Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия


    Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия

Общие положения по организации работы с детьми

Руководствуясь Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, всех детей и обучающихся распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную—которые в свою очередь подразделяются на группы «А» и «Б».
К специальной медицинской группе «А» относят: детей и обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного хаpaктера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенных к выполнению учебной и воспитательной работы. Занятия по физической культуре с ними проводят в учреждениях образования по специальным учебным программам, утвержденным директором учебного учреждения и согласованным с органом здравоохранения ( кабинетом лечебной физкультуры—ЛФК, врачебно-физкультурным диспансером и др.)
В специальную медицинскую группу «Б» зачисляют детей и обучающихся, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного хаpaктера, серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения физических нагрузок, допущенных к теоретическим учебным занятиям.
Занимаются они в кабинете ЛФК местной поликлиники, врачебно-физкультурном диспансере, а также индивидуально по согласованию с лечащим врачом.
Комплектование СМГ проводится врачом при обязательном участии ЗДВР по учебно-воспитательной работе и учителя (преподавателя) физической культуры. Списки учащихся утверждаются директором школы.
Учебные занятия с учащимися, отнесенными к этой группе, планируется на уроках физической культуры со всей группой «А» или отдельно («А» и «Б») от основного учебного расписания и являются обязательными. Ответственность за посещаемость занятий несет классный руководитель. Учебные занятия преимущественно проводятся на свежем воздухе из расчета 2-3 занятия в неделю по 40-45 мин. Наполняемость групп 10-15 человек.
В зависимости от хаpaктера заболеваний учащихся, отнесенных к СМГ, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца; верхних дыхательных путей и легких; с аномалиями рефpaкции глаз, с ожирением; с заболеваниями желудочно-кишечного тpaкта; плоскостопием, нарушением осанки и др.
Пpaктические занятия с учащимися, отнесенными к СМГ, нельзя сводить к лечебной физкультуре: они должны носить преимущественно комплексный хаpaктер. При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность. Следует всемерно использовать общеразвивающие и специальные упражнения, не требующие чрезмерных напряжений.

Место и оборудование занятий

Для работы по ЛФК создается кабинет лечебной физкультуры, площадки, отвечающие всем требованиям гигиены и технике безопасности 9 соответствующая вентиляция, достаточная освещенность, чистое, защищенное от пыли оборудование).

Успешность профилактической работы в школе обеспечивается соблюдением принципов, к которым относятся:

  • Отлаженная система взаимодействия школьных медработников с психологами, педагогами, родителями.
  • Учет критических периодов развития и этапов социализации ребенка.
  • Тесное взаимодействие с лечебно-профилактическими, диагностическими учреждениями, психолого-педагогическими коррекционными центрами.
  • Использование на базе школы преимущественно немедикаментных средств, направленных на снижение эмоционального напряжения, повышение защитных сил организма (витаминотерапия, фитотерапия, адаптогены, биологически активные добавки, аминокислоты, ингаляции, лечебно-физкультурные комплексы, массаж, физиотерапия).

Координация деятельности школьного врача, психолога, педагогов, возможна в рамках школьных медико-психолого-педагогических консилиумов. Каждый специалист выносит на обсуждение собственное видение состояния и развития ребенка, а также прогноз его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения. Совместное обсуждение позволяет своевременно выявлять отклонения в нервно-психическом и физическом здоровье детей, а также определять необходимые коррекционные мероприятия.

На протяжении школьного обучения можно выделить три «критических периода», связанных с особым риском нарушения здоровья в силу как биологических, так и социальных причин:

  • начало обучения в школе, связанное с существенным изменением социальных условий жизни ребенка;
  • переход к предметному обучению, предполагающий не только увеличение учебных нагрузок, но и определенную социально-психологическую переадаптацию, обусловленную появлением новых, разных преподавателей и повышением дисциплинарных требований;
  • подростковый возраст (12-15 лет), хаpaктеризующийся изменением относительного физиологического и психологического равновесия, гормональными перестройками, ростом социальных требований к подросткам и т.д.

