Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"


    Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"

Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? Каким должно быть наше биологическое образование? Проблемы… Нам известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью, причем образование распространяется и на учителя. Следовательно, современной школе необходим новый учитель, который должен строить свои отношения с учащимися на демократических началах, заложив в процесс обучения идеи гуманизма. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться на основе сотрудничества пришло ко мне давно. В 1986 – 87 учебном году тему по самообразованию я выбрала следующую: “Учитель – ученик. Психологический аспект. Нестандартные формы обучения”. Активное участие в методической работе школы, района, в проведении пpaктических семинаров по нестандартным формам обучения позволили подойти мне к проблеме, как заставить учеников самостоятельно “добывать” знания, пробудить в них желание учить и обучаться.

Январские курсы 1991г. в г.Чите при ИПК дали пищу для дальнейших размышлений: была прочитана лекция по КСО Хреновой Т. П.

Я заинтересовалась. Приехала домой, стала подыскивать литературу. Никто в школе, в районе не работал с использованием этого способа обучения школьников. Прочитала все, что смогла найти об Александре Григорьевиче Ривине и начала пробную работу с введением элементов коллективной учебной деятельности учеников – поабзацное изучение параграфа. Каковы были первые мои выводы?

Я поняла, что это великий труд, что он дает лучшие результаты обучения и надо вводить в учебный процесс КСО, но лучше брать 7, 8, 9-е классы (среднее звено).

Общеизвестно, что существуют 2 модели педагогики обучения: традиционная и гуманистическая. В обеих моделях главной фигурой обучения является ученик, но они имеют разный подход к целеполаганию и разную постановку педагогических задач. У меня нет сомнений, что выигрывает гуманистическая модель, поскольку в ее основе лежит педагогика сотрудничества, имеющая в своей основе 2 аспекта: психолого – педагогический и методический.

Мне импонирует то, что методический аспект предполагает включение учеников в управление учебным процессом, в процесс усвоения информации, включение школьников в межличностные отношения, в совместную коллективную деятельность. Для меня стало очевидным, что в совместной коллективной деятельности:

Цели учителя и ученика совпадают.

Каждый участник деятельности участвует в контроле и управлении.

между учителем и учеником устанавливаются нормальные деловые отношения.

Реализуется цель:

  • научить работать в группе самостоятельно
  • глобальная – слушать и слышать друг друга.

Далее, реализуется идея гуманистической психологии: принять ученика таким, каков он есть на самом деле, создать условия для раскрытия внутреннего потенциала ученика.

Моя педагогика личностно ориентирована. Дойти до сердца каждого ученика, достичь взаимопонимания помогло мне именно КСО.

Своим опытом применения КСО на уроках биологии я делилась на методической учебе в школе, проводила уроки для учителей района и школы, выступала на районном фестивале методических идей в г.Борзя, в Институте усовершенствования учителей перед учителями биологии – географии, биологами на курсах повышения квалификации. Мой опыт работы был заложен в Российский банк данных.

Технология работы по применению КСО.

Несколько слов о “родителе” КСО. Александр Григорьевич Ривин в 1918 году впервые в истории отечественной и мировой педагогики ввел интенсивную учебную коллективную работу – в парах сменного состава. Это и считается событием мирового значения для развития школы, развития теории и пpaктики обучения. Занятия в разновозрастной группе он проводил по 8 – 10 часов, одной математикой его ученики могли заниматься целую неделю. Эффект от коллективной совместной деятельности был достаточно высок. Тексты параграфов изучались поабзацно. К новой теме каждый переходил тогда, когда достаточно хорошо овладевал материалом предыдущей.

Что же мы можем взять у Ривина А.Г. применительно к условиям общеобразовательной школы?

Во – первых, урок длится 40 – 45 минут, во – вторых в неделю 1 – 2 урока биологии, в – третьих, группы (классы) одновозрастные. Какой завуч согласится делать расписание с учетом требований биолога – совмещения, например, уроков биологии 8 и 7 классов, 9 и 8 классов и т.д.? В общем проблем много и этим они не исчерпываются.

Я взяла сам принцип – работа в парах сменного состава: 2 ученика вместе работают над разной информацией, сообщают ее друг другу и далее совместная деятельность продолжается в парах сменного состава.

