Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"

Эпиграф:
Уйти из этого мира
существом
более высоким, чем
пришел в него.
А.И. Солженицын
Методическая записка
Учет особенностей конкретной аудитории. Урок проводится в 7-м классе.
Психологические особенности детей данного класса заключаются в повышенных познавательных потребностях и возможностях. Основные из них: любознательность и исследовательское поведение, самостоятельность мышления, неприятие авторитаризма и давления со стороны учителя. Уровень умственных способностей оценивается выше среднего. Для работы с данной аудиторией (из опыта работы и учебных диагностик) более приемлемы технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, а именно: технология проблемного обучения (с упором на эвристическую беседу), направлена на формирование умений: сравнивать, сопоставлять и анализировать.
Введение в урок
Данный урок является продолжением темы «Царство животные». По типу урок – комбинированный, разработан в соответствии с основным обязательным минимумом и образовательным стандартом, заявленным в государственной программе образования (примерная программа ГОСТ-2004).
Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, являющегося логическим продолжением предыдущих уроков. На основе систематизации знаний проводится эвристическая беседа, которая переходит в актуализацию знаний. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний на момент принятия темы. В ходе беседы определяют цель урока и этапы ее достижения, которые учитель записывает на доске. Таким образом, происходит побуждение к определению образовательных целей на диагностической основе. Осмысление необходимости получения новых и нужных знаний и умений.
Развивающее значение урока:
- способствует обучению школьников умению определять черты сходства и различия в изучаемых объектах.
- способствует обучению школьников умению сравнивать и обобщать изучаемые объекты.
- Способствует формированию умения конструировать творческие вопросы
Воспитательное значение урока:
- воспитание трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
Ход урока
Триединая дидактическая цель: обеспечить в ходе урока усвоение следующих понятий: многоклеточные, фагоцетелла, беспозвоночные, хордовые, двухслойные, трехслойные, бесчерепные, черепные;
Развивающая цель: создать условия для развития умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обеспечить в ходе урока развитие операций логического мышления (сравнение, сопоставление, выделение главного, обобщение, доказательность) ;
Воспитательная цель: способствовать воспитанию трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
Оборудование и средства наглядности: ИКТ (виртуальная школа Кирилла и Мефодия: презентация к уроку), карточки с тестами
|
Этап урока |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|---|---|---|---|
|
Организация начала урока |
1. Приветствие. 2. Организация внимания. 3. Презентация «Многообразие царств живой природы» |
1. Проверка готовности класса к уроку. 2. Показ презентации (слайды с представителями царств живой природы) 3. Внимание к состоянию учащихся. |
1.Психологический настрой на работу. |
|
Проверка имеющихся знаний на начало урока |
1. Проверка объема и качества усвоения материала. 2. Проверка образа мышления отвечающих учеников. 3.Комментирование ответов учащихся. |
Фронтальная беседа: 1.На уроках биологии мы с вами изучаем царства живой природы. Перечислите их. Слайд 1 2. Выделите основные особенности каждого царства. Слайды 2-6. 3. Один учащийся работает у доски используя карточки составляет схему систематики живой природы. 4. Работают с тестом «Сравнение царств Растений и Животных». Слайд 7 (Приложение 1) |
1. Отвечают на вопросы 2. Дополняют, корректируют ответы друг друга. 3. Составляют схему систематики живой природы. 4. Выполняют тест, меняются работами. Выставляют друг другу оценки. Слайд 8 5. Работы сдаются одному ученику, который все оценки сводит в ведомость. (Приложение 2) |
|
Актуализация и систематизация знаний и умений. Подготовка к восприятию учебного материала |
1. Задание на актуализацию. 2. Формулировка цели изучения нового материала. 3. Мотивация учащихся к его усвоению. 4. Постановка перед учащимися учебной проблемы. |
1. Заполняют схему «Царство животные» 2. Подготавливает дидактический материал по признакам каждого подцарства. Слайд 9-10 Одноклеточные, многоклеточные 3. Побуждает учащихся к формулированию проблемного вопроса, темы и целевых установок урока. 3. Помогает сформулировать ученикам предполагаемые результаты обучения. |
1. Дополняют схему признаками. 2. Сталкиваются с проблемной ситуацией. (незнание признаков подцарства многоклеточные) 3. Формулирование путей решения проблемы 4. Формулируют тему урока, целевые установки: Слайды 11-12 Знать: 1. Признаки подцарства Многоклеточные 2. Классификацию подцарства Уметь: 1. Выделять признаки подцарства, делать выводы 2. Классифицировать живые организмы по группам, делать выводы. 3. Относить предложенных животных в группы на основании изученных признаков. 4. Пользуясь полученными знаниями выполнять предложенные задания. 5. Формулируют представление о конечном результате согласно целевым установкам |
