История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")
Тип урока: интегрированный (литература, биология) – формирование нового проблемного видения.
Форма урока: заключительная конференция в проектной деятельности.
Класс: 11.
Учебно-организационная деятельность: 2 исследовательские группы: биологи и литераторы.
Формы организации работы учащихся:индивидуальная, парная, групповая.
Формы организации работы учителя:организатор сотрудничества,консультант, управляющий поисковой работой учащихся.
Средства обучения: роман В.Д.Дудинцева «Белые одежды» в книжном и электронном варианте, ПК, Цифровые образовательные ресурсы, ресурсы Интернет, художественная, научная литература, фильм «Белые одежды».
Техническое обеспечение занятия: компьютеры, проектор, экран, цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат.
Методы обучения: метод проектов.
Технологии: исследовательская (проблемно-поисковая), деятельностная, создание проблемной ситуации, коммуникативная (дискуссионная), психологическая (самоопределенческая), рефлексивная, ИКТ-технологии (работа в программах «Power Point» - создание презентаций), «Microsoft Word» – тексты сообщений, результаты исследовательской работы.
Межпредметные связи: литература, биология, история.
Внутрипредметные связи:
- Литература: «Литература 50-х – 90-х годов ХХ века» – внеклассное чтение.
- Биология: «Методы селекции растений», «Искусственный отбор – движущая сила эволюции культурных сортов растений и пород животных».
Общедидактическая цель: Через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30-х – 60-х годов ХХ века повлияла на развитее биологии как науки. (Приложение 1, слайд 2)
Задачи: (Приложение 1, слайд 2)
- Прочитать и проанализировать роман В.Дудинцева «Белые одежды».
- Разобраться в причинах появления лженауки «лысенковщины».
- Увидеть в чём состоит суть добра и зла романе.
- Определить, кто из героев романа достоин «белых сияющих одежд».
- Урок-конференция по результатам работы исследовательских групп.
Образовательные цели: активизировать познавательную активность, обобщить изученный материал, понять, как внутренняя политика государства 30-х – 60-х годов влияла на развитие биологии как науки.
Развивающие цели: совершенствовать умения работы с источниками знаний, совершенствовать навыки анализа, обобщения, умения выступать и защищать свою точку зрения, развивать творческие способности, коммуникативные навыки работы в группах, в коллективе, развивать познавательный интерес к истории своей страны, к литературе, к проблемам жизни и деятельности учёных-биологов.
Воспитательные цели: вовлечь в активную пpaктическую и творческую деятельность, совершенствовать навыки общения, способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на качественное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении. Через изучение и анализ романа попытаться понять, почему в одной и той же ситуации одни люди совершают подвиги, а другие становятся предателями?
Вид контроля: творческий отчёт, выступление на конференции
Оформление урока: актовый зал школы оформляется (слайд ) в стиле эпохи середины ХХ века: портрет Ленина, плакаты, лозунги, кабинет Рядно - народного академика (прототипом для него стал Лысенко), выставка с/х продуктов, снопы ветвистой пшеницы, образцы картофеля.
Продолжительность конференции: два урока.
Содержание и последовательность учебного занятия:
Основополагающий вопрос:«Сии, облечённые в белые одежды, – кто они и откуда пришли?»(Откровение Иоанна Богослова) (Приложение 1, слайд 1)
Проблемные вопросы (Приложение 1, слайд 1)
- Какое влияние оказала политика государства в 30-х – 50-х годах ХХ века на развитие биологии как науки?
- Нашёл ли этот период отражение в литературе?
- Каковы причины появления лженауки?
- Как отражено в романе Владимира Дудинцева «Белые одежды» учение Лысенко:
«Наука – это арена идеологической борьбы. Два мира – это две идеологии в биологии. Столкновение материалистического и идеологического мировоззрения».
- Как ведёт себя человек в ситуации психологического террора?
Обоснование выбора данной исследовательской деятельности: (Приложение 1, слайд 2)
- Через исследовательскую работу, погружение в эпоху 30-х – 60-х годов ХХ века, анализ романа осознать научный и человеческий подвиг учёных-генетиков, стоявших в оппозиции политики И.В. Сталина. Мы, потомки, обязаны воздать должное трудам тех, кто внёс свой весомый вклад в прогресс науки, но попали под «каток» сталинских репрессий.
План урока-конференции:
1. Тема проекта, проблемный вопрос, постановка целей
Влияние политики государства на развитие биологии как науки.
2. Актуализация знаний: Ключевые слова эпохи: СССР, И.В. Сталин, Н.С.Хрущёв, 1932 г., 1937 г., Н.И.Вавилов, Т.Д. Лысенко, генетика, менделисты-морганисты, ламаркисты (Приложение 1, слайд 3)
3. Рассказ о В.Дудинцеве, авторе романа
«Белые одежды», посвящённого Н.А. и А.А.
