Растительный и животный мир Тульской области > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Растительный и животный мир Тульской области


    Растительный и животный мир Тульской области

1. Растительный мир Тульской области.

Когда мы говорим о растительных ресурсах, то прежде имеем в виду лес, который с раннего детства входит в нашу жизнь. Это сложное природное образование. В его составе представители флоры и фауны, среда их обитания и атмосфера.

Лес - тип растительного сообщества, в котором растут деревья и кустарники одного или нескольких видов. Он обладает свойством постоянно самовозобновляться.

Лес - могучий и всесильный волшебник. Даже самый маленький зелёный листок может столько!.. Лес - надёжный защитник поля, урожая, так как является \"кладовой\" влаги. Он самый верный страж водоёмов. Окружая реки и озёра, лес не даёт им пересыхать, очищает воду. С давних времён и до наших дней лес согревает, одевает, кормит и лечит людей .Он - живая память земли. Деревья - свидетели земных и космических событий, которые записаны на их годичных кольцах. Сколько писателей, поэтов, композиторов, художников вдохновлял лес на создание гениальных произведений! Вот только один пример. К.Паустовский в \"Повести о лесах\" пишет: \"Пожалуй, больше всего ему (Чайковскому) помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом...\" А.П. Чехов сказал: \"Леса украшают землю... Они учат человека понимать прекрасное\". Сколько лес не изучай, он все свои тайны никогда не раскроет, так как обладает притягательной силой, таинственной прелестью ландшафта, кристальной чистотой воды в озерцах, ключах, ручейках, прохладой в летний зной, щедрыми дарами природы.

Хорош лес в любое время года: весной, когда просыпаются и набухают почки, появляется трава, первоцветы, пробуют голоса птицы. Летом он красуется в роскошном наряде .Здесь пахнет листьями, цветами и смолами. На полянах рассыпаны коралловые ягоды земляники. Птичий гомон не умолкает ни на минуту. Осенью леса одеваются в \"багрец и золото\". Под не яркими лучами солнца тихо дремлет увядающая природа. Берёзки надевают золотой праздничный наряд, розовеет куст бересклета, горят огнём плоды красавицы-рябины, ярким костром полыхает платье осины... Листва постоянно опадает, деревья становятся тоньше. Прострaнcтво между ними заполняет воздух. Пахнет грибами и травами. Дышится необычайно легко и свободно. Зимой лес спит и кажется совсем пустым. Деревья укрыты пушистым тёплым одеялом из снега. Но стоит только присмотреться и прислушаться, как убедишься в том, что жизнь здесь не замерла: синицы перелетают с дерева на дерево, и безмолвной морозной тишине не умолкает их звонкая перекличка. Им вторят чижи, щеглы, снегири, сойки...

Когда-то наш край был сплошь покрыт лесами, но на протяжении столетий они постепенно сокращались под воздействием человеческого фактора. Огонь и топор нещадно истрeбляли, чтобы очистить землю под пашни, освободить территорию для промышленных предприятий. Леса сохранились только на 1\8 части современной территории Тульской области.

В настоящее время у нас самыми ценными считаются Тульские засеки. Засеки узкой полосой протянулись к западу и северу-востоку от Тулы. Велико значение их растительного мира: здесь произрастает несколько лесообразующих пород. Это дуб черешчатый, ясень обыкновенный, лиственница сибирская, берёза пушистая, осина, тополь чёрныё или осокорь, тополь бальзамический и тополь серебристый. Среди растений засек много медоносов, трав лекарственных, пищевых и кормовых.

В лесном сообществе выделяется 4 яруса растительности, где господствующее положение занимают деревья, без которых не было бы леса. Они создают особую среду и условия для существования всех его обитателей. Деревья образуют самый верхний ярус. Всё, что растёт под ними, испытывает угнетение со стороны древостоя.

Наши леса отличаются разнообразием древесных пород. Здесь можно встретить дуб, берёзу, клён, липу, ясень, ель, сосну .Богатство видов напрямую зависит от климата и почв. В нашей области есть участки, заселённые только одним видом деревьев. Это берёзовые рощи, дубравы, ельники, сосновые боры. Но большее количество массивов - смешанные леса. Пойменные дубравы до наших дней почти не сохранились. После вырубок дуб редко возобновляется естественным путём. Его территорию занимают осинники и березняки. Все лиственные деревья являются листопадными. Они теряют свою \"одежду\" осенью, а весной вновь зеленеют. Так древостой защищает от суровых русских зим.

