Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

Тип урока: Дистанционное индивидуальное занятие.
Необходимое оборудование: наличие компьютеров, программ Skype и IDroo.
Цель урока: Развить понятие о многообразии живых организмов; познакомить учащегося с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников, как симбиотических организмов; показать приспособленность лишайников к среде обитания и их значение в природе и для человека.
Образовательные задачи урока: закрепляем основные биологические понятия – симбиотический организм, многообразие живых организмов, взаимосвязь живой и неживой природы. Частные биологические понятия: водоросль, гриб, питание, рост, размножение – основные функции организма, пионеры биомассы в заселении неосвоенных прострaнcтв.
Воспитательные задачи урока: привлечь внимание учеников к проблеме охраны природы; помочь ощутить красоту и гармонию в природе, раскрыть ее роль как источника творчества.
Развивающие задачи урока: формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение строения организмов, процессов жизнедеятельности, развивать умение работы с тестовыми материалами.
Ход урока
Решая задачи урока учитель использует слайды на доске IDroo, которые можно увидеть в Приложении (в электронной версии), предварительно установив на свой компьютер одноименную программу (IDroo).
I. Проверка усвоения учащимся основных понятий темы “Грибы” в виде устных ответов на поставленные учителем вопросы (5 мин.):
- Каково сходство в строении грибов – паразитов с плесневыми грибами?
- Чем различается питание шляпочных, плесневых и паразитических грибов?
- Где поселяются грибы – паразиты? Приведите примеры таких грибов.
- Какой вред приносят грибы – паразиты и каковы меры борьбы с ними?
II. Объяснение нового материала. (всего - 35 мин.)
Вступительное слово учителя посвящено активизации понятий: “симбиоз”, “грибница”. (3 мин.)
Используя слайд №3 доски IDroo <Рисунок 1>, учитель объясняет строение лишайника. Переход от схемы строения к микроскопическому строению тела (слоевища) лишайника позволяет наглядно представить и запомнить материал ребенку. На этом слайде, далее, развивается понятие о взаимовыгодном сожительстве двух различных организмов в едином целом – новом образовании – лишайнике. Новый симбиотический организм “выгодно” отличается от “прародителей”: живучестью, способностью переживать крайне нeблагоприятные условия; питанием, способностью к фотосинтезу (наличие хлоропластов) и поглощению воды и минеральных солей из окружающей среды, одновременно; размножением, способностью образовывать особые группы клеток гриба и водоросли, разносящиеся ветром и дождевыми потоками или кусочками слоевища. (7 мин.)
Рисунок 1
Используя слайд №4 доски IDroo <Рисунок 2>, учитель объясняет многообразие лишайников. Знакомит учащегося с классификацией лишайников, по строению тела и по наличию разноокрашенных пластид (хлоропластов и хромопластов). В качестве иллюстративного материала выступают фото представителей каждой группы. Так, Бородач – представитель кустистых лишайников, Стенная золотнянка - представитель накипных лишайников, Пармелия - представитель листоватых лишайников. Эти виды лишайников выбраны учителем не случайно. Они очень широко распространены на деревьях в лесах, парках, дачах, на улицах города, и при желании, их легко можно обнаружить. (4 мин.)
Рисунок 2
Первичное закрепление. Используя слайд №5 доски IDroo <Рисунок 3>, учитель предлагает учащемуся выполнить тестовое задание. По внешнему виду лишайников, на фото, нужно разнести этих представителей, по группам. Из трех представленных – два, совершенно новых (подсмотреть не удастся - нужно, использовать свои знания). Пармелия – лишайник, повторяющийся в объяснении и в задании закрепления, но на разных фото он выглядит не одинаково. (4 мин.)
Рисунок 3
Используя слайд №6 доски IDroo <Рисунок 4>, учитель предлагает учащемуся выполнить тестовое задание. По внешнему виду лишайников, на фото, нужно разнести этих представителей, по группам, содержащим хлоропласты или хромопласты. Все четыре представителя лишайников, совершенно новые, для учащегося. Запоминать незнакомые названия не нужно, каждый вид имеет свой номер и выполнение задания сводится к распределению цифровых номеров в соответствующей колонке. Выполнение тестовых заданий №1 и 2 не требует больших временных затрат и быстро проверяется и контролируется правильность ответа. (4 мин.)
