?”

1-й вариант.

(Вавилов)

2-й вариант.

(Мичурин)

Результат оценивается по количеству правильных ответов участников комaнды и заносится в табло.

Девятый гeйм. “Дальше, дальше…”

Представители комaнд выбирают пакеты с вопросами. В течение 3 минут комaндам требуется ответить на максимальное их число.

Вопросы для первой комaнды:

  • след белого человека (подорожник);
  • абрикос, сушенный половинками (курага) ;
  • земляной орех (арахис) ;
  • детская конфета и растение (ирис, барбарис) ;
  • самые мелкие цветы…. (у ряски) ;
  • эти грибы помогают искать свиньи (трюфеля) ;
  • тюльпан относится к семейству… (лилейных) ;
  • самое высокое дерево (эвкалипт царственный) ;
  • образование на поверхности железа и гриб-паразит (ржавчина) ;
  • водное растение с огромными листьями (Виктория) ;
  • плод грецкого ореха (костянка) ;
  • самый сладкий злак (сахарный тростник) ;
  • ананас – дерево? (трава) ;
  • какие листья у павилики? (их нет) ;
  • зигота … (клетка, образующаяся в результате слияния гамет) ;
  • грибы … (одно из царств живых организмов) ;
  • лещина или …(фундук) ;
  • цветок … (орган размножения покрытосеменных) ;
  • символ России (береза) ;
  • культурные злаки из бывших сорняков (овес, рожь) ;
  • слияние мужской пoлoвoй клетки с женской (оплодотворение) ;
  • мицелий (грибница) ;
  • наука о растениях (ботаника) ;
  • побег растения, несущий цветки (соцветие) ;
  • стебель пшеницы (соломина) ;
  • медовое дерево (липа) ;
  • человек-корень (Жень-Шень) ;
  • кукуруза или …(маис) ;
  • царский желудь (грецкий орех) ;
  • современный шелк (лен).

Вопросы для второй комaнды:

  • банан – дерево? (нет трава) ;
  • самое долгоживущее растение (лишайники) ;
  • гриб – главный враг картофеля (фитофтора) ;
  • как правильно резать перец, вдоль или поперек? (вдоль) ;
  • какой гриб ели викинги для храбрости? (мухомор) ;
  • детская конфета и растение (ирис, барбарис) ;
  • все ли тополя “пушат”? (нет) ;
  • это растение лечит, кормит, одевает, наказывает (крапива) ;
  • маслина или … (олива) ;
  • астры относятся к семейству… (сложноцветных) ;
  • мамонтово дерево или … (секвойя) ;
  • дрожжи – … (грибы, существующие в виде делящихся клеток или их колоний) ;
  • водоросли размножаются … (спорами) ;
  • деление – … (форма размножения) ;
  • медовое дерево – … (липа) ;
  • дерево, из которого изготовлена палица Геpaкла (олива) ;
  • сушеный виноград без косточек (кишмиш) ;
  • ядовитое яблоко (картофель) ;
  • символ Канады (клен) ;
  • ягода – … (многосемянной сочный плод с мякотью) ;
  • наука о грибах (микология) ;
  • опадание листьев (листопад) ;
  • один из основных органов растения, выполняющий функции фотосинтеза (лист) ;
  • бамбук – растение семейства … (злаковых) ;
  • гриб, который раньше использовали для получения чернил (навозник) ;
  • цвет красных водорослей на больших глубинах (водолазы их видят черными) ;
  • сине-зеленые водоросли относят к царству растений? (нет) ;
  • водяная чума или … (элодея) ;
  • род бактерий, изогнутых в виде запятой (вибрионы) ;
  • основная структурная единица в системе живых организмов (вид).

Учитель.

Ну, вот мы и подошли к самому грустному моменту сегодняшней встречи – расставанию с Ботаникой. Но это не значит, что мы больше не встретимся с ней. Об этом говорит девиз нашего урока. Давайте же, в знак уважения исполним гимн этой загадочной науке.

Звучит мелодия песни “Малиновка”. Участники праздника поют:

Ботаники закончится урок
Впервые необычно, без задания,
Пыльца, тычинка, пестик, лепесток –
Такие надоевшие названия.

Припев:

Ботаники час розовый,
Останься в феврале,
Как тонкий лист березовый
В забытом букваре.

Уроки шли неведомо куда,
Нам знаний мир огромный открывали.
Мы Солнце брали в руки без труда,
Когда рябины кисть в руках держали.

Припев.

А у природы есть всему свой срок,
Пора весны и бурного цветения.
Ботаники не кончится урок,
Жизнь будет ее вечным продолжением.

Припев.

Игра закончилась. Слово предоставляется консультантам викторины. Подводятся итоги, вручаются ордена.

