Урок на тему "Деление клетки. Митоз"
Цели:
- сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом;
- познакомить с основными видами деления клеток;
- рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками;
- охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- Диск 1С Школа, Биология 9 класс;
- презентация (приложение 1).
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация опopных знаний (1 слайд)
1. Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает - от других организмов, от болезней или просто от старости. Но, тем не менее, численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет.
2. Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки – зиготы.
Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:
1. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
2. Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов.
III. Изучение нового материала
1. Объявление темы урока (2 слайд)
В основе передачи наследственной информации, размножения, а также роста, развития и регенерации лежит важнейший процесс — деление клеток, изучению которого мы посвятим несколько занятий.
Наиболее общим способом деления клеток растений и животных является митоз. При этом наследственный материал (ДНК), распределяется равномерно между двумя новыми, или дочерними, клетками. Более или менее равномерно распределяются также все цитоплазматические органеллы. В результате возникают очень похожие друг на друга клетки.
Вопросы:
- Каков механизм этого процесса. Можем ли мы ответить на этот вопрос?
- Какие цели мы должны поставить перед собой для того, чтобы ответить на этот вопрос?
Цель: (3 слайд)
- сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом;
- рассмотреть механизм митоза;
- охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла;
- выявить биологическое значение митоза.
Период существования клетки от момента ее образования путем деления исходной (материнской) клетки, включая само деление, до собственного деления или cмepти называют жизненным, или клеточным, циклом. В это время клетка растет, специализируется и выполняет свои функции в составе ткани и органов многоклеточного организма. (4 слайд)
Некоторые клетки, например, клетки нервной, мышечной, проводящей тканей приобретают глубокую специализацию и утрачивают способность делиться и размножаться, но могут функционировать на протяжении всей жизни организма. Часть клеток, например, клетки образовательной ткани растений, а также клетки костного мозга и эпителиальные имеют более простое строение и не являются! специализированными, но при этом способность размножаться сохраняют. В некоторых случаях специализированные клетки становятся способными к делению, если утрачивают специальные функции и связанные с ними структуры. На этом основано выращивание целого организма из группы клеток (метод клеточных культур). (5 слайд)
Вывод: Таким образом, жизнь одних клеток складывается из периода деления и последующей специализации, других - из периода деления и подготовки к нему.
Митотический цикл состоит из трех главных стадий: (6 слайд)
1) интерфаза — период интенсивного синтеза и роста клетки между двумя ее делениями;
2) митоз (кариокинез) - процесс деления ядра;
3) цитокинез - процесс разделения цитоплазмы между двумя дочерними клетками.
Фронтальная работа с классом по схеме интерфаза. (7 слайд)
Самостоятельная работа. (8 слайд)
Прочитать текст учебника на стр.78 (первый абзац), рассмотреть рис. 38 (стр. 79) и ответить на вопросы:
1. Что такое редупликация?
2. Какой принцип лежит в основе редупликации?
3. Как происходит процесс редупликации?
Рассмотрение строения хромосом. (9 слайд)
Просмотр анимационного слайда «Фазы митоза» Заполнение таблицы.
Работа по группам.
1 группа. Изучить особенности профазы и заполнить соответствующую колонку.
2 группа. Изучить особенности метафазы и заполнить соответствующую колонку.
3 группа. Изучить особенности анафазы и заполнить соответствующую колонку.
4 группа. Изучить особенности телофазы и заполнить соответствующую колонку.
Комментарии учителя. Телофаза заканчивается делением цитоплазмы — цитокинезом. Причем ее разделение по-разному происходит у животных и растений. В растительных клетках на месте расположения метафазных хромосом начинает строиться клеточная стенка, которая, разрастаясь, разъединяет две клетки. У животных мембрана образует впячивание по экватору клетки, разделяя цитоплазму и органеллы с образованием дочерних клеток.
Вопрос: Рассмотреть микропрепарат и определить наличие делящихся клеток и выявить фазы митоза. (10 слайд)
Какие процессы лежат в основе митоза? (11 слайд)
Биологическое значение митоза. (12 слайд)
IV. Закрепление (13 слайд)
V. Рефлексия (14 слайд)
Комментарии:
Основное содержание урока литературы с элементами интеграции по теме "Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе" – инсценированное чтение отрывков из сказки "Маленький принц" с комментариями учителя, беседа по сказке, исполнение группой детей вальса цветов, песни "Маленький принц", пpaктическая работа: посадка детьми семян цветов....
22 05 2025 1:57:37
В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....
21 05 2025 4:42:20
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
20 05 2025 0:35:12
Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....
19 05 2025 2:42:20

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
18 05 2025 7:59:33
Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....
17 05 2025 15:59:21
Цель урока: способствовать развитию познавательного интереса; активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Для преподавателя такой урок является способом выявить детей эрудированных, любознательных, остроумных, творческих, т.е. таких детей, которые при дальнейшем изучении предмета для преподавателя будут «помощниками».
Данная игра проводится на первом уроке предмета «Биология», либо ее можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках декады общеобразовательных дисциплин. Вопросы для игры составляет преподаватель, используя дополнительную литературу по предмету....
16 05 2025 15:36:39
Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....
15 05 2025 18:43:11
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
14 05 2025 16:14:54
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
13 05 2025 13:55:23
Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....
12 05 2025 15:15:45
Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....
11 05 2025 6:59:49
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
10 05 2025 10:26:31
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
09 05 2025 2:47:13
Народная мудрость гласит: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....
08 05 2025 17:23:52

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....
07 05 2025 22:57:56
Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....
06 05 2025 11:31:47
Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....
05 05 2025 22:15:20
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
04 05 2025 18:35:52
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
03 05 2025 7:22:56
Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....
02 05 2025 16:55:47
Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы «Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....
01 05 2025 21:11:33
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.
Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока.
...
30 04 2025 13:15:18
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
29 04 2025 17:34:44
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
28 04 2025 21:17:23
Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....
27 04 2025 2:29:35
Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....
26 04 2025 18:36:31
Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....
25 04 2025 2:35:54
Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....
24 04 2025 20:37:38
Несмотря на полноту и содержательность школьного курса биологии, изучающего человеческий организм, у учащихся часто возникают вопросы по применению этих знаний на пpaктике. Кроме того, нередко школьники задают вопросы, не предусмотренные школьной программой, но интересующие их. Данный курс призван решить эти противоречия и ответить на все вопросы учащихся. Он может быть изменён согласно их пожеланиям....
23 04 2025 4:58:30
В трудах академиков А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....
22 04 2025 2:30:11
Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах.
...
21 04 2025 10:34:41
Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....
20 04 2025 21:24:14
Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....
19 04 2025 23:37:42
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
18 04 2025 7:20:32
Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....
17 04 2025 18:58:38
Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....
16 04 2025 15:44:10
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....
15 04 2025 17:56:24
В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....
14 04 2025 13:23:20
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
13 04 2025 2:29:45
Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации.
...
12 04 2025 8:55:50
Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....
11 04 2025 1:52:49
Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....
10 04 2025 12:28:21
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
09 04 2025 4:37:51
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
08 04 2025 7:10:24
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
07 04 2025 11:28:42
Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....
06 04 2025 4:20:19
На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....
05 04 2025 16:58:28
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....
04 04 2025 9:32:42
Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....
03 04 2025 11:41:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::