Растительный и животный мир Тульской области

1. Растительный мир Тульской области.
Когда мы говорим о растительных ресурсах, то прежде имеем в виду лес, который с раннего детства входит в нашу жизнь. Это сложное природное образование. В его составе представители флоры и фауны, среда их обитания и атмосфера.
Лес - тип растительного сообщества, в котором растут деревья и кустарники одного или нескольких видов. Он обладает свойством постоянно самовозобновляться.
Лес - могучий и всесильный волшебник. Даже самый маленький зелёный листок может столько!.. Лес - надёжный защитник поля, урожая, так как является \"кладовой\" влаги. Он самый верный страж водоёмов. Окружая реки и озёра, лес не даёт им пересыхать, очищает воду. С давних времён и до наших дней лес согревает, одевает, кормит и лечит людей .Он - живая память земли. Деревья - свидетели земных и космических событий, которые записаны на их годичных кольцах. Сколько писателей, поэтов, композиторов, художников вдохновлял лес на создание гениальных произведений! Вот только один пример. К.Паустовский в \"Повести о лесах\" пишет: \"Пожалуй, больше всего ему (Чайковскому) помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом...\" А.П. Чехов сказал: \"Леса украшают землю... Они учат человека понимать прекрасное\". Сколько лес не изучай, он все свои тайны никогда не раскроет, так как обладает притягательной силой, таинственной прелестью ландшафта, кристальной чистотой воды в озерцах, ключах, ручейках, прохладой в летний зной, щедрыми дарами природы.
Хорош лес в любое время года: весной, когда просыпаются и набухают почки, появляется трава, первоцветы, пробуют голоса птицы. Летом он красуется в роскошном наряде .Здесь пахнет листьями, цветами и смолами. На полянах рассыпаны коралловые ягоды земляники. Птичий гомон не умолкает ни на минуту. Осенью леса одеваются в \"багрец и золото\". Под не яркими лучами солнца тихо дремлет увядающая природа. Берёзки надевают золотой праздничный наряд, розовеет куст бересклета, горят огнём плоды красавицы-рябины, ярким костром полыхает платье осины... Листва постоянно опадает, деревья становятся тоньше. Прострaнcтво между ними заполняет воздух. Пахнет грибами и травами. Дышится необычайно легко и свободно. Зимой лес спит и кажется совсем пустым. Деревья укрыты пушистым тёплым одеялом из снега. Но стоит только присмотреться и прислушаться, как убедишься в том, что жизнь здесь не замерла: синицы перелетают с дерева на дерево, и безмолвной морозной тишине не умолкает их звонкая перекличка. Им вторят чижи, щеглы, снегири, сойки...
Когда-то наш край был сплошь покрыт лесами, но на протяжении столетий они постепенно сокращались под воздействием человеческого фактора. Огонь и топор нещадно истрeбляли, чтобы очистить землю под пашни, освободить территорию для промышленных предприятий. Леса сохранились только на 1\8 части современной территории Тульской области.
В настоящее время у нас самыми ценными считаются Тульские засеки. Засеки узкой полосой протянулись к западу и северу-востоку от Тулы. Велико значение их растительного мира: здесь произрастает несколько лесообразующих пород. Это дуб черешчатый, ясень обыкновенный, лиственница сибирская, берёза пушистая, осина, тополь чёрныё или осокорь, тополь бальзамический и тополь серебристый. Среди растений засек много медоносов, трав лекарственных, пищевых и кормовых.
В лесном сообществе выделяется 4 яруса растительности, где господствующее положение занимают деревья, без которых не было бы леса. Они создают особую среду и условия для существования всех его обитателей. Деревья образуют самый верхний ярус. Всё, что растёт под ними, испытывает угнетение со стороны древостоя.
Наши леса отличаются разнообразием древесных пород. Здесь можно встретить дуб, берёзу, клён, липу, ясень, ель, сосну .Богатство видов напрямую зависит от климата и почв. В нашей области есть участки, заселённые только одним видом деревьев. Это берёзовые рощи, дубравы, ельники, сосновые боры. Но большее количество массивов - смешанные леса. Пойменные дубравы до наших дней почти не сохранились. После вырубок дуб редко возобновляется естественным путём. Его территорию занимают осинники и березняки. Все лиственные деревья являются листопадными. Они теряют свою \"одежду\" осенью, а весной вновь зеленеют. Так древостой защищает от суровых русских зим.
