Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"


    Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"

Немного истории...  В 1937 году всемирно известному мультипликатору Уолту Диснею пришла в голову уникальная идея – создать мультфильм взяв за основу шедевры мировой музыки. Совместно с дирижером Филадельфийского оркестра Леопольдом Стоковским был произведен выбор музыкальных произведений и мультипликационного материала. В создании этого анимационно-музыкального шедевра приняли участие 85 музыкантов, более тысячи художников и технических работников студии Диснея. Очень сложная задача стояла перед создателями, в процессе подготовки художники прослушивали музыкальные произведения, посещали музеи и выставки, смотрели выступления танцоров, наблюдали за космическими телами. Это первая и весьма удачная попытка \"изобразить\" музыку, теперь музыка не сопровождает мультфильм, а руководит им. Мультфильм представляет собой концерт симфонического оркестра. Он состоит из 7 музыкальных произведений, на каждое из которых представлена своя мультипликационная фантазия.

Так появился один из лучших мультфильмов Уолта Диснея, с лаконичным названием \"Фантазия\", который В 1942 году получил две премии Оскар. Первая присуждена Уолту Диснею  «За исключительный вклад в продвижение звука в кинематографе», а вторая Леопольду Стоковскому и его коллективу «За уникальную роль в создании новой формы наглядной музыки в произведении Уолта Диснея «Фантазия» и расширении значения кинематографа как средства развлечения и искусства».

Но меня, как учителя биологии, в первую очередь заинтересовала \"фантазия\" на музыку Игоря Стравинского \"Весна Священная\". В этой части мультфильма показано возникновение нашей планеты, зарождение жизни, процесс эволюции живых организмов. Именно этот фрагмент я решила выбрать для своего творческого, интегрированного урока природоведения в 5 классе, совмещенного с музыкой и изобразительным искусством. Ребята младшего школьного возраста любят нестандартные уроки, когда научные знания комбинируются с творческими заданиями, которые позволяют несколько расслабится, раскрыть свои внутренние возможности. Подобные занятия снижают эмоциональную нагрузку, переключают внимание, успокаивают и завлекают учащихся в совместный творческий процесс.

Мой урок, проводится после изучения темы \"Развитие жизни на Земле\" в 5 классе в курсе \"Природоведения\",в дальнейшем планируется использование данного занятия при переходе на ФГОС в 5 классе в курсе \"Биология\" и \"География\". Урок представляет собой обобщение и закрепление пройденного материала.

Технологическая карта интегрированного урока \"Развитие жизни на Земле\"

Цель Создание условий для обобщения и систематизации информации через использование технологии критического мышления и проблемного обучения.
Планируемый результат Предметные УД УУД
 
  • Знать основные этапы развития жизни на Земле.
  • Описывать явления и события в истории формирования и развития планеты.
  • Устанавливать взаимосвязь между событиями и последствиями в истории планеты.
  • Умение применять полученные знания на пpaктике, через критическое восприятие материала (мультфильма)
  • Осознавать значимость биологических знаний
Личностные:
  • Развитие мотивов учебной деятельности, через осознание личностного значения учения.
  • Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в поставленной  учебной ситуации.

Регулятивные: 

  • Умение планировать и регулировать свою деятельность.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
  • Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: 

  • Умение размышлять строить логические рассуждения и делать выводы
  • Умение фиксировать результаты своей работы.

Коммуникативные: 

  • Готовность отстаивать свою точку зрения выступлении, выдвигать предположения, доказательства.
  • Использовать информационные ресурсы для поиска решения поставленной задачи.
  • Формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной пpaктике.
Основные понятия Планета Земля, протопланета Тейя, Луна, космос, эры, периоды, мировой океан, первичные организмы, выход на сушу, растения псилофиты, первые животные на суше (члeнистоногие), предки, гигантские рептилии – динозавры, млекопитающие, метеорит.

Организация прострaнcтва

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

География
Биология
История
Музыка
Изобразительное искусство
Фронтальная
Индивидуальная
Компьютер + проектор
Фрагмент мультфильма У.Диснея \"Фантазия\" (Доисторическая жизнь)
Музыка И. Стравинского \"Весна Священная\"
Портреты У. Диснея, Л. Стоковского, И.Стравинского
Альбомные листы
Цветные карандаши
Тетради и ручки
 

Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Действия

Формируемые УУД

Действия

Формируемые УУД

Действия

Формируемые УУД

1. Этап: организационный (1 минута)
Создает рабочую атмосферу         Готовятся к уроку Контролируют и регулируют свою деятельность
2. Этап: вводный (5 минут)
Рассказывает ребятам историю создания мультфильм, ставит перед ними учебную задачу Слушают рассказ учителя Воспринимают смысл рассказа
Актуализация собственного опыта
    Слушают поставленную задачу Анализируют смысл учебной задачи, планируют свои действия, готовятся к выполнению
3. Этап: Творческий (10 минут)
Проверяет готовность к выполнению задания
Включает музыку И. Стравинского \"Весна Священная\" 10 минутный фрагмент
Слушают  музыку
Зарисовывают свои представления, идеи, ассоциации
Анализируют хаpaктер музыкального произведения, стараются применить имеющиеся биологические знания, для решения поставленной проблемы     Выполняют задание Планируют действия, контролируют свое время.
4. Этап: Обсуждение результатов (10 минут)
Организует обсуждение результатов Представляют свои полученные результаты Излагают свои знания в области биологии и истории развития жизни на Земле, объясняют свои идеи Слушают результаты
Высказывают свои мысли
Указывают на ошибки других учеников, если такие есть
Внимательность к рассказу одноклассников,
Отстаивание своей токи зрения
Критическое мышление
Контролируют правильность высказываний Оценивание полученных результатов
Формирование своего отношения к ситуации
5. Этап: Научная критика (10 минут)
Включает фрагмент мультфильма \"Фантазия\" – \"Доисторическая жизнь\". После просмотра организует дискуссию Опираясь на свои знания находят ошибки и неточности мультфильма Анализ полученной информации
Применение знаний для решения поставленной учебной ситуации
Слушают ответы и замечания других учащихся, высказывают свое мнение. Участвуют в дискуссии. Умение слушать, вести диалог.
Уважение чужого мнения.
Умение высказать собственное мнение
Умение отстоять свою точку зрения.
Контролируют правильность высказываний Анализируют полученные результаты, в соответствии с ними координируют собственные ответы
6. Этап: Заключительный (7 минут)
Организует обсуждение результатов, рефлексию Участвуют в обсуждении Делают выводы, о важности биологических знаний в различных сфера, в данном случаи в анимационном искусстве Выражают свое мнение по поводу проделанной работы Рефлексируют Оценивают свои действия и полученные результаты Проводят итоговый контроль
7. Этап: Домашнее задание (3 минуты)
Задает и комментирует дифференцированное домашнее задание Воспринимают информацию Анализируют     Анализ и планирование домашнего задания Понимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Занятие включает в себя 7 этапов: организационная часть, вводная часть, творческая часть, обсуждение результатов, научная критика, заключение и домашнее задание.

Организационная часть

При подготовке к занятию, я заранее сообщаю ребятам, что им необходимо принести на урок альбом, цветные карандаши или фломастеры.

Вводная часть

Оформление: на доске висят портреты Уолта Диснея, Леопольда Стоковского, И.Ф. Стравинского.
\"Однажды, знаменитый мультипликатор, Уолт Дисней, решил создать необычный мультфильм. Художники-аниматоры слушали шедевры мировой музыки: Чайковского, Мусоргского, Бетховена, Шуберта, и зарисовывали образы, которые приходили им в голову. А затем все эти фантазии объединили в один уникальный мультфильм и назвали \"Фантазия\". Знаменитое музыкальное произведение русского композитора  Игоря Федоровича Стравинского, \"Весна священная\", вдохновило художников на создание одной из частей мультфильма. На эту музыку художники нарисовали какой-то процесс, связанный с природой, жизнью, нашей планетой. Сегодня я предлагаю вам, стать художниками-аниматорами. Давайте послушаем эту удивительную музыку, и зарисуем все мысли, образы и идеи которые навевает на вас \"Весна священная\". А потом обсудим что у вас получилось и посмотрим совпали ли ваши фантазии с идеями художников студии Дисней\".

Творческая часть

Ребятам включается произведение И.Ф. Стравинского. Слушая музыку, ребята зарисовывают свои ассоциации, стараются передать чувства и мысли. Размышляют, иногда пытаются угадать что же рисовали на самом деле аниматоры. Некоторые ребята записывают свои рассуждения на бумаге.

Обсуждение результатов

Сначала ребята по очереди показывают свои получившиеся картины, рассказывают свои мысли, выдвигают идеи и предположения. Затем я рассказываю им о чем данный отрывок мультфильма: \"На самом деле художники изобразили в этом мультфильме процесс зарождения нашей планеты и развитие жизни вплоть до исчезновения динозавров. Этот отрывок называется \"Доисторическая жизнь\". И действительно музыка подчеркнула и акцентировала внимание на основных процессах. Разный хаpaктер частей музыкального произведения, определяет переход от одной эры к другой\"

Научная критика

Затем я предлагаю ребятам посмотреть фрагмент мультфильма. При просмотре они должны найти и записать биологические ошибки и неточности, которые допустили художники при создании мультфильма. После просмотра организуется дискуссия, ребята высказывают свои предположения, слушают ответы своих одноклассников. В соответствии с этим координируют свои ответы, более правильно формулируют свои идеи.

Заключение

Учитель организует беседу, задавая вопросы:

  1. Как вы считаете, как вы справились с полученным заданием?
  2. Что вам помогло решить поставленные задачи?
  3. Могли бы вы сделать свою работу еще лучше?
  4. Если да, то чего вам не хватило?
  5. Важны ли знания биологии, если ваша профессия не связана с этой наукой?

