Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс
Цели:
- усвоить знания о побеге;
- обобщить полученные знания;
- повысить интерес к предмету.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, так же показать их биологическое значение;
- проверить степень усвоения материала по пройденной теме.
Тип урока: биологический урок-игра “Путешествие по стране Побегия» с использованием презентации в Power Point. Урок представляет собой виртуальное путешествие по заданному комaнде маршруту.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроэктор, экран (интеpaктивная доска), гербарий растений, муляжи видоизмененных побегов, спилы дерева, срезы побегов, комнатные растения, слайды.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач.
3. Проверка домашнего задания.
4. Проведение биологической игры.
5. Подведение итогов занятия.
6. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент и объявление цели и задач обучения (Приложение 1. Слайды 1, 2).
Гид (Учитель). Здравствуйте!
Как настроение? Сегодня мы с вами должны пройти
не легкий путь, путешествуя по стране Побегия, и,
надеюсь, встретим немало тайн и откроем для себя
что-то новое. Проходя по маршруту, мы с вами будем
вспоминать, думать, рассуждать. Надеюсь, что мы
все преодолеем и достигнем цели. Судить вас
будет назначенное мною жюри. (Представляю жюри).
Рада приветствовать вас перед дорогой!
А вот план нашего путешествия (Приложение
1. Слайд 3):
1) Проверка готовности отряда к путешествию на
контрольном пункте;
2) Остановка на станции Определительная;
3) Королевство знающих;
4) Переход через государство Анатомическое;
5) Завершение путешествия на Таможне.
Ну что, в путь познания?
II. Проведение биологического урока-игры
Контрольный пункт (Приложение 1. Слайды 4, 5).
(Фронтальная беседа с классом. Жюри в ходе урока фиксирует все действия и ответы каждого ученика в листе контроля).
Вопросы:
1) Что называют побегом?
2) Какие виды почек вы знаете?
3) Какими бывают почки по расположению?
4) За счёт чего стебель растёт вверх?
5) За счёт чего стебель растёт в толщину?
6) Какие типы жилкования вам известны?
7) Каково значение устьиц?
8) На какие группы делятся растения по отношению к
свету?
9) Где в растении образуются органические
вещества?
10) Как называется у растений процесс поглощения
кислорода и выделение углекислого газа?
11) По какой части растения передвигаются вода и
минеральные вещества?
12) По какой части стeбля передвигаются
органические вещества?
13) Приведите примеры видоизменённых побегов.
Станция «Определительная»
1. Охаpaктеризуйте листорасположение у
предложенных вам комнатных растений. (Один
ученик на демонстрационном столе работает с
группой комнатных растений)
2. Какой лес шумит, а какой – шелестит? Почему?
3. Дуб, ель, ясень, берёза, клён. Какое дерево в этой
«компании» лишнее? Почему?
4. «Мушка на траву села, а трава ту мушку съела». О
каком растении идёт речь? В чём его биологические
особенности (Приложение 1.
Слайд 6)?
5. Вспомните, что писал Бунин об осеннем лесе (Приложение 1. Слайд 7):
«Лес, точно терем расписной,
лиловый, золотой, багряный…»
Посмотрите на картину «Золотая осень». А
теперь ответьте: что обуславливает осеннюю
окраску листьев?
6. Решите задачу: в сутки человек потрeбляет 900 г
кислорода. Один гектар леса выpaбатывает за час
столько кислорода, сколько нужно для дыхания 100
человек. Какую массу кислорода выделяет 1 га леса
за один час.
7. Решите задачу: одно дерево берёзы за сутки
испаряет 60кг воды. Какую массу воды испаряет 13
берёз школьной аллеи за сутки? Сколько это
составляет вёдер, если одно ведро вмещает 10 кг
воды?
8. На какой стороне листовой пластинки
расположены устьица у растений водных и
засушливых местообитаний?
9. Какую ошибку допустил ученик, сказав, что
луковица – это корень?
10. Среди выданных экземпляров отберите
видоизменённые побеги. (На демонстрационном
столе: морковь, редька, лук, свекла, клубень
картофеля, редис, огурец, томаты.)
11. Какие виды почек изображены на рисунках. В чем
их отличие? (Приложение 1.
Слайд 8)
12. По срезанным побегам тополя, рябины, черной
смородины определить к какому растению
относится каждый из побегов?
Королевство знающих
– За счет какой ткани формируются годичные
кольца древесины?
– Докажите, что побег – живой организм.
– Какие приспособления для испарения воды имеет
лист? (Приложение 1.
Слайд 9).
– В какое время суток лучше собирать листовые
овощи (укроп, салат)? Почему?
– Расскажите об особенностях строения побега
кактуса в связи с местообитанием.
– Народная мудрость утверждает: «Кто с дерева
кору снимает – его убивает». Почему?
– Покажите стрелками на схеме переход газов в
каждом процессе.
– У каких растений однодольных или двудольных в
стeбле между древесиной и лубом находится
камбий?
Приближаемся к государству Анатомическое
– Сравните анатомическое строение листа и
стeбля. (Поясненяется по таблицам).
– На спиленном пне сосны годичные кольца имели
овальную форму, были вытянуты в одну сторону. Где
росла эта сосна: в лесу, на открытом месте или
опушке? Почему? Как условия жизни влияют на рост
дерева в толщину? (Приложение 1.
