Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"


    Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"

Немного истории...  В 1937 году всемирно известному мультипликатору Уолту Диснею пришла в голову уникальная идея – создать мультфильм взяв за основу шедевры мировой музыки. Совместно с дирижером Филадельфийского оркестра Леопольдом Стоковским был произведен выбор музыкальных произведений и мультипликационного материала. В создании этого анимационно-музыкального шедевра приняли участие 85 музыкантов, более тысячи художников и технических работников студии Диснея. Очень сложная задача стояла перед создателями, в процессе подготовки художники прослушивали музыкальные произведения, посещали музеи и выставки, смотрели выступления танцоров, наблюдали за космическими телами. Это первая и весьма удачная попытка \"изобразить\" музыку, теперь музыка не сопровождает мультфильм, а руководит им. Мультфильм представляет собой концерт симфонического оркестра. Он состоит из 7 музыкальных произведений, на каждое из которых представлена своя мультипликационная фантазия.

Так появился один из лучших мультфильмов Уолта Диснея, с лаконичным названием \"Фантазия\", который В 1942 году получил две премии Оскар. Первая присуждена Уолту Диснею  «За исключительный вклад в продвижение звука в кинематографе», а вторая Леопольду Стоковскому и его коллективу «За уникальную роль в создании новой формы наглядной музыки в произведении Уолта Диснея «Фантазия» и расширении значения кинематографа как средства развлечения и искусства».

Но меня, как учителя биологии, в первую очередь заинтересовала \"фантазия\" на музыку Игоря Стравинского \"Весна Священная\". В этой части мультфильма показано возникновение нашей планеты, зарождение жизни, процесс эволюции живых организмов. Именно этот фрагмент я решила выбрать для своего творческого, интегрированного урока природоведения в 5 классе, совмещенного с музыкой и изобразительным искусством. Ребята младшего школьного возраста любят нестандартные уроки, когда научные знания комбинируются с творческими заданиями, которые позволяют несколько расслабится, раскрыть свои внутренние возможности. Подобные занятия снижают эмоциональную нагрузку, переключают внимание, успокаивают и завлекают учащихся в совместный творческий процесс.

Мой урок, проводится после изучения темы \"Развитие жизни на Земле\" в 5 классе в курсе \"Природоведения\",в дальнейшем планируется использование данного занятия при переходе на ФГОС в 5 классе в курсе \"Биология\" и \"География\". Урок представляет собой обобщение и закрепление пройденного материала.

Технологическая карта интегрированного урока \"Развитие жизни на Земле\"

Цель Создание условий для обобщения и систематизации информации через использование технологии критического мышления и проблемного обучения.
Планируемый результат Предметные УД УУД
 
  • Знать основные этапы развития жизни на Земле.
  • Описывать явления и события в истории формирования и развития планеты.
  • Устанавливать взаимосвязь между событиями и последствиями в истории планеты.
  • Умение применять полученные знания на пpaктике, через критическое восприятие материала (мультфильма)
  • Осознавать значимость биологических знаний
Личностные:
  • Развитие мотивов учебной деятельности, через осознание личностного значения учения.
  • Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в поставленной  учебной ситуации.

Регулятивные: 

  • Умение планировать и регулировать свою деятельность.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
  • Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: 

  • Умение размышлять строить логические рассуждения и делать выводы
  • Умение фиксировать результаты своей работы.

Коммуникативные: 

  • Готовность отстаивать свою точку зрения выступлении, выдвигать предположения, доказательства.
  • Использовать информационные ресурсы для поиска решения поставленной задачи.
  • Формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной пpaктике.
Основные понятия Планета Земля, протопланета Тейя, Луна, космос, эры, периоды, мировой океан, первичные организмы, выход на сушу, растения псилофиты, первые животные на суше (члeнистоногие), предки, гигантские рептилии – динозавры, млекопитающие, метеорит.

