Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение
Содержание:
- 1) Виды и причины энтерита
- 2) Признаки энтерита у собак и методы диагностики
- 3) Лечение энтерита
- 4) Профилактика
Процессы воспалительного типа, затрагивающие стенки тонкого отдела кишечника называются энтеритом. Энтерит у собак связывают с простым несварением, проходящим самостоятельно, наличием поноса, поэтому владельцы редко поднимают панику по этому поводу. Но на самом деле, развитие энтерита у собак – серьезный процесс патологического хаpaктера, который может обернуться гибелью собаки, при отсутствии своевременно оказанной терапии.
Энтерит это нарушение процессов моторики стенок кишечника, а также дисфункция клеточных структур, продуцирующих специфический секрет и содержащиеся в нем вещества. Выделения стенками тонкого кишечника секрета нарушается на фоне процессов воспалительного хаpaктера на внутренней части слизистой оболочки.
Энтериты, спровоцированные вирусной этиологией, относятся к наиболее опасным и тяжелым. Для них хаpaктерно поражение слоев слизистой оболочки, а также серозных и мышечных волокон. Хозяин собаки должен знать, как проявляется энтерит у питомца и какие меры неотложной помощи необходимо предпринять, чтобы спасти любимца.
Виды и причины энтерита
Существует несколько видов воспалительных процессов в тонком отделе кишечника, различающихся в зависимости от фактора, спровоцировавшего патологию. Вид воспаления, степень поражения тканей тонкого отдела, преимущество брожения или же процессов гниения, определяют следующие виды энтерита у собак:
- Катаральный — представляет собой первую степень воспалительного процесса;
- фибринозный — для него хаpaктерно развитие и появление специфического налета на внутренней стенке кишечника, выглядящего в виде ниток фибрина;
- геморрагический — воспалительный процесс, для которого хаpaктерно развитие небольших кровоизлияний в стенках кишечника, а порой и обширных;
- язвенный — энтерит, проявляющийся опасными изменениями на слизистой оболочке (поверхностные изъязвления и прободные язвы) ;
- некротический — воспалительный процесс, хаpaктеризующийся процессом отмирания частей тканевых структур пораженного кишечника.
Важно отметить, что энтерит не самостоятельная болезнь, а только один из признаков или сигналов организма собаки о наличии опасных изменений. Воспаления тонкого отдела кишечника часто сопровождает воспаление желудка. Гастроэнтериты хаpaктеризуются проникновением содержимого двенадцатиперстной кишки в желудок.
Виды энтеритов по происхождению
Различают энтериты у собак и по происхождению. Бывают первичные энтериты и вторичные.
Первичный тип воспаления спровоцирован инфекционными агентами, проникающими в организм собаки вместе с просроченными кормами. Причиной первичного воспаления кишечника становятся кишечные палочки и сальмонеллы. Проникновение в кишечный тpaкт патогенной бактериальной и грибковой микрофлоры, провоцирует не только воспаление в кишечнике, но и другие опасные состояния пищеварительной системы. Развитие первичного типа энтерита может быть также спровоцировано химическим поражением кишечника.
Вторичный вид воспаления, спровоцирован проникновением в пищеварительную систему вирусных инфекций. Вирусный энтерит у собак чаще спровоцирован чумой плотоядных, парвовирусной или коронавирусной инфекцией. Причины провоцирующие развития воспалительного процесса в организме разнообразны. Помимо вирусных инфекций, спровоцировать воспалений в кишечнике могут нарушения рациона питания, несбалансированные и некачественные корма. Причиной может послужить резкий переход с одного вида корма на другой, не качественная вода, травмы кишечника острыми предметами.
Вирусный тип энтерита по праву считается самым опасным, развиваясь даже у тех собак, владельцы которых внимательно следят за качеством корма. Инкубационный период составляет от 2-3 дней до недели. Причиной становится не своевременная иммунизация собаки. В зависимости от того, как передается вирусная инфекция — с кормом, через зараженную воду, предметы обихода, путем прямого контактирования с вирусом — зависит период от момента проникновения вируса в организм до начала проявления клинической картины.
