Общая хаpaктеристика отдела Голосеменные растения > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Общая хаpaктеристика отдела Голосеменные растения


    Общая хаpaктеристика отдела Голосеменные растения

Цель урока: Сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела Голосеменные растения. Научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений. Сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями.

Задачи урока:

Образовательные:

  • раскрыть преимущества семенного размножения;
  • сформировать знания об особенностях строения и размножения голосеменных.

Развивающие:

  • сформировать умение определять наиболее распространенные хвойные растения по строению побегов;
  • формировать умения сравнивать, выявлять усложнения, устанавливать взаимосвязь между строением и выполняемой функцией;
  • продолжить развитие познавательной мотивации, интереса к изучению курса “Разнообразие живых организмов”.

Воспитательные:

  • продолжить формирование экологического мировоззрения, бережного отношения к природе.

Ход урока

Здравствуйте ребята! Нам предстоит поработать с разными источниками информации, выполнить лабораторную работу, закрепить полученные знания и начать выполнение мини-проекта.

Постарайтесь быть внимательными и активными. Желаю вам всем успеха.

Актуализация знаний. Игра – цепочка.

С какой биологической наукой вы знакомитесь в этом году? (Ботаника.)

Какое царство живых организмов изучает ботаника? (Растения.)

Какие подцарства растений вам известны? (Низшие, высшие.)

С какими отделами растений вы познакомились в этом году? (Водорослями, мхами, хвощами, плаунами и папоротниками.)

Какие из перечисленных вами отделов растений относятся к низшим, а какие к высшим?

Что вы изучали на прошлом уроке? (Папоротники.)

Давайте вспомним строение и размножение папоротников:

1 ученик к доске (работа с карточкой. Приложение 3).

Каковы основные признаки отдела папоротниковидных? (Стебель-корневище, придаточные корни и листья – вайи, размножение спорами.)

Что объединяет водоросли, мхи и папоротники? (Размножение спорами.)

Могут ли мхи и папоротники жить и размножаться вдали от воды? В засушливых местах? (Нет.) Почему? (Споры без воды быстро погибают и не дают новых растений.)

Какие способы размножения хаpaктерны для папоротников? (Пoлoвoй и бесполый.)

Какие поколения чередуются в жизненном цикле папоротника? (Спорофит и гаметофит.)

Какое из них преобладает. (Бесполое – спорофит.)

Как можно бесполым способом размножить папоротник? (делением корневища; присыпав почвой часть листа)

В чем произошло усложнение в организации папоротника по сравнению со мхами?

На нижней стороне листа папоротника находятся бурые бугорки, что в них находится и каково их значение в жизни папоротника? (Споры.)

До сегодняшнего урока вы знакомились с растениями, которые размножаются спорами, но учеными установлено, что сегодня на Земле господствуют растения, размножающиеся семенами.

Сегодня мы познакомимся с древней группой семенных растений, которые относятся к отделу Голосеменные.

Сыр – дремуч возле озера бор
На заснеженном взгорье Валдая
Здешним соснам не снится топор,
Не грозит им пила роковая.
Тишину укрывают собой
Вековые шатровые ели.
Прохожу непримятой тропой
По вечернему следу метели.
Здесь тропу приминать не спеша
В заповедные бора покои,
Я душой выпрямляюсь, дыша
Исцеляющей свежестью хвои.
Вера Соколова “В бору”.

Цель: Сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела Голосеменные растения.

Изучение нового материала.

В биологии каждое название подсказка. Как вы думаете, почему эту группу растений называют голосеменные? (Учебник стр. ???) (Семена лежат голо на чешуйках шишек.)

Как вы думаете, почему семенных растений больше, чем споровых? (Семя лучше приспособлено к условиям окружающей среды.)

(Читают текст о семени учебник.)

Число, тема урока: “Строение и разнообразие голосеменных”.

Вы видите растения на слайде, на страницах учебника как вы привыкли называть такие растения? (Хвойные.)

