Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"


    Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"

Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? Каким должно быть наше биологическое образование? Проблемы… Нам известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью, причем образование распространяется и на учителя. Следовательно, современной школе необходим новый учитель, который должен строить свои отношения с учащимися на демократических началах, заложив в процесс обучения идеи гуманизма. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться на основе сотрудничества пришло ко мне давно. В 1986 – 87 учебном году тему по самообразованию я выбрала следующую: “Учитель – ученик. Психологический аспект. Нестандартные формы обучения”. Активное участие в методической работе школы, района, в проведении пpaктических семинаров по нестандартным формам обучения позволили подойти мне к проблеме, как заставить учеников самостоятельно “добывать” знания, пробудить в них желание учить и обучаться.

Январские курсы 1991г. в г.Чите при ИПК дали пищу для дальнейших размышлений: была прочитана лекция по КСО Хреновой Т. П.

Я заинтересовалась. Приехала домой, стала подыскивать литературу. Никто в школе, в районе не работал с использованием этого способа обучения школьников. Прочитала все, что смогла найти об Александре Григорьевиче Ривине и начала пробную работу с введением элементов коллективной учебной деятельности учеников – поабзацное изучение параграфа. Каковы были первые мои выводы?

Я поняла, что это великий труд, что он дает лучшие результаты обучения и надо вводить в учебный процесс КСО, но лучше брать 7, 8, 9-е классы (среднее звено).

Общеизвестно, что существуют 2 модели педагогики обучения: традиционная и гуманистическая. В обеих моделях главной фигурой обучения является ученик, но они имеют разный подход к целеполаганию и разную постановку педагогических задач. У меня нет сомнений, что выигрывает гуманистическая модель, поскольку в ее основе лежит педагогика сотрудничества, имеющая в своей основе 2 аспекта: психолого – педагогический и методический.

Мне импонирует то, что методический аспект предполагает включение учеников в управление учебным процессом, в процесс усвоения информации, включение школьников в межличностные отношения, в совместную коллективную деятельность. Для меня стало очевидным, что в совместной коллективной деятельности:

Цели учителя и ученика совпадают.

Каждый участник деятельности участвует в контроле и управлении.

между учителем и учеником устанавливаются нормальные деловые отношения.

Реализуется цель:

  • научить работать в группе самостоятельно
  • глобальная – слушать и слышать друг друга.

Далее, реализуется идея гуманистической психологии: принять ученика таким, каков он есть на самом деле, создать условия для раскрытия внутреннего потенциала ученика.

Моя педагогика личностно ориентирована. Дойти до сердца каждого ученика, достичь взаимопонимания помогло мне именно КСО.

Своим опытом применения КСО на уроках биологии я делилась на методической учебе в школе, проводила уроки для учителей района и школы, выступала на районном фестивале методических идей в г.Борзя, в Институте усовершенствования учителей перед учителями биологии – географии, биологами на курсах повышения квалификации. Мой опыт работы был заложен в Российский банк данных.

Технология работы по применению КСО.

Несколько слов о “родителе” КСО. Александр Григорьевич Ривин в 1918 году впервые в истории отечественной и мировой педагогики ввел интенсивную учебную коллективную работу – в парах сменного состава. Это и считается событием мирового значения для развития школы, развития теории и пpaктики обучения. Занятия в разновозрастной группе он проводил по 8 – 10 часов, одной математикой его ученики могли заниматься целую неделю. Эффект от коллективной совместной деятельности был достаточно высок. Тексты параграфов изучались поабзацно. К новой теме каждый переходил тогда, когда достаточно хорошо овладевал материалом предыдущей.

Что же мы можем взять у Ривина А.Г. применительно к условиям общеобразовательной школы?

Во – первых, урок длится 40 – 45 минут, во – вторых в неделю 1 – 2 урока биологии, в – третьих, группы (классы) одновозрастные. Какой завуч согласится делать расписание с учетом требований биолога – совмещения, например, уроков биологии 8 и 7 классов, 9 и 8 классов и т.д.? В общем проблем много и этим они не исчерпываются.

Я взяла сам принцип – работа в парах сменного состава: 2 ученика вместе работают над разной информацией, сообщают ее друг другу и далее совместная деятельность продолжается в парах сменного состава.

Как я организую совместную деятельность учеников? В системе КСО использовала с 1990 – 91 учебного года. Класс разбиваю на микрогруппы по 4 человека, в которых есть сильные, средние и слабые ученики. В каждой группе есть свой диспетчер (это мои ассистенты, как правило, сильные ученики). В зависимости от степени сложности материала, умения работать самостоятельно, оперативно в “запуск” идет один параграф или целая тема. Как вводится, например, тема? “Запуск”.

