Лаборатория фитоинвазий    

Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"

Тема: Класс двудольные растения. Семейство «Пасленовые».

Цели:

  • Образовательные:
  • познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Пасленовые.
  • Развивающие:
  • продолжить формировать умение составлять морфологическое описание растений;
  • умение обобщать, анализировать, сравнивать;
  • развивать творческое мышление учащихся.
  • Воспитательные:
  • показать значение растений данного семейства для человека;
  • воспитывать бережное отношение человека к природе и прослеживать неразрывную связь человека и природы.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, учебные таблицы «Семейство Розоцветные», «Семейство Пасленовые», муляжи, наглядные пособия, гербарий.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Настроить учащихся на работу:

– проверить готовность учащихся к уроку;
– оценить санитарно-гигиеническое состояние кабинета;
– отметить отсутствующих на уроке учащихся;
– обозначить цели, задачи урока.

II. Опрос домашнего задания

– Ребята, давайте в начале урока вспомним о чем мы говорили на предыдущем уроке? (О представителях семейства Розоцветные)
– И мне хотелось бы узнать, что вы запомнили и что узнали о представителях данного семейства! (Что тебе запомнилось?)
– Я предлагаю вам выполнить следующие задания.

1. Тест – одних ребят я попрошу письменно, индивидуально поработать с тестом (время на эту работу 10 мин.).

1. Систематика – это наука:

а) о многообразии организмов, объединении их в группы на основе родства;
б) о живой природе;
в) о строении и жизнедеятельности растений;
г) о сезонных периодических изменениях жизни растений и животных.

2. Наиболее крупная систематическая категория?

а) вид
б) семейство
в) отдел
г) род

3. Среди растений семейства капустных (крестоцветных), преобладают:

а) зерновые
б) овощные
в) плодово-ягодные
г) крупяные

4. При объединении организма в группы участвуют:

а) их свойства без учета родства;
б) общность, мест их обитания;
в) сходство с учетом их родства;
г) практическое значение.

5. Группа особей, сходных по своему строению обитающих на определенной территории, скрещивающихся и дающих плодовитое потомство:

а) отдел
б) вид
в) род
г) семейство

6. В семейства объединяют:

а) растения родственных классов;
б) растения родственных родов;
в) растения родственных видов;
г) растения родственных отделов.

По истечении отведенного для выполнения задания времени учитель собирает работы.

2. Выполнить на доске задание «Третий лишний» – выбрать лишнего представителя и кратко объяснить почему? Пойдут 2 учащихся.

(Задание на доске заранее оформлено учителем).

Первый ученик:

Капуста – редис – яблоня
Груша – вишня – редька
Рапс – горчица – лебеда

Второй ученик:

Рябина – яблоня – пастушья
Турнепс – брюква – боярышник
Ежевика – шиповник – вечерница

3. Собрать корзинку (плодово-ягодные представители семейства «Розоцветных»)

На доске заранее приклеены различные плоды и овощи, из которых ученику нужно выбрать только те, которые относятся к семейству Розоцветных. После выполнения гадания на доске остаются плоды и овощи семейства «Пасленовые», которые будут изучаться на этом уроке.

4. А остальным, я предлагаю активно поучаствовать в блиц опросе! (за каждый верный ответ ученик получает жетон, это является прекрасной возможностью заработать оценку за устный ответ).

Некоторые выходят к доске и пользуются таблицами при ответе на вопрос.

1. По каким признакам растения объединяются в классы (сколько их)?
2. По каким признакам растения объединяют в семейства (сколько их)?
3. Наименьшая единица классификации.
4. Назовите, написать формулу «Розоцветных».
5. Назовите соцветие представителей «Розоцветных».
6. Написать еще одну формулу семейства.
7. Плод «Розоцветных».
8. Признаки цветка (кем опыляется?).
9. Значение в жизни человека представителей семейства «Розоцветных».

Проверка работ на доске всем классом:

– третий лишний;
– корзинка.

