Школьный пpaктикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Школьный пpaктикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология


    Школьный пpaктикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология

Урок – основная форма организации обучения. На уроке учитель систематически решает все учебно-воспитательные задачи, что требует рационального использования времени на уроке, высокой эффективности всех его звеньев. Эффективность урока зависит от умения выделять основное содержание, определять вспомогательный материал, намечать умения, формирование которых должно осуществляться на уроке. Новые подходы к преподаванию – это гуманизация образования и в первую очередь, развитие личности ребенка, его эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер. Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьника, но и создавать условия для его развития.
Ученик на уроке – полноценный участник различных форм работы. Педагог, организуя коллективную деятельность учащихся, принимает в ней активное участие: он объясняет, показывает, подводит к проблеме, создает ситуацию успеха, поощряет, вселяет уверенность, заинтересовывает, формирует мотивы учения. Принципы развивающего, личностно-ориентированного образования предполагают выбор определенных педагогических технологий, приемов и средств обучения.
Эффективность развивающего обучения проявляется, прежде всего, в активизации учебной деятельности школьников. Активизация познавательной деятельности достигается в условиях тесной связи теории и пpaктики обучения. Частые переходы от теории к пpaктике и наоборот являются одним из условий развития учащихся, успешного овладения знаниями.
Каждая учебная дисциплина раскрывает в объектах и явлениях окружающего мира определенную группу признаков и свойств и исследует их своими специфическими методами и приемами.
Так, в биологии – это работа с микроскопом, приготовление микропрепарата, определение растений и животных, анализ строения органов растения, животного и человека, сравнение различных биологических объектов, наблюдение, описание и составление хаpaктеристик, постановка учебных опытов и т.д.
Я остановлюсь на использовании некоторых методов и приемов в обучении, которые связаны с пpaктической деятельностью учащихся на уроках биологии:

Работа с натуральными объектами.

В процессе работы с натуральными объектами у учащихся формируется умение проводить наблюдения, ставить опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять пpaктические работы. Результаты своей деятельности школьники фиксируют в виде описаний, составления схем, заполнения таблиц, учебного рисунка, выводов, обобщении. Самый распространенный прием учебной работы наблюдение (использование органов чувств для определения свойств объекта или явления). Он требует выполнение следующих действий:

    1. Прочитать задание и четко осознать цель наблюдения;
    2. Рассмотреть наблюдаемый объект или явление в целом;
    3. Выбрать для наблюдения признаки объекта в соответствии с поставленной целью;
    4. Рассмотреть признаки объекта визуально или с помощью увеличительных приборов;
    5. Зарисовать или записать (в таблицу, схему) результаты наблюдений;
    6. Проверить соответствие результата выполненной работы (наблюдения) поставленной цели;
    7. Сформулировать вывод соответственно поставленной цели наблюдения.

Результатом наблюдения является описание конкретного биологического объекта.
Так, например, на уроке в теме: «Голосеменные» учащиеся выполняют пpaктическую работу по сравнению веток сосны и ели с использованием гербарного материала. Свои наблюдения и результаты учащиеся записывают в таблицу

Название растения

Окраска коры

Хвоя

Шишки

Длина

Расположение на ветке

Размер

Форма чешуек

сосна

 

 

 

 

 

ель

 

 

 

 

 


 

 

 

А затем делают вывод, в котором устанавливают сходство и различие данных объектов.
Гербарные экземпляры могут быть использованы как для получения знаний, так и при проверке их.
Так при проверке знаний по теме: «Покрытосеменные. Классификация» используются гербарные экземпляры цветковых растений для определения:

  1. Класса;
  2. Семейства по признакам, о которых учащиеся узнали на предыдущих уроках;

Предлагается заполнить карточку (для проверки знаний по теме)

1 в.

2 в.

1. Перечисли признаки класса однодольных;

1. Перечисли признаки класса двудольных;

2. По гербарному экземпляру определи класс, семейство;

2. По гербарному экземпляру определи класс, семейство;

3. Назови 3-5 представителей данного семейства.

