Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль)


    Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль)

Вариант 1.

Часть А.

При выполнении заданий этой части выберите один верный ответ из четырех предложенных.

А1. Селекция как наука решает задачи:

1) создания новых сортов растений и пород животных,
2) сохранения биосферы,
3) создания агроценозов,
4) создания новых удобрений.

А2. Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»:

1) анаболизм,
2) катаболизм,
3) ассимиляция,
4) метаболизм.

А3. К доклеточным формам жизни относятся:

1) дрожжи,
2) пеницилл,
3) бактерии
4) вирусы.

А4. В состав гемоглобина входит:

1) фосфор,
2) железо,
3) сера
4) магний.

А5. Запасной углевод животных:

1) целлюлоза,
2) крахмал,
3) гликоген,
4) хитин.

А6. Мономерами ДНК и РНК являются:

1) азотистые основания,
2) фосфатные группы.
3) аминокислоты
4) нуклеотиды.

А7. Клеточная мембрана выполняет функцию:

1) фагоцитоза и пиноцитоза,
2) синтеза белков,
3) фотосинтеза,
4) передачи наследственной информации.

А8. Процесс синтеза АТФ в ходе окислительного фосфорилирования происходит в:

1) цитоплазме,
2) рибосомах,
3) митохондриях,
4) аппарате Гольджи.

А9. Световая фаза фотосинтеза происходит:

1) в гранах хлоропластов,
2) в лейкопластах,
3) в строме хлоропластов,
4) в митохондриях.

А10. Триплет и -РНК состоит из нуклеотидов УЦГ. Какой триплет ДНК ему комплементарен:

1) АГЦ,
2) ТГЦ,
3) ТТЦ,
4) УУГ.

А11. Сколько хромосом в клетках печени человека:

1) 23,
2) 46,
3) 92,
4) 48.

А12. В какой из фаз митоза происходит расхождение хроматид к полюсам клетки:

1) профаза,
2) метафаза,
3) анафаза,
4) телофаза.

А13. Мейозом называется процесс:

1) изменения числа хромосом в клетке,
2) образования гамет,
3) удвоения числа хромосом в клетке,
4) коньюгации хромосом.

А14. Бесполое размножение преобладает в жизненном цикле:

1) гидры,
2) майского жука,
3) акулы,
4) мухи.

А15. Двойное оплодотворение происходит у:

1) мха кукушкина льна,
2) папоротника орляка,
3) ромашки лекарственной,
4) сосны обыкновенной.

А16. В результате дробления образуется:

1) гаструла,
2) бластула,
3) нейрула,
4) мезодерма.

А17. Из энтодермы развивается:

1) аорта,
2) мозг,
3) легкие,
4) кожа.

А18. Если признак не проявляется у гибридов I поколения, то он называется:

1) альтернативным,
2) доминантным,
3) не полностью доминантным,
4) рецессивным.

А19. Второй закон Менделя – это закон:

1) сцепления генов,
2) единообразия гибридов,
3) расщепления признаков,
4) независимого наследования.

А20. Женский пол гетерогаметный у:

1) птиц,
2) человека,
3) дрозофилы,
4) собаки.

А21. Какова вероятность рождения здоровых детей, если отец здоров, а мать – носительница гемофилии:

1) 100%,
2) 50%,
3) 75% ,
4) 25%.

А22. Сколько типов гамет образует особь с генотипом ABC//ABC D//d:

1) 5,
2) 4,
3) 3,
4) 2.

А23. Комплементарным называют взаимодействие:

1) неаллельных генов, обусловливающих при совместном сочетании в генотипе появление нового фенотипического проявления признака,
2) неаллельных генов, при котором аллель одного гена подавляет действие аллелей других генов,
3) неаллельных генов, при котором несколько генов однозначно влияют на развитие одного и того же признака,
4) аллельных генов, при котором фенотип гетерозигот формируется в результате совместного действия двух генов.

А24. К взаимодействию аллельных генов не относится:

1) кодоминирование,
2) неполное доминирование,
3) полное доминирование,
4) эпистаз.

А25. Высший уровень организации живых систем:

1) клеточный,
2) экосистемный,
3) биосферный,
4) видовой

Часть В.

В заданиях В1-В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

В1. Выберите признаки, хаpaктерные только для растительной клетки:

1) есть митохондрии и рибосомы,
2) клеточная стенка из целлюлозы,
3) есть хлоропласты,
4) запасное вещество – гликоген,
5) запасное вещество – крахмал,
6) ядро окружено двойной мембраной.