Посмотрите, ребята что осталось на доске, знакомы ли вам эти плоды, растения (Да!), но среди них есть и не совсем знакомые, поэтому я вам подскажу что все оставшиеся относятся к одному семейству. И это семейство носит название «Пасленовые». Всего представителей этого семейства насчитывается 3000 видов.

III. Актуализация знаний для усвоения новой темы

Цель нашею урока подробнее познакомиться с самыми распространенными представителями данного семейства поближе!
– А значит, что о них узнать, что предстоит изучить! (строение цветка плода, соцветие, значение).
Один из представителей этого семейства вам очень хорошо знаком. А вот историю его окультуривания знают не все, ее еще называют «картофельные страдания».
Послушаем доклад «Картофель – уникальное растение» подготовленный учеником нашего класса.

IV. Изучение нового материала

А теперь ребята, пользуясь текстом учебника § 49 (стр. 217–220) нужно дать морфо-биологическую характеристику представителям данного семейства, заполняя таблицу.

Название семейства

Формула цветка

Соцветие

Плод

Представители

 

 

 

 

 

 

– А теперь вместе проверим, как вы справились с этим заданием.
– А как вы заполнили колонку «представители» мы проверим с помощью «Загадок» Выберете правильный ответ из предложенных мною картинок (овощей). И сразу скажите, какое значение имеет в жизни человека.
Картофель только ли 2-й хлеб, а вот и нет, давайте вместе послушаем сообщение о том где и как еще можно применять эту культуру.

– Ребята посмотрите внимательно на рисунок в учебнике стр. 174–175 все ли «пасленовые», гак полезны, и безобидны для человека!
Да, верно ребята среди них затаились опасные для жизни человека экземпляры! Дело в том, что такие растения как белена, дурман, табак в своих плодах накапливают вещества – яды.

V. Закрепление

1. Выбрать из предложенных формулу семейства «Пасленовых» (есть еще знакомые)?

2. Давайте еще раз перечислим представителей семейства, с которыми мы сегодня познакомились?!
Овощные, технические, декоративные, лекарственные.

3. Какие из них растут на грядках вашего огорода, в нашем регионе?!

4. Как мы их используем?! А нужны ли ядовитые, может их следует уничтожать?!

5. У вас на столах лежат вопросы, давайте попробуем справиться с этим заданием.

6. Из представленных наглядных пособий выбрать представителей семейства «Пасленовые», «Розоцветные».

7. Рабочая тетрадь (задание № стр.)

VI. Подведение итогов урока

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание: § 49 + рабочая тетрадь.

Творческое задание:

1 ряд – составить кроссворд
2 ряд – рисунки можно через художественный образ
3 ряд – стихи и загадки, красиво оформить



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - " Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

28 11 2020 10:59:29

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

27 11 2020 9:14:53

Урок-лекция "Биоразнообразие – результат органической эволюции"

Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....

26 11 2020 0:45:31

Интегрированный урок (биология + ОБЖ) по теме "Гигиена дыхания"

Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме " Дыхание" в курсе " Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы практических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....

25 11 2020 12:22:14

Конспект урока "Тип хордовые, подтип бесчерепные, род ланцетник"

В данной разработке представлен материал, характеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...

24 11 2020 9:41:58

Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы

Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией. ...

23 11 2020 11:17:24

Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс

Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....

22 11 2020 23:13:42

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра"

Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....

21 11 2020 4:10:30

Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса

Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

20 11 2020 18:55:21

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

19 11 2020 6:41:55

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

18 11 2020 16:55:39

Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс

В разработке представлены практические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....

17 11 2020 13:40:45

Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра

Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....

16 11 2020 21:18:19

Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"

Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В. В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....

15 11 2020 20:33:44

Цветок

Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....

14 11 2020 12:42:30

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....

13 11 2020 17:21:54

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....

12 11 2020 2:56:55

Урок природоведения в 5-м классе. Обобщающий урок-игра по теме "Земля"

Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме " Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету. ...

11 11 2020 16:36:38

Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс

Урок является первым при изучении темы « Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....

10 11 2020 5:44:54

Путешествие в страну динозавров. 7-й класс

Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....

09 11 2020 9:20:56

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

08 11 2020 5:15:53

Экология устами младенца

Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...