Тульские лесоводы гордятся крупным лесным массивом, который находится в Алексинском районе и называется Алексин-бор. Он расположился на предпойменных террасах Оки, на площади, равной примерно восьми гектарам, и состоит из чистых сосен в главном ярусе. В Белёвском районе встречаются участки леса, где главная лесообразующая порода - ель обыкновенная. В зоне засечных лесов, в Ярцевском и Крюковском лесничествах, сохранились посадки ели в возрасте от восьмидесяти до девяносто лет.
2.Занимательные задания для детей.
1. Дерево - это...
а) многолетнее растение с хорошо выраженным стeблем, покрытым корой;
б) многолетнее растение с ветками, начинающимися у поверхности земли;
в) многолетнее растение, не имеющее выраженного ствола.
2. Перечисли деревья, которые растут в хвойном лесу.
3. Определи дерево по описанию.
а) Это дерево растёт в парке, лесу. У него гладкий и чистый ствол, красивые широкие лапчатые листья. Осенью ни один букет не обходится без разноцветных листьев этого дерева. Оно очень любит расти там, где много солнечного света. Семена этого дерева ещё называют крылатками. Разновидностей этого дерева большое количество.
б) Это дерево - символ России. Ни в одной другой стране нет такого количества этих деревьев. Из веток дерева делают целительные банные веники. Почки и листья дерева используют для приготовления отваров.
4. Узнай растение и запиши его название, найди изображение в Атласе-определителе. (А.А. Плешаков. Атлас - определитель. От земли до неба).
а) Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, гарях, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай.
б) Вся поляна покрыта гoлyбыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот пробежит ветерок - и над поляной послышится тихий серебристый перезвон...
в) С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не был в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.
г) Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра - бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые \"головки\", а с них слетают лёгкие пушинки...
д) Вдоль дорого, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натёршему ногу, поранившему руку.
е) Нам издали красная шапка видна
Лесного обманщика-хвастуна.
Ему нам в корзину попасть не придётся
Пусть мухам на гибель
В лесу остаётся!
ё) Сколько бус рассыпано на лесной опушке!
Дeвoчки-подружки соберут их кружки.
Трудятся, стараются дeвoчки проворные,
Потому что вкусные эти бусы красные.
3. Игра \"Деревья, кустарники, травы\".
Дидактическая задача: Знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.
Условия игры. Когда называют дерево, руки нужно поднять вверх; а когда куст - опустить вниз; травы, цветы - присесть.
4. Животный мир .
- На сравнительно небольшой территории нашего края очень много разных представителей животного мира. В северных лесистых районах обитают лоси, кабаны, олени. Повсеместно встречаются волки, лисы, зайцы, суслики, мыши. Звери очень осторожны, обладают хорошим зрением, слухом, обонянием. Издали чувствуют приближение человека и сразу же стараются затаиться или уйти дальше в лес. Сколько же их в Тульской области. Вот некоторые данные на 2010 год.
| № | Животные | Кол-во |
| 1. | Белка | 10000 |
| 2. | Заяц - русак | 6000 |
| 3. | Косуля | 4000 |
| 4. | Лиса | 4000 |
| 5. | Заяц - беляк | 3200 |
| 6. | Кабан | 2950 |
| 7. | Kyница | 1800 |
| 8. | Лось | 1300 |
| 9. | Хорь | 500 |
| 10. | Олень благородный | 220 |
| 11. | Горностай | 150 |
| 12. | Волк | 25 |
Из таблицы видно, что в нашем крае больше всего белок и зайцев. Немного меньше косуль, лис и кабанов. Ещё меньше кyниц, лосей и оленей. Почему одних меньше, а других больше? Оказывается, численность зверей прямо зависит от наличия корма и хищников, то есть от окружающей среды.
- \"Как по этажам, по веткам прыгает, руля хвостом.\"Кто это? Да, правильно, это белка. Они в большом количестве погибают от кyниц и охотников, но количество их не уменьшается. Всё дело в том, что белки плодовиты, а корма для них достаточно. В наших лесах много орехов, желудей, грибов и шишек. А потомство белки дают два раза в год по 3-10 детёнышей.
\"В гору бегом, с горы кувырком\". Кто это? Ещё более плодовиты зайцы. У них детёныши рождаются от двух до пяти раз в год, причём в каждом помёте их бывает от 2 до 8, а иногда и больше.
