Строение и функции мочевыделительной системы

| № ученого элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала | |||||||||||||||||||||
| УЭ - 0 | Интегрирующая цель:
сформировать у обучающихся знания
анатомо-физиологических особенностей и функций
мочевыделительной системы. 1. Запишите в тетрадь дату и тему урока. |
Внимательно прочитайте цель урока. Делают записи в тетрадь. |
|||||||||||||||||||||
| УЭ - 1 | Цель: рассмотреть эволюцию
выделительной системы от плоских червей до
млекопитающих из раздела “Животные”. 1. Прочитайте статью “Выделительная система” и перечислите органы выделительной системы 1-й вариант - у плоских червей - стр.117, у круглых червей - стр. 123. 2-й вариант - у кольчатых червей - стр. 128, у моллюсков - стр. 135. 3-й вариант - у paкообразных - стр. 147, у паукообразных - стр. 153. 4-й вариант - у насекомых - стр. - 163, у рыб - стр. - 179. 5-й вариант - у земноводных - стр. 190, у пресмыкающихся - стр. 200. 6-й вариант - у птиц - стр. 210, у млекопитающих - стр. 228. 2. Обсуждение результатов работы. |
См. учебник В.Б.Захарова, 7 класс “Многообразие живых организмов”. Работайте индивидуально.
Работайте вместе с классом. |
|||||||||||||||||||||
| УЭ - 2 | Цель: познакомиться с
мочевыделительной системой человека. 1. Прочитайте текст на стр. 170. 2. Изучите рисунок на стр. 170. 3. Заполните схему Мочевыделительная система / \ / \ мочеобразующие органы мочевыводящие органы | | ? ? | ? | ? 4. Обсудите результаты работы. |
См. учебник Н.И. Сонина, 8 класс. Работайте самостоятельно и письменно в тетради. Если возникнут затруднения - обратитесь к учителю. Результаты работы оценить взаимоконтролем.
Работайте вместе с классом. |
|||||||||||||||||||||
| УЭ - 3 | Цель: изучить строение органов
мочевыделительной системы. 1. Анатомическое строение почек, мочеточников, мочевого пузыря. Изучить строение почек, мочеточников, мочевого пузыря по страницам учебника.
2. Заслушать ответы учащихся. 3. Микроскопическое строение почки. Выполнить в рабочей тетради № 141 на стр.54 4. Обсуждение результатов работы. |
См. учебник Н.И. Сонина, 8 класс, стр. 170. Раздаточный материал. Работайте индивидуально, делайте записи в тетрадь Работайте вместе с классом Работайте самостоятельно Взаимоконтроль. Работайте вместе с классом |
|||||||||||||||||||||
Физминутка УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ И.П.- стоя или сидя. 1-2 – руки за спину, голову наклонить назад. 3-4 – руки вниз с небольшим наклоном туловища вперед, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. |
Обучающиеся выполняют физминутку. | ||||||||||||||||||||||
| УЭ – 4 | Цель: самостоятельно изучить
образование мочи. Заполнить таблицу:
2.Взаимоконтроль, оцените работу. 3. Обсудите результаты работы. |
См. учебник Н.И.Сонина, 8 класс, стр. 171. Работайте индивидуально.
Работа в парах. Работайте вместе с классом. |
|||||||||||||||||||||
| УЭ – 5 | Цель: сформулировать функции
мочевыводительной системы. 1.Прочитать стихотворение и сформулировать функции.
2. Обсудите результаты работы. |
Работайте индивидуально.