07 11 2020 17:17:54

Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"

Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....

06 11 2020 18:25:29

Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения

Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса " Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед. ...

05 11 2020 18:58:31

Интеллектуальная игра (7-й класс)

Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

04 11 2020 14:14:42

Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания

В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете. ...

03 11 2020 5:51:46

Урок биологии на тему "Многообразие земноводных"

Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....

02 11 2020 18:58:34

Интерактивный образовательный проект "Растения"

Представлен интерактивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в Д О У, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы « Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

01 11 2020 14:40:30

По следам эволюции

Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы " Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме, вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....

31 10 2020 19:31:58

Витамины (разработка урока в 8-м классе)

Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....

30 10 2020 4:24:36

Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"

На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме « Кольчатые черви». ...

29 10 2020 21:46:22

Ролевая игра по антинаркотическому воспитанию подростков "Мое будущее начинается сегодня"

Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....

28 10 2020 21:10:14

Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"

Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....

27 10 2020 13:49:26

Урок-экскурсия по биологии на тему "Мир растений малой родины". 6-й класс

Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....

26 10 2020 14:39:50

Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Членистоногих"

Разработка урока по теме " Членистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....

25 10 2020 11:57:56

Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность

Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем. ...

24 10 2020 19:17:33

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение

Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, грудь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....

23 10 2020 0:14:24

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

22 10 2020 11:11:31

Общая характеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)

Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....

21 10 2020 3:21:15

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

20 10 2020 17:49:23

Внедрение проектной деятельности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....

19 10 2020 5:41:34

Растительность и животные мира

Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

18 10 2020 6:58:12

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и практику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей практической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

17 10 2020 18:24:10

Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"

Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....

16 10 2020 17:48:54

Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма

Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз. ...

15 10 2020 22:51:58

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению

Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....

14 10 2020 15:46:40

Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс

Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Вырабатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....

13 10 2020 2:55:38

Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"

Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...

12 10 2020 21:29:17

Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана

Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....

11 10 2020 6:36:52

Нестандартный урок биологии "Надкласс рыбы". 7-й класс

Урок расширяет представления учащихся об эволюции хордовых, знакомит с особенностями организации рыб как водных позвоночных. Нестандартная форма урока активизирует умственную деятельность учащихся, систематизирует знания, повышает интерес к изучению биологии, развивает у семиклассников творческий потенциал....

10 10 2020 21:15:54

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем

Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям неблагоприятных факторов среды....

09 10 2020 7:17:49

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. 9-й класс

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....

08 10 2020 11:19:20

Кружок "Уроки здоровья"

Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....

07 10 2020 2:25:36

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

06 10 2020 8:12:25

Строение и функции лейкоцитов. Иммунитет. 8-й класс

На уроке биологии в 8-м классе прослеживается системный подход при изучении понятий «биологические системы», рассматриваются и их взаимосвязи....

05 10 2020 17:25:35

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

04 10 2020 8:15:56

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс

Данный урок начинает тему " Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опорные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....

03 10 2020 7:15:53

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы " Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

02 10 2020 8:37:39

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам " Происхождение человека" и " Строение организма"....

01 10 2020 7:51:53

Фенотипическая изменчивость

Народная мудрость гласит: « Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....

30 09 2020 3:55:49

"Погоня за пятерками". Обобщающий урок по теме "Зрительный анализатор. Гигиена зрения"

Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....

29 09 2020 22:39:32

Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс

Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы « Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....

28 09 2020 17:58:16

Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"

Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....

27 09 2020 17:37:13

Развивающее обучение на уроках биологии

В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского характера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии " Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....

26 09 2020 15:24:45

Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс

Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: " Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: " Основные закономерности явлений наследственности"....

25 09 2020 17:33:41

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

Урок-конференция по теме « Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

24 09 2020 12:46:51

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

Урок биологии в 6-м классе по У М К Н. И. Сонина с применением модульной технологии и И К Т....

23 09 2020 0:21:35

Урок биологии "Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика"

Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя практические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

22 09 2020 9:30:54

Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса "Открывая занавес"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс " Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....

21 09 2020 14:30:39

Исследовательский подход в преподавании биологии

Решение задачи усиления практической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....

