Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"
Источник:
|
Цели:
Организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки.
Обеспечить соотнесение обучающимися своего субъектного опыта с признаками научного предмета.
Развивать навыки общения в совместной деятельности, определения собственной позиции и формулирования своего мнения.
Урок-исследование
Межпредметные связи: история, экология, химия, география, физика
Оборудование: интеpaктивная доска, карточки, микроскопы, коллекция ископаемых остатков животных и растений, чашки Петри и мешочек с разноцветной фасолью для эксперимента, презентация со слайдами и фрагментом фильма \"Война миров\"
Ход урока
(Начало урока. Звучит музыка 19 века (Бетховен \"Лунная соната), на фоне презентации читаю слова Дарвина): \"Мой успех как человека науки, каков бы ни был размер этого успеха, явился результатом, насколько я могу судить, сложных и разнообразных умственных качеств и условий. Самыми важными из них были: любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочная доля изобретательности и здравого смысла. Воистину удивительно, что, обладая такими посредственными способностями, я мог оказать довольно значительное влияние на убеждения людей науки по некоторым важным вопросам\".
Чарльз Роберт Дарвин
Очень скромно для человека, сделавшего переворот в умах людей. Для человека, разоблачать которого готов любой, окончивший среднюю школу (появляется тема урока).
Постановка проблемы.
Есть мнение, что в начале 19 века сложились объективные условия для создания теории эволюции, теория буквально \"витала\" в воздухе и её мог воссоздать на бумаге любой учёный, а Дарвину просто повезло, он и в кругосветное путешествие попал по знакомству (открываю портрет Дарвина). Действительно, простого студента берут в кругосветку на должность натуралиста для картографических съёмок. Невероятно.
Но самое любопытное, что действительно существовал ещё один учёный, который, тоже сформулировал положения эволюционной теории (открываю портрет). Это Альфред Уоллес - молодой талантливый зоолог, путешественник, натуралист, много сделавший для развития эволюционной теории (немного о нём и об истории с рукописями).
Я предлагаю провести собственное расследование. Защитить, оправдать или разоблачить Дарвина. Дарвин - гений или авантюрист? Как бы вы сформулировали вопросы, на которые нам надо ответить в ходе урока, чтобы разоблачить Дарвина или его оправдать?
Задачи:
- Найти доказательства того, что в первой половине 19 века в Англии сложились объективные предпосылки для создания эволюционной теории?
- Найти подтверждения гениальности, основательности и научной ответственности Дарвина.
Давайте, мы разделим работу, которую необходимо выполнить, чтобы решить судьбу Дарвина, по следующим специальностям: историки, учёные, экспериментаторы, биографы и аналитики.
На ваших столах лежат папки с материалами и задание для каждой группы. Когда вы решите задачу в группе, послушаете, что наработали другие группы, каждый из вас должен вынести свой вердикт. Либо вы выступите со словами поддержки Дарвина, как гениального, честного учёного, либо станете разоблачать Дарвина - авантюриста, дельца от науки. Хорошо, если ваше выступление получится в какой-то необычной форме: телеграмма, речь адвоката, выступление на учёном совете, ода и т. д. И так приступаем. Я приглашаю вас в путешествие по следам одного великого открытия - создания эволюционной теории Ч. Дарвина. У вас пять минут на выполнение задания.
Групповая работа. Группы: учёные, историки, аналитики, биографы, экспериментаторы.
Учёные. Изучают научные предпосылки теории. Наглядные пособия совместить с открытиями, записанными на карточках. К какому выводу можно было прийти, изучая научные материалы первой половины 19 века? Все эти открытия, заставляли сомневаться в божественном происхождении видов, свидетельствовали о родстве всех живых организмов и :? Какая теория могла объяснить механизмы появления новых видов? (вывод: виды изменяются, необходимость создания теории эволюции)
Историки. Экономические предпосылки. Анализ текста - исторической справки. Сделайте вывод о востребованности научных знаний в начале 19 века. Какие социально-экономические условия позволили Дарвину сформулировать положения теории об искусственном отборе? (Вывод: востребованность научных знаний, теории эволюции)
Экспериментаторы. Как частота встречаемости признака зависит от величины выборки? Почему только с появлением больших фермерских хозяйств стало возможно создание теории искусственного отбора?
Аналитики. Работы Лайеля и Мальтуса. Искусственный отбор. Анализ текста. Какие понятия из своего учения об искусственном отборе Дарвин использовал для формулировок теории естественного отбора. Какие идеи заимствовал, использовал Дарвин?
Биографы. Анализ текста - биографической справки. Подчеркнуть доказательства основательности и научной ответственности Дарвина.
Обсуждение результатов работы (половина доски закрыта, на другой половине группы записывают свои выводы в виде тезисов). Для того, чтобы сделать правильный обоснованный и справедливый вывод о научной деятельности Дарвина, вам необходимо очень внимательно слушать ваших товарищей из других групп, чтобы разобраться к каким выводам пришли они, и принять правильное решение.
