Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"


    Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"

Источник:

Цели:

Организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки.

Обеспечить соотнесение обучающимися своего субъектного опыта с признаками научного предмета.

Развивать навыки общения в совместной деятельности, определения собственной позиции и формулирования своего мнения.

Урок-исследование

Межпредметные связи: история, экология, химия, география, физика

Оборудование: интеpaктивная доска, карточки, микроскопы, коллекция ископаемых остатков животных и растений, чашки Петри и мешочек с разноцветной фасолью для эксперимента, презентация со слайдами и фрагментом фильма \"Война миров\"

Ход урока

(Начало урока. Звучит музыка 19 века (Бетховен \"Лунная соната), на фоне презентации читаю слова Дарвина): \"Мой успех как человека науки, каков бы ни был размер этого успеха, явился результатом, насколько я могу судить, сложных и разнообразных умственных качеств и условий. Самыми важными из них были: любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочная доля изобретательности и здравого смысла. Воистину удивительно, что, обладая такими посредственными способностями, я мог оказать довольно значительное влияние на убеждения людей науки по некоторым важным вопросам\".

Чарльз Роберт Дарвин

Очень скромно для человека, сделавшего переворот в умах людей. Для человека, разоблачать которого готов любой, окончивший среднюю школу (появляется тема урока).

Постановка проблемы.

Есть мнение, что в начале 19 века сложились объективные условия для создания теории эволюции, теория буквально \"витала\" в воздухе и её мог воссоздать на бумаге любой учёный, а Дарвину просто повезло, он и в кругосветное путешествие попал по знакомству (открываю портрет Дарвина). Действительно, простого студента берут в кругосветку на должность натуралиста для картографических съёмок. Невероятно.

Но самое любопытное, что действительно существовал ещё один учёный, который, тоже сформулировал положения эволюционной теории (открываю портрет). Это Альфред Уоллес - молодой талантливый зоолог, путешественник, натуралист, много сделавший для развития эволюционной теории (немного о нём и об истории с рукописями).

Я предлагаю провести собственное расследование. Защитить, оправдать или разоблачить Дарвина. Дарвин - гений или авантюрист? Как бы вы сформулировали вопросы, на которые нам надо ответить в ходе урока, чтобы разоблачить Дарвина или его оправдать?

Задачи:

  1. Найти доказательства того, что в первой половине 19 века в Англии сложились объективные предпосылки для создания эволюционной теории?
  2. Найти подтверждения гениальности, основательности и научной ответственности Дарвина.

Давайте, мы разделим работу, которую необходимо выполнить, чтобы решить судьбу Дарвина, по следующим специальностям: историки, учёные, экспериментаторы, биографы и аналитики.

На ваших столах лежат папки с материалами и задание для каждой группы. Когда вы решите задачу в группе, послушаете, что наработали другие группы, каждый из вас должен вынести свой вердикт. Либо вы выступите со словами поддержки Дарвина, как гениального, честного учёного, либо станете разоблачать Дарвина - авантюриста, дельца от науки. Хорошо, если ваше выступление получится в какой-то необычной форме: телеграмма, речь адвоката, выступление на учёном совете, ода и т. д. И так приступаем. Я приглашаю вас в путешествие по следам одного великого открытия - создания эволюционной теории Ч. Дарвина. У вас пять минут на выполнение задания.

Групповая работа. Группы: учёные, историки, аналитики, биографы, экспериментаторы.

Учёные. Изучают научные предпосылки теории. Наглядные пособия совместить с открытиями, записанными на карточках. К какому выводу можно было прийти, изучая научные материалы первой половины 19 века? Все эти открытия, заставляли сомневаться в божественном происхождении видов, свидетельствовали о родстве всех живых организмов и :? Какая теория могла объяснить механизмы появления новых видов? (вывод: виды изменяются, необходимость создания теории эволюции)

Историки. Экономические предпосылки. Анализ текста - исторической справки. Сделайте вывод о востребованности научных знаний в начале 19 века. Какие социально-экономические условия позволили Дарвину сформулировать положения теории об искусственном отборе? (Вывод: востребованность научных знаний, теории эволюции)

Экспериментаторы. Как частота встречаемости признака зависит от величины выборки? Почему только с появлением больших фермерских хозяйств стало возможно создание теории искусственного отбора?

