"Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


"Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида


    "Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида

Глобальная компьютеризация, как семьи, так и школы (по крайней мере, в крупных городах РФ) и стремительное развитие ИКТ – накрыла своей волной и школы VIII вида. Очевидно, что при всех положительных моментах данного процесса есть и отрицательные. Дети всё свободное время «сидят» в интернете, социальных сетях, играют в компьютерные игры. Подобный образ жизни способствует ухудшению их и так некрепкого здоровья, ведёт к дальнейшей интеллектуальной деградации. Нужно ясно представлять, что дети с интеллектуальной недостаточностью не могут самостоятельно искать и отбирать нужную для учёбы информацию, оценивать её качество, да и просто затрудняются общаться в виртуальном мире. Ведь речь их, как письменная, так и устная, чрезвычайно бедна, интеллектуальные возможности весьма ограничены. В силу умственной отсталости даже современные технологии они часто используют примитивно, на доступном им уровне, при этом лишаясь живого общения. Виртуальный мир не может заменить им (да, вероятно, и не только им) радости реального общения, не способствует их полноценному развитию, адаптации в социуме, то есть социализации.

Сегодня и теоретики и пpaктики, работающие в сфере коррекционного образования, уделяют особое внимание вопросам социализации обучающихся школ VIII вида. Это связано, прежде всего, с усиливающейся конкуренцией в современном обществе.  Вопросы трудоустройства стоят особенно остро. Выпускники школ VIII вида, как правило,  проигрывают в этой конкурентной борьбе. Они не способны к интеллектуальному труду и в этом смысле, некоторые приобретённые ими умения работы на компьютере, не могут быть основой их будущей специальности. Актуальность социализации ещё более возрастает в связи с поступлением в школы VIII вида большого количества обучающихся с умеренной и даже тяжёлой степенями умственной отсталости, детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и множественными нарушениями развития (сложным дефектом). Обучающиеся из этих групп являются инвалидами детства, и говорить об их трудоустройстве в реалиях РФ весьма проблематично. В данном контексте под социализацией понимается, прежде всего, возможность адекватного общения с внешним миром и приобретения навыков самообслуживания, то есть социальной независимости в быту.

Как же помочь учащимся школ VIII вида найти свою нишу, обрести своё место в современном мире? Главной составляющей полноценной жизни является получение востребованной специальности и последующее трудоустройство. Как известно выпускники школ VIII вида, получают так называемое нецензовое свидетельство об окончании школы. Это означает, что выпускники не свободны в выборе учебного заведения для приобретения специальности. Существует ограниченный круг образовательных учреждений, готовых принимать на обучение выпускников школ VIII вида по ограниченному списку специальностей. Из года в год перечень этих специальностей изменяется незначительно. При этом специальность садовника предлагается издавна и является востребованной выпускниками. В рамках начального профессионального образования по профессии \"садовник\" училища готовят рабочих зеленного хозяйства, цветоводов. Данные профессии весьма востребованы, особенно в городских условиях. Немаловажно, что подобные училища принимают на обучение и абитуриентов с инвалидностью. В училищах (центрах реабилитации инвалидов) одновременно с получением специальности осуществляется медицинская и социальная реабилитация обучающихся.

В старших классах школ VIII вида вводится профессионально-трудовое обучение, которое имеет ряд направлений. Среди них сельскохозяйственный труд, цветоводство и декоративное садоводство занимают не последнее место. Данные курсы, можно рассматривать как пропедевтические, если школьник предполагает в дальнейшем получить специальность садовника. Что касается обучающихся, которым по медицинским показаниям не удастся трудоустроиться, то они, получив теоретические знания и пpaктический опыт, смогут использовать их в частной жизни на семейном приусадебном участке или даче.

Что же может поспособствовать обучающимся качественно подготовиться к освоению будущей профессии садовника? Может быть, стоит вспомнить хорошо забытое старое? А именно: школьный сад как универсальное средство развития политехнических знаний, умений и навыков; развития положительной мотивации к учению; школьный сад как неиссякаемый источник радости творчества, общения, успешности. В данной статье обобщённое понятие \"школьный сад\" включает в себя: плодовый сад, декоративный сад, цветник, огород, полевые культуры, коллекционные культуры, различные виды газонов и др. – то есть все то, что выращивается  на специально выделенной пришкольной территории.