19 век особое время для развития науки. Великие открытия следуют одно за другим. Казалось, какой-то волшебник отдёрнул занавес, скрывающий тайны природы и человека. Группа учёных проанализировала только некоторые из них, касающиеся начала 19 века, чтобы понять, что же стало одной из важных предпосылок создания эволюционной теории. Выступают учёные. Факты и открытия в самых разных областях естествознания противоречили теории о божественном происхождении и неизменности видов.
Сама жизнь того времени требовала новых открытий и теорий. Давайте послушаем какая социально-экономическая обстановка сложилась в первой половине 19 века.
Почему именно большие фермерские хозяйства позволили Дарвину изучить вопрос о происхождении новых пород и сортов и сформулировать положения теории об искусственном отборе? Этот вопрос изучали наши экспериментаторы. К каким же выводам они пришли?
Группа аналитиков выясняла, какие книги читал Дарвин, какие идеи позаимствовал для своей работы.
Обобщающий слайд: на одной половине доски выводы групп, на другой - теория естественного отбора Дарвина. Сравниваем, делаем вывод.
В первой половине 19 века сложились совершенно объективные условия для появления теории естественного отбора: научные предпосылки, социально-экономические предпосылки, правильные книги прочитал Ч. Дарвин, да ещё его путешествие во многом способствовало открытию механизма образования новых видов. Так значит, любой мог бы сформулировать теорию? И заслуга Дарвина лишь в его расторопности? Ему просто повезло быть первым?
Слово \"за\" Дарвина - биографы.
Учитель: Значит, недаром сам Уоллес признал приоритет Дарвина в создании теории эволюции. Это он ввёл термин \"дарвинизм\" для обозначения эволюционной теории.
Наука развивается по своим определённым законам. Любое открытие обязательно имеет свои объективные предпосылки и не может возникнуть на пустом месте.
Вывод. Роль личности в истории, роль истории в судьбе учёного (пример - Ламарк и Дарвин). У каждой эпохи свой особый воздух, которым нужно уметь дышать. И каждый век рождает своих героев и свои теории. Например, 18 век, хаpaктерной чертой эпохи, предшествовавшей Великой французской революции, было наличие большого числа искателей приключений, авантюристов, которых называли либертинами. И идеи соответственно, очень смелые, основанные не столько на фактах, сколько на интуиции. Появляется учение Ж. Ламарка. 19 век - век технического прогресса и развития капитализма требовал обоснованных смелых решений. Появляется Дарвин, который собирал доказательства своей теории долгие 20 с лишним лет. Воздух нашей с вами эпохи насыщен идеями сохранения, сохранения цивилизации, сохранения многообразия, сохранения самобытности и т. д. Только бы человек сумел составить правильную иерархию своих целей, и не забыл бы учесть интересы будущих поколений.
Рефлексия. Ну что ж пришло время вынести решение и выступить либо в защиту Дарвина либо его разоблачить. Слово за вами. Выступления учеников.
Ваши слова не только справедливы, но и необходимы. Он в этом действительно нуждался. Судите сами. Учителя считали маленького Дарвина неспособным учеником, а он стал великим гениальным учёным. Человек, болезненно переживавший любую критику, своими работами вызвал на себя такой шквал критики, который не утихает по сей день. Человек, создавший теорию эволюции, в конце жизни приходит к богу. И хотя интерес к теории был велик, весь первый тираж книги был раскуплен за один день, критиков и гонителей было достаточно. Особым гонениям Дарвин подвергся после выхода в свет книги о происхождении человека. В печати того времени появляются обидные карикатуры на Дарвина. Антидарвинисты в Германии выбили свинцовую медаль, на которой он был изображён в оскорбительно карикатурной форме.
Как по-вашему, почему теория естественного отбора испытывала и до сих пор продолжает подвергаться резкой критике? Наука мало интересуется моралью, а верующие воспринимают дарвинизм как вызов, брошенный Библии, которая прямо и однозначно проповедует высокие нравственные нормы. Поэтому можно понять их озабоченность. Продукт, произведённый эволюционистами не просто рекламировать. Многим тяжело свыкнуться с мыслью, что человеческие существа и все сложные формы жизни, их окружающие, а так же Земля со всей Вселенной вкупе, упорядочились сами по себе. Кроме того не так-то просто втиснуть в рамки эволюционного процесса наши способности мыслить, постигать, надеяться и переживать, наряду с прочими многочисленными свойствами. Дарвин использовал новый метод для биологии. По сравнению с типичными для того времени описательно-индуктивными способами исследования, это логически осмысленные приёмы теоретического анализа и синтеза. И потом, Дарвин не мог использовать доказательства генетики и экологии. Почему?
Почему в наше время критикуют. Дарвинизм и СТЭ. Дарвинизм - это уже история. Оценка урока, оценка знаний.
