Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе


    Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе

Сегодня велико значение интегрированного курса (география, биология, экология и краеведение) в преподавании географии и биологии. Оно состоит в том, что при изучении своего края у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях, процессах, которые в свою очередь служат основой для формирования понятий.

Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента.

Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования.

Для реализации этой цели мы поставили следующие задачи:

  1. Воспитать у учащихся любовь и уважение к своему региону как источнику жизни. Усилить межпредметную и внутрипредметную интеграцию знаний.
  2. Формировать умения пользоваться источниками информации (картами, таблицами, схемами). Выявить особенности природных компонентов, уникальности природы Красноярского края.
  3. Научить учащихся применять знания и умения сохранения природы Красноярского края в повседневной жизни.

Рабочая тетрадь включает темы:

Географическое положение. Рельеф. Полезные ископаемы. Климат. Факторы, определяющие климат. Внутренние воды. Растительный и животный мир. Охраняемые территории Красноярского края.

Рассмотрение каждого природного компонента начинается с краткой информации о нём. Система заданий и пpaктических работ представляет собой ряд заданий, по той или иной теме каждая из которых, часть одного целого. Они помогут учащимся закрепить знания и умения о природных компонентах на примере Красноярского края; лучше организовать учебную деятельность; проявить свой интеллект, качества своей личности; правильно оценить результат обучения. А результатом выполнения заданий являются:

  • умение работать со справочными материалами;
  • оформлять контурную карту; читать и анализировать карты;
  • составлять описания и хаpaктеристики;
  • оценивать и прогнозировать изменения природных объектов.

Задания для выполнения пpaктических работ имеют различный уровень сложности. Некоторые задания носят творческий хаpaктер, ориентированы на внимательное чтение информации, на развитие воображения, на индивидуальный подход к решению учебных задач. Например: викторина «Заповедники Красноярского края», задания с использованием Эколого-ландшафтной таблицы Красноярского края, пpaктическая работа «Биоритмы в условиях Крайнего Севера».

Материал в рабочей тетради, разнообразен: пpaктические задания, схемы, таблицы, фотовикторины, вопросники, викторины.

Этот материал имеет широкое поле применения как домашнее задание, текущая и итоговая проверка пройденного, самопроверка.

Задания могут выполняться учащимися самостоятельно или под руководством учителя, позволяют учитывать индивидуальные способности учащихся при выборе развивающих и познавательных заданий.

Конечно, выполнение учащимися заданий определяется в зависимости от особенностей класса, степени обученности и обучаемости конкретных школьников, их интереса. Реальный смысл учения определяется не столько целями, сколько мотивами, отношением детей к предмету, к изучению родного края, а мотивы – внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию.

Географическое положение красноярского края

Общие сведения:

Площадь – 2339,7 тыс. кв. км, что составляет 13,6% от всей страны.
Население – 3млн. 51 тыс. человек.
Протяженность с севера на юг – 3000 км, а с запада на восток – 1250 км.
Столица – г. Красноярск (население-875,2 тыс. человек)
Красноярский край – центр России, центр Евразии 1/60 часть суши нашей планеты.

Задание № 1. Определите протяженность Красноярского края (в км и градусной мере).

С севера на юг (по меридиану 100 в.д.)____________________________

С запада на восток (по параллели 60 с.ш.) __________________________

Задание № 2. Определите по картам атласа расположение Красноярского края в нашей стране __________________________________

Вспомните план хаpaктеристики географического положения (ГП) территории:

  • Положение на материке
  • Крайние точки, их координаты
  • Границы
  • Омывающие моря
  • Положение в тепловых поясах

Задание№ 3. По контурной карте опишите географическое положение нашего края.

Задание № 4. Сделайте вывод об особенностях ГП Красноярского края.

Пpaктическая работа № 1

Ознакомление с тематическими картами и решение простейших задач по карте.

1. Проанализируйте карты:

Название карты Стр. атласа, на которой она помещена Что изображено на карте? Способ изображения При решении каких задач используется?