Литература.

Биология в школе. – М.: Школа-Пресс, 2004-2006.



Комментарии:

Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс


    Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс

      На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются. ...

18 11 2025 0:43:38

Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"


    Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"

      На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса "Брюхоногие", "Двустворчатые" и "Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету. ...

17 11 2025 6:48:22

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....

16 11 2025 5:50:12

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

15 11 2025 3:38:25

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

14 11 2025 9:49:41

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни хаpaктерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....

13 11 2025 4:16:41

Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах


    Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

      Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....

12 11 2025 0:33:30

КВН "Источники питательных веществ"

В КВН-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки комaнд-участниц. Данный КВН также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...

11 11 2025 15:23:17

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

10 11 2025 10:49:11

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

09 11 2025 22:33:12

Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс


    Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс

      Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....

08 11 2025 7:33:34

Внеклассное мероприятие на тему "Амурский тигр"


    Внеклассное мероприятие на тему "Амурский тигр"

      2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....

07 11 2025 10:23:36

Наследственные болезни человека

Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....

06 11 2025 1:34:41

Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"


    Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"

      Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....

05 11 2025 18:59:44

Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"

      Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....

04 11 2025 14:57:45

Генетика и здоровье человека. 10-й класс


    Генетика и здоровье человека. 10-й класс

      В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....

03 11 2025 7:16:33

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида


    Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

      Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

02 11 2025 11:46:53

Инфекционные заболевания человека

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....

01 11 2025 7:32:32

Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...

31 10 2025 11:39:10

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

30 10 2025 0:14:32

Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"

      На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....

29 10 2025 10:46:20

Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)


    Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)

      Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....

28 10 2025 4:51:26

Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»


    Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»

      Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....

27 10 2025 23:15:10

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

26 10 2025 14:13:48

Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)


    Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)

      Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...

25 10 2025 10:33:34

Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"


    Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"

      На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами. ...

24 10 2025 13:59:40

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

23 10 2025 19:55:54

Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе


    Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе

      Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....

22 10 2025 16:31:24

«Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс


    «Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс

      Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....

21 10 2025 14:50:56

Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"

      В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса. ...

20 10 2025 3:58:15

Биосфера. Свойства, границы, состав и функции биосферы

Биосфера. Свойства, границы, состав и функции биосферы Биосфера это совокупность всего живого. Рассмотрим где проходят верхняя и нижняя границы биосферы, какой ее состав, свойства и функции....

19 10 2025 2:54:58

Программа элективного курса "Основы экологии" в 10–11-х классах

Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...

18 10 2025 11:30:38

Интегрированный урок-путешествие (русский язык + биология) "Удивительное рядом". 6–7-е классы


    Интегрированный урок-путешествие (русский язык + биология) "Удивительное рядом". 6–7-е классы

      Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....

17 10 2025 11:37:17

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

16 10 2025 13:13:47

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"


    "Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

      Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

15 10 2025 17:58:11

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

14 10 2025 21:29:33

Основные направления эволюционного процесса


    Основные направления эволюционного процесса

      Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....

13 10 2025 21:22:28

Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс

      Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....

12 10 2025 15:34:24

Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки


    Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки

      В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...

11 10 2025 21:24:37

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования


    Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

      Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

10 10 2025 14:32:37

Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"


    Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"

      В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...

09 10 2025 4:55:39

Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Члeнистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс


    Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Члeнистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс

      Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....

08 10 2025 5:30:29

Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"


    Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"

      Целью урока является формирование знаний о семействе лилейных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая умственную пассивность учащихся, связанную с инертностью нервных процессов и другими недостатками психики, на уроке использовано самостоятельное нахождение знаний учащимися из различных источников: при работе с учебником, дополнительной литературы, при выполнении пpaктической работы....

07 10 2025 5:25:40

Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"


    Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"

      Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе. ...

06 10 2025 18:32:58

Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс


    Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс

      Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....

05 10 2025 13:55:47

Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»


    Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»

      Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...

04 10 2025 13:21:38

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

03 10 2025 0:40:32

Элективный курс для девочек 7–9-х классов "Жемчужина Вселенной"


    Элективный курс для девочек 7–9-х классов "Жемчужина Вселенной"

      Через реализацию данной программы обеспечивается пoлoвoе воспитание девочек-подростков. Пoлoвoе воспитание является трудной и сложной задачей, поскольку сочетает в себе элементы мopaльного, этического и гигиенического воспитания. Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития подростков и возрастных особенностей восприятия знаний....

02 10 2025 18:44:34

Инфекционные болезни и проблемы долголетия


    Инфекционные болезни и проблемы долголетия

      Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей. ...

01 10 2025 14:52:19

Курс по выбору "Познай себя"


    Курс по выбору "Познай себя"

      Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых пpaктических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д. ...

30 09 2025 9:21:54

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::