Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе

Сегодня велико значение интегрированного курса (география, биология, экология и краеведение) в преподавании географии и биологии. Оно состоит в том, что при изучении своего края у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях, процессах, которые в свою очередь служат основой для формирования понятий.
Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента.
Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования.
Для реализации этой цели мы поставили следующие задачи:
- Воспитать у учащихся любовь и уважение к своему региону как источнику жизни. Усилить межпредметную и внутрипредметную интеграцию знаний.
- Формировать умения пользоваться источниками информации (картами, таблицами, схемами). Выявить особенности природных компонентов, уникальности природы Красноярского края.
- Научить учащихся применять знания и умения сохранения природы Красноярского края в повседневной жизни.
Рабочая тетрадь включает темы:
Географическое положение. Рельеф. Полезные ископаемы. Климат. Факторы, определяющие климат. Внутренние воды. Растительный и животный мир. Охраняемые территории Красноярского края.
Рассмотрение каждого природного компонента начинается с краткой информации о нём. Система заданий и пpaктических работ представляет собой ряд заданий, по той или иной теме каждая из которых, часть одного целого. Они помогут учащимся закрепить знания и умения о природных компонентах на примере Красноярского края; лучше организовать учебную деятельность; проявить свой интеллект, качества своей личности; правильно оценить результат обучения. А результатом выполнения заданий являются:
- умение работать со справочными материалами;
- оформлять контурную карту; читать и анализировать карты;
- составлять описания и хаpaктеристики;
- оценивать и прогнозировать изменения природных объектов.
Задания для выполнения пpaктических работ имеют различный уровень сложности. Некоторые задания носят творческий хаpaктер, ориентированы на внимательное чтение информации, на развитие воображения, на индивидуальный подход к решению учебных задач. Например: викторина «Заповедники Красноярского края», задания с использованием Эколого-ландшафтной таблицы Красноярского края, пpaктическая работа «Биоритмы в условиях Крайнего Севера».
Материал в рабочей тетради, разнообразен: пpaктические задания, схемы, таблицы, фотовикторины, вопросники, викторины.
Этот материал имеет широкое поле применения как домашнее задание, текущая и итоговая проверка пройденного, самопроверка.
Задания могут выполняться учащимися самостоятельно или под руководством учителя, позволяют учитывать индивидуальные способности учащихся при выборе развивающих и познавательных заданий.
Конечно, выполнение учащимися заданий определяется в зависимости от особенностей класса, степени обученности и обучаемости конкретных школьников, их интереса. Реальный смысл учения определяется не столько целями, сколько мотивами, отношением детей к предмету, к изучению родного края, а мотивы – внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию.
Географическое положение красноярского края
Общие сведения:
Площадь – 2339,7 тыс. кв. км, что составляет 13,6% от всей страны.
Население – 3млн. 51 тыс. человек.
Протяженность с севера на юг – 3000 км, а с запада на восток – 1250 км.
Столица – г. Красноярск (население-875,2 тыс. человек)
Красноярский край – центр России, центр Евразии 1/60 часть суши нашей
планеты.
Задание № 1. Определите протяженность Красноярского края (в км и градусной мере).
С севера на юг (по меридиану 100 в.д.)____________________________
С запада на восток (по параллели 60 с.ш.) __________________________
Задание № 2. Определите по картам атласа расположение Красноярского края в нашей стране __________________________________
Вспомните план хаpaктеристики географического положения (ГП) территории:
- Положение на материке
- Крайние точки, их координаты
- Границы
- Омывающие моря
- Положение в тепловых поясах
Задание№ 3. По контурной карте опишите географическое положение нашего края.
Задание № 4. Сделайте вывод об особенностях ГП Красноярского края.
Пpaктическая работа № 1
Ознакомление с тематическими картами и решение простейших задач по карте.
1. Проанализируйте карты:
Название карты | Стр. атласа, на которой она помещена | Что изображено на карте? | Способ изображения | При решении каких задач используется? |
2. Решите по карте следующие задачи:
В каком направлении от города Красноярска находятся:
- Москва_____________________________________
- Норильск___________________________________
- Санкт-Петербург_____________________________
- Новосибирск________________________________
- Канск______________________________________
- Владивосток________________________________
3. Нанесите на контурную карту крайние точки и границы края.