2. Решите по карте следующие задачи:

В каком направлении от города Красноярска находятся:

  • Москва_____________________________________
  • Норильск___________________________________
  • Санкт-Петербург_____________________________
  • Новосибирск________________________________
  • Канск______________________________________
  • Владивосток________________________________

3. Нанесите на контурную карту крайние точки и границы края.

Рельеф и полезные ископаемые

Рельефэто совокупность неровностей земной поверхности. Основные формы рельефа: горы, равнины. В Красноярском крае большая часть территории – равнинная. На юге расположены Западные и Восточные Саяны.

Задание № 1. Заполните таблицу: особенности рельефа и конкретизируйте их примерами на основе анализа карт атласа.

Особенности рельефа края. Примеры, подтверждающие их.
Разнообразие
Понижение территории к северу
Преобладание равнин  
Горное обрамление  

Задание № 2. Подпишите на контурной карте названия основных форм рельефа края.

Задание № 3. На каких тектонических структурах расположены равнины?

Полезные ископаемые Красноярского края.

Месторождениями называют крупные скопления руд, имеющих промышленное значение.

Бассейнами называют группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

Задание № 4. По каким источникам географической информации можно узнать о полезных ископаемых?

Задание № 5. Используя карту, запишите, какие полезные ископаемые относятся к магматическим породам:_______________________________________________________________________________,

к осадочным породам: ________________________________________

Климат. Факторы, определяющие особенности климата.

Климатообразующие факторы:

  • Географическое положение
  • Солнечная радиация
  • Движение воздушных масс
  • Подстилающая поверхность (рельеф)
  • Близость морей и океанов, течения

Климатические пояса, в которых расположен наш край:

  • Арктический
  • Субарктический
  • Умеренный (резко континентальный)

Задание № 1. Составьте основные хаpaктеристики климата с севера на юг:

Температура воздуха:______________________________________________

Количество осадков:_______________________________________________

Испаряемость:____________________________________________________

Коэффициент увлажнения:_________________________________________

Задание № 2. Определите по карте, какой из названных климатических поясов занимает наибольшую площадь края:___________________________________________

В каком климатическом поясе мы живем?______________________________________________________________

Задание № 3. Проследите, как изменяются климатические условия по поясам.

Пpaктическая работа № 2.

Пpaктическая работа “Биоритмы в условиях Крайнего Севера”.

(Работа в группах)

Группа № 1

Групповое задание: Какое оказывает влияние погода на самочувствие человека
№ 1 № 2
1. Определить в % кол-во дней зимы. 1. Определить в % кол-во остальных дней года.
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 180 и V ветра = 6-7 м/с 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 150 и V ветра = 8-9 м/с
3. Построить график по физическим факторам: 3. Построить график по физическим факторам:
t0 -38 -32 -34 -36 -30 -28 -36 -40 t0 -36 -38 -40 -42 -36 -34 -40 -44
8 10 12 14 16 18 20 22 9 11 13 15 17 19 20 22
4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? 4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах?
ВЫВОД:

Группа № 2

Групповое задание: Какие особенности погоды существуют в условиях Крайнего Севера. Как эти особенности влияют на самочувствие человека
№ 1 № 2
1. Определить в % кол-во дней полярной ночи. 1. Определить в % кол-во дней полярного дня.
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 200 и V ветра = 16 м/с 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 250 и V ветра = 8-9 м/с
3. Построить график по физическим факторам: 3. Построить график по физическим факторам:
t0 -12 -14 -16 -18 -20 -13 -15 -20 t0 -22 -24 -28 -30 -23 -25 -30 -32
4 6 8 10 12 14 16 18 5 7 9 11 13 15 17 19
       
4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? 4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах?
ВЫВОД:

Группа № 3

Групповое задание: Какое оказывает влияние погода на самочувствие человека
№ 1 № 2
1. Определить в % кол-во белых ночей. 1. Определить в % кол-во сумеречных ночей.
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 300 и V ветра = 10 м/с 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 350 и V ветра = 11-12 м/с
3. Построить график по физическим факторам: 3. Построить график по физическим факторам:
t0 -4 -6 -8 -10 -12 -3 -5 -15 t0 -40 -42 -44 -38 -36 -30 -35 -38
4 6 8 10 12 14 16 18 10 12 14 16 18 20 22 24
4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? 4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах?
ВЫВОД:

Группа № 4

Групповое задание: Какие особенности погоды существуют в условиях Крайнего Севера. Как эти особенности влияют на самочувствие человека
№ 1 № 2
1. Определить в % кол-во дней дня и ночи. 1. Определить в % кол-во дней зимы.
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 400 и V ветра = 13-14 м/с 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 450 и V ветра = 4-5 м/с
3. Построить график по физическим факторам: 3. Построить график по физическим факторам:
t0 -20 -22 -24 -26 -18 -10 -15 -17 t0 -15 -17 -19 -21 -15 -10 -15 -18
8 10 12 14 16 18 20 22 2 4 6 8 10 12 14 16
4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? 4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах?
ВЫВОД:

Группа № 5

Групповое задание: Какое оказывает влияние погода на самочувствие человека
№ 1 № 2
1. Определить в % кол-во дней зимы. 1. Определить в % кол-во остальных дней года.
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 50 и V ветра = 15-16 м/с 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 100 и V ветра = 17-18 м/с
3. Построить график по физическим факторам: 3. Построить график по физическим факторам:
t0 -36 -30 -20 -10 -15 -17 -20 -28 t0 -40 -36 -30 -28 -35 -37 -40 -29
10 12 14 16 18 20 22 24 2 4 6 8 10 12 14 16
4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? 4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах?
ВЫВОД:

Группа № 6

Групповое задание: Какие особенности погоды существуют в условиях Крайнего Севера. Как эти особенности влияют на самочувствие человека
№ 1 № 2
1. Определить в % кол-во дней полярной ночи. 1. Определить в % кол-во дней полярного дня.
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 100 и V ветра = 17-18 м/с 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 150 и V ветра = 13-14 м/с
3. Построить график по физическим факторам: 3. Построить график по физическим факторам:
t0 -2 -4 -6 -8 -10 -9 -6 -12 t0 -12 -14 -16 -18 -20 -16 -14 -13
12 14 16 18 20 22 18 20 2 4 6 8 10 12 14 16
4. Предположите, как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? 4. Предположите, как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах?
ВЫВОД:

Внутренние воды

Реки.

Общие сведения:

Крупная река Красноярского края Енисей, протяженность которого 4092 км. Притоки:
Нижняя Тунгуска – 2989 км, Подкаменная Тунгуска – 1832 км, Ангара – 1779 км,
Пясина – 922 км, Хатанга – 238 км.

Пpaктическая работа № 3

Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования реки Енисей.

  • Хаpaктер течения:_______________________________________________________
  • Тип водного режима:_____________________________________________________
  • Источники питания:______________________________________________________
  • Уклон и падение реки:____________________________________________________
  • Расход воды в устье и годовой сток:________________________________________
  • Возможности хозяйственного использования:________________________________
  • Озера Красноярского края.

Общая численность озер в крае составляет 323 тысячи.

Задание № 1. По контурной карте обозначьте самые большие озера нашего края.

Природные льды:

  • Атмосферные (сезонные: снег, град, гололед, иней)
  • Наземные (многолетние: ледники, снежники)
  • (сезонные: снежный покров, наледи)
  • Плавучие (многолетние: паковые льды, айсберги)
  • ( сезонные: морские льды, речные льды)
  • Подземные (многолетние: подземные льды)

Задание № 2. Поскольку Красноярский край располагается в достаточно суровых климатических условиях, значительная часть водных запасов края содержится в виде льда. Определите по хаpaктеристике природных льдов, какие из них распространены в арктическом и умеренном климатических поясах края?

Многолетняя мерзлота

Многолетняя мерзлота – толщи мерзлых горных пород, не оттаивающие в течение долгого времени (от нескольких лет до десятков и сотен тысяч лет). Мощный слой многолетней мерзлоты находится на территории Красноярского края.