Слайд 10)
– Определите типы жилкования листьев. К какому
классу относят данные растения? (Приложение
1. Слайд 11)
– На пне спиленного дерева было 80 годичных колец.
На верхнем спиле первого бревна на высоте 7м было
50 колец. Сколько лет было дереву, когда его высота
была 7 м?
Таможня
(Индивидуальная проверка знаний учащихся с помощью тестирования. Работа проверяется составом жюри.)
1. Выбери правильный ответ (Приложение 1. Слайд 12):
Побег развивается из:
а) листьев;
б) почки;
в) цветов.
2. Почка – это:
а) зачаточный побег;
б) зачаточный корешок;
3. Стебель растёт в толщину за счёт (Приложение 1. Слайд 13):
а) верхушки;
б) коры;
в) камбия.
4. Пронумеруй названия слоёв дерева в том порядке, как они располагаются от внешнего края к центру (Приложение 1. Слайд 14):
а) Камбий.
б) Пробка.
в) Кожица.
г) Сердцевина.
д) Древесина.
5. Укажите соответствие частей стeбля (первый столбик) выполняемой функции (второй столбик) (Приложение 1. Слайд 15).
А – кора 1 – проводящая
Б – древесина 2 – опopная
В – сердцевина 3 – защитная
Г – камбий 4 – образовательная
Д – пробка 5 – запасающая
6. Допишите фразу (диктую)
- Лист дышит через …
- Корневище, клубень, луковица – это …
- В центре стeбля находится …
- Вода с минеральными веществами передвигается по …
- Осенью листья опадают, этот процесс называют …
III. Подведение итогов занятия
Гид: Слово предоставляется жюри.
1) Жюри объявляет самых активных и
любознательных.
2) Производится награждение «Самого
внимательного», «Самого активного», «Самого
грамотного» медалями из спилов березы.
3) Выставляются оценки по пройденному материалу.
– Вот и закончилось наше путешествие по стране
Побегия.
– Все вы успешно прошли не легкий путь и достигли
цели.
Домашнее задание: учебник биологии В.В. Пасечника, повторить вопросы: с. 103, 107, 111, 120.
Комментарии:
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
01 04 2025 21:43:33
Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле.
...
31 03 2025 21:33:33
Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....
30 03 2025 9:32:22
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
29 03 2025 5:28:14
Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....
28 03 2025 12:56:44
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
27 03 2025 9:46:23
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
26 03 2025 18:59:47
В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....
25 03 2025 14:57:13
Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности.
...
24 03 2025 4:38:16
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
23 03 2025 8:51:47
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
22 03 2025 1:51:36
Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....
21 03 2025 12:22:59
Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....
20 03 2025 18:40:36
Предложенный урок, проводимый в курсе изучения анатомии и физиологии человека, – "Память", где учащиеся систематизируют имеющиеся у них знания о памяти, знакомятся с некоторыми методиками определения объема кратковременной памяти, своими ведущими видами памяти и сами дают рекомендации по способам улучшения работы своей памяти, основываясь на результатах экспериментов, – соответствует вышеперечисленным требованиям.
...
19 03 2025 10:39:46
На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....
18 03 2025 7:53:45
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
17 03 2025 11:43:47
Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных....
16 03 2025 10:38:49
Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....
15 03 2025 5:44:11
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
14 03 2025 4:42:11
Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать!
...
13 03 2025 18:37:10
Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....
12 03 2025 1:55:56
Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....
11 03 2025 3:25:37
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
10 03 2025 4:49:18
Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень).
Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников.
Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....
09 03 2025 16:33:44
Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....
08 03 2025 22:17:10
Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок.
...
07 03 2025 11:33:18
Урок биологии в 8-м классе знакомит учащихся с особенностями строения органа зрения человека. Мультимедийная презентация к уроку позволяет использовать не только иллюстративный материал, но и множество интеpaктивных заданий. На данном уроке происходит не только знакомство с терминами и понятиями, также выполняется ряд пpaктических работ, результаты которых учащимися самостоятельно оформляются в рабочих листах....
06 03 2025 10:44:21
Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...
05 03 2025 13:10:31
Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите.
...
04 03 2025 13:17:58
Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....
03 03 2025 4:22:17
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника.
...
02 03 2025 11:20:24
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
01 03 2025 20:47:37
Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...
28 02 2025 0:59:52
На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....
27 02 2025 2:25:30
На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации.
...
26 02 2025 21:12:38
Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....
25 02 2025 10:14:35
Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....
24 02 2025 5:32:13
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
23 02 2025 14:59:43
В 2008 году вышло Постановление губернатора Амурской области о создании первой Красной книги Амурской области (от 18.02.2008 г. № 69 "О порядке ведения Красной книги Амурской области"). Большая часть информации о редких и исчезающих растениях не доходит до населения. Школьники Амурской области не знают как "краснокнижные" растения выглядят, какие меры можно предпринять для их сохранения....
22 02 2025 17:59:16
Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных.
...
21 02 2025 6:38:10
Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии.
Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе.
...
20 02 2025 14:25:14
Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить.
...
19 02 2025 3:48:39
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
18 02 2025 22:41:56
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
17 02 2025 18:47:31
Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....
16 02 2025 6:40:46
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
15 02 2025 22:18:23
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
14 02 2025 12:11:48
Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....
13 02 2025 3:20:14
Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....
12 02 2025 10:19:39
В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....
11 02 2025 4:36:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::