Как я организую совместную деятельность учеников? В системе КСО использовала с 1990 – 91 учебного года. Класс разбиваю на микрогруппы по 4 человека, в которых есть сильные, средние и слабые ученики. В каждой группе есть свой диспетчер (это мои ассистенты, как правило, сильные ученики). В зависимости от степени сложности материала, умения работать самостоятельно, оперативно в “запуск” идет один параграф или целая тема. Как вводится, например, тема? “Запуск”.

Собираю ассистентов до урока и консультирую их по узловым вопросам, объясняю сложные моменты темы. Обговариваем использование наглядно – иллюстративного материала, работу в тетради – вычерчивание опopных схем, опopных конспектов, таблиц, рисунков, планов и других видов деятельности. На уроке диспетчеры вводят тему в своих группах, далее определяют материал между 4 учениками. Каждый готовит разную информацию (это может быть целый параграф или части параграфа логически завершенные) самостоятельно.

Самоввод. Учитель объявляет тему урока, ставит задачи, знакомит с порядком изучения параграфа, нацеливает на выделение главного, предлагает диспетчерам распределить материал для изучения, начинается самостоятельная подготовка.

Самоввод с групповой консультацией (консультировать может диспетчер, учитель тех групп, которые попросят помощь на уроке).

Вот такие 3 варианта я выбираю для введения учащихся в тему. После “запуска” темы идет работа в статичной паре: ученики передают информацию друг другу, задают вопросы, обращаются к учебнику, тетради, наглядности. Пара после обмена информацией распадается. Начинается обмен информацией в сменных парах, но в пределах одной группы (1 ученик встречается далее с 3, 4; 2 – с 3, 4; 3 – с 1, 2 и т.д.). После этого группа обсуждает главные моменты темы и может начать слушать ученика, готового отвечать. Учитель начинает собеседование, поочередно вызывая диспетчеров. Началась защита ответов каждым учеником.

Проверка знаний (защита ответов).

Диспетчеры поочередно сдают зачет учителю по всей теме. В это время учащиеся проговаривают всю тему друг другу (пары образуются любые). Диспетчер, получив оценку (обычно это 4 или 5), становится учителем и принимает зачет у товарищей. Таким образом, зачет одновременно принимают 7 – 8 лучших учеников вместе с учителем. Учитель делегирует им свои функции. Слабые ученики приглашаются для ответа в последнюю очередь, им дается дополнительное время для защиты ответа в сменных парах. При КСО каждый ученик – учитель. Поэтому большая ответственность ложится на плечи каждого учащегося: мало выучить самому, надо научить товарища и достаточно хорошо. Иногда, не на каждом занятии, я не спрашиваю одного из диспетчеров изученный материал, а говорю ему, что он работает сегодня на доверии. Этому ученику ставлю оценку “отлично”, обычно это сильный учащийся с широким кругозором, участник биологических олимпиад. Я считаю, что такой аванс является высоким стимулом к добросовестной подготовке в дальнейшем, поднимает авторитет ученика в глазах одноклассников.

У диспетчера есть оценочный лист, где записывается изучаемая тема, ее узловые вопросы, фамилии учащихся данной микрогруппы, помечаются особыми символами (звездочка, галочка, плюс) вопросы, требующие тщательного изучения, подлежащие обязательному ответу, дополнительной подготовки дома и в библиотеке.

После изучения темы я провожу обобщающий урок – урок “выхода за рамки учебника”. Цель таких заключительных уроков: расширение и углубление информации по теме, дальнейшее развитие общебиологических понятий, интереса к биологии, совершенствование биологического языка, побуждение к самостоятельному поиску информации, к самообразованию и заинтересовавшим вопросам. Так, например, тема “Пищеварение” заканчивается конференцией по физиологии пищеварения с привлечением интересного материала о деятельности И. П. Павлова в области физиологии пищеварения, об oнкoлoгических заболеваниях пищеварительного тpaкта, их причинах и профилактике.

Подготовка учителя к уроку.

Рабочий план на каждый день в традиционной форме? Не нужен. Я прихожу в класс и с диспетчерами (спикер, ведущий) решаем, кто и что должен делать сегодня? Одни проpaбатывают свои темы, другие еще выступают в малых группах, третьи сдают зачет учителю по всей теме. Выясняем, кто отстает, в какой помощи нуждается. Намечаем план работы с теми, кто ушел вперед и изучает следующую тему. В поурочный план это не впишем. Учитель ведет записи, в которых все – о каждом (список учащихся данного класса, темы, вопросы, оценки за ответы, предоставление возможности пересдать тему на более высокий балл). Например, вот такой лист учета знаний по теме (у учителя) “Кровь и кровообращение”.