Задание № 3. Обозначьте территории многолетней мерзлоты на карте Красноярского края:

Как влияет многолетняя мерзлота на деятельность человека?

Почвы Красноярского края

Механический состав почвы – это соотношение различных по размерам минеральных частиц песка и глины. Главное свойство почвы - плодородие.

В образовании почв участвуют следующие факторы:

  • Рельеф
  • Горные породы
  • Грунтовые воды
  • Климат
  • Растения
  • Животные
  • Деятельность человека
  • Время

Задание № 1. Подумайте, какие из этих факторов и почему оказывают наибольшее влияние на образование почв в нашей местности? _______

Задание № 2. Какие почвы в нашем крае наиболее плодородны? __________________

Задание № 3. Какие типы почв преобладают на Таймыре? И почему? _______________

Водный режим почв:

  • Промывной
  • Непромывной
  • Выпотной
  • Застойный

Задание № 4. Какой водный режим будет преобладать в зоне тундр? __________________

Растительный мир Красноярского края

Флора Красноярского края насчитывает более 450 видов растений, в том числе около 60 видов находится под охраной государства.

В растительном покрове отчетливо прослеживается зональность, а в горах – высотная зональность.

Основные типы растительности

  • Тундровая. Формируется при малом количестве тепла.
  • Лесная. Хвойные и смешанные леса лучше переносят переувлажнение и прохладный климат.
  • Степная. Формируется в условиях недостаточного и неустойчивого увлажнения.

Задание № 1. Дайте названия растениям тундры.

1)_____________________ 2)________________________

3)_____________________ 4)________________________

5) _____________________ 6)________________________

Что влияет на растительный мир тундры? ____________________________________________________

Растительные ресурсы

В крае заготавливается большое количество грибов, ягод, лекарственных растений, кедровых орехов, папоротника.

Растительные ресурсы – это пищевые продукты, корма, сырье.

Задание № 2. По рисунку определите, какие относятся к пищевым, кормовым, сырьевым ресурсам. Что является основным ресурсом леса?

Рациональное использование древесных ресурсов – необходимое условие бережного отношения к природе.

Задание № 3. Перечислите, какие вы знаете продукты лесопереpaбатывающей промышленности? _____________

Задание № 4. По карте растительности и почв выделите типы растительности для каждой природной зоны края. ____________

Животный мир Красноярского края

  • На территории края обитает 342 вида птиц и 89 видов млекопитающих.
  • Среди млекопитающих, наиболее значительной является популяция северного оленя.
  • На берегах и во льдах океана водятся белые медведи, моржи, тюлени, нерпы.
  • В тайге можно встретить бурого медведя, лося, марала, соболя, рысь, белку, зайца.
  • В тундре живут песцы, волки, лисы, горностаи, гнездятся многие птиц.
  • Реки и озера богаты осетром, стерлядью, тайменем, щукой, сигом, нельмой, ряпушкой, корюшкой всего около 30 видов промысловых рыб.

Задания № 1. Распределите животных по природным зонам края.

Природная зона
____________________
____________________
____________________
Животные
________________________
____________________
____________________

Задания № 2. Перечислите животных, которые имеют большое значение в природе, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Охраняемые территории Красноярского края.

Редкие и исчезающие растения и животные занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. Для защиты и охраны не только отдельных видов, но и целых их сообществ создают заповедники.

Заповедниками называют земли, выделенные в установленном порядке участки, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность (типичные или редкие ландшафты), сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений, животных.

Заповедники навечно изымаются из хозяйственного пользования.

На территории края организовано пять заповедников: заповедник “ Столбы”, Саяно-Шушенский, Таймырский, Путоранский, Большой Арктический.

Заповедник “ Столбы” организован в 1946 году, площадь 47,2 га, расположен на правобережье р. Енисей, недалеко от г. Красноярска. Охраняется территория причудливых скал, рельеф низкогорный.

Заповедник “ Саяно - Шушенский” организован в 1976 году, площадь 389570 га, находится на юге края, образован с целью охраны природного комплекса Западно-Саянского нагорья.