Работайте вместе с классом. |
|||||||||||||||||||||
| УЭ – 6 | Цель: проверить усвоение знаний о
строении и функциях мочевыделительной системы. 1. Выполните тестовые задания: 1. Структурная единица почки называется: А) долька; Б) лоханка; В) нефрон; Г) малая чаша. 2.Образование вторичной мочи происходит: A) в мочевом пузыре; Б) в почечном кaнaльце; B) в капиллярах почки; Г) в почечной вене. 3. В почке человека нефронов содержится: А) 5000; Б) 1000; В) 500 000; Г) 1 млн. 4. В состав нефронов не входит: А) капиллярный клубочек; Б) капсула; В) почечная лоханка; Г) почечный каналец. 5. Наличие, какого вещества в моче свидетельствует о заболевании: A) белка; Б) мочевины; B) мочевой кислоты; Г) соли аммония. 6. Какой орган не относится к мочевыделительной системе: A)почки; Б) печень; B)мочеточники; Г) мочевой пузырь. 7. Мочевыделительная система выделяет: A) углекислый газ; Б) непереваренные остатки пищи; B) жидкие продукты клеточного распада; Г) водяные пары. 2. Проверьте и оцените свою работу. Проанализируйте ошибки. Критерии оценки: “5” верно 7 – 6 “4” верно 5 – 4 “3” верно 3 – 2 3. Составить синквейн. 4. Обсудите результаты работы. |
Работайте индивидуально.
Самоконтроль. Ответы возьми у учителя. Работайте индивидуально. Работайте вместе с классом. |
|||||||||||||||||||||
| УЭ – 7 | I. Подведение итогов урока. 1. Прочитайте цель урока. 2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени. 3. Оцените свою работу на уроке. II. Домашнее задание. 1. Стр.170 – 173 – прочитать. 2. Какие утверждения верны? 3. *Сообщение о заболеваниях мочевыделительной системы и их профилактика. 4. ** Составить схему взаимосвязи мочевыделительной системы с другими органами человека. |
Работайте индивидуально. Работайте вместе с классом. Поставьте оценку в тетрадь. Записать в дневник домашнее задание. Письменно в тетрадь. Формат А- 4. |
Комментарии:
Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....
23 12 2025 5:14:20
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
22 12 2025 4:44:45
Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального.
...
21 12 2025 3:54:33
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий.
...
20 12 2025 1:34:29
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
19 12 2025 7:57:11
Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....
18 12 2025 10:35:18
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
17 12 2025 20:43:27
ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....
16 12 2025 17:55:22
Представлен конспект урока-рассуждения "Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме "Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и пpaктической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....
15 12 2025 6:56:45
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
14 12 2025 6:18:19
В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
13 12 2025 23:52:20
О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....
12 12 2025 22:52:21
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему "Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опopные конспекты; пpaктические: лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....
11 12 2025 20:16:38
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
10 12 2025 18:47:24
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
09 12 2025 19:16:12
Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...
08 12 2025 10:13:14
Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....
07 12 2025 8:28:33
Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
06 12 2025 3:10:15
Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты".
...
05 12 2025 2:29:31
В процессе умственно-пpaктической деятельности учащиеся постепенно, пошагово усваивают строение, размножение, значение плаунов, хвощей и папоротников. Главное правило в учебном процессе - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности....
04 12 2025 17:12:51
В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....
03 12 2025 7:21:28
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
02 12 2025 4:29:20
Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....
01 12 2025 14:34:39
Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....
30 11 2025 15:50:51
В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....
29 11 2025 18:31:59
В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.
...
28 11 2025 2:54:16
Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....
27 11 2025 19:44:13
Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....
26 11 2025 12:18:50
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
25 11 2025 4:47:48
Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации.
...
24 11 2025 18:23:44
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
23 11 2025 15:38:51
Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....
22 11 2025 19:44:15
Урок призван сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....
21 11 2025 18:10:31
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
20 11 2025 19:25:10
Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....
19 11 2025 1:27:10
Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....
18 11 2025 17:41:44
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
17 11 2025 21:36:34
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
16 11 2025 0:39:26
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
15 11 2025 20:56:51
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
14 11 2025 16:38:20
Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....
13 11 2025 16:18:38
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
12 11 2025 15:52:15
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
11 11 2025 1:39:27
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
10 11 2025 21:17:50
Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....
09 11 2025 17:10:32
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
08 11 2025 15:57:41
Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности.
...
07 11 2025 9:53:48
В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....
06 11 2025 16:35:35
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
05 11 2025 10:46:36
Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....
04 11 2025 10:22:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Значение животных в природе и жизни человека
Внутреннее строение листьев