Урок биологии в 6-м классе "Лишайники" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

Цели:

  • познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов;
  • показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека.

Оборудование:

  • таблицы,
  • гербарный материал,
  • подготовленный учащимися,
  • портреты учёных,
  • информационные листы для работы учащихся на уроке,
  • рисунки лишайников,
  • книга К. А. Тимирязева “Жизнь растений”,
  • географическая карта.

ЭПИГРАФ:

ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ПОЗНАЁМ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, ТЕМ ВСЁ БОЛЕЕ НЕВЕРОЯТНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ДЛЯ НАС ЧУДЕСА.

ЧАРЛЗ ДАРВИН

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Отработка понятий: “грибница”, “симбиоз”, “паразитизм”, питание грибов и водорослей.

ИГРА “ПОЙМИ МЕНЯ”

Ребята получают информационные листы для работы на уроке и заполняют их в течение урока. (Приложение 1)

УЧИТЕЛЬ. На доске вы видите биологические термины. Я буду читать их объяснение. Вы должны понять, о чем идет речь, и указать правильную цифру на своём информационном листочке в первой таблице.

ТАБЛИЦА № 1

1 2 3 4 5
         

1. Одноклеточные или многоклеточные организмы, использующие для питания готовое органическое вещество…. 6.

2. Тело гриба, состоящее из тонких белых нитей, называется…2.

3. Низшие одноклеточные или многоклеточные растения это …7.

4. Тесная связь, полезная как одному, так и другому организму называется…1.

5. Организмы, которые питаются органическими веществами живых организмов, называют …5.

1. СИМБИОЗ

2. ГРИБНИЦА

3. ОРГАНИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО

4. САПРОФИТЫ

5. ПАРАЗИТЫ

6. ГРИБЫ

7. ВОДОРОСЛИ

II. НОВАЯ ТЕМА

1. Лишайники – особая группа организмов, состоящая из гриба и водорослей, находящихся в сложных взаимоотношениях. Приспособленность лишайников к различным средам обитания.

2. Разнообразие лишайников и распространение на Земле.

(Объяснение, сообщения учащихся, демонстрация коллекции лишайников, рис. 41 и 42 учебника, таблицы).

Лишайники – группа низших растений, насчитывающая около 26 тыс. видов. Некоторые из них занесены в Красную книгу.

Лишайники – это своеобразные и удивительные организмы. Кажется, что это одно растение, а на самом деле, симбиоз двух организмов: гриба и водоросли.

Эти растения сказочно живучи!

Они селятся на голом камне, на обледеневших скалах, на песках обожжённой солнцем пустыни, растут на чистой бумаге, стекле, железе.

Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся огненного солнца, живой и непобедимой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают.

К. А. Тимирязев в своей знаменитой книге “Жизнь растений” писал: “Выступит ли из волн океана водный утёс, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, везде на гoлой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая её в плодоносную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы, ему нипочём зимняя стужа, летний зной; медленно, но упopно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому пути появляются более сложные формы жизни”.

Одним из важнейших факторов выживания лишайников является, по – видимому, их способность очень быстро высыхать. Их влажность в этом случае составляет от 2 до 10% сухой массы. Фотосинтез прекращается, и организм погружается в глубокий анабиоз (временное прекращение жизни). Лишайники, даже высохнув до того, что его можно растереть в порошок, оживают после первого дождя. Смачиваясь дождём, лишайники поглощают воду, как губка – в количестве в 3-35 раз больше собственной массы. Всей поверхностью тела они впитывают влагу дождей, росы и туманов. Во многих местообитаниях влажность лишайников колeблется в течение суток, а фотосинтез возможен лишь несколько часов, обычно рано утром, после смачивания туманом или росой.

Следствие этого – очень низкая скорость роста. Их радиус увеличивается на 0,1-10 мм в год. Например, альпийский лишайник умбиликария за 200 лет вырастает всего на 1 мм. Живут они очень долго. В Арктике были найдены экземпляры РИЗОКАРПОНА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО, возраст которых – 4,5 тыс. лет. В 1981 г. было установлено, что возраст некоторых арктических лишайников как минимум 10 тыс. лет.

Лишайники разнообразны по внешнему виду и окраске. Они бывают ЛИСТОВАТЫЕ, КУСТИСТЫЕ, НАКИПНЫЕ или КОРКОВЫЕ.

В тёмном еловом лесу со старых ветвей свисают до самой земли косматые седые бороды ЛИШАЙНИКА – БОРОДОЧА (кладонии). В сухих сосновых борах образуется сплошной ковёр из ветвистых розовых, серых и белых лишайников. Они хрустят под ногами в сухую погоду. Это кустистые лишайники.