Заповедник “ Таймырский” организован в 1979 году, площадь 1324024 га, находится на территории полуострова Таймыр, образован с целью сохранения участков тундры, на которых произрастают редкие растения и обитают исчезающие животные.

Заповедник “ Путоранский” организован в 1986 году, площадь 1887200 га, расположен на плато Путорана, охраняются природные комплексы долин рек и озер.

Заповедник “ Большой Арктический” организован в 1993 году, площадь 4169222 га. Самый большой и самый северный заповедник нашего края. Он образован с целью, сохранения крупных морских млекопитающих животных.

Задание № 1. Заполните таблицу:

Название заповедника Природная зона Охраняемые растения и животные
1)
2)
3)
4)
5)

Викторина “Заповедники Красноярского края”.

  1. На территории какого заповедника находится музей мамонта?
  2. Какой заповедник имеет горные каньоны?
  3. Самый большой по площади заповедник?
  4. На территории какого заповедника находится озеро Аян?
  5. Какой заповедник находится в акватории Красноярского края?
  6. Через какой заповедник проходит миграция Северного оленя?
  7. В каком заповеднике обитает хищная птица сокол-сапсан и краснозобая казарка?
  8. В каком заповеднике обитает снежный горный бapaн?
  9. В каком заповеднике акклиматизирован овцебык, завезенный из Канады?
  10. На территории какого заповедника наиболее разнообразная растительность?
  11. Какой заповедник богат животным миром, некоторые из них занесены в Красную книгу: снежный барс, беркут, степной орел, красный волк, манул.
  12. В каком заповеднике расположены горы причудливых форм?

Литература

  1. В.А. Безруких, М.В.Кирилов.
  2. Физическая география Красноярского края и Республики Хакасии (хрестоматия). Учебное пособие. Красноярское книжное издательство. 1995 г.
  3. “Край, в котором я живу” (Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по краеведению). г. Норильск, 2003 г.
  4. “Край северного сияния”. Фотоальбом г. Дудинка. Типография агентства печати “Новости”. 2000 г.
  5. “Заповедники Таймыра”. Национальные организации ВВФ и ассоциированные организации г. Норильск, 2003 г.
  6. Е.А. Криксунов. “Экология”. М. Издательство “Дрофа”, 2002 г.
  7. А.А. Бapaнов. “Редкие и исчезающие животные Красноярского края” Красноярское книжное издательство, 1998 г.



Комментарии:

Тема урока: "Наркомания"

Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....

04 12 2025 12:48:57

Тема урока: "Соцветия"

Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....

03 12 2025 20:16:14

Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"


    Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"

      Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....

02 12 2025 16:52:54

Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности"

За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....

01 12 2025 3:53:33

Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся


    Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся

      Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....

30 11 2025 22:34:16

Инфекционные болезни и проблемы долголетия


    Инфекционные болезни и проблемы долголетия

      Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей. ...

29 11 2025 8:39:32

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

28 11 2025 14:49:22

Семейства класса двудольные растения

Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....

27 11 2025 3:36:33

Сохранение многообразия видов


    Сохранение многообразия видов

      Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....

26 11 2025 12:52:53

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

25 11 2025 15:18:24

Урок по теме "Класс базидиомицеты. Класс дейтеромицеты, или несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел оомицеты"


    Урок по теме "Класс базидиомицеты. Класс дейтеромицеты, или несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел оомицеты"

      Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....

24 11 2025 15:50:15

Урок по теме: "Члeнистоногие". "Этот удивительный, многогранный мир члeнистоногих". 7-8-й классы

Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....

23 11 2025 10:59:35

Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"


    Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"

      Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....

22 11 2025 10:36:56

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии (на примере темы "Клетка"): "История изучения. Клеточная теория". 10-й класс


    Использование компьютерных презентаций на уроках биологии (на примере темы "Клетка"): "История изучения. Клеточная теория". 10-й класс

      На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....

21 11 2025 0:51:16

Внеклассное мероприятие по биологии "Приключение в Царстве растений"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Приключение в Царстве растений"

      Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами. ...

