Развитие целостного миропонимания на уроках биологии
Мировоззрение – это основа нашего миропонимания и именно через него как через сито пропускаются все события нашей жизни.
Оно формируется на протяжении жизни человека, но основы закладываются в школьный период и роль учителя немаловажная в этом процессе.
Именно обладая развитым мировоззрением, современный человек будет способен двигаться не только в ногу со временем, но и жить в ладу с самим собой и окружающим его миром. Такая точка зрения начинает привлекать внимание и доверие во всем мире.
Мировоззрение – это система взглядов на мир и место человека в нем.
Система взглядов на мир выстраивается на основе принятой в научном обществе картины мира. Знания о природе, человеке менялись на протяжении существования человечества не один раз в зависимости от появления новых фактов, гипотез, теорий.
Со времен Ньютона в философии и науке господствовала идеология, основой которой являлись детерминированность и упрощенческий линейный подход (механицизм), а это означает, что материальная реальность, или Вселенная представлялась строго упорядоченным механизмом, выстроенным от простого к сложному: целое – Вселенная или Человек в конечном счете являются суммой его частей. Такой подход получил название редукционизма.
(Редукция - сведение сложного к простому).
В конце ХХ века в виду новых открытий в естественнонаучной области, а именно: термодинамике, квантовой физике, молекулярной биологии- с получением новых научных фактов возникают новые гипотезы и теории, и научная картина мира меняется. Следствием изменения научной картины мира является изменение мировоззрения.
Своим долгом считаю применять новые научные знания и использовать их при формировании целостной картины мира
Одним из значимых открытий прошедшего века является теория физического вакуума, которая включила в физику объективную реальность природы - Сознание. Согласно этой теории существуют не 4 уровня реальности (твердое тело, жидкость, газ, элементарные частицы), а семь, из которых
5-ый-вакуум или пустота, порождающая элементарные частицы;
6-ой - первичное торсионное поле или поля кручения, которые энергию не переносят и не затухают, но переносят информацию со скоростью света;
7-ой - абсолютное Ничто или Абсолют, обладающий бесконечной информацией, активностью и творческой инициативой.
Вышесказанное можно свести к более простому и доступному пониманию для школьников: кроме видимого физического мира существует энергоинформационный мир в виде поля, названного семантическим. Энергоинформационной структурой или семантическим полем обладает каждый организм, каждый объект природы. Причем эти поля взаимопроникающие. “В любой точке Земного шара мое присутствие ощутимо”.
На первых порах доказательство существования такого поля наблюдаем на примере слаженной работы муравейника, пчелиной семьи.
В качестве примера приводим такой эксперимент ученых: они разделили слепых термитов стальным листом. Исследователи получили термитник две половинки которого являлись зеркальным отражением друг друга. Где же находился “план”застройки всего термитника?
Ответить на этот вопрос: возможно используя новые научные знания: в семантическом поле термитов.
В старших классах дополняем знания значением Информации для Человека. Для построения рассуждения используем научное предположение: энергополевая структура является определяющей по отношению к физическому уровню и именно она содержит всю программу развития организма (молекула ДНК является одновременно материальной и полевой носительницей)
Наиболее мощным источником информации, которая включается в энергополевые структуры, является мысль. Отсыда ученики смогут сделать вывод, что мысль человека формирует информационное прострaнcтво, в котором он живет, определяет состояние организма.
“Мы достаточно много знаем о влиянии на организм человека пищи, воды, воздуха, но недооцениваем значение так называемой “тонкой энергии”, которую на Руси издавна называли Святым Духом”, - говорит доктор технических наук, академик РАЕН Николай Мельников.
Теория физического вакуума породила идею голографической парадигмы Вселенной. Автор этой идеи – английский физик Дэвид Бом, наблюдавший за поведением квантов пришел к выводу, что кванты не передают информацию друг другу, а живут в таком измерении, где информация существует всюду и одновременно, значит в каждом кванте закодирована одна и та же информация, причем достаточная для воспроизведения всей Вселенной. Другими словами, Вселенная как некое целое содержится в свернутом виде внутри каждой микроскопической частицы (голо – целое, грамма – пишу).
Примером голограмм, рассматриваемый на уроках, является головной мозг человека: память, подобно голограмме содержится не в каких – то конкретных нейронах или группах, а в мозге целиком.
В 10- 11 классах знакомим ребят с теорией, соединившей биологию с физикой, которая также является основой для хаpaктеристики современной научной картины мира – синергетикой.
