Развитие целостного миропонимания на уроках биологии
Мировоззрение – это основа нашего миропонимания и именно через него как через сито пропускаются все события нашей жизни.
Оно формируется на протяжении жизни человека, но основы закладываются в школьный период и роль учителя немаловажная в этом процессе.
Именно обладая развитым мировоззрением, современный человек будет способен двигаться не только в ногу со временем, но и жить в ладу с самим собой и окружающим его миром. Такая точка зрения начинает привлекать внимание и доверие во всем мире.
Мировоззрение – это система взглядов на мир и место человека в нем.
Система взглядов на мир выстраивается на основе принятой в научном обществе картины мира. Знания о природе, человеке менялись на протяжении существования человечества не один раз в зависимости от появления новых фактов, гипотез, теорий.
Со времен Ньютона в философии и науке господствовала идеология, основой которой являлись детерминированность и упрощенческий линейный подход (механицизм), а это означает, что материальная реальность, или Вселенная представлялась строго упорядоченным механизмом, выстроенным от простого к сложному: целое – Вселенная или Человек в конечном счете являются суммой его частей. Такой подход получил название редукционизма.
(Редукция - сведение сложного к простому).
В конце ХХ века в виду новых открытий в естественнонаучной области, а именно: термодинамике, квантовой физике, молекулярной биологии- с получением новых научных фактов возникают новые гипотезы и теории, и научная картина мира меняется. Следствием изменения научной картины мира является изменение мировоззрения.
Своим долгом считаю применять новые научные знания и использовать их при формировании целостной картины мира
Одним из значимых открытий прошедшего века является теория физического вакуума, которая включила в физику объективную реальность природы - Сознание. Согласно этой теории существуют не 4 уровня реальности (твердое тело, жидкость, газ, элементарные частицы), а семь, из которых
5-ый-вакуум или пустота, порождающая элементарные частицы;
6-ой - первичное торсионное поле или поля кручения, которые энергию не переносят и не затухают, но переносят информацию со скоростью света;
7-ой - абсолютное Ничто или Абсолют, обладающий бесконечной информацией, активностью и творческой инициативой.
Вышесказанное можно свести к более простому и доступному пониманию для школьников: кроме видимого физического мира существует энергоинформационный мир в виде поля, названного семантическим. Энергоинформационной структурой или семантическим полем обладает каждый организм, каждый объект природы. Причем эти поля взаимопроникающие. “В любой точке Земного шара мое присутствие ощутимо”.
На первых порах доказательство существования такого поля наблюдаем на примере слаженной работы муравейника, пчелиной семьи.
В качестве примера приводим такой эксперимент ученых: они разделили слепых термитов стальным листом. Исследователи получили термитник две половинки которого являлись зеркальным отражением друг друга. Где же находился “план”застройки всего термитника?
Ответить на этот вопрос: возможно используя новые научные знания: в семантическом поле термитов.
В старших классах дополняем знания значением Информации для Человека. Для построения рассуждения используем научное предположение: энергополевая структура является определяющей по отношению к физическому уровню и именно она содержит всю программу развития организма (молекула ДНК является одновременно материальной и полевой носительницей)
Наиболее мощным источником информации, которая включается в энергополевые структуры, является мысль. Отсыда ученики смогут сделать вывод, что мысль человека формирует информационное прострaнcтво, в котором он живет, определяет состояние организма.
“Мы достаточно много знаем о влиянии на организм человека пищи, воды, воздуха, но недооцениваем значение так называемой “тонкой энергии”, которую на Руси издавна называли Святым Духом”, - говорит доктор технических наук, академик РАЕН Николай Мельников.
Теория физического вакуума породила идею голографической парадигмы Вселенной. Автор этой идеи – английский физик Дэвид Бом, наблюдавший за поведением квантов пришел к выводу, что кванты не передают информацию друг другу, а живут в таком измерении, где информация существует всюду и одновременно, значит в каждом кванте закодирована одна и та же информация, причем достаточная для воспроизведения всей Вселенной. Другими словами, Вселенная как некое целое содержится в свернутом виде внутри каждой микроскопической частицы (голо – целое, грамма – пишу).
Примером голограмм, рассматриваемый на уроках, является головной мозг человека: память, подобно голограмме содержится не в каких – то конкретных нейронах или группах, а в мозге целиком.
В 10- 11 классах знакомим ребят с теорией, соединившей биологию с физикой, которая также является основой для хаpaктеристики современной научной картины мира – синергетикой.
