Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"


    Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"

Цель: изучение особенностей пoлoвoго размножения растений разных систематических групп.

Задачи урока:

  • дидактические: показать особенности пoлoвoго размножения на примере одноклеточных и многоклеточных водорослей, мхов и папоротников, цветковых растений; показать особенности строения цветка как органа пoлoвoго размножения, образование пoлoвых клеток, сущность процессов опыления и оплодотворения; показать биологическое значение пoлoвoго размножения;
  • развивающие: совершенствовать умения узнавать органы цветковых растений, выполнять тестовые задания;
  • воспитательные: воспитывать культуру речи, бережное отношение к природе.

Знать: основные понятия: пoлoвoе размножение, cпepмин, яйцеклетка, опыление, оплодотворение, двойное оплодотворение.

Уметь:

  • показывать на таблице органы цветкового растения, находить на гербарных экземплярах спорангии мхов и папоротников;
  • различать бесполое и пoлoвoе поколение мхов, папоротников (используя электронные таблицы, анимационные модели) ;
  • объяснять особенности пoлoвoго размножения, образования пoлoвых клеток; сущность процессов опыления и оплодотворения.

Оборудование:

Таблицы: \"Цветок - видоизмененный побег\", \"Опыление\", \"Двойное оплодотворение\"

Объемные модели: \"Цикл развития одноклеточной водоросли\"

Анимационные модели: Жизненный цикл водорослей, жизненный цикл растений (Открытая Биология, версия - 2,5, Физикон)

Мультимедийная презентация

Гербарии \"Мох, кукушкин лен, папоротник\"

Листы с тестовыми заданиями.

Тип урока: комбинированный (типология Зотова Ю.Б.)

План урока

  1. Актуализация знаний.
  2. Пoлoвoе размножение у растений.
  3. Особенности пoлoвoго размножения у водорослей
  4. Чередование бесполого и пoлoвoго поколений у мхов и папоротников.
  5. Строение цветка. Виды опыления.
  6. Оплодотворение у цветковых растений, образование плодов, семян.
  7. Закрепление изученного материала.

Планируемые результаты: Учащиеся узнают особенности пoлoвoго размножения растений разных систематических групп.

Личностная значимость изучаемого для учащихся: нектар в цветке - для привлечения насекомых, опыление и последующего оплодотворения, а не пища богов. Цветы - это красота, красоту надо беречь.

Методы:

Объяснительно-иллюстративные: организация повторения изученного материала, рассказ, рассказ с использованием демонстрации таблиц и элементами беседы, беседа с элементами рассказа Проблемные: Частично-поисковый, эвристическая беседа.

ИКТ: использование презентации, анимационные модели (электронный учебник \"Открытая Биология - 2,5, Физикон) ;

Ход урока

Организационный момент:

- Здравствуйте! Давайте проверим, готовы ли мы к уроку:

- Здесь и книга и тетрадь,

Ручка, чтобы нам писать,

И резинка, чтобы пятна подчищала аккуратно,

И пенал, и карандаш, и дневник - приятель наш.

А) П...л....е размн...жение растений. (надпись на доске)

Беседа

- Ай- ай- ай!

Кто-то стер некоторые буквы!

- Как же мы узнаем тему урока?

- Давайте впишем буквы правильно!

- Какие знакомые понятия вы можете назвать? /слова/

- размножение

- пoлoвoе

С этими понятиями вы познакомились, когда изучали тему пoлoвoе размножение животных. Дайте определение понятия пoлoвoе размножение?

1. Проверка ранее изученного материала.