(9 часов)

Список учащихся §1 §2 §3 §4 §5 §6 §7 §8 §9 Пересдача на высший балл (по желанию ученика) Итоговая оценка
оценки
Иванов 4 4 5 4 4 4 4 4 4 Этап работы Зачет 4
Петров 4 4 3 4 5 4 3 4 4 §3 – 4 обмен инф. оба

§3 – 4 сдают мне

Зачет 4
Сидоров 4 4 4 4 4 3 4 4 4 Зачет 4
Федоров 3 3 3 3 4 4 4     §8 – 9 доpaбатывает с Ивановым  

Таким образом можно вводить КСО на начальном этапе его применения. По мере освоения учителем всех элементов совместной деятельности на уроке, особенно проверки знаний учащихся (за короткий промежуток времени надо опросить весь класс, каждый ученик защищает ответ), можно вводить некоторые усложнения в работе в микрогруппах.

Во – первых, 2 группы формирую из сильных учеников, остальные в составе имеют 1 сильного, 3 слабых и 1 сильного, 1 среднеуспевающего и 2 слабых. Защищать ответы представители сильной группы садятся вчетвером около учителя. Я могу спросить 1 ученика по всем вопросам, а остальных – выборочно, но, они обязательно должны дополнить и прокомментировать ответ товарища.

После защиты ответов они – учителя.

Во – вторых, даю дополнительный материал по теме в группу (каждой группе разный материал). На заключительном занятии представители групп выступают с дополнительной информацией перед всем классом, а могут ее сообщить в ходе защиты ответов.

В – третьих, после опроса сильных по предмету учащихся, ставших учителями, я приглашаю к учительскому столу 4 – 5 учеников из разных групп с различной степенью обученности. Начинается собеседование со мной, друг с другом, комментирование и анализ ответов. Затем они становятся учителями. Я не лишаю возможности слабого ученика сыграть роль учителя; отвечает ему сильный ученик. В последнем случае я выигрываю дважды: даю шанс слабому учащемуся поверить в себя, в свои силы, далее, выслушивая сильного товарища по классу, мой “слабак” лучше запомнит материал и кое – что для себя уточнит.

В – четвертых, часто пpaктикую следующее – ученик защищается дважды: в паре ученик – ученик, ученик – ученик, или ученик – учитель, что способствует лучшему выучиванию материала.

В – пятых, при изучении сложной темы объединяю 2 сильных группы, работа в парах сменного состава идет в пределах 2 групп. В целях экономии времени для проверки знаний по теме я даю контрольные вопросы, проблемно – поисковые задания. Быстро проверяю их выполнение, и вот 8 помощников включаются в процесс проверки знаний.

Что меняется при внедрении КСО?

Остается работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой, муляжами, влажными препаратами, чучелами, таблицами, тестовыми заданиями, дидактическими карточками, гербарием. Ученики составляют таблицы, опopные схемы и опopные конспекты, отвечают у доски.

Переход к коллективному обучению не игнорирует применение традиционных форм (индивидуальной, парной, групповой), но движущей все же становится коллективная форма обучения. Она – ядро, стержень всего учебно – воспитательного процесса. Конечно, уроки необходимы спаренные.

 Результативность работы (на 4 и 5)

Применение КСО в системе Частичное применение КСО, другие ФО
Класс 1998г. Класс 1999г. Класс 2000г. Класс2001г. Класс2002г. Класс 2003г.
8 “б” 76% 9 “б” 56% 10 “б” 56% 8 “а” 56% 9 “а” 45% 10 “а” 45%
9 “а” 70% 10 “а” 77% 11 “а” 80% 9 “б” 60% 10 “б” 50% 11 “б” 45%

Успевают все

Выпуск 11 “а” класса 1998 – 1999 учебного года – 18 учащихся. Из 18 учеников – 2 поступили в медицинский институт, 2 – в медицинский колледж г.Читы и г.Иркутска, 2 – в медицинское училище.

