Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)


    Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

Цель: показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны.

Задачи:

  1. Продолжить развивать познавательный интерес к природе, умение наблюдать и делать выводы.
  2. Познакомить с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации.
  3. Обосновать необходимость охраны пернатого мира, познакомить с редкими и исчезающими птицами Краснодарского края, России.

Оборудование: таблицы, рисунки, плакаты, поделки, фотографии, чучела птиц; журналы: «Юный натуралист», «Природа»; книги: «Наши питомцы», «Они должны жить» , «Неприхотливые комнатные певцы», «Птицы над сушей и над морем», «Барометры природы», «Лесная газета», «О редких животных мира»; записи голосов птиц, мелодии «В мире животных»; учебник «Биология. 7 класс», авторский коллектив: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко.

Методы: Использование игровых технологий - устный журнал, театрализованное представление; рассказ, беседа; использование музыкальных произведений, стихов; демонстрация живых птиц, чучел, таблиц, а также рисунков, поделок, плакатов, викторин, кроссвордов, выполненных руками ребят.

Дополнительная работа:

1) За неделю до начала урока (можно за 2 недели) учащиеся получили задание по группам (с учетом страниц журнала):

  • Группа №1 - занимается сбором материала по теме «Птицы – синоптики и метеорологи»
  • Группа №2 - «Птицы- архитекторы и строители»
  • Группа №3 - « Певчие птицы. Звуковая сигнализация птиц»
  • Группа №4 - « Птицы - анатомы и хирурги»
  • Группа №5 - «Другие возможности птиц. Охрана»

2) Учащимся 7-х классов предложено принять участие в конкурсе поделок на тему «Птицы»

3) В кабинете организовать передвижную выставку творческих работ учащихся на тему «Птицы».

План урока.

I. Вступительное слово учителя

II. Знакомство с новым материалом:

  1. Общие сведения о птицах, их роли в природе и жизни человека, эволюционных изменениях.
  2. Пословицы, поговорки, поверья, связанные с птицами.
  3. Страничка, посвященная защитникам леса - дятлам.
  4. Звуковые сигналы птиц.
  5. Говорящие птицы.
  6. Синоптические возможности птиц.
  7. Птицы - анатомы и хирурги.
  8. Птицы - строители и архитекторы.
  9. Птицы - альбиносы.
  10. Птичьи ранги.
  11. Охрана птиц. Птицы из Красной книги.
  12. Продолжительность Жизни птиц.

III. Вывод по уроку.

IV. Задание на дом:

  • выучить пар.50, повторить пар.49 , подготовка к зачету.
  • Составить таблицу: «РОЛЬ ПТИЦ»
Значение птиц
В природе В жизни человека
   

Вступление

Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока:

Урок мы проводим в форме устного журнала. Как и любой журнал, он имеет своих редакторов, научных сотрудников, консультантов, корреспондентов, роль которых выполняют сегодня наши гимназисты. У нас в гимназии с начала года издается журнал, посвященный живой природе (показывает эмблему журнала, номера некоторых журналов). Надеемся, что каждая страница сегодняшнего журнала познакомит вас со сведениями, доселе неизвестными. Хотя о птицах мы уже много знаем. Так, изучая плоды и семена в 6 классе, грибы - в 7, мы узнали о том, что птицы участвуют в распространении плодов, семян, спор, а значит, и в расселении грибов, лишайников по земному шару, что они регулируют рост растений и численность животных; являются санитарами леса, полей, садов и т.д. (это мы узнали, изучая червей, моллюсков, члeнистоногих), помимо этого они - одно из основных звеньев в цепях питания, а многие из них стоят на вершине экологических пирамид...

Из истории мы узнаем, что многие птицы использовались и до сих пор используются как объект охоты, средств передвижения, связи, и даже охраны жилищ.

Учитель: ПТИЦЫ - самые замечательные проявления Жизни на нашей планете. Они украшают естественные и искусственные ландшафты, придавая им неповторимое разнообразие. В отличие от других представителей животного мира, птицам присуща высокая мобильность и некоторые уникальные возможности. Сегодня вы об этом узнаете.