Организация прострaнcтва

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

География
Биология
История
Музыка
Изобразительное искусство
Фронтальная
Индивидуальная
Компьютер + проектор
Фрагмент мультфильма У.Диснея \"Фантазия\" (Доисторическая жизнь)
Музыка И. Стравинского \"Весна Священная\"
Портреты У. Диснея, Л. Стоковского, И.Стравинского
Альбомные листы
Цветные карандаши
Тетради и ручки
 

Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Действия

Формируемые УУД

Действия

Формируемые УУД

Действия

Формируемые УУД

1. Этап: организационный (1 минута)
Создает рабочую атмосферу         Готовятся к уроку Контролируют и регулируют свою деятельность
2. Этап: вводный (5 минут)
Рассказывает ребятам историю создания мультфильм, ставит перед ними учебную задачу Слушают рассказ учителя Воспринимают смысл рассказа
Актуализация собственного опыта
    Слушают поставленную задачу Анализируют смысл учебной задачи, планируют свои действия, готовятся к выполнению
3. Этап: Творческий (10 минут)
Проверяет готовность к выполнению задания
Включает музыку И. Стравинского \"Весна Священная\" 10 минутный фрагмент
Слушают  музыку
Зарисовывают свои представления, идеи, ассоциации
Анализируют хаpaктер музыкального произведения, стараются применить имеющиеся биологические знания, для решения поставленной проблемы     Выполняют задание Планируют действия, контролируют свое время.
4. Этап: Обсуждение результатов (10 минут)
Организует обсуждение результатов Представляют свои полученные результаты Излагают свои знания в области биологии и истории развития жизни на Земле, объясняют свои идеи Слушают результаты
Высказывают свои мысли
Указывают на ошибки других учеников, если такие есть
Внимательность к рассказу одноклассников,
Отстаивание своей токи зрения
Критическое мышление
Контролируют правильность высказываний Оценивание полученных результатов
Формирование своего отношения к ситуации
5. Этап: Научная критика (10 минут)
Включает фрагмент мультфильма \"Фантазия\" – \"Доисторическая жизнь\". После просмотра организует дискуссию Опираясь на свои знания находят ошибки и неточности мультфильма Анализ полученной информации
Применение знаний для решения поставленной учебной ситуации
Слушают ответы и замечания других учащихся, высказывают свое мнение. Участвуют в дискуссии. Умение слушать, вести диалог.
Уважение чужого мнения.
Умение высказать собственное мнение
Умение отстоять свою точку зрения.
Контролируют правильность высказываний Анализируют полученные результаты, в соответствии с ними координируют собственные ответы
6. Этап: Заключительный (7 минут)
Организует обсуждение результатов, рефлексию Участвуют в обсуждении Делают выводы, о важности биологических знаний в различных сфера, в данном случаи в анимационном искусстве Выражают свое мнение по поводу проделанной работы Рефлексируют Оценивают свои действия и полученные результаты Проводят итоговый контроль
7. Этап: Домашнее задание (3 минуты)
Задает и комментирует дифференцированное домашнее задание Воспринимают информацию Анализируют     Анализ и планирование домашнего задания Понимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Занятие включает в себя 7 этапов: организационная часть, вводная часть, творческая часть, обсуждение результатов, научная критика, заключение и домашнее задание.

Организационная часть

При подготовке к занятию, я заранее сообщаю ребятам, что им необходимо принести на урок альбом, цветные карандаши или фломастеры.

Вводная часть

Оформление: на доске висят портреты Уолта Диснея, Леопольда Стоковского, И.Ф. Стравинского.
\"Однажды, знаменитый мультипликатор, Уолт Дисней, решил создать необычный мультфильм. Художники-аниматоры слушали шедевры мировой музыки: Чайковского, Мусоргского, Бетховена, Шуберта, и зарисовывали образы, которые приходили им в голову. А затем все эти фантазии объединили в один уникальный мультфильм и назвали \"Фантазия\". Знаменитое музыкальное произведение русского композитора  Игоря Федоровича Стравинского, \"Весна священная\", вдохновило художников на создание одной из частей мультфильма. На эту музыку художники нарисовали какой-то процесс, связанный с природой, жизнью, нашей планетой. Сегодня я предлагаю вам, стать художниками-аниматорами. Давайте послушаем эту удивительную музыку, и зарисуем все мысли, образы и идеи которые навевает на вас \"Весна священная\". А потом обсудим что у вас получилось и посмотрим совпали ли ваши фантазии с идеями художников студии Дисней\".

