Школьный практикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Школьный практикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология

Урок – основная форма организации обучения. На уроке учитель систематически решает все учебно-воспитательные задачи, что требует рационального использования времени на уроке, высокой эффективности всех его звеньев. Эффективность урока зависит от умения выделять основное содержание, определять вспомогательный материал, намечать умения, формирование которых должно осуществляться на уроке. Новые подходы к преподаванию – это гуманизация образования и в первую очередь, развитие личности ребенка, его эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер. Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьника, но и создавать условия для его развития.
Ученик на уроке – полноценный участник различных форм работы. Педагог, организуя коллективную деятельность учащихся, принимает в ней активное участие: он объясняет, показывает, подводит к проблеме, создает ситуацию успеха, поощряет, вселяет уверенность, заинтересовывает, формирует мотивы учения. Принципы развивающего, личностно-ориентированного образования предполагают выбор определенных педагогических технологий, приемов и средств обучения.
Эффективность развивающего обучения проявляется, прежде всего, в активизации учебной деятельности школьников. Активизация познавательной деятельности достигается в условиях тесной связи теории и практики обучения. Частые переходы от теории к практике и наоборот являются одним из условий развития учащихся, успешного овладения знаниями.
Каждая учебная дисциплина раскрывает в объектах и явлениях окружающего мира определенную группу признаков и свойств и исследует их своими специфическими методами и приемами.
Так, в биологии – это работа с микроскопом, приготовление микропрепарата, определение растений и животных, анализ строения органов растения, животного и человека, сравнение различных биологических объектов, наблюдение, описание и составление характеристик, постановка учебных опытов и т.д.
Я остановлюсь на использовании некоторых методов и приемов в обучении, которые связаны с практической деятельностью учащихся на уроках биологии:

Работа с натуральными объектами.

В процессе работы с натуральными объектами у учащихся формируется умение проводить наблюдения, ставить опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы. Результаты своей деятельности школьники фиксируют в виде описаний, составления схем, заполнения таблиц, учебного рисунка, выводов, обобщении. Самый распространенный прием учебной работы наблюдение (использование органов чувств для определения свойств объекта или явления). Он требует выполнение следующих действий:

    1. Прочитать задание и четко осознать цель наблюдения;
    2. Рассмотреть наблюдаемый объект или явление в целом;
    3. Выбрать для наблюдения признаки объекта в соответствии с поставленной целью;
    4. Рассмотреть признаки объекта визуально или с помощью увеличительных приборов;
    5. Зарисовать или записать (в таблицу, схему) результаты наблюдений;
    6. Проверить соответствие результата выполненной работы (наблюдения) поставленной цели;
    7. Сформулировать вывод соответственно поставленной цели наблюдения.

Результатом наблюдения является описание конкретного биологического объекта.
Так, например, на уроке в теме: «Голосеменные» учащиеся выполняют практическую работу по сравнению веток сосны и ели с использованием гербарного материала. Свои наблюдения и результаты учащиеся записывают в таблицу

Название растения

Окраска коры

Хвоя

Шишки

Длина

Расположение на ветке

Размер

Форма чешуек

сосна

 

 

 

 

 

ель

 

 

 

 

 


 

 

 

А затем делают вывод, в котором устанавливают сходство и различие данных объектов.
Гербарные экземпляры могут быть использованы как для получения знаний, так и при проверке их.
Так при проверке знаний по теме: «Покрытосеменные. Классификация» используются гербарные экземпляры цветковых растений для определения:

  1. Класса;
  2. Семейства по признакам, о которых учащиеся узнали на предыдущих уроках;

Предлагается заполнить карточку (для проверки знаний по теме)

1 в.

2 в.

1. Перечисли признаки класса однодольных;

1. Перечисли признаки класса двудольных;

2. По гербарному экземпляру определи класс, семейство;

2. По гербарному экземпляру определи класс, семейство;

3. Назови 3-5 представителей данного семейства.

