Растительный и животный мир Тульской области > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Растительный и животный мир Тульской области


    Растительный и животный мир Тульской области

1. Растительный мир Тульской области.

Когда мы говорим о растительных ресурсах, то прежде имеем в виду лес, который с раннего детства входит в нашу жизнь. Это сложное природное образование. В его составе представители флоры и фауны, среда их обитания и атмосфера.

Лес - тип растительного сообщества, в котором растут деревья и кустарники одного или нескольких видов. Он обладает свойством постоянно самовозобновляться.

Лес - могучий и всесильный волшебник. Даже самый маленький зелёный листок может столько!.. Лес - надёжный защитник поля, урожая, так как является \"кладовой\" влаги. Он самый верный страж водоёмов. Окружая реки и озёра, лес не даёт им пересыхать, очищает воду. С давних времён и до наших дней лес согревает, одевает, кормит и лечит людей .Он - живая память земли. Деревья - свидетели земных и космических событий, которые записаны на их годичных кольцах. Сколько писателей, поэтов, композиторов, художников вдохновлял лес на создание гениальных произведений! Вот только один пример. К.Паустовский в \"Повести о лесах\" пишет: \"Пожалуй, больше всего ему (Чайковскому) помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом...\" А.П. Чехов сказал: \"Леса украшают землю... Они учат человека понимать прекрасное\". Сколько лес не изучай, он все свои тайны никогда не раскроет, так как обладает притягательной силой, таинственной прелестью ландшафта, кристальной чистотой воды в озерцах, ключах, ручейках, прохладой в летний зной, щедрыми дарами природы.

Хорош лес в любое время года: весной, когда просыпаются и набухают почки, появляется трава, первоцветы, пробуют голоса птицы. Летом он красуется в роскошном наряде .Здесь пахнет листьями, цветами и смолами. На полянах рассыпаны коралловые ягоды земляники. Птичий гомон не умолкает ни на минуту. Осенью леса одеваются в \"багрец и золото\". Под не яркими лучами солнца тихо дремлет увядающая природа. Берёзки надевают золотой праздничный наряд, розовеет куст бересклета, горят огнём плоды красавицы-рябины, ярким костром полыхает платье осины... Листва постоянно опадает, деревья становятся тоньше. Прострaнcтво между ними заполняет воздух. Пахнет грибами и травами. Дышится необычайно легко и свободно. Зимой лес спит и кажется совсем пустым. Деревья укрыты пушистым тёплым одеялом из снега. Но стоит только присмотреться и прислушаться, как убедишься в том, что жизнь здесь не замерла: синицы перелетают с дерева на дерево, и безмолвной морозной тишине не умолкает их звонкая перекличка. Им вторят чижи, щеглы, снегири, сойки...

Когда-то наш край был сплошь покрыт лесами, но на протяжении столетий они постепенно сокращались под воздействием человеческого фактора. Огонь и топор нещадно истрeбляли, чтобы очистить землю под пашни, освободить территорию для промышленных предприятий. Леса сохранились только на 1\8 части современной территории Тульской области.

В настоящее время у нас самыми ценными считаются Тульские засеки. Засеки узкой полосой протянулись к западу и северу-востоку от Тулы. Велико значение их растительного мира: здесь произрастает несколько лесообразующих пород. Это дуб черешчатый, ясень обыкновенный, лиственница сибирская, берёза пушистая, осина, тополь чёрныё или осокорь, тополь бальзамический и тополь серебристый. Среди растений засек много медоносов, трав лекарственных, пищевых и кормовых.

В лесном сообществе выделяется 4 яруса растительности, где господствующее положение занимают деревья, без которых не было бы леса. Они создают особую среду и условия для существования всех его обитателей. Деревья образуют самый верхний ярус. Всё, что растёт под ними, испытывает угнетение со стороны древостоя.

Наши леса отличаются разнообразием древесных пород. Здесь можно встретить дуб, берёзу, клён, липу, ясень, ель, сосну .Богатство видов напрямую зависит от климата и почв. В нашей области есть участки, заселённые только одним видом деревьев. Это берёзовые рощи, дубравы, ельники, сосновые боры. Но большее количество массивов - смешанные леса. Пойменные дубравы до наших дней почти не сохранились. После вырубок дуб редко возобновляется естественным путём. Его территорию занимают осинники и березняки. Все лиственные деревья являются листопадными. Они теряют свою \"одежду\" осенью, а весной вновь зеленеют. Так древостой защищает от суровых русских зим.