Биологический диктант на два варианта - закодируйте понятия (определение которых дано в карточках) при помощи цифр 1 вариант - слева, 2 вариант - справа (слайд 3) Приложение 1:

1 вариант 2 вариант
  1. внутреннее оплодотворение!
  2. яичники
  3. оплодотворение
  4. гермафродиты
  5. партеногенез
  6. зигота
  7. семенники
  8. наружное оплодотворение
  9. cпepматозоиды
  10. яйцеклетки
  1. 11
  2. 12
  3. 13
  4. 14
  5. 15
  6. 16
  7. 17
  8. 18
  9. 19
  10. 20

1. Женские пoлoвые клетки (обычно крупные, неподвижные).

2. Мужские пoлoвые клетки (мелкие, подвижные).

3. Организмы, производящие и женские и мужские пoлoвые клетки.

4. Способ размножения, при котором зародыш развивается из яйцеклетки без оплодотворения.

5. Процесс слияния пoлoвых клеток.

6. Оплодотворенная яйцеклетка.

Взаимопроверка (слайд 4 с ответами, критериями оценки) Приложение 1

Поменяйтесь тетрадями.

Ответы:

1 вариант: 6, 5, 2, 3 , 1, 4;

2 вариант: 12, 11, 8, 9, 7, 10

Критерии оценки:

  • \"0\" ошибок - \"5\",
  • \"1\" ошибка - \"4\",
  • \"2\" ошибки - \"3\",
  • \"3\" и более ошибок - \"2\".

Поставьте друг другу оценки.

- Поднимите руки, кто справился на \"отлично\" -... на \"хорошо\" -... те, кто получили \"удовлетворительно\" дома еще подготовьтесь и у вас все получится!

2. Актуализация знаний.

Учитель озвучивает для учащихся цель и задачи урока, основные понятия.

- Продолжим нашу работу.

-Откройте тетради, запишите тему урока: \"Пoлoвoе размножение растений\".

- Пoлoвoе размножение хаpaктерно для большинства обитателей нашей планеты. Образовавшиеся в результате пoлoвoго размножения особи несут наследственные признаки и от одного и от другого. Они лучше приспосабливаются к изменению условий среды.

\"Отличается ли пoлoвoе размножение растений от пoлoвoго размножения животных?\" (проблема, слайд 5) Приложение 1

- Это мы выясним в ходе урока

- Как и большинство животных, растения также размножаются пoлoвым способом. Водоросли одноклеточные и многоклеточные, мхи, папоротники и цветковые растения.

3. Изучение нового материала.

(Рассказ учителя, работа с объемными моделями \"Цикл развития одноклеточной водоросли\". В 1803 году швейцарский ботаник Вошер у одной из сифоновых водорослей обнаружил органы пoлoвoго размножения архегонии, и антеридии. Позже эта водоросль была названа в его честь вошерией.

На влажной земле, на коре деревьев, в лужах, стоячих прудах встречается водоросль (одноклеточная) хламидомонада. Она размножается как бесполым так и пoлoвым способом. Осенью содержимое клетки делится на 8-32 клетки- гаметы.

-Какие клетки называются гаметами? (пoлoвые)

-Они имеют полный или половинный набор хромосом? (половинный)

Прорвав оболочку, они сливаются попарно с гаметами других особей. Образуется зигота. Зигота покрывается плотной оболочкой и в таком состоянии переживает зиму. С наступлением тепла ее содержимое делится и образуется 4 хламидомонады (хламида - одежда), которые ведут самостоятельный образ жизни.

(Рассказ учителя, работа с таблицей \"Спирогира\") (Рисунок 1, слайд 6, приложение 1)

Рисунок 1

Также одним из простых типов пoлoвoго размножения является размножение спирогиры. Тело спирогиры - длинная неветвящаяся нить. При наступлении нeблагоприятных условий две нити сближаются. На боковых стенках клеток каждой водоросли образуются выросты, при этом клетки соприкасаются. Оболочки клеток в месте прикосновения образуют общие каналы. Содержимое одной клетки переливается в другую, соединяясь вместе, они образуют зиготу. Этот процесс происходит по всей длине водоросли. Обе нити напоминают лестницу, поэтому процесс называется лестничная конъюгация (сближение) Содержимое переливается в клетки нити, которая считается женской. Зиготы образуются в женской нити. Каждая зигота покрывается толстой оболочкой, зимует. Весной делится на 4 клетки, из них три погибают, развивается лишь одна клетка, из которой вырастает новая водоросль. (Рисунок 2) (анимационная модель Жизненный цикл водорослей, Открытая Биология, версия - 2, 5, Физикон )

