Урок "Газообмен в легких и тканях"
Урок проводится в компьютерном классе (10 компьютеров, проектор, экран, локальная сеть)
Задачи урока:
- Образовательные
- повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных, взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
- углубить знания о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательных систем.
- Развивающие
- формировать у учащихся умение сравнивать,
- развивать творческое мышление и речь учащихся.
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с источником информации, навыков работы в группе и паре.
- развивать навыки работы с компьютерной техникой.
- Воспитательные
- расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету
- развитие коммуникативных способностей.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.
Методы обучения:
- метод эвристической беседы (решение проблемных вопросов),
- частично-поисковый лабораторный метод (обсуждение результатов опыта),
- метод работы с дидактическим материалом,
- метод работы с ЦОРами
Информационная база: уроки биологии Анатомия. Кирилл и Мефодий. 9 кл.
План урока
1. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала:
а) состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (опыт,
видео, беседа)
б) газообмен в легких (анимация)
в) газообмен в тканях
3. Закрепление. (Работа с тестом, текстом)
4. Рефлексия
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. Сообщение целей, хода урока. (Приложение 3)
Учитель: Вспомните, какую тему вы
изучали на предыдущем уроке, с какими понятиями
познакомились? (Оответы учащихся)
Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о
строении и функциях дыхательной системы, о
взаимосвязи строения органов дыхания и их
функций и продолжим изучение темы: Дыхание». А
конкретно тему сегодняшнего урока вы узнаете
чуть позже.
II. Проверка знаний
Класс делится на две группы (в классе 10 компьютеров).
Первая группа садится за компьютеры. За компьютером ученики работают с инструктивной картой (Приложение 1)
Вторая группа: работают на местах
Два ученика работают у доски:
1) Работа с терминами (будут необходимы при изучении нового материала):
Дыхание
Артерии (кровеносные сосуды, идущие от сердца)
Капилляры (мельчайшие кровеносные сосуды)
Артериальная кровь (кровь, насыщенная
кислородом)
Венозная кровь (кровь, насыщенная углекислым
газом.)
Альвеолы (легочные пузырьки)
Эритроциты (красные кровяные тельца, содержащие
гемоглобин.)
Гемоглобин белковое вещество, входящее в состав
эритроцита.
2) Составьте схему «Органы дыхания»
III. Работа на местах
Работа № 1
Выберите правильные ответы.
1. Значение дыхания для организма человека:
а) Обеспечение питательными веществами,
б) Охлаждение организма
в) Поглощение кислорода
г) Выделение паров воды
д Выделение углекислого газа
е) Освобождение энергии
2. Вставьте пропущенные слова:
Дышать нужно через … (1). Носовая полость выстлана … (2), покрыта многочисленными … (3), которые задерживают … (4). Клетки носовой полости выделяют … (5), которая задерживают частички пыли и микробы.
3. Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости.
1. Трахея
2. Носовая полость
3. Гортань
4. Бронхи
5. Носоглотка
По окончании работы учащиеся осуществляют
взаимопроверку, оценивают работы. (по ключу)
Проверяем работу учеников у доски (проверяет
ученик, комментирует правильность выполнения
задания)
IV. Изучение нового материала
Учитель: Дыхание – свойство всех
живых организмов . Сегодня на уроке мы продолжим
изучение этого процесса , который как и все
процессы в живых организмах, подчинен законам
физики . Какова же тема урока вы узнаете разгадав
кроссворд. (Приложение 3,
а также на каждой парте – ребята отгадывают его)
Если вы правильно отгадаете кроссворд, то по
горизонтали получите ключевое слово в теме
урока. (Газообмен)
Сообщение темы: «Газообмен в легких и тканях»
– Как вы считаете, какова цель нашего урока? (Ответы ребят)
Обобщение, сообщение целей и хода урока
Учитель: человек дышит атмосферным
воздухом, который состоит из смеси газов. Как вы
считаете – одинаков ли состав воздуха, который
мы вдыхаем и состав воздуха , который мы выдыхаем.
(Учащиеся отмечают, что состав вдыхаемого и
выдыхаемого воздуха различен)
– Подтвердим это опытным путем.
Опыт проводит заранее подготовленный учителем ученик-ассистент – стр.105 учебника. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. На основании результатов опыта ученики убеждаются экспериментально в том, что содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе больше, чем во вдыхаемом.