Автором теории является бельгийский химик Илья Пригожин. Синергетика – это наука о самоорганизующихся открытых нелинейных (в отличие от линейных) системах, которые рассматриваются в динамике, с учетом энергий. “Природа располагает внутренней сложностью”, - пишет И. Пригожин. Этот тезис противостоит механицизму, основная идея которого “мир прост, и в нем все предопределено”. В теории синергетики основными понятиями являются: точка бифуркации или точка выбора и атpaктор или цель. Основная идея теории заключается в том, что мир является многовариантным, будущее не предопределено, а имеется целый ряд перспектив, которые могут реализоваться в конкретный момент времени. Времени принадлежит большая роль, т. к. оно необратимо, и если мы что-то сделали (не сделали), от этого зависит последующий результат. Механизм развития системы следующий: в течение определенного времени система накапливает внутреннюю энергию и возникает напряжение – это и есть точка бифуркации, это кажущийся животворящий хаос, который порождает новое. В этот момент перед системой открываются разные возможности будущего. Если система не выбирает, она тратит силы на поддержание хаоса, а потом распадается. Если система имеет атpaктор - цель, то в точке бифуркации происходит осознанный выбор. Проходя последовательно через точки выбора, система переходит из одного состояния в другое и путь ее в какой-то степени предопределен. Если в системе возникают сложные внутренние противоречия, она в состоянии их побороть. Очень важно, чтобы связи между частицами системы не были жесткими, иначе новому труднее пробиться. “Не привязывайтесь ”,- говорил Будда. Схематично динамику развития системы можно представить в виде спирали, но каждый новый виток имеет большую амплитуду по сравнению с предыдущим, так происходит развитие системы. Теория синергетики позволяет школьнику понять не только эволюцию развития живой природы, но и развитие собственной жизни. Исходя из этих знаний, ученики приходят к следующим выводам:
1. цель необходима для осознанного выбора в точках бифуркации;
2. в момент выбора нужно взвесить плюсы и минусы каждой возможности и осознанно принести в “жертву”все ради одной;
3. выбрав один путь, мы подчиняемся его законам;
4. задача любой системы - накопить энергию и слиться с высшими энергиями, где не утрачивается индивидуальность, но происходит понимание законов каждого уровня развития.
При изучении темы “Генетика”знакомимся с новым перспективным направлением – волновая генетика, которая укладывается в теорию физического вакуума, доказывающая существование волнового мира, несущего только информацию. ДНК, материальная носительница наследственности всех живых организмов, обладающая энергополевой структурой, способна синтезировать незамолкающую мелодию. ДНК всех клеток одного организма звучат одновременно и возникающие акустические резонансы выполняют информационную и управляющую функции. По образному выражению академика П. П. Гаряева, основоположника волновой генетике, “ДНК-это квази - речь, а речь - квази ДНК”. Человеческая речь и ДНК выполняют по сути одни и те же управляющие функции , но на разных уровнях: социальном и биологическом.
Исходя из вышесказанного, дети делают вывод, что речь человека способна не только раскрыть наследственную информацию, но и исказить ее: чем чище речь, тем здоровее человек.
Теория синергетики, доказательство энергоинформационных взаимодействий в природе, переосмысление роли информации как фундаментальной сущности Природы заставляют пересмотреть строение мироздания и сценарий его развития. Применение этих знаний происходит при осмыслении альтернативной теории эволюции.
Традиционно в школе изучается теория эволюции Ч. Дарвина, который обосновал теорию отбора, т. е. случайные изменения подхватываются условиями среды, а разнообразные условия приводят к появлению разнообразных форм живых организмов. Она заслуженно, получила признание на определенном этапе, т. к. лучше других объяснила богатство живой Природы. Но эта теория не имеет отношения к усложнению и усовершенствованию форм живого, повышению информационного уровня и расширению сознания в процессе развития.
В качестве альтернативной, предлагаю эволюционную концепцию С. Мейера (1935-1987)
Основная идея этой концепции в том, что все изменения, происходящие с живыми организмами, не случайны, а вполне закономерны, т. е. эволюция является не случайным возникновением форм, а прохождением – ступенька за ступенькой - лестницы возможностей и параллельно с этим возникновением органических форм в поле допустимых вариаций в плоскости эволюционного этажа. Эволюция это не история создания форм, а история заполнения вакансий. Эта концепция строится на идее целостности Вселенной или холизме: Вселенная - это сложный единый ансамбль всего сущего.