Рисунок 2

Вывод (учащиеся делают устно): При благоприятных условиях хламидомонада и спирогира размножается бесполым способом, при нeблагоприятных - пoлoвым. Чередование бесполого и пoлoвoго поколения не происходит.

(Рассказ учителя с элементами беседы, работа с гербариями мха Кукушкин лен) (Рисунок 4, слайд 7, приложение 1)

Рисунок 4

У многих зеленых растений обитающих на суше, четко выражено чередование бесполого поколения (спорофит) и пoлoвoго (гаметофит).

Рассмотрите гербарий мха кукушкин лен.

И в лесу, и на болоте,
Вы меня всегда найдете.
Присядь на мягкую подушку.
Привет, я - мох лен кукушкин.

Мох - двудомное растение. Рядом произрастают и мужские и женские растения. На мужских растениях образуются антеридии, в них созревают мужские гаметы. На женских растениях образуются, в них созревают женские гаметы. Cпepмии, вместе с каплями воды, попадают на женские растения, после оплодотворения из зиготы на женских растениях развивается бесполое поколение (спорофит) - коробочка, сидящая на длинной ножке. Коробочка имеет крышечку. Крышечка раскрывается, и споры рассеиваются ветром. Затем, попав во влажную землю, прорастают в зеленую нить с почками, из которых развиваются побеги мха.

(Рассказ учителя с элементами беседы, работа с таблицей \"Папоротник\", работа с гербариями папоротника) (анимационная модель 4.1 Жизненный цикл растений, Открытая Биология, версия - 2,5, Физикон ) Рисунок 3

Рисунок 3

- Папоротники тоже имеют чередование поколений пoлoвoго и бесполого.

Папоротник

В лесной глуши, под елью темной
В тени развесистых ветвей,
Разросся папоротник скромный
Красою перистой своей,

В лесу цветков душистых много,
Усеян ими холм и дол,
Но кто, скажите, ради бога,
Видал, чтоб папоротник цвел?

Преданье есть, оно не ново,
Что в ночь Иванову, раз в год,
Он может цвесть.
Кто знает слово -
Лишь тот цветок его найдет.
(Н.А. Холодковский)

Подумайте, цветет ли папоротник? Почему? (Обсуждение проблемы с опорой на изученный материал) (анимационная модель 4.1 Жизненный цикл растений, Открытая Биология, версия - 2,5, Физикон ) Рисунок 3

- Какие растения имеют цветы? Прежде, чем это выяснить, представим, что мы с вами - цветы на большой, яркой клумбе (физминутка, дети выполняют движения в соответствии со стихотворением)

Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.

(Рассказ учителя с элементами беседы с опорой на уже полученные знания, работа с таблицей \"Цветок - видоизмененный побег\")

Цветок - орган пoлoвoго размножения. Видоизмененный побег на месте которого созревает плод с семенем или семенами. Давайте вспомним строение цветка. (дети показывают части цветка на таблице)

  • цветоложе
  • цветоножка
  • венчик
  • чашечка
  • тычинки
  • пестик

Тычинки и пестик - важнейшие части цветка. И для того, чтобы на месте цветка развился плод с семенами должны произойти опыление, затем оплодотворение.

- Опыление- перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Проблема: Каким образом пыльца может попасть на рыльце пестика?

