"Строение органа слуха. Гигиена зрения и слуха"
Сегодня наша страна переживает новый этап развития, связанный с реформами, которые требуют от общества принятия взвешенных решений о ценностях, которые в ближайшем будущем будут развиваться в обществе в ближайшей перспективе. Реализацией этих реформ будут заниматься бесспopно, конкурентоспособные специалисты. Подготовка будущих специалистов – это сложны процесс, который предусматривает включение подоростающего поколения в жизнь общества, в общественно – производственную деятельность. Эту цель сегодня реализуют все образовательные институты общества , включая и общеобразовательные учреждения.
Исходя из этого, каждое образовательное учреждение, с целью более полного удовлетворения образовательных потребностей населения, вынуждено самостоятельно и дифференцировано определять качество предполагаемых образовательных услуг, оперативно реагировать на все изменения в обществе и вносить необходимые коррективы в программу действий, планировать конкретные пути их реализации и добиваться необходимого качества своей продукции – это формирование конкурентоспособной личности. С этой же целью, сегодня каждый учитель-предметник должен работать над повышением своей профессиональной компетенции, что бы быть конкурентоспособным специалистом. Перед ним стоят сегодня принципиально новые задачи, но и открылись новые творческие возможности, это и создание новых моделей учебных планов, программ, проведение многообразных экспериментов, поиск новых педагогических технологий, соответствующих стандартам образования, при этом не вызывающих перегрузку учащихся.
Предмет «Биология» в школе относится к типу дисциплин, ведущим компонентом содержания которого являются способы деятельности учащихся, формирование умений. В курс «Биология», включены предметы моторного действия, которые не исключают их осознанность, понимание законов и правил, лежащих в их основу. Таким образом, ведущим компонентом данного предмета, выступают научные знания, формирующие научное мировоззрение. Поэтому при изучении данного предмета, учителем решаются в первую очередь следующие задачи:
- обеспечение усвоения систематических понятий;
- организация систематической работы по формированию блоков знаний, что бы они приобретали объемный хаpaктер;
- главным средством усвоения должна быть речемыслительная деятельность;
- формирование умений.
Какие же умения формируются в процессе изучения предмета «Биология»?:
- воспроизводство теоретических, положительных умений составления рассказа по структурной схеме;
- умение перестраивать рассказ, в зависимости от целей изложения;
- умение соотносить теоретические положения со структурной научной теорией;
- умения применения теоретических знаний при решении стандартных и нестандартных задач;
- обеспечение хранения в памяти учащихся фактически изученного материала, а так же обобщения его;
- отслеживание (мониторинг «качества знаний учащихся», на основе применения диагностических карт), других методов контроля, с учетом уровня усвоения изученных знаний.
В пpaктике отечественной средней школы
накоплен достаточный опыт изучения
теоретического материала, но выработка навыков
решения различных биологических задач,
постановки физиологических экспериментов,
выполнение лабораторных работ не представляется
возможным, из-за плохой оснащенности
методическим материалам кабинетов биологии.
Поэтому, для выхода из сложившейся ситуации,
встает необходимость организации сложных
пpaктических работ, которые не требуют
особенного оснащения и сложных приборов. Это
хорошо удается при изучении Анатомии, в курсе
биологии в средней школе. Получаемые при этом
знания по физиологии и анатомии, позволяют не
только расширить кругозор и эрудицию,
подготовить к поступлению в высшие учебные
заведения, но и осознанно изучить и понимать
жизненные функции собственного организма,
позволяют сформировать постановку
физиологических экспериментов и решения задач
по физиологии и анатомии.
При использовании тех или иных приемов работы,
каждый учитель – предметник, должен четко
представлять себе, чего хочет добиться в
процессе учебной деятельности
Если учителя волнует, сколько обучающихся
посещает общеобразовательное учреждение, то
он получает только продукты.
Если учитель озабочен методами преподавания и
административной пpaктикой, то его волнует сам
процесс.