Особенно много в Тульской области много мелких грызунов. Их количество не поддаётся учёту. Представьте, сколько их, если один хорь за сутки уничтожает 8-10 мышей. Чтобы насытиться, лисе надо не менее 20 мышей или других грызунов. А ещё мышами питаются горностаи, волки и хищные птицы. По разным причинам численность мышей может сокращаться, но она быстро восстанавливается за счёт прироста потомства, которое дают мыши 5-6 раз в год по 6-8 детёнышей за один раз. Если не будет хищников, то одна пара мышей может дать до 1500 особей в год.
Количество хищников также зависит от их плодовитости и наличия корма. Обычно хищники один раз в год приносят в выводке от 4 до 6 детёнышей, и только в редких случаях до 10-12. Больше зайцев и мышей - больше будет лисят и волчат.
\"Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый\". А это кто? Волк - зверь хитрый, осторожный, коварный. Они нападают и по одному, и охотятся стаей. Их жертвами становятся не только больные и старые животные, но также в большом количестве от их зубов погибают детёныши косуль, кабанов, лосей, зайцев. Нападают волки и на домашний скот.
Зимой пищу добывать труднее. Часто им приходится голодать по несколько суток. Волки очень выносливы. В поисках добычи за сутки они могут пройти более 60 километров. Долго преследуют жертву, а затем нападают на ослабевших. Голодный волк за один раз может съесть 15-20 кг мяса.
Волки прячутся в лесу, там же устраивают своё логово, но летом чаше охотятся на открытом прострaнcтве и в мелколесье. В нашем крае волк - враг всему живому. И если не сокращать их численность, то за несколько лет волков расплодится столько, что может привести к нарушению равновесия в природе. Поэтому на волков разрешена охота в течение всего года. Их численность быстро восстанавливается за счёт подрастающего потомства.
Богат наш край пернатыми. Их можно встретить в любое время года.
Осень. В небе кружат стаи птиц. Они готовятся к отлёту в тёплые края. Лес затихает. Певчие птицы уже улетели, и только иногда встретишь одиноких синиц. А вот и первые заморозки. Нахохлившись воробьи, сидят на сорных растениях и лакомятся семенами. Синицы перебираются к жилью человека. В лесу корма почти нет, а тут хоть что-то можно найти. Среди обычных для нашей местности галок и ворон можно увидеть и грачей. Не все улетели из нашего края. Старые или ослабленные остались зимовать. Морозов они не бояться, а пищу найдут на городских свалках и скотных дворах.
Зима. На опушках леса и вдоль дорог встречаются стайки щеглов и овсянок. Для них корма достаточно. Всюду семена травянистых растений. В садах и городских дворах появляются свиристели, сойки, снегири. Нравятся им плоды липы и рябины, а снегири к тому же с удовольствием склёвывают почки плодовых деревьев.
Весна. Кругом ещё снег, но солнце уже греет сильнее. На крышах появляются сосульки. Скоро 17 марта. Люди заметили, что в это день в любую погоду обязательно прилетают грачи.
На полях проталины, бегут говорливые ручьи. А в небе зависают неподвижно жаворонки, и далеко слышна их переливчатая песня.
Снег остался кое-где в лесу. Снегири улетели на север, а на просеках и лесных полянах всё чаще стали встречаться зяблики. С каждым днём становится теплее. Певчих птиц становится всё больше, да и синицы вернулись в лес. Весь день заняты птицы постройкой гнёзд и поиском пищи.
В Тульской области более 160 видов гнездящихся птиц, а вместе с зимующими и пролётными их около 250 видов. А всего птиц так много, что трудно представить их общее количество. Только одних тетеревов более 30 тысяч, а куропаток ещё больше.
Деревья и кустарники оделись листвой, на полянах и лугах высокая трава. Птиц почти не видно, но всюду слышно из разноголосое пение. В это время они насиживаю яйца.
В гнезде обычно бывает от 4 до 6 яиц. Одна птица согревает их теплом, а другая сидит неподалеку и поет.
Вскоре появляются птенцы. У них всегда раскрыты клювики, им постоянно хочется есть. Тут уж родителям не до пения. Побольше бы найти корма. Чтобы прокормить себя и птенцов, синица приносит в день до 150 гусениц и мелких бабочек, а мухоловка еще больше. От такой заботы потомство быстро подрастает. Птенцы учатся летать и вскоре начинают сопровождать своих родителей, которые долго ещё будут подкармливать их пойманными насекомыми. к концу лета уже подросшие птенцы сами добывают пищу. Впереди у них трудные испытания. Одним предстоит дальний путь на юг, а другие готовятся встретить зиму в своих краях.