3. Назови 3-5 представителей данного семейства.

Учащимся предлагаются гербарные экземпляры:
1 в. – семейства: крестоцветные, мотыльковые, лилейные;
2 в. - семейства: розоцветные, пасленовые, злаки.
Либо второй вариант проверки знаний учащихся по теме.

Контрольная работа.
Тема: Систематика цветковых растений.
I вариант.

I. Признаки однодольных растений:

Семядолей ____ ;

Коневая система ;

Жилкование _____ ;

Части цветка кратны ;

 

 

II. По модели цветка определи семейства:

1. Семейство:__________________________

2. Семейство:__________________________

______________________________________

_______________________________________

Представители: _________________________

Представители: _________________________

______________________________________

_______________________________________

______________________________________

_______________________________________

Формула цветка:________________________

Формула цветка: _________________________

______________________________________

_______________________________________

3. Семейство:__________________________

4. Семейство:__________________________

______________________________________

_______________________________________

Представители: _________________________

Представители: _________________________

______________________________________

_______________________________________

Формула цветка: ________________________

Формула цветка: _________________________

______________________________________

_______________________________________

 

II вариант.

I. Признаки двудольных растений:

 

Семядолей ;

Коневая система ;

Жилкование ;

Части цветка кратны ;

 

 

II. По модели цветка определи семейства:

1. Семейство: __________________________

2. Семейство:__________________________

_______________________________________

_______________________________________

Представители:__________________________

Представители:__________________________

_______________________________________

_______________________________________

Формула цветка:_________________________

Формула цветка:_________________________

_______________________________________

_______________________________________

3. Семейство:__________________________

4. Семейство:__________________________

_______________________________________

_______________________________________

Представители:__________________________

Представители:__________________________

_______________________________________

_______________________________________

Формула цветка:_________________________

Формула цветка:_________________________

_______________________________________

_______________________________________

По теме «Лист» для контроля можно использовать карточку:
Контрольная работа по биологии, 7 класс
по теме: «Лист»

1. Внешнее строение листа:

_______________________________________________

 

_______________________________________________

2. Листья бывают:

_______________________________________________

 

_______________________________________________

3. Простой лист состоит:

_______________________________________________

 

_______________________________________________

4. Сложный лист состоит:

_______________________________________________

 

_______________________________________________

5. Жилкование - это

_______________________________________________

 

_______________________________________________

6. Жилкование бывает:

а)_____________________________________________

 

б)_____________________________________________

 

в)_____________________________________________

7. Листоположение - это

_______________________________________________

 

_______________________________________________

8. Листоположение бывает:

а)_____________________________________________

 

б)_____________________________________________

 

в)_____________________________________________

9. Внутреннее строение листа, лист состоит из:

 

а)_____________________________________________

 

б)_____________________________________________

 

в)_____________________________________________

Проблемное обучение.

Активность учащихся повышается, если учитель поставленную задачу включает в проблемную ситуацию, создает такие условия, при которых ученик отвечает на вопросы: «Почему происходит данное явление? Какова причина этого явления?»
Выделяют 3 основных вида проблемного обучения:

  1. Проблемное изложение знаний: учитель не только сообщает ученикам те или иные положения, но и «рассуждая вслух» ставит проблему и показывает процесс её решения;
  2. Привлечение учащихся к поиску отдельных этапов изложения знаний: при изложении материала перед учащимися ставят вопросы, требующие процесса поиска и самостоятельного решения той или иной познавательной задачи;
  3. Исследовательский метод обучения: проведение опытов, экспериментов, лабораторных работ.

Повышению мотивации к учению способствует исследовательская работа непосредственно с натуральным объектом. Так при изучении темы: «Строение цветка» выполняется лабораторная работа с использованием натурального объекта:

    1. разделение цветка на части;
    2. зарисовка;
    3. схема строения цветка (подписать его часть).

