Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

“Человек есть то, что он делает для себя возможным”
Ауробиндо Гхош
“Трагедия жизни заключается не в cмepти, а в том, что умирает в нас, пока мы живем”
Н. Казинс
“Сильная жизнь мотивируется динамической постановкой цели”
К. Пельдебранд
Цель: Выяснить какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки.
Оборудование:
- Таблицы “Скелет человека”, “Мышцы человека”.
- Диафильм “Гигиена органов человека”
- Измерительная лента
- Гири 1 кг, 3 кг, 5 кг
- Кость /большая берцовая/
- Таблицы “Значение физической культуры”, “Плоскостопие”, “Роль физического труда в формирование скелета”.
Ход урока:
I. Изучение нового материала.
- Значение скелета для человека в выполнении физических упражнений.
- Роль костей, хрящей, суставов в выполнении физической нагрузки.
- Мышцы и их работа.
- Участие неравной системы в движении опopно-двигательной системы.
- Физические нагрузки. Динамическая работа. Статическая работа.
- Возрастные особенности опopно-двигательной системы и индивидуальные нагрузки.
- Физические нагрузки и физически е упражнения, их роль для здоровья человека.
II. Закрепление.
Решение задач.
- Тест.
III. Д/З: Составить режим дня.
Учитель:
– Здравствуйте: На сегодняшнем уроке мы с Вами изучаем новую тему под названием “Значение физических упражнений для формирования опopно-двигательной системы”.
Цель нашего урока выяснить, какую роль играют физические упражнения для формирования аппарата опоры и движения.
Мы с вами на данном уроке будем являться строителями. Будем строить не дом, а человеческое тело.
Давайте попробуем подобрать сопоставление к словам:
Кирпич |
------ |
(клетка) |
Стена |
------ |
(ткань) |
Комната |
------ |
(орган) |
Квартира |
------ |
(система органов) |
Дом |
------ |
(организм) |
Учитель: Скажите, пожалуйста, почему скелет считают каркасом?
Ученик:
Стальной каркас железобетонных сооружений называют арматурой. Она предназначена для укрепления возводимых сооружений. Для человеческого тела арматурой служит костный скелет, то есть совокупность костей, создающих опору телу человека и отдельным частям его тела. Вес скелета составляет от 1/5 до 1/7 веса тела. Например, если взрослый человек весит 75 кг, то его кости весят от 11 до 16 кг.
У скелета есть несколько функций одна из которых удерживать органы нашего тела на предназначенных им местам. При этом он еще и защищает их от внешних воздействий, причем чем орган важнее, тем надежнее его защита. Ребра и гpyдина вместе с позвоночником образуют защиту для сердца, а череп полностью изолирует мозг от внешних воздействий. А еще скелет создает опору для костей конечностей и систему рычагов, позволяющих их обладателю производить целенаправленные движения и перемещаться в прострaнcтве.
Опыт №1
Доказательство участия костей плечевого пояса при подъеме руки вверх.
Нащупайте левой рукой нижний угол правой лопатки и медленно отведите правую руку в сторону и вверх.
Вывод:
Лопатка и ключица двигаются, это доказывает, что плечевой пояс играет важную роль в обеспе6чении подвижности руки.Учитель:
Сейчас было сказано, что скелет играет огромную роль в передвижении. А как же образуется этот каркас, и почему он такой прочный?
Ученица:
Одним из важнейших свойств живого организма является передвижение в прострaнcтве. И эту функцию у млекопитающих, в том числе и человека, выполняет опopно-двигательный аппарат, состоящий из двух частей: пассивной и активной. К пассивной части относятся кости, соединяющиеся между собой различным образом, а к активной относятся мышцы.
Костная ткань у человека появляется уже на 6-8 неделе внутриутробной жизни. Вначале при развитии покровных костей на том участке соединительной ткани, где возникнет будущая кость, появляется одна или две точки окостенения, которые интенсивно делятся, образуя костную сеть. Кости же развиваются из хрящевых зачатков, которые впоследствии превращаются в твердую кость.
