Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"


    Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"

Задачи:

  • в игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края;
  • развивать умения и навыки выступления перед аудиторией;
  • эстетическое воспитание.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с наиболее часто применяемыми лекарственными растениями семейств изучаемых и не изучаемых в школе, тем самым способствовать расширению кругозора учащихся.
  2. Способствовать формированию пpaктических умений и навыков по определению растений, сбора, хранения и приготовления лекарственных трав.
  3. Постараться убедить учащихся в возможности влияния на свое здоровье и здоровье своих близких, используя знания, полученные при изучении курса ботаники, способствовать развитию интереса к предмету, воспитанию любви к родной природе.
  4. Продолжать развивать умения и навыки использования литературных источников, устной речи, работы с гербариями, определителями и таблицами.

Темы учебного плана.

  • Охрана природы.
  • Лекарственные растения.

Оборудование: интеpaктивная доска, баpaбан, презентация.

План-хронометраж урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Сообщение темы и условия урока-игры – 2 мин.
  3. Основная игровая часть урока – 30 мин.
  4. Игровая физическая минутка – 1 мин.
  5. Подведение итогов урока-игры – 5 мин.

Ход урока

- Сегодня мы с вами проведём игру «Поле чудес», в ходе которой каждый сможет мысленно для себя оценить свои знания и умения, все вместе выявим знатоков, возможно, что некоторые вопросы-задания послужат толчком к дальнейшему расширению вашего кругозора. Каждое мероприятие требует своих особых правил поведения.

Условия игры:

Слайд 1

(Звучит музыка.)

  • Игру ведём в 4 тура, полуфинал, финал.
  • Ученики, дошедшие до полуфинала, получают отметки «5», отличившиеся зрители – «5», финалист – кроме отметки получает поощрительный приз.
  • Ученик, набравший больше всех баллов, получает ценный подарок.
  • Остальные участники – поощрительные призы.
  • Игру ведут учащиеся параллельного класса.

Вступительное слово учителя:

Слайд 2

Любуясь нежными, прекрасными цветами и величественными деревьями древние люди часто задумывались о том, какие сверхъестественные силы их породили. Так рождались легенды и мифы, посвящённые растениям с необычной оригинальной формой цветка, листьев, а так же с ярко выраженным ароматом.

В мифологии многих народов растения были созданы всемогущими богами плодородия, которые покровительствовали травам, цветам и деревьям. Так, например, в Древнем Египте богом растительности был Нефертум. В Древней Греции почитали Деметру – богиню плодородия и земледелия. Греки считали, что без её силы ничего не росло бы на земле. Дионис в греческой мифологии вечно юный бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. Древние римляне поклонялись Флоре – богине цветов, расцвета, весны и полевых плодов.

Сегодня речь пойдёт о легендах и мифах лекарственных растений.

И, так, первая тройка игроков, для вас задание:

Ведущий 1:

Слайд 3

На Руси – обрядовое растение. В начале лета праздновался праздник Семик. В этот день молодежь «гоняла русалок». Дeвyшки весь день носили у себя под мышками это растение для пpeдoxpaнения от ведьм и русалок. Увидев дeвyшку с растрепанными волосами, на ее вопрос: «Что у тебя в руках?» нельзя отвечать «мята» или «петрушка», иначе русалка защекочет до cмepти. Нужно сказать «??????» – и русалка тотчас исчезнет. Кроме того, в этот праздник «??????» служила приворотным зельем, стоило только во время игр хлестнуть избранника стeблями этого растения

Будто бы произошла и такая история.

Ехал дорогой один барин. С ним был кучер. Увидел барин на дороге змею, взял ее и велел кучеру сварить. Когда вода закипела в первый раз, барин вылил ее на землю, и трава на том месте тотчас сгорела. Когда закипела в другой раз, опять он вылил ее на землю, и в этот раз трава только пожелтела. В третьей воде сварил барин змею и поставил ее остывать, приказав кучеру не трогать. Только очень уж кучера любопытство разобрало. «Дай, – думает, – попробую». Только хлебнул три ложки, начались чудеса кругом. Все травы и деревья заговорили. Травы тоненькими голосами, а деревья басом и каждое про свое. И так это показалось потешным кучеру, что он засмеялся. Барин тотчас заподозрил неладное и спрашивает у кучера, ел ли он суп. Кучер, конечно, отказывается, но барин ему не поверил. Едут они, а он и спрашивает кучера: «А не знаешь ли, как зовут эту траву?» – «??????». И только он произнес «??????» все как рукой сняло: опять в лесу тихо и ни деревья, ни травы не говорят.

- Что же это за растение?

