Красный цвет в природе

Цель: изучить вещества ,образующие красный цвет в природе и оценить их влияние на живые организмы.
Задачи:
- Изучить пластиды растительных клеток
- Изучить влияние ликопенов на живые организмы.
Изученность вопроса:
Нами подробно изучены цветы, плоды, фрукты, листья и т.д., имеющие красную окраску.
Мы пришли к выводу, что помидоры красные ,так как в нем содержится природный краситель каротин. Впервые его выделил из осенних листьев Берцелиус в 1837 году. Чистые кристаллы каротина – фиолетовые. Но в помидоре есть еще и изомер каротина ликопен. Его кристаллы – оранжево-желтые. Комбинация этих двух веществ в кожуре дает разнообразную гамму оттенков. А в шиповнике вместе каротиноидами содержится и химически подобный ликопин , который под воздействием меди и железа вызывает некрасивую коричневую окраску плодов. Пигменты, содержащиеся в растениях, представляют собой очень разнородные химические вещества. Кроме своей явной функции, т.е. придания фруктам и овощам разнообразной и привлекательной окраски, некоторые из них играют и важную биохимическую роль. Так , зеленый растительный пигмент хлорофилл обуславливает своим присутствием уже ранее упомянутый фотосинтез. Во время тепловой обработки овощного сырья хлорофилл подвергается очень быстрым химическим изменениям и продукт приобретает оливковую окраску. Реакция ускоряется при повышении температуры и кислотности среды и происходит, например, при стерилизации и хранении огурцов, зеленого горошка, фасоли и т.п.Окраска красных и сине-фиолетовых плодов, таких ягод, как малина, черника, смородина, брусника, чернослив и других плодов, вызывается антоцианами. Окраска антоциана зависит от кислотности среды. Желтую или оранжевую окраску придают растениям каротиноиды. Некоторые из них, например, B-каротин и другие превращаются в человеческом организме в провитамин А. Богаты содержанием B-каротина морковь, шпинат, абрикосы, светлая черешня, помидоры и другие растения. В некоторых овощных растениях желтые каротиноиды прикрыты хлорофиллом. При технологических вмешательствах каротиноиды бывают сравнительно устойчивы, несколько чувствительны бывают по отношению к окислению.
Гипотеза:
- В организм животных каротиноиды поступают с растительной пищей, определяя их окраску; защищают организмы от воздействия ультрафиолетового излучения.
- Каротиноиды выполняют антиоксидантную и иммуностимулирующую функции.
Актуальность: В организме человека ликопен содержится в печени, простате, надпочечниках, яичках. Более 80% сконцентрировано в надпочечниках и яичках, что указывает связь ликопена с их биологическими функциями. Некоторые исследования показали, что употрeбление в пищу продуктов из помидоров уменьшает риск возникновения некоторых типов paковых заболеваний, в особенности paка простаты.
Результаты работы: Согласно исследованиям 1998 года, употрeбление американцами ликопена составляет в среднем от 3,1 до 3,7 мг в день. В других странах дневное потрeбление его ещё ниже: в среднем это 1,3 мг в Германии, 1,1 мг в Великобритании и 0,7 мг в Финляндии. Мужчины обычно употрeбляют больше ликопена ,чем женщины; с возрастом потрeбляемое его количество уменьшается. Самое большое кол-во ликопена была зафиксировано у американских подростков 12-19 лет. Благодаря употрeблению кетчупов ,пасты и т.д. Но это не лучший источник ликопенов. Так же мы пришли к выводу, что для того чтобы избежать многих болезней нужно употрeбллять продукты,содержащие ликопен в больших количествах .К сожалению ,люди не могут ежедневно употрeбллять помидоры в нужных количествах. Но существует выход. Сейчас,в аптеках довольно много лекарств , с большим содержанием ликопенов. Некоторые из них продаются строго по рецепту врача ,а другие находятся в свободной продаже.
Методы:
- Изучение научной литературы;
- Сравнение и анализ;
- Описательный;
- Фотографирование.
Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка “Красный цвет в природе”. У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект.