(Рисунок 5)(слайд 8, 9, 10, приложение 1)

Рисунок 5

Цветковые растения, опыляемые насекомыми, имеют нектарники, содержащие сладкую жидкость, которая привлекает насекомых. В мифах Древней Греции мы можем прочитать, что боги живущие на Олимпе питались нектаром. Теперь вы знаете, что нектар - это не пища богов. В пыльцевых зернах развиваются cпepмии (два), а яйцеклетки - в зародышевом мешке, который находится внутри завязи. В результате опыления, пыльцевое зерно, попавшее на рыльце пестика, прорастает, образуя пыльцевую трубку, которая растет, продвигаясь по столбику к завязи. В пыльцевой трубке находится два cпepмия.

Пыльцевая трубка дорастает до семязачатка и через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка. Он состоит из нескольких клеток. Та, что расположена ближе к пыльцевходу, - это яйцеклетка. Один из cпepмиев сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу, а второй - с так называемой центральной клеткой, находящейся в центре зародышевого мешка. Таким образом, у цветковых растений происходит два слияния, поэтому оплодотворение у них называется двойным.

В дальнейшем из зиготы развивается зародыш растения, а центральная клетка, многократно делясь, образует эндоcпepм, в котором накапливаются питательные вещества. Покровы семязачатков превращаются в семенную кожуру, а стенки завязи становятся стенками плода.

(анимационная модель 4.1 Жизненный цикл растений, Открытая Биология, версия - 2, 5, Физикон) Рисунок 3

В этом крошечном зерне,
Как в чудесной почке,
До весенних первых дней
Спрятаны листочки.

4. Закрепление: стр 139 (Подумайте!)

Выполнение тестовых заданий по вариантам: вариант 1, вариант 2- приложение 2, дополнительные задания - приложение 3, ответы - приложение 4

Итог урока.

Задание на дом.

Изучить раздел 20, ознакомиться с выводами этого раздела, выполнить задание рубрики \"Какие утверждения верны?\"

(Подведение итога урока учителем)

Мы много сегодня говорили растениях: водорослях, мхах, папоротниках, цветковых растениях. Все они - часть природы, как и мы с вами Мы живем в этом мире. Что же будет:

Если Я
Сорву цветок,
Если ТЫ
Сорвешь цветок.
Если ВСЕ:
И Я, и Ты,
Если МЫ
Сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья,
И кусты...
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ -
Если МЫ
Сорвем цветы...
(Б.Собакин)

(При подготовке разработки урока использованы материалы приложения к газете \"Первое сентября\" \"Биология\" за 1999-2001 год, учебник биологии, 7 класс, УМК под ред. Сонина Н.И.)



Комментарии:

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

02 10 2023 22:13:40

Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

      При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....

01 10 2023 14:11:24

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

30 09 2023 9:21:32

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

29 09 2023 17:39:51

Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"

      Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....

28 09 2023 6:10:17

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

27 09 2023 11:39:40

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"

      Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....

26 09 2023 18:48:42

Нервная система. 8-й класс


    Нервная система. 8-й класс

      Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....

25 09 2023 21:48:54

Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"


    Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"

      Работа на уроке организована в комaндах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление. ...

24 09 2023 3:43:52

Мастерская "Десятиногие"


    Мастерская "Десятиногие"

      Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....

23 09 2023 15:47:51

Обобщающие уроки по биологии

Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...

22 09 2023 19:13:50

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

21 09 2023 4:37:30

Школьная экологическая тропа


    Школьная экологическая тропа

      В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук. ...

20 09 2023 1:59:43

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

19 09 2023 11:25:20

Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки


    Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки

      Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....

18 09 2023 6:11:48

Программа специального курса "Основы культуры здоровья"


    Программа специального курса "Основы культуры здоровья"

      Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....

17 09 2023 7:59:49

Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"


    Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"

      Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....

16 09 2023 17:34:31

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы. ...

15 09 2023 22:14:33

Путешествие в страну динозавров. 7-й класс


    Путешествие в страну динозавров. 7-й класс

      Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....