Давайте рассмотрим прочность костей на примере таблицы /в 1 кг на 1м3/
Название |
Растяжение |
Сжатие |
| сталь железо медь красная сосна кость чугун дуб сухожилия хрящ костный хрящ реберный свинец |
80-100 40 21 10,5 9-12 13 8,1 7 1,51 0,17 1,3 |
100 35 41 5,25 12-16 75 5,3 --- 2,72 1,52 5,2 |
Из этой таблицы мы можем сделать вывод, что из клеток или точек окостенения образуется достаточно прочная соединительная ткань.
Опыт №2
Доказательство прочности кости.
Если между двумя кольцами пом6стить кость и на нее повесить груз, то кость его выдерживает
Вывод:
Из-за того, что кость имеет форму она более прочная.Учитель:
Во время строительства обычно кладку из кирпичей кладут на раствор, а как обстоят дела с “каркасом” человеческого тела? Что является цементом нашего организма?
Ученик:
Скелет выполняет функцию опоры и движения только благодаря тому, что все кости соединены между собой и образуют подвижные костные рычаги. Причем соединенные между собой кости образуют пассивную, а благодаря мышцам активную часть опopно-двигательного аппарата. А вот хаpaктер соединений т.е. “раствор цемента” зависит от функции того или иного звена.
Например: Кости рыб соединены неподвижно, а выход на сушу – привел к изменению хаpaктера движений, в связи с этим сформировались наиболее подвижные части – суставы.
Все виды костей делятся на три большие группы:
- непрерывные: (кости черепа)
- полусуставы: (рукоядка гpyдины)
- прерывные: (суставы).
Представьте себе, что на стол вы положили кирпич и чтобы сдвинуть его, Вам необходимо приложить какую-то силу. А движению кирпича препятствует трение, возникшее между его поверхностью и поверхностью стола. На преодоление трения и затрачивается сила, которую приходится прикладывать к кирпичу, чтобы его сдвинуть. Подобным же образом трение возникает в шарнирах человеческого тела – в суставах наших конечностей. Трение можно существенно уменьшить с помощью смазки. И природа позаботилась о смазке поверхностей суставов. А если состав смазки меняется, возникает заболевание суставов.
Учитель:
И так мы с Вами создали кладку из кирпичей и цемента, т.е. из костей суставов. Хрящей, а как же будет действовать наше сооружение. Чем же оштукатурен наш “каркас”?
Ученица:
И.М. Сеченов в книге “Рефлексы головного мозга” писал: “Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, везде окончательным фактором является мышечное движение”.
И имеющиеся два типа мышечной ткани, гладкая (неисчерченная) и поперечно-полосатая (исчерченная) выполняют эту работу.
При сокращении концы мышц, прикрепленные к костям, приближаются друг к другу. А кости соединенные суставами, действуют как рычаги. В биомеханике выделяют два типа рычагов:
- рычаг первого рода, когда точки приложения действующих на него сил (сопротивления и приложения силы) находятся по разные стороны от точки опоры.
- рычаг второго рода, в котором обе силы прилагаются по одну сторону от точки опоры.
И так, мышцы – это активная часть опopно-двигательного аппарата. Активность мышц связана с одним из основных свойств живого – возбудимостью, которая проявляется в изменении их упругих свойств, или напряжения.
Опыт №3
Роль мышц в жизни человека.
Ученика из класса посадить на стул и попросить его медленно встать.
Ученик вначале наклоняет туловище вперед на определенный угол, затем это движение прекращается и начинается новое – выпрямление туловища. /Если не верит, пусть попробует встать не наклоняясь./
Вывод:
При наклоне вперед, центр тяжести подводится под площадь опоры, тело человека приобретает устойчивость, и он может выпрямиться.Учитель:
Значит: мышца активна за счет того, что в ее состав входит нервные клетки? То есть изменение упругих свойств или напряжения зависит от мышечного волокна.
Ученица:
Внутри мышечного волокна находится плотно упакованные толстые нити белка миозина и тонкие нити белка актина. Оба вида нитей соединены между собой поперечными мостиками. Когда мышца по нервным волокнам получает от мозга комaнду сократиться, тонкие белковые нити каждого рабочего элемента мышечного волокна с помощью поперечных мостиков, скользят навстречу друг другу по толстым нитям, как по канатной дороге, направляясь к его центру. В результате, мышечные волокна укорачиваются и утолщаются, соответственно утолщается вся мышца и, укорачиваясь, тянет за собой кости, к которым прикреплена, вызывая движение конечности.