20 09 2020 14:51:42

Тематический классный час на тему "Иммунная система" – "Остаться в живых"

Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со С П И Дом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о В И Ч и С П И Де, а также их разрушительном действии. В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....

19 09 2020 2:45:30

Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"

Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....

18 09 2020 22:28:27

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует У М К « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

17 09 2020 18:51:29

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику " Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

16 09 2020 7:56:21

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под З О Ж они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

15 09 2020 10:49:41

Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"

Урок биологии в 10-м классе с использованием методики « Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М. А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...

14 09 2020 3:31:56

Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс

В ходе урока обучающиеся знакомятся с характерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....

13 09 2020 6:18:53

Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

Данный урок входит в систему уроков изучения темы « Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...

12 09 2020 16:16:34

Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"

Урок имеет большую практическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения. ...

11 09 2020 4:38:32

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

10 09 2020 5:16:17

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме " Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

09 09 2020 13:11:43

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме « Историческое развитие растительного мира на Земле»....

08 09 2020 10:56:56

Саморазвитие экосистемы

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить характер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....

07 09 2020 18:12:54

Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"

Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме " Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....

06 09 2020 21:16:22

Эволюция – миф или реальность?

В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу " Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью Э В М. ...

05 09 2020 22:25:38

«Почва как среда жизни». 5-й класс

Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....

04 09 2020 22:11:11

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

03 09 2020 18:12:54

Урок биологии по теме "Грибы"

Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности. ...

02 09 2020 20:21:27

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

01 09 2020 13:40:58

Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...

31 08 2020 10:48:46

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы

Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....

30 08 2020 7:59:40

Правильная осанка – залог здоровья

Мы смогли вскрыть некоторые причины нарушения осанки, дать определённые рекомендации, обратить внимание учащихся, учителей и родителей на формирование здорового человека. Наши рекомендации могут предотвратить развитие заболеваний опорно-двигательной системы при переносе школьно-письменных принадлежностей. ...

29 08 2020 3:50:47

Урок биологии. Тема: "Эмбриональный период развития организмов". 9-й класс

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....

28 08 2020 0:22:14

Класс Сцифоидные медузы: строение, размножение, жизненный цикл

Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....

27 08 2020 3:49:38

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

Урок обобщения знаний по теме " Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

26 08 2020 5:23:25

Особенности строения, свойства и функции цитоплазмы

На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время практической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях Е Г Э. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....

25 08 2020 5:37:10

Способы размножения организмов

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании полового и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и полового размножения в природе и для человека....

24 08 2020 19:30:52

Здоровое питание - залог успешного развития ребенка

В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....

23 08 2020 16:16:23

Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс

Урок по У М К Пасечника В. В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....

22 08 2020 1:59:40

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Комбинированный урок биологии " Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

21 08 2020 22:30:36

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (практический курс)"

Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения практических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

20 08 2020 23:13:35

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме « Историческое развитие растительного мира на Земле»....

19 08 2020 22:24:23

Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс

Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....

18 08 2020 20:52:51

Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"

Используя слайды и интерактивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опорный конспект, характеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....

17 08 2020 21:32:17

Разработка урока "Клеточное строение организмов"

Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...

16 08 2020 10:35:59

Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень

Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....

15 08 2020 12:12:31

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

Сценарий урока в форме интеллектуальной игры « Своя игра» для учащихся 5-х классов....

14 08 2020 18:18:44

Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования

В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....

13 08 2020 4:27:34

Выделительная система организма человека

Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....

12 08 2020 12:45:16

Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)

Изучение данной темы в разделе биологии « Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....

11 08 2020 8:53:46

Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Многообразие и значение моллюсков"

На уроке использовалась технология критического мышления с учетом личностно ориентированного подхода к учащимся. Используются различные методы: словесные, наглядные, практические, устного и письменного контроля и самоконтроля. Различные формы организации познавательной деятельности активизируют позицию ученика....

10 08 2020 7:45:55

Отдел голосеменные (хвойные растения)

Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В. В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....

