Красный цвет в природе > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Красный цвет в природе


    Красный цвет в природе

Цель: изучить вещества ,образующие красный цвет в природе и оценить их влияние на живые организмы.

Задачи:

  1. Изучить пластиды растительных клеток
  2. Изучить влияние ликопенов на живые организмы.

Изученность вопроса:

Нами подробно изучены цветы, плоды, фрукты, листья и т.д., имеющие красную окраску.

Мы пришли к выводу, что помидоры красные ,так как в нем содержится природный краситель каротин. Впервые его выделил из осенних листьев Берцелиус в 1837 году. Чистые кристаллы каротина – фиолетовые. Но в помидоре есть еще и изомер каротина ликопен. Его кристаллы – оранжево-желтые. Комбинация этих двух веществ в кожуре дает разнообразную гамму оттенков. А в шиповнике вместе каротиноидами содержится и химически подобный ликопин , который под воздействием меди и железа вызывает некрасивую коричневую окраску плодов. Пигменты, содержащиеся в растениях, представляют собой очень разнородные химические вещества. Кроме своей явной функции, т.е. придания фруктам и овощам разнообразной и привлекательной окраски, некоторые из них играют и важную биохимическую роль. Так , зеленый растительный пигмент хлорофилл обуславливает своим присутствием уже ранее упомянутый фотосинтез. Во время тепловой обработки овощного сырья хлорофилл подвергается очень быстрым химическим изменениям и продукт приобретает оливковую окраску. Реакция ускоряется при повышении температуры и кислотности среды и происходит, например, при стерилизации и хранении огурцов, зеленого горошка, фасоли и т.п.Окраска красных и сине-фиолетовых плодов, таких ягод, как малина, черника, смородина, брусника, чернослив и других плодов, вызывается антоцианами. Окраска антоциана зависит от кислотности среды. Желтую или оранжевую окраску придают растениям каротиноиды. Некоторые из них, например, B-каротин и другие превращаются в человеческом организме в провитамин А. Богаты содержанием B-каротина морковь, шпинат, абрикосы, светлая черешня, помидоры и другие растения. В некоторых овощных растениях желтые каротиноиды прикрыты хлорофиллом. При технологических вмешательствах каротиноиды бывают сравнительно устойчивы, несколько чувствительны бывают по отношению к окислению.

Гипотеза:

  1. В организм животных каротиноиды поступают с растительной пищей, определяя их окраску; защищают организмы от воздействия ультрафиолетового излучения.
  2. Каротиноиды выполняют антиоксидантную и иммуностимулирующую функции.

Актуальность: В организме человека ликопен содержится в печени, простате, надпочечниках, яичках. Более 80% сконцентрировано в надпочечниках и яичках, что указывает связь ликопена с их биологическими функциями. Некоторые исследования показали, что употрeбление в пищу продуктов из помидоров уменьшает риск возникновения некоторых типов paковых заболеваний, в особенности paка простаты.

Результаты работы: Согласно исследованиям 1998 года, употрeбление американцами ликопена составляет в среднем от 3,1 до 3,7 мг в день. В других странах дневное потрeбление его ещё ниже: в среднем это 1,3 мг в Германии, 1,1 мг в Великобритании и 0,7 мг в Финляндии. Мужчины обычно употрeбляют больше ликопена ,чем женщины; с возрастом потрeбляемое его количество уменьшается. Самое большое кол-во ликопена была зафиксировано у американских подростков 12-19 лет. Благодаря употрeблению кетчупов ,пасты и т.д. Но это не лучший источник ликопенов. Так же мы пришли к выводу, что для того чтобы избежать многих болезней нужно употрeбллять продукты,содержащие ликопен в больших количествах .К сожалению ,люди не могут ежедневно употрeбллять помидоры в нужных количествах. Но существует выход. Сейчас,в аптеках довольно много лекарств , с большим содержанием ликопенов. Некоторые из них продаются строго по рецепту врача ,а другие находятся в свободной продаже.

