Интегрированный урок "биология +математика" Тема: "Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области"

Цели.
Образовательные: способствовать расширению знаний обучающихся о растениях своего края. Содействовать закреплению пpaктических знаний и навыков применения формул сокращённого умножения.
Развивающие: развитие познавательного интереса, выработка с помощью математических преобразований пpaктических навыков по использованию местных растений в питании человека.
Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе; прививать обучающимся понятия о здоровом образе жизни.
План урока:
1. Организационный момент (проверка готовности к уроку).
2. Проверка знаний (биолого-математический диктант).
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала (биолого-математическое лото).
5. Задание на дом.
Ход урока
Учитель биологии: Че6ловек является частью природы – это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться на всю жизнь в процессе постоянного общения. Человек постоянно общается с окружающим его миром и ведущая роль в этом общении принадлежит растениям. Сегодня на уроке мы рассмотрим какую роль играют растения в нашей жизни, как можно использовать хорошо знакомые нам растения.
Учитель математики: На сегодняшнем уроке мы используем знания по математике, чтобы научиться получать пользу, которую могут дать нам растения.
А сейчас проведём биолого-математический диктант (цель: контроль знаний биологических терминов, знаний формул сокращённого умножения).
Биологические термины и математические формулы оцениваются отдельно. Работа выполняется на листочках, разделённых пополам (верхняя часть отводится на выполнение биологического диктанта, нижняя – на математический диктант. В дальнейшем листок делится пополам и проверяется каждым учителем в отдельности)
Учитель биологии: Дать названия биологическим терминамб
1. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами живых организмов (паразиты).
2. Совместное проживание различных групп организмов, при котором каждый получает пользу (симбиоз).
3. Вещество, входящее в состав клеточных стенок грибов, роднящее их с животными (хитин).
4. К фотосинтезу способны организмы царства (растения).
5. Одноклеточные организмы, не имеющие ядра, называют (прокариотами).
Учитель математики: представьте в виде многочлeна стандартного вида квадрат двучлeна (задания записаны на листочке).
1. х + 2 (х2 + 4х +4)
2. 3а +в (9а2 + 6ав + в2)
3. 3х2 – 5у (9х4 – 30х2у + 25у2)
4. 15у – 0,4а3 (225у2 – 12уа3 + 0,16а6)
5. 2а – 7в2 (4а2 – 28ав + 49в2).
Учитель биологии: Народная мудрость гласит: “Идёшь в лес на день, бери хлеба на неделю”. Тот, кто бывает в лесу, вполне может оказаться в роли Робинзона. Вот тогда-то и может возникнуть ситуация, в которой человек проверяется на стойкость и подготовленность, сдаёт экзамен на степень знания природы. И не всегда, к сожалению, выходит победителем.
Известно, что человек, затерявшийся в лесу, начинает нервничать, метаться из стороны в сторону, спешит и, как правило, допускает ошибки. Но как же тогда люди отправляются в лес, тайгу не на день и не на два, а на неделю или месяц? Иногда человек идёт налегке, без тяжёлых рюкзаков с консервами. Чем они там питаются? Оказывается, имея котелок и спички, и главное, зная, какие дикорастущие растения съедобны, можно и в лесу испечь хлеб, сварить кашу, приготовить салат, овощной суп, найти растительное мясо, приготовить витаминный напиток.
Флора Ульяновской области насчитывает почти 1400 видов высших сосудистых растений, многие из которых можно употрeбллять в пищу.
Учитель математики: О некоторых таких растениях, наиболее часто встречающихся в нашей местности, мы вам сейчас расскажем, выполнив упрощение выражения, получив ответ, мы откроем соответствующую картинку и узнаем новое о данном растении.
На дополнительной доске прикрепляются картинки с растениями изображением к доске, на видимой стороне которых записаны варианты ответов. Решив выражение, обучающийся подходит к доске и снимает листок с верным ответом, переворачивает и называет растение.
На доске обучающийся решает выражение:
1. (2х + 3) (3х + 2) – 6(х + 1) = 25х
Сообщение 1 обучающегося: У топкого берега озера и на краю болота, возвышается стройная заросль тонких растений с чёрными бархатными шишками и линейными, как у всех злаковых, листьями. На самом деле это ни то, ни другое – это растение рогоз. Многие не подозревают, что это растение съедобно. Ещё в 1868 году в Астpaxaни пекли из рогозовой муки вкусные бисквиты и пряники. Съедобными у рогоза считается корневище. Из корневищ можно приготовить питательную муку и печь хлеб. Поджаренные корневища можно употрeбллять как кофе.
2. (5 + 2х)2 – 0,5х(8х + 7) = 25 + 16,5х
Сообщение 2 обучающегося: В походных условиях спасти от голода может каша из веток липы. Готовить её просто. Нужно нарезать концевые ветки липы длиной 10–15 см, измельчить ножом, придав форму лапши, отварить в подсоленной воде и можно есть.
3. (2х2 – 1)2 + (х2 + 2)2 – 5х4 = 5
Сообщение 3 обучающегося: Многие знают, что из одуванчиков готовят мёд. Однако не многие знают, что его можно использовать как салатное растение. В пищу используют листья. Но листья одуванчика горькие. От горечи можно избавиться. Для этого листья вымачивают в крепком солёном растворе 20 минут или отваривают. В походных условиях подчас может не оказаться соли, тогда листья одуванчика кладут в тёмное место под камень или ствол дерева на 2 часа. Затем листья нарезать и можно готовить салат.
