Обобщающий урок по теме: "Лист" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Обобщающий урок по теме: "Лист"

Задачи темы:

  • использовать полученные знания для дальнейшего развития понятия об организме

Базовые знания:

  • внешнее строение листа;
  • клеточное строение листовой пластинки;
  • космическая роль растений

Основные понятия:

  • фотосинтез;
  • испарение;
  • дыхание

Умения:

  • распознавать ткани, клетки;
  • доказывать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, органов растений;
  • проводить простейшие опыты, выясняющие роль листьев в жизни растений.

Тип урока: итоговый урок обобщения и закрепления знаний.

Форма проведения: урок в форме игры КВН, работа в группах.

Оборудование:

  1. Аппликации клеток тканей листа.
  2. Растения, содержавшиеся на свету и в темноте: веточки традесканции, герани, примулы, герани.
  3. Спирт, спиртовка (электрическая плитка), раствор йода.
  4. Пробирки, подсолнечное масло, вазелин.
  5. Раствор кипячёных листьев краснокочанной капусты, уксусная кислота, щёлочь.

План урока

I. Разминка:

  1. Тест «Внешнее и клеточное строение листа»

II. Домашнее задание:

  1. Повторить основные понятия и вопросы темы
  2. Сформировать 5 групп по 4-5 человек
  3. Группам составить кроссворд на тему «Видоизменение листьев»
  4. Написать отзыв о прочитанной книге: о листьях, об учёных, изучавших жизнь листа.

III. Проведение опыта, доказывающего тот или иной процесс, происходящий в листьях:

  1. Образование кислорода листьями на свету
  2. Испарение воды листьями
  3. Дыхание
  4. Образование органических веществ
  5. Изменение окраски листьев осенью
  6.      

IV. Конкурс капитанов

V. Подведение итогов

Ход урока

Вступительное слово учителя о форме и цели урока

I. Разминка – каждой команде предлагаются по два вопроса из теста:

  1. Какую функцию не выполняет лист:

Фотосинтез
Газообмен
Запас питательных веществ
Испарение воды

  1. У сидячих листьев нет:

Листовой пластинки
Черешка
Жилок
Устьиц

  1. У берёзы листья:

Простые
Тройчатосложные
Перистосложные
Пальчатосложные

  1. Какой тканью образована жилка листа:

Покровной
Образовательной
Всасывающей
Проводящей

  1. Для растений класса двудольных характерно жилкование:

Параллельное
Дуговое
Сетчатое
Параллельное и дуговое

  1. Кожица листа образована тканью:

Покровной
Образовательной
Всасывающей
Проводящей

  1. Устьице –это:

Две замыкающие клетки с хлоропластами и щель между ними
Расстояние между клетками
Клетки образовательной ткани
Мёртвые клетки с толстыми стенками

  1. Воздух поступает в растение, благодаря:

Прозрачным клеткам  кожицы
Наличию хлоропластов
Наличию устьиц
Наличию проводящих пучков

  1. Верхняя часть основной ткани листа называется:

Столбчатой тканью
Губчатой тканью
Проводящей тканью
Межклетниками

  1. В состав жилки листа не входят:

Сосуды
Ситовидные трубки
Механические волокна
Устьица

 II. Домашнее задание:

– Группы обмениваются между собой кроссвордами на тему «Видоизменение листьев» и решают их.

– Группы представляют свои отзывы о прочитанной книге: о листьях, об учёных, изучавших жизнь листа.

III. Проведение опыта, доказывающего тот или иной процесс, происходящий в листьях.

Учитель:

– Для того чтобы понять, какие процессы происходят в листьях, мы с вами выполняли множество опытов. Давайте проверим, как вы умеете ставить опыты, доказывающие процессы, происходящие в листьях.

1 команда проводит опыт, доказывающий существование процесса фотосинтеза: «Образование органических веществ»  

Для опыта используются такие растения как примула, герань, традесканция, бегония.

За двое суток до урока одно растение обильно поливают и для оттока крахмала помещают в тёмное место. Другое растение оставляют на свету. На уроке срезают листья с растений и выдерживают  2–3 мин в кипящей воде, затем помещают в стакан с горячим спиртом и получают вытяжку хлорофилла. Обесцвеченные листья облить раствором йода. Лист растения, стоящего на свету окрасился в синий цвет.

