Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"


    Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"

Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? Каким должно быть наше биологическое образование? Проблемы… Нам известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью, причем образование распространяется и на учителя. Следовательно, современной школе необходим новый учитель, который должен строить свои отношения с учащимися на демократических началах, заложив в процесс обучения идеи гуманизма. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться на основе сотрудничества пришло ко мне давно. В 1986 – 87 учебном году тему по самообразованию я выбрала следующую: “Учитель – ученик. Психологический аспект. Нестандартные формы обучения”. Активное участие в методической работе школы, района, в проведении пpaктических семинаров по нестандартным формам обучения позволили подойти мне к проблеме, как заставить учеников самостоятельно “добывать” знания, пробудить в них желание учить и обучаться.

Январские курсы 1991г. в г.Чите при ИПК дали пищу для дальнейших размышлений: была прочитана лекция по КСО Хреновой Т. П.

Я заинтересовалась. Приехала домой, стала подыскивать литературу. Никто в школе, в районе не работал с использованием этого способа обучения школьников. Прочитала все, что смогла найти об Александре Григорьевиче Ривине и начала пробную работу с введением элементов коллективной учебной деятельности учеников – поабзацное изучение параграфа. Каковы были первые мои выводы?

Я поняла, что это великий труд, что он дает лучшие результаты обучения и надо вводить в учебный процесс КСО, но лучше брать 7, 8, 9-е классы (среднее звено).

Общеизвестно, что существуют 2 модели педагогики обучения: традиционная и гуманистическая. В обеих моделях главной фигурой обучения является ученик, но они имеют разный подход к целеполаганию и разную постановку педагогических задач. У меня нет сомнений, что выигрывает гуманистическая модель, поскольку в ее основе лежит педагогика сотрудничества, имеющая в своей основе 2 аспекта: психолого – педагогический и методический.

Мне импонирует то, что методический аспект предполагает включение учеников в управление учебным процессом, в процесс усвоения информации, включение школьников в межличностные отношения, в совместную коллективную деятельность. Для меня стало очевидным, что в совместной коллективной деятельности:

Цели учителя и ученика совпадают.

Каждый участник деятельности участвует в контроле и управлении.

между учителем и учеником устанавливаются нормальные деловые отношения.

Реализуется цель:

  • научить работать в группе самостоятельно
  • глобальная – слушать и слышать друг друга.

Далее, реализуется идея гуманистической психологии: принять ученика таким, каков он есть на самом деле, создать условия для раскрытия внутреннего потенциала ученика.

Моя педагогика личностно ориентирована. Дойти до сердца каждого ученика, достичь взаимопонимания помогло мне именно КСО.

Своим опытом применения КСО на уроках биологии я делилась на методической учебе в школе, проводила уроки для учителей района и школы, выступала на районном фестивале методических идей в г.Борзя, в Институте усовершенствования учителей перед учителями биологии – географии, биологами на курсах повышения квалификации. Мой опыт работы был заложен в Российский банк данных.

Технология работы по применению КСО.

Несколько слов о “родителе” КСО. Александр Григорьевич Ривин в 1918 году впервые в истории отечественной и мировой педагогики ввел интенсивную учебную коллективную работу – в парах сменного состава. Это и считается событием мирового значения для развития школы, развития теории и пpaктики обучения. Занятия в разновозрастной группе он проводил по 8 – 10 часов, одной математикой его ученики могли заниматься целую неделю. Эффект от коллективной совместной деятельности был достаточно высок. Тексты параграфов изучались поабзацно. К новой теме каждый переходил тогда, когда достаточно хорошо овладевал материалом предыдущей.

Что же мы можем взять у Ривина А.Г. применительно к условиям общеобразовательной школы?

Во – первых, урок длится 40 – 45 минут, во – вторых в неделю 1 – 2 урока биологии, в – третьих, группы (классы) одновозрастные. Какой завуч согласится делать расписание с учетом требований биолога – совмещения, например, уроков биологии 8 и 7 классов, 9 и 8 классов и т.д.? В общем проблем много и этим они не исчерпываются.

Я взяла сам принцип – работа в парах сменного состава: 2 ученика вместе работают над разной информацией, сообщают ее друг другу и далее совместная деятельность продолжается в парах сменного состава.