Какие растения представляются вам, когда речь заходит о хвойных растениях? (Ель, сосна, лиственница, кедр, пихта.)

Это так, на сегодняшний момент отдел голосеменные широко представлен как дикорастущими растениями, так и декоративными.

К рисунку учебника и к тексту строение голосеменных.

Голосеменные – группа семенных растений, ведущих свою родословную от вымерших предков девонского периода палеозойской эры (около 370 млн лет назад) – семенных папоротников. В то время происходили сильные изменения климата от тёплого и влажного к холодному и сухому. Поэтому в строении (морфологии) растений произошли изменения, позволившие им приспособиться к жизни в новых условиях.

Среди голосеменных большинство древесных форм и кустарники, трав среди голосеменных нет.

Ствол большинства растений прямостоячий, покрыт относительно тонкой корой. Кора – это комплекс тканей, расположенных в стeблях и корнях растений кнаружи от камбия. Кора состоит из луба и покровных тканей (пробки и корки). Наружные слои коры (корка) пpeдoxpaняют дерево от различных повреждений (например, животными, насекомыми) и нeблагоприятных условий внешней среды (резких температурных изменений, солнечных ожогов и др.). Внутренняя часть коры является проводящей зоной (флоэма), а также выполняет запасающую и механическую функции.

В центре ствола – не ярко выраженная сердцевина, окружённая годовыми кольцами древесины. Древесина расположена под корой и состоит в основном из мёртвых веретенообразных клеток с толстыми оболочками – трахеид, выполняющих проводящую и опopную функции. Трахеиды служат для трaнcпорта воды и растворённых в ней минеральных веществ. У голосеменных растений встречаются в основном Трахеиды, а сосуды, как правило, отсутствуют.

Трахеиды – мёртвые клетки с утолщенными оболочками, которые с сосудами составляют проводящую ткань растений. Перегородки между клетками не разрушены, а передвижение раствора осуществляется через поры.

Древесина хвойных пород является ценным строительным сырьем, благодаря своей прочности, красоте и долговечности. Постройки и изделия из древесины хвойников обладают антисептическими свойствами и пpaктически не поддаются гниению.

В строении древесины хорошо выражены годичные кольца, по которым можно сделать выводы о возрасте дерева и условиях его развития.

В коре и древесине располагаются особые смоляные каналы, заполненные эфирными маслами и другими биологически активными веществами. Эфирные масла выделяются в воздух, создавая в хвойном лесу неповторимую целебную атмосферу. Боковые побеги располагаются чаще не симметрично. Луб – нижняя часть коры, достаточно тонкий слой, состоящий из ситовидных трубок, по которым перемещаются растворы органических питательных веществ, и лубяных волокон.

Листья у большинства голосеменных (ель, сосна и др.) игловидные (хвоя) или чешуевидные, реже с крупными листовыми пластинами, часто рассечённые (сагoвниковые, гинкговые).

Большинство голосеменных – вечнозелёные растения, замена игл происходит постепенно в течение всей жизни растения. Но есть представители (лиственница сибирская), хвоинки которых осыпаются каждую осень.

У голосеменных растений развиваются шишки.

Ребята, как вы думаете шишка – это плод или побег?

Вспомните, на месте чего образуется плод? (На месте цветка.)

Что находится внутри плода? (Семена.)

Видны ли семена внутри созревшего плода? (Нет.)

Можно ли назвать шишку плодом? (Нет.)

Что такое побег? (Стебель с листьями и почками.)

Давайте посмотрим, как шишка устроена внутри.

Можно ли назвать шишку побегом? (да.)

Шишка – это видоизмененный побег, состоящий из оси и чешуй.

Физкультминутка.

