Некоторые нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Некоторые нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии


    Некоторые нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии

Лабораторная работа № 1

Особенности организации и процессов жизнедеятельности малощетинковых червей (на примере трубочника)

Цель: познакомиться с особенностями организации малощетинковых червей как вторичнополостных сегментированных беспозвоночных животных; провести наблюдения за процессами их жизнедеятельности (на примере трубочника).

Объекты и оборудование: микроскоп, живые трубочники, ванночки, чашки Петри, пинцеты, лупы, препаровальные иглы, покровные и предметные стёкла.

Прочтите текст!

С организацией и процессами жизнедеятельности трубочника можно познакомиться, рассматривая временные микропрепараты при малом увеличении микроскопа. Размеры сегментов уменьшаются от переднего конца тела трубочника к заднему. Поясок в передней части тела можно заметить лишь у пoлoвoзрелых особей, он имеет вид богатого железами утолщения кожи. На каждом сегменте расположены щетинки в виде четырёх пучков (двух спинных и двух брюшных), в каждом из которых много щетинок. Щетинки являются главным органом движения и могут иметь разную форму: волосовидные, перистые, шпилевидные, игольчатые, зубчатые и другие.

Пищеварительная система состоит из ротовой полости, глотки, зауженного пищевода, длинной кишки, которая открывается aнaльным отверстием на заднем конце тела.

Кровеносная система трубочника образована пульсирующим спинным и брюшным кровеносными сосудами, которые проходят вдоль кишечника, а также системой кольчатых сосудов, которые соединяют между собой продольные сосуды. Сосуды, благодаря наличию гемоглобина в крови, окрашены в красный цвет.

Трубочник, как и дождевой червь, не имеет специализированных органов дыхания, газообмен осуществляется через покровы. При этом задний конец тела червя осуществляет хаpaктерные колебательные дыхательные движения, интенсивность которых обратно пропорциональна содержанию кислорода в воде.

Выполните работу, пользуясь инструктивной карточкой.

Инструктивная карточка

  1. Подготовьте оптические приборы к работе.
  2. При помощи микроскопа или лупы понаблюдайте за перемещениями трубочника и его дыхательными движениями.
  3. Приготовьте временные микропрепараты из мелких экземпляров трубочника и рассмотрите их при малом увеличении микроскопа.
  4. Рассмотрите сегменты тела, поперечные перетяжки между ними, найдите пучки щетинок на отдельных сегментах.
  5. Рассмотрите строение пищеварительной системы. Найдите расширенную глотку, зауженный пищевод, кишечник.
  6. Рассмотрите строение кровеносной системы (кровеносные сосуды красного цвета). Понаблюдайте за пульсацией спинного сосуда.
  7. Зарисуйте строение трубочника. На рисунке закрасьте пищеварительную систему в зелёный цвет, а кровеносную в красный.
  8. Результаты наблюдений за процессами жизнедеятельности трубочника занесите в таблицу.
    Процессы жизнедеятельности Результаты наблюдений
    Движение  
    Кровообращение  
    Дыхание  
  9. Сделайте выводы, отметив в них:

А) Особенности организации кольчатых червей.

Б) Особенности организации малощетинковых червей – обитателей пресных водоёмов.

В) Особенности процессов жизнедеятельности малощетинковых червей.

Лабораторная работа № 2

Строение ланцетника

Цель: познакомиться с общим планом строения ланцетника как примитивного водного хордового животного.

Оборудование и материалы: наборы фиксированных микропрепаратов “Ланцетник”, микроскопы, таблицы по теме “Ланцетник”

Прочтите текст!

Ланцетник – это полупрозрачное мелкое животное длиной 5 – 8 см. Имеет рыбообразную форму тела. Снаружи хорошо заметна предротовая воронка, окруженная щупальцами и хвостовой плавник. На переднем конце тела через прозрачное тело, можно увидеть передний конец хорды.

Покровы ланцетника представлены однослойным эпителием, под которым лежат мышцы. Через покровы животного также заметны пoлoвые железы – гонады.