Тульские лесоводы гордятся крупным лесным массивом, который находится в Алексинском районе и называется Алексин-бор. Он расположился на предпойменных террасах Оки, на площади, равной примерно восьми гектарам, и состоит из чистых сосен в главном ярусе. В Белёвском районе встречаются участки леса, где главная лесообразующая порода - ель обыкновенная. В зоне засечных лесов, в Ярцевском и Крюковском лесничествах, сохранились посадки ели в возрасте от восьмидесяти до девяносто лет.

2.Занимательные задания для детей.

1. Дерево - это...

а) многолетнее растение с хорошо выраженным стeблем, покрытым корой;

б) многолетнее растение с ветками, начинающимися у поверхности земли;

в) многолетнее растение, не имеющее выраженного ствола.

2. Перечисли деревья, которые растут в хвойном лесу.

3. Определи дерево по описанию.

а) Это дерево растёт в парке, лесу. У него гладкий и чистый ствол, красивые широкие лапчатые листья. Осенью ни один букет не обходится без разноцветных листьев этого дерева. Оно очень любит расти там, где много солнечного света. Семена этого дерева ещё называют крылатками. Разновидностей этого дерева большое количество.

б) Это дерево - символ России. Ни в одной другой стране нет такого количества этих деревьев. Из веток дерева делают целительные банные веники. Почки и листья дерева используют для приготовления отваров.

4. Узнай растение и запиши его название, найди изображение в Атласе-определителе. (А.А. Плешаков. Атлас - определитель. От земли до неба).

а) Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, гарях, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай.

               

б) Вся поляна покрыта гoлyбыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот пробежит ветерок - и над поляной послышится тихий серебристый перезвон...

                     

в) С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не был в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.

       

г) Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра - бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые \"головки\", а с них слетают лёгкие пушинки...

                 

д) Вдоль дорого, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натёршему ногу, поранившему руку.

                   

е) Нам издали красная шапка видна
Лесного обманщика-хвастуна.
Ему нам в корзину попасть не придётся
Пусть мухам на гибель
В лесу остаётся!

             

ё) Сколько бус рассыпано на лесной опушке!
Дeвoчки-подружки соберут их кружки.
Трудятся, стараются дeвoчки проворные,
Потому что вкусные эти бусы красные.

                 

3. Игра \"Деревья, кустарники, травы\".

Дидактическая задача: Знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.

Условия игры. Когда называют дерево, руки нужно поднять вверх; а когда куст - опустить вниз; травы, цветы - присесть.

4. Животный мир .

- На сравнительно небольшой территории нашего края очень много разных представителей животного мира. В северных лесистых районах обитают лоси, кабаны, олени. Повсеместно встречаются волки, лисы, зайцы, суслики, мыши. Звери очень осторожны, обладают хорошим зрением, слухом, обонянием. Издали чувствуют приближение человека и сразу же стараются затаиться или уйти дальше в лес. Сколько же их в Тульской области. Вот некоторые данные на 2010 год.

Животные Кол-во
1. Белка 10000
2. Заяц - русак 6000
3. Косуля 4000
4. Лиса 4000
5. Заяц - беляк 3200
6. Кабан 2950
7. Kyница 1800
8. Лось 1300
9. Хорь 500
10. Олень благородный 220
11. Горностай 150
12. Волк 25

Из таблицы видно, что в нашем крае больше всего белок и зайцев. Немного меньше косуль, лис и кабанов. Ещё меньше кyниц, лосей и оленей. Почему одних меньше, а других больше? Оказывается, численность зверей прямо зависит от наличия корма и хищников, то есть от окружающей среды.

- \"Как по этажам, по веткам прыгает, руля хвостом.\"Кто это? Да, правильно, это белка. Они в большом количестве погибают от кyниц и охотников, но количество их не уменьшается. Всё дело в том, что белки плодовиты, а корма для них достаточно. В наших лесах много орехов, желудей, грибов и шишек. А потомство белки дают два раза в год по 3-10 детёнышей.

\"В гору бегом, с горы кувырком\". Кто это? Ещё более плодовиты зайцы. У них детёныши рождаются от двух до пяти раз в год, причём в каждом помёте их бывает от 2 до 8, а иногда и больше.

Особенно много в Тульской области много мелких грызунов. Их количество не поддаётся учёту. Представьте, сколько их, если один хорь за сутки уничтожает 8-10 мышей. Чтобы насытиться, лисе надо не менее 20 мышей или других грызунов. А ещё мышами питаются горностаи, волки и хищные птицы. По разным причинам численность мышей может сокращаться, но она быстро восстанавливается за счёт прироста потомства, которое дают мыши 5-6 раз в год по 6-8 детёнышей за один раз. Если не будет хищников, то одна пара мышей может дать до 1500 особей в год.