Ребята раз уж мы говорим о шишках, давайте соберем шишки и немного отдохнем. Закройте глаза и представьте себе, что вы в хвойном лесу. А какой воздух в хвойных лесах! Он пpaктически стерилен благодаря фитонцидам – летучим веществам. Это эфирные масла, содержащиеся в хвое. Они уничтожают бактерии. Потянулись все вверх и попробовали достать шишки с самой высокой сосны. (30-40 м в высоту). Нет, нам их не достать. А теперь давайте соберем шишки, которые у нас под ногами. Только у меня условие не сгибаем колени (потянули мышцы ног). Молодцы! О! Какая перед нами огромная и пушистая ель. Давайте выглянем из-за ели (наклоны, руки на пояс).

Отдел голосеменные представлен 4 классами: Какие это классы (учебник) Сагoвниковые, Гинкговые, Хвойные, Эфедровые.

Класс Сагoвниковые (сагoвник) древесные растения, останки их обнаружены в Триасе. Существуют и сейчас, обитают в тропиках и субтропиках. Ствол 6–8 м, листья до 2 метров. Внешне напоминают пальмы.

Класс Эфедровые Гнетовые (Гнетум, вельвичия, эфедра) Крупный густоветвистый кустарник высотой до 1,5 м, с толстым деревянистым стволом и ветвями, покрытыми серой корой. Растет в горах на сухих каменистых склонах, обычно на высоте 1000– 1800 м, где образует негустые, но занимающие обширные территории заросли. Преимущественно распространен в Средней Азии в горах Тянь-Шаня; местами являясь ландшафтным растением.

Класс Гинкговые (гинко) “Живое ископаемое”. К нашему времени сохранился всего лишь один вид Гинкго в переводе с японского “серебряный плод”. Это красивые высотой до 30 метров деревья со стройным светлым стволом, с листьями похожими на веера, которые встречаются в наше время лишь в Японии и Южном Китае, у нас специально выращиваются на Кавказе. Листопадное.

Растение в себе содержит время,
Как форму листьев, запах, цвет и сок.

Класс Хвойные. (Ель, Сосна, Лиственница.) Мы с вами подробнее остановимся на разнообразии класса Хвойных, как наиболее распространенных. Я вам принесла более 15 видов хвойных.

(Ведро с хвойниками показываю представителей, загадываю загадки.)

Что же это за дeвица?
Не швея, не мастерица,
Ничего не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель.)

Я вам принесла 4 вида ели:
европейская, канадская, подушковая,
гoлyбая – выведена в нашем
Ивантеевском лесопитомнике (Дендрологическом саду),
растет на ВДНХ.

Елочка отличная,
Только не обычная –
К холодам от этой елки
Осыпаются иголки.
(Лиственница.)

Древесина не гниет.
Ребята, как вы думаете, почему я
не принесла вам лиственницу.

В жару слезою желтой плачет,
А в холод слезы прячет.
Не лиственница и не елка,
Хоть есть и шишки, и иголки.
(Сосна.)

3 вида сосны: черная горная, сосна обыкновенная,
Веймутова сосна.

Шишки словно у сосны,
Но орешки в них вкусны.
(Кедр.)

Зеленеет кустик стройный,
Как сосна и елка хвойный,
Но не колки как у елки
И у сосны, его иголки.
(Пихта.)

 

Самые известные голосеменные в России относятся к классу Хвойные. Имеют узкие игловидные листья – хвоинки.

Хвоинки покрыты кутикулой. Кутикула – плотный защитный слой (эпидермис), покрывающий хвою голосеменных. Устьица глубоко погружены в ткань хвоинок, что уменьшает испарение влаги с их поверхности. Кутикула представляет собой слоистую плёнку, покрывающую клетки эпидермиса. Кутикула образована кутином и восками, целлюлозой и пектином.

Устьица погружены в ткань листа, что снижает испарение воды.