Автором теории является бельгийский химик Илья Пригожин. Синергетика – это наука о самоорганизующихся открытых нелинейных (в отличие от линейных) системах, которые рассматриваются в динамике, с учетом энергий. “Природа располагает внутренней сложностью”, - пишет И. Пригожин. Этот тезис противостоит механицизму, основная идея которого “мир прост, и в нем все предопределено”. В теории синергетики основными понятиями являются: точка бифуркации или точка выбора и атpaктор или цель. Основная идея теории заключается в том, что мир является многовариантным, будущее не предопределено, а имеется целый ряд перспектив, которые могут реализоваться в конкретный момент времени. Времени принадлежит большая роль, т. к. оно необратимо, и если мы что-то сделали (не сделали), от этого зависит последующий результат. Механизм развития системы следующий: в течение определенного времени система накапливает внутреннюю энергию и возникает напряжение – это и есть точка бифуркации, это кажущийся животворящий хаос, который порождает новое. В этот момент перед системой открываются разные возможности будущего. Если система не выбирает, она тратит силы на поддержание хаоса, а потом распадается. Если система имеет атpaктор - цель, то в точке бифуркации происходит осознанный выбор. Проходя последовательно через точки выбора, система переходит из одного состояния в другое и путь ее в какой-то степени предопределен. Если в системе возникают сложные внутренние противоречия, она в состоянии их побороть. Очень важно, чтобы связи между частицами системы не были жесткими, иначе новому труднее пробиться. “Не привязывайтесь ”,- говорил Будда. Схематично динамику развития системы можно представить в виде спирали, но каждый новый виток имеет большую амплитуду по сравнению с предыдущим, так происходит развитие системы. Теория синергетики позволяет школьнику понять не только эволюцию развития живой природы, но и развитие собственной жизни. Исходя из этих знаний, ученики приходят к следующим выводам:
1. цель необходима для осознанного выбора в точках бифуркации;
2. в момент выбора нужно взвесить плюсы и минусы каждой возможности и осознанно принести в “жертву”все ради одной;
3. выбрав один путь, мы подчиняемся его законам;
4. задача любой системы - накопить энергию и слиться с высшими энергиями, где не утрачивается индивидуальность, но происходит понимание законов каждого уровня развития.
При изучении темы “Генетика”знакомимся с новым перспективным направлением – волновая генетика, которая укладывается в теорию физического вакуума, доказывающая существование волнового мира, несущего только информацию. ДНК, материальная носительница наследственности всех живых организмов, обладающая энергополевой структурой, способна синтезировать незамолкающую мелодию. ДНК всех клеток одного организма звучат одновременно и возникающие акустические резонансы выполняют информационную и управляющую функции. По образному выражению академика П. П. Гаряева, основоположника волновой генетике, “ДНК-это квази - речь, а речь - квази ДНК”. Человеческая речь и ДНК выполняют по сути одни и те же управляющие функции , но на разных уровнях: социальном и биологическом.
Исходя из вышесказанного, дети делают вывод, что речь человека способна не только раскрыть наследственную информацию, но и исказить ее: чем чище речь, тем здоровее человек.
Теория синергетики, доказательство энергоинформационных взаимодействий в природе, переосмысление роли информации как фундаментальной сущности Природы заставляют пересмотреть строение мироздания и сценарий его развития. Применение этих знаний происходит при осмыслении альтернативной теории эволюции.
Традиционно в школе изучается теория эволюции Ч. Дарвина, который обосновал теорию отбора, т. е. случайные изменения подхватываются условиями среды, а разнообразные условия приводят к появлению разнообразных форм живых организмов. Она заслуженно, получила признание на определенном этапе, т. к. лучше других объяснила богатство живой Природы. Но эта теория не имеет отношения к усложнению и усовершенствованию форм живого, повышению информационного уровня и расширению сознания в процессе развития.
В качестве альтернативной, предлагаю эволюционную концепцию С. Мейера (1935-1987)
Основная идея этой концепции в том, что все изменения, происходящие с живыми организмами, не случайны, а вполне закономерны, т. е. эволюция является не случайным возникновением форм, а прохождением – ступенька за ступенькой - лестницы возможностей и параллельно с этим возникновением органических форм в поле допустимых вариаций в плоскости эволюционного этажа. Эволюция это не история создания форм, а история заполнения вакансий. Эта концепция строится на идее целостности Вселенной или холизме: Вселенная - это сложный единый ансамбль всего сущего.
Человеку в этом ансамбле определяется особая роль, т. к. он является существом, стоящим на границе Материального и Духовного мира способным осознанно преобразовывать этот мир. Согласно идеям В. И. Вернадского, биосфера, являясь высшей ценностью, трaнcформируется в ноосферу “такое состояние биосферы, в котором должны проявиться разум и направляемая им работа человека, как новая небывалая на планете геологическая сила”
Через все содержание курса предмета трaнcлирую Универсальные Законы Жизни. Несколько примеров
1. Закон переход количества в качество.