|
Усвоение новых знаний и способов действий |
1.Организация внимания. 2.Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления первичного обобщения и систематизации учебного материала. |
1. Организует внимание учащихся 2.Привлечение всех учащихся к активному обсуждению. За счет использования учебной задачи. Пользуясь материалом учебной статьи, дополните предложенную схему. Слайд 13-15 3. Направляет работу с текстом, помогает детям корректировать свои выводы. 4. Выполняют пpaктическую работу. Слайды 16-23 Задание « Отнесите предложенные организмы по группам согласно схеме» 5. Мотивирует учащихся на дальнейшее изучение темы Возникает проблемный вопрос. На основании каких признаков данные организмы распределяются по группам? |
1. Активно обсуждают учебную задачу. Выделяют признаки хаpaктерные для подцарства многоклеточных. Предлагают свои решения. Слайд 13-15 2. Заполняют схему 3. Выполняют пpaктическую работу, выдвигают гипотезы о принадлежности животных к той или иной группе, спорят. 4. Приходят к выводу о том, что, не зная признаки каждой группы животных подцарства многоклеточные, нельзя точно определить принадлежность предложенных животных. |
|
Первичная проверка усвоения |
1. Организация процесса осознания, осмысления первичного усвоения. |
1. Организует работу класса, используя полученные знания. 2. Дает целевые установки, на использование полученных знаний. |
1. Формулируют определения. На основании признаков учащиеся самостоятельно (сначала в тетради каждый) формулируют определение подцарств. Используя конструкцию определений. Например, многоклеточные животные – это……….., которые…… . Затем предлагаются варианты определений, выбирается лучшее по правилам трех П: правильно, полно, последовательно. Обсуждают их правильность Оценку правильности производит учащийся, который сможет обосновать свою точку зрения. Используя следующую конструкцию: Я считаю более правильным определение …., потому что…. . |
|
Закрепление знаний и способов деятельности |
1. Закрепление изученного материала на основе работы с текстом естественнонаучного содержания. |
1. Организует работу с текстом. (Приложение 3) Инструкция: Сейчас вам будет предложен текст о растениях, которые мы обсуждали на уроке. Ваша задача провести анализ предложенного текста по алгоритму (учащиеся с более высоким уровнем получают другой алгоритм): Алгоритм для всего класса 1. Внимательно прочитайте текст. 2. Кратко сформулируйте ответ на вопрос: «О чем пишет автор?» 3. Сконструируйте творческие вопросы по содержанию. (Почему…? Каковы причины…? Что произойдет если…? Какова взаимосвязь…? От чего зависит…?) 4. Приготовьтесь задать свои вопросы классу. Алгоритм для сильных учащихся 1. Внимательно прочитайте текст. 2. Определите объекты (явления) для сопоставления, определите черты сходства, черты различия. Ответ оформите в виде тезисов. |
1. Работают с текстом по предложенному алгоритму. 2. Обсуждают результаты работы с текстом. |
|
Обобщение знаний и способов деятельности |
1. Подведение итогов на основе фронтальной беседы |
1. Организует фронтальную беседу по вопросам: - Какая тема сегодняшнего урока? - Какая цель ставилась вами в начале урока? - Что вы должны были узнать и чему научиться? - Вся ли цель урока раскрыта до конца? - Когда мы сможем полностью раскрыть цель урока Слайд 24 |
1. Отвечают на вопросы: Соотносят полученный результат с целью урока. Настраиваются на дальнейшее изучение темы |
|
Контроль и самоконтроль |
1. Тестовая работа |
1. Организует проверку знаний на уровне осознания и осмысления. (Приложение 4) Тест «Какие утверждения верны» (Поставьте знак плюс возле того утверждения с которым вы согласны): 1. Царство животные делится на два подцарства 2. Подцарство многоклеточные – самая многочисленная группа живых организмов 3. Для многоклеточных организмов свойственна специализация клеток по выполняемым функциям 4. Фагоцетелла – это первый многоклеточный организм 5. Хордовые имеют хорду или позвоночный столб 6. Беспозвоночные делятся на бесчерепных и черепных животных 7. Кольчатые черви относятся к хордовым животным 8. У млекопитающих отсутствует позвоночник 9. К беспозвоночным относятся двухслойные и трехслойные животные 10. К хордовым относятся все животные имеющие осевой скелет |
1. Выполняют тест. 2. Проводят самооценку полученных знаний по результатам теста. |
|
Подведение итогов занятия |
1. Оценивание |
1. Организует внимание учащихся. 2. Оценивает деятельность учащихся с учетом самооценки. |
1. Самооценка результатов самостоятельной работы. |
|
Инструктаж по домашнему заданию |
Мотивирование домашнего задания. |
Проводит инструктаж 1. знать материал учебника по теме урока. По желанию придумать стихотворение о подцарстве животные. |
Записывают задание |
Комментарии:
Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....