Завершение. А теперь домашнее задание (слайд с фильмом). Наука не стоит на месте. Давно уже учёные говорят о необходимости нового синтеза, на основе морфологии и физиологии. И может быть среди вас находятся будущие Дарвины, которые завершат \"новый синтез\" и разработают наконец теорию эволюции, которую можно будет не только заучивать, но и применять для выхода из нынешнего экологического кризиса. Будем на это надеяться. А пока: Дома попробуйте предположить, решению каких насущных проблем человечества может способствовать теория эволюции.
Задание для группы историков
Изучите отмеченные материалы учебника истории. Сделайте вывод о востребованности научных знаний в начале 19 века. Какие социально-экономические условия позволили Дарвину сформулировать положения теории об искусственном отборе?
Задание для группы аналитиков
Изучите материалы папки. Какие идеи, понятия были заимствованы Ч. Дарвиным для теории эволюции в работах Т. Мальтуса, Ч. Лайеля и в собственной работе об искусственном отборе.
Задание для группы биографов
Найдите в тексте биографии Дарвина и подчеркните подтверждения основательности, настойчивости и научной ответственности учёного, проявившиеся в работе над теорией эволюции и другими его трудами.
В кругосветное путешествие он действительно попал незаслуженно, по знакомству?
Задание для группы учёных
Разложите карточки таким образом, чтобы совпали наглядные пособия и иллюстрации, разложенные на столе, с именами учёных их сделавших.
Вопрос. Все эти открытия, заставляли сомневаться в божественном происхождении видов, свидетельствовали о родстве всех живых организмов и их :? Какая теория была необходима, чтобы объяснить механизмы появления новых видов?
Задание для группы экспериментаторов
Проведите подсчёты \"мутантных\" семян (белого цвета) в выборках разной величины (половина мерного стакана, 1, 2, 3-х мерных стаканов). Постройте график зависимости встречаемости \"мутантов\" от величины выборки.
Ответить на вопрос. Как частота встречаемости признака зависит от величины выборки? Почему только с появлением больших фермерских хозяйств стало возможно создание теории искусственного отбора?
Комментарии:
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. ...
18 03 2024 8:12:23
Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....
17 03 2024 17:44:59
Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....
16 03 2024 15:12:15
Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....
15 03 2024 5:41:31
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
14 03 2024 15:21:17
Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....
13 03 2024 0:44:20
Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....
12 03 2024 22:30:49
В морфологическом отношении простейшее равноценно клетке, но в физиологическом представляет собой целый самостоятельный организм....
11 03 2024 10:42:14
Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....
10 03 2024 5:46:25
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
09 03 2024 15:38:40
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
08 03 2024 23:55:17
Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....
07 03 2024 18:35:30
Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....
06 03 2024 20:36:40
Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....
05 03 2024 0:26:36
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края. ...
04 03 2024 2:50:38
Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними. ...
03 03 2024 4:23:13
Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...
02 03 2024 11:46:38
Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....
01 03 2024 14:25:59
Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....
29 02 2024 13:53:42
Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....
28 02 2024 5:19:42
Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....
27 02 2024 9:21:38
Урок изучения нового материала по теме: "Тип Члeнистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют хаpaктеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу. ...
26 02 2024 13:15:58
Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....
25 02 2024 7:25:39
Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....
24 02 2024 13:21:40
Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....
23 02 2024 9:22:57
Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....
22 02 2024 0:32:33
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
21 02 2024 1:38:15
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. ...
20 02 2024 20:39:36
В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий. ...
19 02 2024 21:10:16
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....
18 02 2024 5:10:33
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
17 02 2024 17:36:53
Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....
16 02 2024 1:53:30
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
15 02 2024 22:39:13
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
14 02 2024 23:40:17
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
13 02 2024 16:51:27
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. "Биология: человек"....
12 02 2024 14:25:48
Урок основан на интеpaктивных методах обучения, таких как «Мозговая атака», «Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....
11 02 2024 18:42:35
Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....
10 02 2024 2:44:31
Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....
09 02 2024 12:40:24
Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте. ...
08 02 2024 16:38:29
Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....
07 02 2024 12:20:30
Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....
06 02 2024 23:37:36
Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты-Мансийском крае, закреплению полученных знаний....
05 02 2024 23:49:10
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
04 02 2024 15:21:49
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
03 02 2024 8:39:43
Занятие помогает сформировать новые понятия: склера, роговица, сетчатка, радужка, хрусталик, стекловидное тело, фоторецепторы, аккомодация, родопсин, близорукость, дальнозоркость; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека....
02 02 2024 15:28:22
Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....
01 02 2024 19:44:42
Методическая разработка обобщающего урока-КВН по биологии в 6-м классе по теме «Цветок и плод. Охрана цветковых растений» позволяет обобщить, закрепить знания учащихся о строение цветков, соцветий, плодов....
31 01 2024 17:45:21
Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....
30 01 2024 18:20:23
Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся. ...
29 01 2024 6:11:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::