Как я организую совместную деятельность учеников? В системе КСО использовала с 1990 – 91 учебного года. Класс разбиваю на микрогруппы по 4 человека, в которых есть сильные, средние и слабые ученики. В каждой группе есть свой диспетчер (это мои ассистенты, как правило, сильные ученики). В зависимости от степени сложности материала, умения работать самостоятельно, оперативно в “запуск” идет один параграф или целая тема. Как вводится, например, тема? “Запуск”.

Собираю ассистентов до урока и консультирую их по узловым вопросам, объясняю сложные моменты темы. Обговариваем использование наглядно – иллюстративного материала, работу в тетради – вычерчивание опopных схем, опopных конспектов, таблиц, рисунков, планов и других видов деятельности. На уроке диспетчеры вводят тему в своих группах, далее определяют материал между 4 учениками. Каждый готовит разную информацию (это может быть целый параграф или части параграфа логически завершенные) самостоятельно.

Самоввод. Учитель объявляет тему урока, ставит задачи, знакомит с порядком изучения параграфа, нацеливает на выделение главного, предлагает диспетчерам распределить материал для изучения, начинается самостоятельная подготовка.

Самоввод с групповой консультацией (консультировать может диспетчер, учитель тех групп, которые попросят помощь на уроке).

Вот такие 3 варианта я выбираю для введения учащихся в тему. После “запуска” темы идет работа в статичной паре: ученики передают информацию друг другу, задают вопросы, обращаются к учебнику, тетради, наглядности. Пара после обмена информацией распадается. Начинается обмен информацией в сменных парах, но в пределах одной группы (1 ученик встречается далее с 3, 4; 2 – с 3, 4; 3 – с 1, 2 и т.д.). После этого группа обсуждает главные моменты темы и может начать слушать ученика, готового отвечать. Учитель начинает собеседование, поочередно вызывая диспетчеров. Началась защита ответов каждым учеником.

Проверка знаний (защита ответов).

Диспетчеры поочередно сдают зачет учителю по всей теме. В это время учащиеся проговаривают всю тему друг другу (пары образуются любые). Диспетчер, получив оценку (обычно это 4 или 5), становится учителем и принимает зачет у товарищей. Таким образом, зачет одновременно принимают 7 – 8 лучших учеников вместе с учителем. Учитель делегирует им свои функции. Слабые ученики приглашаются для ответа в последнюю очередь, им дается дополнительное время для защиты ответа в сменных парах. При КСО каждый ученик – учитель. Поэтому большая ответственность ложится на плечи каждого учащегося: мало выучить самому, надо научить товарища и достаточно хорошо. Иногда, не на каждом занятии, я не спрашиваю одного из диспетчеров изученный материал, а говорю ему, что он работает сегодня на доверии. Этому ученику ставлю оценку “отлично”, обычно это сильный учащийся с широким кругозором, участник биологических олимпиад. Я считаю, что такой аванс является высоким стимулом к добросовестной подготовке в дальнейшем, поднимает авторитет ученика в глазах одноклассников.

У диспетчера есть оценочный лист, где записывается изучаемая тема, ее узловые вопросы, фамилии учащихся данной микрогруппы, помечаются особыми символами (звездочка, галочка, плюс) вопросы, требующие тщательного изучения, подлежащие обязательному ответу, дополнительной подготовки дома и в библиотеке.

После изучения темы я провожу обобщающий урок – урок “выхода за рамки учебника”. Цель таких заключительных уроков: расширение и углубление информации по теме, дальнейшее развитие общебиологических понятий, интереса к биологии, совершенствование биологического языка, побуждение к самостоятельному поиску информации, к самообразованию и заинтересовавшим вопросам. Так, например, тема “Пищеварение” заканчивается конференцией по физиологии пищеварения с привлечением интересного материала о деятельности И. П. Павлова в области физиологии пищеварения, об oнкoлoгических заболеваниях пищеварительного тpaкта, их причинах и профилактике.

Подготовка учителя к уроку.

Рабочий план на каждый день в традиционной форме? Не нужен. Я прихожу в класс и с диспетчерами (спикер, ведущий) решаем, кто и что должен делать сегодня? Одни проpaбатывают свои темы, другие еще выступают в малых группах, третьи сдают зачет учителю по всей теме. Выясняем, кто отстает, в какой помощи нуждается. Намечаем план работы с теми, кто ушел вперед и изучает следующую тему. В поурочный план это не впишем. Учитель ведет записи, в которых все – о каждом (список учащихся данного класса, темы, вопросы, оценки за ответы, предоставление возможности пересдать тему на более высокий балл). Например, вот такой лист учета знаний по теме (у учителя) “Кровь и кровообращение”.