Пора собираться в стаи. Самые сильные и удачливые, кому удалось выжить, вместе готовятся к отлету в теплые края. Но как жаль, что не все птенцы смогли дожить до этого волнующего события. Половина птенцов погибает по разным причинам. Kyницы разоряют гнезда, птенцы гибнут от длительного переохлаждения во время проливных дождей, по неосторожности выпадают из гнезда, некоторых выбрасывают птенцы кукушек, а в случае гибели родителей птенцы умирают от голода.
Оставшимся пока повезло, но во время перелета на юг и обратно некоторые из них погибнут из-за ненастной погоды или станут добычей хищных птиц.
Среди огромного количества птиц Тульской области можно выделить особую группу, в которой родители выкармливают своих птенцов не насекомыми, а мясом мелких позвоночных животных. Это хищники .Они крупные, у них большой крючковатый клюв, сильные ноги с кривыми когтями.
Дневные хищники - сокол (сапсан), кречет, пустельга, кобчик, ястреб - тетеревятник, коршун, канюк и др. На открытых прострaнcтвах можно увидеть, как высоко в небе, широко раскинув крылья, парят хищные птицы. С большого расстояния они намечают жертву, складывают крылья и стремительно бросаются на нее. Питаются хищные птицы грызунами, ящерицами, нападают на зайцев и мелких птичек. Учёные наблюдали за гнездом пустельги в течение месяца, пока она выкармливала птенцов. Её добычей стали 180 сусликов, 100 мышей и несколько птичек. На лестных участках, где грызунов поймать труднее, мелкие птички гибнут чаще.
Ночные хищные птицы - совы. У них мягкое оперение, что делает их полет бесшумным. Острый слух позволяет услышать шорох мыши на большом расстоянии.
Все хищные птицы хорошо приспособлены для нападения на свою жертву, но далеко не каждая попытка бывает удачной. Вот почему с 5 часов утра и до позднего вечера заняты родители поиском добычи, чтобы прокормить своих птенцов. Обычно их бывает от 2 до 3 в одном выводке. А в голодные годы, когда мало корма, некоторые хищные птицы вообще не гнездятся.
40-50 лет назад хищных птиц считали врагами природы. Теперь же мнение изменилось. Они сами нуждаются в охране и защите.
Насекомые.
Из всех представителей мира животных насекомых больше всего. По внешнему виду и по образу жизни они очень разные, но у каждого из них обязательно шесть ног. В центральной части России их обитает несколько тысяч видов, а общее количество просто не поддается учету.
Насекомые живут всюду. Их можно встретить в кронах деревьев, на цветах и кустарниках, в почве, на болотах и водоемах под корой старых деревьев. Одни из них ведет скрытый образ жизни, другие же знакомы нам с детства. Это бабочки, шмели, стрекозы. Они яркие, большие, хорошо заметны издали, медленно перелетают с цветка на цветок. Так и хочется поближе подойти и рассмотреть это чудо природы. Ученые нашли что-то общее у разных насекомых и по эти признакам разделили их на большие группы. Вот некоторые из них:
- Чешуекрылые (бабочки) ;
- Жесткокрылые (жуки) ;
- Перепончатокрылые (шмели, осы, муравьи) ;
- Прямокрылые (кузнечики, кобылки, медведки) ;
- Двукрылые (мухи, слепни, комары) ;
- Стрекозы.
Наблюдать за жизнью насекомых очень трудно. Жуки прячутся под камнями, опавшими листьями, зарываются в мох. лишь некоторые из них днем встречаются на цветах (бронзовки, лептуры, восковики). Кузнечики и кобылки прячутся в высокой траве, шмели и осы долго не задерживаются на одном месте, их крылья в постоянном движении, к тому же есть риск быть ими ужаленными. Самые пугливые - это мухи. Стоит только к ним приблизится, как они тут же исчезают.
5. Текстовые загадки о диких животных.
Кто о животных может о себе так сказать?
а) Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело моё покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато - белые полосы, а через глаза и уши - чёрная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир - готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму.
б) Она всеядный хищник. В её \"меню\" встречаются самые различные животные: мышевидные грызуны, зайцы, всевозможные птицы. Свою нору она устраивает на склоне холма, в овраге, на обрывистом берегу, а в лесу - под корнями высокого дерева.