Домашнее задание

  1. Повторение изученной темы \"Развитие жизни на Земле\"
  2. Творческое задание на дополнительную оценку: найдите фрагменты фильмов или мультфильмов с \"биологическими\" ошибками и неточностями.



Комментарии:

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

03 12 2025 21:11:56

Искусственный отбор: методологический и бессознательный

Искусственный отбор: методологический и бессознательный Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....

02 12 2025 2:30:11

Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана


    Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана

      Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....

01 12 2025 9:43:14

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс


    Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

      Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....

30 11 2025 18:57:13

Конспект урока по биологии "Гумopaльная регуляция функций организма"


    Конспект урока по биологии "Гумopaльная регуляция функций организма"

      Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме. ...

29 11 2025 22:45:13

Биологическая игра "Мир вокруг нас"


    Биологическая игра "Мир вокруг нас"

      В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....

28 11 2025 9:42:59

Авторская общеобразовательная программа биологического кружка


    Авторская общеобразовательная программа биологического кружка

      Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....

27 11 2025 13:26:47

Мастер-класс "Первый шаг в биологию"


    Мастер-класс "Первый шаг в биологию"

      Предлагаемая работа - это мастер-класс для учителей биологии. Основная идея представленной работы - познакомить учителей с методическими приёмами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся и привитию интереса к изучению нового учебного предмета. Представленную форму проведения урока можно применить в работе с учениками, при планировании первого урока биологии в 6-м классе. ...

26 11 2025 4:48:39

Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"


    Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"

      Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...

25 11 2025 7:15:58

Использование интеpaктивных медиапособий


    Использование интеpaктивных медиапособий

      Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....

24 11 2025 9:20:38

Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"


    Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"

      Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии. ...

23 11 2025 17:22:49

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

22 11 2025 0:54:53

Происхождение и значение пресмыкающихся

Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....

21 11 2025 12:51:38

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

20 11 2025 4:56:58

Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"


    Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"

      Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада. ...

19 11 2025 9:39:24

Урок экологии по теме «Ландшафт – как фактор здоровья». 10-й класс

Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....

18 11 2025 21:41:28

Классификация цветковых растений


    Классификация цветковых растений

      При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....

17 11 2025 8:49:29

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....

16 11 2025 21:56:41

Путешествие в растительную клетку

Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....

15 11 2025 15:10:25

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

14 11 2025 12:16:30

Исследовательская деятельность и экологическое образование в курсе биологии


    Исследовательская деятельность и экологическое образование в курсе биологии

      В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....

13 11 2025 5:56:32

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора


    Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

      Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....

12 11 2025 13:33:33

Бинарный урок "Мир природы. La nature"


    Бинарный урок "Мир природы. La nature"

      Бинарный урок – викторина «Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....

11 11 2025 22:47:46

лучшие книги для подготовки к ЕГЭ ЕГЭ biologia's Blog

лучшие книги для подготовки к ЕГЭ  ЕГЭ biologia's Blog лучшие книги для подготовки к ЕГЭ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, у покупателя глаза «разбега…...

10 11 2025 18:45:57

Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"


    Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"

      В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...

09 11 2025 0:35:59

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

08 11 2025 3:42:11

Урок "Многообразие живых организмов и их роль в биосфере"


    Урок "Многообразие живых организмов и их роль в биосфере"

      Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....

07 11 2025 0:34:23

Экологические задачи (С5) ЕГЭ biologia's Blog

Экологические задачи (С5)  ЕГЭ biologia's Blog Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...

06 11 2025 3:18:31

Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"


    Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"

      Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....

05 11 2025 11:43:27

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

04 11 2025 2:20:55

Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово


    Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

      Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....

03 11 2025 21:26:41

Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка"

      Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации «Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

02 11 2025 12:44:47

Мультимедийный урок биологии по теме "Межвидовые отношения организмов в экосистеме". 9-й класс

Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....

01 11 2025 22:46:16

Цветение и опыление растений

Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....

31 10 2025 10:31:11

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

30 10 2025 21:56:37

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

29 10 2025 11:10:48

План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"


    План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"

      Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью. ...

28 10 2025 16:42:51

Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"

В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....

27 10 2025 0:11:54

Урок зоологии "Тип Кишечнополостные. Многообразие". 7-й класс


    Урок зоологии "Тип Кишечнополостные. Многообразие". 7-й класс

      ФГОС предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены УУД, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....

26 10 2025 16:20:10

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

25 10 2025 15:12:26

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....

24 10 2025 5:38:30

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....

23 10 2025 3:19:50

Значение опopно-двигательной системы. Строение и рост костей

Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....

22 10 2025 7:20:31

Человек и окружающая среда


    Человек и окружающая среда

      Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....

21 10 2025 6:35:14

Типы размножения

На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....

20 10 2025 11:53:19

Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"


    Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....

19 10 2025 2:11:51

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"


    Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

      Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...

18 10 2025 6:20:18

Проверочная работа "Основы учения о биосфере"


    Проверочная работа "Основы учения о биосфере"

      Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...

17 10 2025 22:18:56

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

16 10 2025 6:18:48

Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»


    Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»

      Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....

15 10 2025 11:45:47

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::