Количество хищников также зависит от их плодовитости и наличия корма. Обычно хищники один раз в год приносят в выводке от 4 до 6 детёнышей, и только в редких случаях до 10-12. Больше зайцев и мышей - больше будет лисят и волчат.

\"Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый\". А это кто? Волк - зверь хитрый, осторожный, коварный. Они нападают и по одному, и охотятся стаей. Их жертвами становятся не только больные и старые животные, но также в большом количестве от их зубов погибают детёныши косуль, кабанов, лосей, зайцев. Нападают волки и на домашний скот.

Зимой пищу добывать труднее. Часто им приходится голодать по несколько суток. Волки очень выносливы. В поисках добычи за сутки они могут пройти более 60 километров. Долго преследуют жертву, а затем нападают на ослабевших. Голодный волк за один раз может съесть 15-20 кг мяса.

Волки прячутся в лесу, там же устраивают своё логово, но летом чаше охотятся на открытом прострaнcтве и в мелколесье. В нашем крае волк - враг всему живому. И если не сокращать их численность, то за несколько лет волков расплодится столько, что может привести к нарушению равновесия в природе. Поэтому на волков разрешена охота в течение всего года. Их численность быстро восстанавливается за счёт подрастающего потомства.

Богат наш край пернатыми. Их можно встретить в любое время года.

Осень. В небе кружат стаи птиц. Они готовятся к отлёту в тёплые края. Лес затихает. Певчие птицы уже улетели, и только иногда встретишь одиноких синиц. А вот и первые заморозки. Нахохлившись воробьи, сидят на сорных растениях и лакомятся семенами. Синицы перебираются к жилью человека. В лесу корма почти нет, а тут хоть что-то можно найти. Среди обычных для нашей местности галок и ворон можно увидеть и грачей. Не все улетели из нашего края. Старые или ослабленные остались зимовать. Морозов они не бояться, а пищу найдут на городских свалках и скотных дворах.

Зима. На опушках леса и вдоль дорог встречаются стайки щеглов и овсянок. Для них корма достаточно. Всюду семена травянистых растений. В садах и городских дворах появляются свиристели, сойки, снегири. Нравятся им плоды липы и рябины, а снегири к тому же с удовольствием склёвывают почки плодовых деревьев.

Весна. Кругом ещё снег, но солнце уже греет сильнее. На крышах появляются сосульки. Скоро 17 марта. Люди заметили, что в это день в любую погоду обязательно прилетают грачи.

На полях проталины, бегут говорливые ручьи. А в небе зависают неподвижно жаворонки, и далеко слышна их переливчатая песня.

Снег остался кое-где в лесу. Снегири улетели на север, а на просеках и лесных полянах всё чаще стали встречаться зяблики. С каждым днём становится теплее. Певчих птиц становится всё больше, да и синицы вернулись в лес. Весь день заняты птицы постройкой гнёзд и поиском пищи.

В Тульской области более 160 видов гнездящихся птиц, а вместе с зимующими и пролётными их около 250 видов. А всего птиц так много, что трудно представить их общее количество. Только одних тетеревов более 30 тысяч, а куропаток ещё больше.

Деревья и кустарники оделись листвой, на полянах и лугах высокая трава. Птиц почти не видно, но всюду слышно из разноголосое пение. В это время они насиживаю яйца.

В гнезде обычно бывает от 4 до 6 яиц. Одна птица согревает их теплом, а другая сидит неподалеку и поет.

Вскоре появляются птенцы. У них всегда раскрыты клювики, им постоянно хочется есть. Тут уж родителям не до пения. Побольше бы найти корма. Чтобы прокормить себя и птенцов, синица приносит в день до 150 гусениц и мелких бабочек, а мухоловка еще больше. От такой заботы потомство быстро подрастает. Птенцы учатся летать и вскоре начинают сопровождать своих родителей, которые долго ещё будут подкармливать их пойманными насекомыми. к концу лета уже подросшие птенцы сами добывают пищу. Впереди у них трудные испытания. Одним предстоит дальний путь на юг, а другие готовятся встретить зиму в своих краях.

Пора собираться в стаи. Самые сильные и удачливые, кому удалось выжить, вместе готовятся к отлету в теплые края. Но как жаль, что не все птенцы смогли дожить до этого волнующего события. Половина птенцов погибает по разным причинам. Kyницы разоряют гнезда, птенцы гибнут от длительного переохлаждения во время проливных дождей, по неосторожности выпадают из гнезда, некоторых выбрасывают птенцы кукушек, а в случае гибели родителей птенцы умирают от голода.