Вот обладательница рыжей шубы охотится на мышей. Охотится увлеченно, нередко теряя всякую осторожность. Писк мыши волнует ее больше, чем другие звуки.
в) Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро с \"жиров\". Там, тревожно прислушиваясь к лесным шорохам и треску мороза, он обгладывает молодые побеги ивы, осины да на сеновозной дороге лакомится застрявшими под кустами пучками душистых травинок. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру - уснул, не закрыв глаз.
6. Работа в парах.
Вставь пропущенные слова.
Пришла зима. Спрятались под снег травы, замерзли деревья. Но жизнь в лесу продолжается. Видишь, на снегу заячьи следы. Зимой заяц часто обгрызает.... и разгребает снег передними лапами в поисках.... .
Пробирается по лесу, принюхивается лисица. Она старается учуять под снегом.... . Пискнет по снегом норушка - лисица тут как тут. Рывок передними лапами - и охотница уже держит в зубах добычу.
А вот кабаны. Раскопали снег, разрыли землю - ищут.... .
Медведь зимой спит в .... . За лето и осень он накопил много.... . Зима ему не страшна.
На дереве непрерывно стучит клювом.... . Внизу разбросаны растрепанные еловые шишки. Это дятел достал из них.... .
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Комментарии:
Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....
04 12 2025 15:53:38
Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....
03 12 2025 6:57:59
Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....
02 12 2025 13:58:15
В статье представлен опыт работы по формированию профильной компетентности учащихся по биологии. Рассмотрены содержательные компоненты направления расширения содержания биологического образования и приведены примеры их отражения в рабочей программе педагога с учетом специфики классов с углубленным изучением биологии....
01 12 2025 20:57:25
Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя.
...
30 11 2025 15:51:39
Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....
29 11 2025 12:54:59
Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....
28 11 2025 0:15:20
Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»....
27 11 2025 18:28:28
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....
26 11 2025 15:16:39
В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....
25 11 2025 22:46:28
Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....
24 11 2025 6:32:22
С 2004 года работаю над темой "Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников "Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области.
...
23 11 2025 12:23:27
Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос.
...
22 11 2025 1:44:33
Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....
21 11 2025 2:40:10
Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....
20 11 2025 10:26:46
Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....
19 11 2025 17:46:35
Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....
18 11 2025 0:30:13
Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....
17 11 2025 23:34:18
Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....
16 11 2025 17:46:30
Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
15 11 2025 16:13:22
Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....
14 11 2025 18:36:19
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
13 11 2025 14:49:50
Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...
12 11 2025 5:27:52
Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....
11 11 2025 14:16:19
Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....
10 11 2025 14:46:10
Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....
09 11 2025 16:20:21
Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....
08 11 2025 16:56:32
Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....
07 11 2025 17:16:27
Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....
06 11 2025 14:13:55
Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....
05 11 2025 6:29:20
Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки.
...
04 11 2025 5:39:23
Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....
03 11 2025 4:33:54
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
02 11 2025 11:51:58
Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....
01 11 2025 14:23:51
Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....
31 10 2025 0:44:10
В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....
30 10 2025 0:47:56
Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....
29 10 2025 11:28:47
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
28 10 2025 1:31:54
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....
27 10 2025 1:27:46
Для повышения эффективности преподавания курса «Биология. Животные» мною было создано мультимедийное учебное пособие «Animals8. Эволюция животных. Мультимедийный конспект» в среде «Масromedia Director» (ныне «Adobe Director»). Имеются версии как для MacOS X, так и для Windows. В статье содержится описание интерфейса программы, освещены некоторые особенности и приемы работы с ней, а также приведены примеры «опopных конспектов», методика проведенных тестов, их результаты и интерпретация....
26 10 2025 10:20:17
Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....
25 10 2025 21:43:56
Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....
24 10 2025 7:30:31
Урок на тему «Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....
23 10 2025 12:18:47
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
22 10 2025 1:23:11
Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....
21 10 2025 14:46:27
Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности.
...
20 10 2025 7:39:15
Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов. Кейс по теме «Лишайники» может быть рекомендован при изучении разных тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективен кейс для работы с учащимся 10–11-х классов при изучении тем «Формы взаимодействия популяций разных видов», «Приспособленность – результат эволюции», «Основы современной систематики»....
19 10 2025 13:51:23
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
18 10 2025 18:53:13
Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....
17 10 2025 23:41:47
В трудах академиков А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....
16 10 2025 1:44:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