Тульские лесоводы гордятся крупным лесным массивом, который находится в Алексинском районе и называется Алексин-бор. Он расположился на предпойменных террасах Оки, на площади, равной примерно восьми гектарам, и состоит из чистых сосен в главном ярусе. В Белёвском районе встречаются участки леса, где главная лесообразующая порода - ель обыкновенная. В зоне засечных лесов, в Ярцевском и Крюковском лесничествах, сохранились посадки ели в возрасте от восьмидесяти до девяносто лет.

2.Занимательные задания для детей.

1. Дерево - это...

а) многолетнее растение с хорошо выраженным стeблем, покрытым корой;

б) многолетнее растение с ветками, начинающимися у поверхности земли;

в) многолетнее растение, не имеющее выраженного ствола.

2. Перечисли деревья, которые растут в хвойном лесу.

3. Определи дерево по описанию.

а) Это дерево растёт в парке, лесу. У него гладкий и чистый ствол, красивые широкие лапчатые листья. Осенью ни один букет не обходится без разноцветных листьев этого дерева. Оно очень любит расти там, где много солнечного света. Семена этого дерева ещё называют крылатками. Разновидностей этого дерева большое количество.

б) Это дерево - символ России. Ни в одной другой стране нет такого количества этих деревьев. Из веток дерева делают целительные банные веники. Почки и листья дерева используют для приготовления отваров.

4. Узнай растение и запиши его название, найди изображение в Атласе-определителе. (А.А. Плешаков. Атлас - определитель. От земли до неба).

а) Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, гарях, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай.

               

б) Вся поляна покрыта гoлyбыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот пробежит ветерок - и над поляной послышится тихий серебристый перезвон...

                     

в) С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не был в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.

       

г) Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра - бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые \"головки\", а с них слетают лёгкие пушинки...

                 

д) Вдоль дорого, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натёршему ногу, поранившему руку.

                   

е) Нам издали красная шапка видна
Лесного обманщика-хвастуна.
Ему нам в корзину попасть не придётся
Пусть мухам на гибель
В лесу остаётся!

             

ё) Сколько бус рассыпано на лесной опушке!
Дeвoчки-подружки соберут их кружки.
Трудятся, стараются дeвoчки проворные,
Потому что вкусные эти бусы красные.

                 

3. Игра \"Деревья, кустарники, травы\".

Дидактическая задача: Знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.

Условия игры. Когда называют дерево, руки нужно поднять вверх; а когда куст - опустить вниз; травы, цветы - присесть.

4. Животный мир .

- На сравнительно небольшой территории нашего края очень много разных представителей животного мира. В северных лесистых районах обитают лоси, кабаны, олени. Повсеместно встречаются волки, лисы, зайцы, суслики, мыши. Звери очень осторожны, обладают хорошим зрением, слухом, обонянием. Издали чувствуют приближение человека и сразу же стараются затаиться или уйти дальше в лес. Сколько же их в Тульской области. Вот некоторые данные на 2010 год.

Животные Кол-во
1. Белка 10000
2. Заяц - русак 6000
3. Косуля 4000
4. Лиса 4000
5. Заяц - беляк 3200
6. Кабан 2950
7. Kyница 1800
8. Лось 1300
9. Хорь 500
10. Олень благородный 220
11. Горностай 150
12. Волк 25

Из таблицы видно, что в нашем крае больше всего белок и зайцев. Немного меньше косуль, лис и кабанов. Ещё меньше кyниц, лосей и оленей. Почему одних меньше, а других больше? Оказывается, численность зверей прямо зависит от наличия корма и хищников, то есть от окружающей среды.

- \"Как по этажам, по веткам прыгает, руля хвостом.\"Кто это? Да, правильно, это белка. Они в большом количестве погибают от кyниц и охотников, но количество их не уменьшается. Всё дело в том, что белки плодовиты, а корма для них достаточно. В наших лесах много орехов, желудей, грибов и шишек. А потомство белки дают два раза в год по 3-10 детёнышей.

\"В гору бегом, с горы кувырком\". Кто это? Ещё более плодовиты зайцы. У них детёныши рождаются от двух до пяти раз в год, причём в каждом помёте их бывает от 2 до 8, а иногда и больше.

Особенно много в Тульской области много мелких грызунов. Их количество не поддаётся учёту. Представьте, сколько их, если один хорь за сутки уничтожает 8-10 мышей. Чтобы насытиться, лисе надо не менее 20 мышей или других грызунов. А ещё мышами питаются горностаи, волки и хищные птицы. По разным причинам численность мышей может сокращаться, но она быстро восстанавливается за счёт прироста потомства, которое дают мыши 5-6 раз в год по 6-8 детёнышей за один раз. Если не будет хищников, то одна пара мышей может дать до 1500 особей в год.

