Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"
Цели:
- Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов.
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.
- Воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, поведение в окружающей среде.
Оборудование:
- свидетельства о допуске к восхождению;
- облака с заданиями;
- таблички «ясно-пасмурно»;
- цветки-поощрения;
- таблички с этапами двойного оплодотворения;
- аппликация строения цветка.
Ход урока
Урок 1
I. Организационный момент.
II. Основная часть урока.
1. Проверка изученного.
а) «Что возьмем с собой в дорогу?»
Термины:
- камбий
- пробка
- листопадные деревья
- вечнозеленые деревья
- побег
- покрытосеменные растения
- голосеменные растения
- cпepмии
- шишка
- яйцеклетка
(Термины на карточках, отвечают по одному уч-ся, за правильный ответ получают цветок – 10 цветков.)
б) Метеосводка.
На магнитной доске прикреплены вырезанные из цветной бумаги 4 облака, на обратной стороне которых написан текст заданий.
Под каждым облаком прикреплена табличка «Пасмурно». Отвечая на вопросы и выполняя задания уч-ся меняют табличку на «Ясно. Восхождение разрешено».
- 1 облако - Назовите составные части побега.
- 2 облако - Какие бывают виды корней?
- 3 облако - Какие бывают листья по форме?
- 4 облако - По продолжительности жизни листья делятся на ..... (учащиеся продолжают).
(5 облаков – 5 цветков.)
2. Изучение нового материала.
Тренажер:
а) Аппликация - строение цветка.
(Ребята из составных частей составляют цветок, называя его части.)
б) Двойное оплодотворение.
(Объяснение учителя – демонстрационная таблица.)
III. Закрепление изученного.
а) Составление схемы из карточек.
Слова на карточках:
- 2 карточки
Яйцеклетка - 1 карточка
Зигота - 1 карточка
Центральная клетка - 1 карточка
Эндоcпepм - 1 карточка
Зародыш - 1 карточка
+ 2 карточки
→ 3 карточки
(Два ученика.)
б) Вегетативное размножение (дополнительно):
- луковицы
- клубни
- черенки
- прививка
- усы
- корневые отпрыски
III. Домашнее задание.
IV. Подведение итогов урока.
«Допущен к восхождению».
Урок 2
I. Организационный момент.
В начале урока уч-ся получают карточки-счетчики, где они в течении урока будут фиксировать прохождение каждой высоты в баллах. В конце урока «альпинисты» по счетчику дают оценку своей работе и выясняют удалось ли им покорить «горную высоту».
Счетчик (ф.и.)
Высота | Баллы |
1 | |
2 | |
3 | |
Общий результат | |
Оценка |
II. Основная часть урока.
1. Первая высота «Снежная лавина».
Внесите в таблицу соответствующие номера в колонку и буквы в колонку.
(Работа выполняется по вариантам – 8 баллов.)
Двойное оплодотворение | Участники процесса | Результат процесса |
1 оплодотворение | ||
2 оплодотворение |
1-cпepмий, 2-яйцеклетка, 3-центральная клетка, 4-камбий, а-зародыш, б-зигота, в- эндоcпepм, г-пробка.
2. Первый привал «Ну и ну!»
«Пузырчатка».
Хищные растения – это чудо природы. Их насчитывают около 450 видов, относящихся к 6 семействам. Их можно обнаружить по всему свету в самых разных местах обитания. Так как эти хищные растения питаются в основном мелкими насекомыми, то их называют насекомоядными.
Пузырчатка ловит добычу, как правило, водяных блох, с помощью набольших пузырьков на листьях. Вначале из каждого пузырька с помощью специальных желез выкачивается вода. При прикосновении к сигнальным волоскам у входного клапана-ловушки клапан распахивается, и вода вместе с добычей заполняет пузырек. Давление заставляет клапан открываться внутрь, и добыча засасывается с водой. Пузырьки растут в прудах, они могут или свободно плавать, или пускать корни.
3. Вторая высота «Ледовая трещина».
(На карточках написан рассказ-небылица, в котором уч-ся должны найти и исправить 6 ошибок – 3 балла за каждую ошибку (18 баллов).)
«Однажды летним теплым утром мы с друзьями пошли на прогулку в лес. Идем мы по лесу, вокруг стоят одни мохнатые ели. Вдруг видим среди них белоствольная березка. Подошли мы ближе. Смотрим, березка вся усыпана уже созревшими шишками. Тронули мы ветку, а из шишек посыпались споры. А на соседних ветках красовались огромные, яркие цветы. Ведь чтобы произошло опыление у березы, ей нужно привлечь много насекомых. А еще рядом мы увидели несколько пальм: финиковых и кокосовых Нам очень понравилась эта прогулка»
4. Второй привал. Клуб «Белый попугай».
- Стоит Егорка в красной ермолке. Кто ни пройдет, всяк поклон подает (земляника).
- Дом без окон и дверей, как зеленый сундучок,
В нем шесть кругленьких детей, называется….(стручок). - Одноусый дед в соломину одет (овес).
- Берега зеленые, вода красная, рыбки черные (арбуз).
- Все детки на ветках - с рожденья в беретках
С дерева упадут - береток не найдут (желуди). - Белые горошки
На зеленой ножке (ландыш). - Никто не пугает,
А она вся дрожит (осина). - Весной одевается, а осенью раздевается (лес).
5. Третья высота «Камнепад».
Задание 1.
а) Нарисуй схему строения обоеполого цветка и запишите название его частей.
(Школьники получают на выбор дифференцированные карточки-задания различной степени сложности.)
- На бумаге красного цвета-«5» (задание 1).
- На бумаге синего цвета- «4» (задание 2).
- На бумаге желтого цвета- «3» (задание 3).
б) Подчеркните названия растений, плоды которых распространяются ветром.
- Одуванчик, земляника, клен, горох, тополь, береза, слива.
Задание 2.
Название растений | Способ размножения |
Земляника | |
Яблоня | |
Огурец | |
Картофель | |
Ландыш | |
Лук | |
Смородина |
Задание 3.
Дайте определение понятий и приведите примеры растений:
- Листопадные деревья: ___________________________
- Вечнозеленые деревья: __________________________
- Простой лист- _________________________________
- Сложный лист- ________________________________
III. Подведение итогов урока.
«Дорогой альпинист! Если ты набрал более 30 баллов, то ты покорил горную вершину- молодец! Если набрал 24-30 баллов- покорил вторую высоту, хорошо! Если20-23 удовлетворительно, ты пока одолел первую высоту, это тоже неплохо. Если ты набрал менее 20 баллов, то ты остался у подножия вершины. Но не огорчайся! Тебе нужно еще раз пройти тщательную подготовку и повторить восхождение, твоя вершина еще впереди!»
(Учащиеся согласно рейтингу, проводят подсчет набранных баллов и выставляют себе оценку за урок.)
IV. Игра «Светофор».
Учащимся раздают комплекты состоящие из трех карточек разных цветов: красного, желтого, зеленого. Поднятием соответствующей карточки и коротким устным объяснением учащиеся могут выразить свое мнение по поводу проведенного урока.
- Красный - урок очень понравился, особенно…..
- Зеленый - урок понравился, но….
- Желтый - урок не понравился, потому что….
Комментарии:
На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....
01 04 2025 10:32:11

Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....
31 03 2025 11:30:36
Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....
30 03 2025 23:38:50
Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....
29 03 2025 22:21:42
Приспособления растений и животных, связанные с изменением внешних условий, имеют разную форму и проявления: у млекопитающих отрастает густой подшерсток, перелетные птицы меняют среду обитания, другие птицы покрываются пухом, являющийся плохим проводником тепла и пpeдoxpaняющий зимой от переохлаждения....
28 03 2025 2:24:17
Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления.
...
27 03 2025 14:21:55
Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....
26 03 2025 17:11:14
Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....
25 03 2025 20:59:48
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
24 03 2025 5:54:58
Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....
23 03 2025 22:59:58
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
22 03 2025 13:16:43
Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....
21 03 2025 0:31:58
Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....
20 03 2025 3:55:25
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
19 03 2025 19:26:13
Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....
18 03 2025 5:11:53
Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям.
...
17 03 2025 23:10:32
Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма.
...
16 03 2025 20:10:39
Урок по биологии "Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает хаpaктеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....
15 03 2025 11:48:33
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
14 03 2025 21:17:45
Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии.
Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе.
...
13 03 2025 18:49:43
Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду.
...
12 03 2025 6:46:13
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
11 03 2025 21:58:12
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
10 03 2025 23:24:42

Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....
09 03 2025 17:58:49
Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....
08 03 2025 15:45:41
Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....
07 03 2025 9:30:24
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
06 03 2025 23:18:26

Как в условиях интенсификации УВП овладеть понятийным аппаратом? Авторская «Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица» на разных этапах урока....
05 03 2025 17:37:59
Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....
04 03 2025 23:55:54
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии.
...
03 03 2025 6:13:24
Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....
02 03 2025 10:39:19
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
01 03 2025 8:58:53
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний.
...
28 02 2025 20:23:37
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
27 02 2025 11:46:30
К отряду двукрылых относятся комары, мухи, оводы. Они имеют только переднюю пару крыльев, вторая пара значительно уменьшена, так что от нее сохраняются только булавовидные образования — жужжальца....
26 02 2025 4:58:51
Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....
25 02 2025 5:27:37
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
24 02 2025 16:42:45
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
23 02 2025 3:44:14
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
22 02 2025 10:44:17
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
21 02 2025 18:43:24
В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....
20 02 2025 20:30:38
В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи «Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные УУД. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща....
19 02 2025 20:45:23
Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....
18 02 2025 12:49:28
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
17 02 2025 16:33:54
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы.
...
16 02 2025 3:54:31
Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....
15 02 2025 10:55:53
Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом.
...
14 02 2025 13:20:28
Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....
13 02 2025 22:19:53
Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика.
...
12 02 2025 8:35:58
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
11 02 2025 11:33:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::