В2. Выберите процессы, происходящие в интерфазе митоза:

1) синтез белков,
2) уменьшение количества ДНК,
3) рост клетки,
4) удвоение хромосом,
5) расхождение хромосом,
6) деление клетки.

В3. Установите соответствие.

Функции соединений Соединения
А) быстро расщепляются с выделением энергии 1) углеводы
Б) являются основным запасным веществом растений и животных 2) липиды
В) являются источником для синтеза гормонов  
Г) образуют теплоизолирующий слой  
Д) являются дополнительным источником воды у верблюдов  
Е) входят в состав покровов животных  
А Б В Г Д Е
           

В4. Установите соответствие.

Признаки изменчивости Виды изменчивости
А) не затрагивает генотип 1) модификации
Б) групповая 2) мутации
В) индивидуальная  
Г) обладает нормой реакции  
Д) носит случайный хаpaктер  
Е) возникшие изменения бывают доминантными и рецессивными  
А Б В Г Д Е
           

В5. Установите правильную последовательность:

А) анафаза,
Б) интерфаза,
В) телофаза,
Д) метафаза,
Г) профаза,
Е) цитокинез.

В6. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка. Последовательность цифр по тексту выпишите в ответ.

Клеточные органоиды выполняют различные функции, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. Так, например, в хлоропластах происходит процесс ________, а на рибосомах синтезируется _________. В митохондриях выpaбатывается и накапливается ________, а ядро хранит _________.

1 – трaнcпорт веществ,
2 – фотосинтез,
3 – крахмал,
4 – наследственную информацию,
5 – АТФ,
6 – белок.

Часть С.

С1. Гормон окситоцин имеет белковую природу. В процессе трaнcляции его молекулы участвовало 9 молекул т-РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов, которые кодирует этот белок. Ответ поясните.

С2. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья – над широкими. Гены располагаются в разных парах хромосом. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему скрещивания. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Какое соотношение потомков можно ожидать от этого скрещивания?

Вариант 2.

Часть А.

При выполнении заданий этой части выберите один верный ответ из четырех предложенных.

А1. Систематика – это наука, занимающаяся:

1) изучением внешнего строения организмов,
2) изучением функций организма,
3) выявлением связей между организмами,
4) классификацией организмов.

А2. Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как:

1) наследственность,
2) изменчивость,
3) раздражимость,
4) самовоспроизведение.

А3. В клетках прокариот есть:

1) ядро,
2) митохондрии,
3) аппарат Гольджи,
4) рибосомы.

А4. В состав гормона щитовидной железы входит:

1) йод,
2) железо,
3) фосфор,
4) натрий.

А5. Липиды можно растворить в:

1) воде,
2) растворе поваренной соли
3) соляной кислоте,
4) ацетоне.

А6. Мономерами белков являются:

1) азотистые основания,
2) фосфатные группы,
3) аминокислоты,
4) нуклеотиды.

А7. Клеточная энергия выpaбатывается в:

1) рибосомах,
2) митохондриях,
3) ядре,
4) аппарате Гольджи.

А8. Продуктами гликолиза являются:

1) глюкоза и АТФ,
2) углекислый газ и вода,
3) ПВК и АТФ,
4) белки, жиры, углеводы.

А9. Исходным материалом для фотосинтеза служат:

1) белки и углеводы,
2) углекислый газ и вода,
3) кислород и АТФ,
4) глюкоза и кислород.

А10. Триплет ДНК состоит из нуклеотидов АТГ. Какой триплет и-РНК ему комплементарен:

1) ТАЦ,
2) УТГ,
3) УАГ,
4) УАЦ.

А11. Если в зиготе человека 46 хромосом, сколько хромосом в яйцеклетке:

1) 46,
2) 23,
3) 92,
4) 48.

А12. Первое деление мейоза заканчивается образованием:

1) гамет,
2) клеток с гаплоидным набором хромосом,
3) диплоидных клеток,
4) разных клеток

А13. В какой фазе митоза происходит спирализация хромосом:

1) профаза,
2) метафаза,
3) анафаза,
4) телофаза.

А14. Способ пoлoвoго размножения:

1) почкование,
2) шизогония,
3) партеногенез,
4) спорообразование.