Количество хищников также зависит от их плодовитости и наличия корма. Обычно хищники один раз в год приносят в выводке от 4 до 6 детёнышей, и только в редких случаях до 10-12. Больше зайцев и мышей - больше будет лисят и волчат.

\"Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый\". А это кто? Волк - зверь хитрый, осторожный, коварный. Они нападают и по одному, и охотятся стаей. Их жертвами становятся не только больные и старые животные, но также в большом количестве от их зубов погибают детёныши косуль, кабанов, лосей, зайцев. Нападают волки и на домашний скот.

Зимой пищу добывать труднее. Часто им приходится голодать по несколько суток. Волки очень выносливы. В поисках добычи за сутки они могут пройти более 60 километров. Долго преследуют жертву, а затем нападают на ослабевших. Голодный волк за один раз может съесть 15-20 кг мяса.

Волки прячутся в лесу, там же устраивают своё логово, но летом чаше охотятся на открытом прострaнcтве и в мелколесье. В нашем крае волк - враг всему живому. И если не сокращать их численность, то за несколько лет волков расплодится столько, что может привести к нарушению равновесия в природе. Поэтому на волков разрешена охота в течение всего года. Их численность быстро восстанавливается за счёт подрастающего потомства.

Богат наш край пернатыми. Их можно встретить в любое время года.

Осень. В небе кружат стаи птиц. Они готовятся к отлёту в тёплые края. Лес затихает. Певчие птицы уже улетели, и только иногда встретишь одиноких синиц. А вот и первые заморозки. Нахохлившись воробьи, сидят на сорных растениях и лакомятся семенами. Синицы перебираются к жилью человека. В лесу корма почти нет, а тут хоть что-то можно найти. Среди обычных для нашей местности галок и ворон можно увидеть и грачей. Не все улетели из нашего края. Старые или ослабленные остались зимовать. Морозов они не бояться, а пищу найдут на городских свалках и скотных дворах.

Зима. На опушках леса и вдоль дорог встречаются стайки щеглов и овсянок. Для них корма достаточно. Всюду семена травянистых растений. В садах и городских дворах появляются свиристели, сойки, снегири. Нравятся им плоды липы и рябины, а снегири к тому же с удовольствием склёвывают почки плодовых деревьев.

Весна. Кругом ещё снег, но солнце уже греет сильнее. На крышах появляются сосульки. Скоро 17 марта. Люди заметили, что в это день в любую погоду обязательно прилетают грачи.

На полях проталины, бегут говорливые ручьи. А в небе зависают неподвижно жаворонки, и далеко слышна их переливчатая песня.

Снег остался кое-где в лесу. Снегири улетели на север, а на просеках и лесных полянах всё чаще стали встречаться зяблики. С каждым днём становится теплее. Певчих птиц становится всё больше, да и синицы вернулись в лес. Весь день заняты птицы постройкой гнёзд и поиском пищи.

В Тульской области более 160 видов гнездящихся птиц, а вместе с зимующими и пролётными их около 250 видов. А всего птиц так много, что трудно представить их общее количество. Только одних тетеревов более 30 тысяч, а куропаток ещё больше.

Деревья и кустарники оделись листвой, на полянах и лугах высокая трава. Птиц почти не видно, но всюду слышно из разноголосое пение. В это время они насиживаю яйца.

В гнезде обычно бывает от 4 до 6 яиц. Одна птица согревает их теплом, а другая сидит неподалеку и поет.

Вскоре появляются птенцы. У них всегда раскрыты клювики, им постоянно хочется есть. Тут уж родителям не до пения. Побольше бы найти корма. Чтобы прокормить себя и птенцов, синица приносит в день до 150 гусениц и мелких бабочек, а мухоловка еще больше. От такой заботы потомство быстро подрастает. Птенцы учатся летать и вскоре начинают сопровождать своих родителей, которые долго ещё будут подкармливать их пойманными насекомыми. к концу лета уже подросшие птенцы сами добывают пищу. Впереди у них трудные испытания. Одним предстоит дальний путь на юг, а другие готовятся встретить зиму в своих краях.

Пора собираться в стаи. Самые сильные и удачливые, кому удалось выжить, вместе готовятся к отлету в теплые края. Но как жаль, что не все птенцы смогли дожить до этого волнующего события. Половина птенцов погибает по разным причинам. Kyницы разоряют гнезда, птенцы гибнут от длительного переохлаждения во время проливных дождей, по неосторожности выпадают из гнезда, некоторых выбрасывают птенцы кукушек, а в случае гибели родителей птенцы умирают от голода.