Рельеф и полезные ископаемые
Рельеф –
это совокупность неровностей земной поверхности. Основные формы рельефа: горы, равнины. В Красноярском крае большая часть территории – равнинная. На юге расположены Западные и Восточные Саяны.Задание № 1. Заполните таблицу: особенности рельефа и конкретизируйте их примерами на основе анализа карт атласа.
Особенности рельефа края. | Примеры, подтверждающие их. |
Разнообразие | |
Понижение территории к северу | |
Преобладание равнин | |
Горное обрамление |
Задание № 2. Подпишите на контурной карте названия основных форм рельефа края.
Задание № 3. На каких тектонических структурах расположены равнины?
Полезные ископаемые Красноярского края.
Месторождениями называют крупные скопления руд, имеющих промышленное значение.
Бассейнами называют группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.
Задание № 4. По каким источникам географической информации можно узнать о полезных ископаемых?
Задание № 5. Используя карту, запишите, какие полезные ископаемые относятся к магматическим породам:_______________________________________________________________________________,
к осадочным породам: ________________________________________
Климат. Факторы, определяющие особенности климата.
Климатообразующие факторы:
- Географическое положение
- Солнечная радиация
- Движение воздушных масс
- Подстилающая поверхность (рельеф)
- Близость морей и океанов, течения
Климатические пояса, в которых расположен наш край:
- Арктический
- Субарктический
- Умеренный (резко континентальный)
Задание № 1. Составьте основные хаpaктеристики климата с севера на юг:
Температура воздуха:______________________________________________
Количество осадков:_______________________________________________
Испаряемость:____________________________________________________
Коэффициент увлажнения:_________________________________________
Задание № 2. Определите по карте, какой из названных климатических поясов занимает наибольшую площадь края:___________________________________________
В каком климатическом поясе мы живем?______________________________________________________________
Задание № 3. Проследите, как изменяются климатические условия по поясам.
Пpaктическая работа № 2.
Пpaктическая работа “Биоритмы в условиях Крайнего Севера”.
(Работа в группах)
Группа № 1
Групповое задание: | Какое оказывает влияние погода на самочувствие человека | ||||||||||||||||
№ 1 | № 2 | ||||||||||||||||
1. Определить в % кол-во дней зимы. | 1. Определить в % кол-во остальных дней года. | ||||||||||||||||
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 180 и V ветра = 6-7 м/с | 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 150 и V ветра = 8-9 м/с | ||||||||||||||||
3. Построить график по физическим факторам: | 3. Построить график по физическим факторам: | ||||||||||||||||
t0 | -38 | -32 | -34 | -36 | -30 | -28 | -36 | -40 | t0 | -36 | -38 | -40 | -42 | -36 | -34 | -40 | -44 |
Vв | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | Vв | 9 | 11 | 13 | 15 | 17 | 19 | 20 | 22 |
4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | 4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | ||||||||||||||||
ВЫВОД: |
Группа № 2
Групповое задание: | Какие особенности погоды существуют в условиях Крайнего Севера. Как эти особенности влияют на самочувствие человека | ||||||||||||||||
№ 1 | № 2 | ||||||||||||||||
1. Определить в % кол-во дней полярной ночи. | 1. Определить в % кол-во дней полярного дня. | ||||||||||||||||
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 200 и V ветра = 16 м/с | 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 250 и V ветра = 8-9 м/с | ||||||||||||||||
3. Построить график по физическим факторам: | 3. Построить график по физическим факторам: | ||||||||||||||||
t0 | -12 | -14 | -16 | -18 | -20 | -13 | -15 | -20 | t0 | -22 | -24 | -28 | -30 | -23 | -25 | -30 | -32 |
Vв | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | Vв | 5 | 7 | 9 | 11 | 13 | 15 | 17 | 19 |
4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | 4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | ||||||||||||||||
ВЫВОД: |
Группа № 3
Групповое задание: | Какое оказывает влияние погода на самочувствие человека | ||||||||||||||||
№ 1 | № 2 | ||||||||||||||||
1. Определить в % кол-во белых ночей. | 1. Определить в % кол-во сумеречных ночей. | ||||||||||||||||
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 300 и V ветра = 10 м/с | 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 350 и V ветра = 11-12 м/с | ||||||||||||||||
3. Построить график по физическим факторам: | 3. Построить график по физическим факторам: | ||||||||||||||||
