Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)
Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по “Общей биологии” ещё в 9 классе. В 10-11 классе ребята выходят на “новый виток”, изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета.
Используется комплекс подходов при изучении материала. Показ личностной значимости изучаемого, то есть аксиологический (ценностный подход) ; развитие информационных и интеллектуальных умений, то есть компетентностный подход. А также различные приёмы: проблемные задания, мультимедийные иллюстрации, возможность высказать своё мнение на мыслительных листах и другие. Комплекс различных подходов и приёмов позволяет создать на уроке образовательное прострaнcтво, удовлетворяющее каждого ученика. В этом проявляется личностно-ориентированный подход в условиях полнокомплектной школы.
Цели урока:
изучить особенности
человека, как объекта генетических исследований,
методы и результаты изучения наследственности
человека.
Тип урока – изучение нового материала.
Ведущие методы: частично-поисковый и проблемный.
Средства обучения:
- информационные листы с частично-поисковыми и проблемными заданиями по теме, “мыслительные листы”,
- мультимедийные иллюстрации к уроку.
Прогнозируемый результат – ценностное отношение к своему генетическому здоровью, знание мер профилактики наследственных заболеваний человека (консультация врача-генетика при планировании семьи; изучение родословных; снижение влияния мутагенных факторов за счёт отказа от вредных привычек, например курения, употрeбления алкоголя и наркотиков, использования генетически безвредных пищевых добавок, лекарств, косметики, средств бытовой химии и охраны от загрязнения окружающей человека среды).
Ход урока (пояснения к организации работы на информационных листах).
Актуализация знаний.
Эпиграф к уроку: “Нашим главным достоинством является способность мыслить. Будем же стараться мыслить правильно”. Б. Паскаль французский математик и философ. Данный эпиграф помогает мотивировать работу на мыслительных листах (М.Л.) Ответ на вопрос: “Почему люди не похожи друг на друга?” помогает совместно с учащимися сформулировать тему урока.
Первичное усвоение знаний.
Самостоятельное выделение особенностей человека, как объекта генетических исследований при выполнении задания с зачёркиванием лишних слов.
Заполнение первой и второй графы таблицы при самостоятельной работе с текстом учебника (назвать методы генетики человека и объект их исследований).
Генеалогический метод (изучение родословных человека).
Близнецовый метод (изучение моно- и дизиготных близнецов).
Цитогенетический метод (изучение нарушений хромосом и их количества).
Биохимические методы (изучение нарушений обмена веществ человека).
Осмысление и осознание.
Происходит при совместном заполнении третьей графы таблицы и формулировании ответов на вопросы на мыслительных листах. При объяснении того, что открыто, благодаря методам генетики человека используются мультимедийные иллюстрации (доминантные и рецессивные признаки человека: нормы и патологии, схемы родословных с передачей по наследству фенилкетонурии, гемофилии, признаки синдрома Дayна, идентичные близнецы, метод пренатальной диагностики и другие).
Краткие хаpaктеристики некоторых наследственных заболеваний человека.
Фенилкетонурия.
Фенилкетонурия связана с отсутствием гена, кодирующего фермент, расщепляющий аминокислоту фенилаланин, оказывающую пагубное действие на организм человека, до безвредной аминокислоты тирозин. Высокая концентрация фенилаланина в крови вызывает поражение головного мозга и может привести к глубокой умственной отсталости. Сладкие газированные напитки, содержащие фенилаланин, запрещено употрeбллять больным фенилкетонурией. Фенилкетонурия относится к рецессивным мутациям. Мутантный ген может длительное время находится под прикрытием доминантного гена и проявится только при гомозиготном по рецессиву состоянии. Это может с большей вероятностью произойти в родственных бpaках.
Гемофилия (несвёртываемость крови).
Заболевание вызывается рецессивным геном, расположенным в Х-пoлoвoй хромосоме, поэтому женщины, гетерозиготные по данному гену, обладают нормальной свёртываемостью крови. Но их сыновья от бpaка со здоровым мужчиной могут быть гемофиликами. Распространение гемофилии по наследству хорошо изучено среди потомков королевских семей Европы.
Синдром Дayна.
Заболевание связано с нерасхождением при делении 21 хромосомы. В результате такой аномалии клетки эмбриона имеют 47 хромосом, а не 46. Типичные признаки заболевания – широкая переносица, раскосые глаза с особой складкой века, всегда открытый рот с большим языком, слабоумие, пониженный иммунитет, часты пороки внутренних органов. Вероятность рождения ребенка с синдромом Дayна повышается с возрастом женщины.
В настоящее время в связи с развитием медицинского обслуживания больные с синдромом Дayна живут дольше. При специализированном обучении могут заниматься пассивной трудовой деятельностью. Больные обычно бесплодны.
Синдром Клайнфельтера (ХХУ) и синдром Шерешевского-Тёрнера (ХО) связаны с недоразвитием пoлoвых признаков по мужскому и женскому типу соответственно. Нарушение нормального количества пoлoвых хромосом приводит к бесплодию.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Домашнее задание (записи в информационных листах, * Модель будущего родителя с генетическим мировоззрением.)
Приложение
Комментарии:
Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету.
...
31 05 2025 19:43:23
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету.
...
30 05 2025 7:15:40
Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....
29 05 2025 22:48:42
Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....
28 05 2025 9:23:59
Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....
27 05 2025 11:51:14
Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса.
...
26 05 2025 10:27:44
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе.
...
25 05 2025 9:12:47
Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение".
...
24 05 2025 7:31:44
Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....
23 05 2025 1:48:53
Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....
22 05 2025 14:15:58
Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....
21 05 2025 1:44:11

Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить хаpaктерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....
20 05 2025 20:55:25
Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....
19 05 2025 1:34:18
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
18 05 2025 23:27:53
Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....
17 05 2025 1:53:59
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
16 05 2025 17:53:14
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
15 05 2025 17:50:58
Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....
14 05 2025 10:51:30

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться мeнcтpуаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....
13 05 2025 20:31:10
Более подробное изложение материала о науке систематике позволяет понять ее значение для эволюции органического мира. Знакомство с биографией К. Линнея раскрывает перед учащимся его жизнь, упорство в поставленной цели и заслуги перед наукой....
12 05 2025 5:38:38
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
11 05 2025 13:16:19
Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....
10 05 2025 2:53:56

Цель урока: сформулировать значение дыхания как процесса, необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы....
09 05 2025 5:49:47
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
08 05 2025 3:46:55
Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....
07 05 2025 6:52:57
Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point.
...
06 05 2025 21:29:27
На протяжении всего урока текстовый материал идет на фоне музыки и сопровождается видеофильмом «Байкальские фантазии» о растительном и животном мире озера Байкал. На уроке учащиеся знакомятся с одной из легенд о Байкале, узнают о климате прошлого, о географическом положении Байкала, знакомятся с флорой и фауной Байкала.
...
05 05 2025 3:35:46
Цель урока: сформировать у школьников понятие о высших споровых растениях, проследить усложнение их организации....
04 05 2025 22:46:32
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
03 05 2025 20:32:30
Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...
02 05 2025 11:54:24
Урок раскрывает понятия гигиены одежды, обуви, кожи, профилактики и оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Цели урока: развивать общебиологические понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью....
01 05 2025 12:50:45
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
30 04 2025 10:55:55
Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....
29 04 2025 2:56:15
На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников.
...
28 04 2025 16:33:37
Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....
27 04 2025 9:18:23
Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники.
...
26 04 2025 7:50:29
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
25 04 2025 18:52:26
Урок призван сформировать представление о горных породах биогенного происхождения, показать особенности их формирования, изучить их внешние хаpaктеристики, геологическое время происхождения....
24 04 2025 22:49:22
Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха). По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические....
23 04 2025 0:24:37
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
22 04 2025 11:24:41
Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся.
...
21 04 2025 15:11:26
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
20 04 2025 23:35:31
Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....
19 04 2025 2:10:26
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....
18 04 2025 20:41:49
На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....
17 04 2025 15:19:14
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
16 04 2025 6:26:47
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный хаpaктер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества.
...
15 04 2025 18:36:38
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
14 04 2025 17:49:58
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
13 04 2025 1:35:54
Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....
12 04 2025 16:28:42
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::