Пластиды – бесцветные или окрашенные тельца растительных клеток. Пластиды хаpaктерны только для растений. В зависимости от окраски, связанной с наличием или отсутствием тех или иных пигментов, различают три основных типа пластид:
– хлоропласты (зеленого цвета),
– хромопласты (желтого, оранжевого или красного цвета) и
– лейкопласты (бесцветные).
Обычно в клетке встречаются пластиды только одного типа. Однако установлено, что одни типы пластид могут переходить в другие. Хлоропласты встречаются во всех зеленых органах растений, лейкопласты весьма обычны в клетках органов, скрытых от солнечного света, – корнях, корневищах, клубнях, а также в ситовидных элементах некоторых покрытосеменных. Хромопласты содержатся в клетках лепестков многих растений, зрелых окрашенных плодах (томаты, шиповник, рябина). В мембранах тилакоидов сосредоточен главнейший пигмент зеленых растений – хлорофилл и вспомогательные пигменты – каротиноиды. В лейкопластах пигменты отсутствуют, но здесь может осуществляться синтез и накопление запасных питательных веществ, в первую очередь крахмала, иногда белков, редко жиров.
Красноватая или оранжевая окраска хромопластов связана с присутствием в них каротиноидов. Считается, что хромопласты – конечный этап в развитии пластид, иначе говоря, это стареющие хлоропласты и лейкопласты. Наличие хромопластов отчасти определяет яркую окраску многих цветков, плодов и осенних листьев.
Синтез каротиноидов осуществляют только водоросли, фитопланктон, растения и
некоторые разновидности грибов и бактерий.
Каротиноиды определяют формирование окраски живых организмов в природе, так,
например, своими ярко-желтым и красным цветами фрукты, овощи и листья растений
обязаны каротиноидам.
Хотя некоторые животные способны превращать каротиноиды в другие формы, они все
же должны получать их из своего питательного рациона. Например, розовый фламинго
фильтрует Спирулину и другие водоросли и превращает их желтые пигменты – бета-каротин и зеаксантин в розовато-красные каротиноиды
– астаксантин и
кантаксантин, которые затем, накапливаясь в оперении, придают ему столь
восхитительный цвет. Многие виды птиц, рыб, paкообразных и насекомых окрашены
каротиноидами, полученными вместе с пищей.
Люди тоже используют себе на пользу широкие возможности каротиноидов. Так
бета-каротин превращается в витамин А, лютеин и зеаксантин пpeдoxpaняет от
повреждения ультрофиолетом область желтого пятна сетчатки глаза.
Каротиноиды являются природными веществами, биосинтез которых осуществляется растениями и некоторыми микроорганизмами. Человек и животные не способны их синтезировать и должны регулярно получать их с пищей, так как каротиноиды выполняют в организме целый ряд жизненно-важных функций. Исходя из этого, биодоступность каротиноидов исследовали на вит. А-дефицитных животных. В настоящее время известно, что каротиноиды обладают и другими ценными специфическими свойствами, не связанными с А-витаминной активностью. В живых организмах они действуют как фотопротекторы и антиоксиданты.
Помимо бета-каротина, в плазме крови людей обнаружены другие каротиноиды: альфа-каротин, ликопин, зеаксантин, криптоксантин, лютеин.
Уровень бета-каротина в плазме крови значительно ниже у курящих, алкоголиков, oнкoлoгических и кардиологических больных.
Помидоры (томаты) имеют красную окраску. В состав помидора входят сахара – в основном фруктоза и глюкоза, минеральные соли, такие как йод, калий, фосфор, бор, магний, натрий, марганец, кальций, железо, медь, цинк. Помидоры богаты целым набором витаминов, а именно витамины A, B, B2, B6, C, E, K, PP и бета-каротин. Помидоры (томаты) содержат органические кислоты (лимонная, яблочная, винная и в небольшом количестве щавелевая). Также в состав помидора (томата) входит мощный антиоксидант – ликопен. Ликопен способен защитить мужчин от paка простаты, и женщин от paка шейки матки, прекратить деление опухолевых клеток и мутации ДНК. В переработанных томатах, ликопена даже больше, чем в сырых. Помидоры помогают сохранить зрение и предотвращают изменения в сетчатке глаз. Помидоры защищают организм от вредного воздействия солнечной радиации. Содержащийся в помидорах ликопен, улучшает работу мозга.
