Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс
При изучении темы “Корень”, учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Поэтому, предусматривается проведение лабораторных работ, позволяющих учащимся познакомится с внешним и внутренним строением корня.
Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: микроскопом, микропрепаратами, гербариями, учебником таблицами, живыми растениями. Материал урока способствует развитию мышления, активирует познавательную деятельность учащихся. Урок рассчитан на 2-а занятия (по 40 минут).
Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием корней и типами корневых систем. Прививать пpaктические навыки по их распознаванию и определению. Рассказать о клеточном строении корня: изучить зоны корня, их особенности строения в связи с выполняемой функцией. Продолжать развивать навыки работы с микроскопом.
Оборудование: Гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневой системой. Таблицы “Типы корневых систем. Клеточное строение корня”. Микроскопы, лупы, готовые микропрепараты “Корневые волоски и корневой чехлик”. Черенки растений с корнями, луковица с корнями. Проростки фасоли.
Ход урока
1 .Урок начинается с повторения пройденного материала. Ученик рисует на доске строение семени фасоли. (Рисунок 1)
Далее задается вопрос: Каково строение семени? Какое строение имеет зародыш? Какой орган первым появляется из семени? (Учащиеся отвечают). Эти вопросы и ответы на них связывают предыдущий материал и новый. Учитель подводит итог повторению.
Новый материал
2. Учитель зачитывает отрывок из басни И.Крылова “Свинья под дубом”.
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
“Ведь это дереву вредит...
Задается вопрос классу: Чем же навредила свинья дереву? Будет ли, дуб расти и развиваться? Отвечая на эти вопросы, учащиеся делают вывод о значение корня и его функции. Вывод записывают в тетрадях:
- закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение;
- питает растение, всасывает воду и минеральные вещества.
Итак: Корень - один из важных вегетативных органов растения.
(Учитель обращает внимание учащихся на таблицу “Виды корней и типы корневых систем”.)
Различают три вида корней: главный корень, придаточные, боковые корни, показывает их на таблице.
Далее учитель предлагает рассмотреть типы корней на живых экземплярах и найти главный корень, придаточные корни, боковые. Рассказывает, что придаточные корни развиваются от стeбля, боковые корни от главного корня. Ученики рассматривают живые экземпляры растений: луковицу лука репчатого, черенки традесканции, а также выкопанные из горшочков молодые растения герани.
Вопрос классу: Чем отличаются корни друг от друга? Откуда отрастают придаточные и боковые корни? Из чего развивается главный корень? (это промежуточный контроль знаний).
Ребята! Подумайте! С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур? Например, таких как капуста, картофель. (Вопрос способствует развитию мышления)
Учитель продолжает вести урок, рассказывает о размерах корней, обращая внимание учащихся на гербарные экземпляры растений, рисунки в учебнике (верблюжья колючка, цикорий, овес). (Рисунок 2)
Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую. (Работа с таблицей на доске “Типы корневых систем”)
Стержневая корневая система: одуванчик, клевер, колокольчик.
Мочковатая корневая система: лук, пшеница, тюльпан.
С целью выработки пpaктических умений закрепления и углубления знаний по теме “Виды корней и типы корневых систем” проводится лабораторная работа №1.
Лабораторная работа №1
“Изучение строения стержневой и мочковатой корневой системы”
Задание.
- Рассмотреть предложенные гербарии корневых систем растений, найти: главный, придаточные, боковые корни.
- Отобрать гербарии растений со стержневой, а затем с мочковатой корневой системой. Сравнить их, найти черты сходства и различия.
- Зарисуйте растения, имеющие стержневую и мочковатую корневые системы. Подпишите названия типов корней и корневых систем. (Учащиеся зарисовывают увиденные на гербарии растения)
- Приведите свои примеры растений имеющие стержневую и мочковатую корневую систему.
- Сделайте вывод о видах корней и типах корневых систем.
Затем учитель вспоминает вместе с учащимися пройденный материал по теме “Строение семян”. К своим выводам, о строение типов корневых систем, ребята с помощью учителя узнают, что растения класса двудольных имеют стержневую корневую систему, растения класса однодольных - мочковатую корневую систему.
Учитель продолжает урок и переходит к изучению внутреннего строения корня. Корень имеет сложное строение. (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу “Клеточное строение корня”). Показывает основные участки (зоны) корня. Называет их: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. Говорит о том, что только в зоне всасывания находятся корневые волоски. Рассказывает об их значении. Знакомит учащихся с особенностями строения клеток каждой зоны в связи с выполняемой функцией.
Далее учащиеся открывают учебники и рассматривают рисунок 63. “Строение и зоны молодого корня” на странице 92 § 20.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что каждая зона корня состоит из множества групп клеток, которые похожи друг на друга и выполняют определенную функцию. Эта группа клеток получила название-ткань. Ребята записывают определение в тетради.
Затем учитель показывает и называет по таблице (Клеточное строение корня) основные зоны корня и соответствующие им ткани. Ребята с помощью текста учебника называют функции, которые соответствуют данному типу ткани.
С целью закрепления пройденного материала на уроке проводится лабораторная работа №2
Лабораторная работа №2
“Корневой чехлик и корневые волоски”
Задание.
- Рассмотреть корешок фасоли невооруженным глазом, а затем с помощью лупы. Найти корневой чехлик.
- Найдите на корне выросты в виде пушка - корневые волоски. Рассмотрите их. Прочитайте в тексте учебника, какое они имеют значение и строение.
- Положите корешок фасоли в каплю воды, на предметное стекло. Препарат подкрасьте чернилами. Рассмотрите под микроскопом. Рассмотрите готовый микропрепарат корневого чехлика растения.
- Сравните то, что вы увидели под микроскопом с рисунками в учебнике. Зарисуйте увиденное, сделайте надписи к рисунку. (Рисунок 3)
- Сравните строение корневых волосков с клетками кожицы лука.
- Сделайте вывод.
(Рисунок 3)
Заключение.
3. В качестве закрепления пройденного материала на уроке учащимся предлагается задание в виде теста. (Приложение 1).
Правильность выполнения теста, а также лабораторных работ№1, №2 оцениваются.
Задачи, поставленные на уроке достигнуты. Учащиеся получают две, три оценки за урок.
Тетради с лабораторными работами и тесты сдаются учителю на проверку.
Домашнее задание §19, §20.
Комментарии:
С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов.
...
31 05 2025 13:56:30
Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....
30 05 2025 6:35:40
Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....
29 05 2025 1:55:41
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
28 05 2025 22:15:57
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
27 05 2025 0:54:56
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
26 05 2025 13:10:24
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....
25 05 2025 21:51:10
Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического мecячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....
24 05 2025 3:43:22
Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм.
...
23 05 2025 23:25:36
Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....
22 05 2025 8:48:28
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
21 05 2025 1:19:40
В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии.
...
20 05 2025 12:22:51
Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....
19 05 2025 0:47:59
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....
18 05 2025 20:33:43
Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....
17 05 2025 23:23:36
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
16 05 2025 1:15:32
Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....
15 05 2025 9:37:58
Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы.
Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки.
...
14 05 2025 10:32:48
Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью.
...
13 05 2025 12:18:29
Урок биологии применяет развивающие технологии. Методы, применяемые на уроке, – словесное изложение знаний, синквейн, презентация, тренажер, моделирование, тестирование. Цель: развитие активной познавательной деятельности в работе с учебником и гербарным материалом....
12 05 2025 6:20:40
Данная разработка ориентирована на учебник Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....
11 05 2025 9:30:31
Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....
10 05 2025 16:28:43
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
09 05 2025 8:15:29
Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений.
...
08 05 2025 10:23:35
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
07 05 2025 1:50:11