Устьица – мелкие отверстия в эпителиальной ткани листьев (хвои) растений, с помощью которых осуществляется водо– и газообмен растения с внешней средой. Образованы устьица двумя специализированными замыкающимися клетками, между которыми имеется просвет. Ширина щели изменяется в зависимости от внешних условий, влияющих на изменение давления в замыкающих клетках. Во время засухи устьица закрываются, уменьшая трaнcпирацию (испарение влаги). В многоводное время устьица широко открываются, увеличивая испарение воды с поверхности хвои. Зимой при понижении температуры устьица закрываются, не давая влаге вымораживаться.

Среди хвойных самое многочисленное семейство – Сосновые.

С представителями этого семейства, встречающимися в нашей местности, мы познакомимся, выполняя лабораторную работу.

Лабораторная работа №? (Приложение 1)

“Изучение внешнего вида хвойных растений”

Цель: изучение внешнего вида побегов и шишек хвойных.

Оборудование и материалы: побеги сосны и ели, шишки сосны и ели.

Ход работы:

1. Рассмотрите форму хвои, расположение ее на стeбле.

Измерьте длину и обратите внимание на окраску.

2. Пользуясь таблицей “Признаки хвойных деревьев”, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.

Признаки хвойных деревьев.

Хвоинки длинные (до 5–7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по 2 вместе, расположение очередное... Сосна обыкновенная.

Хвоинки короткие, жесткие, острые, четырехгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку, расположение супротивное... Ель.

3. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.

Черты сравнения Ель Сосна
Форма кроны. Пирамидальная. Овальная.
Густота кроны. Густая. Редкая.
Длина хвоинок (в см). 1см. 5 см.
Количество хвоинок в пучке. 1 2
Форма шишек. Удлиненные. Округлые.
Отношение дерева к свету. Теневыносливое. Светолюбивое.
Где начинаются ветки на стволе. Низко. Высоко.
Применение дерева человеком. ? ?

Мини – проект (объясняю, как выполнить – создание гербариев хвойных растений с описанием).

Вопросы для закрепления (Приложение2).

Домашнее задание стр. _____________

Мини-проект (гербарии).

Домашнее задание на выбор:

1. Презентация о любом голосеменном растении.
2. Подготовить сообщение о строении голосеменных, о классе Голосеменных.
3. Составить кроссворд по теме.

Используемая литература:

  1. Биология. Многообразие живых организмов, 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, В. Б. Захаров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2011. – 203, [5]с.: ил. – (Навигатор).
  2. Биология: 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кумченко; под ред. проф. И. Н. Пономаревой. – М.: вентена-Граф, 2013. – 192 с.: ил.
  3. Борзова З. В., Дагаев А. М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ сфера, 2005. – 400 с. (игровые мет оды обучения).



Комментарии:

Питание и пищеварение

Урок с использованием ИКТ позволяет сформировать у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения. Он стимулирует творческую активность и эмоциональное отношение к знаниям, способствует развитию любознательности, самостоятельности и гибкости....

09 10 2025 1:24:16

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

08 10 2025 10:29:19

Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"


    Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"

      Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....

07 10 2025 11:13:57

Неповторимая планета


    Неповторимая планета

      Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....

06 10 2025 6:12:13

Рабочая программа по курсу "Основы здоровья". 5-й класс


    Рабочая программа по курсу "Основы здоровья". 5-й класс

      Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....

05 10 2025 1:11:15

Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы


    Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы

      Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....

04 10 2025 4:22:21

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

03 10 2025 18:38:44

Использование модульных технологий на уроках биологии


    Использование модульных технологий на уроках биологии

      Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....

02 10 2025 5:53:51

Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"

      Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....

01 10 2025 15:45:16

Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс


    Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс

      Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....

30 09 2025 19:20:57

Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"


    Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"

      Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....

29 09 2025 16:32:19

Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе


    Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе

      Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся. ...

28 09 2025 13:44:38

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"

      Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний. ...

27 09 2025 23:29:41

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

26 09 2025 7:47:58

В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов


    В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов

      Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....

25 09 2025 0:27:43

Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"


    Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"

      Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...

