Развитие целостного миропонимания на уроках биологии
Мировоззрение – это основа нашего миропонимания и именно через него как через сито пропускаются все события нашей жизни.
Оно формируется на протяжении жизни человека, но основы закладываются в школьный период и роль учителя немаловажная в этом процессе.
Именно обладая развитым мировоззрением, современный человек будет способен двигаться не только в ногу со временем, но и жить в ладу с самим собой и окружающим его миром. Такая точка зрения начинает привлекать внимание и доверие во всем мире.
Мировоззрение – это система взглядов на мир и место человека в нем.
Система взглядов на мир выстраивается на основе принятой в научном обществе картины мира. Знания о природе, человеке менялись на протяжении существования человечества не один раз в зависимости от появления новых фактов, гипотез, теорий.
Со времен Ньютона в философии и науке господствовала идеология, основой которой являлись детерминированность и упрощенческий линейный подход (механицизм), а это означает, что материальная реальность, или Вселенная представлялась строго упорядоченным механизмом, выстроенным от простого к сложному: целое – Вселенная или Человек в конечном счете являются суммой его частей. Такой подход получил название редукционизма.
(Редукция - сведение сложного к простому).
В конце ХХ века в виду новых открытий в естественнонаучной области, а именно: термодинамике, квантовой физике, молекулярной биологии- с получением новых научных фактов возникают новые гипотезы и теории, и научная картина мира меняется. Следствием изменения научной картины мира является изменение мировоззрения.
Своим долгом считаю применять новые научные знания и использовать их при формировании целостной картины мира
Одним из значимых открытий прошедшего века является теория физического вакуума, которая включила в физику объективную реальность природы - Сознание. Согласно этой теории существуют не 4 уровня реальности (твердое тело, жидкость, газ, элементарные частицы), а семь, из которых
5-ый-вакуум или пустота, порождающая элементарные частицы;
6-ой - первичное торсионное поле или поля кручения, которые энергию не переносят и не затухают, но переносят информацию со скоростью света;
7-ой - абсолютное Ничто или Абсолют, обладающий бесконечной информацией, активностью и творческой инициативой.
Вышесказанное можно свести к более простому и доступному пониманию для школьников: кроме видимого физического мира существует энергоинформационный мир в виде поля, названного семантическим. Энергоинформационной структурой или семантическим полем обладает каждый организм, каждый объект природы. Причем эти поля взаимопроникающие. “В любой точке Земного шара мое присутствие ощутимо”.
На первых порах доказательство существования такого поля наблюдаем на примере слаженной работы муравейника, пчелиной семьи.
В качестве примера приводим такой эксперимент ученых: они разделили слепых термитов стальным листом. Исследователи получили термитник две половинки которого являлись зеркальным отражением друг друга. Где же находился “план”застройки всего термитника?
Ответить на этот вопрос: возможно используя новые научные знания: в семантическом поле термитов.
В старших классах дополняем знания значением Информации для Человека. Для построения рассуждения используем научное предположение: энергополевая структура является определяющей по отношению к физическому уровню и именно она содержит всю программу развития организма (молекула ДНК является одновременно материальной и полевой носительницей)
Наиболее мощным источником информации, которая включается в энергополевые структуры, является мысль. Отсыда ученики смогут сделать вывод, что мысль человека формирует информационное прострaнcтво, в котором он живет, определяет состояние организма.
“Мы достаточно много знаем о влиянии на организм человека пищи, воды, воздуха, но недооцениваем значение так называемой “тонкой энергии”, которую на Руси издавна называли Святым Духом”, - говорит доктор технических наук, академик РАЕН Николай Мельников.
Теория физического вакуума породила идею голографической парадигмы Вселенной. Автор этой идеи – английский физик Дэвид Бом, наблюдавший за поведением квантов пришел к выводу, что кванты не передают информацию друг другу, а живут в таком измерении, где информация существует всюду и одновременно, значит в каждом кванте закодирована одна и та же информация, причем достаточная для воспроизведения всей Вселенной. Другими словами, Вселенная как некое целое содержится в свернутом виде внутри каждой микроскопической частицы (голо – целое, грамма – пишу).
Примером голограмм, рассматриваемый на уроках, является головной мозг человека: память, подобно голограмме содержится не в каких – то конкретных нейронах или группах, а в мозге целиком.
В 10- 11 классах знакомим ребят с теорией, соединившей биологию с физикой, которая также является основой для хаpaктеристики современной научной картины мира – синергетикой.