КСО дает не только хорошие результаты, коренным образом меняется стиль взаимоотношений между учителем и учениками. На уроке в 7 классе по теме “Человеческая аскарида. Общая хаpaктеристика круглых червей” я предлагаю учащимся выбрать условия работы. 12 школьников захотели работать индивидуально, образовали 2 микрогруппы по 4 человека, еще 4 ученика захотели обучаться в парах сменного состава в пределах одной группы. На уроке звучит сильная мотивация, целеполагание, дается психологическая установка. Дети себя чувствуют комфортно, интенсивно обучаются в заданном для себя режиме. Контроль за усвоением материала идет через активный анализ конкретных ситуаций. Учащиеся сами делают глубокие выводы, обобщают. На этом уроке много говорят и действуют учащиеся, роль учителя здесь как бы незаметна. Домашнее задание дифференцированное, дети выбирают сами, в основном это опережающие задания, поскольку материал усвоен на занятии.

В чем я вижу перспективу применения КСО на своих уроках? Это оказывается возможно в условиях нашей общеобразовательной школы: соединение разных по возрасту классов для изучения отдельных тем, например, 8 и 10 классы при прохождении вопросов, связанных с классификацией животного мира, 6 и 11 классы – фотосинтеза, 8 и 10 классы – происхождение человека и доказательства эволюции, 9 и 11 классы – обмен веществ и энергией и т.д. Одновременно идет изучение и углубление нового материала для учащихся младшего возраста, повторение – для старшеклассников. Пробные уроки такого плана у меня были. Эффект поразительный: удовлетворение получают от занятий и учитель и учащийся. Здоровье сберегается у всех.

Выводы. Рекомендации.

Итак, я пришла к выводу: учитель – ученик должны сотрудничать. Педагогу необходимо владеть азами психологии. Мои ученики – мои друзья, вот к чему надо стремиться. Существует предание: мудрец Диоген бродит средь бела дня с зажженным фонарем в руках и объясняет свое поведение словами: “Ищу человека”.

Обучение в школе – особый этап в жизни человека, он раскрывает творческий потенциал личности. Кому же как не учителю развивать дарования, способности детей, помогать растить и открывать таланты. Так мы “ищем” человека. Где можно развивать творческую деятельность учащихся? Конечно там, где применяем КСО.

10 лет в системе я использую КСО. Некоторые выводы:

  • Я могу научить каждого, кто ходит на мои уроки, причем дифференцированно.
  • Ученик не боится учителя, между нами доверительные отношения.
  • Учащиеся начинают заниматься самообразованием в системе.
  • Школьники работают самостоятельно на занятиях без контроля учителя: материал необходимо выучить самому, научить товарища, обоим ответить на оценку.
  • Учим и отвечаем на уроке, на дом или ничего, или минимум.
  • Обучение безконфликтное, двоек нет.
  • Освобождается время для методического образования у педагога, даже на уроке есть такие минуты.
  • Не всякий учитель может использовать КСО, только тот, у кого ученики чувствуют себя на уроке комфортно.

Основываясь на своем опыте я бы рекомендовала на начальном этапе вводить КСО в сильном классе, задействовав 7, 8, 9 классы при изучении отдельных тем – в 10, 11 классах.

Класс лучше разбивать на группы, в пределах которой идет взаимообучение в парах сменного состава.

Учитель в начале сам формирует микрогруппы, с учетом межличностных отношений между учащимися. Отношения внутри группы и пар устанавливаются доброжелательные с помощью учителя.

В состав группы должен входить хотя бы один сильный ученик. Педагог должен быть готов работать индивидуально весь год с учеником, не желающим обучаться в паре, группе.

Учитель обязан умело сочетать КСО с другими формами обучения.

Оценочный лист.

Тема занятия Пищеварение § 28-32 Основные вопросы темы
Ф.И. ученика № вопроса 1. Строение и функции органов пищеварения
1 2 3 4 5 итог 2. Химическая сторона процесса пищеварения в ротовой полости, желудке, кишечнике
Иванов О. 4 4 4 4 5 4 3. Всасывание
Сидоров О. 3 4 4 4 5 4 4. Нервная и гумаральная реакция процессов пищеварения
Петров О. 4 3 4 4 4 4 5. Гигиена питания (можно приготовить дома доклад или сообщение)
И т.д.              

 Тема “Кровь и кровообращение”

Список учащихся §1 §2 §3 §4 §5 §6 §7 §8 §9 Пересдача на высший балл

(по желанию ученика)

Итоговая оценка
оценки
Иванов 4 4 5 4 4 4 4 4 4 Этап работы Зачет 4
Петров 4 4 3 4 5 4 3 4 4 §3 – 4 обмен инф. оба

§3 – 4 сдают мне

Зачет 4
Сидоров 4 4 4 4 4 3 4 4 4 Зачет 4
Федоров 3 3 3 3 4 4 4     §8 – 9 доpaбатывает с Ивановым  



Комментарии:

Причины мнимой cмepти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им нeблагоприятные зимние условия


    Причины мнимой cмepти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им нeблагоприятные зимние условия

      Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в нeблагоприятных условиях....

