Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"

Цели:
- Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов.
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.
- Воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, поведение в окружающей среде.
Оборудование:
- свидетельства о допуске к восхождению;
- облака с заданиями;
- таблички «ясно-пасмурно»;
- цветки-поощрения;
- таблички с этапами двойного оплодотворения;
- аппликация строения цветка.
Ход урока
Урок 1
I. Организационный момент.
II. Основная часть урока.
1. Проверка изученного.
а) «Что возьмем с собой в дорогу?»
Термины:
- камбий
- пробка
- листопадные деревья
- вечнозеленые деревья
- побег
- покрытосеменные растения
- голосеменные растения
- cпepмии
- шишка
- яйцеклетка
(Термины на карточках, отвечают по одному уч-ся, за правильный ответ получают цветок – 10 цветков.)
б) Метеосводка.
На магнитной доске прикреплены вырезанные из цветной бумаги 4 облака, на обратной стороне которых написан текст заданий.
Под каждым облаком прикреплена табличка «Пасмурно». Отвечая на вопросы и выполняя задания уч-ся меняют табличку на «Ясно. Восхождение разрешено».
- 1 облако - Назовите составные части побега.
- 2 облако - Какие бывают виды корней?
- 3 облако - Какие бывают листья по форме?
- 4 облако - По продолжительности жизни листья делятся на ..... (учащиеся продолжают).
(5 облаков – 5 цветков.)
2. Изучение нового материала.
Тренажер:
а) Аппликация - строение цветка.
(Ребята из составных частей составляют цветок, называя его части.)
б) Двойное оплодотворение.
(Объяснение учителя – демонстрационная таблица.)
III. Закрепление изученного.
а) Составление схемы из карточек.
Слова на карточках:
- 2 карточки
Яйцеклетка - 1 карточка
Зигота - 1 карточка
Центральная клетка - 1 карточка
Эндоcпepм - 1 карточка
Зародыш - 1 карточка
+ 2 карточки
→ 3 карточки
(Два ученика.)
б) Вегетативное размножение (дополнительно):
- луковицы
- клубни
- черенки
- прививка
- усы
- корневые отпрыски
III. Домашнее задание.
IV. Подведение итогов урока.
«Допущен к восхождению».
Урок 2
I. Организационный момент.
В начале урока уч-ся получают карточки-счетчики, где они в течении урока будут фиксировать прохождение каждой высоты в баллах. В конце урока «альпинисты» по счетчику дают оценку своей работе и выясняют удалось ли им покорить «горную высоту».
Счетчик (ф.и.)
| Высота | Баллы |
| 1 | |
| 2 | |
| 3 | |
| Общий результат | |
| Оценка |
II. Основная часть урока.
1. Первая высота «Снежная лавина».
Внесите в таблицу соответствующие номера в колонку и буквы в колонку.
(Работа выполняется по вариантам – 8 баллов.)
| Двойное оплодотворение | Участники процесса | Результат процесса |
| 1 оплодотворение | ||
| 2 оплодотворение |
1-cпepмий, 2-яйцеклетка, 3-центральная клетка, 4-камбий, а-зародыш, б-зигота, в- эндоcпepм, г-пробка.
2. Первый привал «Ну и ну!»
«Пузырчатка».
Хищные растения – это чудо природы. Их насчитывают около 450 видов, относящихся к 6 семействам. Их можно обнаружить по всему свету в самых разных местах обитания. Так как эти хищные растения питаются в основном мелкими насекомыми, то их называют насекомоядными.
Пузырчатка ловит добычу, как правило, водяных блох, с помощью набольших пузырьков на листьях. Вначале из каждого пузырька с помощью специальных желез выкачивается вода. При прикосновении к сигнальным волоскам у входного клапана-ловушки клапан распахивается, и вода вместе с добычей заполняет пузырек. Давление заставляет клапан открываться внутрь, и добыча засасывается с водой. Пузырьки растут в прудах, они могут или свободно плавать, или пускать корни.
3. Вторая высота «Ледовая трещина».
(На карточках написан рассказ-небылица, в котором уч-ся должны найти и исправить 6 ошибок – 3 балла за каждую ошибку (18 баллов).)
«Однажды летним теплым утром мы с друзьями пошли на прогулку в лес. Идем мы по лесу, вокруг стоят одни мохнатые ели. Вдруг видим среди них белоствольная березка. Подошли мы ближе. Смотрим, березка вся усыпана уже созревшими шишками. Тронули мы ветку, а из шишек посыпались споры. А на соседних ветках красовались огромные, яркие цветы. Ведь чтобы произошло опыление у березы, ей нужно привлечь много насекомых. А еще рядом мы увидели несколько пальм: финиковых и кокосовых Нам очень понравилась эта прогулка»
4. Второй привал. Клуб «Белый попугай».
- Стоит Егорка в красной ермолке. Кто ни пройдет, всяк поклон подает (земляника).
- Дом без окон и дверей, как зеленый сундучок,
В нем шесть кругленьких детей, называется….(стручок). - Одноусый дед в соломину одет (овес).
- Берега зеленые, вода красная, рыбки черные (арбуз).