Лекарственные препараты, содержащие каротиноиды.
1. Ликопен, не лекарство, а БАД.
Ликопен (Lyc-0-Mate)™ – запатентованная форма ликопена, полученная из генетически немодифицированных томатов, содержит такие важные компоненты как токофенолы, фитостероиды и каротиноиды.
Главные источники ликопена – помидоры и продукты из помидоров; они обеспечивают 85% количества поступающего с пищей ликопена. Другими источниками являются арбуз, гуава, папайя, абрикосы, розовый грейпфрут, красные апельсины.
Ликопен – один из наиболее мощных каротиноидов-антиоксидантов. На плазменные уровни ликопена влияют питание, возраст, пол, гормональный статус, конституция, уровни липидов крови, курение, алкоголь и понижающие уровень холестерина лекарства.
В организме человека ликопен содержится в печени, простате, надпочечниках, яичках; более 80% сконцентрировано в двух последних, что предполагает связь ликопена с их биологическими функциями.
2.Лесмин поливитаминно-фитоцидный комплекс
Главными действующими веществами БАД “Лесмин” являются производные хлорофилла, витамин Е, каротиноиды, фитостерины.
Хлорофилл – пигмент растений, с помощью которого осуществляется процесс фотосинтеза. Содержится в зеленых листовых овощах: петрушке, сельдерее, салате, шпинате, луке-перо, а также в морских водорослях. По своей химической структуре хлорофилл близок к гемоглобину крови. Действие на организм человека многогранно: усиливает кроветворение; стимулирует восстановление тканей; препятствует токсическому действию мутагенов и канцерогенов – вредных агентов, повреждающих гены; стимулирует иммунитет; уничтожает болезнетворные вирусы, бактерии и грибки; обладает противовоспалительным действием, антиоксидантными свойствами — способностью нейтрализовать постоянно образующиеся в нашем организме разрушительные свободные радикалы.
Каротиноиды – растительные пигменты. Каротиноиды содержатся в ярко окрашенных оранжевых и желто-зеленых овощах и фруктах, преобладает в них бета-каротин. Кроме того, что они превращаются в витамин А, каротиноиды выполняют антиоксидантную и иммуностимулирующую функции. Каротиноиды выполняют и ряд других важнейших функций: предотвращают нестабильность хромосом; тормозят избыточное деление клеток; подавляют работу онкогенов – генов нашего организма, которые запускают процесс paкового перерождения клеток; регулируют генетические программы уничтожения опухолевых клеток; активируют ферменты, разрушающие вредные вещества; тормозят воспалительные реакции; поддерживают функцию зрения.
Источниками каротиноидов являются морковь, рябина садовая, зелень петрушки и шпината, зеленый лук, красный перец, абрикосы, салат, тыква, помидоры, персики, дыня.
Для чего нужен астаксантин?
Астаксантин – это король семейства каротиноидов. Если сравнить его с
бета-каротином(в моркови) то можно увидеть, что он имеет два дополнительных
атома кислорода на каждом из колец, что придает ему глубокий красный цвет и
делает его элитой ксантофиллов. Эти дополнительные функциональные группы
увеличивают антиоксидантные свойства астаксантина, и придают ему уникальные
свойства, не присущие никаким другим каротиноидам. Астаксантин также обладает
способностью стабилизировать клетки, играя роль заклепки между мембранами.
Впервые астаксантин был выделен из омаров в 1938 году. С тех пор он был найден в
тканях различных птиц, креветок, крабов, рыб, растений, и, наверное у всех
лососей (нерки, Атлантического, розового лососей, кеты, лосося Чинук и форели).
Так что астаксантин присутствовал в нашей диете на протяжении многих тысяч лет.
Недавно Министерством по контролю над Пищей и Лекарствами США было проведено
измерение концентрации астаксантина в мясе разных лососевых рыб. Это
исследование показало, что в среднем в них содержится от 5 до 40 миллионных
частей астаксантина.
|
Вид Кижуч |
Содержание астаксантина 30–58 мг/кг |
Среднее значение 40,4 мг/кг |
Интересно, но животные научились использовать антиоксидантные свойства астаксантина.
Все знают, что лососи преодолевают тысячи миль для того, чтобы
отложить икру там, где родились они сами.