Методы:

  1. Изучение научной литературы;
  2. Сравнение и анализ;
  3. Описательный;
  4. Фотографирование.

Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка “Красный цвет в природе”. У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект.

Пластиды – бесцветные или окрашенные тельца растительных клеток. Пластиды хаpaктерны только для растений. В зависимости от окраски, связанной с наличием или отсутствием тех или иных пигментов, различают три основных типа пластид:

хлоропласты (зеленого цвета),

хромопласты (желтого, оранжевого или красного цвета) и

лейкопласты (бесцветные).

Обычно в клетке встречаются пластиды только одного типа. Однако установлено, что одни типы пластид могут переходить в другие. Хлоропласты встречаются во всех зеленых органах растений, лейкопласты весьма обычны в клетках органов, скрытых от солнечного света, – корнях, корневищах, клубнях, а также в ситовидных элементах некоторых покрытосеменных. Хромопласты содержатся в клетках лепестков многих растений, зрелых окрашенных плодах (томаты, шиповник, рябина). В мембранах тилакоидов сосредоточен главнейший пигмент зеленых растений – хлорофилл и вспомогательные пигменты – каротиноиды. В лейкопластах пигменты отсутствуют, но здесь может осуществляться синтез и накопление запасных питательных веществ, в первую очередь крахмала, иногда белков, редко жиров.

Красноватая или оранжевая окраска хромопластов связана с присутствием в них каротиноидов. Считается, что хромопласты – конечный этап в развитии пластид, иначе говоря, это стареющие хлоропласты и лейкопласты. Наличие хромопластов отчасти определяет яркую окраску многих цветков, плодов и осенних листьев.

Синтез каротиноидов осуществляют только водоросли, фитопланктон, растения и некоторые разновидности грибов и бактерий.
Каротиноиды определяют формирование окраски живых организмов в природе, так, например, своими ярко-желтым и красным цветами фрукты, овощи и листья растений обязаны каротиноидам.
Хотя некоторые животные способны превращать каротиноиды в другие формы, они все же должны получать их из своего питательного рациона. Например, розовый фламинго фильтрует Спирулину и другие водоросли и превращает их желтые пигменты – бета-каротин и зеаксантин в розовато-красные каротиноиды – астаксантин и кантаксантин, которые затем, накапливаясь в оперении, придают ему столь восхитительный цвет. Многие виды птиц, рыб, paкообразных и насекомых окрашены каротиноидами, полученными вместе с пищей. Люди тоже используют себе на пользу широкие возможности каротиноидов. Так бета-каротин превращается в витамин А, лютеин и зеаксантин пpeдoxpaняет от повреждения ультрофиолетом область желтого пятна сетчатки глаза.

Каротиноиды являются природными веществами, биосинтез которых осуществляется растениями и некоторыми микроорганизмами. Человек и животные не способны их синтезировать и должны регулярно получать их с пищей, так как каротиноиды выполняют в организме целый ряд жизненно-важных функций. Исходя из этого, биодоступность каротиноидов исследовали на вит. А-дефицитных животных. В настоящее время известно, что каротиноиды обладают и другими ценными специфическими свойствами, не связанными с А-витаминной активностью. В живых организмах они действуют как фотопротекторы и антиоксиданты.

Помимо бета-каротина, в плазме крови людей обнаружены другие каротиноиды: альфа-каротин, ликопин, зеаксантин, криптоксантин, лютеин.

Уровень бета-каротина в плазме крови значительно ниже у курящих, алкоголиков, oнкoлoгических и кардиологических больных.

