Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"
Тема: Класс двудольные растения. Семейство «Пасленовые».
Цели:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Пасленовые.
- Развивающие:
- продолжить формировать умение составлять морфологическое описание растений;
- умение обобщать, анализировать, сравнивать;
- развивать творческое мышление учащихся.
- Воспитательные:
- показать значение растений данного семейства для человека;
- воспитывать бережное отношение человека к природе и прослеживать неразрывную связь человека и природы.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, учебные таблицы «Семейство Розоцветные», «Семейство Пасленовые», муляжи, наглядные пособия, гербарий.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Настроить учащихся на работу:
– проверить готовность учащихся к уроку;
– оценить санитарно-гигиеническое состояние кабинета;
– отметить отсутствующих на уроке учащихся;
– обозначить цели, задачи урока.
II. Опрос домашнего задания
– Ребята, давайте в начале урока вспомним о чем
мы говорили на предыдущем уроке? (О
представителях семейства Розоцветные)
– И мне хотелось бы узнать, что вы запомнили и что
узнали о представителях данного семейства! (Что
тебе запомнилось?)
– Я предлагаю вам выполнить следующие задания.
1. Тест – одних ребят я попрошу письменно, индивидуально поработать с тестом (время на эту работу 10 мин.).
1. Систематика – это наука:
а) о многообразии организмов, объединении их в группы на основе родства;
б) о живой природе;
в) о строении и жизнедеятельности растений;
г) о сезонных периодических изменениях жизни растений и животных.
2. Наиболее крупная систематическая категория?
а) вид
б) семейство
в) отдел
г) род
3. Среди растений семейства капустных (крестоцветных), преобладают:
а) зерновые
б) овощные
в) плодово-ягодные
г) крупяные
4. При объединении организма в группы участвуют:
а) их свойства без учета родства;
б) общность, мест их обитания;
в) сходство с учетом их родства;
г) пpaктическое значение.
5. Группа особей, сходных по своему строению обитающих на определенной территории, скрещивающихся и дающих плодовитое потомство:
а) отдел
б) вид
в) род
г) семейство
6. В семейства объединяют:
а) растения родственных классов;
б) растения родственных родов;
в) растения родственных видов;
г) растения родственных отделов.
По истечении отведенного для выполнения задания времени учитель собирает работы.
2. Выполнить на доске задание «Третий лишний» – выбрать лишнего представителя и кратко объяснить почему? Пойдут 2 учащихся.
(Задание на доске заранее оформлено учителем).
Первый ученик:
Капуста – редис – яблоня
Груша – вишня – редька
Рапс – горчица – лебеда
Второй ученик:
Рябина – яблоня – пастушья
Турнепс – брюква – боярышник
Ежевика – шиповник – вечерница
3. Собрать корзинку (плодово-ягодные представители семейства «Розоцветных»)
На доске заранее приклеены различные плоды и овощи, из которых ученику нужно выбрать только те, которые относятся к семейству Розоцветных. После выполнения гадания на доске остаются плоды и овощи семейства «Пасленовые», которые будут изучаться на этом уроке.
4. А остальным, я предлагаю активно поучаствовать в блиц опросе! (за каждый верный ответ ученик получает жетон, это является прекрасной возможностью заработать оценку за устный ответ).
Некоторые выходят к доске и пользуются таблицами при ответе на вопрос.
1. По каким признакам растения объединяются в
классы (сколько их)?
2. По каким признакам растения объединяют в
семейства (сколько их)?
3. Наименьшая единица классификации.
4. Назовите, написать формулу «Розоцветных».
5. Назовите соцветие представителей
«Розоцветных».
6. Написать еще одну формулу семейства.
7. Плод «Розоцветных».
8. Признаки цветка (кем опыляется?).
9. Значение в жизни человека представителей
семейства «Розоцветных».
Проверка работ на доске всем классом:
– третий лишний;
– корзинка.
Посмотрите, ребята что осталось на доске, знакомы ли вам эти плоды, растения (Да!), но среди них есть и не совсем знакомые, поэтому я вам подскажу что все оставшиеся относятся к одному семейству. И это семейство носит название «Пасленовые». Всего представителей этого семейства насчитывается 3000 видов.
III. Актуализация знаний для усвоения новой темы
– Цель нашею урока подробнее
познакомиться с самыми распространенными
представителями данного семейства поближе!
– А значит, что о них узнать, что предстоит
изучить! (строение цветка плода, соцветие,
значение).
Один из представителей этого семейства вам очень
хорошо знаком. А вот историю его окультуривания
знают не все, ее еще называют «картофельные
страдания».
Послушаем доклад «Картофель – уникальное
растение» подготовленный учеником нашего
класса.