Если учитель озабочен содержанием
образовательных программ и уровнем
финансирования, то получает только ресурсы.
Если учитель ориентирован на дальнейший успех
тех, кто прошел через его систему обучения, то
получает определенный итог.
Если учитель ориентирован на достижения
учащихся, на формирование системы ценностей
выпускников, то получает только результат.
Тема: «Строение органа слуха, гигиена зрения и слуха».
Цели и задачи урока:
- сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата;
- дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата.
- расширить кругозор учащихся;
- прививать интерес к предмету;
- формировать навыки здорового образа жизни.
Оборудование: модель уха, таблица «Слуховой анализатор», фрагмент учебного фильма «Орган слуха», «Профилактика дальнозоркости и близорукости», видеомагнитофон, раздаточный материал, инструктивные карточки, мультимедийные сопровождение.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Учитель: Ребята, вспомним из какой сказки это выражение?
– Бабушка, зачем тебе такие большие глаза?
– Это что бы лучше тебя видеть.
– Бабушка, а зачем тебе такие большие уши?
– Это, чтобы тебя хорошо слышать, дитя мое.
Ответ: Да, это сказка «Красная шапочка», Шарля Перро.
Учитель: В чем то, волк был близок к истине. Ответив: чтобы тебя лучше слышать! Действительно, благодаря своей воронковидной форме, ушные paковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны. А теперь, повторим пройденный материал.
3. Фронтальная работа в группах.
- Значение слухового аппарата?
- Строение наружного уха.
- Строение среднего уха.
- Строение внутреннего уха.
4. Изучение нового материала
Учитель: Сейчас, мы выполним задание – тест, проверим свои знания по строению органа слуха, но перед этим , просмотрим небольшой фрагмент из фильма «Орган слуха» (Просмотр фрагмента)
Учитель: Сейчас посмотрите на таблицу и назовите основные части слухового анализатора.
Слайд 1 Выполнение тестового задания.
Учитель: Сегодня, мы познакомимся с
нарушениями слуха, узнаем, чем вызваны эти
нарушения, какие меры профилактики необходимо
соблюдать, чтобы избежать нарушений работы
зрительного и слухового анализатора.
А теперь информация для размышления: кого на Руси
называли «копушей»? (Обмен мнениями)
Учитель: Так принято было называть медлительного человека, ленивого тугодума. Какое же это имеет отношение к уху? Как оказалось самое непосредственное значение? Заглянем в историю.
Сообщение о копушах: Часто при раскопках археологов , находили странные палочки, это капушечки. В Древнем Новгороде, каждый уважающий себя человек, помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слухового прохода. Обычно их называли «копоушечками», изготавливались из дерева. Ну, а человек, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все свои остальные дела, называли копушей. В дальнейшем этим словом стали в насмешку называть всех тех, кто уделяет непомерно много внимания второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному.
Учитель: Для чего же было необходимо
чистить уши? Откуда берется в слуховом проходе
сера? Что это такое?
В старину в русском языке слово «сера», означала
грязь отсюда пошло слово «серый», что означает
грязный, серить, значит пачкать. Засохший секрет
в слуховых проходах, называли «ушной грязью». А
откуда она берется?
Сообщения учащихся. Серные железы, выpaбатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустивающий и приобретающий все более темный оттенок, являются трaнcформированными сальными железами кожи. Очищение происходит, вследствие того, что эпителий слухового прохода растет от центра баpaбанной перепонки кнаружи. И во время своего роста выносит застывшие микроскопические кусочки серы с попавшими в нее пылинками за пределы слухового прохода.
Учитель: Итак, необходимо ли постоянно
чистить слуховые проходы? Современная медицина
отвечает, что не. Достаточно периодически
промывать мылом слуховые проходы. Но сегодня
можно встреть любителей чистить ее спичками и
даже шариковыми стержнями – это порой приводит к
травмированию кожи и попаданию туда инфекции, а
как следствие – развитие воспаления.