Помидоры (томаты) имеют красную окраску. В состав помидора входят сахара – в основном фруктоза и глюкоза, минеральные соли, такие как йод, калий, фосфор, бор, магний, натрий, марганец, кальций, железо, медь, цинк. Помидоры богаты целым набором витаминов, а именно витамины A, B, B2, B6, C, E, K, PP и бета-каротин. Помидоры (томаты) содержат органические кислоты (лимонная, яблочная, винная и в небольшом количестве щавелевая). Также в состав помидора (томата) входит мощный антиоксидант – ликопен. Ликопен способен защитить мужчин от paка простаты, и женщин от paка шейки матки, прекратить деление опухолевых клеток и мутации ДНК. В переработанных томатах, ликопена даже больше, чем в сырых. Помидоры помогают сохранить зрение и предотвращают изменения в сетчатке глаз. Помидоры защищают организм от вредного воздействия солнечной радиации. Содержащийся в помидорах ликопен, улучшает работу мозга.

Лекарственные препараты, содержащие каротиноиды.

1. Ликопен, не лекарство, а БАД.

Ликопен (Lyc-0-Mate)™ – запатентованная форма ликопена, полученная из генетически немодифицированных томатов, содержит такие важные компоненты как токофенолы, фитостероиды и каротиноиды.

Главные источники ликопена – помидоры и продукты из помидоров; они обеспечивают 85% количества поступающего с пищей ликопена. Другими источниками являются арбуз, гуава, папайя, абрикосы, розовый грейпфрут, красные апельсины.

Ликопен – один из наиболее мощных каротиноидов-антиоксидантов. На плазменные уровни ликопена влияют питание, возраст, пол, гормональный статус, конституция, уровни липидов крови, курение, алкоголь и понижающие уровень холестерина лекарства.

В организме человека ликопен содержится в печени, простате, надпочечниках, яичках; более 80% сконцентрировано в двух последних, что предполагает связь ликопена с их биологическими функциями.

2.Лесмин поливитаминно-фитоцидный комплекс

Главными действующими веществами БАД “Лесмин” являются производные хлорофилла, витамин Е, каротиноиды, фитостерины.

Хлорофилл – пигмент растений, с помощью которого осуществляется процесс фотосинтеза. Содержится в зеленых листовых овощах: петрушке, сельдерее, салате, шпинате, луке-перо, а также в морских водорослях. По своей химической структуре хлорофилл близок к гемоглобину крови. Действие на организм человека многогранно: усиливает кроветворение; стимулирует восстановление тканей; препятствует токсическому действию мутагенов и канцерогенов – вредных агентов, повреждающих гены; стимулирует иммунитет; уничтожает болезнетворные вирусы, бактерии и грибки; обладает противовоспалительным действием, антиоксидантными свойствами — способностью нейтрализовать постоянно образующиеся в нашем организме разрушительные свободные радикалы.

Каротиноиды – растительные пигменты. Каротиноиды содержатся в ярко окрашенных оранжевых и желто-зеленых овощах и фруктах, преобладает в них бета-каротин. Кроме того, что они превращаются в витамин А, каротиноиды выполняют антиоксидантную и иммуностимулирующую функции. Каротиноиды выполняют и ряд других важнейших функций: предотвращают нестабильность хромосом; тормозят избыточное деление клеток; подавляют работу онкогенов – генов нашего организма, которые запускают процесс paкового перерождения клеток; регулируют генетические программы уничтожения опухолевых клеток; активируют ферменты, разрушающие вредные вещества; тормозят воспалительные реакции; поддерживают функцию зрения.

Источниками каротиноидов являются морковь, рябина садовая, зелень петрушки и шпината, зеленый лук, красный перец, абрикосы, салат, тыква, помидоры, персики, дыня.

Для чего нужен астаксантин?
Астаксантин – это король семейства каротиноидов. Если сравнить его с бета-каротином(в моркови) то можно увидеть, что он имеет два дополнительных атома кислорода на каждом из колец, что придает ему глубокий красный цвет и делает его элитой ксантофиллов. Эти дополнительные функциональные группы увеличивают антиоксидантные свойства астаксантина, и придают ему уникальные свойства, не присущие никаким другим каротиноидам. Астаксантин также обладает способностью стабилизировать клетки, играя роль заклепки между мембранами.
Впервые астаксантин был выделен из омаров в 1938 году. С тех пор он был найден в тканях различных птиц, креветок, крабов, рыб, растений, и, наверное у всех лососей (нерки, Атлантического, розового лососей, кеты, лосося Чинук и форели). Так что астаксантин присутствовал в нашей диете на протяжении многих тысяч лет.
Недавно Министерством по контролю над Пищей и Лекарствами США было проведено измерение концентрации астаксантина в мясе разных лососевых рыб. Это исследование показало, что в среднем в них содержится от 5 до 40 миллионных частей астаксантина.