3. Назови 3-5 представителей данного семейства.

Учащимся предлагаются гербарные экземпляры:
1 в. – семейства: крестоцветные, мотыльковые, лилейные;
2 в. - семейства: розоцветные, пасленовые, злаки.
Либо второй вариант проверки знаний учащихся по теме.

Контрольная работа.
Тема: Систематика цветковых растений.
I вариант.

I. Признаки однодольных растений:

Семядолей ____ ;

Коневая система ;

Жилкование _____ ;

Части цветка кратны ;

 

 

II. По модели цветка определи семейства:

1. Семейство:__________________________

2. Семейство:__________________________

______________________________________

_______________________________________

Представители: _________________________

Представители: _________________________

______________________________________

_______________________________________

______________________________________

_______________________________________

Формула цветка:________________________

Формула цветка: _________________________

______________________________________

_______________________________________

3. Семейство:__________________________

4. Семейство:__________________________

______________________________________

_______________________________________

Представители: _________________________

Представители: _________________________

______________________________________

_______________________________________

Формула цветка: ________________________

Формула цветка: _________________________

______________________________________

_______________________________________

 

II вариант.

I. Признаки двудольных растений:

 

Семядолей ;

Коневая система ;

Жилкование ;

Части цветка кратны ;

 

 

II. По модели цветка определи семейства:

1. Семейство: __________________________

2. Семейство:__________________________

_______________________________________

_______________________________________

Представители:__________________________

Представители:__________________________

_______________________________________

_______________________________________

Формула цветка:_________________________

Формула цветка:_________________________

_______________________________________

_______________________________________

3. Семейство:__________________________

4. Семейство:__________________________

_______________________________________

_______________________________________

Представители:__________________________

Представители:__________________________

_______________________________________

_______________________________________

Формула цветка:_________________________

Формула цветка:_________________________

_______________________________________

_______________________________________

По теме «Лист» для контроля можно использовать карточку:
Контрольная работа по биологии, 7 класс
по теме: «Лист»

1. Внешнее строение листа:

_______________________________________________

 

_______________________________________________

2. Листья бывают:

_______________________________________________

 

_______________________________________________

3. Простой лист состоит:

_______________________________________________

 

_______________________________________________

4. Сложный лист состоит:

_______________________________________________

 

_______________________________________________

5. Жилкование - это

_______________________________________________

 

_______________________________________________

6. Жилкование бывает:

а)_____________________________________________

 

б)_____________________________________________

 

в)_____________________________________________

7. Листоположение - это

_______________________________________________

 

_______________________________________________

8. Листоположение бывает:

а)_____________________________________________

 

б)_____________________________________________

 

в)_____________________________________________

9. Внутреннее строение листа, лист состоит из:

 

а)_____________________________________________

 

б)_____________________________________________

 

в)_____________________________________________

Проблемное обучение.

Активность учащихся повышается, если учитель поставленную задачу включает в проблемную ситуацию, создает такие условия, при которых ученик отвечает на вопросы: «Почему происходит данное явление? Какова причина этого явления?»
Выделяют 3 основных вида проблемного обучения:

  1. Проблемное изложение знаний: учитель не только сообщает ученикам те или иные положения, но и «рассуждая вслух» ставит проблему и показывает процесс её решения;
  2. Привлечение учащихся к поиску отдельных этапов изложения знаний: при изложении материала перед учащимися ставят вопросы, требующие процесса поиска и самостоятельного решения той или иной познавательной задачи;
  3. Исследовательский метод обучения: проведение опытов, экспериментов, лабораторных работ.

Повышению мотивации к учению способствует исследовательская работа непосредственно с натуральным объектом. Так при изучении темы: «Строение цветка» выполняется лабораторная работа с использованием натурального объекта:

    1. разделение цветка на части;
    2. зарисовка;
    3. схема строения цветка (подписать его часть).