IV. Изучение нового материала
А теперь ребята, пользуясь текстом учебника § 49 (стр. 217–220) нужно дать морфо-биологическую хаpaктеристику представителям данного семейства, заполняя таблицу.
Название семейства |
Формула цветка |
Соцветие |
Плод |
Представители |
|
|
|
|
– А теперь вместе проверим, как вы справились с
этим заданием.
– А как вы заполнили колонку «представители» мы
проверим с помощью «Загадок» Выберете
правильный ответ из предложенных мною картинок
(овощей). И сразу скажите, какое значение имеет в
жизни человека.
Картофель только ли 2-й хлеб, а вот и нет, давайте
вместе послушаем сообщение о том где и как еще
можно применять эту культуру.
– Ребята посмотрите внимательно на рисунок в
учебнике стр. 174–175 все ли «пасленовые», гак
полезны, и безобидны для человека!
Да, верно ребята среди них затаились опасные для
жизни человека экземпляры! Дело в том, что такие
растения как белена, дурман, табак в своих плодах
накапливают вещества – яды.
V. Закрепление
1. Выбрать из предложенных формулу семейства «Пасленовых» (есть еще знакомые)?
2. Давайте еще раз перечислим представителей
семейства, с которыми мы сегодня познакомились?!
Овощные, технические, декоративные,
лекарственные.
3. Какие из них растут на грядках вашего огорода, в нашем регионе?!
4. Как мы их используем?! А нужны ли ядовитые, может их следует уничтожать?!
5. У вас на столах лежат вопросы, давайте попробуем справиться с этим заданием.
6. Из представленных наглядных пособий выбрать представителей семейства «Пасленовые», «Розоцветные».
7. Рабочая тетрадь (задание № стр.)
VI. Подведение итогов урока
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание: § 49 + рабочая тетрадь.
Творческое задание:
1 ряд – составить кроссворд
2 ряд – рисунки можно через художественный образ
3 ряд – стихи и загадки, красиво оформить
Комментарии:
Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....
30 06 2025 3:17:54
В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....
29 06 2025 14:36:46
Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....
28 06 2025 9:46:10
Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....
27 06 2025 15:59:26
Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся.
...
26 06 2025 20:21:50
В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....
25 06 2025 7:10:56
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
24 06 2025 9:14:22
Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....
23 06 2025 2:55:13
Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока.
...
22 06 2025 18:27:51
Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....
21 06 2025 9:27:18
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....
20 06 2025 12:12:46
В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....
19 06 2025 18:14:21
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....
18 06 2025 5:10:19
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
17 06 2025 13:57:36
Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....
16 06 2025 18:24:53
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
15 06 2025 12:10:23
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
14 06 2025 11:23:55
Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....
13 06 2025 13:10:31
Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....
12 06 2025 17:38:14
Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии.
Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ.
Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....
11 06 2025 3:19:50
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
10 06 2025 21:35:22
Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....
09 06 2025 15:17:43
При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....
08 06 2025 3:32:56
Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока.
...
07 06 2025 9:44:31
Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....
06 06 2025 6:41:44
Материал позволяет систематизировать изученный материал, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, работать с понятиями в системе их применения, реализуя межпредметные связи. ...
05 06 2025 4:29:15
Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....
04 06 2025 9:37:25
Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия.
Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами.
...
03 06 2025 11:52:28
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
02 06 2025 9:53:39
Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....
01 06 2025 11:46:35
Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....
31 05 2025 20:23:18
Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....
30 05 2025 1:59:12
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
29 05 2025 3:34:58
В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология.
Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии.
...
28 05 2025 3:41:35
Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....
27 05 2025 18:35:43
Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам.
...
26 05 2025 18:31:15
На уроке создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний. Весь урок проходит без использования учебника. На уроке с новой информацией выступают и учитель, и сами учащиеся, которые заранее получили опережающее домашнее задание. Используются формы групповой и индивидуальной работы. На уроке развиваются пpaктические навыки работы с натуральными объектами, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей.
...
25 05 2025 2:23:23
Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент.
Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий.
На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков.
...
24 05 2025 18:59:49
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
23 05 2025 2:52:14
Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....
22 05 2025 6:35:58
Биологическая игра «Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры «Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....
21 05 2025 8:39:49
Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса.
...
20 05 2025 12:41:13
Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений.
...
19 05 2025 20:39:10
Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз.
...
18 05 2025 19:48:20
Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....
17 05 2025 16:12:20
Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....
16 05 2025 19:20:24
Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....
15 05 2025 18:11:54
Представлен урок биологии в 9-м классе по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....
14 05 2025 17:58:41
На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....
13 05 2025 13:30:48
Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....
12 05 2025 14:31:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::