Слайд 4

П О Л Ы Н Ь

Учитель: В лекарственных целях полынь используют с глубокой древности. Плиний писал, что путник, имеющий при себе полынь, не почувствует усталости в далекой дороге. Авиценна рекомендовал ее при морской болезни.

Растет на пустырях, возле жилья и животноводческих помещений, по обочинам дорог и лесным опушкам, реже в посевах сельскохозяйственных культур. Полынь считается самой сильной горечью, недаром в народе ее называют также вдовьей травой, сравнивая ее горечь с горькой вдовьей долей.

Ведущий 2:

Слайд 5

Вторая тройка игроков для вас задание:

С большой любовью относились к цветам на Востоке. «Если всю жизнь хочешь быть счастливым, разводи цветы» – сказал один из восточных мудрецов. В японской мифологии особым почтением пользовались четыре растения: хризантема, сакура, бамбук, орхидея. Каждое из них символизировало одно из самых прекрасных человеческих качеств – честность, мужество, молодость, дружбу, а так же четыре времени года – осень, зиму, весну, лето. Эти растения были воспеты в поражающих своей красотой и лиричностью восточных мифах и легендах, в стихотворных строках древних японских и китайских поэтов. Это растение было любимым цветком китайцев. Разведение этих душистых растений всегда считалось занятием, которому покровительствуют боги. Кроме того, он олицетворял мужское начало, любовь, счастье, богатство. Со времен античного мира он известен не только как декоративное, но и как лекарственное растение. Своим именем он обязан легендарному врачу излечивавшему богов и людей от ран, полученных в сражениях. Древнеримский философ I века до н. э. Плиний Старший перечислил двадцать болезней, вылечиваемых с помощью корневища этого растения.

П И О Н

Слайд 6

Учитель: В Китае растение считается национальным цветком, и ему приписываются магические свойства, защищающие от злых духов. Даже изображение великолепного цветка действует на них угнетающе. Поэтому одним из наиболее распространенных сюжетов росписи китайской посуды издавна стало изображение цветков и стeблей пиона. Правда, это относится лини, к одному из 40 видов, распространенных в Европе, Азии и Северной Америке, растению пиону молочно цветковому, от которого ведут начало около пяти тысяч садовых сортов.

Ведущий 1:

Слайд 7

Для третьей тройки игроков задание:

Давно известна легенда, в которой волшебный цветок распускается раз в году в ночь на Ивана Купала (летнее солнцестояние). В древнеславянской традиции оно получило известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветало и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады. После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

Согласно легенде около полуночи из листьев внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится – и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший цветок и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.

На Руси его называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка, чтобы открыть любой замок.

- Что это за растение?

Слайд 8

П А П О Р О Т Н И К

Учитель: Неудивительно, что с этим растением связаны красивые легенды. Согласно одной легенде, в том месте, где упала с утеса прекрасная дeвyшка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум – венерин волос.

В старину всякому сколько-нибудь загадочному и непонятному явлению приписывалась волшебная сила. Людей всегда привлекала таинственность этих растений, загадка их размножения при отсутствии цветков. Все растения цветут, а этот нет – значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг начинают возникать легенды о папоротнике, сказания, сказки. В них - скромный обитатель лесов и наделяет теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал.

Слайд 9

Задание для четвёртой тройки игроков:

По древнегреческой легенде, «цветок Кентавра», или Центавра, был в лечебном арсенале кентавра Хирона, воспитывавшего в глухом лесу юного героя, спрятанного от кровожадного властителя. Старый кентавр обладал даром целительства, лечил мазями, настоями из трав, и одним из его любимейших растений как раз и была «центауреана.

Он нашел, что сок этого растения, обладает драгоценным свойством заживлять раны, и исцелил им себе нанесенную отравленной стрелой Геркулеса рану. Это послужило поводом назвать растение ---, ????---.

В одной из древнеримских легенд говорится, что цветок этот получил свое название в честь синеглазого юноши по имени Циaнyc, который был поражен его красотой, собирал эти цветы и плел из них гирлянды и венки. Юноша даже одевался в платье синего цвета и не покидал полей до тех пор, пока все любимые им цветы Прекрасного юношу однажды нашли мертвым на хлебном поле Узнав об этом, богиня Флора за такое постоянство и в знак особого к нему расположения превратила тело юноши в цветок

В А С И Л Ё К

Слайд 10

Учитель: Очень любил эти цветы великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов и в последнем завещании просил положить ему в гроб васильки.

«...приводим историю написания И. А. Крыловым басни «Василек», посвященной императрице Марии Федоровне. Начинается басня так:

«В глуши расцветший василек
Вдруг захирел, завял до половины
И, голову склонил на стебелек,
Уныло ждал кончины…»

Из всех народов Европы наибольшей любовью и популярностью василек пользовался и пользуется у немцев. Особенно же он стал им дорог с тех пор, как сделался любимым цветком императора Вильгельма I и его матери, королевы Луизы.