20 11 2025 14:50:59

Урок в 7-м классе по теме "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождения"


    Урок в 7-м классе по теме "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождения"

      Представлен конспект урока биологии по теме: "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....

19 11 2025 14:38:28

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

18 11 2025 19:54:12

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

17 11 2025 2:13:45

Многообразие органического мира. Классификация организмов


    Многообразие органического мира. Классификация организмов

      Более подробное изложение материала о науке систематике позволяет понять ее значение для эволюции органического мира. Знакомство с биографией К. Линнея раскрывает перед учащимся его жизнь, упорство в поставленной цели и заслуги перед наукой....

16 11 2025 8:42:39

Методическая разработка урока по биологии с использованием приёма методики пpaктического мышления. Тема: "Генетика человека, перспективные направления исследований"


    Методическая разработка урока по биологии с использованием приёма методики пpaктического мышления. Тема: "Генетика человека, перспективные направления исследований"

      Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий хаpaктер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет хаpaктер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику. ...

15 11 2025 10:56:38

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

14 11 2025 9:57:48

Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"


    Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"

      Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость. ...

13 11 2025 21:58:50

Этот удивительный мир дельфинов

Внеклассное мероприятие из цикла "Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....

12 11 2025 6:37:23

Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс


    Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс

      Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....

11 11 2025 19:45:28

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....

10 11 2025 13:11:56

Основные закономерности генетики. 9-й класс

На уроке используются проблемные ситуации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе групповой работы учащиеся распределяют обязанности внутри группы, самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, решают, делают выводы....

09 11 2025 23:55:50

Урок биологии по теме "Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"

Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....

08 11 2025 12:58:57

Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)


    Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)

      Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....

07 11 2025 10:32:23

Проект "Осторожно: плесень!"


    Проект "Осторожно: плесень!"

      Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...

06 11 2025 12:52:27

Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле

На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....

05 11 2025 11:47:44

Внеклассное интегрированное мероприятие на тему "Вредным привычкам — нет!"


    Внеклассное интегрированное мероприятие на тему "Вредным привычкам — нет!"

      Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употрeбления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам. ...

04 11 2025 11:47:43

Путешествие в Китай


    Путешествие в Китай

      Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....

03 11 2025 13:34:28

Игра-презентация "Счастливый случай" по теме "Животные"

Предлагается материал на повторение пройденного материала по зоологии. Игра проходит в виде "Счастливого случая". Каждый класс имеет категории, их всего по баллам 5. Категории усложняются и оцениваются по баллам. Увлекательно играть и узнавать новое....

02 11 2025 12:42:42

Биология. 8-й класс. Урок-смотр знаний по теме "Кровь. Кровеносная система"


    Биология. 8-й класс. Урок-смотр знаний по теме "Кровь. Кровеносная система"

      Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов. ...

01 11 2025 14:44:30

Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)


    Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)

      Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....

31 10 2025 11:13:35

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

30 10 2025 8:23:40

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

29 10 2025 14:20:21

Обобщающий урок по биологии "Органы покрытосеменных растений"

Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по строению цветковых растений....

28 10 2025 21:11:36

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

27 10 2025 10:58:56

Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"


    Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"

      Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....

26 10 2025 18:50:27

Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс


    Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс

      Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....

25 10 2025 8:47:44

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

24 10 2025 9:41:22

Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"


    Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....

23 10 2025 23:15:56

Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....

22 10 2025 3:47:59

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

21 10 2025 5:54:48

Прокариотическая клетка. 9-й класс


    Прокариотическая клетка. 9-й класс

      Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....

20 10 2025 8:38:29

Открытый урок по теме: "Энергетический обмен". 10-й класс


    Открытый урок по теме: "Энергетический обмен". 10-й класс

      На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен". ...

19 10 2025 13:23:25

Методическая разработка урока биологии по теме "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний"


    Методическая разработка урока биологии по теме "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний"

      Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни. ...

18 10 2025 17:45:41

Роль насекомых в природе и их пpaктическое значение

Роль насекомых в природе и их пpaктическое значение В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых...

17 10 2025 6:34:12

Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество. ...

16 10 2025 11:59:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::