Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс
Цель занятия: закрепление и расширение навыков проведения эксперимента, формирование навыков критического мышления, расширение представлений о воде как универсальном веществе природы.
Задачи занятия:
- Образовательные:
- познакомить с методами и приёмами исследований, применяемыми в биологических лабораториях;
- повторить правила техники безопасности при проведении эксперимента.
- Развивающие:
- способствовать развитию познавательных способностей учащихся: логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, умения выяснять причину и следствие, умения обобщать полученные результаты, конкретизировать, делать выводы) ;
- способствовать развитию умственной деятельности (основных качеств ума – самостоятельности, критичности, гибкости, творческой инициативы, избирательности) ;
- способствовать развитию активного умения слушать и воспринимать информацию для обеспечения дальнейшей деятельности;
- продолжить формировать умения работы с оборудованием, схемами пользоваться рекомендациями к выполнению определённого вида деятельности;
- развивать познавательный интерес к образовательной области «Биология»;
- продолжить развитие навыков самостоятельной работы, анализа своей деятельности.
- Воспитательные:
- формировать интерес к познанию живой природы;
- продолжить формировать умения работать в коллективе и находить согласованные решения – развитие межличностных отношений;
- воспитывать независимость суждений;
- воспитывать культуру поведения на занятии;
- продолжить формировать умения оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей;
- показать ученику, что каждый из них является перспективным подростком в принципиальной возможности развития его способностей, всей его личности.
Форма обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: метод самостоятельной работы; беседа, объяснение, наглядные методы, ИКТ, проблемное обучение, метод проекта.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха),
- познавательные (познавательный интерес, создание проблемной ситуации),
- волевые (предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка своей деятельности и коррекция, рефлексия),
- социальные (создание ситуации взаимопомощи и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы).
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: метод устного индивидуального и фронтального контроля.
Планируемые результаты обучения:
- Личностные: формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении и проведении эксперимента.
- Метапредметные: расширение знаний о методах проведения научных исследований и оформлением их результатов.
- Предметные: учащиеся знакомятся с основными методами изучения биологии, правилами техники безопасности в биологическом кабинете.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Свойства воды», вода разных видов (водопроводная, минеральная, дистиллированная), лоток, пробирки, держатель для пробирок, номера групп, задания для групп, спиртовка, электронный градусник из лаборатории «Verrner»,таблички со смайликами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Многие люди поразительно слепы и, не тренируя свою наблюдательность, лишают себя возможности увидеть множество интересных вещей...
А. Ваксберг
Этапы занятия |
Действия учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I. Мотивационный этап (1-2 мин.) | – Здравствуйте, ребята. Сегодня
мы собрались на наше очередное заседание
кружка «Бионика». Надеюсь, вы снова жаждете новых открытий и не только с помощью интересных приборов... Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на занятие |
Регулятивные: волевая
саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
II. Этап актуализации знаний (5 мин.) | Предлагаю определить тему нашего
занятия. А для этого вначале отгадайте загадку. Что это такое?
– Что мы будем изучать? – Вода входит в состав продуктов питания. Какой
овощ наиболее богат водой по вашему мнению? |
Учащиеся смотрят Презентацию.
Ответы детей: вода Что-то о воде.
– Вода может быть жидкой, твёрдой,
газообразной. Дети высказывают свои знания и
предположения |
Познавательные УУД: работа с
информацией, структурирование знаний. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД: определять круг своего незнания, переpaбатывать информацию. |
III. Проектная деятельность (5
мин.) 1. Постановка проблемы
2. Выдвижение гипотезы |
– Что нужно сделать с водой
для того, чтобы она из жидкой превратилась в
газообразную (пар)? (Слайд 12) Каждый взрослый
человек знает, что вода начинает кипеть при
температуре равной сто градусов Цельсия.
Необходимо помнить, что такая температура
кипения будет при нормальном атмосферном
давлении, которое равно 101 кПа (760мм рт. ст). Если,
давление будет иное, температура кипения
изменится. Но условия изменяются для всей воды
одинаково. – Что такое дистиллированная вода? Как вы думаете, какой результат мы получим?
Предлагаю выдвинуть гипотезу –
предположение, которое подтвердится или нет.
У вас на столах лежит план исследований,
которым вы должны руководствоваться. (Приложение
1) Но прежде чем приступить к работе, вспомним правила техники безопасности при работе с нагревательными приборами и правила нагревания жидких веществ (воды) (слайд 12) |
Ответы детей. Нагреть.
Ответы детей. Ответы детей.
Дети рассматривают оборудование и путеводные
листы (план опытов) Ответы детей. |
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация: желание быть успешным, одновременно уважая мнение других Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Познавательные УУД: переpaбатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. выдвигать гипотезу, экспериментально подтверждать её Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль. |
IV. Проведение эксперимента по плану (5 мин.) | – Ребята, вы закончили опыты. Теперь мы
можем подвести итоги: подтвердилась ли наша гипотеза? (слайд 13) Аргументируйте. – Что ещё влияет на температуру кипения воды? – Почему вы так решили? |
Дети поочередно демонстрируют свои
опыты. Фиксируют температуру кипения воды. Дети отвечают, иллюстрируя примерами Ответы детей. Может быть, вещества содержащиеся в воде? Ответы детей. На бутылочках с водой указан состав. |
Познавательные УУД: переpaбатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. экспериментально подтверждать гипотезу Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, проводить эксперимент |
V. Этап открытий новых знаний (4 мин.) | А вы знаете, что у воды есть память? Предлагаю посмотреть видеоролик. |
? Просмотр видеоролика (Приложение 2) |
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация: желание быть успешным, одновременно уважая мнение других Познавательные УУД: переpaбатывать, систематизировать информацию из различных источников. |
VI. Рефлексия (3 мин.) | Что нового вы узнали на занятии? Какое свойство воды вас удивило? Как бы вы оценили свою работу на занятии?
(оценивание проводится поднятием смайликов). |
Ответы детей. Ответы детей. Дети поднимают табличку со смайликами. |
Личностные УУД:
Требовательность к себе, объективность
самооценки. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные УУД: выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. |
VI. Заключение | Закончить наше занятие мне хочется
словами: \"Безгранично многообразие
жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть
только там, где есть вода. Нет живого существа,
если нет воды\". (Игорь
Васильевич Петрянов-Соколов) Берегите воду! |
Просмотр релаксационного ролика с видами водных объектов в сопровождении музыки. | Регулятивные: волевая
саморегуляция. Познавательные УУД: работа с информацией, структурирование знаний. |
Комментарии:

Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
09 10 2025 1:53:17
Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы «Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....
08 10 2025 12:38:37
При проведении летней полевой пpaктики насекомые – самый доступный, многочисленный объект наблюдений и проведения пpaктических занятий. Учащиеся с большим интересом начинают интересоваться многими насекомыми. Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии....
07 10 2025 4:20:23
Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....
06 10 2025 22:41:41
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
05 10 2025 20:41:44
Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....
04 10 2025 13:16:27
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
03 10 2025 20:42:14
Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....
02 10 2025 17:44:34
Главным мотивом выбора темы является пpaктическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....
01 10 2025 8:48:56
Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей.
...
30 09 2025 16:33:17
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
29 09 2025 22:52:21

Работа выполнена для использования на предметной неделе по биологии/экологии. Представлена в форме игры для учащихся 8-х классов. Игра в форме компьютерной презентации позволяет более наглядно представить материал, который поможет закрепить, использовать и дополнить знания учащихся о мире живой природы, в котором мы живем....
28 09 2025 3:13:43
Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий.
На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся.
...
27 09 2025 15:39:19
В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....
26 09 2025 6:48:57
В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....
25 09 2025 8:10:54
Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы.
...
24 09 2025 10:57:46
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....
23 09 2025 21:55:52
Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе.
...
22 09 2025 1:29:42
Цель урока: повторить пройденный материал о внутреннем и внешнем строении птиц, яиц. Изучить новую тему «Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы», используя разные виды наглядных материалов; заслушать материал о представителях страусовых и пингвинов....
21 09 2025 5:47:23
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
20 09 2025 16:55:21
Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика.
...
19 09 2025 5:34:19
На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами.
...
18 09 2025 14:32:14
У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....
17 09 2025 2:31:13
В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии").
...
16 09 2025 13:11:37
Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека.
...
15 09 2025 15:58:35
Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....
14 09 2025 10:14:19

Урок-игра «Эволюция в вопросах и ответах» предлагается учащимся 9-х классов с целью обобщения, закрепления знаний. Задания составлены с использованием интеpaктивных методов и средств обучения и направлены на усвоение проблемных вопросов «Развитие эволюционного учения», «Адаптации», «Макро- и микроэволюция». Каждый этап урока сопровождается заданиями на интеpaктивной доске....
13 09 2025 6:22:38
Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации.
Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....
12 09 2025 11:55:38
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....
11 09 2025 21:17:18
Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....
10 09 2025 19:19:19
Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....
09 09 2025 19:28:32
Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся.
...
08 09 2025 12:19:43
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике.
...
07 09 2025 7:16:35
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....
06 09 2025 10:46:50
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
05 09 2025 9:28:20
Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....
04 09 2025 17:57:43

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
03 09 2025 18:22:56
Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....
02 09 2025 20:31:37
Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....
01 09 2025 9:54:43
Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....
31 08 2025 16:51:52
Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....
30 08 2025 4:24:42
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
29 08 2025 6:41:14
Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской СОШ Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, пpaктической природоохранной деятельности....
28 08 2025 21:32:45
Цель урока: расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на пернатых; продолжить формирование негативного отношения к действиям, разрушающим естественную среду обитания растений и животных....
27 08 2025 19:48:10
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
26 08 2025 5:17:23
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
25 08 2025 21:41:54
Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....
24 08 2025 22:18:48
Завершающий урок в теме «Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....
23 08 2025 13:58:44
На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...
22 08 2025 20:33:53
Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....
21 08 2025 6:59:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::