Кабинет ЛФК размером не менее 5 * 6 = 30 кв. м., мягкое покрытия пола (палас), зеркальная стенка (по росту учащихся), оборудование: гимнастические стенки, скамейки, палки, обручи, мячи, мешочки с песком, маты, моющиеся индивидуальные коврики, ковер для проведения упражнений лежа на полу, тренажоры, магнитофон, аудиозаписи, динамометр ручной, секундомер.
Фотодизайн: правильно подобранные комнатные цветы (лимонник, плющ, розмарин, фиалка, хлорофитум и др.)
Эфирное масло пеларгонии освежает воздух, очищает его от вредных примесей. Больные, вдыхающие запах герани, успокаиваются, у них проходит бессонница, а также помогает при гипертонии и сердечно-сосудистых заболеваниях, кишечно-желудочный тpaкт. Два раза в неделю растения уголка поливаются биостимуляторами, а два раза в месяц добавляют аспирин – 50 гр. На ведро воды, шесть раз в месяц – раствор микроэлементов. Перед сеансом опрыскивают цветы дегазированной водой комнатной температуры (воду вскипятить и быстро охладить).
Полезно на занятиях ЛФК использовать музыку, которая положительно влияет на интеллектуальное развитие, ускоряет рост клеток, повышает работоспособность и умственную активность мозга, улучшает эмоциональное самочувствие человека.
Мир музыкальных звуков безграничен и таит в себе несметные богатства.
Музыкальные движения, разного хаpaктера танцы, музыкальные игры, помогают ребенку понять и освоить движения.
К профилактическим мерам заболеваний детей можно отнести:

  • оценка состояния здоровья учащихся и его адаптационные возможности;
  • отлаженная система взаимодействия школьных медработников, психологов, педагогов и родителей;
  • раннее выявление отклонения в состоянии здоровья , своевременной и целенаправленной медицинской помощи, регулярные занятия в СМГ.
  • учет критических периодов развития и этапов социализации ребенка.

Учет работы и отчетность

Комплектование групп СМГ и ЛФК к предстоящему году производится на основе учета состояния здоровья, показателей физической подготовленности и функционального исследования (ежегодные медосмотры) и завершается в сентябре-октябре месяце оформлением приказа по школе. Наполняемость группы не менее 10 человек.
Далее совместно разpaбатывается план и тактика физкультурно-оздоровительных мероприятий на четверть и год.
Основными документами являются: тематические планы для каждой группы; планы-конспекты уроков, планы уроков, журнал учета занятий
(Ф.И.О., год рождения, класс, диагноз заболевания).
Не мало важное значение играет работа с родителями, заинтересованными в активизации занятий их детей.
Текущая оценка успеваемости учащихся СМГ основывается на достигаемых ими положительных изменениях по наблюдению учителя и выставляется по пятибалльной системе с учетом теоретических и пpaктических знаний.
а) основной акцент должен быть на стойкой мотивации учащихся к занятиям и динамике их физических возможностей;
б) положительная оценка выставляется при регулярном посещении занятий учащимся и старательно выполняющими задания учителя;
в) В аттестаты об основном общем образовании обязательно выставляется оценка по физической культуре.

Примерные показания для определения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков (по В.И.Дубровскому).

Заболевание, его форма и стадия

Медицинская группа

Занятия ЛФК

Основная Подготовительная Специальная
Поражение миокарда

а) выздоравливающие после перенесенного ревматического миокарда

б) миокардиодистрофия

При хорошем состоянии здоровья дают через 2 года после приступа

При хорошем состоянии через год после болезни

Не ранее чем через год при отсутствии клинических признаков болезни

Не ранее чем через 6 мес., при отсутствии клинических признаков болезни

Не ранее чем через 8-10 месяцев по окончании приступа

С начала посещения школы

Назначаются в остром периоде и в первые месяцы после окончания острого приступа.
В больнице и в домашних условиях
Врожденные пороки сердца без цианоза

__

__

При отсутствии динамих расстройств В ранние сроки
Послеоперационный период

__

__

При успешных занятиях ЛФК в течение года До и после операции
Хроническая пневмония При ремиссии более 1года Через 1-2 месяца после лечения Через 1-2 месяца после обострения В течение 1-2 месяцев после заболеван.
Бронхиальная астма Через 2 года после послед-него приступа Не ранее чем через 1 год после приступа после приступа Если приступы не чаще 1-2 раз в год При частых приступах
Операции на легких

__

Через 1 год после операции при нормальном течении послеоперационного периода Через 4-6 месяцев после операции при нормальном течении послеоперацион. пер. В раннем послеоперационном периоде
Туберкулез легких При отсутствии дыхательной недостаточности, инток-икации При благоприятном течении заболевания При благоприятном течении, при дыхательной недостаточности 1 степени Решается индивиду-
ально
Хронический гастрит, колит

__

При общем хорошем состоянии При отсутствии обострений в течение 6 месяцев При Нерезко выраженной интоксикации признаках истощен.
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

__

__

Не ранее чем через 1 год после окончания лечения Вне обострения, при отсутствии кровотечения, болей
Гемофилия, болезнь Вельгофа

__

__

__

Может быть назначена при очень легкой форме
Хронический пиелонефрит

__

__

Вне периода обострения и при отсутствии изменений в сердце При резких нарушениях с первых дней
Эндокренные заболевания (диабет, ожирение)