Вспомним великого Шекспира и его произведение»
Гамлет»: когда призpaк отца Гамлета,
рассказывает о совершенном злодеянии (звучит
отрывок произведения).
..Когда я спал в саду
В сове послеобеденное время.
В мой уголок прокрался дядя твой
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой,
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает словно ртуть,
Все внутренние переходы тела.
Створаживает кровь как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной. Сплошной лишай
Покрыл мгновенно пакостный, и гной –
коростой, как у Лазаря, кругом
Всю кожу мне.
Итак, рукою брата я во сне
Лишен короны, жизни, королевы…
Учитель: Прав или не прав был Вильям
Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца
Гамлета?
Может ли быть так в действительности?
Для ответа на этот вопрос, вспомним строение
ушного анализатора.
Назовите основные части слухового анализатора?
- Ухо состоит из наружного и внутреннего ух. К наружному уху относится paковина и слуховой проход.
- Среднее ухо представляет собой замкнутую полость. Объемом 1 см3, расположенное в толще височной кости. От слухового прохода, ее отделяет баpaбанная перепонка.
- Баpaбанная перепонка, представляет собой гибкое, эластичное образование, звуковые волны, вызывая колебания, этой туго натянутой перепонки.
Учитель: Может ли баpaбанная перепонка такой толщины пропустить яд? Ведь большинство ядов может всасываться через слизистую оболочку. Поэтому мы делаем вывод, что описанный метод отравления не мог иметь место.
Учитель: А теперь , мы с вами рассмотрим вопрос , что же влияет на работки органа зрения и слуха. Какие нарушения могут ждать нас, с вами в течение жизни?
5. Просмотр фрагмента видеофильмов «Профилактика дальнозоркости и близорукости», «Нарушения слуха»
Учитель: Давайте, сформируем правила гигиена зрения и слуха, но перед этим, дайте ответ на следующие вопросы:
1. Когда сильнее утомляются глаза: при
рассматривании мелких предметов, расположенных
близко к глазам или удаленные, крупные?
2. Почему важно иметь хорошо освещенное рабочее
место?
3. Как должен падать свет на рассматриваемые
предметы?
4. На каком расстоянии необходимо смотреть
телевизор?
5. Почему при ярком свете, необходимо
пользоваться темными очками?
6. Учитель проводит гимнастику глаз
Упражнения для глаз
После чтения, письма снимут утомление
следующие упражнения (повторяют 6-8 раз)
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с;
– открыть на 3-5 с.
– закрыть глаза;
2. Легко массировать веки пальцами круговыми
движениями в течение одной минуты.
3. Закрыть глаза, тремя пальцами каждой руки легко
нажать на верхнее веко на 1-2 с.
4. Если устали глаза: сделайте глубокий вдох,
задержите дыхание, наклонитесь так, чтобы голова
оказалась ниже сердца. Оставайтесь в таком
положении.
5. Чтобы глаза не уставали, делайте следующее:
– при чтении или при письме периодически
смотрите вдаль, посидите немного с закрытыми
глазами, расслабьте глаза и несколько раз быстро
поморгайте.
7. Как смотреть телевизор
Определите расстояние до экрана телевизора: размер экрана по диагонали следует умножить на 7. В комнате должно быть освещение, которое не слепит глаза и не попадает прямо на экран.
Учитель: Что же может нанести вред нашему слуховому анализатору?
8. Сообщение
Конечно, звук – это колебательные
движения частиц упругой среды,
распространяющейся в виде волн. Звук
хаpaктеризуется частотой колебаний. Физическое
понятие «звук» включает колебания с частотой
от долей до миллиардов герц. В биологическом
отношении звук представляет собой
специфический раздражитель слухового
анализатора человека, воспринимающий колебания
в диапазоне от 16 гц до 20 кгц.
Звуковые сигналы как раздражитель слухового
анализатора могут быть разделены на два основных
вида: тоны и шумы. Под тонами понимают звуковые
колебания постоянной или строго меняющейся
во времени частоты. Шум же представляет
собой хаотическое сочетание различных
сложных тонов. Источником шума является собой
процесс, вызывающий механические колебания в
твердых, жидких, газообразных средах.
