Урок биологии в 6-м классе "Корень"
Цель урока: сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка; изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений; развивать пpaктические навыки по их определению и распознаванию.
Оборудование: таблицы \"Строение стержневой и мочковатой корневой системы\", гербарный материал, раздаточный материал.
Метод: развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом.
Ход урока
I. Стадия вызова.
Тема сегодняшнего урока «Виды корней и типы корневых систем».
Повторение пройденного материала. (по группам см. приложение 1 и 2)
1. Строение семени фасоли и пшеницы.
Задание по рисункам и тексту №1:
- определить количество семядолей в семени;
- определить место содержания запаса питательных веществ;
- из чего развивается главный корень.
2. Игра «третий лишний»:
- ТОМАТ, ПШЕНИЦА, КАРТОФЕЛЬ; (КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫХ)
- СЕМЕНА, ПЛОДЫ, КОРЕНЬ. (ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН)
3. Верны ли утверждения:
1. В состав семени входят только органические вещества.
2. Для прорастания семени необходимы вода и воздух.
3. При прорастании семени сначала появляется корешок, который быстро укрепляется в почве.
Подведение итогов: заполнить первый столбец таблицы - что мы знаем о корне?
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- при прорастании первым появляется корень; - главный корень развивается из зародышевого корешка; - корень – вегетативный орган |
II. Стадия осмысления
Изучение нового материала.
Прочтите стихотворения и ответьте на вопросы:
1 группа:
Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у дуба корни стала
«Ведь это дереву вредит...».
Как же навредила свинья дереву? Будет ли дуб расти и развиваться?2 группа:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок гoлyбых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается;
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как не тонок, не приметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете без него любой цветок!
Почему не может жить растение без корня?
Заполнить второй столбец таблицы - что мы хотим узнать о корне?
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- при прорастании первым появляется корень; - главный корень развивается из зародышевого корешка; - корень – вегетативный орган |
- значение корня; - типы и виды корней |
1 задание по тексту №2: определить значение корня, сделать запись в таблицу. (См. приложение 3)
- значение корня: удерживает растения в почве; всасывает воду и минеральные вещества; откладываются питательные вещества (видоизменение корней).
Вопрос: Почему рекомендуется сажать деревья вдоль оврагов, склонов, рек, что особенно важно для нашего села? (Корень способен связывать частицы почвы, тем самым закрепляет овраги, склоны, берега рек. Клетки корня отмирая, улучшают структуру почвы.)
Вопрос: Легко ли удержать в руках раскрытый зонтик, когда дует сильный ветер? (Зонт или вырывается из рук или сломается). Какая же сила нужна, чтобы огромный дуб, береза и другие деревья могли удержаться не только против ветра, но и против бури, урагана? Этой силой обладают корни. Словно на стальных канатах, держатся на своих корнях растения. Корни очень крепкие.
2 задание по тексту №3: определить виды корней (запись в таблицу).
Вопрос: для чего окучивают картофель? (Цель окучивания - увеличить объем рыхлой почвы вокруг растений. За счет улучшения физических свойств почвы в ней легче развивается корневая система, интенсивнее протекают микробиологические процессы и накопление питательных веществ. Чем большая часть стeбля оказывается в почве, тем больше столонов образует картофельное растение, а как следствие - больше количество клубней в гнезде. Кроме того, окучивание снижает развитие сорняков, предупреждает развитие болезней и вредителей картофеля).
3 задание по тексту №4: определить типы корневых систем (запись в таблицу).
4 задание по тексту №4: заполнить таблицу:
Признаки класса | Однодольные |
Двудольные |
Корневая система |
мочковатая |
стержневая |
Закрепление изученного материала.
Определение классов растений. (Работа по гербарию)
Тестирование. (Уровень А и В)
Уровень А
1. Какую корневую систему имеет фасоль?
А) мочковатую Б) стержневую
2. Какую функцию не выполняет корень?
А) Удерживает растение в почве Б) Осуществляет дыхание растения
3. Из чего развивается главный корень?
А) Из зародышевого корешка Б) От стeбля растения
4. Корневая система однодольных растений ...
А) мочковатая Б) стержневая
5. Количество семядолей в семени двудольных растений?