Аналитики. Работы Лайеля и Мальтуса. Искусственный отбор. Анализ текста. Какие понятия из своего учения об искусственном отборе Дарвин использовал для формулировок теории естественного отбора. Какие идеи заимствовал, использовал Дарвин?

Биографы. Анализ текста - биографической справки. Подчеркнуть доказательства основательности и научной ответственности Дарвина.

Обсуждение результатов работы (половина доски закрыта, на другой половине группы записывают свои выводы в виде тезисов). Для того, чтобы сделать правильный обоснованный и справедливый вывод о научной деятельности Дарвина, вам необходимо очень внимательно слушать ваших товарищей из других групп, чтобы разобраться к каким выводам пришли они, и принять правильное решение.

19 век особое время для развития науки. Великие открытия следуют одно за другим. Казалось, какой-то волшебник отдёрнул занавес, скрывающий тайны природы и человека. Группа учёных проанализировала только некоторые из них, касающиеся начала 19 века, чтобы понять, что же стало одной из важных предпосылок создания эволюционной теории. Выступают учёные. Факты и открытия в самых разных областях естествознания противоречили теории о божественном происхождении и неизменности видов.

Сама жизнь того времени требовала новых открытий и теорий. Давайте послушаем какая социально-экономическая обстановка сложилась в первой половине 19 века.

Почему именно большие фермерские хозяйства позволили Дарвину изучить вопрос о происхождении новых пород и сортов и сформулировать положения теории об искусственном отборе? Этот вопрос изучали наши экспериментаторы. К каким же выводам они пришли?

Группа аналитиков выясняла, какие книги читал Дарвин, какие идеи позаимствовал для своей работы.

Обобщающий слайд: на одной половине доски выводы групп, на другой - теория естественного отбора Дарвина. Сравниваем, делаем вывод.

В первой половине 19 века сложились совершенно объективные условия для появления теории естественного отбора: научные предпосылки, социально-экономические предпосылки, правильные книги прочитал Ч. Дарвин, да ещё его путешествие во многом способствовало открытию механизма образования новых видов. Так значит, любой мог бы сформулировать теорию? И заслуга Дарвина лишь в его расторопности? Ему просто повезло быть первым?

Слово \"за\" Дарвина - биографы.

Учитель: Значит, недаром сам Уоллес признал приоритет Дарвина в создании теории эволюции. Это он ввёл термин \"дарвинизм\" для обозначения эволюционной теории.

Наука развивается по своим определённым законам. Любое открытие обязательно имеет свои объективные предпосылки и не может возникнуть на пустом месте.

Вывод. Роль личности в истории, роль истории в судьбе учёного (пример - Ламарк и Дарвин). У каждой эпохи свой особый воздух, которым нужно уметь дышать. И каждый век рождает своих героев и свои теории. Например, 18 век, хаpaктерной чертой эпохи, предшествовавшей Великой французской революции, было наличие большого числа искателей приключений, авантюристов, которых называли либертинами. И идеи соответственно, очень смелые, основанные не столько на фактах, сколько на интуиции. Появляется учение Ж. Ламарка. 19 век - век технического прогресса и развития капитализма требовал обоснованных смелых решений. Появляется Дарвин, который собирал доказательства своей теории долгие 20 с лишним лет. Воздух нашей с вами эпохи насыщен идеями сохранения, сохранения цивилизации, сохранения многообразия, сохранения самобытности и т. д. Только бы человек сумел составить правильную иерархию своих целей, и не забыл бы учесть интересы будущих поколений.

Рефлексия. Ну что ж пришло время вынести решение и выступить либо в защиту Дарвина либо его разоблачить. Слово за вами. Выступления учеников.

Ваши слова не только справедливы, но и необходимы. Он в этом действительно нуждался. Судите сами. Учителя считали маленького Дарвина неспособным учеником, а он стал великим гениальным учёным. Человек, болезненно переживавший любую критику, своими работами вызвал на себя такой шквал критики, который не утихает по сей день. Человек, создавший теорию эволюции, в конце жизни приходит к богу. И хотя интерес к теории был велик, весь первый тираж книги был раскуплен за один день, критиков и гонителей было достаточно. Особым гонениям Дарвин подвергся после выхода в свет книги о происхождении человека. В печати того времени появляются обидные карикатуры на Дарвина. Антидарвинисты в Германии выбили свинцовую медаль, на которой он был изображён в оскорбительно карикатурной форме.

