Строение и функции мочевыделительной системы
№ ученого элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала | |||||||||||||||||||||
УЭ - 0 | Интегрирующая цель:
сформировать у обучающихся знания
анатомо-физиологических особенностей и функций
мочевыделительной системы. 1. Запишите в тетрадь дату и тему урока. |
Внимательно прочитайте цель урока. Делают записи в тетрадь. |
|||||||||||||||||||||
УЭ - 1 | Цель: рассмотреть эволюцию
выделительной системы от плоских червей до
млекопитающих из раздела “Животные”. 1. Прочитайте статью “Выделительная система” и перечислите органы выделительной системы 1-й вариант - у плоских червей - стр.117, у круглых червей - стр. 123. 2-й вариант - у кольчатых червей - стр. 128, у моллюсков - стр. 135. 3-й вариант - у paкообразных - стр. 147, у паукообразных - стр. 153. 4-й вариант - у насекомых - стр. - 163, у рыб - стр. - 179. 5-й вариант - у земноводных - стр. 190, у пресмыкающихся - стр. 200. 6-й вариант - у птиц - стр. 210, у млекопитающих - стр. 228. 2. Обсуждение результатов работы. |
См. учебник В.Б.Захарова, 7 класс “Многообразие живых организмов”. Работайте индивидуально.
Работайте вместе с классом. |
|||||||||||||||||||||
УЭ - 2 | Цель: познакомиться с
мочевыделительной системой человека. 1. Прочитайте текст на стр. 170. 2. Изучите рисунок на стр. 170. 3. Заполните схему Мочевыделительная система / \ / \ мочеобразующие органы мочевыводящие органы | | ? ? | ? | ? 4. Обсудите результаты работы. |
См. учебник Н.И. Сонина, 8 класс. Работайте самостоятельно и письменно в тетради. Если возникнут затруднения - обратитесь к учителю. Результаты работы оценить взаимоконтролем.
Работайте вместе с классом. |
|||||||||||||||||||||
УЭ - 3 | Цель: изучить строение органов
мочевыделительной системы. 1. Анатомическое строение почек, мочеточников, мочевого пузыря. Изучить строение почек, мочеточников, мочевого пузыря по страницам учебника.
2. Заслушать ответы учащихся. 3. Микроскопическое строение почки. Выполнить в рабочей тетради № 141 на стр.54 4. Обсуждение результатов работы. |
См. учебник Н.И. Сонина, 8 класс, стр. 170. Раздаточный материал. Работайте индивидуально, делайте записи в тетрадь Работайте вместе с классом Работайте самостоятельно Взаимоконтроль. Работайте вместе с классом |
|||||||||||||||||||||
Физминутка УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ И.П.- стоя или сидя. 1-2 – руки за спину, голову наклонить назад. 3-4 – руки вниз с небольшим наклоном туловища вперед, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. |
Обучающиеся выполняют физминутку. | ||||||||||||||||||||||
УЭ – 4 | Цель: самостоятельно изучить
образование мочи. Заполнить таблицу:
2.Взаимоконтроль, оцените работу. 3. Обсудите результаты работы. |
См. учебник Н.И.Сонина, 8 класс, стр. 171. Работайте индивидуально.
Работа в парах. Работайте вместе с классом. |
|||||||||||||||||||||
УЭ – 5 | Цель: сформулировать функции
мочевыводительной системы. 1.Прочитать стихотворение и сформулировать функции.
2. Обсудите результаты работы. |
Работайте индивидуально.
Работайте вместе с классом. |
|||||||||||||||||||||
УЭ – 6 | Цель: проверить усвоение знаний о
строении и функциях мочевыделительной системы. 1. Выполните тестовые задания: 1. Структурная единица почки называется: А) долька; Б) лоханка; В) нефрон; Г) малая чаша. 2.Образование вторичной мочи происходит: A) в мочевом пузыре; Б) в почечном кaнaльце; B) в капиллярах почки; Г) в почечной вене. 3. В почке человека нефронов содержится: А) 5000; Б) 1000; В) 500 000; Г) 1 млн. 4. В состав нефронов не входит: А) капиллярный клубочек; Б) капсула; В) почечная лоханка; Г) почечный каналец. 5. Наличие, какого вещества в моче свидетельствует о заболевании: A) белка; Б) мочевины; B) мочевой кислоты; Г) соли аммония. 6. Какой орган не относится к мочевыделительной системе: A)почки; Б) печень; B)мочеточники; Г) мочевой пузырь. 7. Мочевыделительная система выделяет: A) углекислый газ; Б) непереваренные остатки пищи; B) жидкие продукты клеточного распада; Г) водяные пары. 2. Проверьте и оцените свою работу. Проанализируйте ошибки. Критерии оценки: “5” верно 7 – 6 “4” верно 5 – 4 “3” верно 3 – 2 3. Составить синквейн. 4. Обсудите результаты работы. |
Работайте индивидуально.
Самоконтроль. Ответы возьми у учителя. Работайте индивидуально. Работайте вместе с классом. |
|||||||||||||||||||||
УЭ – 7 | I. Подведение итогов урока. 1. Прочитайте цель урока. 2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени. 3. Оцените свою работу на уроке. II. Домашнее задание. 1. Стр.170 – 173 – прочитать. 2. Какие утверждения верны? 3. *Сообщение о заболеваниях мочевыделительной системы и их профилактика. 4. ** Составить схему взаимосвязи мочевыделительной системы с другими органами человека. |
Работайте индивидуально. Работайте вместе с классом. Поставьте оценку в тетрадь. Записать в дневник домашнее задание. Письменно в тетрадь. Формат А- 4. |
Комментарии:
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
17 06 2025 12:52:44
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....
16 06 2025 12:29:14
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
15 06 2025 4:58:23
Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....
14 06 2025 17:15:25
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
13 06 2025 16:40:38
Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе.
...
12 06 2025 1:38:53
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
11 06 2025 14:26:20
Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....
10 06 2025 17:17:51
Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....
09 06 2025 8:59:20
Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте.
...
08 06 2025 3:28:51
Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....
07 06 2025 11:55:44
На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции).
...
06 06 2025 20:57:33
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
05 06 2025 20:29:48
На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....
04 06 2025 21:25:34
Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
03 06 2025 10:26:14
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
02 06 2025 16:12:53
Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся.
...
01 06 2025 2:54:41
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
31 05 2025 18:47:39
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
30 05 2025 6:47:18
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
29 05 2025 5:59:17
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
28 05 2025 4:26:42
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Царство Бактерии». Форма урока – игра.
...
27 05 2025 11:29:54