Нет на Земле такого уголка, где бы мы не встречали птиц. Всего на земном шаре насчитывается около 9 000 видов пернатых, относящихся к 40 отрядам, более 100 видов птиц занесены в Красную книгу МCOП, в России обитает около 800 видов. Наиболее богата орнитофауна лесов: смешанных, тропических, экваториальных, меньше -- в лесостепях, еще меньше - в степях, полупустынях, мало в пустынях и высоко в горах, но тем не менее они везде встречаются и дороги нам тем, что являются частью природы. А природа - это гениальный конструктор, инженер, великий зодчий, непревзойденный метеоролог. Миллионы лет она отpaбатывала и совершенствовала свои творения. В течение этого времени они развивались, разнообразились и приспосабливались к изменениям окружающей среды. В результате естественного отбора безжалостно отвергалось все, что не могло приспособиться к условиям существования и закреплялось то, что позволило выжить. Так произошло со многими существами, в том числе и с птицами.

Корреспондент 1: Как вы узнаете сегодня, некоторые их способности уникальны, а их органы можно назвать «биоинженерными системами», которые функционируют точно, надёжно и экономично.

Корреспондент 2: Птицы радуют нас красивым пением, стремительным лёгким полетом, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к их соседству, привыкли видеть, слышать их. Возможно, поэтому множество поверий, примет, поговорок так или иначе связаны с ними.

Ведущая рубрики: «Пословицы, поговорки, поверья...»:

  • Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
  • Мал соловей, да голосом велик.
  • Только кукушка своего гнезда не вьёт.
  • Счастье - вольная птица, где захотела, там и села.
  • Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает и др.

- У меня вопросы к вам, дорогие юные друзья природы, а почему бытуют и появляются некоторые поговорки, выражения? Вот, например: Глухая тетеря? (отв. Глухарь - птица осторожная, близко к ней не подойдёшь. Но во время весеннего тока, когда глухарь ищет себе пару и заводит весеннюю песню, он несколько секунд ничего не слышит, даже выстрела ружья).

- Как с гуся вода? Вышел сухим из воды? (отв. Гусь выходит сухим из воды, т.к. его плотно прилегающие перья смазаны жиром из копчиковой железы).

- Заладил как дятел? (отв. Если дятел долбит, работает, то так усердно, что не остановишь, даже близко к нему подойти можно)

Учитель: Мнение научного сотрудника (сегодня мы пригласим специалиста по дятлам), который много времени посвятил дятлам, изучил особенности строения, поведения, образа жизни.

Специалист по дятлам: А ведь о дятлах можно многое сказать: дятел - мастер, отец- кормилец, распределитель квартир, санитар леса. «Почему мастер?» - спросите вы. А вот почему: работает он без передыху и качественно. В старину у мастерового люда, тех, кто шил обувь, одежду, плотничал, была одежда одинакового фасона и шапочка черная, иногда красная. Догадываетесь, у какого нашего лесного «мастера» такая шапочка? Мастеров тех почитали, уважали, т.к. дело свое они хорошо знали. Отец-кормилец он потому, что в лихие времена, особенно зимой, птички от него кормятся. Отвернет он своим мощным клювом кору на дереве, под которой личинки насекомых, а синицы, поползни, пищухи тут как тут. Квартирами дятла - дуплами многие птицы пользуются, т.к. он каждый год себе новое дупло делает. И санитар он что ни на есть настоящий. Ведь старые, больные деревья его чаще всего интересуют, он их от многочисленных личинок и короедов освобождает.

Новая страница журнала, посвященная звуковым сигналам птиц.

Звучит музыка П.И.Чайковского из серии «Времена года», песня «Восточный соловей».

Учитель: Да, удивителен мир птиц. Ведь благодаря им мы научились слушать музыку, петь. Вот сейчас звучит произведение Петра Ильича Чайковского, это музыка свидетельствует о приходе весны. Давайте, подумаем и ответим на вопросы: А все ли птицы поют ? (Ответ: нет, не все). Птицы произносят только голосовые сигналы ? (нет, они могут производить сигналы хлопая крыльями, клювом, хвостовыми перьями).

Знаток голосов птиц: Да, у них существует сложная система сигнализации, позволяющая им общаться в разные сезоны года. Знаете ли вы, что изучая голоса птиц, ученые выявили, что у одного вида птиц может быть до 20-25 различных сигналов, что все эти сигналы разделены на 4 группы:

А) призывные;
Б) выражающие комфорт;
В) выражающие дискомфорт;
Г) защитные.