...Василек пришел к нам из глубокой древности. Во время раскопок гробницы Тутанхамона было найдено множество предметов из драгоценных камней и золота. Но найденный в саркофаге маленький венок из васильков потряс археологов. Цветы высохли, однако сохранили цвет и форму.

Физкультурная минутка.

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там продолжим наш рассказ.

Слайд 11

Ведущий: На полуфинал приглашаются :........

«Как нельзя без муки испечь хлеба, так без этого растения нельзя лечить болезни» – древняя народная поговорка. В народной медицине многих стран мира это главное лекарственное средство от 100 болезней. Он был известен еще в древней Греции, Тибете. С начала XVII века царю в Москву купцы из Сибири привозили мешками эту чудесную травку, заживляющую раны.

Издревне считали счастливой, магической травой почти везде, где он произрастает. Считалось, что магические свойства его наиболее сильны в Иванов день. Если его соберет ранним утром молодая дeвyшка, она может быть уверена, что в этом году выйдет замуж, а если при этом положит его на ночь под подушку, то увидит во сне своего суженого. Его использовали в любовной ворожбе, как средство против черной печали и происков ведьм.

О красных пятнышках на листьях этого растения существует такая легенда: Когда палач нес на блюде голову Иоанна Крестителя во дворец к Саломее – дочери Иродиады, на землю упало несколько капель крови, и выросла там трава, впитавшая кровь Иоанна, и стали именовать ее Ивановой. Осенью все растение окрашивается в кроваво-красный цвет.

- Как называется это растение?

Слайд 12

З В Е Р О Б О Й

Старинный стишок: «Клевер, вербена, укроп и зверобой власть пересилят ведьмы любой». И из названной четверки золотистая Иванова трава считалась самой могущественной.

Учитель: Зверобой обладает вяжущим, кровоостанавливающим, регенерирующим, успокаивающим, ранозаживляющим, противовоспалительным, мочегонным, желчегонным действием. Одно из немногих высших растений для производства эффективных антибиотиков.

Зверобой возбуждает аппетит, останавливает кровотечения, применяется как обезболивающее и успокаивающее при нервных расстройствах.

Супер игра-финал.

Слайд 13

Это растение означает грех, скорбь, проклятие Бога при изгнании из рая. В римской мифологии Церера, богиня жатвы, покровительница плодородия, зажигает факел из сухого стeбля этого растения Он является символом Шотландии; согласно легенде, когда вторгнувшиеся в 8 веке даны пытались ночью тайно подобраться босиком к скоттам, они попали на заросли его; от их вскриков скотты поднял тревогу и полностью разбили данов. Он был принят в качестве эмблемы Шотландии в царствование Якова III; в британском гербе появился в 1702 году вместе с девизом – «Никто не тронет меня, не поранившись». Эта эмблема так же является центральной на нагрудном знаке «Самого древнего и благородного ордена», кавалеры этого ордена уступают в ранге только кавалерам «Ордена Подвязки».

Ч Е Р Т О П О Л О Х

Слайд 14

Учитель:

Растения защитники-целители.

Следует признать, что среди различных способов лечения и профилактики заболеваний в прошлом пальма первенства принадлежала растениям-целителям, так как именно они многие столетия служили всем народам наиболее надежным источником лекарств и именно с их помощью были заложены основы рациональной фармакотерапии. Знахарство всегда было тесно связано с народной медициной и находилось в руках «профессионалов», наиболее квалифицированные из которых имели титул «дока». В дошедших до нас документальных источниках того времени имеются многочисленные, хотя и довольно туманные описания лечебно-магических обрядов. Как правило, знахарь лечил при помощи лекарственных трав с обязательным произнесением при этом магических формул или заклинаний, воздействуя тем самым на психику пациента.

Существуют легенды о волшебных травах: плакун-траве, цветущем папоротнике, разрыв-траве, тирличе, адамовой голове. Обычно у «волшебных» трав, упоминаемых в заговорах-заклинаниях, старинных травниках и легендах, есть реальные прообразы, зачастую – знакомые нам обитатели лугов, лесов и берегов рек.

Сколько волшебных сказок, легенд и мифов можно вспомнить, глядя на те или иные растения. Львиный зев напоминает нам о победе Геpaкла над Немейским львом. Глядя на величественные цветки гладиолусов, невольно представляешь гладиаторские бои в Древнем Риме. А белые кувшинки (нимфеи) в пруду олицетворяются с холодной красотой.

Слайд 15

Подведение итогов урока.

Ведущий: Подведем итоги игры.