Известный под названием “олений мох” кустистый лишайник ягель или кладония широко распространён в тундре и служит основным кормом для оленей.

Тело кустистых лишайников имеет вид более или менее разветвлённых кустиков, достигающих 12-15 см. в высоту.

Разнообразна окраска и форма кладоний: БОКАЛОВИДНАЯ БЕЛАЯ, с красными шариками по краям (КРАСНОПЛОДНАЯ) или кустистая СЕРЕБРИСТО-ЗЕЛЕНОВАТАЯ (см. рис. 41 учебника). Оленья кладония вырастает за год не более чем на 2 мм. Кустик высотой 10 см имеет возраст 30 лет.

Широко распространены ЛИСТОВАТЫЕ лишайники в виде пластинок разной окраски. Они разрастаются на камнях и коре деревьев.

Тело в виде листовых пластинок прикрепляется к почве, камням или деревьям при помощи ризин – аналогов ризоидов.

Причудлива форма ПАРМЕЛИИ, ЦЕТРАРИИ (“ИСЛАНДСКИЙ МОХ”), ЭВЕРНИИ СЛИВОВОЙ (табл на доске).

Серебристо-гoлyбоватое или оливково-коричневое слоевище ПАРМЕЛИИ можно увидеть на стволах осины (рис. 41 учебника, гербарий).

На коре осин можно так же увидеть золотисто-желтую КСАНТОРИЮ НАСТЕННУЮ (рис. 42 учебника, гербарий на парте).

Тело УСНЕИ (таблица на доске) пепельно-зеленое, сильно разветвлённое, повисающее или прямостоячее.

На камнях, деревьях, земле поселяются НАКИПНЫЕ лишайники или КОРКОВЫЕ, похожие на застывшую коричнево-серую пену. Это БАЦИДИЯ (рис. 41 учебника), ЛЕКОНОРА СЪЕДОБНАЯ или “манна небесная”. (Сообщение Чикунова Максима).

Разнообразная окраска лишайников связана с тем, что в них выpaбатываются различные лишайниковые кислоты. Эти типичные для лишайников соединения откладываются на поверхности грибных нитей в виде кристаллов, палочек и зёрнышек. Названия лишайников вывешиваются на доске.

3. Строение и питание лишайников.

(Объяснение с элементами беседы и использованием табл. и рис. учебника).

Лишайники представляют собой сложный организм на основе симбиоза гриба и водоросли, которые в процессе эволюции приспособились к тесному сожительству и образовали новый организм, качественно отличающийся от всех компонентов. Каждый вид лишайника включает в себя определённый вид гриба и водоросли. Двойная природа лишайника была установлена в 1867 г. русскими учёными А. С. Фаминицыным и С. А. Бapaнецким. Водоросли создают органическое вещество, а грибы защищают водоросль и снабжают их водой и минеральными солями.

Слоевище (тело лишайника) образовано переплетением грибных нитей, которые хорошо видны под микроскопом на поперечном срезе (таблица на доске). Ближе к поверхности слоевища нити гриба образуют плотное переплетение, играющие роль покровной ткани. Ближе к центру оно становится рыхлым. И в полостях между нитями заметны группы зелёных клеток водоросли (сине-зелёные или цианобактерии). Шарообразные клетки водоросли скапливаются на той стороне слоевища, которая обращена к солнцу. Как и все зелёные растения, водоросль использует энергию солнца для образования необходимых для её жизнедеятельности органических веществ из углекислого газа, воды и минеральных солей. Причём часть органических веществ водоросль отдаёт грибу.

Как вы, ребята, думаете почему? (Учитель)

Т. к. он не имеет хлорофилла и не способен к органическому синтезу.

В свою очередь гриб снабжает водоросль - чем? (Учитель)

Водой и минеральными солями, полученными из почвы.

Водоросль, входящая в симбиотический организм лишайника, отделённая от гриба как вы думаете, может ли существовать самостоятельно? (Учитель)

Да. Потому что она сама синтезирует органические вещества.

А гриб может отдельно существовать от водоросли? Почему? (Учитель)

Нет, т. к. он питается готовыми органическими веществами.

Ото мхов, с которыми часто смешивают лишайники, отличает то, что нет типичной зелёной окраски и органов. (Учитель)

Лишайники впитывают влагу всей поверхностью тела (влагу дождей, росы, туманов).

4. Размножение лишайников (объяснение учителя, таблица).

