Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"

Эпиграф:
Уйти из этого мира
существом
более высоким, чем
пришел в него.
А.И. Солженицын
Методическая записка
Учет особенностей конкретной аудитории. Урок проводится в 7-м классе.
Психологические особенности детей данного класса заключаются в повышенных познавательных потребностях и возможностях. Основные из них: любознательность и исследовательское поведение, самостоятельность мышления, неприятие авторитаризма и давления со стороны учителя. Уровень умственных способностей оценивается выше среднего. Для работы с данной аудиторией (из опыта работы и учебных диагностик) более приемлемы технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, а именно: технология проблемного обучения (с упором на эвристическую беседу), направлена на формирование умений: сравнивать, сопоставлять и анализировать.
Введение в урок
Данный урок является продолжением темы «Царство животные». По типу урок – комбинированный, разработан в соответствии с основным обязательным минимумом и образовательным стандартом, заявленным в государственной программе образования (примерная программа ГОСТ-2004).
Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, являющегося логическим продолжением предыдущих уроков. На основе систематизации знаний проводится эвристическая беседа, которая переходит в актуализацию знаний. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний на момент принятия темы. В ходе беседы определяют цель урока и этапы ее достижения, которые учитель записывает на доске. Таким образом, происходит побуждение к определению образовательных целей на диагностической основе. Осмысление необходимости получения новых и нужных знаний и умений.
Развивающее значение урока:
- способствует обучению школьников умению определять черты сходства и различия в изучаемых объектах.
- способствует обучению школьников умению сравнивать и обобщать изучаемые объекты.
- Способствует формированию умения конструировать творческие вопросы
Воспитательное значение урока:
- воспитание трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
Ход урока
Триединая дидактическая цель: обеспечить в ходе урока усвоение следующих понятий: многоклеточные, фагоцетелла, беспозвоночные, хордовые, двухслойные, трехслойные, бесчерепные, черепные;
Развивающая цель: создать условия для развития умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обеспечить в ходе урока развитие операций логического мышления (сравнение, сопоставление, выделение главного, обобщение, доказательность) ;
Воспитательная цель: способствовать воспитанию трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
Оборудование и средства наглядности: ИКТ (виртуальная школа Кирилла и Мефодия: презентация к уроку), карточки с тестами
|
Этап урока |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|---|---|---|---|
|
Организация начала урока |
1. Приветствие. 2. Организация внимания. 3. Презентация «Многообразие царств живой природы» |
1. Проверка готовности класса к уроку. 2. Показ презентации (слайды с представителями царств живой природы) 3. Внимание к состоянию учащихся. |
1.Психологический настрой на работу. |
|
Проверка имеющихся знаний на начало урока |
1. Проверка объема и качества усвоения материала. 2. Проверка образа мышления отвечающих учеников. 3.Комментирование ответов учащихся. |
Фронтальная беседа: 1.На уроках биологии мы с вами изучаем царства живой природы. Перечислите их. Слайд 1 2. Выделите основные особенности каждого царства. Слайды 2-6. 3. Один учащийся работает у доски используя карточки составляет схему систематики живой природы. 4. Работают с тестом «Сравнение царств Растений и Животных». Слайд 7 (Приложение 1) |
1. Отвечают на вопросы 2. Дополняют, корректируют ответы друг друга. 3. Составляют схему систематики живой природы. 4. Выполняют тест, меняются работами. Выставляют друг другу оценки. Слайд 8 5. Работы сдаются одному ученику, который все оценки сводит в ведомость. (Приложение 2) |
|
Актуализация и систематизация знаний и умений. Подготовка к восприятию учебного материала |
1. Задание на актуализацию. 2. Формулировка цели изучения нового материала. 3. Мотивация учащихся к его усвоению. 4. Постановка перед учащимися учебной проблемы. |
1. Заполняют схему «Царство животные» 2. Подготавливает дидактический материал по признакам каждого подцарства. Слайд 9-10 Одноклеточные, многоклеточные 3. Побуждает учащихся к формулированию проблемного вопроса, темы и целевых установок урока. 3. Помогает сформулировать ученикам предполагаемые результаты обучения. |
1. Дополняют схему признаками. 2. Сталкиваются с проблемной ситуацией. (незнание признаков подцарства многоклеточные) 3. Формулирование путей решения проблемы 4. Формулируют тему урока, целевые установки: Слайды 11-12 Знать: 1. Признаки подцарства Многоклеточные 2. Классификацию подцарства Уметь: 1. Выделять признаки подцарства, делать выводы 2. Классифицировать живые организмы по группам, делать выводы. 3. Относить предложенных животных в группы на основании изученных признаков. 4. Пользуясь полученными знаниями выполнять предложенные задания. 5. Формулируют представление о конечном результате согласно целевым установкам |