Собираю ассистентов до урока и консультирую их по узловым вопросам, объясняю сложные моменты темы. Обговариваем использование наглядно – иллюстративного материала, работу в тетради – вычерчивание опopных схем, опopных конспектов, таблиц, рисунков, планов и других видов деятельности. На уроке диспетчеры вводят тему в своих группах, далее определяют материал между 4 учениками. Каждый готовит разную информацию (это может быть целый параграф или части параграфа логически завершенные) самостоятельно.

Самоввод. Учитель объявляет тему урока, ставит задачи, знакомит с порядком изучения параграфа, нацеливает на выделение главного, предлагает диспетчерам распределить материал для изучения, начинается самостоятельная подготовка.

Самоввод с групповой консультацией (консультировать может диспетчер, учитель тех групп, которые попросят помощь на уроке).

Вот такие 3 варианта я выбираю для введения учащихся в тему. После “запуска” темы идет работа в статичной паре: ученики передают информацию друг другу, задают вопросы, обращаются к учебнику, тетради, наглядности. Пара после обмена информацией распадается. Начинается обмен информацией в сменных парах, но в пределах одной группы (1 ученик встречается далее с 3, 4; 2 – с 3, 4; 3 – с 1, 2 и т.д.). После этого группа обсуждает главные моменты темы и может начать слушать ученика, готового отвечать. Учитель начинает собеседование, поочередно вызывая диспетчеров. Началась защита ответов каждым учеником.

Проверка знаний (защита ответов).

Диспетчеры поочередно сдают зачет учителю по всей теме. В это время учащиеся проговаривают всю тему друг другу (пары образуются любые). Диспетчер, получив оценку (обычно это 4 или 5), становится учителем и принимает зачет у товарищей. Таким образом, зачет одновременно принимают 7 – 8 лучших учеников вместе с учителем. Учитель делегирует им свои функции. Слабые ученики приглашаются для ответа в последнюю очередь, им дается дополнительное время для защиты ответа в сменных парах. При КСО каждый ученик – учитель. Поэтому большая ответственность ложится на плечи каждого учащегося: мало выучить самому, надо научить товарища и достаточно хорошо. Иногда, не на каждом занятии, я не спрашиваю одного из диспетчеров изученный материал, а говорю ему, что он работает сегодня на доверии. Этому ученику ставлю оценку “отлично”, обычно это сильный учащийся с широким кругозором, участник биологических олимпиад. Я считаю, что такой аванс является высоким стимулом к добросовестной подготовке в дальнейшем, поднимает авторитет ученика в глазах одноклассников.

У диспетчера есть оценочный лист, где записывается изучаемая тема, ее узловые вопросы, фамилии учащихся данной микрогруппы, помечаются особыми символами (звездочка, галочка, плюс) вопросы, требующие тщательного изучения, подлежащие обязательному ответу, дополнительной подготовки дома и в библиотеке.

После изучения темы я провожу обобщающий урок – урок “выхода за рамки учебника”. Цель таких заключительных уроков: расширение и углубление информации по теме, дальнейшее развитие общебиологических понятий, интереса к биологии, совершенствование биологического языка, побуждение к самостоятельному поиску информации, к самообразованию и заинтересовавшим вопросам. Так, например, тема “Пищеварение” заканчивается конференцией по физиологии пищеварения с привлечением интересного материала о деятельности И. П. Павлова в области физиологии пищеварения, об oнкoлoгических заболеваниях пищеварительного тpaкта, их причинах и профилактике.

Подготовка учителя к уроку.

Рабочий план на каждый день в традиционной форме? Не нужен. Я прихожу в класс и с диспетчерами (спикер, ведущий) решаем, кто и что должен делать сегодня? Одни проpaбатывают свои темы, другие еще выступают в малых группах, третьи сдают зачет учителю по всей теме. Выясняем, кто отстает, в какой помощи нуждается. Намечаем план работы с теми, кто ушел вперед и изучает следующую тему. В поурочный план это не впишем. Учитель ведет записи, в которых все – о каждом (список учащихся данного класса, темы, вопросы, оценки за ответы, предоставление возможности пересдать тему на более высокий балл). Например, вот такой лист учета знаний по теме (у учителя) “Кровь и кровообращение”.