27 11 2024 23:59:47

Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"


    Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"

      Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....

26 11 2024 15:54:22

Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ


    Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ

      Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....

25 11 2024 4:20:43

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

24 11 2024 18:38:36

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

23 11 2024 11:17:17

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....

22 11 2024 10:13:23

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

21 11 2024 1:24:53

Гигиена и питание


    Гигиена и питание

      Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников. ...

20 11 2024 6:24:50

Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"


    Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"

      Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....

19 11 2024 5:40:48

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

18 11 2024 5:38:44

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

17 11 2024 11:27:25

Значение и разнообразие плодов


    Значение и разнообразие плодов

      Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....

16 11 2024 16:16:40

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

15 11 2024 17:44:39

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

14 11 2024 21:46:48

Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"


    Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"

      Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....

13 11 2024 1:56:12

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

12 11 2024 17:19:28

Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии


    Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии

      В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии. ...

11 11 2024 5:27:10

Тема урока: "Роль бактерий в природе и жизни человека". 6-й класс


    Тема урока: "Роль бактерий в природе и жизни человека". 6-й класс

      Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....

10 11 2024 22:31:14

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

09 11 2024 17:40:42

Генетическое определение пола


    Генетическое определение пола

      Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

08 11 2024 5:21:32

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"


    Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

      Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

07 11 2024 20:49:26

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

06 11 2024 15:40:28

Урок-игра "Жить здорово"

Интегрированный урок биологии и экологии в 8-м классе. Цель урока – обобщить и углубить знания по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. Витамины»....

05 11 2024 16:25:49

Видоизменения наземных побегов Биология

Видоизменения наземных побегов  Биология У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...

04 11 2024 3:11:20

Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"


    Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"

      Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...

03 11 2024 12:21:11

Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"


    Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"

      Представлен конспект урока по теме "Гумopaльная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....

02 11 2024 10:56:36

"Тип Кишечнополостные. Многообразие и значение морских кишечнополостных животных"


    "Тип Кишечнополостные. Многообразие и значение морских кишечнополостных животных"

      Данный материал помогает обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания, значении кишечнополостных в природе и жизни человека. Формирует научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи кишечнополостных со средой....

01 11 2024 15:58:29

Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"


    Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"

      Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....

31 10 2024 10:35:54

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

30 10 2024 13:38:39

Наши пернатые друзья


    Наши пернатые друзья

      Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....

29 10 2024 3:36:21

Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс


    Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс

      Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...

28 10 2024 19:39:53

Презентация к уроку биологии на тему "Путешествие с растениями по особо охраняемым территориям Кузбасса". 6-й класс

Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....

27 10 2024 23:33:55

Урок-конференция "Змеи – друзья или враги?"

Занятие формирует понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека....

26 10 2024 7:12:47

«Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс


    «Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс

      Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....

25 10 2024 12:49:15

План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"


    План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"

      Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....

24 10 2024 0:16:37

Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"


    Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"

      Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...

23 10 2024 5:30:19

Урок биологии по теме "Анализаторы"


    Урок биологии по теме "Анализаторы"

      Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....

22 10 2024 1:30:42

Урок биологии по теме "Витамины"


    Урок биологии по теме "Витамины"

      Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....

21 10 2024 19:18:50

Создание инновационной среды образовательного процесса на основе метапредметного подхода как средство развития творческих способностей обучающихся в биологии

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....

20 10 2024 5:38:42

Значение насекомых. 7-й класс


    Значение насекомых. 7-й класс

      На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....

19 10 2024 1:49:51

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

18 10 2024 7:45:40

Внутреннее строение птиц


    Внутреннее строение птиц

      Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....

17 10 2024 23:49:30

Использование модульных технологий на уроках биологии


    Использование модульных технологий на уроках биологии

      Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....

16 10 2024 6:36:39

Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"

      Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....

15 10 2024 15:51:40

Господин кабан и свинка-господинка

Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...

14 10 2024 2:41:24

Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"


    Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"

      Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....

13 10 2024 23:33:18

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....

12 10 2024 12:43:58

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

11 10 2024 18:17:56

Урок–конкурс "Веселая анатомия"


    Урок–конкурс "Веселая анатомия"

      В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии. ...

10 10 2024 7:10:31

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

09 10 2024 18:48:58

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::