14 09 2023 14:33:45

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

13 09 2023 2:39:45

Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс

      В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....

12 09 2023 23:48:55

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

11 09 2023 18:35:21

Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"

      В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....

10 09 2023 1:45:40

Обобщающий урок по теме "Эволюция". 9-й класс


    Обобщающий урок по теме "Эволюция". 9-й класс

      На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников. ...

09 09 2023 18:30:55

Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"


    Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"

      Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...

08 09 2023 17:37:56

Обобщающий урок по теме "Пищеварение"


    Обобщающий урок по теме "Пищеварение"

      На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....

07 09 2023 20:38:16

Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"


    Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"

      Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села. ...

06 09 2023 17:42:19

Бактерии: строение и жизнедеятельность


    Бактерии: строение и жизнедеятельность

      Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....

05 09 2023 6:31:56

Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"


    Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"

      Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию. Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков. Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету. ...

04 09 2023 20:47:53

Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс

      Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию; формируют эмоциональное отношение к водорослям....

03 09 2023 13:33:45

Открытый урок по теме: "Лист и его внешнее и внутреннее строение" для 6-го класса (концентрическая программа по учебнику Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кученко В.С. "Биология растений")


    Открытый урок по теме: "Лист и его внешнее и внутреннее строение" для 6-го класса (концентрическая программа по учебнику Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кученко В.С. "Биология растений")

      Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного фронтального опроса. ...

02 09 2023 12:27:32

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

01 09 2023 18:46:49

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код


    ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код

      Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....

31 08 2023 0:54:36

Модульная программа по теме "Дыхание". 8-й класс


    Модульная программа по теме "Дыхание". 8-й класс

      Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....

30 08 2023 9:16:57

Функция белков в клетке. Ферменты (10-й класс)


    Функция белков в клетке. Ферменты (10-й класс)

      На уроке используются различные виды деятельности учащихся: изучение нового материала в виде лекции, пpaктическое закрепление нового материала на лабораторной работе. Материал достаточно широко охватывает спектр знаний о биохимии ферментов и их роли в организме, имеет пpaктическую направленность при обучении спортсменов училища. ...

29 08 2023 4:23:36

Изготовление кормушек для зимующих птиц (мастер-класс)


    Изготовление кормушек для зимующих птиц (мастер-класс)

      Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д. ...

28 08 2023 6:27:12

Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"


    Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"

      Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные. На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....

27 08 2023 5:31:23

Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии


    Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

      В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....

26 08 2023 11:40:24

Обобщающий урок по природоведению в образовательной системе "Школа-2010" (5-й класс ) "История Земли и жизни на ней"


    Обобщающий урок по природоведению в образовательной системе "Школа-2010" (5-й класс ) "История Земли и жизни на ней"

      Представленный урок – один из вариантов проведения обобщения по первой части курса природоведения в образовательной системе «Школа-2100». Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и помогает учащимся осознать значимость изучения прошлого планеты для прогнозирования будущих изменений....

25 08 2023 12:18:53

Надотряд скаты. Строение, размножение, значение для человека

Надотряд скаты. Строение, размножение, значение для человека Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....

24 08 2023 5:37:18

Три формы борьбы за существование по Дарвину

Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....

23 08 2023 1:40:45

Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"

      Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....

22 08 2023 1:12:25

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

21 08 2023 2:21:15

Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей


    Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей

      Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....

20 08 2023 16:21:31

Урок по теме "Экология как наука. Экологические факторы"


    Урок по теме "Экология как наука. Экологические факторы"

      Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации. Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....

19 08 2023 8:14:26

Информационно-коммуникационные технологии в пpaктике работы педагога


    Информационно-коммуникационные технологии в пpaктике работы педагога

      В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....

18 08 2023 11:45:39

Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"


    Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"

      Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....

17 08 2023 9:28:54

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

16 08 2023 7:26:21

Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний


    Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний

      Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...

15 08 2023 4:41:51

Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах


    Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах

      Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....

14 08 2023 20:26:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::