(9 часов)

Список учащихся §1 §2 §3 §4 §5 §6 §7 §8 §9 Пересдача на высший балл (по желанию ученика) Итоговая оценка
оценки
Иванов 4 4 5 4 4 4 4 4 4 Этап работы Зачет 4
Петров 4 4 3 4 5 4 3 4 4 §3 – 4 обмен инф. оба

§3 – 4 сдают мне

Зачет 4
Сидоров 4 4 4 4 4 3 4 4 4 Зачет 4
Федоров 3 3 3 3 4 4 4     §8 – 9 доpaбатывает с Ивановым  

Таким образом можно вводить КСО на начальном этапе его применения. По мере освоения учителем всех элементов совместной деятельности на уроке, особенно проверки знаний учащихся (за короткий промежуток времени надо опросить весь класс, каждый ученик защищает ответ), можно вводить некоторые усложнения в работе в микрогруппах.

Во – первых, 2 группы формирую из сильных учеников, остальные в составе имеют 1 сильного, 3 слабых и 1 сильного, 1 среднеуспевающего и 2 слабых. Защищать ответы представители сильной группы садятся вчетвером около учителя. Я могу спросить 1 ученика по всем вопросам, а остальных – выборочно, но, они обязательно должны дополнить и прокомментировать ответ товарища.

После защиты ответов они – учителя.

Во – вторых, даю дополнительный материал по теме в группу (каждой группе разный материал). На заключительном занятии представители групп выступают с дополнительной информацией перед всем классом, а могут ее сообщить в ходе защиты ответов.

В – третьих, после опроса сильных по предмету учащихся, ставших учителями, я приглашаю к учительскому столу 4 – 5 учеников из разных групп с различной степенью обученности. Начинается собеседование со мной, друг с другом, комментирование и анализ ответов. Затем они становятся учителями. Я не лишаю возможности слабого ученика сыграть роль учителя; отвечает ему сильный ученик. В последнем случае я выигрываю дважды: даю шанс слабому учащемуся поверить в себя, в свои силы, далее, выслушивая сильного товарища по классу, мой “слабак” лучше запомнит материал и кое – что для себя уточнит.

В – четвертых, часто пpaктикую следующее – ученик защищается дважды: в паре ученик – ученик, ученик – ученик, или ученик – учитель, что способствует лучшему выучиванию материала.

В – пятых, при изучении сложной темы объединяю 2 сильных группы, работа в парах сменного состава идет в пределах 2 групп. В целях экономии времени для проверки знаний по теме я даю контрольные вопросы, проблемно – поисковые задания. Быстро проверяю их выполнение, и вот 8 помощников включаются в процесс проверки знаний.

Что меняется при внедрении КСО?

Остается работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой, муляжами, влажными препаратами, чучелами, таблицами, тестовыми заданиями, дидактическими карточками, гербарием. Ученики составляют таблицы, опopные схемы и опopные конспекты, отвечают у доски.

Переход к коллективному обучению не игнорирует применение традиционных форм (индивидуальной, парной, групповой), но движущей все же становится коллективная форма обучения. Она – ядро, стержень всего учебно – воспитательного процесса. Конечно, уроки необходимы спаренные.

 Результативность работы (на 4 и 5)

Применение КСО в системе Частичное применение КСО, другие ФО
Класс 1998г. Класс 1999г. Класс 2000г. Класс2001г. Класс2002г. Класс 2003г.
8 “б” 76% 9 “б” 56% 10 “б” 56% 8 “а” 56% 9 “а” 45% 10 “а” 45%
9 “а” 70% 10 “а” 77% 11 “а” 80% 9 “б” 60% 10 “б” 50% 11 “б” 45%

Успевают все

Выпуск 11 “а” класса 1998 – 1999 учебного года – 18 учащихся. Из 18 учеников – 2 поступили в медицинский институт, 2 – в медицинский колледж г.Читы и г.Иркутска, 2 – в медицинское училище.

КСО дает не только хорошие результаты, коренным образом меняется стиль взаимоотношений между учителем и учениками. На уроке в 7 классе по теме “Человеческая аскарида. Общая хаpaктеристика круглых червей” я предлагаю учащимся выбрать условия работы. 12 школьников захотели работать индивидуально, образовали 2 микрогруппы по 4 человека, еще 4 ученика захотели обучаться в парах сменного состава в пределах одной группы. На уроке звучит сильная мотивация, целеполагание, дается психологическая установка. Дети себя чувствуют комфортно, интенсивно обучаются в заданном для себя режиме. Контроль за усвоением материала идет через активный анализ конкретных ситуаций. Учащиеся сами делают глубокие выводы, обобщают. На этом уроке много говорят и действуют учащиеся, роль учителя здесь как бы незаметна. Домашнее задание дифференцированное, дети выбирают сами, в основном это опережающие задания, поскольку материал усвоен на занятии.