Автором теории является бельгийский химик Илья Пригожин. Синергетика – это наука о самоорганизующихся открытых нелинейных (в отличие от линейных) системах, которые рассматриваются в динамике, с учетом энергий. “Природа располагает внутренней сложностью”, - пишет И. Пригожин. Этот тезис противостоит механицизму, основная идея которого “мир прост, и в нем все предопределено”. В теории синергетики основными понятиями являются: точка бифуркации или точка выбора и атpaктор или цель. Основная идея теории заключается в том, что мир является многовариантным, будущее не предопределено, а имеется целый ряд перспектив, которые могут реализоваться в конкретный момент времени. Времени принадлежит большая роль, т. к. оно необратимо, и если мы что-то сделали (не сделали), от этого зависит последующий результат. Механизм развития системы следующий: в течение определенного времени система накапливает внутреннюю энергию и возникает напряжение – это и есть точка бифуркации, это кажущийся животворящий хаос, который порождает новое. В этот момент перед системой открываются разные возможности будущего. Если система не выбирает, она тратит силы на поддержание хаоса, а потом распадается. Если система имеет атpaктор - цель, то в точке бифуркации происходит осознанный выбор. Проходя последовательно через точки выбора, система переходит из одного состояния в другое и путь ее в какой-то степени предопределен. Если в системе возникают сложные внутренние противоречия, она в состоянии их побороть. Очень важно, чтобы связи между частицами системы не были жесткими, иначе новому труднее пробиться. “Не привязывайтесь ”,- говорил Будда. Схематично динамику развития системы можно представить в виде спирали, но каждый новый виток имеет большую амплитуду по сравнению с предыдущим, так происходит развитие системы. Теория синергетики позволяет школьнику понять не только эволюцию развития живой природы, но и развитие собственной жизни. Исходя из этих знаний, ученики приходят к следующим выводам:
1. цель необходима для осознанного выбора в точках бифуркации;
2. в момент выбора нужно взвесить плюсы и минусы каждой возможности и осознанно принести в “жертву”все ради одной;
3. выбрав один путь, мы подчиняемся его законам;
4. задача любой системы - накопить энергию и слиться с высшими энергиями, где не утрачивается индивидуальность, но происходит понимание законов каждого уровня развития.
При изучении темы “Генетика”знакомимся с новым перспективным направлением – волновая генетика, которая укладывается в теорию физического вакуума, доказывающая существование волнового мира, несущего только информацию. ДНК, материальная носительница наследственности всех живых организмов, обладающая энергополевой структурой, способна синтезировать незамолкающую мелодию. ДНК всех клеток одного организма звучат одновременно и возникающие акустические резонансы выполняют информационную и управляющую функции. По образному выражению академика П. П. Гаряева, основоположника волновой генетике, “ДНК-это квази - речь, а речь - квази ДНК”. Человеческая речь и ДНК выполняют по сути одни и те же управляющие функции , но на разных уровнях: социальном и биологическом.
Исходя из вышесказанного, дети делают вывод, что речь человека способна не только раскрыть наследственную информацию, но и исказить ее: чем чище речь, тем здоровее человек.
Теория синергетики, доказательство энергоинформационных взаимодействий в природе, переосмысление роли информации как фундаментальной сущности Природы заставляют пересмотреть строение мироздания и сценарий его развития. Применение этих знаний происходит при осмыслении альтернативной теории эволюции.
Традиционно в школе изучается теория эволюции Ч. Дарвина, который обосновал теорию отбора, т. е. случайные изменения подхватываются условиями среды, а разнообразные условия приводят к появлению разнообразных форм живых организмов. Она заслуженно, получила признание на определенном этапе, т. к. лучше других объяснила богатство живой Природы. Но эта теория не имеет отношения к усложнению и усовершенствованию форм живого, повышению информационного уровня и расширению сознания в процессе развития.
В качестве альтернативной, предлагаю эволюционную концепцию С. Мейера (1935-1987)
Основная идея этой концепции в том, что все изменения, происходящие с живыми организмами, не случайны, а вполне закономерны, т. е. эволюция является не случайным возникновением форм, а прохождением – ступенька за ступенькой - лестницы возможностей и параллельно с этим возникновением органических форм в поле допустимых вариаций в плоскости эволюционного этажа. Эволюция это не история создания форм, а история заполнения вакансий. Эта концепция строится на идее целостности Вселенной или холизме: Вселенная - это сложный единый ансамбль всего сущего.