Как по-вашему, почему теория естественного отбора испытывала и до сих пор продолжает подвергаться резкой критике? Наука мало интересуется моралью, а верующие воспринимают дарвинизм как вызов, брошенный Библии, которая прямо и однозначно проповедует высокие нравственные нормы. Поэтому можно понять их озабоченность. Продукт, произведённый эволюционистами не просто рекламировать. Многим тяжело свыкнуться с мыслью, что человеческие существа и все сложные формы жизни, их окружающие, а так же Земля со всей Вселенной вкупе, упорядочились сами по себе. Кроме того не так-то просто втиснуть в рамки эволюционного процесса наши способности мыслить, постигать, надеяться и переживать, наряду с прочими многочисленными свойствами. Дарвин использовал новый метод для биологии. По сравнению с типичными для того времени описательно-индуктивными способами исследования, это логически осмысленные приёмы теоретического анализа и синтеза. И потом, Дарвин не мог использовать доказательства генетики и экологии. Почему?

Почему в наше время критикуют. Дарвинизм и СТЭ. Дарвинизм - это уже история. Оценка урока, оценка знаний.

Завершение. А теперь домашнее задание (слайд с фильмом). Наука не стоит на месте. Давно уже учёные говорят о необходимости нового синтеза, на основе морфологии и физиологии. И может быть среди вас находятся будущие Дарвины, которые завершат \"новый синтез\" и разработают наконец теорию эволюции, которую можно будет не только заучивать, но и применять для выхода из нынешнего экологического кризиса. Будем на это надеяться. А пока: Дома попробуйте предположить, решению каких насущных проблем человечества может способствовать теория эволюции.

Задание для группы историков

Изучите отмеченные материалы учебника истории. Сделайте вывод о востребованности научных знаний в начале 19 века. Какие социально-экономические условия позволили Дарвину сформулировать положения теории об искусственном отборе?

Задание для группы аналитиков

Изучите материалы папки. Какие идеи, понятия были заимствованы Ч. Дарвиным для теории эволюции в работах Т. Мальтуса, Ч. Лайеля и в собственной работе об искусственном отборе.

Задание для группы биографов

Найдите в тексте биографии Дарвина и подчеркните подтверждения основательности, настойчивости и научной ответственности учёного, проявившиеся в работе над теорией эволюции и другими его трудами.

В кругосветное путешествие он действительно попал незаслуженно, по знакомству?

Задание для группы учёных

Разложите карточки таким образом, чтобы совпали наглядные пособия и иллюстрации, разложенные на столе, с именами учёных их сделавших.

Вопрос. Все эти открытия, заставляли сомневаться в божественном происхождении видов, свидетельствовали о родстве всех живых организмов и их :? Какая теория была необходима, чтобы объяснить механизмы появления новых видов?

Задание для группы экспериментаторов

Проведите подсчёты \"мутантных\" семян (белого цвета) в выборках разной величины (половина мерного стакана, 1, 2, 3-х мерных стаканов). Постройте график зависимости встречаемости \"мутантов\" от величины выборки.

Ответить на вопрос. Как частота встречаемости признака зависит от величины выборки? Почему только с появлением больших фермерских хозяйств стало возможно создание теории искусственного отбора?



Комментарии:

Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе


    Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе

      Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....

30 11 2023 10:58:55

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

29 11 2023 2:34:48

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

28 11 2023 3:46:20

Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой"

Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....

27 11 2023 12:15:11

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

26 11 2023 0:26:34

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....

25 11 2023 13:36:39

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

24 11 2023 18:17:53

Урок с использованием ТСО "Пищеварительная система человека"


    Урок с использованием ТСО "Пищеварительная система человека"

      Конспект урока для учащихся 8-го класса. Урок состоит из двух частей: обучающей – составлена в виде гипертекстового документа, что позволяет ученику менять логику изучения под свои личностные хаpaктеристики, и тестирующей – классический тест и схемы. В качестве дидактического материала для систематизации знаний учащихся, контроля знаний и работы на уроке используется обучающе-тестирующая программа....

23 11 2023 8:40:44

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

22 11 2023 0:12:29

Тема урока: "Происхождение человека"


    Тема урока: "Происхождение человека"

      Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....

21 11 2023 18:56:29

Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов


    Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов

      Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...