Школьный сад интересен не только с обозначенной ранее позиции. Работа на земле для учащихся  с ограниченными интеллектуальными возможностями является реальной альтернативой виртуальному компьютерному миру. Возможности  использования школьного сада пpaктически безграничны. Школьный сад может и должен служить для проведения уроков, экскурсий, пpaктических работ, как в начальной, так и в старшей школе по таким  курсам, как: развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, рисование, природоведение, биология, география. Школьный сад поможет раскрыть экологические взаимосвязи, показать важность охраны природы. В школьном саду можно заготавливать природные материалы для гербариев, поделок, вести фенологические наблюдения. Кроме того, это замечательная база для проведения разнообразных интегрированных уроков.

В качестве примера приводим  план интегрированного урока \"цветоводство и декоративное садоводство +математика \":

Тема урока: «Весенние работы на учебно-опытном участке»

Пpaктическое занятие. (6 класс)

Цель урока: разбивка paбатки.

Задачи урока: закрепить понятие paбатка на основе пpaктической работы, повторить и закрепить знания учащихся о прямоугольнике,  алгоритме построения прямоугольника; упражнять в применении знаний математики на пpaктике.

Оборудование: специально подготовленные колышки, прямоугольный треугольник, трaнcпортир, рулетка, рейки, шнур для построения прямоугольника на местности.

План урока:

Организационный момент

Вводное слово учителя (сообщение цели и задач урока)

Первый вопрос: Какие виды цветников вы знаете?
(Предполагаемый ответ: Цветники бывают разнообразной геометрической формы. Мне известны paбатки, бордюры, отдельные групповые посадки.)
Второй вопрос: Какой цветник называется paбаткой?
(Предполагаемый ответ: Paбатка – цветник в виде узкой полосы вдоль аллеи, дорожки; устраивается многорядной посадкой одного или нескольких видов  растений.)
Третий вопрос: Какую форму имеет paбатка?
Четвёртый  вопрос: Какая геометрическая фигура называется прямоугольником?
Пятый вопрос: Каковы правила построения прямоугольника?
(Предполагаемый ответ: Надо провести произвольную прямую. На произвольной прямой отметить точку (А) – начало основания. От точки отложить длину основания и поставить точку (В). Провести к основанию перпендикуляры в данных точках (А и В). На перпендикулярах отложить длины боковых сторон. Концы боковых сторон (обозначим их буквами С и Д)  соединить отрезком.)
 Шестой вопрос: Как провести перпендикуляр к основанию?
(Предполагаемый ответ: С помощью прямоугольного треугольника или трaнcпортира. Это прямой угол. Он равен 90°.)

Инструктаж учителя

Paбатка в нашем школьном саду будет расположена вдоль пешеходной дорожки (тротуара). Эта дорожка у нас будет произвольной прямой.
Отметим начало paбатки специальным колышком – это наша точка отсчета. От неё мы откладываем с помощью рулетки длину paбатки – 5м. Нулевое деление совмещаем с началом отрезка (колышком), отмеряем длину (5м), правильно натянув рулетку. Отмечаем колышком конечную точку. Натягиваем шнур. С помощью двух реек составляем прямой угол, проводим перпендикуляры от колышков. Отмеряем с помощью рулетки ширину paбатки – 1м, вбиваем колышки, натягиваем шнур через все 4 колышка. Получился прямоугольник. 

Разметка paбатки обучающимися (с опорой на инструктивную карточку).

Подведение итогов

На этой же размеченной paбатке можно провести другие интегрированные уроки в разное время года: весной – высадка рассады однолетних цветов; осенью – высадка луковичных цветов и др.

Сегодня пришкольный сад скорее редкость, чем правило, особенно в больших городах. По этому поводу остаётся только сожалеть и хочется напомнить коллегам, что документально подтверждённая история вопроса насчитывает не одно столетие и уходит корнями в XVII век.

Ещё Ян Амос Коменский создавший в противовес средневековой схоластике новую педагогическую систему, неоднократно указывал на необходимость иметь сады при школах. Об этом же писал и великий французский мыслитель Жан Жак Руссо. Английский философ Ф. Бекон писал, что сад доставляет человеку самое возвышенное удовольствие; это самая большая отрада для человеческой души. Думается это утверждение особо актуально для обучающихся  с интеллектуальными проблемами эмоционально-волевая сфера которых недостаточно развита, мыслительные процессы примитивны. О важности  иметь при школе сад многократно писали и российские учёные, просветители, учителя. Так учитель С.А. Бобровский в середине XVIII века предлагал проводить  часть уроков в школьном саду. С.А. Бобровский утверждал, что \"растения придают земле прелесть и составляют ее истинное украшение. Под могучим влиянием растительности складывается хаpaктер не только отдельных лиц, но и целых народов\". Наш соотечественник А.Я.Герд посадил в своё время сад в колонии малолетних преступников и успешно использовал его в образовательных и воспитательных целях.