А15. Процесс развития яйцеклеток:

1) гаметогенез,
2) онтогенез,
3) cпepматогенез,
4) оогенез.

А16. Органы многоклеточного организма развиваются на стадии:

1) бластулы,
2) гаструлы,
3) оплодотворения,
4) нейрулы.

А17. Из мезодермы развиваются:

1) аорта,
2) мозг,
3) легкие,
4) кожа.

А18. Какая запись отражает дигетерозиготный организм:

1) ААВВ 3) АаВвСс
2) АаВв 4) ааВВсс.

А19. Третий закон Менделя – это закон:

1) сцепления генов,
2) единообразия гибридов,
3) расщепления признаков,
4) независимого наследования.

А20. Какова вероятность рождения здоровых детей от бpaка мужчины – гемофилика и здоровой гомозиготной женщины:

1) 100%,
2) 50%,
3) 75%,
4) 25%.

А21. Мужской пол гетерогаметный у:

1) собаки,
2) страуса,
3) ящерицы,
4) колибри.

А22. Сколько типов гамет образует особь с генотипом ABCDF//abcdf:

1) 5,
2) 4,
3) 3,
4) 2.

А23. Эпистатичным называют взаимодействие:

1) неаллельных генов, обусловливающих при совместном сочетании в генотипе появление нового фенотипического проявления признака,
2) неаллельных генов, при котором аллель одного гена подавляет действие аллелей других генов,
3) неаллельных генов, при котором несколько генов однозначно влияют на развитие одного и того же признака,
4) аллельных генов, при котором фенотип гетерозигот формируется в результате совместного действия двух генов.

А24. К взаимодействию неаллельных генов не относится:

1) полное доминирование,
2) полимерия,
3) эпистаз,
4) комплементарность.

А25. Самый нижний уровень организации живых систем:

1) клеточный,
2) тканевый,
3) молекулярный,
4) видовой.

Часть В.

В заданиях В1-В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

В1. Выберите особенности строения углеводов:

1) состоят из остатков аминокислот,
2) состоят из остатков глюкозы,
3) состоят из атомов водорода, углерода, кислорода,
4) могут иметь разветвленную структуру,
5) состоят из остатков жирных кислот и глицерина,
6) состоят из нуклеотидов.

В2. Укажите процессы, в основе которых лежит митоз:

1) мутации,
2) рост,
3) дробление зиготы,
4) образование cпepмиев,
5) регенерация тканей,
6) оплодотворение.

В3. Установите соответствие.

Органы Зародышевые листки
А) головной мозг 1) эктодерма
Б) мышцы 2) энтодерма
В) кишечник 3) мезодерма
Г) чешуя  
Д)  скелет  
Е) печень  
А Б В Г Д Е
           

В4. Установите соответствие.

Функции Органоиды
А) хранение наследственной информации 1) ядро
Б) синтез и -РНК 2) хлоропласты
В) синтез глюкозы  
Г) координация процесса деления клетки  
Д) преобразование энергии света  
Е) выделение кислорода  
А Б В Г Д Е
           

В5. Установите правильную последовательность.

А) нейрула,
Б) зигота,
В) бластула,
Г) гаструла,
Д) морула.

В6. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка. Последовательность цифр по тексту выпишите в ответ.

В природе существует два основных способа размножения. Это _______ и _________. Первый осуществляется с помощью пoлoвых клеток, образующихся в результате _________. Второй способ направлен на сохранение материнской наследственной информации. При нем увеличение числа клеточных ядер достигается в результате ________.

1 – бесполое,
2 – пoлoвoе,
3 – вегетативное,
4 – почкование,
5 – митоза,
6 – мейоза.

Часть С.

С1. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность: ГТГТТТГАГЦАТ. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК и последовательность аминокислот молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

С2. У человека 4 группы крови. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Определите генотипы и фенотипы группы крови детей. Составьте схему скрещивания. Определите вероятность рождения детей со II группой крови.



Комментарии:

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

13 12 2025 11:44:10

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

12 12 2025 3:37:28

Биология. 8-й класс. Урок-смотр знаний по теме "Кровь. Кровеносная система"


    Биология. 8-й класс. Урок-смотр знаний по теме "Кровь. Кровеносная система"

      Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов. ...

11 12 2025 2:52:10

Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»


    Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»

      Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....

10 12 2025 5:41:30

Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»


    Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

      На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....

09 12 2025 17:25:59

Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"


    Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"

      Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....