__

Назначается при легких и незначительных нарушениях При умеренно выраженных нарушениях, недостаточной массе тела При резких нарушениях с первых дней
Отставание в развитии

__

Когда показатели роста и массы тела ниже возрастных стандартов При показателях роста и массы тела ниже возрастных стандартов В ранние сроки
Грыжа паховая, бедренная, аппендицит Не ранее чем через полгода после лечения В течение полгода после возобнавления занятий В течение полугода после операции В раннем послеоперац. периоде
Переломы костей Не ранее чем через полгода Через полгода после операции В течение полу года после операции С первых дней после операции
Сколиозы и нарушения осанки При нарушениях осанки

__

__

При сколиозе
Врожденные и приобретенные деформации опopно-двигательного аппарата При отсутствии нарушения двигательных функций При нерезко выраженных нарушениях двигательной функции, не ранее чем через 1 год занятий в спецгруппе Решается индивидуально При существенных нарушениях двигательных функций
Параличи, парезы, ДЦП, полимиелит

__

__

Решается индивидуально в связи с клиникой и хаpaктером изменений мышечной системы Рекомендуется с первых дней
Хронические болезни органов дыхания При отсутствии существенных нарушений носового дыхания При умеренном нарушении носового дыхания При частых обострениях хронических заболеваний органов дыхания В стационаре
Хронический отит с перфорацией баpaбанной перепонки Противопоказано плавание,
прыжки в воду
При отсутствии нарушений функции слуха При гнойных процессах После операции
Близорукость Менее + 3 или - 3 без коррекции зрения Мене + 3 или - 3 с коррекцией зрения + 7 и более

__

Памятка педагогу

Педагогу следует направлять ребенка к медработнику при:

  • появлении признаков нарушений со стороны нервно-психической сферы, желудочно-кишечного тpaкта;
  • симптомах острых инфекционных заболеваний;
  • появлении признаков утомления или снижения остроты зрения;
  • при недоедании ребенка вследствие плохих социально-бытовых условий семьи;
  • при наличии признаков физического насилия (кровоподтеки, ссадины) ;
  • в случаях алкогольного и/или наркотического опьянения.

Признаки нарушений со стороны нервно-психической сферы:

  • частые жалобы ребенка на головные боли;
  • появление частых колебаний настроения, сниженного настроения, повышенной плаксивости, обидчивости;
  • раздражительность, вспыльчивость, агрессивность;
  • появление навязчивых движений (ребенок теребит одежду, волосы, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, часто мигает) ;
  • сниженная работоспособность, быстрая утомляемость, повышенная отвлекаемость, рассеянность внимания.

Внешние признаки утомления при умственном труде

Объекты наблюдения

Незначительное утомление

Значительное утомление

Резкое утомление

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые словесные указания отсутствуют

Поза

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Частая смена поворота головы в разные стороны облокачивание, поддерживание головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться, отклонившись на спинку стула

Движение

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)

Интерес

Живой интерес, задавание вопросов

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

Признаки нарушений со стороны желудочно-кишечного тpaкта:

  • жалобы на боли в животе;
  • снижение аппетита;
  • частые отпрашивания ребенка в туалет.

Признаки утомления или снижения остроты зрения:

  • жалобы на усталость и резь в глазах, двоение в глазах, отсутствие резкости зрения;
  • покраснение склер, конъюнктивы век;
  • слезотечение;
  • ребенок щурит глаза, близко держит книгу, низко наклоняется при письме.

Отдельные признаки и симптомы употрeбления наркотиков

Внешние признаки Очевидные признаки Изменения в поведении
Бледность или покраснение кожи Следы от уколов, порезы, синяки Беспричинное возбуждение, вялость
Расширенные или суженные зрачки Свернутые в трубочку бумажки Нарастающее безразличие ко всему
Покрасневшие или мутные глаза Закопченные ложечки Ухудшение памяти и внимания
Несвязная, замедленная или ускоренная речь Ампулы, капсулы, пузырьки, жестяные банки Трудности в сосредоточении на чем-то конкретном
Плохая координация движений (пошатывание или спотыкание) Пачки лекарств снотворного или успокоительного действия Болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения
Неопрятность внешнего вида Папиросы и пачки из-под сигарет Прогулы в школе по непонятным причинам

Приложение



Комментарии:

Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")


    Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")

      Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....

24 08 2025 1:26:34

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс


    Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....

23 08 2025 12:47:54

Гигиена кожи, одежды и обуви человека. Правила личной гигиены

Гигиена кожи, одежды и обуви человека. Правила личной гигиены Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....

22 08 2025 8:17:45

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

21 08 2025 5:28:51

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

20 08 2025 9:26:50

Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"

      Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....