09 08 2020 5:21:39

Авторская программа факультативного курса по биологии "Животные" с использованием информационного интегрированного продукта "КМ-Школа"

Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта " К М- Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету " Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....

08 08 2020 19:22:14

Мастерская "Биосинтез белка"

Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

07 08 2020 8:28:19

Что я знаю о живых организмах. 5-й класс

Работа представляет собой полную разработку урока по теме « Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т. С. Сухова, В. И. Строганов, программа под редакцией И. Н. Пономарёвой). Урок в форме игры « Копилка»....

06 08 2020 14:20:32

Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс

Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....

05 08 2020 21:31:58

Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс

Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....

04 08 2020 10:57:37

Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"

Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....

03 08 2020 3:54:32

Кровь

Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....

02 08 2020 1:40:13

Игра "Магический квадрат" по теме "Наши соседи по планете". 7-й класс

Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....

01 08 2020 18:47:35

Первые русские ученые эволюционисты

Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, К. Ф. Вольф, А. А. Каверзнев, И. Е. Дядьковский, К. М. Бэр, К. Ф. Рулье, Н. А. Северцов....

31 07 2020 11:55:39

"Класс однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса однодольные". 6-й класс

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему " Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, Т С О, гербарных образцов, таблиц, опорные конспекты; практические: лабораторная работа « Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....

30 07 2020 3:31:52

Значение водорослей в природе и жизни человека

Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....

29 07 2020 3:11:49

Мультимедийная поддержка уроков биологии

Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

28 07 2020 20:55:47

Программа экологического воспитания. Клуб "ЭКОС"

Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...

27 07 2020 15:30:55

Вирусы

При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического практикума. В статье я представляю свой опыт использования И Т на уроке биологии по теме " Вирусы"....

26 07 2020 8:46:22

Методическая разработка урока по теме "Строение и работа сердца"

Основная задача урока – формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации, развитие критического мышления, творческих и коммуникативных способностей. Учащиеся самостоятельно получают информацию, перерабатывают ее для получения необходимого результата, делают выводы....

25 07 2020 4:42:15

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

24 07 2020 4:29:30

Наследственные болезни

На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интерактивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...

23 07 2020 16:33:28

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение И К Т на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

22 07 2020 10:31:57

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

21 07 2020 15:10:48

Комбинированный урок в 5-м классе "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе"

Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала. ...

20 07 2020 3:36:39

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

19 07 2020 0:18:15

Активное познание основ биологии на интегрированных уроках

Интегрируя уроки биологии и И З О, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих практических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и И З О по темам " Соцветия", " Побег. Расположение почек и листьев на стебле", " Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе. ...

18 07 2020 6:58:53

"Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)

Внеклассное занятие в форме игры " Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....

17 07 2020 2:51:38

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под З О Ж они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

16 07 2020 22:23:17

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

15 07 2020 15:39:56

Методы изучения природы. Практическая работа. 5-й класс (Практическая направленность уроков биологии)

Данный урок (практическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с У М К под редакцией А. А. Плешакова и Н. И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....

14 07 2020 20:32:19

Урок биологии на тему "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах". 9-й класс

Урок расширяет представления об опорно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....

13 07 2020 1:50:30

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение

Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на практике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

12 07 2020 7:57:47

Методическая разработка "Цвети, Земля!"

Методическая разработка " Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...

11 07 2020 14:51:22

Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"

Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....

10 07 2020 23:14:42

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Мочевыделительная система"

Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интерактивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет". ...

09 07 2020 18:59:16

Царство насекомых

Урок-обобщение по теме " Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и практическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между командами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся. ...

08 07 2020 10:53:32

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

07 07 2020 21:43:46

Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опорно-двигательная система человека. Строение мыщц"

Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме " Опорно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....

06 07 2020 7:19:25

Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"

Урок завершает изучение темы " Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. ...

05 07 2020 21:45:58

Тема урока: "Плазматическая мембрана. Транспорт веществ"

Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить транспорт веществ через нее. ...

04 07 2020 11:54:30

Разработка урока биологии "Плод. Разнообразие и значение плодов"

Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений. ...

03 07 2020 4:16:41

Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"

В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса. ...

02 07 2020 19:49:44

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)