Рисунок 4
Используя таблицу слайда №7 доски IDroo <Рисунок 5>, учитель объясняет значение лишайников в природе и жизни человека. В природе лишайники – организменные разрушители горных пород (в отличие от абиотических факторов), сопровождающие почвообразованием. Они заселяют первыми “безжизненные” прострaнcтва земли. Являясь носителем целлюлозы, лишайники служат питанием для животных, использующих растения в пищу.
Рисунок 5
Для человека лишайники – важная часть окружающей природы, как в эстетическом плане, так в пpaктическом, позволяющая получать некоторые виды антибиотиков и красителей для шерсти. На крайнем севере лишайники являются кормом для оленей. Способность лишайников реагировать на загрязнение воздуха, позволяет человеку использовать их как биоиндикаторы. (4 мин.)
На слайде №8 доски IDroo <Рисунок 6> представлен портрет и высказывание выдающегося естествоиспытателя Климента Аркадьевича Тимирязева о значении лишайников в планетарном масштабе. (3 мин.)
Рисунок 6
Первичное закрепление. Используя слайд №9 доски IDroo <Рисунок 7>, учитель предлагает учащемуся выполнить тестовое задание. Выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Из пяти вариантов, закодированных буквами, нужно выбрать все возможно правильные высказывания. Задание этого слайда наиболее сложное. (4 мин.)
Рисунок 7
Ознакомительно, на слайде №10 доски IDroo <Рисунок 8> представлены виды лишайников, нуждающихся в защите и занесенные в Красную книгу. Учитель на примере лишайников еще раз напоминает о необходимости охраны окружающей среды, исчезающих видов растений, животных, лишайников. (2 мин.)
Рисунок 8
III. Подведение итогов урока. (5 мин.)
Оценка за работу на уроке (суммарно за выполнение тестовых заданий №1, 2, 3). Вывод из урока.
Домашнее задание: Учебник В. В. Пасечник “Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения” М.: Дрофа, 2005, параграф №13. Слайд №11 доски IDroo <Рисунок 9 >.
Рисунок 9
Комментарии:
Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....
23 12 2025 8:11:27
На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....
22 12 2025 9:37:43
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
21 12 2025 14:18:44
Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....
20 12 2025 2:58:34
Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира.
...
19 12 2025 15:54:45
Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....
18 12 2025 14:56:20
Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....
17 12 2025 22:36:23
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....
16 12 2025 18:33:10
Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....
15 12 2025 5:34:50
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
14 12 2025 13:24:30
Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме.
...
13 12 2025 7:33:24
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
12 12 2025 9:43:27
Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....
11 12 2025 0:59:50
Учебный проект рассчитан на 2-часовое занятие. Цель проекта – формирование экологических знаний о многообразии фауны Тверского края и взаимосвязях живых организмов в природе. Результат проектной деятельности – презентация и плакат-трaнcпарант «Пищевые взаимосвязи рыб»....
10 12 2025 3:44:51
Факультативный курс "Жизнь растений леса". В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразию, их взаимосвязи в природе, значению, влиянию деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края.
...
09 12 2025 17:12:46
Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....
08 12 2025 20:24:26
Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и
личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....
07 12 2025 17:28:10
При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....
06 12 2025 12:48:16
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
05 12 2025 9:44:30
Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....
04 12 2025 23:32:40
Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
03 12 2025 9:19:20
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....
02 12 2025 11:50:21
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
01 12 2025 6:52:56
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме.
...
30 11 2025 3:28:17
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
29 11 2025 4:28:32
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
28 11 2025 9:22:11
Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....
27 11 2025 1:50:29
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
26 11 2025 12:51:51
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
25 11 2025 14:21:17
Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....
24 11 2025 23:56:25
Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете.
...
23 11 2025 4:47:51
Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды»....
22 11 2025 17:21:16
На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....
21 11 2025 13:26:51
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
20 11 2025 4:46:20
Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....
19 11 2025 23:36:16
В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий.
...
18 11 2025 17:57:55
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....
17 11 2025 10:11:48
В общей биологии тема «Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы.
В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....
16 11 2025 7:36:40
Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....
15 11 2025 4:52:34
В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....
14 11 2025 5:36:54
Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации «Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
13 11 2025 17:11:57
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
12 11 2025 1:11:55
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
11 11 2025 1:16:40
В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную.
...
10 11 2025 20:42:38
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....
09 11 2025 16:15:25
Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, выpaбатывается смекалка....
08 11 2025 22:18:36
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
07 11 2025 3:38:45
Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....
06 11 2025 20:28:14
Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....
05 11 2025 10:32:37
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....
04 11 2025 16:43:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Значение животных в природе и жизни человека
Внутреннее строение листьев