Шум способен оказать нeблагоприятное
воздействие на организм и является одним из
наиболее распротраненных вредных физических
факторов окружающей среды, приобретающее важное
социально-гигиеническое значение в связи с
урбанизацией, механизацией, автоматизацией,
развитием трaнcпорта. Длительное воздействие
шума на организм приводит к развитию утомления,
раздражительности, к расстройству сна,
ослаблению памяти, к тугоухости и даже потери
слуха. Крайне не желательны для человека и
механические колебания – вибрации. Они
оказывают нeблагоприятные физиологические и
психологические воздействия.
9. Учитель: Но особенно важно проверить остроту слуха с помощью речи.
Измерение остроты слуха – это
определение чувствительности слухового органа к
звукам различной высоты. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ В ИЗМЕРЕНИИ ПОРОГОВ
СЛЫШИМОСТИ ЗВУКОВ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ, ТО ЕСТЬ
НАИМЕНЬШЕЙ СИЛЫ ЗВУКА, ПРИ КОТОРОЙ ОН
СТАНОВИТСЯ СЛЫШНЫМ.
Наиболее простой и доступный метод –
исследование слуха речью. Его достоинством
является возможность провести исследования без
специальных приборов и оборудования: кроме того,
этот метод соответствует основной роли слуховой
функции у человека – служит средством речевого
общения.
Давайте проведем небольшое исследование:
Приглашаются двое учащихся: один в роли экспериментатора, другой испытуемый.
Задание экспериментатору.
1. Отойдите от испытуемого на расстоянии 5 м.
2. Шепотом произнесите слова, которые имеют
низкую частотную хаpaктеристику: это слова в
состав которых входят гласные у, о,
согласные м,н,р,в .Например, ворон, двор,
номер, Муром, куры.
3. Затем отойдите от испытуемого на большее
расстояние – 7-10 м.
4. Шепотом произнесите слова, которые имеют
высокую частотную хаpaктеристику: часы, щи,
чашка, заяц, шерсть, шесть, семь.
Если испытуемый хорошо слышит правым и левым
ухом и сумел повторить все слова, то работу можно
прекратить. Если нет, то испытуемого необходимо
посадить на близкое расстояние
5. Произнесите слова со средней или так
называемой разговорной грамотностью.
6. В тех случаях, когда и такая громкость
различается плохо, используйте речь усиленной
громкостью.
7. Сделайте вывод об остроте слуха испытуемого.
Задание испытуемому
- 1. Сядьте на стул, повернувшись к экспериментатору одним ухом. Закройте одно ухо обоими ладонями.
- 2. Повторите за экспериментатором произносимые им слова.
- 3. Если плохо слышите или не разбираете слова, то скажите об этом экспериментатору.
Учитель:
А теперь, мы с вами научимся использовать
нетрадиционные методы сохранения здоровья,
бодрости нашего организме с помощью ушной
paковины. Но перед этим давайте еще раз взглянем
на нее, и запомним основные биологически
активные точки.
Ее свободный край загибается в виде желобка и
образует завиток (2), который проходит по верхнему
краю, опускается вниз и переходит в ножку завитка
(3), делящую центр ушной paковины на две неравные
части: верхнюю (меньшую) чащу (9) и нижнюю (большую)
полость (10). Вдоль края завитка тянется в виде
желобка ладьевидная ямка (4), которую спереди
ограничивает валик противозавитка (5). Валик
начинается от противокoзeлка (13), идет
дугообразно, вперед и делится на две ножки –
верхнюю (6) и нижнюю (7), между которыми имеется
трехсторонняя ямка (8). Между кoзeлком (12) и
противокoзeлком (13), находится наружный слуховой
проход (11).
Как же мы используем этот природный дар?