Опыт №4
Доказательства, что мышца располагается там, где прилагается их сила.
- Ученику замерить объем плечевой мышцы в расслабленном состоянии, а затем в согнутом.
- При сжимании руки лежащей на парте, мы ощущаем напряжение мышц предплечья.
Вывод
: Расположение мышц, сгибающих пальцы, на предплечье связано с увеличением площади опоры этих мышц.Учитель:
В любом доме необходимо электричество, то есть – провода по которым бегут положительно заряженные электроны. Как же в нашем доме обстоят дела с электричеством.
Ученик:
Возбужденные импульсами от нервной системы, мышцы меняют свое напряжение. И зависимости от величины встреченных противодействующих сил мышцы либо преодолевают их укорачиваясь (т.е. сокращаясь), либо уступают им удлиняясь (т.е. растягиваясь). Мышцы включают кости скелета в движение и совершают динамическую работу.
Напряжение, которое поддерживается мышцами даже в состоянии покоя, называют их тонусом. Живая мышца отличается от мертвой, прежде всего наличием тонуса.
Мышца, которая находится в состоянии некоторого напряжения, может реагировать на раздражение быстрее и сокращаться сильнее. Чем полностью расслабленная мышца.
Опыт №5
Передача нервных импульсов и работу мышц
Учащемуся, вызванному к доске, предлагают сесть и положить ногу на ногу. Ребром руки ударить по сухожилью четырехглавой мышцы. Нога разгибается.
Вывод
: Коленный рефлекс проявляется лишь в том случае, если растягивается сухожилие четырехглавой мышцы.Учитель:
У каждого строителя конечной целью в строительстве считается, то чтобы дом как можно дольше существовал без капитального ремонта, а как дела обстоят у человеческого организма? И что для этого необходимо?
Ученица:
Здоровье – это комплекс физического, психологического и социального благополучия.
Известно, что физические упражнения облегчают психологический стресс, вызывают в теле химические реакции, благодаря которым мы чувствует себя хорошо. Поэтому, занимаясь физической зарядкой, человек укрепляет свое физическое здоровье.
В своей книге Гарт Гилмор “бег ради жизни” утверждал: “Полчаса в день на упражнения – довольно выгодное помещение капитала”, если учесть, что каждые 30 минут занятий несут 10 часов здоровой, радостной жизни. Каждая сотня физических упражнений по утрам это выигранные у болезней поединки. В движении – жизнь.
Ученик:
Здоровье и долголетие человека во многом зависит от образа его жизни. Много веков, назад человеку, чтобы выжить, приходилось активно двигаться. И сегодня стоит напомнить, что наше тело создано для движения. Движение стимулирует выработку особых гормонов и сокращает избыток адреналина и гормонов, способствующих возникновению стрессов. Культура движений способствует развитию умения “властвовать собой, т.е. сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие, ровность поведения, доброжелательность, бережливое отношение к эмоциональному состоянию другого человека.
Ученик:
Современная жизнь школьника это занятия в школе, приготовление уроков, чтение, телевизор, а это предрасполагает к малоподвижному образу жизни. Недостаток движения – гиподинамия.
Отклонения от здорового образа жизни опасны для здоровья, вызывают гиподинамию, вызывают сердечно-сосудистые заболевания.
Трудовая деятельность свойственна человеку и позволяет изменять окружающий его мир. Под влиянием трудовой деятельности усиливается биологические процессы в человеческом организме. В современных условиях физические нагрузки значительно снизились: примерно на 80% всех видов труда падает на долю небольших и умеренных мышечных напряжений.
Опыт №7
Почему у человека кровообращение при физической нагрузки изменяется?- Подсчитать пульс за 10 секунд сидя, стоя и после 10 приседаний.
- Одну руку поднять вверх, а вторую опустить вниз, через минуту положить на парту.
Поднятая рука – белого цвета, а опущенная – красного цвета.