Вид

Кижуч
Нерка
Розовый лосось
Кета
Королевский лосось Чинук
Атлантический лосось

Содержание астаксантина

30–58 мг/кг
9–28 мг/кг
3–7 мг/кг
1–8 мг/кг
1–22 мг/кг
5–7 мг/кг

Среднее значение

40,4 мг/кг
13,8 мг/кг
5,4 мг/кг
5,6 мг/кг
8,9 мг/кг
5,3 мг/кг

Интересно, но животные научились использовать антиоксидантные свойства астаксантина. Все знают, что лососи преодолевают тысячи миль для того, чтобы отложить икру там, где родились они сами.
Лососи накапливают астаксантин, получаемый ими вместе с пищей, Природа выбрала астаксантин в качестве защитника жирных кислот от окислительного стресса, наблюдающегося во время травмирующей миграции.
Самка лосося откладывает икринки, обогащенные астаксантином (чтобы обезопасить развивающегося малька от воздействия ультрафиолетового излучения.

Микроводоросль Haematococcus (ге-ма-то-кок-кус) – это богатейший источник астаксантина. На Гаваях ее можно встретить в небольших водоемах со свежей водой. В хороших условиях водоросль имеет зеленую окраску и постоянно двигается в поисках скоплений питательных веществ.
Когда питательные вещества подходят к концу, клетки начинают переходить в покоящуюся фазу, и производить огромные количества астаксантина для защиты от ультрафиолетового света и окисления.
Еще одним источником астаксантина являются дрожжи, Phaffia, их можно иногда видеть растущими на коре некоторых деревьев. Еще одним возможным источником является крилевое масло, однако оно обладает неприятным рыбным запахом, содержить всего около 1200 миллионных долей астаксантина и является довольно редким.

Важное значение при выборе того или иного растения имеет его цвет. Почему? Многие вещества, которые участвуют в переносе энергии в биологических системах, имеют определенный цвет. К примеру, травы, окрашенные в зеленый цвет, содержат пигмент хлорофилл. Это вещество обладает высокой биологической активностью. По своей химической структуре он близок к гемоглобину крови. Установлено, что введение препаратов хлорофилла в организм способствует увеличению количества гемоглобина и стимулирует образование форменных элементов крови. Уже через 15 мин после введения этого растительного пигмента содержание гемоглобина в крови увеличивается, активизируя защитные функции организма. Растения зеленого цвета обладают противомикробной и противовирусной активностью. При этом их биологическая активность сохраняется и после нагревания до температуры 100 °C.

Алая, красная, малиновая, фиолетовая и синяя окраски кожицы и мякоти растений обусловлены пигментами, обладающими противомикробными и противогрибковыми свойствами. Они выводят из организма химические вещества и радионуклиды.

Желтая окраска плодов и цветов растений – это признак наличия в их тканях флавоноидов. Они обладают противомикробным действием, которое усиливается под влиянием аскорбиновой кислоты. Желтые пигменты играют важную роль в обменных процессах в организме человека.

За покраснение листьев осенью отвечают пигменты под названием антоцианы. Одна из теорий предполагает, что красный цвет отпугивает паразитов так же, как яркая окраска ядовитых насекомых предупреждает других животных об опасности.

Окультуренные растения несут значительно меньше листьев, краснеющих осенью, по сравнению с дикими. Чаще всего люди проводят селекцию деревьев, ориентируясь на размер и вкусовые качества плодов. Дички, в свою очередь, больше \"озабочены\" защитой от паразитов. Исследователь предположил, что красный цвет листьев коррелирует со способностью растений противостоять вредителям.

