Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"


    Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"

Задачи:

  • в игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края;
  • развивать умения и навыки выступления перед аудиторией;
  • эстетическое воспитание.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с наиболее часто применяемыми лекарственными растениями семейств изучаемых и не изучаемых в школе, тем самым способствовать расширению кругозора учащихся.
  2. Способствовать формированию пpaктических умений и навыков по определению растений, сбора, хранения и приготовления лекарственных трав.
  3. Постараться убедить учащихся в возможности влияния на свое здоровье и здоровье своих близких, используя знания, полученные при изучении курса ботаники, способствовать развитию интереса к предмету, воспитанию любви к родной природе.
  4. Продолжать развивать умения и навыки использования литературных источников, устной речи, работы с гербариями, определителями и таблицами.

Темы учебного плана.

  • Охрана природы.
  • Лекарственные растения.

Оборудование: интеpaктивная доска, баpaбан, презентация.

План-хронометраж урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Сообщение темы и условия урока-игры – 2 мин.
  3. Основная игровая часть урока – 30 мин.
  4. Игровая физическая минутка – 1 мин.
  5. Подведение итогов урока-игры – 5 мин.

Ход урока

- Сегодня мы с вами проведём игру «Поле чудес», в ходе которой каждый сможет мысленно для себя оценить свои знания и умения, все вместе выявим знатоков, возможно, что некоторые вопросы-задания послужат толчком к дальнейшему расширению вашего кругозора. Каждое мероприятие требует своих особых правил поведения.

Условия игры:

Слайд 1

(Звучит музыка.)

  • Игру ведём в 4 тура, полуфинал, финал.
  • Ученики, дошедшие до полуфинала, получают отметки «5», отличившиеся зрители – «5», финалист – кроме отметки получает поощрительный приз.
  • Ученик, набравший больше всех баллов, получает ценный подарок.
  • Остальные участники – поощрительные призы.
  • Игру ведут учащиеся параллельного класса.

Вступительное слово учителя:

Слайд 2

Любуясь нежными, прекрасными цветами и величественными деревьями древние люди часто задумывались о том, какие сверхъестественные силы их породили. Так рождались легенды и мифы, посвящённые растениям с необычной оригинальной формой цветка, листьев, а так же с ярко выраженным ароматом.

В мифологии многих народов растения были созданы всемогущими богами плодородия, которые покровительствовали травам, цветам и деревьям. Так, например, в Древнем Египте богом растительности был Нефертум. В Древней Греции почитали Деметру – богиню плодородия и земледелия. Греки считали, что без её силы ничего не росло бы на земле. Дионис в греческой мифологии вечно юный бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. Древние римляне поклонялись Флоре – богине цветов, расцвета, весны и полевых плодов.

Сегодня речь пойдёт о легендах и мифах лекарственных растений.

И, так, первая тройка игроков, для вас задание:

Ведущий 1:

Слайд 3

На Руси – обрядовое растение. В начале лета праздновался праздник Семик. В этот день молодежь «гоняла русалок». Дeвyшки весь день носили у себя под мышками это растение для пpeдoxpaнения от ведьм и русалок. Увидев дeвyшку с растрепанными волосами, на ее вопрос: «Что у тебя в руках?» нельзя отвечать «мята» или «петрушка», иначе русалка защекочет до cмepти. Нужно сказать «??????» – и русалка тотчас исчезнет. Кроме того, в этот праздник «??????» служила приворотным зельем, стоило только во время игр хлестнуть избранника стeблями этого растения

Будто бы произошла и такая история.

Ехал дорогой один барин. С ним был кучер. Увидел барин на дороге змею, взял ее и велел кучеру сварить. Когда вода закипела в первый раз, барин вылил ее на землю, и трава на том месте тотчас сгорела. Когда закипела в другой раз, опять он вылил ее на землю, и в этот раз трава только пожелтела. В третьей воде сварил барин змею и поставил ее остывать, приказав кучеру не трогать. Только очень уж кучера любопытство разобрало. «Дай, – думает, – попробую». Только хлебнул три ложки, начались чудеса кругом. Все травы и деревья заговорили. Травы тоненькими голосами, а деревья басом и каждое про свое. И так это показалось потешным кучеру, что он засмеялся. Барин тотчас заподозрил неладное и спрашивает у кучера, ел ли он суп. Кучер, конечно, отказывается, но барин ему не поверил. Едут они, а он и спрашивает кучера: «А не знаешь ли, как зовут эту траву?» – «??????». И только он произнес «??????» все как рукой сняло: опять в лесу тихо и ни деревья, ни травы не говорят.

- Что же это за растение?