Коронавирусный энтерит у собак, возникает в результате проникновения в организм восприимчивого животного вируса, вызывающего воспалительные процессы и другие нарушения в функционировании пищеварительного тpaкта. Коронавирусная инфекция не несет опасности для взрослых животных. Но для щенков коронавирусный энтерит может закончиться летальным исходом на фоне резкого обезвоживания организма. Взрослые собаки болеют без видимых симптомов. Опасность коронавирусной инфекции в способности вируса мутировать непосредственно в организме, вызывая инфекционный перитонит.
Другой вид вирусного энтерита – парвовирусный. Он является необычайно контагиозным (заразным) и отличается более опасными последствиями для организма, нежели коронавирусный. Инфекционный агент, проникающий в организм, приводит к опасным изменениям, связанным с интоксикацией организма ядовитым продуктами распада, возникающими в результате жизнедеятельности вируса.
Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота и частая рвота, питомец отказывается от приема пищи, а порой и воды. При данном виде инфекционного энтерита у собак повышается температура, вялость и общая апатичность.
Признаки энтерита у собак и методы диагностики
Симптомы заболевания варьируются в зависимости от фактора, спровоцировавшего воспалительный процесс в тонком отделе кишечника. Помимо расстройства стула, сопровождающегося большим количеством примесей остатков непереваренной пищи, слизи и крови, возникают следующие хаpaктерные признаки:
- Апатия питомца;
- проблемы с шерстным покровом — шерсть взлохмачена, тусклая и выглядит неухоженной;
- болезненность глаз в результате обезвоживания организма;
- боли в брюшной полости;
- повышение температуры тела (при парвовирусном энтерите) ;
- наступление колик и повышенное газообразование.
При первых признаках энтерита у собаки, владельцу рекомендуется незамедлительно отправляться в ветеринарную клинику. В условиях стационара животному смогут поставить точный диагноз на основании полученных клинических и лабораторных данных. Проводится сбор анамнеза, включающий в себя наличие вакцинаций, проведение плановых дегельминтизаций, качество и количество получаемого собакой корма, хаpaктер каловых масс, их консистенция, наличие вкраплений.
Подозревая бактериальную или вирусную этиологию энтерита у собаки, специалист назначает проведение лабораторных анализов. Проводится бакпосев на питательных средах, а также серологические исследования крови. На основании полученных данных, ветеринар разpaбатывает тактику лечения.
Лечение энтерита
Лечение энтерита у собак в домашних условиях может производиться исключительно с согласия врача. В противном случае, самодеятельность может привести к губительным последствиям для животного.
Терапия энтеритов заключается в комплексном подходе. Прежде всего, собаку садят на голодную диеты. Запрещено давать корм на протяжении 24 часов. При этом доступ к воде должен быть свободным.
В условиях стационара клиники собаке ставят капельницы для предупреждения или же устранения обезвоживания. Вводятся специальные инфузионные растворы глюкозы, физраствора, раствора Рингера-Локка.
Установленная вирусная природа энтерита, требует назначения противовирусных и иммуномодулирующих препаратов. Дозировка и кратность введения, а также длительность терапии, назначается квалифицированным специалистом.
Бактериальная природа воспалительного процесса в кишечнике, подразумевает введения курса антибиотиков.
Геморрагический тип энтерита у собак, лечат при помощи введения кровоостанавливающих средств (Викасол).
Для общего поддержания защитных сил организма животного, рекомендуется проводить витаминотерапию, что позволит не только ускорить процесс восстановления организма в целом, но и повысить скорость заживления участков поврежденного кишечника.
Профилактика
Профилактика энтерита у собак сводится к нескольким простым правилам, следуя которым владелец сможет предотвратить развитие патологического процесса у любимца.