08 12 2025 4:49:12

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

07 12 2025 10:19:31

Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»


    Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»

      Цель занятия: формировать экологические знания и экологическую культуру; воспитывать любовь к природе родного края; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; прививать любовь к животному миру родного края....

06 12 2025 4:24:24

Качественное обучение – залог здоровья ученика


    Качественное обучение – залог здоровья ученика

      Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....

05 12 2025 21:46:33

Урок по теме "Развитие зародыша и плода. Беременность и роды"

Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....

04 12 2025 0:50:20

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"


    Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

03 12 2025 21:21:56

Что такое анатомия и физиология человека

Что такое анатомия и физиология человека Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...

02 12 2025 20:38:41

Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"


    Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"

      Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....

01 12 2025 1:20:52

Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс


    Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс

      В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....

30 11 2025 4:39:21

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная экология"


    Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная экология"

      Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....

29 11 2025 13:34:46

Экологическая викторина "Лесные жители" (биология + экология)

Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....

28 11 2025 4:31:21

Легенды о цветах (иллюстрация биологии и досуга)


    Легенды о цветах (иллюстрация биологии и досуга)

      Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....

27 11 2025 9:58:17

Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»


    Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»

      «Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....

26 11 2025 17:33:26

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

25 11 2025 15:47:14

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

24 11 2025 4:38:27

Познавательная игра "Жить в согласии с природой"


    Познавательная игра "Жить в согласии с природой"

      Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....

23 11 2025 10:36:31

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

22 11 2025 22:28:44

"Грибы в биосфере и жизни человека". 5-й класс

В ходе урока применяется проблемный диалог (типы диалогов: подводящий ― цепочка вопросов с логически выводимыми ответами; побуждающий ― ряд вопросов с многовариантными ответами), оценивание учебных успехов, продуктивное чтение....

21 11 2025 15:50:50

Класс птицы — общая хаpaктеристика. Виды и строение пера, скелет

Класс птицы — общая хаpaктеристика. Виды и строение пера, скелет Птицы — двуногие высшие животные, передние конечности которых превратились в крылья, тело покрыто перьями, температура тела постоянная и высокая....

20 11 2025 8:55:21

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

19 11 2025 1:17:25

Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"


    Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"

      Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей. ...

18 11 2025 15:19:17

"Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс


    "Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс

      Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке. Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока. ...

17 11 2025 9:37:13

Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"


    Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"

      Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....

16 11 2025 12:35:57

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

15 11 2025 11:45:26

Урок биологии для 6-го класса "Движение"


    Урок биологии для 6-го класса "Движение"

      Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени. ...

14 11 2025 0:46:47

Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)


    Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)

      Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....

13 11 2025 11:46:20

Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей


    Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей

      Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....

12 11 2025 21:52:46

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....

11 11 2025 5:57:26

Модульная программа "Пpaктикум по решению задач по генетике"


    Модульная программа "Пpaктикум по решению задач по генетике"

      Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...

10 11 2025 0:59:45

Основные признаки и многообразие животных


    Основные признаки и многообразие животных

      Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....

09 11 2025 21:10:47

ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"


    ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"

      Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....

08 11 2025 15:46:51

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

07 11 2025 22:32:24

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

06 11 2025 10:41:36

Урок с использованием мультимедейных ресурсов и ПК "Основной скелет человека"


    Урок с использованием мультимедейных ресурсов и ПК "Основной скелет человека"

      В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета. ...

05 11 2025 8:47:32

Презентация как способ повышения мотивации к изучению биологии и формирования ключевых и предметных компетентностей школьников

ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....

04 11 2025 18:34:33

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

03 11 2025 15:58:18

Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"


    Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"

      Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...

02 11 2025 7:35:30

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

01 11 2025 7:41:22

Преподавании биологии


    Преподавании биологии

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека. ...

31 10 2025 16:57:29

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

30 10 2025 0:31:28

Путешествие в мир насекомых


    Путешествие в мир насекомых

      Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

29 10 2025 13:36:25

Интеpaктивные методы на уроках биологии


    Интеpaктивные методы на уроках биологии

      Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....

28 10 2025 19:35:15

Роль рыб в водных сообществах. Рыбы нашего водоема и их охрана


    Роль рыб в водных сообществах. Рыбы нашего водоема и их охрана

      Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....

27 10 2025 22:12:20

Строение и функции мочевыделительной системы


    Строение и функции мочевыделительной системы

      Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции. ...

26 10 2025 11:47:36

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

25 10 2025 2:11:50

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::