Человеку в этом ансамбле определяется особая роль, т. к. он является существом, стоящим на границе Материального и Духовного мира способным осознанно преобразовывать этот мир. Согласно идеям В. И. Вернадского, биосфера, являясь высшей ценностью, трaнcформируется в ноосферу “такое состояние биосферы, в котором должны проявиться разум и направляемая им работа человека, как новая небывалая на планете геологическая сила”
Через все содержание курса предмета трaнcлирую Универсальные Законы Жизни. Несколько примеров
1. Закон переход количества в качество.
Этот закон красной нитью проходит через все содержание. Приведу, на мой взгляд, пример применения этого закона. Суть его прослеживается через основную идею биологии – идею уровневой организации природы. Определенное количество органоидов формирует структуру высшего порядка, обладающую совершенно новыми несвойственными отдельно взятым органоидам свойствами. Это клетка. Определенное количество клеток формирует структуру, которая образует следующую надсистему с новыми свойствами. Это ткани и органы (уровень называется органно-тканевым) и т. д. Исходя из этого Закона, вытекает, например, понимание необходимости постоянного выполнения домашних заданий: хочешь получить результат - пройди сначала путь накоплений.
2. Закон единства противоположностей.
Этот закон можно проиллюстрировать не только на примере содержания биологии, но и использовать достаточно примеров из жизни. Весь мир состоит из противоположностей, противоположности идентичны по природе, но различны в степени выражения. Например, мужское начало и женское начало есть проявление пола; синтез и распад есть процесс построения и обновления; окисление и восстановление есть процесс перехода электронов от менее активного к более активному. Все противоположно, и не надо сетовать ни на одно из проявлений целостности. Выбор за тобой: какую крайнюю точку ты хочешь занять
3. Из Закона противоположности вытекает другой не менее интересный – Закон равновесия, гармонии и красоты. Противоположности всегда находятся в постоянном движении, равновесии, например: гомеостаз – это постоянство состава любого биологического объекта будь то клетка, ткань (кровь, например) организм или система самого высшего порядка биосфера. Но постоянство это на основе динамического, т. е. подвижного равновесия. Понимание проявления этого закона дает стремление к гармонии во всем: хочешь чтобы было красиво, значит это должно быть гармонично .
4. Закон причинно-следственных связей.
Этот закон раскрывает содержание, демонстрирующее проявления признаков приспособленности организмов к окружающей среде. Например: полное или частичное отсутствие воды в среде обитания приводит к морфологическим и физиологическим изменениям, как в организме растений, так и в организме животных (все механизмы направлены либо на ее экономию, либо образование внутри организма)
Его также хорошо иллюстрировать при выстраивании логических цепочек, например: развитие коры головного мозга (образование извилин) приводит к сложному адаптивному поведению; результатом теплокровности является независимость от окружающей среды, дифференцированные зубы являются причиной разного рациона питания и как следствие разного питания – уменьшение конкуренции и т. д. Понимание этого Закона дает возможность выбора того или иного поступка, но сначала нужно подумать о последствиях каждого и помнить, что ты несешь ответственность за любой выбор.
5. Закон Аналогии или Соответствия (иногда этот закон тpaктуется как один из принципов универсальности мировых образов - принцип самоподобия). Это всеобщий Закон Космоса и является важным. То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу. Все устроено подобно друг другу на мега -, макро- и микро- уровнях: близко к центру – самое важное, ценное (ядро Земли, плод внутри матери, сердце, ядро в клетке и т. д. ) ; вокруг трaнcпортно – питательная среда (мантия Земли, околоплодные воды, сосуды с кровью, протоплазма), и все это заключено в активно работающую оболочку. Эта удивительная закономерность природы, когда часть, повторяет целое и обуславливает его развитие. Понимание этого Закона тpaктуется так, что все подчиняются одним Законам и незнание их не освобождает от ответственности
6. Закон Единства и Взаимодействия всего сущего. Этот закон четко прослеживается через весь курс содержания биологии. Изучая систему любого уровня (клетку, орган, системы органов, организм, биоценоз) показываем взаимосвязь частей целого. Если изменяется какая-то часть целого, то происходит изменение во всей системе. Но изменения постепенно передаются в надсистему более высокого уровня. Все связано со всем. Исходя из социальной сущности человека, большинство его поступков прямо или косвенно отражаются на других людях
7. Закон Движения.
Ничто не покоится, все движется, от атомов и молекул до Галактик. Исходя из этого закона, можно говорить, что все есть движение, а проявление движения есть проявления жизни. Хочешь жить – двигайся и действуй.
8. Закон ритма.
Это также универсальный Закон: все течет, вытекает, втекает, все поднимается, опускается через определенные промежутки времени. Закону ритма подчиняется все в природе: от движения планет до периодов оптимальной активности внутренних органов. Этот Закон помогает строить планы, организовывать свое время.