Учитель: Вы правы - у птиц имеются и не голосовые сигналы: удары клюва, движение крыльев и т.д. Аисты, например, лишены голоса, но свое состояние они выражают громким хлопаньем клюва, их весенняя песня напоминает быстрые удары кастаньет. Хлопают крыльями куриные: глухарь, тетерев, дикуша, сочетают, токуя, песню с громким «фырканьем» коротких круглых крыльев. Шумят крыльями: фазан, козодой, болотные птицы, даже гoлyби. Всем известные бекасы токуют в воздухе, а когда они, описав круги, снижаются, то из-за вибрирующих упругих перьев хвоста возникают гудящие, жужжащие и даже блеющие звуки, за что бекаса люди прозвали «лесной барашек».

Учитель: Скажите, а кроме приятного пения, могут ли звуковые сигналы птиц быть полезны, в том числе и человеку?

Специалист по звуковым сигналам: Да, несомненно! В последние годы большое развитие получила в орнитологии новая наука - биоакустика птиц. Эта интересная наука помогает человеку, т. к. позволяет открыть путь к созданию автоматизированных биотехнических систем на фермах и птичниках. «Что это такое?» - спросите вы. А вот что. Ученые обратили внимание, что птица откладывает яйца в разное время, а птенцы вылупляются почти одновременно. Оказалось, что звуки, которые наседка издает во время кладки, насиживания яиц служат одним из стимуляторов развития эмбриона и причиной синхронного созревания и вылупления птенцов. Ученые расшифровали эти сигналы, а инженеры создали «искусственную звуковую наседку, применив ее в инкубаторах, добились ускоренного развития эмбрионов. А если закладываются миллионы яиц? Представляете, какие прибыли можно получить!

Учитель: Что вам известно о говорящих птицах?

Учащиеся: Одни из лучших говорунов попугаи, этот отряд включает 328 ныне живущих и 19 ископаемых видов. Их называют императорами человеческой речи.

Учитель: Какие попугаи говорят?

Учащиеся: Волнистые, серый или жако, ожереловый, корелла или нимфа, королевский, кубинский амaзoн и др. амaзoны, какаду, ара, лори). Вот, наглядный пример: в Москве у семьи Акаванцевых живет попугай - бирюзовый волнистый Саша. Он попал в семью случайно - прилетел на балкон, сел на спину хозяйке дома и проговорил: «Саша - хорошая птичка». Через некоторое время он поведал о своих прежних хозяевах: «Леша опять пришел домой пьяный», «Миша курит», «Дай выпить». А однажды он всех поразил одной фразой, произнесенной, когда хозяйка дома - врач по профессии - говорила с сыном своей подруги о вреде токсикомании. Когда все замолчали, попугайчик изрек: «Будешь нюхать - подохнешь».

Учитель: Что вам известно о других говорящих птицах?

Учащиеся: Хорошо имитировать человеческую речь могут многие представители врановых: вороны, галки, сойки, сороки, из других отрядов - скворцы, майны, лирохвосты, птицы-шалашники. У знаменитого Дурова В.Л. был ворон Карп. Он кричал низким гортанным голосом: « Кто там, кто там?» Дуров рассказывал, что однажды к ним в конюшню забрались воры. Когда они с награбленным добром шли мимо ворона, тот закричал: «Кто там, кто там?» Воры испугались, побросали награбленное и убежали.

Одна из самых лучших говорящих птиц - священная майна. Священная майна живет в Индии, Бирме, Индокитае, Малайзии. А.Э.Брэм пишет, что по способности к иммитации она даже превосходит попугаев. Причем известно, что майны могут научиться говорить друг от друга.

Учитель: Давайте поговорим о синоптических возможностях птиц. Слово специалисту-метеорологу.

Специалист – метеоролог: Умение говорить и петь - не все достоинства наших пернатых. (Звучит музыкальное сопровождение телепередачи «Прогноз погоды», музыка к песне «Надежда»). А знаете ли вы, что птицы - удивительные метеорологи?

Чайка ходит по песку -
Моряку сулит тоску...
Если чайка села в воду,
Жди хорошую погоду.

