Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс
Цели:
- усвоить знания о побеге;
- обобщить полученные знания;
- повысить интерес к предмету.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, так же показать их биологическое значение;
- проверить степень усвоения материала по пройденной теме.
Тип урока: биологический урок-игра “Путешествие по стране Побегия» с использованием презентации в Power Point. Урок представляет собой виртуальное путешествие по заданному комaнде маршруту.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроэктор, экран (интеpaктивная доска), гербарий растений, муляжи видоизмененных побегов, спилы дерева, срезы побегов, комнатные растения, слайды.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач.
3. Проверка домашнего задания.
4. Проведение биологической игры.
5. Подведение итогов занятия.
6. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент и объявление цели и задач обучения (Приложение 1. Слайды 1, 2).
Гид (Учитель). Здравствуйте!
Как настроение? Сегодня мы с вами должны пройти
не легкий путь, путешествуя по стране Побегия, и,
надеюсь, встретим немало тайн и откроем для себя
что-то новое. Проходя по маршруту, мы с вами будем
вспоминать, думать, рассуждать. Надеюсь, что мы
все преодолеем и достигнем цели. Судить вас
будет назначенное мною жюри. (Представляю жюри).
Рада приветствовать вас перед дорогой!
А вот план нашего путешествия (Приложение
1. Слайд 3):
1) Проверка готовности отряда к путешествию на
контрольном пункте;
2) Остановка на станции Определительная;
3) Королевство знающих;
4) Переход через государство Анатомическое;
5) Завершение путешествия на Таможне.
Ну что, в путь познания?
II. Проведение биологического урока-игры
Контрольный пункт (Приложение 1. Слайды 4, 5).
(Фронтальная беседа с классом. Жюри в ходе урока фиксирует все действия и ответы каждого ученика в листе контроля).
Вопросы:
1) Что называют побегом?
2) Какие виды почек вы знаете?
3) Какими бывают почки по расположению?
4) За счёт чего стебель растёт вверх?
5) За счёт чего стебель растёт в толщину?
6) Какие типы жилкования вам известны?
7) Каково значение устьиц?
8) На какие группы делятся растения по отношению к
свету?
9) Где в растении образуются органические
вещества?
10) Как называется у растений процесс поглощения
кислорода и выделение углекислого газа?
11) По какой части растения передвигаются вода и
минеральные вещества?
12) По какой части стeбля передвигаются
органические вещества?
13) Приведите примеры видоизменённых побегов.
Станция «Определительная»
1. Охаpaктеризуйте листорасположение у
предложенных вам комнатных растений. (Один
ученик на демонстрационном столе работает с
группой комнатных растений)
2. Какой лес шумит, а какой – шелестит? Почему?
3. Дуб, ель, ясень, берёза, клён. Какое дерево в этой
«компании» лишнее? Почему?
4. «Мушка на траву села, а трава ту мушку съела». О
каком растении идёт речь? В чём его биологические
особенности (Приложение 1.
Слайд 6)?
5. Вспомните, что писал Бунин об осеннем лесе (Приложение 1. Слайд 7):
«Лес, точно терем расписной,
лиловый, золотой, багряный…»
Посмотрите на картину «Золотая осень». А
теперь ответьте: что обуславливает осеннюю
окраску листьев?
6. Решите задачу: в сутки человек потрeбляет 900 г
кислорода. Один гектар леса выpaбатывает за час
столько кислорода, сколько нужно для дыхания 100
человек. Какую массу кислорода выделяет 1 га леса
за один час.
7. Решите задачу: одно дерево берёзы за сутки
испаряет 60кг воды. Какую массу воды испаряет 13
берёз школьной аллеи за сутки? Сколько это
составляет вёдер, если одно ведро вмещает 10 кг
воды?
8. На какой стороне листовой пластинки
расположены устьица у растений водных и
засушливых местообитаний?
9. Какую ошибку допустил ученик, сказав, что
луковица – это корень?
10. Среди выданных экземпляров отберите
видоизменённые побеги. (На демонстрационном
столе: морковь, редька, лук, свекла, клубень
картофеля, редис, огурец, томаты.)
11. Какие виды почек изображены на рисунках. В чем
их отличие? (Приложение 1.
Слайд 8)
12. По срезанным побегам тополя, рябины, черной
смородины определить к какому растению
относится каждый из побегов?
Королевство знающих
– За счет какой ткани формируются годичные
кольца древесины?
– Докажите, что побег – живой организм.
– Какие приспособления для испарения воды имеет
лист? (Приложение 1.
Слайд 9).
– В какое время суток лучше собирать листовые
овощи (укроп, салат)? Почему?
– Расскажите об особенностях строения побега
кактуса в связи с местообитанием.
– Народная мудрость утверждает: «Кто с дерева
кору снимает – его убивает». Почему?
– Покажите стрелками на схеме переход газов в
каждом процессе.
– У каких растений однодольных или двудольных в
стeбле между древесиной и лубом находится
камбий?
Приближаемся к государству Анатомическое
– Сравните анатомическое строение листа и
стeбля. (Поясненяется по таблицам).
– На спиленном пне сосны годичные кольца имели
овальную форму, были вытянуты в одну сторону. Где
росла эта сосна: в лесу, на открытом месте или
опушке? Почему? Как условия жизни влияют на рост
дерева в толщину? (Приложение 1.
Слайд 10)
– Определите типы жилкования листьев. К какому
классу относят данные растения? (Приложение
1. Слайд 11)
– На пне спиленного дерева было 80 годичных колец.
На верхнем спиле первого бревна на высоте 7м было
50 колец. Сколько лет было дереву, когда его высота
была 7 м?
Таможня
(Индивидуальная проверка знаний учащихся с помощью тестирования. Работа проверяется составом жюри.)
1. Выбери правильный ответ (Приложение 1. Слайд 12):
Побег развивается из:
а) листьев;
б) почки;
в) цветов.
2. Почка – это:
а) зачаточный побег;
б) зачаточный корешок;
3. Стебель растёт в толщину за счёт (Приложение 1. Слайд 13):
а) верхушки;
б) коры;
в) камбия.
4. Пронумеруй названия слоёв дерева в том порядке, как они располагаются от внешнего края к центру (Приложение 1. Слайд 14):
а) Камбий.
б) Пробка.
в) Кожица.
г) Сердцевина.
д) Древесина.
5. Укажите соответствие частей стeбля (первый столбик) выполняемой функции (второй столбик) (Приложение 1. Слайд 15).
А – кора 1 – проводящая
Б – древесина 2 – опopная
В – сердцевина 3 – защитная
Г – камбий 4 – образовательная
Д – пробка 5 – запасающая
6. Допишите фразу (диктую)
- Лист дышит через …
- Корневище, клубень, луковица – это …
- В центре стeбля находится …
- Вода с минеральными веществами передвигается по …
- Осенью листья опадают, этот процесс называют …
III. Подведение итогов занятия
Гид: Слово предоставляется жюри.
1) Жюри объявляет самых активных и
любознательных.
2) Производится награждение «Самого
внимательного», «Самого активного», «Самого
грамотного» медалями из спилов березы.
3) Выставляются оценки по пройденному материалу.
– Вот и закончилось наше путешествие по стране
Побегия.
– Все вы успешно прошли не легкий путь и достигли
цели.
Домашнее задание: учебник биологии В.В. Пасечника, повторить вопросы: с. 103, 107, 111, 120.
Комментарии:
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
24 08 2025 22:25:54
К отряду двукрылых относятся комары, мухи, оводы. Они имеют только переднюю пару крыльев, вторая пара значительно уменьшена, так что от нее сохраняются только булавовидные образования — жужжальца....
23 08 2025 13:37:56
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
22 08 2025 10:26:54
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
21 08 2025 4:15:32
Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и
личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....
20 08 2025 11:15:20
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
19 08 2025 11:43:27
Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....
18 08 2025 20:43:52
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
17 08 2025 6:22:36
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....
16 08 2025 23:40:40
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
15 08 2025 13:21:29
В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....
14 08 2025 4:48:25
Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....
13 08 2025 21:30:41
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
12 08 2025 10:19:52
Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....
11 08 2025 1:36:40
Игра начинается с проверки домашнего задания каждой комaнды. В первом туре комaндам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме «Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две комaнды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы.
...
10 08 2025 21:38:17
Урок представляет собой пpaктикум по изучению особенностей строения растительных и животных клеток в форме лабораторной работы. Результаты заносятся в таблицу. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о строении эукариотической клетки растений и животных; о единстве строения и происхождения клеток; о многообразии форм клеток. Воспитывается интерес к познанию живой природы....
09 08 2025 16:15:52
Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...
08 08 2025 10:14:35