Мировоззрение – это основа всех методик, это стратегия; методы и технологии – лишь тактика. Содержание учебника и новые научные факты являются только текстом, и только наше миропонимание способно “очеловечить”, “согреть”подтекст урока.
Размышляя о месте человека в современном мире, школьники задумываются и о своем предназначение, о необходимости реализации своего “Я”с позиции целостного миропонимания
Выпускники 2005 года об уроках биологии:
“Я считаю, что биология - очень важный предмет, который позволяет расширить свой кругозор во всех областях знаний. Позволяет научиться по-новому смотреть на мир, раскрывает новые методы познания и самопознания”(Ковальский Д. )
“За 5 лет изучения биологии я действительно изменилась и научилась, теперь я по-другому смотрю на себя”(Паксялева О. )
“Больше всего мне запомнились бесценные уроки жизни”(Брюханкова М. )
“Я познала много нового и интересного и поняла, что в мире все взаимосвязано”(Кузнецова Ю. )
“До недавних пор я считал, что биология не так важна, как математика, но за 5 лет я изменил свое мнение”(Баюков Д. )
“Мне запомнились знания не только по биологии, но и Законы всей жизни”(Демиденко Л. )
“Больше всего мне запомнилось, что познав себя, я познаю все законы природы”. (Субботина Н. )
“Самое главное для меня, что все едино и все цело, все живет по одним законам, но одновременно состоит из частей, они самостоятельны и являются частью целого”(Усачова Л. )
“Я получил знания не только по биологии, но и о других сферах”(Вавилкина Н. )
“Я поняла, что все в мире взаимосвязано”(Мартынова Ю. )
Комментарии:
Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....
25 04 2025 2:40:48
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
24 04 2025 8:14:26
Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....
23 04 2025 14:54:49
В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....
22 04 2025 4:53:16
У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....
21 04 2025 9:58:12
В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....
20 04 2025 6:56:34
Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....
19 04 2025 23:40:38
Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....
18 04 2025 22:39:58

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....
17 04 2025 20:57:44
Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....
16 04 2025 22:18:28
Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....
15 04 2025 1:51:45
Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты".
...
14 04 2025 5:50:40
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
13 04 2025 3:30:47
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
12 04 2025 23:30:44
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
11 04 2025 16:21:50
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
10 04 2025 12:32:59
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
09 04 2025 1:11:53
Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....
08 04 2025 10:47:13
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
07 04 2025 0:42:37
Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....
06 04 2025 19:25:28
Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....
05 04 2025 20:35:31
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....
04 04 2025 15:58:15
Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....
03 04 2025 21:12:26
В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....
02 04 2025 10:38:36
Цель урока – закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений на Земле, об отличительных признаках растений различных классов....
01 04 2025 19:56:13
Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....
31 03 2025 3:39:12
Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....
30 03 2025 17:15:17
Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....
29 03 2025 4:34:10
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
28 03 2025 19:32:29
Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы ВИЧ-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа....
27 03 2025 10:45:45
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
26 03 2025 8:50:17

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....
25 03 2025 17:48:32

Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....
24 03 2025 4:39:15
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
23 03 2025 6:59:10
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....
22 03 2025 18:50:50
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
21 03 2025 1:19:30
Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....
20 03 2025 23:51:29
У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....
19 03 2025 2:29:48
Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги, с самой книгой, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов, поэтому учителю предстоит хорошая возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального природопользования.
...
18 03 2025 7:16:10
Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
...
17 03 2025 13:10:32

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
16 03 2025 4:41:47
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
15 03 2025 1:45:49
Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного».
...
14 03 2025 16:57:56
Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....
13 03 2025 17:34:30

Цель урока – сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов – фотосинтезе. На уроке выявляются условия, необходимые для фотосинтеза; рассматривается световая фаза фотосинтеза, механизм использования энергии света в гранах хлоропластов, расщепление воды, образование кислорода, АТФ, темновая фаза фотосинтеза, восстановление углекислого газа до углевода....
12 03 2025 22:21:51
Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....
11 03 2025 16:53:16
В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....
10 03 2025 19:29:19
Научить ученика самостоятельной работе с материалом учебника - важная ступень обучения пятиклассников. Развивая познавательный интерес, создавая условия необходимости самостоятельного получения знаний, ученик учится действовать, а это важная задача образования Нового времени. Постановка урока дает возможность каждому ученику проявить себя на определенном этапе урока.
...
09 03 2025 18:45:42
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
08 03 2025 10:12:43
Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....
07 03 2025 9:51:49
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::