Опopно-двигательной системой ланцетника является хорда. Она протягивается вдоль всего тела и является его осью. Хорда представляет собой округлый, вытянутый, эластичный тяж.

Над хордой расположена нервная система животного, она имеет вид трубки, от которой отходят нервы. Передний конец нервной трубки не доходит до переднего конца хорды, поэтому класс, которому принадлежит ланцетник, называется Головохордовые.

Внутренняя полость ланцетника заполнена, в основном, органами пищеварительной системы. Она начинается ротовым отверстием, которое расположено на дне предротовой воронки. Щупальца предротовой воронки и ряд выростов вокруг ротового отверстия препятствуют большим пищевым и непищевым частицам проникнуть в глотку.

За ротовым отверстием находится глотка. В ее боковых стенках расположены жаберные щели. Именно здесь происходит газообмен. На дне глотки располагается желобок, который выделяет слизь и имеет реснички. Слизь склеивает все пищевые частички, которые попали в глотку, чтобы они не прошли через жаберные щели. Реснички своими движениями проталкивают образовавшиеся комочки пищи в прямой кишечник, который заканчивается aнaльным отверстием на поверхности тела ланцетника.

Вода проникает в глотку благодаря движениям большого количества микроскопических ресничек, покрывающих стенки жаберных щелей. Вода приносит с собой пищу и растворенный кислород.

Среди внутренних органов ланцетника хорошо заметны пoлoвые железы – гонады – в виде округлых образований, которые расположены рядами по бокам тела. Они не имеют своих собственных выводных протоков, поэтому при размножении стенки гонад и тела животного разрываются, давая выход пoлoвым продуктам. Это является причиной их размножения только один раз в жизни.

Ход работы

  1. Подготовьте микроскоп к работе.
  2. При малом увеличении микроскопа рассмотрите продольный препарат ланцетника от головного отдела до хвостового плавника. Найдите все структуры, которые заметны через полупрозрачное тело ланцетника.
  3. При большом увеличении микроскопа рассмотрите препарат поперечного среза ланцетника через глотку.
  4. Рассмотрев препараты, сделайте рисунки, на которых подпишите увиденные вами структуры. Закрасьте системы органов на рисунках соответствующим цветом.
  5. Ответьте на вопросы
    • Какие черты организации у ланцетника свидетельствуют о его принадлежности к хордовым животным?
    • Каково строение опopно-двигательной системы ланцетника?
    • Почему класс, к которому принадлежит ланцетник, называется Головохордовые?
    • Какая структура расположена непосредственно над хордой? Каково ее строение?
    • Какие функции выполняет глотка ланцетника и ее желобок?
    • Что представляет собой полость тела ланцетника? Какие органы в ней расположены?
    • Что такое гонады?
  6. Сделайте выводы, отметив в них:
    • Наиболее существенные отличия ланцетника от беспозвоночных животных.
    • Сходство ланцетника с ранее изученными животными. Назовите этих животных.
    • Черты приспособленности ланцетника к жизни в воде.
    • Важность и место ланцетника в понимании эволюции хордовых.

Лабораторная работа № 3

Строение яйца птицы

Цель работы: выяснить особенности строения яйца птицы, установить сходство в размножении пресмыкающихся и птиц.

Оборудование и материалы: свежие сырые яйца, ванночки, ножницы, пинцеты.

Ход занятия

Во время объяснения материала об органах размножения птиц, следует подчеркнуть черты приспособленности к полету: у самки недоразвитый правый яичник, что уменьшает вес тела; яйца в яичнике птиц развиваются не все сразу, как у пресмыкающихся, а по одному, что также уменьшает вес птицы. Показав на таблице яйцо в разрезе, учитель обращает внимание учеников на желток с зародышевым диском и рассказывает, что это образование и есть собственно яйцо, из которого развивается зародыш. Нужно указать на положение желтка в яйце и защитное значение халаз. Знакомя учеников с оболочками яйца, учитель напоминает им о скорлупе и подскорлуповой оболочке, которые они снимали с вареного яйца и о воздушной камере в яйце, которую также видели много раз.

