Исследовательско-деятельностный подход организации работы на экологической тропе > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Исследовательско-деятельностный подход организации работы на экологической тропе


    Исследовательско-деятельностный подход организации работы на экологической тропе

Изо дня в день не зависимо от возраста люди бросают мусор, куда им удобно, забывают о том, что этот мусор косвенным путем вредит человечеству, растительности и всему окружению. Биоиндикатором этого загрязнения является увеличение количества особей серых ворон и уменьшение количества других птиц (оседлых и перелетных). Мы учащиеся Тляратинского СОШ Гумбетовского района республики Дагестан с учителем биологии Абакаровым И.А. провели ряд комплексных экскурсий.

Исследовательская цель - экологическое состояние флоры и фауны Гумбетовского района особенно рядом находящихся сел: Тлярата и Мехельта.

Проектная деятельность учащихся является важнейшей составляющей образовательного процесса, реализует задачу учебного процесса, повышает интересу детей к изучаемому предмету, способствует творческому развитию личности. Одним из видов такой деятельности являются: наблюдение и исследование в природных условиях. Экологическое образование и воспитание школьников не ограничивается уроками биологии, экологии, химии, физики и географией. Они выходят далеко за их программы, продолжаясь во внеклассной и внешкольной работе. Эффективной формой познания окружающей среды и воспитания у детей чувства ответственности за природу родного края является: создания и использования в пpaктике школы - учебно-познавательной экологическая тропа.

Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана, в нашей Тляратинской СОШ Гумбетовского района республики Дагестан (РД) 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, пpaктической природоохранной деятельности. Экскурсии по тропе в равной степени необходимы и полезны школьникам. Школьники знакомятся с различными природными объектами и явлениями, осваивают элементы работы в полевых условиях, набирают навыки проведения наблюдений, учатся делать записи в полевых дневниках, изучать различные виды природопользования хаpaктерные для данной местности, приобретают опыт оценки влияния деятельности человека на природу, а также навыки экологически грамотного поведения в природной среде.

Наша экологическая тропа создавалась для школьников при их активном участии. Создана в Тляратинской СОШ детская общественная экологическая организация (ТДОЭО), имя которого - “Можжевельник”. Ребята данной организации распределили предстоящую работу в следующем порядке:

  • информаторы и программисты природоохраняемых мероприятий.
  • экскурсоводы (фенолог, эколог, ботаник-систематик, зоолог-систематик).

Подготовить экскурсию очень сложно, т. к. выбрав какой-либо объект (речка, сад, бор, березняк), ее прежде всего необходимо тщательно исследовать, собрать о нем интересные сведения, поэтому учителю необходимо проконсультировать экскурсоводов. Ботанику, зоологам-систематикам необходимо вести с учителем изучение зооценозов и фитоценозов, т. е. изучить видовые биологически-разнообразные флоры и фауны. Одно из главных качеств, необходимых экскурсоводов - умение наблюдать диалог со слушателями

Ребята осваивают определенные приемы мобилизирующие внимание, интерес, умение видеть не только интересующие его природный объект, но и быть внимательным ко всему происходящему вокруг.

Таким образом, экологическая тропа служит для учащихся и лабораторией, и для исследований, и площадкой для пpaктических дел, и “трибуной” для выступлений. Все знания, навыки умения, чувства, убеждения, которые формируются во время знаний на тропе, направлены на решение одной из самых главных задач -воспитание экологической культуры и экологического сознания. При этом особенно важны та внутренняя, которая происходит в душе ребенка и формирует в нем чувство гражданственности и патриотизма, хозяина своей земли, своей малой Родины.

Основные направления исследовательской деятельности на экологической тропе:

  • комплексное исследование можжевельникового сообщества окрестности с. Тлярата и с. Мехельта и сосново-березового леса (биоценоз находится
  • комплексное исследование ключевых источников, а также воды речки “Тляратинки”
  • изучение и определение видового состава субальпийских лугов (фитоценозы Гумбетовского р-на)
  • изучение видового состава орнитофауны Гумбетовского района.
  • выявление загрязнений окружающей среды бытовым и строительным мусором, и отстранения ее, и утилизация этого мусора.
  • ведение дневников фенологических наблюдений,“использование их для прогнозирования.
  • организация полевых пpaктических работ (где учащиеся проводят полевые пpaктические работы по выращиванию семян кустарников и деревьев в можжевельниковом сообществе).