Оставшимся пока повезло, но во время перелета на юг и обратно некоторые из них погибнут из-за ненастной погоды или станут добычей хищных птиц.

Среди огромного количества птиц Тульской области можно выделить особую группу, в которой родители выкармливают своих птенцов не насекомыми, а мясом мелких позвоночных животных. Это хищники .Они крупные, у них большой крючковатый клюв, сильные ноги с кривыми когтями.

Дневные хищники - сокол (сапсан), кречет, пустельга, кобчик, ястреб - тетеревятник, коршун, канюк и др. На открытых прострaнcтвах можно увидеть, как высоко в небе, широко раскинув крылья, парят хищные птицы. С большого расстояния они намечают жертву, складывают крылья и стремительно бросаются на нее. Питаются хищные птицы грызунами, ящерицами, нападают на зайцев и мелких птичек. Учёные наблюдали за гнездом пустельги в течение месяца, пока она выкармливала птенцов. Её добычей стали 180 сусликов, 100 мышей и несколько птичек. На лестных участках, где грызунов поймать труднее, мелкие птички гибнут чаще.

Ночные хищные птицы - совы. У них мягкое оперение, что делает их полет бесшумным. Острый слух позволяет услышать шорох мыши на большом расстоянии.

Все хищные птицы хорошо приспособлены для нападения на свою жертву, но далеко не каждая попытка бывает удачной. Вот почему с 5 часов утра и до позднего вечера заняты родители поиском добычи, чтобы прокормить своих птенцов. Обычно их бывает от 2 до 3 в одном выводке. А в голодные годы, когда мало корма, некоторые хищные птицы вообще не гнездятся.

40-50 лет назад хищных птиц считали врагами природы. Теперь же мнение изменилось. Они сами нуждаются в охране и защите.

Насекомые.

Из всех представителей мира животных насекомых больше всего. По внешнему виду и по образу жизни они очень разные, но у каждого из них обязательно шесть ног. В центральной части России их обитает несколько тысяч видов, а общее количество просто не поддается учету.

Насекомые живут всюду. Их можно встретить в кронах деревьев, на цветах и кустарниках, в почве, на болотах и водоемах под корой старых деревьев. Одни из них ведет скрытый образ жизни, другие же знакомы нам с детства. Это бабочки, шмели, стрекозы. Они яркие, большие, хорошо заметны издали, медленно перелетают с цветка на цветок. Так и хочется поближе подойти и рассмотреть это чудо природы. Ученые нашли что-то общее у разных насекомых и по эти признакам разделили их на большие группы. Вот некоторые из них:

- Чешуекрылые (бабочки) ;

- Жесткокрылые (жуки) ;

- Перепончатокрылые (шмели, осы, муравьи) ;

- Прямокрылые (кузнечики, кобылки, медведки) ;

- Двукрылые (мухи, слепни, комары) ;

- Стрекозы.

Наблюдать за жизнью насекомых очень трудно. Жуки прячутся под камнями, опавшими листьями, зарываются в мох. лишь некоторые из них днем встречаются на цветах (бронзовки, лептуры, восковики). Кузнечики и кобылки прячутся в высокой траве, шмели и осы долго не задерживаются на одном месте, их крылья в постоянном движении, к тому же есть риск быть ими ужаленными. Самые пугливые - это мухи. Стоит только к ним приблизится, как они тут же исчезают.

5. Текстовые загадки о диких животных.

Кто о животных может о себе так сказать?

а) Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело моё покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато - белые полосы, а через глаза и уши - чёрная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир - готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму.

б) Она всеядный хищник. В её \"меню\" встречаются самые различные животные: мышевидные грызуны, зайцы, всевозможные птицы. Свою нору она устраивает на склоне холма, в овраге, на обрывистом берегу, а в лесу - под корнями высокого дерева.

Вот обладательница рыжей шубы охотится на мышей. Охотится увлеченно, нередко теряя всякую осторожность. Писк мыши волнует ее больше, чем другие звуки.

в) Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро с \"жиров\". Там, тревожно прислушиваясь к лесным шорохам и треску мороза, он обгладывает молодые побеги ивы, осины да на сеновозной дороге лакомится застрявшими под кустами пучками душистых травинок. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру - уснул, не закрыв глаз.

6. Работа в парах.

Вставь пропущенные слова.

Пришла зима. Спрятались под снег травы, замерзли деревья. Но жизнь в лесу продолжается. Видишь, на снегу заячьи следы. Зимой заяц часто обгрызает.... и разгребает снег передними лапами в поисках.... .