Задания для инструктивной карточки

  1. Острым концом ножниц проколите скорлупу, надрежьте ее и вылейте содержимое яйца в ванночку.
  2. Рассмотрите поры в скорлупе. Найдите подскорлуповую оболочку и воздушную камеру. Каково их значение?
  3. Рассмотрите содержимое яйца, вылитое в ванночку, найдите желток, белок, халазы. Найдите на желтке зародышевый диск. Почему он всегда размещается в верхней части яйца? Какое это имеет значение?
  4. Для развития зародыша необходимы условия: питание, кислород, тепло, защита от повреждения и высыхания. Есть ли такие условия для зародыша в яйце?
  5. Сделайте выводы

Итоги занятия

После рассмотрения яйца, учитель рассказывает о развитии зародыша птицы, так как этот материал является базой для формирования понятия о происхождении птиц. Ученики знакомятся с некоторыми стадиями развития зародыша птиц, которые наиболее ярко отражают исторический процесс их развития. На одной из стадий развития зародыш птицы схож с зародышем рыбы, о чем свидетельствует жаберные щели и продолговатое рыбообразное тело с хвостом. Со временем он становится похожим на зародыш пресмыкающихся: передник конечности наземного типа, сравнительно длинный хвост с позвонками, позвоночник из несросшихся позвонков. В конце развития зародыш имеет в целом выраженные признаки птиц: форма тела, клюв, зачатки крыльев.

Сравнения зародыша птицы с зародышами других позвоночных на моделях и таблицах, убеждает учеников в том, что птицы в своем развитии проходят те же стадии, что и личинка земноводных, свободноживущая в воде. Делается вывод, что в далеком прошлом и пресмыкающиеся и птицы имели общих предков – древних рыб – и что промежуточным звеном между этими рыбами и наземными позвоночными были древние земноводные. Сравнение зародышей пресмыкающихся и птиц показывает, что непосредственными предками птиц были древние пресмыкающиеся.

Лабораторная работа № 4

Изучение млекопитающих по строению зубной системы

Цель работы: выяснить особенности зубной системы млекопитающих в связи с их приспособленностью к питанию разной пищей.

Оборудование и материалы: черепа кролика, кошки, собаки, разных грызунов.

Теоретические сведения и методические указания

Кости черепа собаки в большинстве не срастаются между собой, а соединяются при помощи швов. У собаки 12 резцов, 4 клыка и 26 коренных зубов. Из коренных зубов особенно выделяются так называемые хищных зубы – по одному в каждой половине челюсти. Силу давления хищных зубов увеличивает их положение в глубине рта, ближе к соединению челюстей.

У кошки резцы небольших размеров, клыки развиты хорошо, а коренные зубы имеют бугорки с острыми вершинами. Последний малый коренной зуб верхней челюсти и первый коренной нижней челюсти достигают значительных размеров и называются хищными зубами. Острый край верхнего хищного зуба скользит по внешней поверхности нижнего как лезвие ножниц. Этими зубами кошка легко перегрызает мышцы и сухожилия. Резцами она только обгрызает кости. Кошки отличаются от других хищников короткими челюстями и небольшим количеством коренных зубов (4 – в верхней челюсти, 3 – в нижней).

Зубы грызунов приспособлены к питанию твердой растительной пищей. Передние зубы – длинные загнутые резцы, по 2 в каждой челюсти. На свободном конце они заострены, как зубила. С внешней стороны резцы покрыты толстым слоем прочной эмали, а с внутренней – ее либо совсем нет, либо она покрывает резцы тонким слоем. С внутренней стороны зубы стачиваются быстрее, чем с внешней, благодаря чему резцы всегда острые. Резцы не укорачиваются, так как не имеют корней и беспрерывно растут. Клыков у грызунов нет. Между резцами и коренными зубами есть промежуток. Коренные зубы имеют широкие жевательные поверхности с неровностями или складками эмали. Ими грызуны перетирают твердую растительную пищу.