Учащиеся не только рассматривают, но и проговаривают название частей изучаемого объекта, т.к. они должны не только увидеть, но и услышать, соединить чувствительное восприятие со словом.
Учебный опыт используют для исследования явлений, с целью установления причинно-следственных связей. Работа с конкретным материалом позволяет детям постепенно переходить самим к абстрактному мышлению – выделению признаков и свойств предметов, отличие их от других.
Так при изучении темы: «Вещества семени» учащиеся вместе с учителем составляют схему:

А затем проводят серию опытов, доказывающих, что в состав семян входят эти вещества:

Опыт № 1.: в пробирку помещаются семена, пробирка нагревается, на её стенках образуются капельки воды.
Опыт № 2: продолжаем нагревать семена, пока они не обуглятся.
Примечание: опыт 1и 2 – демонстрируется учителем, а опыт 3-5 выполняют сами учащиеся.

Опыт № 3: взять лист бумаги, поместить на него семя подсолнечника, раздавить его. Что образуется? Докажите, что это не вода?
Опыт № 4: взять муку, замесить небольшой комочек теста, поместить в марлю, хорошо промыть в пробирке с водой. Раскрыть марлю. Видим блестящее вязкое вещество, это растительный белок – клейковина.
Опыт № 5: в пробирку, в которой промывали тесто, капните каплю йода. Что произошло? Под действием йода синеет крахмал, а крахмал – это углевод.
Попробуйте капнуть каплю йода в пробирку с водой из-под крана? Какого она цвета?
Сравните 2 пробирки.

Экскурсии.

Большое эмоциональное и познавательное значение имеет знакомство с предметами и явлениями непосредственно в окружающей среде во время проведения экскурсий.
Например, во время экскурсии по теме: «Распространение плодов и семян» учащиеся находят плоды и семена, устанавливают какие плоды сочные, какие сухие; определяют какие приспособления для распространения они имеют.
Во время проведения экскурсии по теме: «Птицы зимой» учащиеся не только наблюдают за зимующими в нашем регионе птицами, но и развешивают изготовленные заранее кормушки, знакомятся с тем, какой корм необходимо отобрать для птиц. Устанавливают дежурство по наполнению кормушек кормом.

Практические работы.

Например, уход за комнатными растениями, контроль санитарного состояния классных комнат и т.д.. Побуждают интерес к предмету, а главное – развивают самостоятельное мышление у учащихся, необходимое в общении с природой.

Кинофильмы или фрагменты.

Использование кинофильмов или фрагментов также повышает эффективность урока. Цель их использования – это знакомство с такими предметами и объектами природы, которых нет в непосредственном природном окружении.
Используя определенный опыт познания учащихся, учитель может вводить перечисленные выше приемы обучения либо целиком, либо только некоторые новые действия. Учитель становится организатором и руководителем учебной деятельности ученика. Основным тружеником в учении должен стать сам ребенок, которого необходимо вооружить знанием приемов умственной и практической деятельности. Только при этих условиях ученик овладеет умениями и осознанно будет их использовать в обучении. Если отобранное учителем содержание учебного материала, практический материал будет постоянно удивлять ребят, то интерес к предмету никогда не угаснет.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок биологии для учащихся 6-го класса по теме "Знакомство с характерными признаками класса однодольных и двудольных растений"

Большое внимание при изучении курса биологии уделяется проведению практических и лабораторных работ. Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить данный урок, который направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами....

24 07 2021 4:41:12

Открытый урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости"

Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта. ...

24 07 2021 2:39:33

Элективный курс "Тайны человеческого тела"

В курсе дан интересный материал об особенностях строения практически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и смерть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

24 07 2021 21:54:43

Урок биологии по теме "Анализаторы"

Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интерактивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....

24 07 2021 22:27:16

38 недель в своем мире

Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....

24 07 2021 5:18:23

"Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)

Внеклассное занятие в форме игры " Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....