19 08 2025 16:46:39

Проектные технологии на уроках биологии


    Проектные технологии на уроках биологии

      Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....

18 08 2025 1:33:44

Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии


    Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии

      Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....

17 08 2025 22:10:17

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

16 08 2025 18:17:37

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

15 08 2025 16:44:22

Бактерии: строение и жизнедеятельность


    Бактерии: строение и жизнедеятельность

      Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....

14 08 2025 15:54:45

Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"

      Урок "Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: "История биологии", "Морфология и систематика", "Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....

13 08 2025 12:44:46

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

12 08 2025 13:43:47

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....

11 08 2025 0:24:30

Путешествие в Китай


    Путешествие в Китай

      Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....

10 08 2025 1:41:24

Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола


    Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола

      Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний. ...

09 08 2025 12:54:21

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

08 08 2025 21:33:19

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. 8-й класс

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....

07 08 2025 17:52:19

Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"


    Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"

      Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...

06 08 2025 15:34:52

Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"


    Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"

      Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство. Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, пpaктическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности. ...

05 08 2025 22:30:46

Строение клетки


    Строение клетки

      Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....

04 08 2025 23:25:34

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов


    Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

      Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....

03 08 2025 17:39:50

Классный час "За и против легализации наркотиков"


    Классный час "За и против легализации наркотиков"

      Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....

02 08 2025 2:39:33

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

01 08 2025 0:36:25

Урок экологии "Загрязнение водоемов Забайкалья"


    Урок экологии "Загрязнение водоемов Забайкалья"

      Урок экологии в рамках регионального компонента БУП реализуется в 8-9-х классах общеобразовательной школы. Основные технологии - информационно-коммуникативная, игровая, метод групповой работы. Содержательно рассматриваются факторы и последствия загрязнения водоемов. Может использоваться и во внеклассной работе. ...

31 07 2025 10:35:18

Урок по теме "Ядро". 9-й класс


    Урок по теме "Ядро". 9-й класс

      Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....

30 07 2025 10:48:55

Обобщающий урок "Основы цитологии"


    Обобщающий урок "Основы цитологии"

      Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами. ...

29 07 2025 1:52:11

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс

      Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

28 07 2025 13:51:43

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"


    Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

      Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....

27 07 2025 0:36:22

Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки


    Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки

      Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....

26 07 2025 2:37:46

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

25 07 2025 8:48:43

Урок биологии "Сон и сновидения". 8-й класс

Цели урока: изучить явление сна; разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами; познакомить с теориями сновидений К.Юнга и З.Фрейда....

24 07 2025 5:13:16

Тема урока "Возникновение жизни на Земле"


    Тема урока "Возникновение жизни на Земле"

      Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....

23 07 2025 7:47:44

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....

22 07 2025 22:52:46

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

21 07 2025 18:13:41

Медиа-лекция "Индивидуальное развитие организма"

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....

20 07 2025 4:17:25

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....

19 07 2025 15:46:25

Человек-изобретатель

Открытый урок окружающего мира во 2-м классе (программа «Гармония») посвящен теме "Средства передвижения" и людям, разработавшим их. «Человек-изобретатель» – это очень большая тема. Ей предшествовали темы «Человек – часть природы», «Человек – члeн общества». Эти темы предлагают размышление о роли и месте человека в природе, в обществе, в мире в целом. Важно отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую его природу и часто находил в ней подсказки для своих творений....

18 07 2025 19:27:37

Вещества, образуемые растениями

На уроке, учитывая возрастные особенности пятиклассников, формируются представления о дубильных веществах, фитонцидах и витаминах, понятие о здоровом образе жизни и рациональном питании, умение использовать текст и рисунки при решении поисковых задач, навыки самостоятельной работы с текстом учебника и ИКТ....

17 07 2025 0:49:55

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

16 07 2025 18:45:46

Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"


    Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"

      Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....

15 07 2025 9:56:54

Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"

В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....

14 07 2025 9:29:29

Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс


    Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс

      Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....

13 07 2025 8:17:16

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"

      Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....

12 07 2025 20:36:15

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза. ...

11 07 2025 9:15:54

Успехи селекции


    Успехи селекции

      На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....

10 07 2025 22:27:55

Урок по биологии на тему: "Генетика и человек"


    Урок по биологии на тему: "Генетика и человек"

      На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах. ...

09 07 2025 23:47:57

Презентация как способ повышения мотивации к изучению биологии и формирования ключевых и предметных компетентностей школьников

ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....

08 07 2025 11:12:34

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....

07 07 2025 16:33:30

Витамины (разработка урока в 8-м классе)


    Витамины (разработка урока в 8-м классе)

      Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....

06 07 2025 3:37:38

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::