Пробирается по лесу, принюхивается лисица. Она старается учуять под снегом.... . Пискнет по снегом норушка - лисица тут как тут. Рывок передними лапами - и охотница уже держит в зубах добычу.

А вот кабаны. Раскопали снег, разрыли землю - ищут.... .

Медведь зимой спит в .... . За лето и осень он накопил много.... . Зима ему не страшна.

На дереве непрерывно стучит клювом.... . Внизу разбросаны растрепанные еловые шишки. Это дятел достал из них.... .

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3



Комментарии:

Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"


    Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

      Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...

26 04 2024 7:58:32

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"

      Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...

25 04 2024 7:33:57

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....

24 04 2024 22:33:19

Технологические карты на уроках биологии


    Технологические карты на уроках биологии

      Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...

23 04 2024 3:36:51

Особенности организации кольчатых червей


    Особенности организации кольчатых червей

      Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

22 04 2024 8:17:33

Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"


    Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"

      Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....

21 04 2024 20:26:50

Анализаторы. Органы чувств человека и их основные функции

Анализаторы. Органы чувств человека и их основные функции Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....

20 04 2024 15:31:33

Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт


    Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт

      Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....

19 04 2024 15:31:49

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"


    Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

18 04 2024 14:33:58

Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс


    Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

      Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....

17 04 2024 4:55:33

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

16 04 2024 2:36:11

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"

      Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....

15 04 2024 13:15:17

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

14 04 2024 6:32:55

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

13 04 2024 7:20:15

"Химический состав клетки". 9-й класс


    "Химический состав клетки". 9-й класс

      Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....

12 04 2024 17:54:51

Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....

11 04 2024 15:20:58

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

10 04 2024 11:25:59

Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Многообразие водорослей". 7-й класс


    Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Многообразие водорослей". 7-й класс

      Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу. ...

09 04 2024 10:33:37

Урок обобщения по теме "Земля"


    Урок обобщения по теме "Земля"

      Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

08 04 2024 5:17:20

Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"


    Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"

      Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....

07 04 2024 14:52:43

Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"


    Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"

      На тему "Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В.В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....

06 04 2024 18:17:50

Значение пищеварения и пищеварительной системы. Продукты питания и питательные вещества


    Значение пищеварения и пищеварительной системы. Продукты питания и питательные вещества

      Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....

05 04 2024 6:11:50

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий


    Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий

      Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...

04 04 2024 12:35:33

Урок по биологии. 7-й класс "Растения семейства пасленовые"


    Урок по биологии. 7-й класс "Растения семейства пасленовые"

      Цели урока: ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений. ...

03 04 2024 12:35:15

Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"


    Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"

      Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....

02 04 2024 23:54:21

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

01 04 2024 11:51:48

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....

31 03 2024 14:45:48

Эмоции и их валеологическая роль

Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....

30 03 2024 11:11:57

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

29 03 2024 8:53:20

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

28 03 2024 10:31:36

Эмбриональный период онтогенеза. 10-й класс

Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....

27 03 2024 23:34:22

Животные как источник возможной опасности. Меры защиты

Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....

26 03 2024 2:53:17

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"


    Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

      Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

25 03 2024 0:17:57

Урок биологии по теме "Зри в корень! (Внешнее строение корня)"


    Урок биологии по теме "Зри в корень! (Внешнее строение корня)"

      Урок проводится в рамках технологии проблемного обучения. Учащиеся-исследователи, ведущие раскопки на холмах, так как корни – подземный орган растения. Терминологическая работа фиксирует внимание учащихся на основных понятиях темы. Проблемные вопросы и задачи способствуют развитию мышления учащихся....

24 03 2024 12:32:34

Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"


    Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"

      Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской. Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....

23 03 2024 4:43:56

Воздух – смесь газов


    Воздух – смесь газов

      Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....

22 03 2024 21:21:48

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"


    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"

      Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам. ...

21 03 2024 11:53:20

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

20 03 2024 5:26:11

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

19 03 2024 22:47:43

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

18 03 2024 8:11:28

Особенности строения голосеменных на примере хвойных растений г. Ижевска

Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....

17 03 2024 9:53:17

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

16 03 2024 13:42:56

Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс


    Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс

      Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....

15 03 2024 23:44:48

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

14 03 2024 15:53:10

Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"


    Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"

      На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....

13 03 2024 14:34:24

Проведение школьной биологической олимпиады


    Проведение школьной биологической олимпиады

      В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....

12 03 2024 0:37:57

Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"


    Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"

      Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....

11 03 2024 23:12:31

Модель урока "Улицы нашего города"


    Модель урока "Улицы нашего города"

      Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

10 03 2024 22:17:54

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

09 03 2024 2:52:55

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

08 03 2024 22:38:40

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::