24 07 2021 10:26:17

Взаимосвязь организмов в сообществе Биология

Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...

24 07 2021 2:29:42

Роль птиц в природе и жизни человека

Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....

24 07 2021 11:44:50

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стебле"

Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стебля; роли стебля в обеспечении целостности растения....

24 07 2021 13:33:34

Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс

Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по характерным признакам....

24 07 2021 21:42:36

"Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой

Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

24 07 2021 1:32:17

Взаимоотношения между организмами

Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....

24 07 2021 16:31:59

Занятие в творческом объединении "Цветоводство"

Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....

24 07 2021 14:36:40

Насекомые с полным и неполным превращением

К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...

24 07 2021 10:44:48

Разработка урока "Бесполое размножение"

План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....

24 07 2021 11:46:18

Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....

24 07 2021 14:49:56

Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"

Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе. ...

24 07 2021 18:49:14

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стебля". 6-й класс

Урок проводится в разделе изучения темы « Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа « Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа « Внутреннее строение стебля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

24 07 2021 17:29:30

Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс

Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....

24 07 2021 17:19:57

Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)

В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: " Верные и неверные утверждения", " Сводная таблица", " Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....

24 07 2021 14:14:56

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание

Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной жизни" учащихся, ответить на практические вопросы подростка о повседневной бытовой стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и окружающему миру....

24 07 2021 14:54:24

Наши пернатые друзья

Внеклассное мероприятие подготовлено к « Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и практические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....

24 07 2021 9:56:52

Тема урока: "Роль бактерий в природе и жизни человека". 6-й класс

Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме « Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....

24 07 2021 12:53:55

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стебле....

24 07 2021 2:46:58

Викторина "Семейства цветковых растений"

Обобщающий урок-викторина по теме « Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....

24 07 2021 17:19:57

Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс

Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....

24 07 2021 9:51:42

Урок по теме "Головной мозг"

Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н. И. Сонина, М. Р. Сапина " Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н. Л., и современных информационных технологий. ...

24 07 2021 0:49:37

Элективный курс по биологии "Невидимые"

Курс " Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне. ...

24 07 2021 19:15:12

Лишайники – симбиотические организмы

Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

24 07 2021 5:37:21

Урок по природоведению "Суша". 5-й класс

Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....

24 07 2021 20:24:56

Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....

24 07 2021 13:24:56

Сны и сновидения. 8-й класс

В уроке по биологии на тему « Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....

24 07 2021 0:27:34

Внеклассное занятие "Не допустить беды"

Цель мероприятия: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствий....

24 07 2021 0:48:32

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на практике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

24 07 2021 21:32:31

Рабочая программа по курсу "Основы здоровья". 5-й класс

Курс " Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....

24 07 2021 8:28:48

Классный час "Охрана животного мира"

Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....

24 07 2021 4:15:33

Экологическая игра для учащихся 5-х классов "Путешествие по стране ЯИГОЛОИБ"

Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные. ...

24 07 2021 13:29:39

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по У М К линии Н. И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

24 07 2021 16:59:13

Урок окружающего мира "Многообразие грибов" ("В лес по грибы"). 1-й класс. УМК "Гармония"

Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....

24 07 2021 14:25:37

Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"

Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов. ...

24 07 2021 1:34:17

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

24 07 2021 21:54:58

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный характер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

24 07 2021 19:57:59

Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии

Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....

24 07 2021 14:34:11

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

24 07 2021 11:20:12

Наука о растениях ‒ ботаника

На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и вырабатывает внимательность при изучении новой информации....

24 07 2021 20:58:25

Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...

24 07 2021 21:29:44

Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"

Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме " Плотоядные растения". Урок разработан по программе И. Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме « Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....

24 07 2021 5:45:15

Урок биологии в 9-м классе по теме "Биосинтез белка" в условиях мобильного компьютерного класса

Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....

24 07 2021 8:26:35

План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"

Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...

24 07 2021 16:52:44

Урок биологии по теме "Кровеносная система"

Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....

24 07 2021 23:53:38

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)