24 09 2025 8:38:51

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии в малокомплектной школе


    Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии в малокомплектной школе

      Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....

23 09 2025 14:23:41

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

22 09 2025 19:48:27

Обобщающий урок биологии в 8-м классе по теме: "Курение или здоровье – выбирайте сами"


    Обобщающий урок биологии в 8-м классе по теме: "Курение или здоровье – выбирайте сами"

      Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер. ...

21 09 2025 0:33:52

КСО на уроках биологии


    КСО на уроках биологии

      В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....

20 09 2025 21:49:28

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

19 09 2025 6:29:36

К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры


    К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры

      Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии. ...

18 09 2025 6:20:37

Урок-рассуждение "Гомосапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?", 11-й класс


    Урок-рассуждение "Гомосапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?", 11-й класс

      Представлен конспект урока-рассуждения "Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме "Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и пpaктической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....

17 09 2025 23:48:25

Урок биологии по теме "Генетическое лото"

Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи»....

16 09 2025 6:12:45

Урок-исследование на тему "Основная функция листа"


    Урок-исследование на тему "Основная функция листа"

      Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей....

15 09 2025 19:50:14

Игра-викторина "Что? Где? Когда?" "По страницам Красной книги Алтайского края"

Игра "Что? Где? Когда?" «По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....

14 09 2025 17:32:48

"Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)


    "Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)

      Особое место среди активных форм обучения, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения, занимают игры. Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета - интерес. Во-вторых, они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, то есть показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями. ...

13 09 2025 4:51:11

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

12 09 2025 19:16:34

Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"


    Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"

      Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....

11 09 2025 8:11:11

Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens


    Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens

      Урок знакомит с современным человеком с эволюционной позиции. Изучаются основные этапы эволюции человека. Формируется представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека....

10 09 2025 21:17:47

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций


    Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

      Это заключительный урок главы "Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания. ...

09 09 2025 4:28:48

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

08 09 2025 16:51:15

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Регуляция трaнcкрипции и трaнcляции. Генная и клеточная инженерия"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Регуляция трaнcкрипции и трaнcляции. Генная и клеточная инженерия"

      Урок биологии в 11-м классе (2 часа) является заключительным в теме "Наследственная информация и реализация ее в клетке". Урок интересен проблемным построением, разнообразием методов для формирования положительной мотивации учащихся при изучении биологии. ...

07 09 2025 0:20:24

Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"


    Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"

      Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....

06 09 2025 16:49:39

Формирование валеологической компетентности учащихся в курсе "Общая биология" как условие их успешной самореализации

В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание пpaктического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса "Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....

05 09 2025 17:40:50

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

04 09 2025 4:45:16

Апитерапия в профилактике вирусных и простудных заболеваний


    Апитерапия в профилактике вирусных и простудных заболеваний

      В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....

03 09 2025 7:46:54

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом


    Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

      У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....

02 09 2025 9:20:50

Корневое питание растений

Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....

01 09 2025 23:51:28

Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)


    Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)

      Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету. ...

31 08 2025 4:43:31

Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"


    Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"

      Игра начинается с проверки домашнего задания каждой комaнды. В первом туре комaндам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме «Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две комaнды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы. ...

30 08 2025 21:35:11

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)


    Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

      Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

29 08 2025 1:22:17

Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"


    Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"

      Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....

28 08 2025 6:43:26

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

27 08 2025 22:52:46

Биологическая игра "Мир растений"


    Биологическая игра "Мир растений"

      Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры. ...

26 08 2025 21:16:20

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

25 08 2025 5:23:20

Тайны зарождения жизни человека


    Тайны зарождения жизни человека

      Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....

24 08 2025 4:10:30

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"


    Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

      Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

23 08 2025 21:34:56

Урок по теме "Лишайники"


    Урок по теме "Лишайники"

      Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....

22 08 2025 17:16:18

Вегетативное размножение. 6-й класс


    Вегетативное размножение. 6-й класс

      На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....

21 08 2025 21:28:11

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::