Размножаются лишайники главным образом вегетативным способом: обломками слоевища или специальными органами – группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела или в виде выростов на поверхности тела. Под давлением разросшихся клеток тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

Слоевище лишайника нарастает очень медленно, за счёт деления водоросли и самого гриба, поскольку каждый из компонентов лишайника размножается самостоятельно. Лишайник образуется только тогда, когда гифы (нити) гриба встретят на своём пути соответствующую водоросль

5. Историческая справка о возникновении науки о лишайниках.

(Рассказывает Ведищева Евгения)

Лишайники имеют очень древнюю историю: они появились на Земле более ста миллионов лет назад, когда образовалась меловая толща нашей планеты.

Но лишь в конце 18 – начале 19 века возникла наука о лишайниках – ЛИХЕНОЛОГИЯ. Её основоположником считается шведский учёный А. Ахариус.

Русским учёным А. Н. Бекетовым в 1860 году для обозначения этих организмов был предложен термин “лишайник”.

В 1860-1868 гг. немецкий ботаник С. Шведенер в серии работ описал биологию лишайников как “двойных организмов” (тесное сожительство грибов и водорослей).

6. Роль лишайников в природе и жизни человека. Охрана лишайников.

(Объяснение учителя, сообщения учащихся, таблицы)

Особое участие лишайники принимают в процессе почвообразования (они подготавливают почву для заселения более высокоорганизованными организмами), т. е. лишайники играют в природе роль первопроходцев. Поселяясь в самых бесплодных местах, они выделяют особые кислоты, которые медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие растения.

Велико значение лишайников в жизни человека и животных.

На севере они служат основным кормом для животных. Из них получают витамин С и готовят отвары, пpeдoxpaняющие от нагноения.

Некоторые лишайники используются в качестве красителей в ткацком деле, в медицине, парфюмерии для изготовления духов, а так же при изготовлении глюкозы и химического индикатора – лакмуса (о его значении вы узнаете на уроках химии в 8 классе).

Шампунь с древесным лишайником от перхоти

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первые сведения об использовании лишайников как лекарственных растений относятся к глубокой древности. Ещё древние египтяне за 200 лет до н. э. использовали их в медицинских целях.

В 1947 г. немецкими учеными был получен первый антибиотический препарат из лишайников под названием “эвозин”. Получают его, главным образом, из ЭВЕРНИИ СЛИВОВОЙ (по табл. ). Этот препарат обладает широким антимикробным действием, преимущественно против стафилококков, его используют при местном лечении таких кожных заболеваний, как фурункулёз, волчанка и др.

УЧИТЕЛЬ: О другом лекарственном лишайнике - цетрарии вам сообщит Орлова Анна.

УЧИТЕЛЬ: В “лишайниковых зарослях” обитает огромное количество клещей, ногохвосток, гусениц, пауков, клопов и т. п. Всего зарегистрировано около 400 видов животных, жизнь которых так или иначе связана с лишайниками. Некоторые из них используют слоевище лишайников как временное убежище.

Целый ряд животных питается слоевищем лишайников и продуктами их разрушения.

Лишайники любят густые туманы. Однако ни в жаре, ни в холоде не могут жить без кристально чистого воздуха. Стоит только атмосфере быть чуть-чуть загрязнённой, как лишайники гибнут все до единого. Этот исключительно выносливый организм служит лучшим “индикатором” чистоты воздуха. Они в качестве организма-индикатора используются в мониторинге загрязнения атмосферы. Наиболее резко лишайники реагируют на сернистый газ, который, возможно, быстро разрушает и без того небольшое количество их хлорофилла. Кроме того, эти организмы способны связывать тяжёлые металлы из окружающей среды и накапливать их в своём слоевище. Лишайники используются для контроля над выпадением радиоактивных осадков, особенно в тех районах, которые трудно обследовать другими средствами.

7. Охрана лишайников.

(Сообщение Кулешова Максима)

У берегов Эстонии есть остров, такой маленький, что на карте нашей страны его очертание выглядит как чёрная точка, а название - Вормси – расположилось на гoлyбых волнах.

Здесь в 1982 году был организован первый в нашей стране заказник, где взяты под охрану лишайники.

На острове редкое сообщество низших и высших растений исследуется и охраняется. Этот удивительный природный ландшафт, где царят лишайники, сохранён в первозданном виде.

В связи с тем, что лишайники очень медленно растут (1-3 мм в год), а роль их велика, особенно в питании оленей, в последнее время остро встаёт вопрос об охране лишайников. Это регулируемый выпас оленей и упорядоченное передвижение трaнcпорта.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

(Работа с тестами, закрепление по вопросам, самостоятельная работа в рабочей тетради).