Сегодня мало кому известно имя ботаника В.И. Беляева. Он был не только выдающимся учёным, но и активно вёл просветительскую работу. После окончания  естественного отделения физико-математического факультета Московского университета в 1885 году он был приглашён для работы  в Варшавский университет (центральная и восточная части Польши тогда входили в состав Российской империи, как и Белоруссия, и большая часть Украины). Здесь, в числе прочего, он заведует Помологическим садом. При Помологическом саде им создаётся  специальная школа садоводства и целая сеть садов при народных училищах (в основном в западных районах Белоруссии и Украины). В пришкольных садах Владимир Иванович Беляев видит мощное и уникальное  средство обучения детей, их духовно-нравственного воспитания, приобщения к природе, к полезному физическому труду. Всех талантливых, а порой и гениальных учёных и пpaктиков, говоривших, писавших и создававших пришкольные сады, указывающих на  их особенное, чрезвычайно  важное место в системе  обучения и воспитания подрастающего поколения и не перечислить. Вспомним лишь некоторых: учителя  Раевского Н. Н., создавшего уникальный школьный сад при реальной гимназии; Н. П. Животовского, организовавшего  школьный сад при Белевском реальном училище; К.А. Энгельгардта, И.И. Мещерского, говоривших в своих выступлениях о важности распространения знаний по садоводству и огородничеству в школах. В СССР вопросам организации школьных садов и учебно-опытных участков отвадилась значительная роль. Так, в  постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР \"Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно-полезного, производительного труда\" (от 12 апреля 1984 г. N 314с изм. и доп., внесенными Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР от 26.10.1987 N 1202; от 11.07.1988 N 842)  уделялось большое внимание развитию материальной базы для трудовой подготовки школьников, в том числе и организации школьных садов и учебно-опытных участков.

На рубеже 80-х и 90-х годов XX века пришкольные сады не сумели выжить в новых экономических условиях и стали активно исчезать, а те, что выжили, часто находятся в плачевном состоянии. Жаль, что исчезает такое замечательное средство обучения,  воспитания, получения политехнических знаний подрастающего поколения.

Пришкольные сады особенно полезны для социализации и реабилитации учащихся школ VIII вида. Хорошо спланированная, методически продуманная учебно-трудовая деятельность в школьном саду способствует развитию у школьников с умственной отсталостью наблюдательности, стимулирует умение применять знания в нестандартных ситуациях. Наблюдения за явлениями живой и неживой природы, посильная трудовая деятельность позволяет учащимся осуществлять элементарный анализ наблюдаемых фактов и явлений. Овладение навыками простейшего анализа может служить основой для формирования способности к обобщениям, то есть к элементарному синтезу. Систематическая целенаправленная коррекционная работа в данном направлении на базе занятий в школьном саду, несомненно, будет способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи, то есть элементов логического мышления.

Даже в условиях большого города на участке небольшого размера можно при желании создать полноценный школьный сад. Мы видели такие сады, они до сих пор ещё встречаются. В них выращивают разнообразные цветочно-декоративные растения: однолетники, двулетники, многолетники. Есть и травянистые растения, и кустарники, и деревья. Видовой состав подобран так, что с ранней весны до поздней осени сад украшен цветущими растениями (сад непрерывного цветения). Есть и растения, которые упоминаются в программе курса биологии, служащие прекрасным наглядным материалом для проведения пpaктических занятий. Есть всё необходимое для проведения опытов и наблюдений за растениями, и даже находится место для небольшой теплицы.

В постиндустриальном обществе, особенно в городских условиях, связь человека с живой природой существенно утрачена. Никакие, даже самые замечательные, фильмы о живой природе и компьютерные виртуальные объекты, не заменят живого общения с ней в настоящем саду. Формирующейся личности, а особенно, имеющей отклонения в интеллектуальном развитии, трудно развить душевные человеческие качества без общения с реальной живой природой. Пришкольный сад, хотя бы отчасти, поможет   не только  в обучении, но и в развитии основных психических функций, социализации детей с ОВЗ, обучающихся в школах VIII вида. Хочется верить, что пришкольный сад возродится и будет существовать при каждой школе VIII вида.



Комментарии:

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

08 12 2025 8:32:12

Многообразие земноводных, их значение и охрана

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....

07 12 2025 11:18:25

Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"


    Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"

      Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

06 12 2025 4:36:40

Лишайники. 6-й класс

В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....