Еще в глубокой древности была замечена связь между поведением животных и состоянием растений с одной стороны, и погодой - с другой. Погоду можно предсказать по приметам, пению, поведению птиц. Например, пингвины рано узнают о приближении бури: они ложатся на снег головами в ту сторону, откуда подует ветер, образуя туловищами круг.

А сейчас давайте вернемся в прошлое.

Сценка из путешествий В.А.Арсеньева по книге: «В дебрях Уссурийского края»

Действующие лица:

  1. От автора.
  2. Дерсу Узала.
  3. В.А.Арсеньев.

АВТОР: После долгого перехода путешественники заснули. Арсеньев долго сидел с документами, а потом забылся долгим сном. Утром он проснулся и увидел, что солнца нет, все небо в тучах.

ДЕРСУ УЗАЛА: Торопиться не надо. Наша днем хорошо ходи, вечером дождь будет.

АРСЕНЬЕВ : Почему, Дерсу, дождь будет именно ночью, а не днем.

ДЕРСУ: Тебе сама посмотри. Видишь маленькие птички туда - суда ходи, играй кушай. Дождь скоро - его тогда тихонько сиди, все равно спи.

АВТОР: В другой раз было наоборот. Долго стояла хорошая и тихая погода.

АРСЕНЬЕВ: Какая замечательная нынче погода!

ДЕРСУ: Посмотри, капитан, как птицы торопятся кушать. Его хорошо понимай, будет худо. Моя думай, здесь надо ночевать.

АВТОР: И действительно, в лесу стояла мертвая тишина. Дерсу посоветовал крепче ставить палатки, приготовить побольше дров. В ту ночь Арсеньева разбудили и доложили, что идет снег.

Учитель: Давайте поговорим о приметах погоды. Зимой в нашем городе много ворон. А знаете ли вы, что:

  • перед морозами вороны и галки сидят на верхушках деревьев;
  • на нижних ветках - к ветру;
  • на снегу под деревом ходят - к оттепели;
  • ворона прячет «нос» под крыло - к холоду;
  • каркает зимой - к морозу;
  • если зимой вороны и галки с громким криком затевают игры, то это к оттепели;
  • летом ворона купается - к дождю;
  • весной купается - к теплу и т.д.

Учитель: А.А. Фет писал:

Жди ясного на завтра дня,
Стрижи мелькают и звенят.
Пурпурной полосой огня
Прозрачный озарен закат.

А поэтесса Елена Аксельрод написала:

Напрасно в морозы
Пeтyx не разбудит:
Поет он на радостях -
Оттепель будет.

Так, на основании синоптических способностей птиц сложились приметы: если вдруг стрижи среди лета исчезают из города, то будет затяжной дождь; а если высоко летают - хорошая погода. Деревенские старожилы говорят, что в летнюю пору, когда средь белого дня пeтyxи начинают кукарекать - будет дождь, а если в пасмурную начинают петь, то погода разгуляется.

Учитель: А какие вы можете привести примеры предсказания погоды птицами?

Многие птицы строят гнезда с учетом погоды. Так, возьмем фламинго. По тому, как эти благородные птицы сооружают свои жилища - башни, можно узнать, какое будет лето. Если они строят низкие гнезда - лето будет теплое, а если с весны наращивают гнезда - тумбы глиной, то лето будет дождливым, уровень воды поднимется. Иной раз даже самый точный барометр позавидует таким точным прогнозам.

Учитель : Какие же \"приборы\" имеются у птиц для определения погоды?

Ответ ученого специалиста: В настоящее время имеется 2 гипотезы. Первая. Полые трубчатые кости, которые являются своеобразной барометрической системой птиц, имеют сообщение с девятью тонкостенными воздушными мешками, разбросанными по всему телу. Изменение атмосферного давления вызывает раздражение специальных барорецепторов в пневматических костях и ряде внутренних органов, связанных с воздушными мешками.

Вторая гипотеза. Предсказывают погоду контурные перья, которые \"одевают\" туловище птицы. Контурное перо - истинное чудо инженерного искусства природы. Очин пера - это полая часть стержня пера, сидящая глубоко в толще кожи. Возле основания очина ткани тела птицы густо пронизаны чувствительными нервными окончаниями, а сам пустой очин напоминает своего рода барометр-анероид. При изменении атмосферного давления изменяется и давление внутри очина. Это изменение давления улавливается нервными окончаниями сосочков кожи.