Слайд 4

П О Л Ы Н Ь

Учитель: В лекарственных целях полынь используют с глубокой древности. Плиний писал, что путник, имеющий при себе полынь, не почувствует усталости в далекой дороге. Авиценна рекомендовал ее при морской болезни.

Растет на пустырях, возле жилья и животноводческих помещений, по обочинам дорог и лесным опушкам, реже в посевах сельскохозяйственных культур. Полынь считается самой сильной горечью, недаром в народе ее называют также вдовьей травой, сравнивая ее горечь с горькой вдовьей долей.

Ведущий 2:

Слайд 5

Вторая тройка игроков для вас задание:

С большой любовью относились к цветам на Востоке. «Если всю жизнь хочешь быть счастливым, разводи цветы» – сказал один из восточных мудрецов. В японской мифологии особым почтением пользовались четыре растения: хризантема, сакура, бамбук, орхидея. Каждое из них символизировало одно из самых прекрасных человеческих качеств – честность, мужество, молодость, дружбу, а так же четыре времени года – осень, зиму, весну, лето. Эти растения были воспеты в поражающих своей красотой и лиричностью восточных мифах и легендах, в стихотворных строках древних японских и китайских поэтов. Это растение было любимым цветком китайцев. Разведение этих душистых растений всегда считалось занятием, которому покровительствуют боги. Кроме того, он олицетворял мужское начало, любовь, счастье, богатство. Со времен античного мира он известен не только как декоративное, но и как лекарственное растение. Своим именем он обязан легендарному врачу излечивавшему богов и людей от ран, полученных в сражениях. Древнеримский философ I века до н. э. Плиний Старший перечислил двадцать болезней, вылечиваемых с помощью корневища этого растения.

П И О Н

Слайд 6

Учитель: В Китае растение считается национальным цветком, и ему приписываются магические свойства, защищающие от злых духов. Даже изображение великолепного цветка действует на них угнетающе. Поэтому одним из наиболее распространенных сюжетов росписи китайской посуды издавна стало изображение цветков и стeблей пиона. Правда, это относится лини, к одному из 40 видов, распространенных в Европе, Азии и Северной Америке, растению пиону молочно цветковому, от которого ведут начало около пяти тысяч садовых сортов.

Ведущий 1:

Слайд 7

Для третьей тройки игроков задание:

Давно известна легенда, в которой волшебный цветок распускается раз в году в ночь на Ивана Купала (летнее солнцестояние). В древнеславянской традиции оно получило известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветало и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады. После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

Согласно легенде около полуночи из листьев внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится – и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший цветок и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.

На Руси его называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка, чтобы открыть любой замок.

- Что это за растение?

Слайд 8

П А П О Р О Т Н И К

Учитель: Неудивительно, что с этим растением связаны красивые легенды. Согласно одной легенде, в том месте, где упала с утеса прекрасная дeвyшка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум – венерин волос.

В старину всякому сколько-нибудь загадочному и непонятному явлению приписывалась волшебная сила. Людей всегда привлекала таинственность этих растений, загадка их размножения при отсутствии цветков. Все растения цветут, а этот нет – значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг начинают возникать легенды о папоротнике, сказания, сказки. В них - скромный обитатель лесов и наделяет теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал.

Слайд 9

Задание для четвёртой тройки игроков:

По древнегреческой легенде, «цветок Кентавра», или Центавра, был в лечебном арсенале кентавра Хирона, воспитывавшего в глухом лесу юного героя, спрятанного от кровожадного властителя. Старый кентавр обладал даром целительства, лечил мазями, настоями из трав, и одним из его любимейших растений как раз и была «центауреана.

Он нашел, что сок этого растения, обладает драгоценным свойством заживлять раны, и исцелил им себе нанесенную отравленной стрелой Геркулеса рану. Это послужило поводом назвать растение ---, ????---.

В одной из древнеримских легенд говорится, что цветок этот получил свое название в честь синеглазого юноши по имени Циaнyc, который был поражен его красотой, собирал эти цветы и плел из них гирлянды и венки. Юноша даже одевался в платье синего цвета и не покидал полей до тех пор, пока все любимые им цветы Прекрасного юношу однажды нашли мертвым на хлебном поле Узнав об этом, богиня Флора за такое постоянство и в знак особого к нему расположения превратила тело юноши в цветок

В А С И Л Ё К

Слайд 10

Учитель: Очень любил эти цветы великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов и в последнем завещании просил положить ему в гроб васильки.

«...приводим историю написания И. А. Крыловым басни «Василек», посвященной императрице Марии Федоровне. Начинается басня так:

«В глуши расцветший василек
Вдруг захирел, завял до половины
И, голову склонил на стебелек,
Уныло ждал кончины…»

Из всех народов Европы наибольшей любовью и популярностью василек пользовался и пользуется у немцев. Особенно же он стал им дорог с тех пор, как сделался любимым цветком императора Вильгельма I и его матери, королевы Луизы.