Лебедевым, учёным-цитологам, история
создания произведения (Приложение
1, слайд 4)
(группа литераторов)
4. Два мира – две идеологии в биологии (Мичуринцы-ламаркисты и Менделисты-морганисты) (группа биологов)
Учёные и лжеучёные. Кто они?
Реальные учёные, которые поддерживали хромосомную теорию:
Грегор Мендель (1822-1884) – выдающийся чешский учёный, основатель генетики. Впервые обнаружил существование наследственных факторов, впоследствии названных генами
Томас Морган (1866-1945) – американский эмбриолог, генетик. Впервые начал исследования на плодовой мушке дрозофиле. Морган и его школа создали в итоге этих опытов хромосомную теорию наследственности. Лауреат Нобелевской премии
Н.И.Вавилов (1887-1943) 1. Основоположник селекции. 2. Поддерживал законы Менделя и Моргана. 3. Выделил 7 центров происхождения культурных растений. 4. Открыл закон гомологичных рядов (Приложение 1, слайд 5)
Жан Батист Ламарк (1744-1829) – сформулировал идеалистические законы:
1. Наследственность определяется концентрацией
факторов окружающей среды.
2. Изменение органов под влиянием длительного
упражнения или неупражнения.
3. Закрепление изменений, произошедших в
организме и преданных по наследству /
Когда имя собственное становится нарицательным? Эпоха Лысенко – «лысенковщина»
Т.Д.Лысенко (1898-1976) – одевший маску мичуринца, был самый стойкий борец против сельского хозяйства. По ущербу, нанесённому сельскому хозяйству, с ним мало кто мог сравниться. Авантюрист по натуре, Лысенко обманул не только биологическую науку, но и самого товарища Сталина. Он отрицал законы Менделя и называл их законами «реакционного монаха». (Приложение 1, слайд 6)
5. Инсценировка «Вавилов и Лысенко на приёме у Сталина» (Приложение 1, слайд 7, Приложение 2)
– Вавилов, собирая материалы для селекционной работы, организовал 110 экспедиций, собрал более 3000 образцов семян растений. Четвёртая часть из этих растений исчезла с лица Земли и оценивается эта коллекция в 8 триллионов рублей (в настоящее время она находится в Санкт-Петербурге
6. Частушки о Лысенко (записанные по воспоминаниям старшего поколения) (Приложение 3)
7. Выводы исследовательской работы группы биологов (Приложение 4)
8. Анализ романа В.Д.Дудинцева «Белые одежды» (Приложение 1, слайд 8)
Этот роман является попыткой заглянуть в бесконечность человеческой души, дать критерии для распознания добра и зла.Сам автор пишет о своей книге: «В романе «Белые одежды» я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хочется вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознания добра и зла». (Приложение 1, слайд 9)
Добро и зло в романе. Добро – это деятельное сострадание, способность принять чужие страдания на себяи активно противодействовать злу. Добро – это служение идеалу, истине. Напротив, зло бесперспективно, хотя и маскируется под добро. (Приложение 1, слайд 10)
Герои романа, настоящие учёные: Дежкин
Фёдор Иванович, Стригалёв Иван Ильич и их
сторонники.
В романе показаны гонения на учёных-генетиков со
стороны лжеучёных (академик Рядно, его «левая
рука» Саул Брузжак, Краснов, Шмаков и др.) Свой
успех академик Рядно построил на точно
рассчитанной \"сермяге\" (рядно – грубая
ткань, мешковина), он носит косоворотку, пахнущие
дегтем сапоги, подшитые валенки. Налицо все
приметы простого человека, а на деле...
9. Соотнесение героев романа и реально живших учёных: Рядно – Лысенко; Вавилов – Стригалёв
Инсценировка «Экскурсия по кабинету Рядно» (Приложение 1, слайд 11, Приложение 5)
Инсценировка Встреча Дежкина с другом детства, поэтом Кондаковым, который пишет стихи о ветвистой пшенице, о вожде. (Приложение 6)
Инсценировка научной конференции в институте генетики.
1. Лекция Рядно о наследственности. (Приложение
7)
2. Отряд пионеров-биологов во главе с
учительницей принесли в подарок «народному
академику, ветку берёзы, на которой выросли ветки
серой ольхи. (Приложение 1,
слайд 7)
Разгул темных сил напоминает жуткие времена
инквизиции, охоту на ведьм. Во дворе
провинциального института горят книги
последователей Менделя... Ученые-генетики
по-разному борются за настоящую науку.
В роман входит тема возмездия. Рядно и
его сообщники обречены на историческое забвение.
На похороны \"народного академика\" – не
приходят даже близкие его \"соратники\".
Напротив, судьба Федора Ивановича Дежкина, выдавившего из себя paба, складывается счастливо. Он встречается с Леной, которая становится его женой, растит двух детей. Добрая память потомков – высшая награда ученому за его мужество, за активное противодействие злу.