05 12 2025 9:50:21
Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....
04 12 2025 3:55:47
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
03 12 2025 0:52:22
Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....
02 12 2025 20:54:19
Урок биологии к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» (Пономарева И.Н. – М.: Вентана-Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1С: "Школа. Биология. 6 класс". Интеpaктивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал.
...
01 12 2025 2:10:40
Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....
30 11 2025 6:29:14
Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....
29 11 2025 10:27:12
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
28 11 2025 0:55:47
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
27 11 2025 14:12:58
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
26 11 2025 17:36:11
Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....
25 11 2025 23:49:51
Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....
24 11 2025 6:27:18
Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....
23 11 2025 21:15:11
Целью урока биологии в 8-м классе является активизация мыслительной деятельности учащихся, формирование осознанного интереса к предмету, выработка активности и самостоятельности. Урок направлен на развитие творческого потенциала учащихся, их логического и аналитического мышления, а также умения применять полученные знания на пpaктике.
...
22 11 2025 5:18:28
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
21 11 2025 11:23:30
На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью.
...
20 11 2025 23:41:11
Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....
19 11 2025 9:53:48
Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме.
...
18 11 2025 4:19:56
Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....
17 11 2025 11:17:59
Цель урока – закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений на Земле, об отличительных признаках растений различных классов....
16 11 2025 2:54:48
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
15 11 2025 20:46:34
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
14 11 2025 10:34:52
Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в ДНК.
...
13 11 2025 8:36:54
Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....
12 11 2025 13:20:10
После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...
11 11 2025 18:14:40
В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры.
Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность.
...
10 11 2025 15:46:56
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
09 11 2025 17:39:50
Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....
08 11 2025 19:56:18
Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....
07 11 2025 14:30:38
Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....
06 11 2025 10:13:17
Урок-пресс-конференция проводится за счет резервного времени, способствует развитию интереса учащихся к здоровому образу жизни, имеет большое воспитательное значение, так как в последнее время распространилась мода на самые экзотические диеты, и подростки зачастую становятся жертвами диет и коммерческой рекламы.
Урок построен в форме пресс-конференции, приглашается представитель городской СЭС, к уроку подготавливается выставка книг о кулинарии, подбирается коллекция упаковок от зубных паст, муляжи фруктов и овощей, кабинет заранее готовится к уроку.
...
05 11 2025 13:40:45
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
04 11 2025 20:22:18
Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих.
...
03 11 2025 1:17:11
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
02 11 2025 12:28:30
Оборудование кабинета биологии интеpaктивной доской позволило широко использовать на уроках фрагментов видеофильмов, анимации. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы с применением презентаций, флипчартов обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Разработка урока является примером использования на уроках современной компьютерной технологии....
01 11 2025 12:33:32
Представлен конспект урока "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса "Общая биология" в 9–11-х классах....
31 10 2025 9:43:38
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
30 10 2025 12:37:16
Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....
29 10 2025 15:58:53
Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....
28 10 2025 16:36:19
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....
27 10 2025 19:56:20
Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие.
...
26 10 2025 1:37:22
Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....
25 10 2025 4:39:45
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
24 10 2025 20:34:38
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
23 10 2025 21:28:46
Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....
22 10 2025 21:46:32
Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу.
...
21 10 2025 4:23:15
Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала.
...
20 10 2025 18:50:30
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
19 10 2025 3:22:20
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга.
...
18 10 2025 17:58:24
В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....
17 10 2025 0:57:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