t0 | -4 | -6 | -8 | -10 | -12 | -3 | -5 | -15 | t0 | -40 | -42 | -44 | -38 | -36 | -30 | -35 | -38 |
Vв | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | Vв | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 |
4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | 4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | ||||||||||||||||
ВЫВОД: |
Группа № 4
Групповое задание: | Какие особенности погоды существуют в условиях Крайнего Севера. Как эти особенности влияют на самочувствие человека | ||||||||||||||||
№ 1 | № 2 | ||||||||||||||||
1. Определить в % кол-во дней дня и ночи. | 1. Определить в % кол-во дней зимы. | ||||||||||||||||
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 400 и V ветра = 13-14 м/с | 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 450 и V ветра = 4-5 м/с | ||||||||||||||||
3. Построить график по физическим факторам: | 3. Построить график по физическим факторам: | ||||||||||||||||
t0 | -20 | -22 | -24 | -26 | -18 | -10 | -15 | -17 | t0 | -15 | -17 | -19 | -21 | -15 | -10 | -15 | -18 |
Vв | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | Vв | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 |
4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | 4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | ||||||||||||||||
ВЫВОД: |
Группа № 5
Групповое задание: | Какое оказывает влияние погода на самочувствие человека | ||||||||||||||||
№ 1 | № 2 | ||||||||||||||||
1. Определить в % кол-во дней зимы. | 1. Определить в % кол-во остальных дней года. | ||||||||||||||||
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 50 и V ветра = 15-16 м/с | 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 100 и V ветра = 17-18 м/с | ||||||||||||||||
3. Построить график по физическим факторам: | 3. Построить график по физическим факторам: | ||||||||||||||||
t0 | -36 | -30 | -20 | -10 | -15 | -17 | -20 | -28 | t0 | -40 | -36 | -30 | -28 | -35 | -37 | -40 | -29 |
Vв | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 | Vв | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 |
4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | 4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | ||||||||||||||||
ВЫВОД: |
Группа № 6
Групповое задание: | Какие особенности погоды существуют в условиях Крайнего Севера. Как эти особенности влияют на самочувствие человека | ||||||||||||||||
№ 1 | № 2 | ||||||||||||||||
1. Определить в % кол-во дней полярной ночи. | 1. Определить в % кол-во дней полярного дня. | ||||||||||||||||
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 100 и V ветра = 17-18 м/с | 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 150 и V ветра = 13-14 м/с | ||||||||||||||||
3. Построить график по физическим факторам: | 3. Построить график по физическим факторам: | ||||||||||||||||
t0 | -2 | -4 | -6 | -8 | -10 | -9 | -6 | -12 | t0 | -12 | -14 | -16 | -18 | -20 | -16 | -14 | -13 |
Vв | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 18 | 20 | Vв | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 |
4. Предположите, как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | 4. Предположите, как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | ||||||||||||||||
ВЫВОД: |
Внутренние воды
Реки.
Общие сведения:
Крупная река Красноярского края Енисей, протяженность которого
4092 км. Притоки:Нижняя Тунгуска – 2989 км, Подкаменная Тунгуска – 1832 км, Ангара – 1779 км,
Пясина – 922 км, Хатанга – 238 км.
Пpaктическая работа № 3
Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования реки Енисей.
- Хаpaктер течения:_______________________________________________________
- Тип водного режима:_____________________________________________________
- Источники питания:______________________________________________________
- Уклон и падение реки:____________________________________________________
- Расход воды в устье и годовой сток:________________________________________
- Возможности хозяйственного использования:________________________________
- Озера Красноярского края.
Общая численность озер в крае составляет
323 тысячи.Задание № 1. По контурной карте обозначьте самые большие озера нашего края.
Природные льды:
- Атмосферные (сезонные: снег, град, гололед, иней)
- Наземные (многолетние: ледники, снежники)
- (сезонные: снежный покров, наледи)
- Плавучие (многолетние: паковые льды, айсберги)
- ( сезонные: морские льды, речные льды)
- Подземные (многолетние: подземные льды)
Задание № 2. Поскольку Красноярский край располагается в достаточно суровых климатических условиях, значительная часть водных запасов края содержится в виде льда. Определите по хаpaктеристике природных льдов, какие из них распространены в арктическом и умеренном климатических поясах края?