Учащиеся не только рассматривают, но и проговаривают название частей изучаемого объекта, т.к. они должны не только увидеть, но и услышать, соединить чувствительное восприятие со словом.
Учебный опыт используют для исследования явлений, с целью установления причинно-следственных связей. Работа с конкретным материалом позволяет детям постепенно переходить самим к абстpaктному мышлению – выделению признаков и свойств предметов, отличие их от других.
Так при изучении темы: «Вещества семени» учащиеся вместе с учителем составляют схему:

А затем проводят серию опытов, доказывающих, что в состав семян входят эти вещества:

Опыт № 1.: в пробирку помещаются семена, пробирка нагревается, на её стенках образуются капельки воды.
Опыт № 2: продолжаем нагревать семена, пока они не обуглятся.
Примечание: опыт 1и 2 – демонстрируется учителем, а опыт 3-5 выполняют сами учащиеся.

Опыт № 3: взять лист бумаги, поместить на него семя подсолнечника, раздавить его. Что образуется? Докажите, что это не вода?
Опыт № 4: взять муку, замесить небольшой комочек теста, поместить в марлю, хорошо промыть в пробирке с водой. Раскрыть марлю. Видим блестящее вязкое вещество, это растительный белок – клейковина.
Опыт № 5: в пробирку, в которой промывали тесто, капните каплю йода. Что произошло? Под действием йода синеет крахмал, а крахмал – это углевод.
Попробуйте капнуть каплю йода в пробирку с водой из-под крана? Какого она цвета?
Сравните 2 пробирки.

Экскурсии.

Большое эмоциональное и познавательное значение имеет знакомство с предметами и явлениями непосредственно в окружающей среде во время проведения экскурсий.
Например, во время экскурсии по теме: «Распространение плодов и семян» учащиеся находят плоды и семена, устанавливают какие плоды сочные, какие сухие; определяют какие приспособления для распространения они имеют.
Во время проведения экскурсии по теме: «Птицы зимой» учащиеся не только наблюдают за зимующими в нашем регионе птицами, но и развешивают изготовленные заранее кормушки, знакомятся с тем, какой корм необходимо отобрать для птиц. Устанавливают дежурство по наполнению кормушек кормом.

Пpaктические работы.

Например, уход за комнатными растениями, контроль санитарного состояния классных комнат и т.д.. Побуждают интерес к предмету, а главное – развивают самостоятельное мышление у учащихся, необходимое в общении с природой.

Кинофильмы или фрагменты.

Использование кинофильмов или фрагментов также повышает эффективность урока. Цель их использования – это знакомство с такими предметами и объектами природы, которых нет в непосредственном природном окружении.
Используя определенный опыт познания учащихся, учитель может вводить перечисленные выше приемы обучения либо целиком, либо только некоторые новые действия. Учитель становится организатором и руководителем учебной деятельности ученика. Основным тружеником в учении должен стать сам ребенок, которого необходимо вооружить знанием приемов умственной и пpaктической деятельности. Только при этих условиях ученик овладеет умениями и осознанно будет их использовать в обучении. Если отобранное учителем содержание учебного материала, пpaктический материал будет постоянно удивлять ребят, то интерес к предмету никогда не угаснет.



Комментарии:

Экологическая тропа


    Экологическая тропа

      Экологическая тропа - это учебно-просветительный "кабинет" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней. Проводить экскурсии и походы по экологическим тропам можно как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательной школе....

09 10 2025 17:12:31

Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)


    Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)

      Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза. ...

08 10 2025 10:57:27

Французские мастерские на уроках биологии

Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

07 10 2025 12:39:14

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

06 10 2025 6:34:28

Обобщающий урок-игра по теме "Жители моря"

Цель урока: повторение и закрепление знаний зоологии морских животных в форме комaндной игры с презентацией, содержащей элементы интеpaктивности, и творческого отчета групп учащихся по домашнему заданию. Презентацию можно использовать и вне контекста комaндной игры на уроке, например во внеурочной работе, включив в план недели биологии....

05 10 2025 3:52:40

Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс


    Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс

      Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков, которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами. ...