Кроме наборов черепов разных млекопитающих, учитель готовит справочную карточку имеющую следующий вид:

Название отряда и представителя Особенности строения зубной системы
Отряд насекомоядные Зубы слабо дифференцированы
Отряд рукокрылые (обыкновенный ушан, вечерница и др.) Зубы тонкие, двухвершинные, выгнуты назад, приспособлены к питанию насекомыми
Отряд грызуны (крысы, мыши, белки и др.)

Длинные загнутые резцы по 2 в каждой челюсти, клыков нет, между резцами и коренными зубами – промежуток, коренные зубы имеют широкие жевательные поверхности с бугорками или складками эмали, приспособленные к питанию твердой пищей.
Отряд зайцеобразные (заяц беляк, заяц русак, кролик) Зубы схожи с зубами грызунов, но в верхней челюсти 4 резца: 2 маленьких расположены за 2 большими.
Отряд хищники (волк, собака, кошка)

Собака имеет 12 резцов, 4 клыка и 26 коренных зубов, среди коренных выделяются хищные зубы по одному в каждой половине челюсти

Кошка имеет небольшие резцы, хорошо развитые клыки, бугристые с острыми вершинами коренные зубы – 4 в верхней челюсти и 3 в нижней. Последний малый коренной зуб верхней челюсти и первый коренной нижней челюсти достигают значительных размеров и называются хищными зубами

Отряд парнокопытные (корова, лось, олень)

У коровы в верхней челюсти нет ни резцов, ни клыков. Их заменяет мозолистый край челюсти. В нижней челюсти есть 6 резцов и 2 клыка, похожих на резцы. Коренных зубов по 6 с каждой стороны челюсти. Приспособлены к питанию травой.

У лошади впереди по 6 резцов, небольшие клыки лишь у жеребцов. Есть промежуток между зубами, как и у коровы. Коренных зубов по 6 с каждой стороны челюсти. Жевательные поверхности плоские, со складками эмали.

Задания для инструктивной карточки

  1. Рассмотрите череп млекопитающего, строение зубного аппарата. Сведения о них есть в справочной карточке.
  2. Определите, к какому отряду млекопитающих принадлежит животное по строению зубной системы. Результаты работы запишите в таблице:
    Название отряда и представителя Особенности строения зубной системы
       
  3. Объясните, какой пищей питается животное с таким строением зубов. Укажите черты приспособленности строения зубов к питанию этой пищей
  4. Сделайте выводы.

Итоги занятия

Для проверки знаний особенностей строения зубной системы некоторых млекопитающих можно дать задание: определить по строению зубной системы, к какому роду принадлежат животные.



Комментарии:

Повторение и обобщение материала по теме "Митоз, мейоз". 11-й класс


    Повторение и обобщение материала по теме "Митоз, мейоз". 11-й класс

      Обобщающий урок по теме направлен на обучение решению задач 2-й части ЕГЭ задание №39. В начале урока проводится повторение фаз митоза и мейоза, выявления сходства и отличия процессов, решение теста с выбором одного или нескольких вариантов ответов....

21 11 2025 23:38:37

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

20 11 2025 23:24:25

На ошибках учимся

Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...

19 11 2025 7:11:34

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Функции сетчатки глаза"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Функции сетчатки глаза"

      Используя знания об анализаторах и морфологическом строении глаза, сформировать знания о свойствах рецепторов, желтого и слепого пятен, показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности. Рассмотреть причины и профилактику нарушений зрения. ...

18 11 2025 4:57:39

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

17 11 2025 0:43:25

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

16 11 2025 1:17:12

38 недель в своем мире


    38 недель в своем мире

      Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....

15 11 2025 22:46:38

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....

14 11 2025 23:57:57

Урок по природоведению в рамках ФГОС по теме "Знакомство с горными породами биогенного происхождения". 5-й класс

Урок призван сформировать представление о горных породах биогенного происхождения, показать особенности их формирования, изучить их внешние хаpaктеристики, геологическое время происхождения....

13 11 2025 7:30:16

Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"


    Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"

      Урок в 6-м классе по программе В.В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование. ...

12 11 2025 20:14:21

Устный журнал "Будьте здоровы!"