Для проверки своей гипотезы ученый поместил на листья диких и окультуренных яблонь, растущих в Средней Азии, одинаковое количество тли. При этом на \"дикарях\" осенью покраснело приблизительно 62 процента листьев, а на \"прирученных\" деревьях – только 3. К весне на диких яблонях выжило 29 процентов насекомых, в то время как на окультуренных эта цифра составила 60 процентов. Автор исследования предположил, что в красных листьях содержатся вещества, ядовитые для тли.

Сторонники другой точки зрения считают, что антоцианы защищают листья от воздействия солнечных лучей.

Приложение 4

Выводы:

  1. Каротиноиды определяют красный, желтый, оранжевый цвет у растений.
  2. В организм животных каротиноиды поступают с растительной пищей, определяя их окраску (оперение у розового фламинго, многие виды птиц, рыб, paкообразных и насекомых окрашены каротиноидами, полученными вместе с пищей).
  3. Лососи накапливают каротиноид- астаксантин, который защищает жирные кислоты от окислительного стресса, наблюдающегося во время травмирующей миграции, а развивающихся мальков от воздействия ультрафиолетового излучения.
    Введение препаратов хлорофилла в организм способствует увеличению количества гемоглобина и стимулирует образование форменных элементов крови.
  4. Ликопен – один из наиболее мощных каротиноидов-антиоксидантов Ликопен способен защитить мужчин от paка простаты, и женщин от paка шейки матки, прекратить деление опухолевых клеток и мутации ДНК.
  5. Каротиноиды препарата лесмин выполняют антиоксидантную и иммуностимулирующую функции, а также предотвращают нестабильность хромосом; тормозят избыточное деление клеток; подавляют работу онкогенов – генов нашего организма, которые запускают процесс paкового перерождения клеток; регулируют генетические программы уничтожения опухолевых клеток; активируют ферменты, разрушающие вредные вещества; тормозят воспалительные реакции; поддерживают функцию зрения.

Литература

  1. Власова З.А. “Справочник по биологии”.
  2. Гусев М.В Минеева Л.А. “Микробиология”, Москва “Академия”, 2008.
  3. Коничев А.С. Севастьянова “Молекулярная биология”; Москва. Издательский дом “Академия”, 2008.
  4. Материал сети Интернет.
  5. http://www.piluli.ru/product/Prostata-Likopen
  6. http://mysci.ru/tag/karotinoid-likopen
  7. http://www.karotinoli-m.com/glossary/word/12/1/
  8. http://www.medbiol.ru/medbiol/botanica/001458ef.htm



Комментарии:

Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада


    Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада

      Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....

01 04 2025 8:52:51

Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....

31 03 2025 15:56:46

Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"


    Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"

      Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения. ...

30 03 2025 7:10:26

Электромагнитное излучение и человек


    Электромагнитное излучение и человек

      Актуальность темы: в последнее время возросло число пользователей персональными компьютерами и сотовой связью, и приходится все чаще слышать разговоры о вреде этих предметов. Возрос интерес к данной теме и в средствах массовой информации. Насколько серьезными могут быть последствия воздействия электромагнитного излучения на человека? Нужно ли опасаться за свое здоровье? Насколько это научно обоснованно или это домыслы? Это и предлагается обсудить учащимся на уроке....

29 03 2025 8:27:55

Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"


    Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"

      Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....

28 03 2025 14:40:19

Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии


    Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии

      В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....

27 03 2025 19:35:11

Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии


    Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии

      Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....

26 03 2025 21:41:57

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

25 03 2025 18:44:43

Органы чувств рыб. Строение органов зрения, слуха, боковой линии

Органы чувств рыб. Строение органов зрения, слуха, боковой линии К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....

24 03 2025 5:33:48

Урок-панорама "Наследственные заболевания"


    Урок-панорама "Наследственные заболевания"

      Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике. ...

23 03 2025 21:58:57

Мониторинг формирования интереса к изучению биологии как средство достижения высоких результатов в конкурсах и ГИА


    Мониторинг формирования интереса к изучению биологии как средство достижения высоких результатов в конкурсах и ГИА

      Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....