...Василек пришел к нам из глубокой древности. Во время раскопок гробницы Тутанхамона было найдено множество предметов из драгоценных камней и золота. Но найденный в саркофаге маленький венок из васильков потряс археологов. Цветы высохли, однако сохранили цвет и форму.

Физкультурная минутка.

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там продолжим наш рассказ.

Слайд 11

Ведущий: На полуфинал приглашаются :........

«Как нельзя без муки испечь хлеба, так без этого растения нельзя лечить болезни» – древняя народная поговорка. В народной медицине многих стран мира это главное лекарственное средство от 100 болезней. Он был известен еще в древней Греции, Тибете. С начала XVII века царю в Москву купцы из Сибири привозили мешками эту чудесную травку, заживляющую раны.

Издревне считали счастливой, магической травой почти везде, где он произрастает. Считалось, что магические свойства его наиболее сильны в Иванов день. Если его соберет ранним утром молодая дeвyшка, она может быть уверена, что в этом году выйдет замуж, а если при этом положит его на ночь под подушку, то увидит во сне своего суженого. Его использовали в любовной ворожбе, как средство против черной печали и происков ведьм.

О красных пятнышках на листьях этого растения существует такая легенда: Когда палач нес на блюде голову Иоанна Крестителя во дворец к Саломее – дочери Иродиады, на землю упало несколько капель крови, и выросла там трава, впитавшая кровь Иоанна, и стали именовать ее Ивановой. Осенью все растение окрашивается в кроваво-красный цвет.

- Как называется это растение?

Слайд 12

З В Е Р О Б О Й

Старинный стишок: «Клевер, вербена, укроп и зверобой власть пересилят ведьмы любой». И из названной четверки золотистая Иванова трава считалась самой могущественной.

Учитель: Зверобой обладает вяжущим, кровоостанавливающим, регенерирующим, успокаивающим, ранозаживляющим, противовоспалительным, мочегонным, желчегонным действием. Одно из немногих высших растений для производства эффективных антибиотиков.

Зверобой возбуждает аппетит, останавливает кровотечения, применяется как обезболивающее и успокаивающее при нервных расстройствах.

Супер игра-финал.

Слайд 13

Это растение означает грех, скорбь, проклятие Бога при изгнании из рая. В римской мифологии Церера, богиня жатвы, покровительница плодородия, зажигает факел из сухого стeбля этого растения Он является символом Шотландии; согласно легенде, когда вторгнувшиеся в 8 веке даны пытались ночью тайно подобраться босиком к скоттам, они попали на заросли его; от их вскриков скотты поднял тревогу и полностью разбили данов. Он был принят в качестве эмблемы Шотландии в царствование Якова III; в британском гербе появился в 1702 году вместе с девизом – «Никто не тронет меня, не поранившись». Эта эмблема так же является центральной на нагрудном знаке «Самого древнего и благородного ордена», кавалеры этого ордена уступают в ранге только кавалерам «Ордена Подвязки».

Ч Е Р Т О П О Л О Х

Слайд 14

Учитель:

Растения защитники-целители.

Следует признать, что среди различных способов лечения и профилактики заболеваний в прошлом пальма первенства принадлежала растениям-целителям, так как именно они многие столетия служили всем народам наиболее надежным источником лекарств и именно с их помощью были заложены основы рациональной фармакотерапии. Знахарство всегда было тесно связано с народной медициной и находилось в руках «профессионалов», наиболее квалифицированные из которых имели титул «дока». В дошедших до нас документальных источниках того времени имеются многочисленные, хотя и довольно туманные описания лечебно-магических обрядов. Как правило, знахарь лечил при помощи лекарственных трав с обязательным произнесением при этом магических формул или заклинаний, воздействуя тем самым на психику пациента.

Существуют легенды о волшебных травах: плакун-траве, цветущем папоротнике, разрыв-траве, тирличе, адамовой голове. Обычно у «волшебных» трав, упоминаемых в заговорах-заклинаниях, старинных травниках и легендах, есть реальные прообразы, зачастую – знакомые нам обитатели лугов, лесов и берегов рек.

Сколько волшебных сказок, легенд и мифов можно вспомнить, глядя на те или иные растения. Львиный зев напоминает нам о победе Геpaкла над Немейским львом. Глядя на величественные цветки гладиолусов, невольно представляешь гладиаторские бои в Древнем Риме. А белые кувшинки (нимфеи) в пруду олицетворяются с холодной красотой.