Первым делом необходимо делать прививки от вирусного энтерита для собак, а также своевременно устранять гельминтозы. Важно следить за качеством кормов, которые даются собакам. Они должны быть премиум качества, без вредных примесей, гнили, плесени и консервантов.
В случае появления хаpaктерных признаков нарушения здоровья любимца, рекомендуется посетить ветеринарного врача. Профилактические осмотры у специалиста позволят своевременно диагностировать возможные нарушения в работе организма и пищеварительной системы в частности.
Комментарии:
Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....
31 08 2025 7:20:46

Предлагаемая интеллектуальная игра является прообразом игры «Своя игра». Разработка содержит презентацию, на которой находится игровое поле, состоящее из пяти секторов с различного рода заданиями. Каждый сектор содержит вопросы различной стоимости. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее. Данное мероприятие может с успехом быть проведено в рамках недели биологии....
30 08 2025 5:23:45
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
29 08 2025 20:46:33
Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....
28 08 2025 7:28:17
В статье описана роль животных в жизни человека. Хаpaктеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....
27 08 2025 1:20:11
Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....
26 08 2025 8:12:55
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
25 08 2025 13:43:39
Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....
24 08 2025 7:11:44
Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....
23 08 2025 20:13:57
Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива.
...
22 08 2025 22:46:57
Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....
21 08 2025 3:37:38
Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....
20 08 2025 10:47:43
Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....
19 08 2025 7:16:15
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
18 08 2025 22:25:42
На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание.
Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм.
В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма.
Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения.
...
17 08 2025 9:13:34
Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ.
...
16 08 2025 16:56:46
Урок по теме «Фотосинтез» проводится для профильной группы 10-го класса. Тема изучается на протяжении 3 уроков. На 1-м уроке изучается история процесса фотосинтеза, вклад ученых в развитие учения о фотосинтезе, фазы фотосинтеза. Урок соответствует новым ФГОС. Ребята сами определяют тему урока, ставят цели, создают мини-проекты....
15 08 2025 2:18:21
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
14 08 2025 23:59:37
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
13 08 2025 21:11:19
Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе.
...
12 08 2025 3:50:48

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....
11 08 2025 2:25:37
Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....
10 08 2025 5:10:11
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые».
Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока.
Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
09 08 2025 14:43:21
Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам.
...
08 08 2025 23:31:59
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
07 08 2025 7:57:43
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
06 08 2025 21:27:52
Урок-пресс-конференция проводится за счет резервного времени, способствует развитию интереса учащихся к здоровому образу жизни, имеет большое воспитательное значение, так как в последнее время распространилась мода на самые экзотические диеты, и подростки зачастую становятся жертвами диет и коммерческой рекламы.
Урок построен в форме пресс-конференции, приглашается представитель городской СЭС, к уроку подготавливается выставка книг о кулинарии, подбирается коллекция упаковок от зубных паст, муляжи фруктов и овощей, кабинет заранее готовится к уроку.
...
05 08 2025 11:25:27
Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....
04 08 2025 15:23:11
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
03 08 2025 5:26:39
Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....
02 08 2025 13:18:30
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
01 08 2025 9:59:44
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
31 07 2025 13:23:57
Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу.
...
30 07 2025 3:38:51
Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся.
...
29 07 2025 5:10:34
Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....
28 07 2025 13:44:52
Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека.
...
27 07 2025 13:37:15
Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....
26 07 2025 17:51:33
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
25 07 2025 10:15:53
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология".
...
24 07 2025 17:18:36
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
23 07 2025 22:33:10
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....
22 07 2025 21:30:32
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
21 07 2025 3:41:56

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....
20 07 2025 23:36:15
В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....
19 07 2025 9:32:49
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
18 07 2025 0:15:22
Ещё много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: "Школа должна заниматься поиском индивидуальности". Этот тезис абсолютно верен. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
...
17 07 2025 7:47:50
Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....
16 07 2025 12:34:49
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....
15 07 2025 15:21:25
Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....
14 07 2025 11:22:46
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
13 07 2025 8:48:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::