Наша экологическая тропа имеет несколько стоянок, ниже приведены названия стоянок и темы бесед на каждой из них

  1. “Природа наш дом” пpaктические дела школьников - выращивание сеянцев сосны и охрана молодых сеянцев, уход за ним.
  2. “Экологическая неграмотность” - влияние человеческой деятельности на окружающую среду (утилизация бытового мусора, упаковка пластиковой тары, изготовление табличек из прочного материала, предупреждающие население о запрете мусорных свалок около зеленых уголков, или места наиболее благоприятных для зеленных насаждений.
  3. “Река “Тляратинка”- зеленные берега” об особенности этой реки, как бытовой, строительный негативно влияет на природную очистку речной воды.
  4. “Зеленая аптека”: о лекарственных растениях нашего края.
  5. “Лес - легкие природы”: значение соснового бора, березняка “Как идет в нашей местности лесовостановления (сукцессия).

Наша школьная общественная организация - “Можжевельник” имеет свои заповеди, которые в видном месте на окраине молодого леса вывешены, чтобы местное население могло прочитать.

Заповеди школьников и обращение к населению.

  1. Придерживайтесь нашему девизу : “Много леса не губи, мало леса береги, нет леса посади”.
  2. Собирайте мусор после Вашего посещения в лесу, напрасно не ходите по лесу, этим Вы затоптаете подлесье.
  3. Весенний период много собирают березовый сок с березняка, этим Вы наносите раны на коре березы, а в последующем и грибы паразиты (тутовики), поражающие древесины березы.
  4. “Не шуми. Послушай голос леса”.
  5. “Не оставляя на тропе ничего, кроме следов Ваших ног”.
  6. Для охоты вместо ружья используйте фотоаппарат”
  7. “Не трогайте старые или новые гнезда птиц, особенно весной”.
  8. “ При входе и выходе в биоценоз - лес, забудьте мысли о потребительском отношении, отношении человека клееным насаждениям”
  9. “Не забудьте, что лесной воздух содержит в 40-70 раз меньше болезнетворных микробов, чем в парке города или села. Поэтому не сжигайте мусор в лесу, а старайтесь выносить ее из леса, и обращайтесь с огнем осторожно, Вы должны знать, что можжевельник и сосна, кора березы выделяют эфирные масла, которые быстро возгораются.
  10. “Подготовьте ландшафты перед прилетом перелетных птиц, вывешиванием кормушек гнездостроением, этим Вы окажете посильную помощь птицам-нашим друзьям”.
  11. “Друзья, будьте щедры и великодушны, оставляйте Земле ее цветы, не рвите их. Они будут радовать многих людей, которые придут после Вас”
  12. “Дорогие наши односельчане и другие приезжающие отдыхать в лес, мы обращаемся к Вам с большой просьбой: оставляйте свой трaнcпорт далеко от леса от леса т. к лесные популяции видов птиц могут покинуть гнезда от шума трaнcпорта. Благодарим Вас за то, что Вы не рвали цветы, не ломали ветки деревьев. Этот милый лес великое создание природы - кормилец лесной фауны, источник ключевых вод.

Протяженность маршрута экологической тропы 3,5 км, следующая остановка “Речка - Тляратинка” 2009 году в результате весенних повадок зеленные берега этой речки были смыты селевыми потоками, от расстояния снежного покрова горного хребта Салатавии, до этого по берегам росли из деревьев: яблоня, абрикос, сливы. Из кустарников облепиха, шиповник,барбарис, вереск. Из горных растений: крапива, лопух, одуванчик, и в основном борщевик и остро-песта. Из-за кислой почвы, а также с большим содержанием щебня из мергеля.

Приложение 1

Приложение 2



Комментарии:

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

04 12 2025 14:27:40

Урок-путешествие по дыхательной системе


    Урок-путешествие по дыхательной системе

      Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

03 12 2025 15:30:47

Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс


    Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс

      Урок учит привлекать знания о строении клетки, совершенствовать умения учащихся работать с разными источниками информации, умению организовывать собственную деятельность на уроке, обучает работать в группах. Урок соответствует современным образовательным стандартам, может применяться в классах с углубленным изучением биологии....

02 12 2025 5:46:58

Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"


    Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"

      Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....

01 12 2025 21:42:41

Интегрированный урок-путешествие (русский язык + биология) "Удивительное рядом". 6–7-е классы


    Интегрированный урок-путешествие (русский язык + биология) "Удивительное рядом". 6–7-е классы

      Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....

30 11 2025 6:31:42

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....

29 11 2025 10:34:40

Открытый урок биологии по теме "Одомашнивание животных: коневодство и верблюдоводство"


    Открытый урок биологии по теме "Одомашнивание животных: коневодство и верблюдоводство"

      Данный урок знакомит учащихся с домашними животными, обитающими в Казахстане. Знакомит с их разнообразием, с народными понятиями, связанными с животноводством. Углубляет знания о коневодстве и верблюдоводстве их значение в жизни человека, прививает любовь к животным, уважение к труду животноводов и дает профессиональную ориентацию....