Но все это гипотезы и они требуют тщательного изучения и проверки. А факт остается фактом: птицы умеют предсказывать перемену погоды, помогают людям, а людям следует у птиц поучиться. Друзья, возможно кто-то из вас в будущем найдет правильный ответ на вопрос: почему птицы так безошибочно реагируют на изменения погоды?

Учитель: Друзья, наши пернатые питомцы многому нас научили, в том числе и умению оказывать первую помощь при травмах

Корреспондент № 3. Птицы \"анатомы\" и \"хирурги\". (Приложение 1)

Учитель: А строительство и украшение жилищ человека, что об этом известно?

Корреспондент № 4. Птицы \"строители\" и \"архитекторы\". (Приложение 2)

Учитель: Но какими бы ни были гнезда, без них птицам не жить и потомства не вывести.

К.Кулиев:

Не разоряйте птичьего гнезда -
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора;
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Она чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.

Учитель: Знаете ли вы, что среди птиц встречаются совершенно белые - альбиносы? Итак, слово орнитологу, подготовившему страничку:

Орнитолог: Птицы-альбиносы.

... говорят, что в Maнджилари появилась ... белая ласточка! Точь-в-точь как белый снег.

- А ты знаешь, что такое белая ласточка? Она может появиться, а может и не появиться раз в сто лет. Кто ее увидит, тот вылечится от всех болезней!

Этот отрывок из произведения болгарского писателя Йордана Йовкова «По поводу» - говорит о том, что в природе встречаются белые ласточки. Абсолютно белые птицы-аль6иносы встречались не только в Болгарии. Так, в Аргентине в коллекции института Мигела Лило среди 16440 экземпляров птиц было обнаружено 8 альбиносов. Причина возникновения альбинизма у животных, в том числе и птиц, до сих пор полностью не изучена. Встречались альбиносы гoлyби, воробьи, вороны, а также другие птицы, изучая которых, люди все больше и больше находят ответы на вопросы альбинизма у людей. Как водится, и этим нам помогают птицы.

Учитель: Долгое время было загадкой появление в человеческом обществе различных рангов. Оказывается нам и в этом птицы помогали.

Возьмем, к примеру, ранги. Помните, еще в 1722 году царь Петр обнародовал табель о рангах, по которому поделил военных и чиновников своего государства на 14 классов. Согласно установленному царем порядку, человек, дослужившийся до чина младшего офицера, становился потомственным дворянином и передавал заслуженные им привилегии потомкам, даже если они оказывались людьми никчемными, недостойными быть отнесенными даже к самому низшему разряду.

Табель о рангах существует и у животных. Например, у птиц. На птичьем дворе всегда комaндует доминирующая курица. Она безжалостно клюет своих товарок, если те не уступают ей дорогу. Никто из обиженных не решается дать этой птице сдачи. Это доминанги - птица первого ранга. Рядом с доминирующей птицей обычно расхаживает одна, а то и две курицы второго ранга. Они терроризируют всех остальных кур и только по отношению к доминирующей курице испытывают почтение. Эти куры клюют даже птиц третьего ранга. А уж те всех остальных. В большом птичнике бывают птицы 4, 5, 6 и даже 7 рангов. Если вместе с курами живет пeтyx, он обычно недолюбливает властных, строптивых птиц и водит дружбу с курами низших рангов. Разве этот факт не говорит о том, что наши предки позаимствовали у птиц даже привилегии.

Учитель: Друзья, мы с вами все более убеждаемся, что птицы - удивительные существа. Благодаря им мы нашли ответы на многие вопросы. Доказано, что маленький ребенок и птица наиболее психологически совместимые, их коммуникативные системы близки, на определенном этапе может происходить параллельное развитие психики ребенка и психики птицы. Тот, кто растет в дружбе с птицами, как правило, не совершает преступления, не станет вести неправильный образ жизни. Но каждый из нас должен знать, что без нас птицам не выжить.

Мы приглашаем на страницы нашего журнала специалиста-орнитолога по вопросам охраны птиц.

Специалист-орнитолог: Охрана птиц. Редкие и исчезающие птицы Краснодарского края.