10. Массаж ушной paковины
Начните с поглаживания сверху вниз, затем переходите к разминанию, захватывая подушечками пальцев, до тех пор, пока кожа слегка не покраснеет и вы, не ощутите теплоту. Затем переходите к массажу рефлекторных зон.
- Мочка уха поможет при зубной боли, близорукости, бессоннице. Раздражительности.
- Массаж наружного слухового прохода показан при снижении слуха, шуме в ушах.
- При болях в кисти, плече, лопатки, необходимо сделать массаж ладьевидной зоны.
- Массаж ножки завитка показан при расстройствах пищеварения, заболеваниях кожи, крови.
- Точечный массаж ушной paковины можно провести самостоятельно или сочетая его с общим массажом. Ушную paковину можно использовать для получения информации о состоянии любого органа. Так как на ней выявлено свыше 100 биологически активных точек, а на мочке находятся только 11 точек.
Будьте всегда здоровы! (Раздача памяток)
11. Закрепление материала
Учитель: сформируем правила для соблюдение гигиенических правил для сохранение зрения и слуха . (задание на дом)
Гигиена зрения | Гигиена слуха |
|
|
12. Итоги урока, выставление оценок.
13. Домашняя работа
Стр. 81-85 Учебник Сонина «Анатомия человека», Рублика «Проверь свои знания», вопросы, закончить заполнение таблицы.
Комментарии:
Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....
31 08 2025 23:41:20
2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....
30 08 2025 15:44:26
Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....
29 08 2025 17:18:19
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
28 08 2025 15:58:29
Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....
27 08 2025 6:58:17
Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....
26 08 2025 0:29:32
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
25 08 2025 15:28:18
Урок с моментами игрового и проблемного обучения. Обучение проходит в группах по 4 человека. На уроке используется много разных заданий: письма-шифровки, сделать пластилиновую модель цветка, черный ящик. На уроке много стихотворений, загадок, легенд. Урок сопровождается презентацией....
24 08 2025 22:38:55
Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся.
...
23 08 2025 18:20:44
Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....
22 08 2025 23:30:18
Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....
21 08 2025 19:23:25
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
20 08 2025 1:45:35
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
19 08 2025 0:56:22
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
18 08 2025 23:50:59
В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....
17 08 2025 10:28:25
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....
16 08 2025 11:39:49
Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....
15 08 2025 13:52:33
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
14 08 2025 6:49:56
Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....
13 08 2025 16:13:29
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
12 08 2025 21:20:38

Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....
11 08 2025 13:30:51
Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности.
Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся.
...
10 08 2025 3:58:10
Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...
09 08 2025 13:55:31
Пробка и корка у растений Cегодня мы продолжаем,прерванный на время, разговор о покровных тканях. ПРОБКА — это вторичная покровная ткань,Она начинает созревать в конце вегатационного периода …...
08 08 2025 9:27:50

Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....
07 08 2025 2:10:16

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
06 08 2025 13:35:12
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
05 08 2025 12:25:36
В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....
04 08 2025 2:48:43
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
03 08 2025 7:24:38
На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен".
...
02 08 2025 9:15:19
Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....
01 08 2025 2:27:15
Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся.
...
31 07 2025 14:27:59
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
30 07 2025 6:34:38

Разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и хаpaктерными биологическими особенностями насекомых – вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в пpaктической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных....
29 07 2025 22:59:59
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
28 07 2025 15:37:59
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
27 07 2025 19:27:50
Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....
26 07 2025 11:37:43
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
25 07 2025 20:20:13
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
24 07 2025 4:56:18
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
23 07 2025 14:48:44
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
22 07 2025 23:54:45
Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....
21 07 2025 12:44:49
Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....
20 07 2025 6:28:34
Величайшим богатством человека является его здоровье.
Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье.
Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....
19 07 2025 13:41:26
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
18 07 2025 22:32:53
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга.
...
17 07 2025 14:59:26
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
16 07 2025 11:55:39
Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....
15 07 2025 6:13:18
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
14 07 2025 15:10:46
Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа.
...
13 07 2025 8:50:16
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::