28 11 2025 3:30:27

Движение крови в организме. Органы кровообращения


    Движение крови в организме. Органы кровообращения

      Урок проводился в классах с разным уровнем подготовки. Но всегда он проходил на одном дыхании. Проблемные, частично-поисковые формы обучения вызывают неподдельный интерес учеников к знаниям. Используя предложенные приемы можно легко создать атмосферу сотрудничества для решения поставленных задач....

27 11 2025 12:26:58

Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"


    Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"

      Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...

26 11 2025 5:50:31

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....

25 11 2025 16:44:10

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

24 11 2025 23:59:50

Мультимедийный урок биологии по теме "Межвидовые отношения организмов в экосистеме". 9-й класс

Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....

23 11 2025 4:48:15

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

22 11 2025 21:52:37

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

21 11 2025 6:31:36

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

20 11 2025 5:40:40

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы


    Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы

      Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....

19 11 2025 6:12:11

Происхождение и значение пресмыкающихся

Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....

18 11 2025 18:50:19

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"


    Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"

      Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе. ...

17 11 2025 15:51:40

Растительные ткани: образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая

Растительные ткани: образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....

16 11 2025 9:34:29

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

15 11 2025 22:47:10

Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"


    Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"

      Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....

14 11 2025 2:37:28

Программа элективного курса по биологии "Основы цитологии и генетики"


    Программа элективного курса по биологии "Основы цитологии и генетики"

      Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....

13 11 2025 5:10:38

Вещества, образуемые растениями

На уроке, учитывая возрастные особенности пятиклассников, формируются представления о дубильных веществах, фитонцидах и витаминах, понятие о здоровом образе жизни и рациональном питании, умение использовать текст и рисунки при решении поисковых задач, навыки самостоятельной работы с текстом учебника и ИКТ....

12 11 2025 7:49:25

Господин кабан и свинка-господинка

Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...

11 11 2025 10:45:45

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Функции сетчатки глаза"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Функции сетчатки глаза"

      Используя знания об анализаторах и морфологическом строении глаза, сформировать знания о свойствах рецепторов, желтого и слепого пятен, показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности. Рассмотреть причины и профилактику нарушений зрения. ...

10 11 2025 4:48:50

Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс


    Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс

      Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...

09 11 2025 4:35:27

Предмет экологии. Экологические факторы

Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....

08 11 2025 0:15:48

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

07 11 2025 21:59:57

Урок биологии "Вегетативное размножение растений". 6-й класс

Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на пpaктике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая пpaктическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с «Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....

06 11 2025 18:12:15

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....

05 11 2025 5:58:15

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

04 11 2025 2:17:49

Школьный пpaктикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология


    Школьный пpaктикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология

      В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету. В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....

03 11 2025 1:57:47

Научное заседание "Знакомые насекомые"


    Научное заседание "Знакомые насекомые"

      Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

02 11 2025 4:38:28

Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"


    Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"

      Интегрированный урок разработан с целью получения комплексных знаний по биологии и технологии. Данный урок позволяет познакомить учащихся с разнообразием болезнетворных микроорганизмов, вызывающих пищевые отравления. Сформировать навыки, способствующие здоровому образу жизни. ...

01 11 2025 18:11:22

Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах


    Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах

      Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения. ...

31 10 2025 11:48:37

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс


    Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

      Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....

30 10 2025 4:12:11

Открытое внеклассное мероприятие "Заходите до нашей хаты"


    Открытое внеклассное мероприятие "Заходите до нашей хаты"

      В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани. ...

29 10 2025 2:47:36

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

28 10 2025 11:14:43

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

      В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

27 10 2025 0:18:47

Программа по биологии. 10-й класс


    Программа по биологии. 10-й класс

      На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

26 10 2025 22:44:33

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"

      Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....

25 10 2025 12:31:28

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс


    Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

      Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...

24 10 2025 2:18:59

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

23 10 2025 19:26:48

Урок "Методы селекции"


    Урок "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

22 10 2025 15:35:21

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии в малокомплектной школе


    Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии в малокомплектной школе

      Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....

21 10 2025 16:54:17

Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)


    Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)

      Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....

20 10 2025 16:13:25

Тема: "Механизм вдоха и выдоха"


    Тема: "Механизм вдоха и выдоха"

      Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....

19 10 2025 18:39:54

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....

18 10 2025 12:24:26

Организация самостоятельной работы на уроках биологии


    Организация самостоятельной работы на уроках биологии

      В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....

17 10 2025 15:41:21

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе


    Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

      Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания творческого хаpaктера....

16 10 2025 6:26:50

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::