"Пpaктические доказательства отрицательного влияния алкоголя на живые объекты для использования на уроках биологии" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


"Пpaктические доказательства отрицательного влияния алкоголя на живые объекты для использования на уроках биологии"


    "Пpaктические доказательства отрицательного влияния алкоголя на живые объекты для использования на уроках биологии"

Здоровье самое большое личное достояние каждого человека. Человеческий организм обладает большими возможностями для сохранения и поддержания здоровья, но эти возможности не беспредельны. Если вредный фактор действует с раннего возраста и систематически, то состояние организма неизменно начинает ухудшаться, и возникает болезнь. Одним из таких факторов является алкоголь. Алкоголь не щадит ни одного органа. Спиртные напитки, в том числе и пиво, в состав которого входит спирт, попав в организм подростка, быстро разносятся кровью и концентрируются в головном мозге. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. Врожденной потребности пить пиво, вино, водку у людей нет. Если бы не было на свете алкогольных изделий и традиций их употрeбления, без них можно было прожить. При систематическом поступлении алкоголя в организм ребенка страдает не только нервная система, но и пищеварительный тpaкт, так как парализуется деятельность таких важных органов, как печень и поджелудочная железа. Нарушается работа желез внутренней секреции, органов сердечно-сосудистой системы. На фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся подростков может развиться сахарный диабет, различные нарушения пoлoвoй функции. Ученые провели эксперименты, по влиянию алкоголя на организм животных, (типичными объектами наблюдений служат лабораторные крысы и мыши). Болезненное пристрастие к этому веществу может возникнуть у любого вида животных. Способ спаивания прост: в воду для питья ежедневно добавляли всё возрастающие дозы спирта. Через месяц в клетку рядом с поилкой с раствором спирта ставят чистую воду. Крыса пьет воду презрительно, крутит мордочкой. Зато хмельную воду пьет с удовольствием. При отсутствии напитка крысы ведут себя подобно алкоголикам: мечутся в клетке, злобно кусают друг друга, жадно выглядывают в ячейки сетки, поводя ноздрями, в предвкушении спиртного запаха. Некоторые после периода возбуждения безвольно растягиваются на полу клетки - точь-в-точь как пьяница в состоянии похмелья.

Доказано также и отрицательное влияние на репродуктивные органы, т.е. происходят глубокие изменения в пoлoвoй сфере. Под влиянием алкоголя уменьшается продукция cпepмы, в которой начинают преобладать недееспособные cпepматозоиды. При введении белым крысам в течение полугода небольших доз спирта обнаруживается недоразвитие пoлoвых клеток у самцов и у самок. Если крольчихам ежедневно во время беременности вводить в желудок спирт, то треть их плодов окажется мертвыми, а у выживших крольчат масса тела будет ниже, чем у крольчат, не принимавших спирт. Аналогичные процессы могут происходить и в организме человека.

Около 90% принятого алкоголя окисляется главным образом в печени, частично в других органах и тканях, 10% выделяется из организма в неизменном виде легкими с выдыхаемым воздухом, почками с мочой, кожей (отсюда и хаpaктерный запах, исходящий от употребившего алкоголь). Организм борется, чтобы как можно быстрее вывести яд!

Окисление происходит очень медленно. Поэтому если накануне вечером был выпит алкогольный напиток, в том числе и пиво, то утром, к моменту прихода на уроки, в организме будет содержаться алкоголь и продукты его неполного сгорания. Подросток придет на уроки с тяжелой головой, вялый, опустошенный. Говорить об умственной деятельности на уроке в таком состоянии не приходится. Концентрация алкоголя в крови, равная 6-8 мл на 1л является cмepтельной.

Врачи-наркологи озабочены ростом употрeбления подростками пива. Являясь дешевым спиртным напитком, именно пиво используется на начальных этапах алкоголизации.

По фармакологическим свойствам этиловый спирт относится к наркотикам жирного ряда, но отличается широкой границей токсической и наркологической концентрации.

Чтобы антиалкогольное воспитание было наглядным и эффективным на своих уроках и факультативных занятиях необходимо рассказывать об алкоголе как яде, который пагубно действует на все живое – белок, клетку, растительные и животные организмы для этого можно использовать следующие опыты:

1. Влияние алкоголя на рост, развитие и цветение растений.

2. Разрушение кровяных телец под влиянием алкоголя.

3. Влияние спирта на белки.

4. Влияние спирта на переваривание пищи

Описание методик проведения опытов

1. Влияние алкоголя на развитие, рост и цветение растений.

Цель опыта: доказать, что алкоголь убивает зародыши семян растений, прекращает рост и развитие растительного организма.

Ход опыта: определяли влияние спирта на всхожесть семян. Для этого в две чашки Петри, на дно которых поместили вату и по 20 семян гороха. В одну чашку добавили воды, а в другую 20% раствор спирта. Через 4 дня уже можно было наблюдать, что в чашке №1 семена начинают прорастать, а в чашке №2 нет (фото 1)

Фото 1

2. Влияния алкоголя на развитие побега.