Цель урока: повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»....
06 05 2025 3:59:46
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
05 05 2025 19:10:11

Цель урока - не только изучить суть мутационной изменчивости, но и раскрыть проблемы биологической безопасности продуктов питания, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Презентация призвана помочь учителю сделать урок наглядным и интересным....
04 05 2025 5:36:23
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
03 05 2025 2:50:17

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....
02 05 2025 9:34:48
В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....
01 05 2025 22:23:10
Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....
30 04 2025 16:28:57
С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....
29 04 2025 23:57:31
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
28 04 2025 16:21:26
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
27 04 2025 2:18:52

В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....
26 04 2025 21:43:17
В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....
25 04 2025 9:23:10
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
24 04 2025 18:41:25
Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....
23 04 2025 19:12:38
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
22 04 2025 15:43:55
География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем....
21 04 2025 8:11:46
Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....
20 04 2025 11:34:24

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
19 04 2025 13:17:26
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося как будущего активного деятеля. Важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет ИКТ. Одной из основных задач школьного курса биологии выступает формирование у учащегося умения работать с информацией....
18 04 2025 22:13:20
Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....
17 04 2025 17:38:51
Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....
16 04 2025 4:52:13
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
15 04 2025 15:18:22
Используя знания об анализаторах и морфологическом строении глаза, сформировать знания о свойствах рецепторов, желтого и слепого пятен, показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности. Рассмотреть причины и профилактику нарушений зрения.
...
14 04 2025 21:24:24
Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....
13 04 2025 15:38:45
Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....
12 04 2025 13:48:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::