Мастерская "Десятиногие"
Цель мастерской: мастерская “Десятиногие” предназначена для изучения темы “Paкообразные” в курсе зоологии 7 класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения– креветки.
Этапы мастерской:
- Все участники мастерской рассаживаются за парты, учитель обращает внимание присутствующих на доску, где записана тема занятия – “Десятиногие” и формулирует вопрос: “Для чего организмам может быть нужно не две, не четыре ноги, а десять”? Все варианты, предложенные в процессе устного обсуждения, записываются на доску. В процессе работы с возможным предназначением десяти ног, логично возникает вопрос – “Кто такие – десятиногие”? Для поиска ответа на этот вопрос обучающимся выдаются натуральные объекты– креветки в индивидуальных емкостях с лупами и препаровальными иглами.
- Перед началом работы с натуральными объектами организуется работа с вопросами, актуализирующими последующее исследование . Кроме выдачи каждому участнику креветки, на доску экспонируется крупное изображение креветки /Рисунок 1/. Перед началом работы мастер предлагает индивидуальный жребий вопросов, которые крупно напечатаны на листах бумаги, но не видны школьникам. Это вопросы: “Кто, что, откуда, где, почему, сколько, когда, какие и т.д.”. Ребенку, получившему соответствующую карточку с вопросительным словом, предлагается сформулировать вопрос, относительно нашего объекта изучения– креветки. Учитель в это время располагает предложенные карточки с вопросами на доске. Каждый ученик вначале работает индивидуально, составляя один или несколько вопросов, затем высказываются все желающие, педагог при этом фиксирует на доске, рядом с вопросительными словами, вопросы, сформулированные детьми. Во время этой работы участникам предлагается записывать наиболее значимые, на их взгляд вопросы, а в конце обсуждения каждый должен выделить один вопрос, наиболее интересный для меня. Об этих “интересных вопросах” стоит спросить каждого участника мастерской и выделить эти вопросы на доске. В конце занятия предстоит оценить, нашли ли мы ответы на эти, заинтересовавшие нас вопросы. На это задание отводится 7-10 минут.
- Организуется работа с натуральными объектами – креветками. Участники достают креветок из лотков, размещают на салфетках и препарируют их. Результаты своей работы оформляют в виде отчета по лабораторной работе /Приложение 1/. Частично текст, предлагаемой лабораторной работы, взят из разработок Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” – урок Гавриловой Ж.А. – “Особенности строения paкообразных”. Инструкция по выполнению работы дана каждому участнику. На задание отведено 5 минут.
- Для наблюдения за живыми креветками демонстрируется небольшой видео – фрагмент “Креветка красный кристалл” – ролик взят из видео – фрагментов на Яндексе в сети Интернет. Можно использовать и другие похожие ролики. К данному видео – фрагменту каждый участник мастерской формулирует свой вопрос (о передвижении, окраске креветок). После просмотра фрагмента педагог интересуется возникшими вопросами, и также фиксирует их на доске.
- Пришло время активного поиска ответов на вопросы. В процессе организованной работы у участников занятия сформировался информационный запрос, который разрешается посредством выдачи каждому участнику печатных материалов по анатомии, физиологии и образу жизни креветки. Материалы оформлены в виде отдельных папок с файлами и выдаются каждому ученику. /Приложение 2, 3, 4; Рисунок 2/. Задание, которое дается участникам перед работой с информационными материалами следующее: “Найти ответ на вопрос о значении такого большого количества ног у креветок, попытаться найти ответы на “интересные” вопросы и вопросы к фильму. На задание отводится 10 минут.
- Работа с найденными ответами на вопросы мастерской организуется следующим образом: вначале мастер обращает внимание участников на первоначальный вопрос занятия “Для чего организму может быть нужно так много ног”? – и учащиеся предоставляют найденные в текстах, и выписанные в тетради ответы – для передвижения, захвата пищи, плаванья, копуляции, вынашивания икры, для защиты. Эти ответы разумно фиксировать и на доске для наглядности выполненной работы. Затем идет краткое обсуждение, найдены ли ответы на “интересные” вопросы, и если этого не произошло, то мастер может по ходу давать ответы на эти вопросы, но лучше, если эти вопросы останутся в качестве домашнего задания для учащихся, это позволит проявить активную поисковую позицию и за пределами школьных занятий.