Творческая часть

Ребятам включается произведение И.Ф. Стравинского. Слушая музыку, ребята зарисовывают свои ассоциации, стараются передать чувства и мысли. Размышляют, иногда пытаются угадать что же рисовали на самом деле аниматоры. Некоторые ребята записывают свои рассуждения на бумаге.

Обсуждение результатов

Сначала ребята по очереди показывают свои получившиеся картины, рассказывают свои мысли, выдвигают идеи и предположения. Затем я рассказываю им о чем данный отрывок мультфильма: \"На самом деле художники изобразили в этом мультфильме процесс зарождения нашей планеты и развитие жизни вплоть до исчезновения динозавров. Этот отрывок называется \"Доисторическая жизнь\". И действительно музыка подчеркнула и акцентировала внимание на основных процессах. Разный хаpaктер частей музыкального произведения, определяет переход от одной эры к другой\"

Научная критика

Затем я предлагаю ребятам посмотреть фрагмент мультфильма. При просмотре они должны найти и записать биологические ошибки и неточности, которые допустили художники при создании мультфильма. После просмотра организуется дискуссия, ребята высказывают свои предположения, слушают ответы своих одноклассников. В соответствии с этим координируют свои ответы, более правильно формулируют свои идеи.

Заключение

Учитель организует беседу, задавая вопросы:

  1. Как вы считаете, как вы справились с полученным заданием?
  2. Что вам помогло решить поставленные задачи?
  3. Могли бы вы сделать свою работу еще лучше?
  4. Если да, то чего вам не хватило?
  5. Важны ли знания биологии, если ваша профессия не связана с этой наукой?

Домашнее задание

  1. Повторение изученной темы \"Развитие жизни на Земле\"
  2. Творческое задание на дополнительную оценку: найдите фрагменты фильмов или мультфильмов с \"биологическими\" ошибками и неточностями.



Комментарии:

Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"


    Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"

      Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....

02 12 2025 21:22:31

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

01 12 2025 16:20:22

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

30 11 2025 1:29:27

Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"

      Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....

29 11 2025 13:56:43

Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)


    Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)

      Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний. ...

28 11 2025 10:15:19

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

27 11 2025 15:29:48

Механизм вдоха и выдоха


    Механизм вдоха и выдоха

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....

26 11 2025 1:52:12

Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс

      Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....

25 11 2025 13:57:56

Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся


    Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся

      В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....

24 11 2025 19:45:26

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

23 11 2025 4:26:35

Оплодотворение у покрытосеменных растений. 6-й класс


    Оплодотворение у покрытосеменных растений. 6-й класс

      Урок показывает учащимся, что покрытосеменные проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего. На уроке формируется представление о пoлoвoм размножении у покрытосеменных, совершенствуются умения узнавать органы цветкового растения, продолжается формирование знаний о приспособленности растений к окружающей среде....

22 11 2025 3:49:40

Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"


    Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"

      Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания. ...

21 11 2025 3:27:16

Инновации в преподавании предметов учебного плана. Тема: "Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии"


    Инновации в преподавании предметов учебного плана. Тема: "Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии"

      В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии "Человек", 8-й класс по учебнику Н.И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С.И. Заир-Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления). ...

20 11 2025 15:13:45

Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии


    Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии

      В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии. ...

19 11 2025 11:46:23

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

18 11 2025 21:13:34

Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс


    Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс

      Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....