Слайд 15

Подведение итогов урока.

Ведущий: Подведем итоги игры.

Учитель: Большое спасибо за игру!

Литература:

  1. Н.И. Сонин. «Биология 6 класс».
  2. В.В. Пасечник. Учебник «Биология 6 класс».
  3. В.И. Кузнецова. «Уроки ботаники».
  4. Д.И. Трайтак. «Книга для чтения по ботанике».

Е.Н. Алешко. «Хрестоматия по ботанике».

Приложение



Комментарии:

Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"


    Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"

      Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....

05 04 2025 13:53:19

Грибы в биосфере и жизни человека


    Грибы в биосфере и жизни человека

      Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека а также воспитывает бережное отношение к природе....

04 04 2025 19:45:13

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

03 04 2025 10:49:28

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

02 04 2025 23:21:55

Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"


    Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"

      Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....

01 04 2025 17:55:40

Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"


    Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"

      Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....

31 03 2025 8:41:51

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

30 03 2025 18:45:33

Открытый урок по биологии с использованием ИКТ "История и методы изучения клетки. Клеточная теория" (9-й класс)

Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....

29 03 2025 1:58:38

Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс


    Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс

      Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос. ...

28 03 2025 20:52:21

Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая хаpaктеристика"


    Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая хаpaктеристика"

      Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии. ...

27 03 2025 15:13:51

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....

26 03 2025 11:21:55

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

25 03 2025 6:41:51

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

24 03 2025 10:46:31

Методы изучения генетики человека

Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....

23 03 2025 18:30:33

Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений


    Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений

      Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....

22 03 2025 2:56:37

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

21 03 2025 4:16:41

Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс


    Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс

      Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....

20 03 2025 4:29:50

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения


    Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

      Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя пpaктические и лабораторные работы, решая задачи проблемного хаpaктера, работая с дополнительным материалом. ...

19 03 2025 16:27:11

Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"


    Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"

      Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....

18 03 2025 8:29:28

Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по теме: "Мир живой природы"


    Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по теме: "Мир живой природы"

      Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете. ...

17 03 2025 20:50:19

Урок на тему "Как питаются паразиты"


    Урок на тему "Как питаются паразиты"

      Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе. ...

16 03 2025 6:52:39

Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"


    Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"

      Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...

15 03 2025 16:54:18

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии


    Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

      Урок проводится с использованием УМК «Сферы». Позволяет развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации, раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни, способствует развитию информационной компетентности, формированию умения сравнивать на основе сравнения представителей отрядов пресмыкающихся....

14 03 2025 14:10:45

Строение живых организмов


    Строение живых организмов

      Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....

13 03 2025 14:30:16

Клетки крови

В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....

12 03 2025 23:45:52

Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс


    Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс

      Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....

11 03 2025 0:54:25

Компетентностно-ориентированный урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»....

10 03 2025 23:47:19

Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии


    Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии

      В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....

09 03 2025 5:53:48

Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся


    Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся

      Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....

08 03 2025 10:45:41

"В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе


    "В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе

      На стенах Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть здоровым – бегай, если хочешь быть умным – двигайся!». На данном уроке представлены некоторые пpaктические упражнения и советы, которые помогут выявить и предупредить нарушения опopно-двигательного аппарата (плоскостопие и искривления позвоночника). ...

07 03 2025 13:37:59

Что такое зоология и что она изучает? Этапы и развитие зоологии

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....

06 03 2025 3:52:25

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

05 03 2025 10:12:23

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

04 03 2025 3:47:11

Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"


    Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"

      Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....

03 03 2025 22:12:25

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

02 03 2025 9:16:45

"Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"


    "Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"

      Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области. ...

01 03 2025 2:34:31

Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"


    Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"

      Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....

28 02 2025 15:36:27

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

27 02 2025 8:57:35

Урок биологии "Строение семян двудольных растений"


    Урок биологии "Строение семян двудольных растений"

      Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....

26 02 2025 6:25:50

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс

      Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

25 02 2025 13:13:29

Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"


    Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"

      В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа. ...

24 02 2025 19:24:52

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

23 02 2025 3:38:50

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"


    Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

      Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

22 02 2025 3:22:20

Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы


    Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы

      Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы. ...

21 02 2025 0:32:10

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

20 02 2025 22:12:46

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

19 02 2025 1:45:14

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

18 02 2025 2:59:27

Ферменты, их функции и роль в пищеварении

Ферменты, их функции и роль в пищеварении Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....

17 02 2025 4:38:21

Урок биологии. Тема: "Естественный отбор". 10–11-й класс


    Урок биологии. Тема: "Естественный отбор". 10–11-й класс

      При проведении урока рекомендуется использование интеpaктивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....

16 02 2025 20:27:32

Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?


    Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?

      В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....

15 02 2025 5:54:29

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::