(9 часов)

Список учащихся §1 §2 §3 §4 §5 §6 §7 §8 §9 Пересдача на высший балл (по желанию ученика) Итоговая оценка
оценки
Иванов 4 4 5 4 4 4 4 4 4 Этап работы Зачет 4
Петров 4 4 3 4 5 4 3 4 4 §3 – 4 обмен инф. оба

§3 – 4 сдают мне

Зачет 4
Сидоров 4 4 4 4 4 3 4 4 4 Зачет 4
Федоров 3 3 3 3 4 4 4     §8 – 9 доpaбатывает с Ивановым  

Таким образом можно вводить КСО на начальном этапе его применения. По мере освоения учителем всех элементов совместной деятельности на уроке, особенно проверки знаний учащихся (за короткий промежуток времени надо опросить весь класс, каждый ученик защищает ответ), можно вводить некоторые усложнения в работе в микрогруппах.

Во – первых, 2 группы формирую из сильных учеников, остальные в составе имеют 1 сильного, 3 слабых и 1 сильного, 1 среднеуспевающего и 2 слабых. Защищать ответы представители сильной группы садятся вчетвером около учителя. Я могу спросить 1 ученика по всем вопросам, а остальных – выборочно, но, они обязательно должны дополнить и прокомментировать ответ товарища.

После защиты ответов они – учителя.

Во – вторых, даю дополнительный материал по теме в группу (каждой группе разный материал). На заключительном занятии представители групп выступают с дополнительной информацией перед всем классом, а могут ее сообщить в ходе защиты ответов.

В – третьих, после опроса сильных по предмету учащихся, ставших учителями, я приглашаю к учительскому столу 4 – 5 учеников из разных групп с различной степенью обученности. Начинается собеседование со мной, друг с другом, комментирование и анализ ответов. Затем они становятся учителями. Я не лишаю возможности слабого ученика сыграть роль учителя; отвечает ему сильный ученик. В последнем случае я выигрываю дважды: даю шанс слабому учащемуся поверить в себя, в свои силы, далее, выслушивая сильного товарища по классу, мой “слабак” лучше запомнит материал и кое – что для себя уточнит.

В – четвертых, часто пpaктикую следующее – ученик защищается дважды: в паре ученик – ученик, ученик – ученик, или ученик – учитель, что способствует лучшему выучиванию материала.

В – пятых, при изучении сложной темы объединяю 2 сильных группы, работа в парах сменного состава идет в пределах 2 групп. В целях экономии времени для проверки знаний по теме я даю контрольные вопросы, проблемно – поисковые задания. Быстро проверяю их выполнение, и вот 8 помощников включаются в процесс проверки знаний.

Что меняется при внедрении КСО?

Остается работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой, муляжами, влажными препаратами, чучелами, таблицами, тестовыми заданиями, дидактическими карточками, гербарием. Ученики составляют таблицы, опopные схемы и опopные конспекты, отвечают у доски.

Переход к коллективному обучению не игнорирует применение традиционных форм (индивидуальной, парной, групповой), но движущей все же становится коллективная форма обучения. Она – ядро, стержень всего учебно – воспитательного процесса. Конечно, уроки необходимы спаренные.

 Результативность работы (на 4 и 5)

Применение КСО в системе Частичное применение КСО, другие ФО
Класс 1998г. Класс 1999г. Класс 2000г. Класс2001г. Класс2002г. Класс 2003г.
8 “б” 76% 9 “б” 56% 10 “б” 56% 8 “а” 56% 9 “а” 45% 10 “а” 45%
9 “а” 70% 10 “а” 77% 11 “а” 80% 9 “б” 60% 10 “б” 50% 11 “б” 45%

Успевают все

Выпуск 11 “а” класса 1998 – 1999 учебного года – 18 учащихся. Из 18 учеников – 2 поступили в медицинский институт, 2 – в медицинский колледж г.Читы и г.Иркутска, 2 – в медицинское училище.