Этот закон красной нитью проходит через все содержание. Приведу, на мой взгляд, пример применения этого закона. Суть его прослеживается через основную идею биологии – идею уровневой организации природы. Определенное количество органоидов формирует структуру высшего порядка, обладающую совершенно новыми несвойственными отдельно взятым органоидам свойствами. Это клетка. Определенное количество клеток формирует структуру, которая образует следующую надсистему с новыми свойствами. Это ткани и органы (уровень называется органно-тканевым) и т. д. Исходя из этого Закона, вытекает, например, понимание необходимости постоянного выполнения домашних заданий: хочешь получить результат - пройди сначала путь накоплений.
2. Закон единства противоположностей.
Этот закон можно проиллюстрировать не только на примере содержания биологии, но и использовать достаточно примеров из жизни. Весь мир состоит из противоположностей, противоположности идентичны по природе, но различны в степени выражения. Например, мужское начало и женское начало есть проявление пола; синтез и распад есть процесс построения и обновления; окисление и восстановление есть процесс перехода электронов от менее активного к более активному. Все противоположно, и не надо сетовать ни на одно из проявлений целостности. Выбор за тобой: какую крайнюю точку ты хочешь занять
3. Из Закона противоположности вытекает другой не менее интересный – Закон равновесия, гармонии и красоты. Противоположности всегда находятся в постоянном движении, равновесии, например: гомеостаз – это постоянство состава любого биологического объекта будь то клетка, ткань (кровь, например) организм или система самого высшего порядка биосфера. Но постоянство это на основе динамического, т. е. подвижного равновесия. Понимание проявления этого закона дает стремление к гармонии во всем: хочешь чтобы было красиво, значит это должно быть гармонично .
4. Закон причинно-следственных связей.
Этот закон раскрывает содержание, демонстрирующее проявления признаков приспособленности организмов к окружающей среде. Например: полное или частичное отсутствие воды в среде обитания приводит к морфологическим и физиологическим изменениям, как в организме растений, так и в организме животных (все механизмы направлены либо на ее экономию, либо образование внутри организма)
Его также хорошо иллюстрировать при выстраивании логических цепочек, например: развитие коры головного мозга (образование извилин) приводит к сложному адаптивному поведению; результатом теплокровности является независимость от окружающей среды, дифференцированные зубы являются причиной разного рациона питания и как следствие разного питания – уменьшение конкуренции и т. д. Понимание этого Закона дает возможность выбора того или иного поступка, но сначала нужно подумать о последствиях каждого и помнить, что ты несешь ответственность за любой выбор.
5. Закон Аналогии или Соответствия (иногда этот закон тpaктуется как один из принципов универсальности мировых образов - принцип самоподобия). Это всеобщий Закон Космоса и является важным. То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу. Все устроено подобно друг другу на мега -, макро- и микро- уровнях: близко к центру – самое важное, ценное (ядро Земли, плод внутри матери, сердце, ядро в клетке и т. д. ) ; вокруг трaнcпортно – питательная среда (мантия Земли, околоплодные воды, сосуды с кровью, протоплазма), и все это заключено в активно работающую оболочку. Эта удивительная закономерность природы, когда часть, повторяет целое и обуславливает его развитие. Понимание этого Закона тpaктуется так, что все подчиняются одним Законам и незнание их не освобождает от ответственности
6. Закон Единства и Взаимодействия всего сущего. Этот закон четко прослеживается через весь курс содержания биологии. Изучая систему любого уровня (клетку, орган, системы органов, организм, биоценоз) показываем взаимосвязь частей целого. Если изменяется какая-то часть целого, то происходит изменение во всей системе. Но изменения постепенно передаются в надсистему более высокого уровня. Все связано со всем. Исходя из социальной сущности человека, большинство его поступков прямо или косвенно отражаются на других людях
7. Закон Движения.
Ничто не покоится, все движется, от атомов и молекул до Галактик. Исходя из этого закона, можно говорить, что все есть движение, а проявление движения есть проявления жизни. Хочешь жить – двигайся и действуй.
8. Закон ритма.
Это также универсальный Закон: все течет, вытекает, втекает, все поднимается, опускается через определенные промежутки времени. Закону ритма подчиняется все в природе: от движения планет до периодов оптимальной активности внутренних органов. Этот Закон помогает строить планы, организовывать свое время.