20 11 2023 6:54:30

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора


    Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

      Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....

19 11 2023 10:34:43

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

18 11 2023 11:30:17

"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ


    "Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ

      На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....

17 11 2023 15:33:14

Урок биологии в 9-м классе по теме "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"

      Занятие с целью изучения что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке....

16 11 2023 2:33:29

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

15 11 2023 23:18:36

Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)


    Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)

      Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....

14 11 2023 12:31:42

Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"


    Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"

      Интегрированный урок разработан с целью получения комплексных знаний по биологии и технологии. Данный урок позволяет познакомить учащихся с разнообразием болезнетворных микроорганизмов, вызывающих пищевые отравления. Сформировать навыки, способствующие здоровому образу жизни. ...

13 11 2023 8:12:34

Урок-зачет по теме "Пищеварение"


    Урок-зачет по теме "Пищеварение"

      Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение". ...

12 11 2023 8:21:11

Урок по биологии "Вода на Земле"


    Урок по биологии "Вода на Земле"

      Научить ученика самостоятельной работе с материалом учебника - важная ступень обучения пятиклассников. Развивая познавательный интерес, создавая условия необходимости самостоятельного получения знаний, ученик учится действовать, а это важная задача образования Нового времени. Постановка урока дает возможность каждому ученику проявить себя на определенном этапе урока. ...

11 11 2023 7:16:31

Программа по биологии. 11-й класс


    Программа по биологии. 11-й класс

      Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....

10 11 2023 7:32:44

Предмет экологии. Экологические факторы

Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....

09 11 2023 12:20:20

Урок-исследование на тему "Основная функция листа"


    Урок-исследование на тему "Основная функция листа"

      Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей....

08 11 2023 16:21:13

Митохондрии: строение, функции, расположение в клетке

Митохондрии: строение, функции, расположение в клетке Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....

07 11 2023 15:38:57

Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс


    Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс

      Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....

06 11 2023 12:45:30

Урок биологии в 11-м классе по программе под редакцией И.Н. Пономаревой "Медицинская генетика – наука XXI века"

Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...

05 11 2023 4:29:31

Воздушное питание растений. Фотосинтез


    Воздушное питание растений. Фотосинтез

      Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....

04 11 2023 12:23:35

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

03 11 2023 11:44:54

Урок в 8-м классе по теме "Органы кровообращения"


    Урок в 8-м классе по теме "Органы кровообращения"

      Целью урока является развитие знаний учащихся о системе органов кровообращения. В ходе урока используется мультимедийный проектор. На каждом этапе урока подводится итог и резюмирование материала. Урок разнообразен по формам работы учащихся, по используемым методам изучения, обобщения ЗУНов. ...

02 11 2023 10:17:18

Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"


    Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"

      Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....

01 11 2023 8:54:25

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

31 10 2023 5:25:17

Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс


    Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс

      Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....

30 10 2023 2:53:41

Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии


    Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии

      Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....

29 10 2023 2:11:51

Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и пpaктические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"


    Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и пpaктические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"

      Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач. ...

28 10 2023 18:45:42

Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"


    Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"

      Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий. ...

27 10 2023 16:43:39

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

26 10 2023 6:26:35

Урок биологии по теме "Земноводные"


    Урок биологии по теме "Земноводные"

      Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....

25 10 2023 23:48:24

Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"


    Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"

      Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...

24 10 2023 7:12:34

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"


    Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

      Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...

23 10 2023 1:38:35

Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс

      Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....

22 10 2023 20:19:44

Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления


    Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления

      Представлен конспект урока биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования "Критическое мышление в процессе чтения и письма"....

21 10 2023 1:56:44

Обмен веществ и энергии


    Обмен веществ и энергии

      Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....

20 10 2023 0:56:13

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах


    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

      А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

19 10 2023 9:32:13

Классный час в 7-м классе "Дом счастливых надежд"


    Классный час в 7-м классе "Дом счастливых надежд"

      Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – члeн социума. Ещё В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека. ...

18 10 2023 13:47:39

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

17 10 2023 18:23:15

Применение дидактических игр на уроках биологии


    Применение дидактических игр на уроках биологии

      Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...

16 10 2023 22:49:18

Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"


    Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

      Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....

15 10 2023 10:46:11

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»


    Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

      Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....

14 10 2023 1:45:46

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"


    Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"

      Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....

13 10 2023 23:47:56

Зрительный анализатор и его гигиена

Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....

12 10 2023 23:12:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::