КСО дает не только хорошие результаты, коренным образом меняется стиль взаимоотношений между учителем и учениками. На уроке в 7 классе по теме “Человеческая аскарида. Общая хаpaктеристика круглых червей” я предлагаю учащимся выбрать условия работы. 12 школьников захотели работать индивидуально, образовали 2 микрогруппы по 4 человека, еще 4 ученика захотели обучаться в парах сменного состава в пределах одной группы. На уроке звучит сильная мотивация, целеполагание, дается психологическая установка. Дети себя чувствуют комфортно, интенсивно обучаются в заданном для себя режиме. Контроль за усвоением материала идет через активный анализ конкретных ситуаций. Учащиеся сами делают глубокие выводы, обобщают. На этом уроке много говорят и действуют учащиеся, роль учителя здесь как бы незаметна. Домашнее задание дифференцированное, дети выбирают сами, в основном это опережающие задания, поскольку материал усвоен на занятии.

В чем я вижу перспективу применения КСО на своих уроках? Это оказывается возможно в условиях нашей общеобразовательной школы: соединение разных по возрасту классов для изучения отдельных тем, например, 8 и 10 классы при прохождении вопросов, связанных с классификацией животного мира, 6 и 11 классы – фотосинтеза, 8 и 10 классы – происхождение человека и доказательства эволюции, 9 и 11 классы – обмен веществ и энергией и т.д. Одновременно идет изучение и углубление нового материала для учащихся младшего возраста, повторение – для старшеклассников. Пробные уроки такого плана у меня были. Эффект поразительный: удовлетворение получают от занятий и учитель и учащийся. Здоровье сберегается у всех.

Выводы. Рекомендации.

Итак, я пришла к выводу: учитель – ученик должны сотрудничать. Педагогу необходимо владеть азами психологии. Мои ученики – мои друзья, вот к чему надо стремиться. Существует предание: мудрец Диоген бродит средь бела дня с зажженным фонарем в руках и объясняет свое поведение словами: “Ищу человека”.

Обучение в школе – особый этап в жизни человека, он раскрывает творческий потенциал личности. Кому же как не учителю развивать дарования, способности детей, помогать растить и открывать таланты. Так мы “ищем” человека. Где можно развивать творческую деятельность учащихся? Конечно там, где применяем КСО.

10 лет в системе я использую КСО. Некоторые выводы:

  • Я могу научить каждого, кто ходит на мои уроки, причем дифференцированно.
  • Ученик не боится учителя, между нами доверительные отношения.
  • Учащиеся начинают заниматься самообразованием в системе.
  • Школьники работают самостоятельно на занятиях без контроля учителя: материал необходимо выучить самому, научить товарища, обоим ответить на оценку.
  • Учим и отвечаем на уроке, на дом или ничего, или минимум.
  • Обучение безконфликтное, двоек нет.
  • Освобождается время для методического образования у педагога, даже на уроке есть такие минуты.
  • Не всякий учитель может использовать КСО, только тот, у кого ученики чувствуют себя на уроке комфортно.

Основываясь на своем опыте я бы рекомендовала на начальном этапе вводить КСО в сильном классе, задействовав 7, 8, 9 классы при изучении отдельных тем – в 10, 11 классах.

Класс лучше разбивать на группы, в пределах которой идет взаимообучение в парах сменного состава.

Учитель в начале сам формирует микрогруппы, с учетом межличностных отношений между учащимися. Отношения внутри группы и пар устанавливаются доброжелательные с помощью учителя.

В состав группы должен входить хотя бы один сильный ученик. Педагог должен быть готов работать индивидуально весь год с учеником, не желающим обучаться в паре, группе.

Учитель обязан умело сочетать КСО с другими формами обучения.

Оценочный лист.

Тема занятия Пищеварение § 28-32 Основные вопросы темы
Ф.И. ученика № вопроса 1. Строение и функции органов пищеварения
1 2 3 4 5 итог 2. Химическая сторона процесса пищеварения в ротовой полости, желудке, кишечнике
Иванов О. 4 4 4 4 5 4 3. Всасывание
Сидоров О. 3 4 4 4 5 4 4. Нервная и гумаральная реакция процессов пищеварения
Петров О. 4 3 4 4 4 4 5. Гигиена питания (можно приготовить дома доклад или сообщение)
И т.д.              