Человеку в этом ансамбле определяется особая роль, т. к. он является существом, стоящим на границе Материального и Духовного мира способным осознанно преобразовывать этот мир. Согласно идеям В. И. Вернадского, биосфера, являясь высшей ценностью, трaнcформируется в ноосферу “такое состояние биосферы, в котором должны проявиться разум и направляемая им работа человека, как новая небывалая на планете геологическая сила”
Через все содержание курса предмета трaнcлирую Универсальные Законы Жизни. Несколько примеров
1. Закон переход количества в качество.
Этот закон красной нитью проходит через все содержание. Приведу, на мой взгляд, пример применения этого закона. Суть его прослеживается через основную идею биологии – идею уровневой организации природы. Определенное количество органоидов формирует структуру высшего порядка, обладающую совершенно новыми несвойственными отдельно взятым органоидам свойствами. Это клетка. Определенное количество клеток формирует структуру, которая образует следующую надсистему с новыми свойствами. Это ткани и органы (уровень называется органно-тканевым) и т. д. Исходя из этого Закона, вытекает, например, понимание необходимости постоянного выполнения домашних заданий: хочешь получить результат - пройди сначала путь накоплений.
2. Закон единства противоположностей.
Этот закон можно проиллюстрировать не только на примере содержания биологии, но и использовать достаточно примеров из жизни. Весь мир состоит из противоположностей, противоположности идентичны по природе, но различны в степени выражения. Например, мужское начало и женское начало есть проявление пола; синтез и распад есть процесс построения и обновления; окисление и восстановление есть процесс перехода электронов от менее активного к более активному. Все противоположно, и не надо сетовать ни на одно из проявлений целостности. Выбор за тобой: какую крайнюю точку ты хочешь занять
3. Из Закона противоположности вытекает другой не менее интересный – Закон равновесия, гармонии и красоты. Противоположности всегда находятся в постоянном движении, равновесии, например: гомеостаз – это постоянство состава любого биологического объекта будь то клетка, ткань (кровь, например) организм или система самого высшего порядка биосфера. Но постоянство это на основе динамического, т. е. подвижного равновесия. Понимание проявления этого закона дает стремление к гармонии во всем: хочешь чтобы было красиво, значит это должно быть гармонично .
4. Закон причинно-следственных связей.
Этот закон раскрывает содержание, демонстрирующее проявления признаков приспособленности организмов к окружающей среде. Например: полное или частичное отсутствие воды в среде обитания приводит к морфологическим и физиологическим изменениям, как в организме растений, так и в организме животных (все механизмы направлены либо на ее экономию, либо образование внутри организма)
Его также хорошо иллюстрировать при выстраивании логических цепочек, например: развитие коры головного мозга (образование извилин) приводит к сложному адаптивному поведению; результатом теплокровности является независимость от окружающей среды, дифференцированные зубы являются причиной разного рациона питания и как следствие разного питания – уменьшение конкуренции и т. д. Понимание этого Закона дает возможность выбора того или иного поступка, но сначала нужно подумать о последствиях каждого и помнить, что ты несешь ответственность за любой выбор.
5. Закон Аналогии или Соответствия (иногда этот закон тpaктуется как один из принципов универсальности мировых образов - принцип самоподобия). Это всеобщий Закон Космоса и является важным. То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу. Все устроено подобно друг другу на мега -, макро- и микро- уровнях: близко к центру – самое важное, ценное (ядро Земли, плод внутри матери, сердце, ядро в клетке и т. д. ) ; вокруг трaнcпортно – питательная среда (мантия Земли, околоплодные воды, сосуды с кровью, протоплазма), и все это заключено в активно работающую оболочку. Эта удивительная закономерность природы, когда часть, повторяет целое и обуславливает его развитие. Понимание этого Закона тpaктуется так, что все подчиняются одним Законам и незнание их не освобождает от ответственности
6. Закон Единства и Взаимодействия всего сущего. Этот закон четко прослеживается через весь курс содержания биологии. Изучая систему любого уровня (клетку, орган, системы органов, организм, биоценоз) показываем взаимосвязь частей целого. Если изменяется какая-то часть целого, то происходит изменение во всей системе. Но изменения постепенно передаются в надсистему более высокого уровня. Все связано со всем. Исходя из социальной сущности человека, большинство его поступков прямо или косвенно отражаются на других людях
7. Закон Движения.
Ничто не покоится, все движется, от атомов и молекул до Галактик. Исходя из этого закона, можно говорить, что все есть движение, а проявление движения есть проявления жизни. Хочешь жить – двигайся и действуй.
8. Закон ритма.
Это также универсальный Закон: все течет, вытекает, втекает, все поднимается, опускается через определенные промежутки времени. Закону ритма подчиняется все в природе: от движения планет до периодов оптимальной активности внутренних органов. Этот Закон помогает строить планы, организовывать свое время.