А) одно Б) два
Уровень В
Соотнесите:
Основные понятия | Определения |
1. Корень - |
А. корень уходящий в почву глубже всех |
2. Корневая система - |
Б. корневая система состоящая из придаточных и боковых корней |
3. Главный корень - |
В. корневая система состоящая из главного и боковых корней |
4. Боковые корни - |
Г. корни отходящие по бокам от стeбля |
5. Придаточные корни - |
Д. корни отходящие по бокам от главного и придаточного |
6. Стержневая корневая система - |
Е. система всех корней |
7. Мочковатая корневая система - |
Ж. подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растения в почве. |
III. Стадия размышления и рефлексии:
Анализ записей (обсуждение что узнали нового).
Знаю | Хочу узнать |
- при прорастании первым появляется корень; - главный корень развивается из зародышевого корешка; - корень – вегетативный орган |
- значение корня; - типы и виды корней |
Узнал |
значение корня: удерживает растения в почве; всасывает воду и минеральные вещества; откладываются питательные вещества |
виды корней: главный (из зародышевого корешка), придаточный (от стeбля), боковые (от главного и придаточного) |
типы корневых систем: стержневая система (главный и боковые) ; мочковатая система (придаточные и боковые) |
Составьте синквейн.
Аргументированная оценка ответов и выступлений учащихся: правильность, самостоятельность, оригинальность.
Домашнее задание: по учебнику п. 19, вспомните, составьте схему состав почвы.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).
2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).
3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).
4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).
5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).
Корень (корневая система)
стержневая - мочковатая
удерживает – всасывает – накапливает
корень подземный вегетативный орган
основа
Комментарии:
Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....
18 03 2024 7:48:55
Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке "Осанка" выполняются упражнения "Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....
17 03 2024 8:50:34
В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....
16 03 2024 2:47:10
Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....
15 03 2024 14:39:55
Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами. ...
14 03 2024 8:17:43
Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....
13 03 2024 15:11:57
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
12 03 2024 6:25:55
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
11 03 2024 18:34:52
Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....
10 03 2024 17:45:24
Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....
09 03 2024 5:27:56
Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....
08 03 2024 21:17:27
Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....
07 03 2024 16:25:15
На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....
06 03 2024 17:25:19
В учебном процессе мною используется технология поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича по теории Гальперина. Технология включает в себя следующие этапы: понимание, осмысление, запоминание, воспроизведение. Вашему вниманию предлагается урок с новой темой, где затрагивается первый этап- понимание. Такой подход в обучении позволяет облегчить выполнение ДЗ, использовать дополнительный материал, который необходим для подготовки к олимпиадам, корректировать знания (на этапе осмысления), осуществлять "педагогику сотрудничества". ...
05 03 2024 13:36:32
Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....
04 03 2024 16:23:58
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
03 03 2024 2:55:35
Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент. Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий. На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков. ...
02 03 2024 22:41:20
Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....
01 03 2024 21:10:43
В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....
29 02 2024 5:49:11
Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....
28 02 2024 7:20:29
Представители Споровиков живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают....
27 02 2024 15:22:13
Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....
26 02 2024 3:20:12
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме «Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....
25 02 2024 4:30:30
В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....
24 02 2024 11:34:13
Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....
23 02 2024 2:57:15
Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся. ...
22 02 2024 7:40:22
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
21 02 2024 17:13:23
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения. ...
20 02 2024 16:20:13
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
19 02 2024 13:46:48
Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....
18 02 2024 4:26:39
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
17 02 2024 20:18:49
Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы. ...
16 02 2024 7:29:56
Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...
15 02 2024 10:57:29
Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....
14 02 2024 16:22:45
Урок систематизирует знания учащихся о вирусах. Подробнее рассматривается вирус птичьего гриппа. ...
13 02 2024 12:12:37
Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....
12 02 2024 9:42:21
Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...
11 02 2024 10:44:55
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
10 02 2024 15:51:21
Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....
09 02 2024 20:47:59
Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....
08 02 2024 1:32:27
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
07 02 2024 2:47:49
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
06 02 2024 14:29:29
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
05 02 2024 7:44:38
Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....
04 02 2024 6:12:52
Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....
03 02 2024 7:22:33
Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....
02 02 2024 22:47:16
Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду "Старая плотина" во времени и в прострaнcтве и оценить качество воды по индикаторным организмам....
01 02 2024 0:38:20
Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....
31 01 2024 12:27:52
Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....
30 01 2024 18:13:58
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
29 01 2024 10:30:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::