К сожалению, в последние годы резко сократилась численность птиц. Навсегда исчезло уже более 100 видов. Так, полинезийцы уничтожили огромную птицу моа, которая весила 300 кг, причина гибели - выжигание растительного покрова. В 1681 году люди в последний раз видели птицу дронта, даже чучела данной птицы не сохранилось, только описание. Навсегда нас покинули: бескрылая гагара, которая ходила вертикально, как пингвин, хорошо, что знаменитый Карл Линней успел ее описать; пугливая и осторожная лабрадорская гага; стрaнcтвующий гoлyбь; нежное мясо которого было деликатесом; каролинский попугай - единственный вид, который обитал в США; последняя луговая курочка погибла в 1932 году ... Этот черный список можно продолжать и продолжать.

В Красную Книгу Краснодарского края занесены 30 видов птиц, требующих охраны. Среди них розовый пеликан, черный аист, скопа, белоснежный сип, орлан-белохвост, кавказский улар, филин, дрофа, кавказский тетерев, красноголовый королек - самая маленькая птичка края и страны, черноголовый поползень и другие.

Итак, от нас с вами много зависит. Вспомните слова великого друга природы Михаила Пришвина:

«Все прекрасное на земле - от солнца,
И все хорошее - от человека».

Учитель: И мне вспоминается стихотворение В. Лившица «В. Ульянов»:

На ремне висит баклага,
Путь лежит через луга,
Глубока река Свияга,
В небе радуга дуга.
На ходу срывает кепку
Белокурый гимназист.
Он несет под мышкой клетку,

В клетке щелканье и свист:
Соловьи, щеглы, синицы...
Он им клетку приоткрыл,
И летят на волю птицы -
Чик-чирик! И след простыл...
Бросив клетку в чистом поле,
Он им долго смотрит в след.
Знает он что лучше воли –
Ничего на свете лучше нет!

Заключение

Учитель: Сегодня мы многое узнали об уникальных возможностях птиц, вспомнили о редких и исчезающих. А знаете ли вы, что у нас есть возможность еще раз встретить... третье тысячелетие? По древнему зороатрийскому календарю это можно сделать 21 марта в день весеннего равноденствия. Зороатрийский календарь имеет 32-летний цикл, этот календарь называют тотемным, т.к. каждый год в нем олицетворяется с каким-ни6удь животным или птицей.

Знак первого года ХХI века - Сокол, он открывает отсчет нового 32-летнего цикла. «Под крылом» этой гордой птицы обычно рождаются храбрецы и идеалисты, в их числе император Александр I, полководец Михаил Кутузов, итальянский поэт Данте Алигьери (1905,1937,1969... год Сокола).

  • Год Филина (1904,1936,1968... )
  • Год Орла (1900,1932,1964... )
  • Год Аиста (1910,1942,1974... )
  • Год лебедя (1928,1960,1992... )
  • Год Сороки (1915,1947,1979... )
  • Год Павлина (1927,1959,1991... )
  • Год Пeтyxа (1918,1950,1982... )

Закончить наш урок мы решили песней на известную всем мелодию (Приложение 3). Каждая строчка этой песни придумана самими ребятами. Песня не только свидетельствует о трагедии природы, о резком сокращении ее видового состава, но и подает надежду, что спасение есть. Только от нас с вами, нашей деятельности зависит это спасение.



Комментарии:

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

09 10 2025 21:11:56

Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"


    Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"

      Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...

08 10 2025 19:56:39

Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"


    Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"

      Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....

07 10 2025 12:57:56

Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"


    Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"

      Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....

06 10 2025 12:45:24

"Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс


    "Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс

      Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...

05 10 2025 11:17:44

Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс


    Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....

04 10 2025 12:55:28

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора


    Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

      Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....

03 10 2025 9:56:43

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс


    Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс

      Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....

02 10 2025 11:15:26

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

01 10 2025 0:58:18

Урок по теме "Сердце". 8-й класс

Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....

30 09 2025 1:10:45

Анализаторы

Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....

29 09 2025 5:24:45

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

28 09 2025 4:32:19

Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)


    Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)

      Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....

27 09 2025 21:57:30

Органы. Системы органов. 8-й класс


    Органы. Системы органов. 8-й класс

      Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....

26 09 2025 23:38:14

Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"


    Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"

      Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться. ...

25 09 2025 17:32:23

Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"


    Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"

      Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....