Финал книги может показаться слишком уж легким, слишком счастливым. Но не будем забывать, что счастье это далось дорогой ценой. Прав Гете, сказавший в \"Фаусте\": Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой!
Ключевые проблемы романа
Роман ставит вопросы нравственного выбора, ответственности перед обществом, нравственной ценности добра.
10. Подведём итоги:
Ответы на вопросы (Приложение 8)
- Почему Стригалёв и Дежкин не сразу рассмотрели Рядно?
- Общее в хаpaктерах и поступках антигероев
- Каким показывает автор главного героя Ф.И.Дежкина?
- Кто его единомышленники?
- В чём суть отношений Дежкина и Стригалёва?
- Действительно ли Дежкин и Стригалёв – новое явление?
- Кто достоин белых сияющих одежд?
«Не боясь мучений и даже cмepти, совершает настоящий человек свой нравственный выбор – и тем заслуживает право на «белые одежды», чистым светом сияющие в откровении Иоанна Богослова» (В.Дудинцев)
Учебно-методическая литература:
1. А.П.Кузнецова «К обсуждению романа
В.Дудинцева «Белые одежды» // Литература в Школе
– 1991. 1. С. 114.
2. Роман В.Д. Дудинцева «Белые одежды»
3. «Три интервью Владимира Дудинцева»
4. Глушнев С. \"Холодное лето 48-го\" (обзор
жизни: Вавилов и Лысенко)
5. Леонов В.П. «Долгое прощание с
лысенковщиной»
6. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие
генетики. М.: «Наука», 1988. 424 с. (гл. 5: «У истоков
советской генетики: борьба с ламаркизмом»: с.
280-327)
7. Медведев Ж.А. Взлет и падение Лысенко. М.:
«Книга, лтд», 1993. 348 с.
8. Фролов И Т. Философия и история генетики:
Поиски и дискуссии. М., 1988.
9. Левина Е.С. Вавилов, Лысенко,
Тмофеев-Ресовский… Биология в СССР: история и
историография. М.: «АИРО-XX», 1995. 160 с.
10.Журналы «Биология в школ
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Проект:Биология/Ламаркизм,_Менделизм,_
Генетика_и_Лысенковщина
http://dudincev-vladimir.viv.ru/cont/onebread/1.html
http://files.school-collection.edu.ru/
http://www.hrono.ru/biograf/lysenko.html
Комментарии:
Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....
18 03 2024 8:20:27
Представлен конспект урока биологии по теме: "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....
17 03 2024 1:10:32
Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность. ...
16 03 2024 4:20:49
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
15 03 2024 23:13:40
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
14 03 2024 7:37:43
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
13 03 2024 7:14:38
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
12 03 2024 6:49:34
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
11 03 2024 22:53:48
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
10 03 2024 16:53:57
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...
09 03 2024 5:21:32
Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....
08 03 2024 21:50:47
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....
07 03 2024 12:16:24
Целью урока является показать многообразие земноводных, их хаpaктерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни и познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране. В задачи урока входят: обобщение и систематизация знаний о земноводных, совершенствование умений распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках, воспитание эстетических взглядов....
06 03 2024 23:23:40
Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....
05 03 2024 6:43:23
Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....
04 03 2024 4:36:35
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем. ...
03 03 2024 9:41:19
Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе. ...
02 03 2024 9:20:38
Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....
01 03 2024 4:52:43
Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. ...
29 02 2024 14:53:31
Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке. ...
28 02 2024 2:40:11
Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....
27 02 2024 17:18:35
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
26 02 2024 22:23:26
Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение. ...
25 02 2024 10:50:30
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
24 02 2024 10:50:53
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
23 02 2024 22:51:46
Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...
22 02 2024 1:20:35
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями. ...
21 02 2024 0:54:52
В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...
20 02 2024 23:40:51
Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда). ...
19 02 2024 16:22:25
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
18 02 2024 12:42:54
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
17 02 2024 16:21:56
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
16 02 2024 16:35:27
Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора. ...
15 02 2024 14:51:11
На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников. ...
14 02 2024 6:38:25
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
13 02 2024 21:38:29
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
12 02 2024 0:42:54
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
11 02 2024 12:41:12
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме «Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....
10 02 2024 0:26:33
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
09 02 2024 13:40:23
Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....
08 02 2024 11:39:20
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
07 02 2024 19:30:15
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
06 02 2024 0:55:35
Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....
05 02 2024 22:28:31
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
04 02 2024 18:49:28
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
03 02 2024 20:55:35
Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...
02 02 2024 5:56:29
Программа формирует знания экологии, валеологии, ответственность за здоровье, воспитывает гармонично развитую личность с гуманистическим мироощущением....
01 02 2024 13:16:49
Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....
31 01 2024 13:33:47
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
30 01 2024 18:18:25
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...
29 01 2024 15:53:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::