Многолетняя мерзлота
Многолетняя мерзлота – толщи мерзлых горных пород, не оттаивающие в течение долгого времени (от нескольких лет до десятков и сотен тысяч лет). Мощный слой многолетней мерзлоты находится на территории Красноярского края.
Задание № 3. Обозначьте территории многолетней мерзлоты на карте Красноярского края:
Как влияет многолетняя мерзлота на деятельность человека?
Почвы Красноярского края
Механический состав почвы – это соотношение различных по размерам минеральных частиц песка и глины. Главное свойство почвы - плодородие.
В образовании почв участвуют следующие факторы:
- Рельеф
- Горные породы
- Грунтовые воды
- Климат
- Растения
- Животные
- Деятельность человека
- Время
Задание № 1. Подумайте, какие из этих факторов и почему оказывают наибольшее влияние на образование почв в нашей местности? _______
Задание № 2. Какие почвы в нашем крае наиболее плодородны? __________________
Задание № 3. Какие типы почв преобладают на Таймыре? И почему? _______________
Водный режим почв:
- Промывной
- Непромывной
- Выпотной
- Застойный
Задание № 4. Какой водный режим будет преобладать в зоне тундр? __________________
Растительный мир Красноярского края
Флора Красноярского края насчитывает более
450 видов растений, в том числе около 60 видов находится под охраной государства.В растительном покрове отчетливо прослеживается зональность, а в горах – высотная зональность.
Основные типы растительности
- Тундровая.
Задание № 1. Дайте названия растениям тундры.
1)_____________________ 2)________________________
3)_____________________ 4)________________________
5) _____________________ 6)________________________
Что влияет на растительный мир тундры? ____________________________________________________
Растительные ресурсы
В крае заготавливается большое количество грибов, ягод, лекарственных растений, кедровых орехов, папоротника.
Растительные ресурсы
– это пищевые продукты, корма, сырье.Задание № 2. По рисунку определите, какие относятся к пищевым, кормовым, сырьевым ресурсам. Что является основным ресурсом леса?
Рациональное использование древесных ресурсов – необходимое условие бережного отношения к природе.
Задание № 3. Перечислите, какие вы знаете продукты лесопереpaбатывающей промышленности? _____________
Задание № 4. По карте растительности и почв выделите типы растительности для каждой природной зоны края. ____________
Животный мир Красноярского края
- На территории края обитает
Задания № 1. Распределите животных по природным зонам края.
Природная зона ____________________ ____________________ ____________________ |
Животные ________________________ ____________________ ____________________ |
Задания № 2. Перечислите животных, которые имеют большое значение в природе, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Охраняемые территории Красноярского края.
Редкие и исчезающие растения и животные занесены в
КРАСНУЮ КНИГУ. Для защиты и охраны не только отдельных видов, но и целых их сообществ создают заповедники.Заповедниками
называют земли, выделенные в установленном порядке участки, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность (типичные или редкие ландшафты), сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений, животных.Заповедники навечно изымаются из хозяйственного пользования.
На территории края организовано пять заповедников: заповедник “ Столбы”, Саяно-Шушенский, Таймырский, Путоранский, Большой Арктический.
Заповедник “ Столбы”
организован в 1946 году, площадь 47,2 га, расположен на правобережье р. Енисей, недалеко от г. Красноярска. Охраняется территория причудливых скал, рельеф низкогорный.Заповедник “ Саяно - Шушенский”
организован в 1976 году, площадь 389570 га, находится на юге края, образован с целью охраны природного комплекса Западно-Саянского нагорья.Заповедник “ Таймырский”
организован в 1979 году, площадь 1324024 га, находится на территории полуострова Таймыр, образован с целью сохранения участков тундры, на которых произрастают редкие растения и обитают исчезающие животные.Заповедник “ Путоранский”
организован в 1986 году, площадь 1887200 га, расположен на плато Путорана, охраняются природные комплексы долин рек и озер.Заповедник “ Большой Арктический”
организован в 1993 году, площадь 4169222 га. Самый большой и самый северный заповедник нашего края. Он образован с целью, сохранения крупных морских млекопитающих животных.Задание № 1. Заполните таблицу:
Название заповедника | Природная зона | Охраняемые растения и животные |
1) | ||
2) | ||
3) | ||
4) | ||
5) |
Викторина
“Заповедники Красноярского края”.Литература
- В.А. Безруких, М.В.Кирилов.