Вывод: На свету в хлоропластах листа образуется органическое вещество крахмал.

2 команда проводит опыт:

« Условия образования органических веществ» 

Для демонстрации условий протекания процесса фотосинтеза за один день до урока ставится опыт, показывающий поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету.

Берутся две банки из светлого стекла. В каждую поместить веточки традесканции, герани или другого растения. Налить немного воды, чтобы растения не завяли.  Свечи, укреплённые на проволоке, зажигают и опускают в банки, закрыв их пробками. Свечи погаснут, что указывает на отсутствие в банках кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении. Затем  свечи вынимают. Банки закрывают, и одну ставят в тёмное место, а другую – на свет. На уроке банки открывают и опять опускают туда зажжённые свечи. В банке, стоящей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в тёмном месте, – гаснет.

Вывод: На свету в хлоропластах листа образуется кислород.

3 команда проводит опыт «Испарение воды листьями»

Оборудование:  4 пробирки, с контрольными полосками, указывающими уровень воды в пробирке, слой подсолнечного масла на уровне контрольной полоски.

–  Первая пробирка содержит воду и слой масла, на уровне контрольной полоски: испарения не происходит.

 – Вторая пробирка содержит воду, слой масла, на уровне контрольной полоски и веточку традесканции: уровень воды понизился, листья  испаряют воду.

 – Третья пробирка содержит воду, слой масла и веточку традесканции, с покрытой вазелином верхней частью листьев: уровень воды понизился,  верхняя сторона листовой пластинки воду не испаряет.

 – Четвёртая пробирка содержит воду, слой масла и веточку традесканции, с покрытой вазелином нижней частью листьев: уровень воды остался прежним.

Вывод:  Нижняя сторона листьев испаряет воду.

4 команда проводит опыт «Дыхание»

За двое суток до урока закладывают опыт: в банку положить срезанные свежие листья, чтобы они не завяли, добавить в банку немного воды.

Банку плотно закрыть и поместить в тёмное тёплое место. На уроке ученики вводят в банку свечу на проволоке или горящую лучинку.

Вывод:  Лучинка погасла, так как в банке накапливается углекислый газ, т. е. листья дышат.

5 команда проводит опыт, доказывающий изменение окраски листьев осенью.

В две пробирки разливают раствор кипячёных листьев краснокочанной капусты: в первую добавляют каплями уксусную кислоту -   пигмент антоциан приобретает красную окраску.

Во вторую добавляют щёлочь – пигмент антоциан  приобретает синюю окраску.

Вывод: причина изменения окраски листьев осенью заключается в разрушении хлорофилла, проявлении жёлтого пигмента ксантофилла, в изменении среды клеточного сока, в котором содержится пигмент антоциан.

IV. Конкурс капитанов

Капитаны команд, по очереди не заглядывая, достают из большого конверта аппликации клеток той или иной ткани листа,   называют ткань, к которой относятся рисунки клеток, указывают на их функции.

V.   Подведение итогов:

В конце игры учитель объявляет результаты, определяет команду победительницу и самого активного игрока.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Ботаника Биология

Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...

05 08 2021 9:36:45

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

05 08 2021 8:12:21

Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс

Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....

05 08 2021 2:11:55

Урок по теме "Живая природа Земли"

Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса " Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов. ...

05 08 2021 19:46:56

Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс

Урок демонстрирует проблемный и исследовательский метод при проведении лабораторных работ по биологии. Исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Исследовательский метод дает общее представление о технике, этапах....

05 08 2021 22:15:33

Сон и его значение

Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....

05 08 2021 20:32:18

Урок по курсу "Природоведение", 5-й класс "Как размножаются животные?"

Урок знакомит учащихся с формами полового и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе полового размножения....

05 08 2021 13:39:36

Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)

Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....

05 08 2021 9:13:31

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в « Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....

05 08 2021 0:22:32

Изучение темы "Компьютерные модели"

В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию практических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос " Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....

05 08 2021 8:50:52

Практикум по общей экологии

Представлен урок-практикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены практические задания....

05 08 2021 22:13:43

Условные рефлексы: механизм образования и биологическое значение

Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....

05 08 2021 21:36:17

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Царство Растения"

Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....

05 08 2021 14:54:28

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

05 08 2021 2:12:51

Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс

На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отрабатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой командой. В итоге получают положительный результат. ...