В чем я вижу перспективу применения КСО на своих уроках? Это оказывается возможно в условиях нашей общеобразовательной школы: соединение разных по возрасту классов для изучения отдельных тем, например, 8 и 10 классы при прохождении вопросов, связанных с классификацией животного мира, 6 и 11 классы – фотосинтеза, 8 и 10 классы – происхождение человека и доказательства эволюции, 9 и 11 классы – обмен веществ и энергией и т.д. Одновременно идет изучение и углубление нового материала для учащихся младшего возраста, повторение – для старшеклассников. Пробные уроки такого плана у меня были. Эффект поразительный: удовлетворение получают от занятий и учитель и учащийся. Здоровье сберегается у всех.

Выводы. Рекомендации.

Итак, я пришла к выводу: учитель – ученик должны сотрудничать. Педагогу необходимо владеть азами психологии. Мои ученики – мои друзья, вот к чему надо стремиться. Существует предание: мудрец Диоген бродит средь бела дня с зажженным фонарем в руках и объясняет свое поведение словами: “Ищу человека”.

Обучение в школе – особый этап в жизни человека, он раскрывает творческий потенциал личности. Кому же как не учителю развивать дарования, способности детей, помогать растить и открывать таланты. Так мы “ищем” человека. Где можно развивать творческую деятельность учащихся? Конечно там, где применяем КСО.

10 лет в системе я использую КСО. Некоторые выводы:

  • Я могу научить каждого, кто ходит на мои уроки, причем дифференцированно.
  • Ученик не боится учителя, между нами доверительные отношения.
  • Учащиеся начинают заниматься самообразованием в системе.
  • Школьники работают самостоятельно на занятиях без контроля учителя: материал необходимо выучить самому, научить товарища, обоим ответить на оценку.
  • Учим и отвечаем на уроке, на дом или ничего, или минимум.
  • Обучение безконфликтное, двоек нет.
  • Освобождается время для методического образования у педагога, даже на уроке есть такие минуты.
  • Не всякий учитель может использовать КСО, только тот, у кого ученики чувствуют себя на уроке комфортно.

Основываясь на своем опыте я бы рекомендовала на начальном этапе вводить КСО в сильном классе, задействовав 7, 8, 9 классы при изучении отдельных тем – в 10, 11 классах.

Класс лучше разбивать на группы, в пределах которой идет взаимообучение в парах сменного состава.

Учитель в начале сам формирует микрогруппы, с учетом межличностных отношений между учащимися. Отношения внутри группы и пар устанавливаются доброжелательные с помощью учителя.

В состав группы должен входить хотя бы один сильный ученик. Педагог должен быть готов работать индивидуально весь год с учеником, не желающим обучаться в паре, группе.

Учитель обязан умело сочетать КСО с другими формами обучения.

Оценочный лист.

Тема занятия Пищеварение § 28-32 Основные вопросы темы
Ф.И. ученика № вопроса 1. Строение и функции органов пищеварения
1 2 3 4 5 итог 2. Химическая сторона процесса пищеварения в ротовой полости, желудке, кишечнике
Иванов О. 4 4 4 4 5 4 3. Всасывание
Сидоров О. 3 4 4 4 5 4 4. Нервная и гумаральная реакция процессов пищеварения
Петров О. 4 3 4 4 4 4 5. Гигиена питания (можно приготовить дома доклад или сообщение)
И т.д.              

 Тема “Кровь и кровообращение”

Список учащихся §1 §2 §3 §4 §5 §6 §7 §8 §9 Пересдача на высший балл

(по желанию ученика)

Итоговая оценка
оценки
Иванов 4 4 5 4 4 4 4 4 4 Этап работы Зачет 4
Петров 4 4 3 4 5 4 3 4 4 §3 – 4 обмен инф. оба

§3 – 4 сдают мне

Зачет 4
Сидоров 4 4 4 4 4 3 4 4 4 Зачет 4
Федоров 3 3 3 3 4 4 4     §8 – 9 доpaбатывает с Ивановым  



Комментарии:

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

08 12 2024 14:50:29

"Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)


    "Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)

      Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....

07 12 2024 9:10:34

Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"


    Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"

      Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. ...

06 12 2024 11:26:19

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

05 12 2024 3:24:47

Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"


    Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....

04 12 2024 17:32:42

Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"


    Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"

      Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор. ...

03 12 2024 11:38:40

Строение глаза человека. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат зрения

Строение глаза человека. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат зрения Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....

02 12 2024 11:53:51

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

01 12 2024 21:41:37

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

30 11 2024 9:20:21

Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"


    Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"

      Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....