Оставшимся пока повезло, но во время перелета на юг и обратно некоторые из них погибнут из-за ненастной погоды или станут добычей хищных птиц.

Среди огромного количества птиц Тульской области можно выделить особую группу, в которой родители выкармливают своих птенцов не насекомыми, а мясом мелких позвоночных животных. Это хищники .Они крупные, у них большой крючковатый клюв, сильные ноги с кривыми когтями.

Дневные хищники - сокол (сапсан), кречет, пустельга, кобчик, ястреб - тетеревятник, коршун, канюк и др. На открытых прострaнcтвах можно увидеть, как высоко в небе, широко раскинув крылья, парят хищные птицы. С большого расстояния они намечают жертву, складывают крылья и стремительно бросаются на нее. Питаются хищные птицы грызунами, ящерицами, нападают на зайцев и мелких птичек. Учёные наблюдали за гнездом пустельги в течение месяца, пока она выкармливала птенцов. Её добычей стали 180 сусликов, 100 мышей и несколько птичек. На лестных участках, где грызунов поймать труднее, мелкие птички гибнут чаще.

Ночные хищные птицы - совы. У них мягкое оперение, что делает их полет бесшумным. Острый слух позволяет услышать шорох мыши на большом расстоянии.

Все хищные птицы хорошо приспособлены для нападения на свою жертву, но далеко не каждая попытка бывает удачной. Вот почему с 5 часов утра и до позднего вечера заняты родители поиском добычи, чтобы прокормить своих птенцов. Обычно их бывает от 2 до 3 в одном выводке. А в голодные годы, когда мало корма, некоторые хищные птицы вообще не гнездятся.

40-50 лет назад хищных птиц считали врагами природы. Теперь же мнение изменилось. Они сами нуждаются в охране и защите.

Насекомые.

Из всех представителей мира животных насекомых больше всего. По внешнему виду и по образу жизни они очень разные, но у каждого из них обязательно шесть ног. В центральной части России их обитает несколько тысяч видов, а общее количество просто не поддается учету.

Насекомые живут всюду. Их можно встретить в кронах деревьев, на цветах и кустарниках, в почве, на болотах и водоемах под корой старых деревьев. Одни из них ведет скрытый образ жизни, другие же знакомы нам с детства. Это бабочки, шмели, стрекозы. Они яркие, большие, хорошо заметны издали, медленно перелетают с цветка на цветок. Так и хочется поближе подойти и рассмотреть это чудо природы. Ученые нашли что-то общее у разных насекомых и по эти признакам разделили их на большие группы. Вот некоторые из них:

- Чешуекрылые (бабочки) ;

- Жесткокрылые (жуки) ;

- Перепончатокрылые (шмели, осы, муравьи) ;

- Прямокрылые (кузнечики, кобылки, медведки) ;

- Двукрылые (мухи, слепни, комары) ;

- Стрекозы.

Наблюдать за жизнью насекомых очень трудно. Жуки прячутся под камнями, опавшими листьями, зарываются в мох. лишь некоторые из них днем встречаются на цветах (бронзовки, лептуры, восковики). Кузнечики и кобылки прячутся в высокой траве, шмели и осы долго не задерживаются на одном месте, их крылья в постоянном движении, к тому же есть риск быть ими ужаленными. Самые пугливые - это мухи. Стоит только к ним приблизится, как они тут же исчезают.

5. Текстовые загадки о диких животных.

Кто о животных может о себе так сказать?

а) Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело моё покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато - белые полосы, а через глаза и уши - чёрная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир - готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму.

б) Она всеядный хищник. В её \"меню\" встречаются самые различные животные: мышевидные грызуны, зайцы, всевозможные птицы. Свою нору она устраивает на склоне холма, в овраге, на обрывистом берегу, а в лесу - под корнями высокого дерева.

Вот обладательница рыжей шубы охотится на мышей. Охотится увлеченно, нередко теряя всякую осторожность. Писк мыши волнует ее больше, чем другие звуки.

в) Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро с \"жиров\". Там, тревожно прислушиваясь к лесным шорохам и треску мороза, он обгладывает молодые побеги ивы, осины да на сеновозной дороге лакомится застрявшими под кустами пучками душистых травинок. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру - уснул, не закрыв глаз.

6. Работа в парах.

Вставь пропущенные слова.

Пришла зима. Спрятались под снег травы, замерзли деревья. Но жизнь в лесу продолжается. Видишь, на снегу заячьи следы. Зимой заяц часто обгрызает.... и разгребает снег передними лапами в поисках.... .