|
Усвоение новых знаний и способов действий |
1.Организация внимания. 2.Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления первичного обобщения и систематизации учебного материала. |
1. Организует внимание учащихся 2.Привлечение всех учащихся к активному обсуждению. За счет использования учебной задачи. Пользуясь материалом учебной статьи, дополните предложенную схему. Слайд 13-15 3. Направляет работу с текстом, помогает детям корректировать свои выводы. 4. Выполняют пpaктическую работу. Слайды 16-23 Задание « Отнесите предложенные организмы по группам согласно схеме» 5. Мотивирует учащихся на дальнейшее изучение темы Возникает проблемный вопрос. На основании каких признаков данные организмы распределяются по группам? |
1. Активно обсуждают учебную задачу. Выделяют признаки хаpaктерные для подцарства многоклеточных. Предлагают свои решения. Слайд 13-15 2. Заполняют схему 3. Выполняют пpaктическую работу, выдвигают гипотезы о принадлежности животных к той или иной группе, спорят. 4. Приходят к выводу о том, что, не зная признаки каждой группы животных подцарства многоклеточные, нельзя точно определить принадлежность предложенных животных. |
|
Первичная проверка усвоения |
1. Организация процесса осознания, осмысления первичного усвоения. |
1. Организует работу класса, используя полученные знания. 2. Дает целевые установки, на использование полученных знаний. |
1. Формулируют определения. На основании признаков учащиеся самостоятельно (сначала в тетради каждый) формулируют определение подцарств. Используя конструкцию определений. Например, многоклеточные животные – это……….., которые…… . Затем предлагаются варианты определений, выбирается лучшее по правилам трех П: правильно, полно, последовательно. Обсуждают их правильность Оценку правильности производит учащийся, который сможет обосновать свою точку зрения. Используя следующую конструкцию: Я считаю более правильным определение …., потому что…. . |
|
Закрепление знаний и способов деятельности |
1. Закрепление изученного материала на основе работы с текстом естественнонаучного содержания. |
1. Организует работу с текстом. (Приложение 3) Инструкция: Сейчас вам будет предложен текст о растениях, которые мы обсуждали на уроке. Ваша задача провести анализ предложенного текста по алгоритму (учащиеся с более высоким уровнем получают другой алгоритм): Алгоритм для всего класса 1. Внимательно прочитайте текст. 2. Кратко сформулируйте ответ на вопрос: «О чем пишет автор?» 3. Сконструируйте творческие вопросы по содержанию. (Почему…? Каковы причины…? Что произойдет если…? Какова взаимосвязь…? От чего зависит…?) 4. Приготовьтесь задать свои вопросы классу. Алгоритм для сильных учащихся 1. Внимательно прочитайте текст. 2. Определите объекты (явления) для сопоставления, определите черты сходства, черты различия. Ответ оформите в виде тезисов. |
1. Работают с текстом по предложенному алгоритму. 2. Обсуждают результаты работы с текстом. |
|
Обобщение знаний и способов деятельности |
1. Подведение итогов на основе фронтальной беседы |
1. Организует фронтальную беседу по вопросам: - Какая тема сегодняшнего урока? - Какая цель ставилась вами в начале урока? - Что вы должны были узнать и чему научиться? - Вся ли цель урока раскрыта до конца? - Когда мы сможем полностью раскрыть цель урока Слайд 24 |
1. Отвечают на вопросы: Соотносят полученный результат с целью урока. Настраиваются на дальнейшее изучение темы |
|
Контроль и самоконтроль |
1. Тестовая работа |
1. Организует проверку знаний на уровне осознания и осмысления. (Приложение 4) Тест «Какие утверждения верны» (Поставьте знак плюс возле того утверждения с которым вы согласны): 1. Царство животные делится на два подцарства 2. Подцарство многоклеточные – самая многочисленная группа живых организмов 3. Для многоклеточных организмов свойственна специализация клеток по выполняемым функциям 4. Фагоцетелла – это первый многоклеточный организм 5. Хордовые имеют хорду или позвоночный столб 6. Беспозвоночные делятся на бесчерепных и черепных животных 7. Кольчатые черви относятся к хордовым животным 8. У млекопитающих отсутствует позвоночник 9. К беспозвоночным относятся двухслойные и трехслойные животные 10. К хордовым относятся все животные имеющие осевой скелет |
1. Выполняют тест. 2. Проводят самооценку полученных знаний по результатам теста. |
|
Подведение итогов занятия |
1. Оценивание |
1. Организует внимание учащихся. 2. Оценивает деятельность учащихся с учетом самооценки. |
1. Самооценка результатов самостоятельной работы. |
|
Инструктаж по домашнему заданию |
Мотивирование домашнего задания. |
Проводит инструктаж 1. знать материал учебника по теме урока. По желанию придумать стихотворение о подцарстве животные. |
Записывают задание |
Комментарии:
Цель урока: формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть....
