Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс
Цель занятия: закрепление и расширение навыков проведения эксперимента, формирование навыков критического мышления, расширение представлений о воде как универсальном веществе природы.
Задачи занятия:
- Образовательные:
- познакомить с методами и приёмами исследований, применяемыми в биологических лабораториях;
- повторить правила техники безопасности при проведении эксперимента.
- Развивающие:
- способствовать развитию познавательных способностей учащихся: логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, умения выяснять причину и следствие, умения обобщать полученные результаты, конкретизировать, делать выводы) ;
- способствовать развитию умственной деятельности (основных качеств ума – самостоятельности, критичности, гибкости, творческой инициативы, избирательности) ;
- способствовать развитию активного умения слушать и воспринимать информацию для обеспечения дальнейшей деятельности;
- продолжить формировать умения работы с оборудованием, схемами пользоваться рекомендациями к выполнению определённого вида деятельности;
- развивать познавательный интерес к образовательной области «Биология»;
- продолжить развитие навыков самостоятельной работы, анализа своей деятельности.
- Воспитательные:
- формировать интерес к познанию живой природы;
- продолжить формировать умения работать в коллективе и находить согласованные решения – развитие межличностных отношений;
- воспитывать независимость суждений;
- воспитывать культуру поведения на занятии;
- продолжить формировать умения оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей;
- показать ученику, что каждый из них является перспективным подростком в принципиальной возможности развития его способностей, всей его личности.
Форма обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: метод самостоятельной работы; беседа, объяснение, наглядные методы, ИКТ, проблемное обучение, метод проекта.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха),
- познавательные (познавательный интерес, создание проблемной ситуации),
- волевые (предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка своей деятельности и коррекция, рефлексия),
- социальные (создание ситуации взаимопомощи и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы).
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: метод устного индивидуального и фронтального контроля.
Планируемые результаты обучения:
- Личностные: формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении и проведении эксперимента.
- Метапредметные: расширение знаний о методах проведения научных исследований и оформлением их результатов.
- Предметные: учащиеся знакомятся с основными методами изучения биологии, правилами техники безопасности в биологическом кабинете.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Свойства воды», вода разных видов (водопроводная, минеральная, дистиллированная), лоток, пробирки, держатель для пробирок, номера групп, задания для групп, спиртовка, электронный градусник из лаборатории «Verrner»,таблички со смайликами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Многие люди поразительно слепы и, не тренируя свою наблюдательность, лишают себя возможности увидеть множество интересных вещей...
А. Ваксберг
Этапы занятия |
Действия учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I. Мотивационный этап (1-2 мин.) | – Здравствуйте, ребята. Сегодня
мы собрались на наше очередное заседание
кружка «Бионика». Надеюсь, вы снова жаждете новых открытий и не только с помощью интересных приборов... Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на занятие |
Регулятивные: волевая
саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
II. Этап актуализации знаний (5 мин.) | Предлагаю определить тему нашего
занятия. А для этого вначале отгадайте загадку. Что это такое?
– Что мы будем изучать? – Вода входит в состав продуктов питания. Какой
овощ наиболее богат водой по вашему мнению? |
Учащиеся смотрят Презентацию.
Ответы детей: вода Что-то о воде.
– Вода может быть жидкой, твёрдой,
газообразной. Дети высказывают свои знания и
предположения |
Познавательные УУД: работа с
информацией, структурирование знаний. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД: определять круг своего незнания, переpaбатывать информацию. |
III. Проектная деятельность (5
мин.) 1. Постановка проблемы
2. Выдвижение гипотезы |
– Что нужно сделать с водой
для того, чтобы она из жидкой превратилась в
газообразную (пар)? (Слайд 12) Каждый взрослый
человек знает, что вода начинает кипеть при
температуре равной сто градусов Цельсия.
Необходимо помнить, что такая температура
кипения будет при нормальном атмосферном
давлении, которое равно 101 кПа (760мм рт. ст). Если,
давление будет иное, температура кипения
изменится. Но условия изменяются для всей воды
одинаково. – Что такое дистиллированная вода? Как вы думаете, какой результат мы получим?
Предлагаю выдвинуть гипотезу –
предположение, которое подтвердится или нет.
У вас на столах лежит план исследований,
которым вы должны руководствоваться. (Приложение
1) Но прежде чем приступить к работе, вспомним правила техники безопасности при работе с нагревательными приборами и правила нагревания жидких веществ (воды) (слайд 12) |
Ответы детей. Нагреть.
Ответы детей. Ответы детей.