- Все детки на ветках - с рожденья в беретках
С дерева упадут - береток не найдут (желуди). - Белые горошки
На зеленой ножке (ландыш). - Никто не пугает,
А она вся дрожит (осина). - Весной одевается, а осенью раздевается (лес).
5. Третья высота «Камнепад».
Задание 1.
а) Нарисуй схему строения обоеполого цветка и запишите название его частей.
(Школьники получают на выбор дифференцированные карточки-задания различной степени сложности.)
- На бумаге красного цвета-«5» (задание 1).
- На бумаге синего цвета- «4» (задание 2).
- На бумаге желтого цвета- «3» (задание 3).
б) Подчеркните названия растений, плоды которых распространяются ветром.
- Одуванчик, земляника, клен, горох, тополь, береза, слива.
Задание 2.
| Название растений | Способ размножения |
| Земляника | |
| Яблоня | |
| Огурец | |
| Картофель | |
| Ландыш | |
| Лук | |
| Смородина |
Задание 3.
Дайте определение понятий и приведите примеры растений:
- Листопадные деревья: ___________________________
- Вечнозеленые деревья: __________________________
- Простой лист- _________________________________
- Сложный лист- ________________________________
III. Подведение итогов урока.
«Дорогой альпинист! Если ты набрал более 30 баллов, то ты покорил горную вершину- молодец! Если набрал 24-30 баллов- покорил вторую высоту, хорошо! Если20-23 удовлетворительно, ты пока одолел первую высоту, это тоже неплохо. Если ты набрал менее 20 баллов, то ты остался у подножия вершины. Но не огорчайся! Тебе нужно еще раз пройти тщательную подготовку и повторить восхождение, твоя вершина еще впереди!»
(Учащиеся согласно рейтингу, проводят подсчет набранных баллов и выставляют себе оценку за урок.)
IV. Игра «Светофор».
Учащимся раздают комплекты состоящие из трех карточек разных цветов: красного, желтого, зеленого. Поднятием соответствующей карточки и коротким устным объяснением учащиеся могут выразить свое мнение по поводу проведенного урока.
- Красный - урок очень понравился, особенно…..
- Зеленый - урок понравился, но….
- Желтый - урок не понравился, потому что….
Комментарии:
Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок.
...
06 12 2025 7:46:45
Проект призван решить ряд проблем в обучении биологии, выявленных в результате swot и step анализа внешних и внутренних условий. Хаpaктерным в проекте является комплексный подход в решении задач эстетического, экологического и познавательного хаpaктера. Реализация задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Механизм реализации проекта представлен в модулях с указанием ответственных лиц за исполнение модуля. Проект содержит план работы, основные виды деятельности, взаимодействие с лесхозом и питомником, результаты работы школьного лесничества....
05 12 2025 1:16:20
Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения".
...
04 12 2025 15:35:48
Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире....
03 12 2025 14:35:56
Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....
02 12 2025 2:33:53
Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания.
...
01 12 2025 20:13:35
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
30 11 2025 1:45:57
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
29 11 2025 21:40:16
На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....
28 11 2025 5:32:24
Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....
27 11 2025 23:10:37
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
26 11 2025 14:44:29
Цели урока: ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений.
...
25 11 2025 18:17:31
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
24 11 2025 18:52:49
Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений.
...
23 11 2025 13:50:29
Урок в 9-м классе по теме "Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опopных схем и конспектов. Использование интеpaктивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....
22 11 2025 19:20:26
Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе.
...
21 11 2025 3:45:38
В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н.Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР....
20 11 2025 12:12:28
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
19 11 2025 14:23:59
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
18 11 2025 9:16:29
Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии.
Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ.
Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....
17 11 2025 1:41:50
Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки.
...
16 11 2025 21:21:57
Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....
15 11 2025 23:49:13
Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....
14 11 2025 14:58:44
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
13 11 2025 6:13:32
Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....
12 11 2025 2:55:42
Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....
11 11 2025 0:49:49
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
10 11 2025 1:17:25
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
09 11 2025 14:40:13
Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением.
...
08 11 2025 7:50:29
Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними.
...
07 11 2025 7:55:52
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
06 11 2025 0:54:13
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
05 11 2025 8:42:15
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
04 11 2025 1:26:36
Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....
03 11 2025 9:19:36
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....
02 11 2025 9:28:11
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
01 11 2025 11:53:27
Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....
31 10 2025 9:23:26
Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции. Основные задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; охаpaктеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчёркивая особую роль человека в этих процессах. ...
30 10 2025 0:22:48
Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....
29 10 2025 0:54:19
Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....
28 10 2025 13:13:31
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....
27 10 2025 4:59:28
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
26 10 2025 0:10:50
Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....
25 10 2025 12:32:29
Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды. Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие, в рамках цикла краеведческих занятий, а также как элемент урока в различных учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы....
24 10 2025 15:12:55
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
23 10 2025 2:28:43
Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....
22 10 2025 5:18:38
Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....
21 10 2025 19:38:50
Данный урок стоит в разделе «Основы учения об эволюции» по учебнику «Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Учитель использует ИКТ, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» «Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....
20 10 2025 10:35:41
На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....
19 10 2025 13:41:49
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
18 10 2025 19:29:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