Пробирается по лесу, принюхивается лисица. Она старается учуять под снегом.... . Пискнет по снегом норушка - лисица тут как тут. Рывок передними лапами - и охотница уже держит в зубах добычу.

А вот кабаны. Раскопали снег, разрыли землю - ищут.... .

Медведь зимой спит в .... . За лето и осень он накопил много.... . Зима ему не страшна.

На дереве непрерывно стучит клювом.... . Внизу разбросаны растрепанные еловые шишки. Это дятел достал из них.... .

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3



Комментарии:

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс


    Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс

      Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....

31 08 2025 12:14:33

Урок биологии в 6-м классе "Голосеменные"


    Урок биологии в 6-м классе "Голосеменные"

      Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, на уроке рассматривается строение хвои и голосеменных. Определяется роль голосеменных в природе, в жизни человека. ...

30 08 2025 16:55:20

План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"


    План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"

      Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого. ...

29 08 2025 11:53:42

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

28 08 2025 1:10:51

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код


    ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код

      Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....

27 08 2025 4:11:54

Цветок и его строение. Соцветие


    Цветок и его строение. Соцветие

      Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....

26 08 2025 16:30:55

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

25 08 2025 15:12:40

Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии


    Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии

      Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....

24 08 2025 15:28:35

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

23 08 2025 4:20:39

Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.


    Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.

      Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....

22 08 2025 22:21:37

Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс


    Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс

      Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....

21 08 2025 18:27:32

Урок биологии по теме "Почва и ее состав". 6-й класс

Урок носит выраженную пpaктическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....

20 08 2025 22:34:26

Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс


    Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс

      С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...

19 08 2025 2:38:48

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

18 08 2025 17:37:29

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

17 08 2025 16:29:11

Виды размножения. Бесполое размножение


    Виды размножения. Бесполое размножение

      Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....

16 08 2025 7:23:15

Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс


    Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс

      КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....

15 08 2025 0:52:40

Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"


    Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"

      В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...

14 08 2025 1:40:16

"Алкоголь – вещество наркотическое". 8-й класс

Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....

13 08 2025 20:22:43

Сказка "Зайчонок Прошка"

В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....

12 08 2025 8:37:44

Орган зрения и зрительный анализатор. 8-й класс

Урок биологии в 8-м классе знакомит учащихся с особенностями строения органа зрения человека. Мультимедийная презентация к уроку позволяет использовать не только иллюстративный материал, но и множество интеpaктивных заданий. На данном уроке происходит не только знакомство с терминами и понятиями, также выполняется ряд пpaктических работ, результаты которых учащимися самостоятельно оформляются в рабочих листах....

11 08 2025 20:14:37

Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"


    Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"

      Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения. ...

10 08 2025 18:27:17

Разработка урока-игры по теме "Скелет" (8-й класс)


    Разработка урока-игры по теме "Скелет" (8-й класс)

      Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление. ...

09 08 2025 2:57:54

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

08 08 2025 21:12:30

Игра "Магический квадрат" по теме "Наши соседи по планете". 7-й класс

Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....

07 08 2025 9:52:55

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

06 08 2025 9:17:53

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....

05 08 2025 14:14:23

Тайны зарождения жизни человека


    Тайны зарождения жизни человека

      Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....

04 08 2025 16:26:54

Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...

03 08 2025 7:32:51

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

02 08 2025 4:53:57

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

01 08 2025 5:27:10

Путешествие в Китай


    Путешествие в Китай

      Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....

31 07 2025 13:33:19

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

30 07 2025 9:54:12

Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"


    Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"

      Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...

29 07 2025 15:44:38

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

      Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...

28 07 2025 10:37:20

Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс


    Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс

      Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....

27 07 2025 22:49:58

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс


    Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

      Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....

26 07 2025 19:43:16

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

25 07 2025 20:56:19

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....

24 07 2025 0:55:51

Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра. 7-й класс


    Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра. 7-й класс

      Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....

23 07 2025 20:50:42

Работа сердца


    Работа сердца

      Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....

22 07 2025 4:10:59

Тема урока: "Витамины"


    Тема урока: "Витамины"

      На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека. В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала. ...

21 07 2025 0:26:47

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

20 07 2025 22:11:15

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

19 07 2025 16:50:21

Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон


    Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон

      На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....

18 07 2025 19:34:23

Проектные технологии на уроках биологии


    Проектные технологии на уроках биологии

      Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....

17 07 2025 13:36:10

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

16 07 2025 6:29:24

Экологическая викторина "Лесные жители" (биология + экология)

Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....

15 07 2025 2:39:56

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"


    Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

      Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

14 07 2025 15:29:54

Синтез белка


    Синтез белка

      Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....

13 07 2025 14:58:57

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::