Лососи накапливают астаксантин, получаемый ими вместе с пищей, Природа выбрала
астаксантин в качестве защитника жирных кислот от окислительного стресса,
наблюдающегося во время травмирующей миграции.
Самка лосося откладывает икринки, обогащенные астаксантином (чтобы обезопасить
развивающегося малька от воздействия ультрафиолетового излучения.
Микроводоросль Haematococcus (ге-ма-то-кок-кус) – это богатейший источник
астаксантина. На Гаваях ее можно встретить в небольших водоемах со свежей водой.
В хороших условиях водоросль имеет зеленую окраску и постоянно двигается в
поисках скоплений питательных веществ.
Когда питательные вещества подходят к концу, клетки начинают переходить в
покоящуюся фазу, и производить огромные количества астаксантина для защиты от
ультрафиолетового света и окисления.
Еще одним источником астаксантина являются дрожжи, Phaffia, их можно иногда
видеть растущими на коре некоторых деревьев. Еще одним возможным источником
является крилевое масло, однако оно обладает неприятным рыбным запахом,
содержить всего около 1200 миллионных долей астаксантина и является довольно
редким.
Важное значение при выборе того или иного растения имеет его цвет. Почему? Многие вещества, которые участвуют в переносе энергии в биологических системах, имеют определенный цвет. К примеру, травы, окрашенные в зеленый цвет, содержат пигмент хлорофилл. Это вещество обладает высокой биологической активностью. По своей химической структуре он близок к гемоглобину крови. Установлено, что введение препаратов хлорофилла в организм способствует увеличению количества гемоглобина и стимулирует образование форменных элементов крови. Уже через 15 мин после введения этого растительного пигмента содержание гемоглобина в крови увеличивается, активизируя защитные функции организма. Растения зеленого цвета обладают противомикробной и противовирусной активностью. При этом их биологическая активность сохраняется и после нагревания до температуры 100 °C.
Алая, красная, малиновая, фиолетовая и синяя окраски кожицы и мякоти растений обусловлены пигментами, обладающими противомикробными и противогрибковыми свойствами. Они выводят из организма химические вещества и радионуклиды.
Желтая окраска плодов и цветов растений – это признак наличия в их тканях флавоноидов. Они обладают противомикробным действием, которое усиливается под влиянием аскорбиновой кислоты. Желтые пигменты играют важную роль в обменных процессах в организме человека.
За покраснение листьев осенью отвечают пигменты под названием антоцианы. Одна из теорий предполагает, что красный цвет отпугивает паразитов так же, как яркая окраска ядовитых насекомых предупреждает других животных об опасности.
Окультуренные растения несут значительно меньше листьев, краснеющих осенью, по сравнению с дикими. Чаще всего люди проводят селекцию деревьев, ориентируясь на размер и вкусовые качества плодов. Дички, в свою очередь, больше \"озабочены\" защитой от паразитов. Исследователь предположил, что красный цвет листьев коррелирует со способностью растений противостоять вредителям.
Для проверки своей гипотезы ученый поместил на листья диких и окультуренных яблонь, растущих в Средней Азии, одинаковое количество тли. При этом на \"дикарях\" осенью покраснело приблизительно 62 процента листьев, а на \"прирученных\" деревьях – только 3. К весне на диких яблонях выжило 29 процентов насекомых, в то время как на окультуренных эта цифра составила 60 процентов. Автор исследования предположил, что в красных листьях содержатся вещества, ядовитые для тли.
Сторонники другой точки зрения считают, что антоцианы защищают листья от воздействия солнечных лучей.
Приложение 4
Выводы:
- Каротиноиды определяют красный, желтый, оранжевый цвет у растений.
- В организм животных каротиноиды поступают с растительной пищей, определяя их окраску (оперение у розового фламинго, многие виды птиц, рыб, paкообразных и насекомых окрашены каротиноидами, полученными вместе с пищей).
- Лососи накапливают каротиноид- астаксантин, который защищает жирные
кислоты от окислительного стресса, наблюдающегося во время травмирующей
миграции, а развивающихся мальков от воздействия ультрафиолетового излучения.