24 09 2025 1:11:12

Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Члeнистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс


    Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Члeнистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс

      Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....

23 09 2025 11:16:24

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе


    "Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

      Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

22 09 2025 17:40:44

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

21 09 2025 19:58:22

Рациональное питание. 8-й класс


    Рациональное питание. 8-й класс

      Учащиеся формируют знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм; учатся подбирать продукты для составления меню с учетом калорийности продуктов; уметь анализировать свой суточный рацион и определять его соответствие нормам питания. Воспитывают стремление к здоровому образу жизни....

20 09 2025 16:49:47

Урок по теме: "Значение эволюционного учения для охраны природы"

Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...

19 09 2025 10:26:42

Урок "Своя игра"


    Урок "Своя игра"

      Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение". ...

18 09 2025 4:30:59

Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"


    Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"

      Урок проводится в форме путешествия по заповедным местам Оренбургской области. Помимо знакомства с уникальными уголками природы области, учащиеся осознают свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Материал можно использовать как в преподавании уроков, так и во внеклассной работе....

17 09 2025 6:48:17

Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"


    Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"

      В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....

16 09 2025 19:59:22

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

15 09 2025 3:53:28

Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"


    Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"

      Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....

14 09 2025 17:49:42

Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"


    Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"

      Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....

13 09 2025 12:34:49

Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"


    Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"

      На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...

12 09 2025 20:19:36

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....

11 09 2025 22:20:32

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

10 09 2025 22:19:51

«Почва как среда жизни». 5-й класс


    «Почва как среда жизни». 5-й класс

      Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....

09 09 2025 9:32:45

Урок-обобщение по теме "Дыхание"


    Урок-обобщение по теме "Дыхание"

      Курс биологии 8-го класса имеет важное пpaктическое значение для формирования навыков здорового образа жизни. При изучении темы «Дыхание» ученики получают знания о строении, физиологии, заболеваниях органов дыхания, их основных причинах и мерах профилактики. Также развиваются навыки научно-исследовательской деятельности, так как учащиеся готовят мини-проекты. Применение ИКТ-технологии способствует развитию познавательного интереса....

08 09 2025 4:20:15

Обобщающий урок по теме "Цветок"


    Обобщающий урок по теме "Цветок"

      Урок проводится в форме игры «Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....

07 09 2025 23:50:24

Экологический аспект в обучении и воспитании подрастающего поколения

Областная экологическая акция «Живи, лес!» была проведена с целью привлечения внимания учащихся к проблемам сохранения, восстановления и преумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Кемеровской области....

06 09 2025 2:50:30

Археи - домен живых организмов. 7-й класс


    Археи - домен живых организмов. 7-й класс

      Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....

05 09 2025 8:20:37

Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"

      Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...

04 09 2025 16:50:34

Тема урока: "Плазматическая мембрана. Tрaнcпорт веществ"


    Тема урока: "Плазматическая мембрана. Tрaнcпорт веществ"

      Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее. ...

03 09 2025 4:46:22

Урок биологии в 10-м классе по теме "Возрасты жизни"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Возрасты жизни"

      Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики. Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних. Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом. ...

02 09 2025 3:33:47

Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"


    Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"

      Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....

01 09 2025 18:20:17

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

31 08 2025 21:49:46

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

30 08 2025 13:54:26

Программа по биологии. 10-й класс


    Программа по биологии. 10-й класс

      На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

29 08 2025 18:15:58

Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"


    Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"

      Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....

28 08 2025 10:42:30

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса


    Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса

      В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...

27 08 2025 5:37:13

Строение и функции кожи


    Строение и функции кожи

      Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....

26 08 2025 6:22:22

Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания


    Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

      Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....

25 08 2025 13:38:11

Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"


    Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"

      Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека". ...

24 08 2025 9:25:52

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

23 08 2025 3:56:32

Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      При изучении раздела "Пищеварение" целесообразно проведение урока "Гигиенические условия нормального пищеварения", в ходе которого необходимо разъяснить учащимся гигиенические условия нормального пищеварения, познакомить их с профилактикой пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Особенно важно акцентировать внимание на тех факторах, которые оказывают значительное нeблагоприятное воздействие на организм человека и являются факторами риска. К их числу относится в первую очередь употрeбление алкоголя, а также курение. ...

22 08 2025 22:13:28

Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"


    Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"

      Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных. ...

21 08 2025 10:26:13

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::