Мировоззрение – это основа всех методик, это стратегия; методы и технологии – лишь тактика. Содержание учебника и новые научные факты являются только текстом, и только наше миропонимание способно “очеловечить”, “согреть”подтекст урока.
Размышляя о месте человека в современном мире, школьники задумываются и о своем предназначение, о необходимости реализации своего “Я”с позиции целостного миропонимания
Выпускники 2005 года об уроках биологии:
“Я считаю, что биология - очень важный предмет, который позволяет расширить свой кругозор во всех областях знаний. Позволяет научиться по-новому смотреть на мир, раскрывает новые методы познания и самопознания”(Ковальский Д. )
“За 5 лет изучения биологии я действительно изменилась и научилась, теперь я по-другому смотрю на себя”(Паксялева О. )
“Больше всего мне запомнились бесценные уроки жизни”(Брюханкова М. )
“Я познала много нового и интересного и поняла, что в мире все взаимосвязано”(Кузнецова Ю. )
“До недавних пор я считал, что биология не так важна, как математика, но за 5 лет я изменил свое мнение”(Баюков Д. )
“Мне запомнились знания не только по биологии, но и Законы всей жизни”(Демиденко Л. )
“Больше всего мне запомнилось, что познав себя, я познаю все законы природы”. (Субботина Н. )
“Самое главное для меня, что все едино и все цело, все живет по одним законам, но одновременно состоит из частей, они самостоятельны и являются частью целого”(Усачова Л. )
“Я получил знания не только по биологии, но и о других сферах”(Вавилкина Н. )
“Я поняла, что все в мире взаимосвязано”(Мартынова Ю. )
Комментарии:
Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....
09 10 2025 15:32:42
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
08 10 2025 14:55:46
Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....
07 10 2025 10:41:39
Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....
06 10 2025 13:13:25
Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской СОШ Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, пpaктической природоохранной деятельности....
05 10 2025 6:53:47
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
04 10 2025 12:32:51
Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....
03 10 2025 17:51:36
На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного.
...
02 10 2025 23:59:10
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
01 10 2025 7:33:39
Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....
30 09 2025 0:36:48
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
29 09 2025 1:35:22
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
28 09 2025 18:21:19
Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....
27 09 2025 22:21:38
Биологическая игра «Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры «Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....
26 09 2025 2:17:18
Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...
25 09 2025 5:25:33
Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний.
...
24 09 2025 22:17:25

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
23 09 2025 8:35:38
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
22 09 2025 18:52:17
В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....
21 09 2025 7:48:10
Исходя из значимости темы, главной целью урока являлось: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интеpaктивного включения их в процесс обучения.
...
20 09 2025 0:19:49
Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....
19 09 2025 6:19:24
Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....
18 09 2025 5:17:20
Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....
17 09 2025 13:57:35
Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....
16 09 2025 12:17:11
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
15 09 2025 7:49:43
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее.
...
14 09 2025 14:16:23
В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....
13 09 2025 14:59:37
Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер".
...
12 09 2025 8:53:10
Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения.
...
11 09 2025 8:39:15
В нашей школе традиционно проходит предметная неделя биологии, в рамках которой проводятся внеклассные мероприятия и нестандартные формы уроков. Этот час веселых затей включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить пpaктические и теоретические знания учащихся о растениях.
...
10 09 2025 4:21:16
Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....
09 09 2025 5:31:38
Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....
08 09 2025 17:33:21
Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление
особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение
значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях
перед листопадом.
Урок рассчитан на учащихся 6-го класса.
Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение.
...
07 09 2025 3:19:28
Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....
06 09 2025 20:12:12
Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....
05 09 2025 19:58:24
При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий.
...
04 09 2025 16:26:49
Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия....
03 09 2025 16:33:22
Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека.
...
02 09 2025 21:38:58
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
01 09 2025 15:40:52
На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....
31 08 2025 23:53:45
Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....
30 08 2025 5:24:19
После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...
29 08 2025 13:32:15
Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....
28 08 2025 19:24:27
Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения.
...
27 08 2025 17:58:19
Урок с использованием ИКТ позволяет сформировать у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения. Он стимулирует творческую активность и эмоциональное отношение к знаниям, способствует развитию любознательности, самостоятельности и гибкости....
26 08 2025 19:38:33
Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....
25 08 2025 5:51:35
Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....
24 08 2025 21:13:30
Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др.
...
23 08 2025 8:29:12
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
22 08 2025 12:56:53
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....
21 08 2025 17:39:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::