Цель опыта: показать, что алкоголь угнетает развитие побега.

Ход опыта: поставим в два сосуда с водой побеги сирени. Разместим их светлом и теплом месте. Когда станут набухать почки и лопаться почечные чешуйки, в один из сосудов добавляем 20% раствор спирта. В течение 10 дней наблюдаем за дальнейшим развитием побегов. В сосуде, где находился раствор спирта, развитие побегов прекратилось (фото 2).

Фото 2

3. Влияние алкоголя на развитие растений.

Цель опыта: показать, как раствор алкоголя влияет на развитие растения.

Ход опыта: Взяли две сенполии, в отдельных горшках. Одну из них в течение 10 дней поливали 5% раствором этилового спирта, (такое количество алкоголя содержится в пиве), а другую отстоявшейся водой. Когда растение начинает погибать, полив алкоголем прекращают. Растение продолжает жить, но развитие его прекращается (фото3)

Фото 3

Вывод: для всех трех опытов можно сделать один: спирт угнетает развитие организмов.

4. Разрушение кровяных телец под влиянием алкоголя.

Цель опыта: показать, что спирт разрушает кровяные тельца.

Оборудование: две пробирки, раствор 0,85% хлорида натрия с 3-4 каплями крови (можно взять из пальца человека), 20% раствор спирта в 0,85% растворе хлорида натрия.

Ход опыта: Раствор крови разделяют на две пробирки по 10 мл. В одну пробирку добавляют 10 мл солевого раствора, а в другую - столько же спиртового раствора. Взбалтывают содержимое и рассматривают на свет. Обращают внимание на прозрачность раствора в спирте. В первой пробирке эритроциты сохранились. Они придают раствору мутный, непрозрачный вид, во второй эритроциты разрушились, гемоглобин из них выходит в раствор и теряет способность трaнcпортировать кислород (фото 4 и 5). Следует пояснить, что лейкоциты под влиянием спирта теряют способность к фагоцитозу и разрушаются.

Фото 4

Фото 5

Вывод. Спиртные напитки вызывают разрушение кровяных телец.

5. Влияние спирта на белки.

Цель опыта: продемонстрировать учащимся необратимые изменения белков под воздействием спирта.

Оборудование: пробирки, пипетки, кипяченая вода, спирт 80%, NaCl 10%, CuSO4 1%, яичный белок. Поместили в две пробирки яичный белок. В одну из них добавили спирт. Видно как спирт осаждает белки из раствора. Белок уплотняется и на глазах становятся заметны изменения физических и химических свойств. Чтобы доказать, что эти изменения необратимы, проводим биуретовую реакцию на белки. Добавляем в каждую пробирку по 4 мл раствора NaOH и по каплям CuSO4. Эта реакция высокочувствительная. В пробирке, где был добавлен спирт, раствор окрасился в темно синий цвет ионами меди (II) (фото 6).

Фото 6

Вывод: Спирт денатурирует белок, отнимает у него воду, осаждает и необратимо изменяет его структуру.

6. Влияние спирта на переваривание пищи.

Цель опыта: доказать, что алкоголь задерживает и нарушает переваривание белка.

Оборудование: штатив с пробирками, яичный белок, желудочный сок (ацидин-пепсин в таблетках), спирт 80%, водяная баня, термометр, NaOH 10%, CuSO4 1%, пипетки.

Ход опыта: В две пробирки наливают по 1 мл белка. В одну добавляют 8 мл воды, а в другую – столько же спирта. Взбалтывают содержимое. Обращают внимание учащихся на свертывание белка в спирте и образование белого плотного осадка (фото 7). Добавляют в каждую пробирку по 5 мл желудочного сока (фото 8), взбалтывают их и помещают в водяную баню, поддерживая температуру 36-37 градусов в течение 30-40 минут. Затем достают пробирки и проводят биуретовую реакцию как в предыдущем опыте (фото 9). Сравнивают и объясняют результаты. Биуретовая реакция с продуктами расщепления дает лиловое, а с аминокислотами – розовое окрашивание (фото 10).

Фото 7

Фото 8

Фото 9

Фото 10

Вывод: Спирт вызывает свертывание белков, препятствует перевариванию и усвоению пищи. Учащимся объясняется, что пищеварительный процесс нарушается по таким причинам:

А. Отравляются спиртом стенки желудочно-кишечного тpaкта;

Б. Осаждаются легко усвояемые белки пищи и уплотняются, что затрудняет действие ферментов;

В. Происходит инактивация самих ферментов.

Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – это необходимая, в основном иллюстративная часть антиалкогольной ориентации. Её задача – поддерживать негативное отношение детей к употрeблению алкоголя на основе выработанных в процессе антиалкогольного воспитания взглядов. Наиболее действенными и эффективными будут те уроки или внеклассные мероприятия, на которых применяются не только словесные методы, но и проводятся опыты, вместе с учащимися делаются выводы.



Комментарии:

Познавательная игра "Жить в согласии с природой"


    Познавательная игра "Жить в согласии с природой"

      Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....

01 04 2025 9:50:42

Урок по теме "Онтогенез и его этапы"


    Урок по теме "Онтогенез и его этапы"

      В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры. Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность. ...

31 03 2025 11:33:39

Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"


    Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"

      Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....

30 03 2025 4:36:58

Многообразие живого мира


    Многообразие живого мира

      Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....

29 03 2025 16:32:32

Биология. 8-й класс. Урок-смотр знаний по теме "Кровь. Кровеносная система"


    Биология. 8-й класс. Урок-смотр знаний по теме "Кровь. Кровеносная система"

      Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов. ...

28 03 2025 9:42:21

Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"


    Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

      Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...

27 03 2025 23:21:36

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

26 03 2025 6:16:58

Особенности строения голосеменных на примере хвойных растений г. Ижевска

Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....

25 03 2025 22:45:45

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

24 03 2025 4:12:46

Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста


    Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

      Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка. Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....

23 03 2025 10:20:28

«Счастливый случай» на уроках зоологии


    «Счастливый случай» на уроках зоологии

      Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....

22 03 2025 3:12:44

Синтез белка


    Синтез белка

      Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....

21 03 2025 0:59:53

План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"


    План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"

      Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия. ...

20 03 2025 3:23:28

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

19 03 2025 2:13:31

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

18 03 2025 18:28:58

Инфекционные заболевания человека

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....

17 03 2025 4:51:50

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"

      Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....

16 03 2025 1:43:27

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

15 03 2025 6:19:29

Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»


    Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»

      Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....

14 03 2025 9:13:54

Урок биологии по теме "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Гипотеза Опарина-Холдейна"

Первый урок при изучении раздела «Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В.В. Пасечника в 9-м классе по курсу «Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....

13 03 2025 11:47:58

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)

      Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....

12 03 2025 14:13:10

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

11 03 2025 10:34:27

Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)


    Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)

      На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....

10 03 2025 21:53:39

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"


    Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

      Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....

09 03 2025 16:31:35

Темперамент и хаpaктер


    Темперамент и хаpaктер

      Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....

08 03 2025 10:48:11

Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)


    Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)

      Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. ...

07 03 2025 1:39:54

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....

06 03 2025 9:15:52

Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"


    Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"

      По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....

05 03 2025 18:45:20

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

04 03 2025 4:44:53

Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски


    Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски

      Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....

03 03 2025 19:55:35

Класс Сцифоидные медузы: строение, размножение, жизненный цикл

Класс Сцифоидные медузы: строение, размножение, жизненный цикл Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....

02 03 2025 10:16:26

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

01 03 2025 10:15:49

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения


    Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

      Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....

28 02 2025 4:57:53

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма". 11-й класс

Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....

27 02 2025 0:51:45

Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс

      Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....

26 02 2025 16:29:25

Роль кожи в регуляции теплообмена

Роль кожи в регуляции теплообмена Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....

25 02 2025 5:18:24

Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»


    Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»

      «Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....

24 02 2025 14:43:40

Краснокнижные растения Бийского района


    Краснокнижные растения Бийского района

      Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....

23 02 2025 18:33:41

Урок по теме «Органы цветкового растения». 6-й класс


    Урок по теме «Органы цветкового растения». 6-й класс

      Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия....

22 02 2025 11:49:33

Урок биологии с использованием ИКТ


    Урок биологии с использованием ИКТ

      Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания. ...

21 02 2025 21:22:57

План-конспект открытого урока по теме "Многообразие живого мира России"

План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....

20 02 2025 23:45:27

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

19 02 2025 6:53:35

Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: "Витамины"

Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...

18 02 2025 5:22:20

Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физической активности для сохранения здоровья"


    Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физической активности для сохранения здоровья"

      Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....

17 02 2025 8:59:42

Неповторимая планета


    Неповторимая планета

      Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....

16 02 2025 20:18:13

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

15 02 2025 2:55:14

Направления эволюции: прогресс и его способы реализации, регресс

Направления эволюции: прогресс и его способы реализации, регресс В трудах академиков А.   Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....

14 02 2025 17:42:24

Урок биологии на тему "Генетика человека"


    Урок биологии на тему "Генетика человека"

      Цель урока: сформировать представление о генетике человека. ...

13 02 2025 22:11:44

"Вирусы". Урок в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП


    "Вирусы". Урок в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП

      Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП, "Вирусы". На данном занятии на основе работы с текстом "Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, выpaбатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....

12 02 2025 21:26:47

Формирование УУД на уроках биологии


    Формирование УУД на уроках биологии

      Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....

11 02 2025 8:49:26

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::