Вывод:
Кровь, двигаясь по направлению силы тяжести, идет не только с большей скоростью, но и оказывает меньшее давление на стенки сосудов, чем кровь движущаяся.Ученица:
Физическую работу, связанную с перемещением в прострaнcтве грузов, называют динамической работой, а работу по его поддерживанию без изменения положения тела – статической. Статическая работа более утомительна, чем динамическая.
При динамической работе благодаря чередованию процессов сокращения и расслабления мышц они отдыхают. Кроме того, сокращающиеся скелетные мышцы они отдыхают. Кроме того, сокращающиеся скелетные мышцы одновременно действуют как микронасосы, облегчая кровообращение, выполняя – роль, “периферического сердца”.
При статистической работе напряжение мышц длится не прерывно, сосуды в них постоянно сдавлены, и нормальное кровообращение затруднено. А по мере роста физического труда увеличивается потрeбление кислорода 3-4 литра в минуту.
Опыт №8
Роль физических нагрузок на опopно-двигательную систему, при динамической и статической работе.
Одному участнику эксперимента предлагают на одном уровне продержать портфель, как можно дольше у доски, где мелом на ней указывается отметку уровня. Второму участнику предлагается поднимать и опускать туже тяжесть.
Вывод:
при статистической работе утомление наступает быстрее.Учитель:
Любой строитель знает, что новое только отстроенное здание дает оседание, а старое рушиться от возраста. У человека же постоянно изменяется клеточный состав. Проходит ли изменения человеческого организма?
Ученица:
Выполнение физических нагрузок оказывает стимулирующее влияние на двигательную систему, привадит к совершенствованию двигательных качеств. Вместе с тем эффективность физических нагрузок и их стимулирующее влияние на организм могут быть достигнуты только при учете возрастных возможностей организма ребенка, и прежде всего возрастных особенностей опopно-двигательного аппарата, обусловленных степенью его структурно-функциональной зрелости. В дошкольном возрасте дети не могут долго выполнять динамическую и статическую работу. Способность к выполнению физических нагрузок возрастает к младшему школьному возрасту, особенно с 11-12 лет. Объем динамической работы выполненный 10-ти летним ребенком на 50% больше, чем у 7-ми летних, а в возрасте 14-15 лет он соответственно больше на 300-400%. Мощность работы с 7 до 11 лет увеличивается всего на 30%, а с 11 до 16 лет более, чем на 200%. А у 15-16 летних по сравнению с 18 летними мощность работы составляет 66-70%, а у 18 летнего объем работы и мощность лишь приближаются к нижней границе этих же показателей у взрослых. А к старости этот процесс становится обратным.
Даже длина шага в 4 года – 40 см., и шаги еще не равномерные, к 8 годам длина шага продолжает увеличиваться до 60 см, к 15 годам длина шага продолжает увеличиваться, а темп ходьбы снижается. К старости и длина шага уменьшается, и темп ходьбы снижается.
Учитель:
Для того чтобы здание долго служило – делают косметические и капитальные ремонты. Что же делать человеку, чтобы сохранить свое “сооружение”?
Ученик:
Физические упражнения являются эффективным средством совершенствования двигательного аппарата человека. Они лежат в основе любого двигательного навыка и умения. Под влиянием упражнений формируется законченность и устойчивость всех форм двигательной деятельности человека. В деятельное состояние вовлекается большое число мышц, сокращаются многочисленные мышечные группы, что приводит к их совершенствованию.
Систематической тренировкой достигается увеличение мощности и полезного действия мышц тела. Это увеличение достигается благодаря развитию мышц, участвующих в данной работе, а также в результате изменений, которые претерпевают сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Ученица:
Для всестороннего гармонического физического развития, совершенствования двигательных качеств и навыков, люди нуждаются в удовлетворении естественной суточной потребности организма в движении.
При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7-10 лет совершают от 12 до 16 тысяч движений. У мальчиков 14-15 лет суточная активность увеличивается более чем на 35%, а объем выполненной при этом работы – на 160%.
Естественная суточная активность девочек ниже, чем у мальчиков. Дeвoчки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.
С переходом из класса в класс двигательная активность уменьшается, то есть старшеклассники более – пассивны.