11 12 2025 3:20:37
Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...
10 12 2025 12:33:40
Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....
09 12 2025 20:44:51
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
08 12 2025 5:55:46
К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....
07 12 2025 7:25:58
Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....
06 12 2025 22:18:43
Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания.
...
05 12 2025 10:38:23
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
04 12 2025 3:52:36
Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....
03 12 2025 9:33:15
Урок-обобщение по теме "Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и пpaктическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между комaндами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
...
02 12 2025 0:31:48
Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....
01 12 2025 14:12:19
Особенность урока и презентации в том, что в качестве дополнительных источников информации (наглядности, содержания) используются не только учебные пособия, но и дополнительные Интернет-ресурсы....
30 11 2025 9:32:57
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
29 11 2025 15:52:28
Цели урока: изучить явление сна; разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами; познакомить с теориями сновидений К.Юнга и З.Фрейда....
28 11 2025 18:32:34
«Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....
27 11 2025 21:12:46
Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний.
...
26 11 2025 22:50:13
Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов.
...
25 11 2025 11:18:33
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...
24 11 2025 16:15:50
Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....
23 11 2025 23:23:40
Урок по теме «Фотосинтез» проводится для профильной группы 10-го класса. Тема изучается на протяжении 3 уроков. На 1-м уроке изучается история процесса фотосинтеза, вклад ученых в развитие учения о фотосинтезе, фазы фотосинтеза. Урок соответствует новым ФГОС. Ребята сами определяют тему урока, ставят цели, создают мини-проекты....
22 11 2025 13:34:18
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
21 11 2025 19:38:35
Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы.
...
20 11 2025 19:45:51
Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...
19 11 2025 10:29:58
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
18 11 2025 23:53:12
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
17 11 2025 0:54:17
Урок расширяет представления учащихся об эволюции хордовых, знакомит с особенностями организации рыб как водных позвоночных. Нестандартная форма урока активизирует умственную деятельность учащихся, систематизирует знания, повышает интерес к изучению биологии, развивает у семиклассников творческий потенциал....
16 11 2025 14:38:20
Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....
15 11 2025 18:31:28
Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....
14 11 2025 14:40:44
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....
13 11 2025 7:56:45
Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....
12 11 2025 0:47:30
Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....
11 11 2025 20:44:10
Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....
10 11 2025 7:55:24
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....
09 11 2025 7:53:47
Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер".
...
08 11 2025 12:26:49
Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....
07 11 2025 13:43:47
Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных....
06 11 2025 20:17:41
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
05 11 2025 13:57:37
Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....
04 11 2025 8:15:15
Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....
03 11 2025 20:43:48
Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....
02 11 2025 12:10:23
Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....
01 11 2025 0:38:22
Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....
31 10 2025 10:51:10
На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...
30 10 2025 10:40:19
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
29 10 2025 11:26:52
Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....
28 10 2025 19:17:52
Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
27 10 2025 3:52:29
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
26 10 2025 4:42:12
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
25 10 2025 13:17:27
В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную.
...
24 10 2025 4:36:57
Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....
23 10 2025 15:43:41
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"