- Физическая география Красноярского края и Республики Хакасии (хрестоматия). Учебное пособие. Красноярское книжное издательство. 1995 г.
- “Край, в котором я живу” (Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по краеведению). г. Норильск, 2003 г.
- “Край северного сияния”. Фотоальбом г. Дудинка. Типография агентства печати “Новости”. 2000 г.
- “Заповедники Таймыра”. Национальные организации ВВФ и ассоциированные организации г. Норильск, 2003 г.
- Е.А. Криксунов. “Экология”. М. Издательство “Дрофа”, 2002 г.
- А.А. Бapaнов. “Редкие и исчезающие животные Красноярского края” Красноярское книжное издательство, 1998 г.
Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения.
...
05 07 2022 20:46:49
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
04 07 2022 7:34:26
Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....
03 07 2022 4:38:14
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
02 07 2022 10:41:16
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....
01 07 2022 0:48:45
Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду.
...
30 06 2022 7:18:39
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
29 06 2022 5:14:18
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
28 06 2022 19:23:22
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
27 06 2022 6:42:45
Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....
26 06 2022 18:52:27
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
25 06 2022 4:10:18
Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
...
24 06 2022 14:27:24
Автором разработан урок в соответствии с УМК под редакцией И.Н. Пономаревой и является уроком изучения нового материала. На изучение раздела "Растения" в 6-м классе по БУП-2004 отводится 1 час в неделю. Это требует интенсифицировать учебный процесс, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых понятиях, из предложенного материала выбрать главное. Реализации этих задач помогают учебные презентации.
...
23 06 2022 6:15:58
Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....
22 06 2022 19:29:59
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....
21 06 2022 18:12:43
Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....
20 06 2022 22:45:34
Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....
19 06 2022 22:28:14
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
18 06 2022 16:18:41
Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс.
...
17 06 2022 16:58:39
Урок в 9-м классе формирует знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в пoлoвых хромосомах. Учащиеся на уроке продолжают формировать навыки решения генетических задач. Цель урока: сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем и проблем здоровья, связанных с генетикой пола....
16 06 2022 15:19:58
Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....
15 06 2022 13:56:21
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
14 06 2022 10:37:54
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
13 06 2022 18:12:45
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал.
...
12 06 2022 14:21:18
Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....
11 06 2022 17:45:44
Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....
10 06 2022 13:24:34
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
09 06 2022 5:46:39
Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....
08 06 2022 23:37:19
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
07 06 2022 0:56:35
Урок по теме проводится в 7-м классе с использованием компьютерных технологий, которые способствуют интенсификации учебного процесса, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Главным в данном уроке является то, что новые знания не даются обучающимся в готовом виде, а активно добываются в процессе учебной деятельности....
06 06 2022 10:28:24
Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
05 06 2022 11:24:28
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
04 06 2022 6:54:11
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
03 06 2022 10:42:24
Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки.
...
02 06 2022 10:33:22
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
01 06 2022 13:49:35
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
31 05 2022 3:35:20
Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....
30 05 2022 22:48:58
При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету.
...
29 05 2022 11:54:19
Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....
28 05 2022 20:26:52
Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....
27 05 2022 9:23:17
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
26 05 2022 11:48:58
Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....
25 05 2022 21:49:36
Интегрированный урок «Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области» расширяет знания о растениях своего края. Учитель проводит с детьми биолого-математический диктант....
24 05 2022 8:46:11
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
23 05 2022 17:57:16
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
22 05 2022 20:46:44
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
21 05 2022 22:46:40
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль.
...
20 05 2022 5:43:42
Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов. Кейс по теме «Лишайники» может быть рекомендован при изучении разных тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективен кейс для работы с учащимся 10–11-х классов при изучении тем «Формы взаимодействия популяций разных видов», «Приспособленность – результат эволюции», «Основы современной систематики»....
19 05 2022 5:27:11
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
18 05 2022 13:52:13
Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....
17 05 2022 21:46:21
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::