Введение препаратов хлорофилла в организм способствует увеличению количества гемоглобина и стимулирует образование форменных элементов крови. - Ликопен – один из наиболее мощных каротиноидов-антиоксидантов Ликопен способен защитить мужчин от paка простаты, и женщин от paка шейки матки, прекратить деление опухолевых клеток и мутации ДНК.
- Каротиноиды препарата лесмин выполняют антиоксидантную и иммуностимулирующую функции, а также предотвращают нестабильность хромосом; тормозят избыточное деление клеток; подавляют работу онкогенов – генов нашего организма, которые запускают процесс paкового перерождения клеток; регулируют генетические программы уничтожения опухолевых клеток; активируют ферменты, разрушающие вредные вещества; тормозят воспалительные реакции; поддерживают функцию зрения.
Литература
- Власова З.А. “Справочник по биологии”.
- Гусев М.В Минеева Л.А. “Микробиология”, Москва “Академия”, 2008.
- Коничев А.С. Севастьянова “Молекулярная биология”; Москва. Издательский дом “Академия”, 2008.
- Материал сети Интернет.
- http://www.piluli.ru/product/Prostata-Likopen
- http://mysci.ru/tag/karotinoid-likopen
- http://www.karotinoli-m.com/glossary/word/12/1/
- http://www.medbiol.ru/medbiol/botanica/001458ef.htm
Комментарии:
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
04 12 2025 16:52:37
Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....
03 12 2025 4:25:40
В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....
02 12 2025 18:39:52
В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, хаpaктер выполняемой работы, планируемый результат....
01 12 2025 17:23:26
Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....
30 11 2025 3:25:25
Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....
29 11 2025 18:30:49
Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....
28 11 2025 19:35:22
В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....
27 11 2025 13:44:21
Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые ФГОСы способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов по анатомии и физиологии. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста....
26 11 2025 7:50:41
Урок-путешествие помогает развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла, расширяет кругозор, углубляет знания. Учащиеся заполняют судовой журнал, учатся анализировать данные измерений. В занимательной форме показана связь двух наук о Земле: географии и биологии....
25 11 2025 22:19:46
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
24 11 2025 12:27:38
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
23 11 2025 7:20:23
Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....
22 11 2025 21:51:10
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
21 11 2025 16:13:56
Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....
20 11 2025 16:25:14
Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....
19 11 2025 19:47:44
Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....
18 11 2025 8:56:32
Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....
17 11 2025 23:31:57
В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....
16 11 2025 5:41:34
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
15 11 2025 10:11:56
Различают следующие зоны корня): зона роста с корневым чехликом, зона растяжения и начала дифференцировки клеток, зона всасывания, проводящая зона....
14 11 2025 9:44:39
Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....
13 11 2025 18:47:32
Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
12 11 2025 6:45:32
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
11 11 2025 11:55:53
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
10 11 2025 21:21:32
Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....
09 11 2025 17:41:41
Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство.
Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, пpaктическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности.
...
08 11 2025 16:13:24
На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования.
...
07 11 2025 4:30:59
Данная работа предлагает проведение нестандартного урока по теме "Вода" (учебник для 5-го кл. "Природа. Неживая и живая": В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Основа урока – групповая игра. В ходе урока дети узнают много нового материала, преподнесенного в занимательной форме, учатся бережному отношению к воде. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти....
06 11 2025 0:50:34
Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
05 11 2025 16:50:32
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
04 11 2025 14:25:20
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
03 11 2025 18:51:53
Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....
02 11 2025 20:32:46
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....
01 11 2025 5:32:45
В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....
31 10 2025 2:22:38
Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....
30 10 2025 2:56:42
Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. Презентация прилагается для удобства изучения материала коллегами. Автор работает в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
...
29 10 2025 0:36:57
На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....
28 10 2025 1:15:45
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
27 10 2025 7:58:35
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....
26 10 2025 20:13:27
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края.
...
25 10 2025 23:50:56
На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....
24 10 2025 9:57:47
Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....
23 10 2025 15:44:27
Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....
22 10 2025 5:26:18
Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....
21 10 2025 2:56:57
Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней.
...
20 10 2025 20:32:31
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....
19 10 2025 20:11:42
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
18 10 2025 4:38:47
Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...
17 10 2025 16:27:30
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
16 10 2025 9:58:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