- Для проверки того, насколько участники мастерской внимательно поработали с раздаточными информационными текстами, школьникам предлагается объяснить пять незнакомых терминов, встретившихся им в процессе ознакомления с материалами, термины экспонируются на доску /Приложение 5/, и если в кабинете есть возможность работы с интеpaктивной доской, то тут же рядом с термином выписывается его значение и дети фиксируют эти термины в тетради.
- Мастер обращает внимание участников мастерской на то, что в раздаточных материалах описывается возможность организации опытной работы с креветками в аквариумах. Учитель спрашивает школьников – “Какие опыты указаны в информационных материалах, и какие опыты ещё можно организовать с креветками”? Тем самым показывается возможность последействия данного занятия и стимулируется познавательная, исследовательская активность школьников.
- Итогом мастерской являются выводы, которые участники самостоятельно формулируют в ответе на вопрос мастера – “Что нового вы узнали на сегодняшней мастерской”?, а также домашнее задание, которое дано в инструкции к лабораторной работе, и, конечно же, поиск ответов, на все вопросы, ответы на которые остались за пределами данного занятия.
Комментарии:
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
24 08 2025 6:46:24
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
23 08 2025 5:41:49
Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....
22 08 2025 6:45:37
На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути.
...
21 08 2025 12:50:30
На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....
20 08 2025 12:31:21
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук.
...
19 08 2025 20:29:58
В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на пpaктическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков.
...
18 08 2025 0:16:38
Урок в 9-м классе формирует знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в пoлoвых хромосомах. Учащиеся на уроке продолжают формировать навыки решения генетических задач. Цель урока: сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем и проблем здоровья, связанных с генетикой пола....
17 08 2025 14:11:13

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
16 08 2025 23:29:55
Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....
15 08 2025 2:20:13
Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса.
...
14 08 2025 8:53:11
Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....
13 08 2025 20:10:32
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
12 08 2025 7:43:15
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
11 08 2025 11:21:46

Цель урока: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения; выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений; сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве, пpaктические навыки размножения растений вегетативным способом....
10 08 2025 4:10:49
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
09 08 2025 22:24:51
К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....
08 08 2025 11:47:36
Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...
07 08 2025 2:15:53
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
06 08 2025 5:50:20
Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика.
...
05 08 2025 2:55:19
Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....
04 08 2025 12:11:56
Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого".
На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы.
Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
03 08 2025 0:26:57
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
02 08 2025 16:28:16
Викторина для учащихся 8–9-х классов на предметной неделе. Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса «Биология. Человек» в системе занимательных заданий. Учащимся предлагаются занимательные задания в виде кроссворда, ребусов, эвристических вопросов, что значительно активизирует познавательный интерес к биологической науке....
01 08 2025 23:44:52
Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....
31 07 2025 5:15:41
Методическая разработка интегрированного занятия элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» (биология + литература) для учащихся 9-х классов.
Педагогическая новизна методической разработки темы заключается уже в постановке проблемы, так как рассматриваемые пристрастия (привычки) оцениваются большинством как нейтральные (невредные) привычки, не оказывающие негативного влияния на физиологическое, психологическое и социальное благополучие человека....
30 07 2025 18:50:11
Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....
29 07 2025 23:25:31
Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....
28 07 2025 5:40:48
Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....
27 07 2025 14:58:38
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
26 07 2025 0:31:40
Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....
25 07 2025 23:20:32
На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....
24 07 2025 23:22:24
Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....
23 07 2025 22:52:31
Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....
22 07 2025 19:31:48
Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса.
...
21 07 2025 21:20:24
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
20 07 2025 9:54:40
Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия.
Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами.
...
19 07 2025 23:21:19
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
18 07 2025 4:51:43
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
17 07 2025 4:12:40
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
16 07 2025 23:50:13
Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....
15 07 2025 9:20:48
Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...
14 07 2025 2:32:27
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
13 07 2025 14:30:59
Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....
12 07 2025 14:15:33
На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание.
...
11 07 2025 16:16:28
Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последнее время так обострилась проблема окружающей среды. Она приобрела экономическое, социальное и политическое звучание. Вопросами экологии начали заниматься и экономисты, и юристы, и социологи, и философы. Однако до сих пор многие вопросы остаются неизученными и нерешенными....
10 07 2025 21:28:39
Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....
09 07 2025 18:54:36
Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....
08 07 2025 3:34:27
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
07 07 2025 7:56:48
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
06 07 2025 7:28:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::