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
26 05 2025 17:12:28
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
25 05 2025 8:13:43
Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....
24 05 2025 20:49:53
Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным.
...
23 05 2025 10:28:16
Урок с моментами игрового и проблемного обучения. Обучение проходит в группах по 4 человека. На уроке используется много разных заданий: письма-шифровки, сделать пластилиновую модель цветка, черный ящик. На уроке много стихотворений, загадок, легенд. Урок сопровождается презентацией....
22 05 2025 13:47:29

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....
21 05 2025 12:33:56
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений".
...
20 05 2025 12:58:31
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
19 05 2025 7:39:58
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
18 05 2025 17:40:45
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
17 05 2025 15:21:27
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
16 05 2025 22:18:11
Отдаленная гибридизация — это такое скрещивание, при котором выбранные пары относятся к разным видам или родам, то есть отдаленные друг от друга не географически, а родственно. Цель отдаленной гибридизации заключается в получении особей, которые сочетают в себе ценные признаки и свойства различных видов....
15 05 2025 15:17:49
В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии.
...
14 05 2025 9:17:17
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
13 05 2025 20:28:13
Автор статьи делится опытом педагогической деятельности по использованию личностно ориентированных технологий, в том числе метода проектной деятельности. Работа в данном направлении носит последовательный и системный хаpaктер....
12 05 2025 12:34:26
Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся.
...
11 05 2025 14:18:58
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
10 05 2025 11:23:48
Урок проводится в форме игры «Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....
09 05 2025 9:47:32
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
08 05 2025 1:36:20
Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока.
...
07 05 2025 4:22:34
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
06 05 2025 16:33:12
Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....
05 05 2025 4:31:38
В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки.
...
04 05 2025 7:21:45
Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на пpaктике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая пpaктическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с «Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....
03 05 2025 19:54:20
Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....
02 05 2025 21:56:31
Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога».
...
01 05 2025 7:42:49
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы.
...
30 04 2025 12:53:44

Цель урока: формирования коммуникативных УУД у учащихся. Использованы приемы: самостоятельная работа с Интернет-ресурсами и создание презентаций, постановка проблемы по слайд-фильму, сообщение и оппонирование, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и их обоснование, работа в малых группах....
29 04 2025 22:38:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::