В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....
07 08 2025 7:31:35
Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....
06 08 2025 17:40:44
Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....
05 08 2025 16:14:31
Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....
04 08 2025 2:51:29
Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...
03 08 2025 19:56:39
Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....
02 08 2025 3:19:22
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
01 08 2025 18:14:47
Несмотря на полноту и содержательность школьного курса биологии, изучающего человеческий организм, у учащихся часто возникают вопросы по применению этих знаний на пpaктике. Кроме того, нередко школьники задают вопросы, не предусмотренные школьной программой, но интересующие их. Данный курс призван решить эти противоречия и ответить на все вопросы учащихся. Он может быть изменён согласно их пожеланиям....
31 07 2025 19:53:34

Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....
30 07 2025 11:51:20
Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения.
...
29 07 2025 21:32:45
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
28 07 2025 11:38:49
Данный пpaктический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме "Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ.
...
27 07 2025 8:54:27
Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества.
...
26 07 2025 7:14:39
Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу.
...
25 07 2025 17:30:23
Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....
24 07 2025 1:42:40
В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....
23 07 2025 18:24:57
Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих.
...
22 07 2025 15:22:34

Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....
21 07 2025 21:33:36
Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....
20 07 2025 6:53:28
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
19 07 2025 12:16:46
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
18 07 2025 17:15:41
Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....
17 07 2025 8:25:47
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
16 07 2025 12:57:26
Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....
15 07 2025 3:45:55
Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....
14 07 2025 6:59:58

Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....
13 07 2025 0:50:32
Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств.
...
12 07 2025 18:37:51
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
11 07 2025 0:22:23
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
10 07 2025 11:57:30
Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....
09 07 2025 19:58:23
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....
08 07 2025 11:25:41
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
07 07 2025 12:59:59
Клетки разных организмов имеют свои хаpaктерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....
06 07 2025 3:39:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::