05 12 2025 0:10:45

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

04 12 2025 10:53:46

Археи - домен живых организмов. 7-й класс


    Археи - домен живых организмов. 7-й класс

      Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....

03 12 2025 12:41:42

Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"


    Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"

      Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....

02 12 2025 0:57:28

Взаимоотношения между организмами. Общая биология. 11-й класс

Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....

01 12 2025 0:37:19

Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"


    Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"

      Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....

30 11 2025 13:58:39

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

29 11 2025 3:11:18

Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)


    Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)

      Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога». ...

28 11 2025 18:28:19

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

27 11 2025 15:43:26

Дистанционные формы обучения в преподавании биологии


    Дистанционные формы обучения в преподавании биологии

      Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....

26 11 2025 13:19:37

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

25 11 2025 1:58:33

Загадочные соседи - лишайники


    Загадочные соседи - лишайники

      Тема «Лишайники» – одна из самых сложных, но и самых любимых учителями биологии и учащимися тем. Предлагаю вам свое видение этой темы. Учащиеся знакомятся с положением лишайников в системе живой природы, их строением и процессами жизнедеятельности, многообразием и значением. ...

24 11 2025 17:55:42

«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»


    «Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»

      Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....

23 11 2025 0:53:36

Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"


    Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"

      Факультативный курс "Жизнь растений леса". В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразию, их взаимосвязи в природе, значению, влиянию деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края. ...

22 11 2025 14:57:59

Открытый урок по биологии с использованием ИКТ "История и методы изучения клетки. Клеточная теория" (9-й класс)

Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....

21 11 2025 23:28:56

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы. ...

20 11 2025 0:47:44

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

19 11 2025 3:13:58

Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"


    Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"

      Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...

18 11 2025 6:10:23

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....

17 11 2025 11:46:15

Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"


    Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"

      Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его. А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования! ...

16 11 2025 20:31:35

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

15 11 2025 21:59:20

Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"


    Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"

      Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....

14 11 2025 10:13:56

Клещи — переносчики возбудителей болезней


    Клещи — переносчики возбудителей болезней

      В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....

13 11 2025 1:46:40

Тема урока "Возникновение жизни на Земле"


    Тема урока "Возникновение жизни на Земле"

      Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....

12 11 2025 5:52:25

Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий


    Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий

      Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....

11 11 2025 23:12:50

Саморазвитие экосистемы

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....

10 11 2025 11:29:56

Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс


    Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс

      Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....

09 11 2025 7:42:20

Зачетный урок "Размножение и развитие человека"

Представлены вопросы к зачетному уроку по теме "Размножение человека"....

08 11 2025 6:13:31

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

07 11 2025 2:30:49

Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"


    Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"

      Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....

06 11 2025 17:44:47

План-конспект занятия по элективному курсу "Биология животных" на тему: "Сравнительная хаpaктеристика растительной и животной клетки". 10-й класс

На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...

05 11 2025 7:34:36

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

04 11 2025 16:23:57

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

03 11 2025 16:20:59

Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"


    Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"

      Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....

02 11 2025 16:47:51

Грибы: их многообразие и значение. 5-й класс

Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....

01 11 2025 13:40:25

Урок-семинар по теме "Иммунитет"


    Урок-семинар по теме "Иммунитет"

      Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

31 10 2025 14:29:31

Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)


    Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)

      Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза. ...

30 10 2025 7:35:33

Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"


    Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...

29 10 2025 10:21:52

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

28 10 2025 15:42:40

Класс Коралловые полипы. Хаpaктеристика, питание и строение

Класс Коралловые полипы. Хаpaктеристика, питание и строение Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....

27 10 2025 6:25:45

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

26 10 2025 18:38:32

Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"


    Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"

      Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты". ...

25 10 2025 4:44:26

Разработка урока "Основные закономерности наследования признаков. Генетика человека"


    Разработка урока "Основные закономерности наследования признаков. Генетика человека"

      На основании ранее полученных знаний о законах наследования систематизируются и обобщаются знания законов наследования признаков человека, формируются взаимосвязь между генетическими и цитологическими знаниями. Закрепляется алгоритм решения задач по генетике. Рассматриваются закономерности наследования признаков человека с учетом его индивидуального здоровья. ...

24 10 2025 18:41:26

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

23 10 2025 11:13:14

Использование файнвордов на уроках биологии


    Использование файнвордов на уроках биологии

      Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию. ...

22 10 2025 7:21:28

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

21 10 2025 10:20:46

Генетика и здоровье человека. 10-й класс


    Генетика и здоровье человека. 10-й класс

      В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....

20 10 2025 12:24:39

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::