Дети рассматривают оборудование и путеводные
листы (план опытов) Ответы детей. |
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация: желание быть успешным, одновременно уважая мнение других Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Познавательные УУД: переpaбатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. выдвигать гипотезу, экспериментально подтверждать её Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль. |
IV. Проведение эксперимента по плану (5 мин.) | – Ребята, вы закончили опыты. Теперь мы
можем подвести итоги: подтвердилась ли наша гипотеза? (слайд 13) Аргументируйте. – Что ещё влияет на температуру кипения воды? – Почему вы так решили? |
Дети поочередно демонстрируют свои
опыты. Фиксируют температуру кипения воды. Дети отвечают, иллюстрируя примерами Ответы детей. Может быть, вещества содержащиеся в воде? Ответы детей. На бутылочках с водой указан состав. |
Познавательные УУД: переpaбатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. экспериментально подтверждать гипотезу Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, проводить эксперимент |
V. Этап открытий новых знаний (4 мин.) | А вы знаете, что у воды есть память? Предлагаю посмотреть видеоролик. |
? Просмотр видеоролика (Приложение 2) |
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация: желание быть успешным, одновременно уважая мнение других Познавательные УУД: переpaбатывать, систематизировать информацию из различных источников. |
VI. Рефлексия (3 мин.) | Что нового вы узнали на занятии? Какое свойство воды вас удивило? Как бы вы оценили свою работу на занятии?
(оценивание проводится поднятием смайликов). |
Ответы детей. Ответы детей. Дети поднимают табличку со смайликами. |
Личностные УУД:
Требовательность к себе, объективность
самооценки. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные УУД: выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. |
VI. Заключение | Закончить наше занятие мне хочется
словами: \"Безгранично многообразие
жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть
только там, где есть вода. Нет живого существа,
если нет воды\". (Игорь
Васильевич Петрянов-Соколов) Берегите воду! |
Просмотр релаксационного ролика с видами водных объектов в сопровождении музыки. | Регулятивные: волевая
саморегуляция. Познавательные УУД: работа с информацией, структурирование знаний. |
Комментарии:
Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома. ...
18 03 2024 14:10:58
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
17 03 2024 4:29:44
Данный пpaктический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме "Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ. ...
16 03 2024 13:14:12
Отдаленная гибридизация — это такое скрещивание, при котором выбранные пары относятся к разным видам или родам, то есть отдаленные друг от друга не географически, а родственно. Цель отдаленной гибридизации заключается в получении особей, которые сочетают в себе ценные признаки и свойства различных видов....
15 03 2024 5:17:54
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...
14 03 2024 0:25:54
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
13 03 2024 5:10:27
Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме «Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия. ...
12 03 2024 15:24:56
Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...
11 03 2024 22:24:12
Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....
10 03 2024 1:37:33
На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....
09 03 2024 7:20:12
В общей биологии тема «Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы. В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....
08 03 2024 8:46:16
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме. ...
07 03 2024 11:27:23
Урок способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающему миру, изложение нового материала базируется на уже имеющиеся у учащихся знания....
06 03 2024 4:33:52
Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....
05 03 2024 3:23:58
Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ. ...
04 03 2024 14:24:36
Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....
03 03 2024 14:47:10
Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...
02 03 2024 17:17:57
Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....
01 03 2024 10:55:30
Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения. Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....
29 02 2024 0:51:16
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
28 02 2024 14:39:47
В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время. ...
27 02 2024 18:36:34
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...
26 02 2024 15:23:16
В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....
25 02 2024 11:24:23
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
24 02 2024 20:49:20
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
23 02 2024 6:37:55
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения. ...
22 02 2024 15:26:52
Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...
21 02 2024 6:36:59
В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....
20 02 2024 7:31:56
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
19 02 2024 8:39:51
Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение". ...
18 02 2024 20:59:22
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...
17 02 2024 11:26:40
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
16 02 2024 13:34:34
Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость. ...
15 02 2024 20:33:29
Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с пpaктикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....
14 02 2024 9:53:11
Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....
13 02 2024 2:43:10
Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...
12 02 2024 19:52:53
Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство. Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, пpaктическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности. ...
11 02 2024 22:47:42
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
10 02 2024 13:42:13
Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...
09 02 2024 1:48:48
Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....
08 02 2024 23:29:47
Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока. ...
07 02 2024 0:33:45
Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....
06 02 2024 1:44:51
В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание пpaктического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса "Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....
05 02 2024 19:30:16
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза. ...
04 02 2024 3:20:22
В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....
03 02 2024 12:37:16
Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников. ...
02 02 2024 10:58:16
Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...
01 02 2024 16:23:40
Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....
31 01 2024 5:44:55
Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер. ...
30 01 2024 5:59:42
В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....
29 01 2024 12:24:49
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::