Мировоззрение – это основа всех методик, это стратегия; методы и технологии – лишь тактика. Содержание учебника и новые научные факты являются только текстом, и только наше миропонимание способно “очеловечить”, “согреть”подтекст урока.
Размышляя о месте человека в современном мире, школьники задумываются и о своем предназначение, о необходимости реализации своего “Я”с позиции целостного миропонимания
Выпускники 2005 года об уроках биологии:
“Я считаю, что биология - очень важный предмет, который позволяет расширить свой кругозор во всех областях знаний. Позволяет научиться по-новому смотреть на мир, раскрывает новые методы познания и самопознания”(Ковальский Д. )
“За 5 лет изучения биологии я действительно изменилась и научилась, теперь я по-другому смотрю на себя”(Паксялева О. )
“Больше всего мне запомнились бесценные уроки жизни”(Брюханкова М. )
“Я познала много нового и интересного и поняла, что в мире все взаимосвязано”(Кузнецова Ю. )
“До недавних пор я считал, что биология не так важна, как математика, но за 5 лет я изменил свое мнение”(Баюков Д. )
“Мне запомнились знания не только по биологии, но и Законы всей жизни”(Демиденко Л. )
“Больше всего мне запомнилось, что познав себя, я познаю все законы природы”. (Субботина Н. )
“Самое главное для меня, что все едино и все цело, все живет по одним законам, но одновременно состоит из частей, они самостоятельны и являются частью целого”(Усачова Л. )
“Я получил знания не только по биологии, но и о других сферах”(Вавилкина Н. )
“Я поняла, что все в мире взаимосвязано”(Мартынова Ю. )
Комментарии:
В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания. ...
18 03 2024 17:28:24
Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....
17 03 2024 5:28:22
Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....
16 03 2024 21:46:51
Урок, на котором происходит общее знакомство учащихся с особенностями внешнего строения, приспособления насекомых для жизни в определенной среде обитания, многообразием, значением в природе и жизни человека. На уроке проводится лабораторная работа. ...
15 03 2024 6:51:18
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
14 03 2024 14:16:58
Данный урок предпоследний в теме "Кровеносная и лимфатическая системы". Он является логическим продолжением и одним из завершающих в изучении кровеносной системы. Задачи данного урока - раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и алкоголя на органы кровообращения, показать профилактические меры болезней сердца; научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья. ...
13 03 2024 20:49:48
Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе. ...
12 03 2024 21:32:51
Тема "Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах ЕГЭ по биологии принадлежит теме "Основы цитологии"....
11 03 2024 11:36:39
Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке. ...
10 03 2024 9:57:57
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....
09 03 2024 0:55:16
Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....
08 03 2024 0:21:15
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
07 03 2024 19:39:22
На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....
06 03 2024 3:14:28
Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....
05 03 2024 14:59:31
Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....
04 03 2024 14:52:14
Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем. ...
03 03 2024 22:28:34
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
02 03 2024 11:47:27
Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....
01 03 2024 1:18:12
Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....
29 02 2024 23:15:52
Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке. ...
28 02 2024 17:47:50
Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....
27 02 2024 18:15:50
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам экологии. И это не случайно. Влияние человека на природу возрастает с каждым днем, и человек должен задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности. ...
26 02 2024 11:30:17
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
25 02 2024 21:42:32
Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения. ...
24 02 2024 7:31:19
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями. ...
23 02 2024 15:19:39
К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....
22 02 2024 14:48:37
Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....
21 02 2024 12:59:39
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...
20 02 2024 19:28:12
В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии"). ...
19 02 2024 2:20:51
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...
18 02 2024 16:46:42
На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....
17 02 2024 10:45:20
Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....
16 02 2024 7:59:43
Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств. ...
15 02 2024 21:45:39
Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....
14 02 2024 11:55:56
Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....
13 02 2024 2:48:57
Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...
12 02 2024 14:42:24
Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов. ...
11 02 2024 20:40:15
Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....
10 02 2024 8:23:28
При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....
09 02 2024 16:59:44
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
08 02 2024 13:47:37
Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....
07 02 2024 18:16:17
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....
06 02 2024 5:33:10
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...
05 02 2024 9:52:35
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...
04 02 2024 23:31:29
Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....
03 02 2024 8:59:30
Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...
02 02 2024 14:15:32
На стенах Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть здоровым – бегай, если хочешь быть умным – двигайся!». На данном уроке представлены некоторые пpaктические упражнения и советы, которые помогут выявить и предупредить нарушения опopно-двигательного аппарата (плоскостопие и искривления позвоночника). ...
01 02 2024 23:17:11
Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....
31 01 2024 9:31:18
Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....
30 01 2024 0:10:20
Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....
29 01 2024 16:13:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::