4. 16ху – 4(2х + у)2 + 4у2 = - 16х2
Сообщение 4 обучающегося: Зимой и весной человеку не хватает витаминов, особенно витамина С. Он чаще болеет, быстро устаёт. Поэтому хвойный напиток бывает полезен не только в лесу, но его необходимо уметь приготовить и дома. Для этого хвою нужно отделить от веток и залить крутым кипятком из расчёта 3 л на 1 кг хвои. Через 5 минут горячую воду сливают, хвою необходимо промыть холодной водой, после чего заливают 5 л подкисленной водой (с лимонным соком или уксусной эссенцией). Напиток настаивают 10–12 часов. Пьют настой по 1 стакану 2 раза в день.
5. Решить уравнение: 9х(х + 6) – (3х + 1)2 = 1.
Х = 1/24
Сообщение 5 обучающегося: В походных условиях можно приготовить биточки из крапивы. Отварить крапиву в кипящей воде (2–3 минуты), откинуть, измельчить ножом, перемешать с густой пшённой кашей, сформировать биточки.
Учитель математики: А сейчас мы закрепим знания с помощью биолого-математического лото.
(В специальных конвертах обучающимся предлагается индивидуальный набор карточек).
Вы достаёте из конверта карточки и задания. Решаете пример, выбираете карточку с соответствующим ответом. Кладёте её на соответствующее место, получаете картинку, после чего отвечаете на соответствующий биологический вопрос.
Учитель биологии: На сегодняшнем уроке с помощью математики вы узнали много нового о пользе растений, которые растут на улице, мимо которых вы проходили не один раз, не предполагая о их чудесных свойствах.
Задание на дом: Узнайте у своих родителей или бабушек, какое блюдо они могут приготовить из растений нашего края. Составьте и оформите рецепт этого блюда.
Спасибо за урок!
Источники:
http//www.perunica.ru
http//www.herba.msu.ru
http//www.wikipedia.ru
http//www.zelengarden.ru
http//www.samsebelekar.ru
Комментарии:
Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
...
11 12 2025 12:34:31
Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....
10 12 2025 6:35:46
Программа формирует знания экологии, валеологии, ответственность за здоровье, воспитывает гармонично развитую личность с гуманистическим мироощущением....
09 12 2025 12:37:11
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
08 12 2025 1:27:53
Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....
07 12 2025 12:37:10
Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....
06 12 2025 4:53:17
Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....
05 12 2025 7:13:14
Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....
04 12 2025 22:12:25
Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
03 12 2025 2:54:34
Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....
02 12 2025 16:49:29
В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме «Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела «Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии «Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании ИТ, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....
01 12 2025 1:30:20
На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами.
...
30 11 2025 20:20:27
Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....
29 11 2025 19:55:21
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
28 11 2025 16:26:59
Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения.
...
27 11 2025 18:15:13
Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....
26 11 2025 9:26:42
Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....
25 11 2025 20:54:24
Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий.
...
24 11 2025 10:50:42
Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....
23 11 2025 6:31:45
Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....
22 11 2025 5:26:50
В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....
21 11 2025 13:53:48
В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интеpaктивных схем)....
20 11 2025 5:56:11
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения....
19 11 2025 10:48:40
В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....
18 11 2025 13:49:26
Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....
17 11 2025 10:20:53
На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала.
...
16 11 2025 13:21:13
Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....
15 11 2025 5:45:50
В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....
14 11 2025 18:59:39
Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....
13 11 2025 5:24:37
Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....
12 11 2025 9:16:52
Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....
11 11 2025 16:10:39
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
10 11 2025 14:11:51
Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....
09 11 2025 15:17:32
В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....
08 11 2025 18:45:57
Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....
07 11 2025 16:38:57
Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....
06 11 2025 22:12:59
Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....
05 11 2025 7:49:18
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....
04 11 2025 5:21:23
При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....
03 11 2025 7:59:52
Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....
02 11 2025 16:42:20
Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....
01 11 2025 0:17:14
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
31 10 2025 10:52:39
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
30 10 2025 17:56:45
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
29 10 2025 15:33:50
На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....
28 10 2025 21:37:15
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
27 10 2025 22:17:37
Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...
26 10 2025 1:45:26
Урок для общеобразовательной школы VI вида (для учащихся с нарушением опopно-двигательного аппарата). У учащихся с ДЦП тяжелой степени выраженности ведущей проблемой является несформированность графомоторных навыков, пpaктических умений, коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире. Предлагаемые готовые конспекты урока для учащихся позволяют сократить самостоятельное письмо до минимума, при объяснении нового материала используется презентация. Цели урока: расширение представления об окружающем мире, обогащение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков и пpaктических умений учащихся.
...
25 10 2025 2:10:21
Урок проводится по теме «Дыхание», по программе под редакцией И.Н. Понамаревой. Урок первичного изучения знаний. Используются методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, самостоятельная, индивидуальная работа. Формы и приемы контроля: индивидуальная, групповая. Урок интересен видеофрагментами и фотографиями анатомических органов, фактами и случаями....
24 10 2025 7:52:10
На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....
23 10 2025 3:32:18
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"