22 03 2025 19:29:28

"Поговорим о паукообразных". 7-й класс


    "Поговорим о паукообразных". 7-й класс

      Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....

21 03 2025 6:41:59

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

20 03 2025 18:26:24

Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)


    Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)

      В курсе "Общей биологии" есть интересная тема: "Происхождение человека". Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного....

19 03 2025 4:30:36

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

18 03 2025 18:24:59

Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме «Соцветия». Урок сопровождается презентацией....

17 03 2025 16:50:22

Корень растений: морфология, функции и корневые системы

Корень растений: морфология, функции и корневые системы Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....

16 03 2025 6:31:10

Животные как источник возможной опасности. Меры защиты

Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....

15 03 2025 10:33:34

Обобщающий урок по биологии "Органы покрытосеменных растений"

Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по строению цветковых растений....

14 03 2025 6:42:46

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

13 03 2025 9:35:44

Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"


    Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"

      Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...

12 03 2025 10:56:40

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....

11 03 2025 4:43:43

Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"


    Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"

      Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....

10 03 2025 22:18:27

Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"


    Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"

      На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....

09 03 2025 19:36:34

Урок-путешествие "Побег". 6-й класс


    Урок-путешествие "Побег". 6-й класс

      Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....

08 03 2025 20:24:12

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

07 03 2025 21:52:46

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....

06 03 2025 18:25:35

Генетика и здоровье человека. 10-й класс


    Генетика и здоровье человека. 10-й класс

      В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....

05 03 2025 6:34:54

Урок ИКТ по теме "Скелет человека"


    Урок ИКТ по теме "Скелет человека"

      Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....

04 03 2025 19:48:19

Птицы в фольклоре, мифах легендах


    Птицы в фольклоре, мифах легендах

      Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....

03 03 2025 7:16:19

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"


    Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

      Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

02 03 2025 4:51:32

Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"


    Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"

      Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....

01 03 2025 19:20:59

Муравьи: строение и организация жизни муравейника

Муравьи: строение и организация жизни муравейника Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....

28 02 2025 11:24:47

Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс

      Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....

27 02 2025 0:10:32

Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"


    Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"

      По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....

26 02 2025 8:18:43

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

25 02 2025 0:34:31

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

24 02 2025 6:56:32

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

23 02 2025 0:41:53

Урок по теме "Экология как наука. Экологические факторы"


    Урок по теме "Экология как наука. Экологические факторы"

      Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации. Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....

22 02 2025 1:28:25

Школьное лесничество как средство повышения мотивации в обучении биологии и экологии


    Школьное лесничество как средство повышения мотивации в обучении биологии и экологии

      Проект призван решить ряд проблем в обучении биологии, выявленных в результате swot и step анализа внешних и внутренних условий. Хаpaктерным в проекте является комплексный подход в решении задач эстетического, экологического и познавательного хаpaктера. Реализация задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Механизм реализации проекта представлен в модулях с указанием ответственных лиц за исполнение модуля. Проект содержит план работы, основные виды деятельности, взаимодействие с лесхозом и питомником, результаты работы школьного лесничества....

21 02 2025 8:32:17

Результаты эволюции

Результаты эволюции Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....

20 02 2025 11:22:43

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

19 02 2025 5:59:12

Стадия бластулы и гаструлы.

Стадия бластулы и гаструлы. Наиболее важным при этом является дифференцировка клеток наружного и внутреннего слоев...

18 02 2025 14:28:33

Методические материалы по подготовке летнего экологического пpaктикума


    Методические материалы по подготовке летнего экологического пpaктикума

      В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....

17 02 2025 12:21:30

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

16 02 2025 9:12:27

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии


    Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

      Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика. ...

15 02 2025 3:26:17

Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"


    Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"

      Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....

14 02 2025 20:14:19

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"


    Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

      Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

13 02 2025 8:19:49

Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"


    Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"

      В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....

12 02 2025 17:28:27

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс


    Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс

      Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых. ...

11 02 2025 7:46:37

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::