05 08 2021 23:10:35

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме « Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

05 08 2021 13:21:55

Известное и неизвестное в мире животных

Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех О У, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся. Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела « Животные», а также их углубление и расширение. ...

05 08 2021 14:26:22

Использование модульных технологий на уроках биологии

Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе « Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н. М. Черновой, § 28), а также в курсе « Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И. Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....

05 08 2021 14:48:47

Преподавание биологии как творческий процесс

Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....

05 08 2021 0:23:18

Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"

Программа включает углубление теоретического и практического материала по темам: « Опорно-двигательная система», « Сердечно-сосудистая система», « Система органов дыхания», « Пищеварительная система», « Кожные покровы», « Нервная система». Основой курса являются практические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....

05 08 2021 23:54:59

Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)

На уроке учащиеся характеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...

05 08 2021 16:21:43

Доказательства эволюции

Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

05 08 2021 22:40:42

Информационные технологии в преподавании биологии

Работа выполнена для использования на предметной неделе по биологии/экологии. Представлена в форме игры для учащихся 8-х классов. Игра в форме компьютерной презентации позволяет более наглядно представить материал, который поможет закрепить, использовать и дополнить знания учащихся о мире живой природы, в котором мы живем....

05 08 2021 2:33:13

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

05 08 2021 13:35:18

Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс

Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....

05 08 2021 22:17:49

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по У М К линии Н. И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

05 08 2021 17:55:12

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Комбинированный урок биологии " Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

05 08 2021 22:47:12

Использование ТРИЗ на уроках биологии

Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения ( Р Т В) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы Т Р И З и Р Т В, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и практики. В своей работе я попыталась совместить методики Т Р И З и Р Т В и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования Т Р И З и Р Т В на уроках биологии....

05 08 2021 10:23:19

Урок биологии по теме "Почва и ее состав". 6-й класс

Урок носит выраженную практическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....

05 08 2021 19:37:32

Мероприятие "Суд над табаком"

Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана. ...

05 08 2021 18:20:30

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи

Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....

05 08 2021 17:39:46

Использование квест-проектов для организации образовательной деятельности учащихся

Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду. ...

05 08 2021 23:13:50

Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"

Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы. ...

05 08 2021 9:44:16

Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах

Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....

05 08 2021 13:15:23

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках естественно-научного цикла

О необходимости и особенностях использования И К Т на уроках естественно-научных дисциплин....

05 08 2021 1:13:39

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

05 08 2021 5:14:54

Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"

На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания практического характера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....

05 08 2021 18:54:38

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении практических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

05 08 2021 10:22:12

Урок зоологии "Тип Кишечнополостные. Многообразие". 7-й класс

Ф Г О С предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены У У Д, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....

05 08 2021 2:56:21

Лекарственные и редкие растения Камчатки

Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

05 08 2021 12:22:58

"Круги кровообращения"

Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

05 08 2021 9:25:40

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова

В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....

05 08 2021 11:21:13

Урок-игра "Водоросли". 6-й класс

Урок-игра проводится при подведении итогов по теме. Урок составлен к учебнику « Биология» под редакцией И. Н. Пономаревой. Повторяет материал по теме в виде игры, активизирует познавательный интерес учащихся....

05 08 2021 9:38:56

Развернутый план урока на тему "Продление рода. Органы размножения". 7-й класс

Материал урока представлен в сжатой компактной форме концептуальной таблицы и графических схем «фишбоун» и «синквейн». На каждом этапе урока предусмотрена различная деятельность: игра, самостоятельная, словарная работа, с учебником и наглядным материалом. Урок содержит методические приемы, рефлексии, стимулирования познавательной деятельности. Контроль на каждом этапе урока. Дифференцированный подход ‒ в индивидуальных «картах знаний»....

05 08 2021 20:33:43

Тема урока: "Класс земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности как примитивныех наземных позвоночных"

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....

05 08 2021 18:20:36

Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"

Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: " Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...

05 08 2021 23:40:43

Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"

Этот урок является первым в теме " Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии ( Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока. ...

05 08 2021 4:20:38

Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс

Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

05 08 2021 17:23:36

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

05 08 2021 17:32:29

Авторская общеобразовательная программа биологического кружка

Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....

05 08 2021 22:29:27

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)