1. УСТНО. Верно ли суждение?

1. Лишайник имеет стебель с листьями.

2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.

3. Водоросли лишайника выpaбатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.

4. Лишайникм могут поселяться на гoлых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.

5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.

6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.

2. Работа на информационных листах.

3. Ребята, сдайте листы для проверки и выполните задания в рабочей тетради 43 и 44.

ЗАГАДКИ

  1. Свыклась водоросль с грибком, зацепилась за кору и пришлась ко двору.
  2. Удивительное дело – как дружны зелёный с белый!
    Друг за друга отвечают, и друг друга выручают.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Изучить п. 13, выполнить задание 45 в рабочей тетради.

Литература

1. В. В. Пасечник. Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения. “Дрофа”, 1996 г.

2. Д. И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. М. : Просвещение, 1985 г.

3. О. Н. Дронова. Хрестоматия по биологии: Бактерии. Грибы. Растения. Саратов: Лицей, 2002 г

Приложение 1



Комментарии:

Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста


    Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

      Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка. Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....

17 06 2025 6:46:13

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

16 06 2025 9:58:36

Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"


    Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"

      Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....

15 06 2025 8:21:27

Формула здоровья


    Формула здоровья

      Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....

14 06 2025 13:22:13

Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология


    Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология

      На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Ученик формулирует учебную проблему, изучает проблему....

13 06 2025 17:57:10

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

12 06 2025 9:33:33

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....

11 06 2025 8:56:43

Строение и жизнедеятельность бактерий


    Строение и жизнедеятельность бактерий

      На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....

10 06 2025 8:38:15

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....

09 06 2025 19:38:54

Покровные ткани. Эпидермис. ЕГЭ biologia's Blog

Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...

08 06 2025 21:51:21

Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания


    Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

      Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....

07 06 2025 5:21:24

Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"


    Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"

      На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации. ...

06 06 2025 6:33:30

Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс


    Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс

      Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....

05 06 2025 8:31:16

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

04 06 2025 8:48:14

Урок биологии по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор"

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....

03 06 2025 18:30:34

Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс


    Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

      На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. ...

02 06 2025 18:50:45

Роль собаки в жизни человека


    Роль собаки в жизни человека

      В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....

01 06 2025 14:35:56

Строение сердца


    Строение сердца

      На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

31 05 2025 13:37:13

Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"


    Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"

      Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. ...

30 05 2025 6:11:50

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

29 05 2025 13:43:20

Развитие аналитического мышления учащихся при работе с учебником на уроках зоологии

Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....

28 05 2025 20:35:11

Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"


    Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"

      Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...

27 05 2025 4:48:22

Интегрированный урок "Агроклиматические ресурсы Удмуртии"

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....

26 05 2025 22:25:31

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

25 05 2025 19:14:31

Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"


    Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"

      Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...

24 05 2025 5:43:40

Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии


    Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии

      В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии. ...

23 05 2025 12:36:11

Экологический эрудицион


    Экологический эрудицион

      Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края. ...

22 05 2025 7:20:35

Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"


    Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"

      Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Царство Бактерии». Форма урока – игра. ...

21 05 2025 9:45:40

Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"


    Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"

      Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

20 05 2025 6:57:22

Пищеварение в ротовой полости и желудке


    Пищеварение в ротовой полости и желудке

      В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....

19 05 2025 5:19:43

Эти загадочные Простейшие


    Эти загадочные Простейшие

      В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....

18 05 2025 4:14:19

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Многообразие и значение водорослей"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Многообразие и значение водорослей"

      На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

17 05 2025 4:31:42

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

16 05 2025 15:36:26

Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций


    Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций

      Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...

15 05 2025 16:49:40

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

14 05 2025 2:49:49

Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....

13 05 2025 4:37:47

Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"


    Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

      Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы «Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....

12 05 2025 23:52:43

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям нeблагоприятных факторов среды....

11 05 2025 7:34:45

Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления


    Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления

      Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...

10 05 2025 13:32:46

Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии


    Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии

      В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....

09 05 2025 23:37:39

Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы


    Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы

      Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы. ...

08 05 2025 23:31:26

Урок по теме "Развитие зародыша и плода. Беременность и роды"

Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....

07 05 2025 8:35:59

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

06 05 2025 22:33:27

Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс


    Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

      Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....

05 05 2025 4:14:29

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....

04 05 2025 22:16:16

Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии


    Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии

      Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....

03 05 2025 7:42:23

Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"

      В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса. ...

02 05 2025 23:53:17

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

01 05 2025 7:32:56

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

30 04 2025 8:46:23

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

29 04 2025 11:51:36

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::