Учитель: Большое спасибо за игру!

Литература:

  1. Н.И. Сонин. «Биология 6 класс».
  2. В.В. Пасечник. Учебник «Биология 6 класс».
  3. В.И. Кузнецова. «Уроки ботаники».
  4. Д.И. Трайтак. «Книга для чтения по ботанике».

Е.Н. Алешко. «Хрестоматия по ботанике».

Приложение



Комментарии:

Заболевание органов пищеварения. 8-й класс


    Заболевание органов пищеварения. 8-й класс

      Урок проводится после изучения основной темы: "Пищеварительная система человека". Урок комбинированный, сочетает актуализацию знаний и изучение нового материала, с использованием ИКТ, компьютерной презентации. В качестве закрепления используются задания на определение соответствия болезней и их описания....

01 04 2025 5:28:48

Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс

      Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....

31 03 2025 6:51:56

Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)


    Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)

      На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...

30 03 2025 15:37:12

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

29 03 2025 8:35:54

Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)


    Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)

      ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения. ...

28 03 2025 1:30:10

Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника


    Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника

      Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...

27 03 2025 18:48:43

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....

26 03 2025 2:43:52

Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)


    Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)

      Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....

25 03 2025 3:38:47

Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс


    Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс

      Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....

24 03 2025 7:38:12

«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс


    «Почему дети похожи на родителей». 5-й класс

      Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....

23 03 2025 14:44:57

Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)


    Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)

      Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....

22 03 2025 15:36:10

Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"


    Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"

      Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой. ...

21 03 2025 0:59:13

Урок здоровья "Движение – лучшее лекарство"


    Урок здоровья "Движение – лучшее лекарство"

      Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....

20 03 2025 21:53:39

Тема урока: "Соцветия"

Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....

19 03 2025 23:49:15

Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"


    Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"

      Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....

18 03 2025 23:57:41

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и функции зрительного анализатора"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и функции зрительного анализатора"

      На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....

17 03 2025 10:15:27

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

16 03 2025 22:43:32

Изучение видовой структуры биоценоза


    Изучение видовой структуры биоценоза

      Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....

15 03 2025 11:29:42

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

14 03 2025 17:43:56

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

13 03 2025 19:44:50

Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"


    Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

      Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся. ...

12 03 2025 0:12:21

Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год


    Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год

      Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....

11 03 2025 15:34:53

Презентация как способ повышения мотивации к изучению биологии и формирования ключевых и предметных компетентностей школьников

ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....

10 03 2025 21:45:41

Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие рыб"

      Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....

09 03 2025 9:54:55

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

08 03 2025 16:24:56

Органоиды движения простейших: строение и функции

Органоиды движения простейших: строение и функции Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....

07 03 2025 22:20:50

Опыление Биология

Опыление  Биология В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...

06 03 2025 6:56:51

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"

      Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....

05 03 2025 4:58:49

Урок биологии. Тема: "Естественный отбор". 10–11-й класс


    Урок биологии. Тема: "Естественный отбор". 10–11-й класс

      При проведении урока рекомендуется использование интеpaктивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....

04 03 2025 21:59:50

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

03 03 2025 21:51:31

Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс

      Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в пpaктической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....

02 03 2025 4:52:19

Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"


    Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"

      Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....

01 03 2025 12:30:40

Экологическая тропа в учебно-воспитательном процессе обучения биологии


    Экологическая тропа в учебно-воспитательном процессе обучения биологии

      В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....

28 02 2025 13:38:57

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс

      Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

27 02 2025 2:33:41

Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"


    Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"

      Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....

26 02 2025 21:33:47

Урок обобщения по биологии в 11-м классе "Человек - это тоже природа?!"


    Урок обобщения по биологии в 11-м классе "Человек - это тоже природа?!"

      Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке. ...

25 02 2025 4:46:19

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

24 02 2025 4:12:53

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Дыхание"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Дыхание"

      При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского хаpaктера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека. ...

23 02 2025 22:40:13

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

22 02 2025 16:14:28

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

21 02 2025 14:14:11

Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе


    Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе

      Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке "Осанка" выполняются упражнения "Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....

20 02 2025 19:53:12

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

19 02 2025 21:28:44

Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы


    Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы

      Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы. ...

18 02 2025 19:42:13

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"


    Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

      Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

17 02 2025 7:18:46

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

16 02 2025 2:37:13

Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"


    Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

      Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. ...

15 02 2025 15:19:57

Технологическая карта урока биологии по теме "Внешнее строение листа"

Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....

14 02 2025 9:35:15

Информационные технологии на уроках биологии

Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....

13 02 2025 2:12:24

Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови


    Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови

      Урок с ЭОР, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....

12 02 2025 4:27:25

ЭОР на уроке биологии по теме "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе". 9-й класс

ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....

11 02 2025 17:34:21

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::