04 10 2025 7:50:29

Разработка урока по биологии по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"


    Разработка урока по биологии по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....

03 10 2025 11:20:23

Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ


    Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ

      Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...

02 10 2025 15:11:49

Гуманизм и образование


    Гуманизм и образование

      Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

01 10 2025 11:16:42

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

30 09 2025 10:21:45

Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе


    Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе

      Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....

29 09 2025 17:41:17

Заболевания органов дыхания, их предупреждение


    Заболевания органов дыхания, их предупреждение

      Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью. ...

28 09 2025 12:37:14

Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс

      Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....

27 09 2025 12:59:10

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс

      Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....

26 09 2025 18:54:22

Эволюция нервной системы. 7-й класс

Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....

25 09 2025 18:11:22

Урок по теме "Организм растения - единое целое"


    Урок по теме "Организм растения - единое целое"

      Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов. ...

24 09 2025 16:38:50

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии


    Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

      Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....

23 09 2025 1:41:27

Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"


    Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"

      Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе. ...

22 09 2025 2:13:16

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....

21 09 2025 9:34:52

Многообразие моллюсков, их значение в природе


    Многообразие моллюсков, их значение в природе

      Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....

20 09 2025 8:36:56

Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"


    Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"

      Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....

19 09 2025 17:56:53

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

18 09 2025 4:46:48

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

17 09 2025 7:22:56

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

16 09 2025 13:20:33

Внешнее строение и образ жизни насекомых


    Внешнее строение и образ жизни насекомых

      Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. ...

15 09 2025 17:46:25

Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс


    Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс

      Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....

14 09 2025 2:42:56

Биологическая игра "Мир вокруг нас"


    Биологическая игра "Мир вокруг нас"

      В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....

13 09 2025 13:52:54

Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество. ...

12 09 2025 15:39:59

Строение клетки


    Строение клетки

      Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....

11 09 2025 8:54:58

Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"


    Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"

      Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....

10 09 2025 4:10:19

Урок-панорама "Наследственные заболевания"


    Урок-панорама "Наследственные заболевания"

      Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике. ...

09 09 2025 2:40:53

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

08 09 2025 14:52:18

Конспект интегрированного учебного занятия "Подготовка информационного бюллетеня "Происхождение жизни на Земле". Оформление текста с помощью колонок и рисунков"


    Конспект интегрированного учебного занятия "Подготовка информационного бюллетеня "Происхождение жизни на Земле". Оформление текста с помощью колонок и рисунков"

      Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов. ...

07 09 2025 8:15:51

Формула здоровья


    Формула здоровья

      Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....

06 09 2025 3:22:16

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

05 09 2025 23:59:16

Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки


    Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки

      В общей биологии тема «Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы. В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....

04 09 2025 11:57:26

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

03 09 2025 23:18:44

Растения сада. 5-й класс


    Растения сада. 5-й класс

      Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....

02 09 2025 9:38:35

Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"


    Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"

      Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г. Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных. ...

01 09 2025 14:48:56

Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма


    Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма

      Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....

31 08 2025 15:29:14

Урок по теме "Движение крови в организме"


    Урок по теме "Движение крови в организме"

      На этапе актуализации опopных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов. ...

30 08 2025 1:13:22

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

29 08 2025 18:33:36

Тема урока: "Рациональное питание"


    Тема урока: "Рациональное питание"

      Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....

28 08 2025 20:33:50

Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс


    Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс

      Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде....

27 08 2025 1:22:27

Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс


    Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс

      Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....

26 08 2025 12:26:12

Урок "Многообразие живых организмов и их роль в биосфере"


    Урок "Многообразие живых организмов и их роль в биосфере"

      Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....

25 08 2025 2:34:31

Сон и его значение

Сон и его значение Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....

24 08 2025 4:29:24

Урок "Моделирование естественного отбора"


    Урок "Моделирование естественного отбора"

      Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать! ...

23 08 2025 17:42:10

Устный журнал "Берегите свое здоровье"


    Устный журнал "Берегите свое здоровье"

      Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения. ...

22 08 2025 3:29:26

Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"

      Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....

21 08 2025 22:18:44

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::