17 11 2025 20:29:35

Популяция как структурная единица вида, ее свойства и хаpaктеристика

Популяция как структурная единица вида, ее свойства и хаpaктеристика Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....

16 11 2025 14:37:49

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

15 11 2025 11:45:26

«Счастливый случай» на уроках зоологии


    «Счастливый случай» на уроках зоологии

      Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....

14 11 2025 14:16:53

Урок биологии в 7-м классе "Отряд перепончатокрылые, семейство пчелы"

Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....

13 11 2025 10:30:52

Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия


    Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия

      Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....

12 11 2025 3:15:44

Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки


    Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки

      В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...

11 11 2025 12:30:18

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"


    Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

      Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....

10 11 2025 21:12:13

Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии


    Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии

      Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии. ...

09 11 2025 23:50:11

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Состояние здоровья, средняя продолжительность жизни населения в России на сегодняшний день вызывает тревогу. При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок ЦНС, что приводит к его утомлению. Автор предлагает во избежание утомления на уроках применять чередование видов деятельности, использовать физкультминутки, релаксационные упражнения, сеансы исцеляющей музыки....

08 11 2025 10:59:33

Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...

07 11 2025 10:22:13

Размножение многоклеточных животных Биология

Размножение многоклеточных животных  Биология Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....

06 11 2025 10:36:38

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс

      Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

05 11 2025 3:57:21

Внутренняя среда организма


    Внутренняя среда организма

      Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....

04 11 2025 18:26:28

Открытый урок по теме: "Обмен веществ и энергии у растений"


    Открытый урок по теме: "Обмен веществ и энергии у растений"

      В живой клетке происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии: именно их и называют открытыми системами. Обмен веществ и энергии в живой материи – последовательное потрeбление, превращение, использование, накопление, потеря веществ и энергии в организмах. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития, самовоспроизведения, адаптации к изменяющимся условиям среды. ...

03 11 2025 2:56:34

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии


    Использование компьютерных презентаций на уроках биологии

      В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: «Строение и значение кожи». В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя. Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов. ...

02 11 2025 14:43:56

Сохраним природу - сохраним жизнь

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последнее время так обострилась проблема окружающей среды. Она приобрела экономическое, социальное и политическое звучание. Вопросами экологии начали заниматься и экономисты, и юристы, и социологи, и философы. Однако до сих пор многие вопросы остаются неизученными и нерешенными....

01 11 2025 21:36:45

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

31 10 2025 13:38:13

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"


    Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

      Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

30 10 2025 17:12:46

Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....

29 10 2025 22:35:52

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

28 10 2025 1:54:23

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

27 10 2025 13:56:35

Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"


    Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"

      На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опopными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....

26 10 2025 3:36:39

Открытый урок в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Охрана природы"


    Открытый урок в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Охрана природы"

      Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор. ...

25 10 2025 3:14:36

Развивающее занятие на тему "Насекомые"


    Развивающее занятие на тему "Насекомые"

      У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....

24 10 2025 15:32:37

Работа сердца


    Работа сердца

      Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....

23 10 2025 20:58:43

Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"


    Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"

      Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....

22 10 2025 13:42:16

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

21 10 2025 13:55:24

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

20 10 2025 10:37:57

Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"


    Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"

      Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....

19 10 2025 11:27:30

Элективный курс "Экология и здоровье"


    Элективный курс "Экология и здоровье"

      Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья....

18 10 2025 20:40:38

Методические подходы к проведению летних пpaктических занятий учащихся по изучению энтомофауны


    Методические подходы к проведению летних пpaктических занятий учащихся по изучению энтомофауны

      При проведении летней полевой пpaктики насекомые – самый доступный, многочисленный объект наблюдений и проведения пpaктических занятий. Учащиеся с большим интересом начинают интересоваться многими насекомыми. Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии....

17 10 2025 11:45:15

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

16 10 2025 7:39:46

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

15 10 2025 23:16:46

Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"


    Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"

      Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....

14 10 2025 12:47:28

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::