29 11 2024 20:20:41

Горные породы и их свойства


    Горные породы и их свойства

      На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....

28 11 2024 8:21:11

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

27 11 2024 13:58:37

Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"


    Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"

      В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет). ...

26 11 2024 3:10:39

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....

25 11 2024 14:26:22

Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс


    Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс

      Урок учит привлекать знания о строении клетки, совершенствовать умения учащихся работать с разными источниками информации, умению организовывать собственную деятельность на уроке, обучает работать в группах. Урок соответствует современным образовательным стандартам, может применяться в классах с углубленным изучением биологии....

24 11 2024 21:56:20

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....

23 11 2024 23:31:24

Методы изучения природы. Пpaктическая работа. 5-й класс (Пpaктическая направленность уроков биологии)


    Методы изучения природы. Пpaктическая работа. 5-й класс (Пpaктическая направленность уроков биологии)

      Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....

22 11 2024 7:10:17

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

21 11 2024 11:26:16

Урок по теме "Цветок — генеративный орган, его строение и значение"


    Урок по теме "Цветок — генеративный орган, его строение и значение"

      Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого хаpaктера....

20 11 2024 22:16:20

Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....

19 11 2024 7:55:26

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....

18 11 2024 17:16:41

Что такое интегрированный урок?


    Что такое интегрированный урок?

      На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....

17 11 2024 8:28:23

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....

16 11 2024 15:27:36

Хрящевые рыбы

Урок биологии в 7-м классе служит ознакомлению с общей хаpaктеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных....

15 11 2024 9:47:48

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

14 11 2024 10:11:43

Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс


    Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс

      Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....

13 11 2024 16:19:33

Игра-презентация "Счастливый случай" по теме "Животные"

Предлагается материал на повторение пройденного материала по зоологии. Игра проходит в виде "Счастливого случая". Каждый класс имеет категории, их всего по баллам 5. Категории усложняются и оцениваются по баллам. Увлекательно играть и узнавать новое....

12 11 2024 17:12:16

Генетика Биология

Генетика  Биология Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...

11 11 2024 7:22:20

Конкурс "Путешествие в страну Знаний"


    Конкурс "Путешествие в страну Знаний"

      Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....

10 11 2024 9:55:30

Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс


    Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс

      Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....

09 11 2024 4:14:31

Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"


    Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом «Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интеpaктивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях. ...

08 11 2024 16:13:47

Мышечная ткань: виды, свойства, особенности строения и функции

Мышечная ткань: виды, свойства, особенности строения и функции Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...

07 11 2024 18:11:22

Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"

      Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....

06 11 2024 22:14:31

Урок-игра "Классы рыб"


    Урок-игра "Классы рыб"

      Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности. ...

05 11 2024 5:45:59

Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений


    Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений

      Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....

04 11 2024 9:56:39

Урок-конференция "Змеи – друзья или враги?"

Занятие формирует понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека....

03 11 2024 1:53:25

Информационные технологии на уроках биологии

Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....

02 11 2024 1:58:49

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

01 11 2024 12:49:38

Урок-пpaктическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"


    Урок-пpaктическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"

      Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология». ...

31 10 2024 20:26:21

Осанка. Предупреждение плоскостопия


    Осанка. Предупреждение плоскостопия

      Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....

30 10 2024 5:59:19

Плоды


    Плоды

      На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....

29 10 2024 17:57:45

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

28 10 2024 9:54:57

Урок-презентация. Подцарство одноклеточные


    Урок-презентация. Подцарство одноклеточные

      Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....

27 10 2024 8:29:11

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

26 10 2024 13:37:18

Урок биологии по теме "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Гипотеза Опарина-Холдейна"

Первый урок при изучении раздела «Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В.В. Пасечника в 9-м классе по курсу «Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....

25 10 2024 1:40:51

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

24 10 2024 11:17:53

Урок биологии по теме "Современная теория возникновения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж.Холдейна"


    Урок биологии по теме "Современная теория возникновения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж.Холдейна"

      Урок является своеобразным экскурсом в историю развития взглядов на проблему происхождения жизни. Более детально изучается современная теория происхождения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж. Бернала, в соответствии с которой жизнь возникла естественным путем из неорганической материи. ...

23 10 2024 6:51:26

Здоровье человека. Биоритмы жизни


    Здоровье человека. Биоритмы жизни

      Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. ...

22 10 2024 22:22:20

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

21 10 2024 17:45:11

Урок по теме "Грибы, строение"


    Урок по теме "Грибы, строение"

      Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....

20 10 2024 0:27:28

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::