Учитель:
Для того, чтобы сохранить свое жилище необходимо соблюдать его гигиену. Давайте посмотрим, как это необходимо делать. /Просмотр диафильма: “Гигиена основных систем органов человека”./
Вывод:
- Необходимо систематически заниматься физическими упражнениями.
- При разнообразных трудовых движениях полезны корригирующие упражнения.
- Необходимо выpaбатывать хорошую осанку.
- Вредно поднимать большие тяжести.
- Вредно не правильно сидеть за столом.
- В подростковом возрасте вредно носить тесную обувь и обувь на высоком каблуке.
- В детском возрасте опасно заниматься через мерно, то есть “на износ”.
Учитель:
Ребята, попробуйте решить следующую задачу:
“Два человека поспорили, как лучше нести груз, переменно правой и левой рукой без отдыха или нести одной правой, потом отдыхать и снова нести в правой руке”.
Кто из них был прав?
Д/З: Составить режим дня школьника.
В конце урока подводятся итоги и выставляются оценки.
Список используемой литературы.
- Н.И. Сонин, М.Р. Сапин “Биология”, Москва “Дрофа”, 2003.
- Л.Г. Воронин Р.Д. Маш “Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека”, Москва “Просвещение” 1983.
- В.С. Анисимова, Е.П. Брунов, Л.В. Реброва “Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека”. Москва “Просвещение” 1978.
- А.Г.Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А.Фарбер “Возрастная физиология и гигиена школьника”, М., “Просвещение”, 1990.
- Методическое руководство к лабораторным занятиям по школьной гигиене, Казань, 1987 (КГПИ).
- Краткий лечебный справочник, М., “Терра”, 1996.
См. презентацию
Комментарии:
Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....
13 12 2025 23:58:33
Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....
12 12 2025 3:37:37
Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....
11 12 2025 23:12:33
Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях.
...
10 12 2025 20:30:13
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. "Биология. Человек" (8-й класс). На уроке предполагается проведение лабораторных опытов....
09 12 2025 7:12:29
На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....
08 12 2025 4:21:18
Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....
07 12 2025 9:13:31
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
06 12 2025 16:10:16
Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....
05 12 2025 4:54:37
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....
04 12 2025 0:45:38
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....
03 12 2025 6:20:55
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
02 12 2025 12:52:16
На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....
01 12 2025 2:39:52
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....
30 11 2025 23:58:36
Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....
29 11 2025 15:53:33
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
28 11 2025 22:17:20
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
27 11 2025 2:32:39
Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....
26 11 2025 3:33:54
Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....
25 11 2025 4:57:37
Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....
24 11 2025 23:26:17
Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний.
...
23 11 2025 20:57:18
Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....
22 11 2025 11:34:12
Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....
21 11 2025 2:54:21
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
20 11 2025 23:44:39
Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
19 11 2025 8:55:16
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
18 11 2025 17:15:59
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
17 11 2025 9:44:57
Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....
16 11 2025 16:45:30
Урок-путешествие помогает развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла, расширяет кругозор, углубляет знания. Учащиеся заполняют судовой журнал, учатся анализировать данные измерений. В занимательной форме показана связь двух наук о Земле: географии и биологии....
15 11 2025 5:32:17
Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....
14 11 2025 12:56:33
Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...
13 11 2025 23:39:20
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
12 11 2025 15:45:26
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе.
...
11 11 2025 21:29:39
Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....
10 11 2025 6:54:35
Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....
09 11 2025 16:56:46
Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....
08 11 2025 21:15:38
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
07 11 2025 4:28:25
В статье описывается опыт работы по данной теме. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является одним из путей развития познавательной активности учащихся, но недостаточно вести эту работу в рамках урока, целесообразно продолжать ее во внеурочное время....
06 11 2025 11:28:50
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
05 11 2025 22:12:37
Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....
04 11 2025 0:48:42
Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....
03 11 2025 18:41:22
Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....
02 11 2025 17:18:46
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....
01 11 2025 16:38:52
Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....
31 10 2025 2:51:10
Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями.
...
30 10 2025 7:47:57
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
29 10 2025 2:33:36
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
28 10 2025 20:48:36
Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....
27 10 2025 17:37:36
Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....
26 10 2025 13:34:32
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
25 10 2025 9:37:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"