    Устный журнал "Будьте здоровы!"

      При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека. ...

11 11 2025 17:58:41

Строение и функции мочевыделительной системы


    Строение и функции мочевыделительной системы

      Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции. ...

10 11 2025 13:36:14

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

09 11 2025 9:53:23

Класс Брюхоногие

Класс Брюхоногие Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...

08 11 2025 5:58:46

Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"


    Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"

      Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....

07 11 2025 16:45:38

Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов


    Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов

      В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....

06 11 2025 4:46:40

Вещества, образуемые растениями

На уроке, учитывая возрастные особенности пятиклассников, формируются представления о дубильных веществах, фитонцидах и витаминах, понятие о здоровом образе жизни и рациональном питании, умение использовать текст и рисунки при решении поисковых задач, навыки самостоятельной работы с текстом учебника и ИКТ....

05 11 2025 23:53:52

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

04 11 2025 10:14:31

Стадия бластулы и гаструлы.

Стадия бластулы и гаструлы. Наиболее важным при этом является дифференцировка клеток наружного и внутреннего слоев...

03 11 2025 0:42:57

Исследовательская работа "Какой сок полезен?"


    Исследовательская работа "Какой сок полезен?"

      Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?" ...

02 11 2025 23:29:53

Знакомьтесь, наши наслеги


    Знакомьтесь, наши наслеги

      Урок знакомит учащихся с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района, воспитывает у учащихся чувство любви к родному городу, формирует национальное самосознание....

01 11 2025 15:19:27

Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"


    Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"

      В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....

31 10 2025 5:46:32

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....

30 10 2025 6:52:10

Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка"

      Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации «Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

29 10 2025 6:53:10

Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"


    Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"

      Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....

28 10 2025 10:42:18

Пpaктикум по генетике


    Пpaктикум по генетике

      Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности. Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся. ...

27 10 2025 19:44:40

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

26 10 2025 16:10:46

Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии


    Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии

      Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ. Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация. На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения. Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически. Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д. Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений. ...

25 10 2025 11:33:32

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

24 10 2025 2:39:25

Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"


    Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"

      Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села. ...

23 10 2025 4:47:20

Внутреннее строение птиц


    Внутреннее строение птиц

      Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....

22 10 2025 0:44:27

Урок-исследование на тему "Основная функция листа"


    Урок-исследование на тему "Основная функция листа"

      Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей....

21 10 2025 3:11:46

Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы

Цель урока: повторить пройденный материал о внутреннем и внешнем строении птиц, яиц. Изучить новую тему «Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы», используя разные виды наглядных материалов; заслушать материал о представителях страусовых и пингвинов....

20 10 2025 16:44:36

Мир бактерий


    Мир бактерий

      Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В.В.Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....

19 10 2025 13:45:38

Экологическая тропа


    Экологическая тропа

      Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....

18 10 2025 6:18:34

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

17 10 2025 4:29:22

Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся


    Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся

      О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....

16 10 2025 11:11:55

Основные процессы жизнедеятельности простейших


    Основные процессы жизнедеятельности простейших

      В статье представлена разработка урока по данной теме. ...

15 10 2025 18:32:23

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

14 10 2025 20:29:38

Конструкторское бюро живой природы


    Конструкторское бюро живой природы

      Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....

13 10 2025 4:57:28

"Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс


    "Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс

      Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....

12 10 2025 14:23:32

Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"


    Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....

11 10 2025 17:12:51

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

10 10 2025 12:22:20

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

09 10 2025 0:30:36

Конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении"


    Конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении"

      На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью. ...

08 10 2025 18:53:23

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

07 10 2025 20:17:38

Растения сада. 5-й класс


    Растения сада. 5-й класс

      Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....

06 10 2025 5:12:48

Роль насекомых в природе и их пpaктическое значение

Роль насекомых в природе и их пpaктическое значение В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых...

05 10 2025 1:58:29

Обобщающий урок по теме "Цветок"


    Обобщающий урок по теме "Цветок"

      Урок проводится в форме игры «Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....

04 10 2025 14:12:15

Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)


    Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)

      Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы. ...

03 10 2025 0:33:28

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::