 Тема “Кровь и кровообращение”

Список учащихся §1 §2 §3 §4 §5 §6 §7 §8 §9 Пересдача на высший балл

(по желанию ученика)

Итоговая оценка
оценки
Иванов 4 4 5 4 4 4 4 4 4 Этап работы Зачет 4
Петров 4 4 3 4 5 4 3 4 4 §3 – 4 обмен инф. оба

§3 – 4 сдают мне

Зачет 4
Сидоров 4 4 4 4 4 3 4 4 4 Зачет 4
Федоров 3 3 3 3 4 4 4     §8 – 9 доpaбатывает с Ивановым  



Комментарии:

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"


    Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"

      Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....

06 03 2025 6:18:24

Происхождение птиц и приспособленность к среде обитания

Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....

05 03 2025 11:26:57

Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"


    Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"

      В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотрeбление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....

04 03 2025 11:53:12

Урок биологии по теме "Строение клетки"


    Урок биологии по теме "Строение клетки"

      Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала. Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы. ...

03 03 2025 7:21:33

Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»


    Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»

      Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...

02 03 2025 5:27:47

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе


    Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе

      Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....

01 03 2025 14:49:13

Рибосомы: строение, функции, роль в биосинтезе белка

Рибосомы: строение, функции, роль в биосинтезе белка Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка....

28 02 2025 20:25:53

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

27 02 2025 11:47:11

Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах


    Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

      Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....

26 02 2025 2:44:56

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"

      Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....

25 02 2025 5:31:16

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"

      При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока. ...

24 02 2025 13:35:46

Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра


    Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра

      Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....

23 02 2025 10:22:22

Экологический фитодизайн в закрытых помещениях


    Экологический фитодизайн в закрытых помещениях

      Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....

22 02 2025 14:44:13

Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"


    Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"

      Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика. ...

21 02 2025 21:34:21

Энергетический обмен

При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика «Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....

20 02 2025 1:46:39

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....

19 02 2025 14:29:24

Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс


    Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс

      Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....

18 02 2025 19:58:11

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....

17 02 2025 9:35:17

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

16 02 2025 23:19:50

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....

15 02 2025 8:14:56

Среды жизни на планете Земля

Цель урока: формирование у учащихся представления о средах обитания на Земле, о многообразии приспособлений в живом мире к конкретным условиям жизни....

14 02 2025 9:20:59

Интегрированный урок биологии и экологии "Отдел голосеменные. Разнообразие и значение голосеменных"

Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....

13 02 2025 16:12:47

Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район


    Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район

      Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....

12 02 2025 3:14:20

Методическая разработка темы "Гумopaльная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)


    Методическая разработка темы "Гумopaльная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)

      Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....

11 02 2025 0:50:19

Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)


    Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)

      Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....

10 02 2025 16:45:19

Обобщающий урок по теме "Дыхание"


    Обобщающий урок по теме "Дыхание"

      В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления. ...

09 02 2025 14:31:29

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....

08 02 2025 12:24:52

Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"


    Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"

      Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

07 02 2025 13:48:34

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"


    Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"

      Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....

06 02 2025 5:17:34

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

05 02 2025 13:28:17

Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс


    Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс

      Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....

04 02 2025 22:34:37

Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста


    Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

      Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка. Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....

03 02 2025 1:29:31

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

02 02 2025 21:21:11

Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)


    Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)

      В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....

01 02 2025 16:39:42

Тема урока: "Происхождение человека"


    Тема урока: "Происхождение человека"

      Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....

31 01 2025 0:35:28

Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"


    Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

      Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...

30 01 2025 13:23:54

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

29 01 2025 16:41:20

Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс


    Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс

      В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука". ...

28 01 2025 9:22:23

Тематические зачеты. "Биология. Человек". 8-й класс


    Тематические зачеты. "Биология. Человек". 8-й класс

      Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и пpaктических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....

27 01 2025 4:16:16

Загадки эволюции


    Загадки эволюции

      Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....

26 01 2025 15:54:49

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

25 01 2025 16:51:21

Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"


    Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"

      Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....

24 01 2025 19:25:10

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

23 01 2025 23:53:36

Тема урока "Лишайники"


    Тема урока "Лишайники"

      На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....

22 01 2025 23:41:24

Значение дыхания: газообмен, теплорегуляция, органы выделения

Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....

21 01 2025 4:44:26

Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"


    Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"

      Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....

20 01 2025 19:18:58

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

19 01 2025 18:26:21

Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс


    Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс

      Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....

18 01 2025 3:27:58

Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"


    Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"

      На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....

17 01 2025 19:15:31

Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"


    Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"

      В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....

16 01 2025 10:51:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::