Эвристическая беседа:
– Как изменилась вода в пробирках? (В одной из
пробирок она стала мутной).
– В какой пробирке вода помутнела? (В которую
попадал выдыхаемый воздух).
– Какой можно сделать вывод? (В выдыхаемом
воздухе содержится вещество, которое вступило в
реакцию с известковой водой.)
– Как вы думаете, что это за вещество? (Углекислый
газ).
Обратимся к слайду «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» (Приложение 5)
Беседа
Учитель: Каково процентное содержание
кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и
выдыхаемом воздухе?
– Как количественно изменяется состав
выдыхаемого и вдыхаемого воздуха?
Газ | Вдыхаемый воздух | Выдыхаемый воздух |
Кислород | ||
Углекислый газ | ||
Азот | 79,03 | 79,07 |
– Распределите цифры правильно: 16,3 %, 0,03 %, 20,9 %, 4 %
– Проанализируйте данные таблицы, сравните,
сделайте вывод о составе вдыхаемого и
выдыхаемого воздуха.
Учащиеся: Из таблицы видно, чтов выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа почти на 4%, а во вдыхаемом воздухе увеличивается количество кислорода почти на 5%.
Физкультминутка
- Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 с.
- Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы.
- Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
- Сесть, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Затем открыть их на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.
- Встать, смотреть прямо перед собой 2-3 с. Затем поставить палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.
- Вдохните побольше воздуха, представьте, как он путешествует по организму. Повторите 5-6 раз
Учитель: Как же это происходит? Почему
в выдыхаемом воздухе увеличивается количество
углекислого газа и уменьшается количество
кислорода? (Проблемный вопрос)
Ответить на этот вопрос вы сможете, когда
познакомитесь с тем, как осуществляется
газообмен в организме.
Показываем слайд «Газообмен в легких и тканях» (Приложение 4).
Учитель: Какое физическое явление лежит в основе газообмена? Что называется диффузией? (Диффузия – физическое явление, когда молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их концентрация мала.)
Ученики могут сразу и не ответить на вопрос, тогда обсудить вопрос при работе с текстом.
Учитель: Как же протекает процесс газообмена в легких и тканях? Об этом вы узнаете, поработав с текстом.
Работа в группах с текстом:
1 группа: «Газообмен в легких»
2 группа: «Газообмен в тканях»
Газообмен в легких
Прочитайте всю информацию. Ответьте на вопросы.
Между воздухом в легких и кровью происходит
газообмен. Важнейший механизм газообмена-
диффузия. Рассмотрим диффузионный
газообмен в альвеолах легких.
В воздухе легочных альвеол мало углекислого газа
и много кислорода. Кровь капилляров,
оплетающих легочные альвеолы, поступила из
сердца. Это венозная кровь,
содержащая много углекислого газа.
Молекулы углекислого газа покидают кровяное
русло, где их концентрация велика и перемещаются
в альвеолярный воздух. В венозной крови мало
кислорода, поэтому его молекулы стремятся
покинуть альвеолы и перейти в кровяное русло.
Ставшая артериальной, кровь покидает альвеолы. В
альвеолярном воздухе после этого изменилось
содержание дыхательных газов – стало меньше
кислорода и больше углекислого газа. Интенсивность
диффузии падает.
Чтобы поддерживать уровень диффузии, необходимо
поддерживать в альвеолах концентрацию кислорода
достаточно высокой, а концентрацию углекислого
газа достаточно низкой. Для этого необходимо
часто менять отработанный воздух на свежий. Это и
определяет ритм нашего дыхания
1. Какой физический процесс лежит в основе газообмена?
Важнейший механизм газообмена …
2. Где происходит легочной газообмен?
Легочной газообмен происходит…
3. Какая кровь поступает в легочные капилляры?
В легочные капилляры поступает…
4. Что происходит с кровью в легочных капиллярах?
5. Какая кровь покидает легочные капилляры?
Легочные капилляры покидает…
6. Почему со временем падает интенсивность диффузии?
– Выполните задание, осуществите самоконтроль. Запишите результат «+» или «–».
Обсуждение результатов работы. Ученики правильно ответившие на вопросы получают бонусы.
Учитель: Результатом газообмена в
легких стало превращение венозной крови в
артериальную. А для чего нужен кислород нашему
организму? (Для обмена веществ)
Чтобы в нашем организме проходили реакции обмена
веществ, кислород с током крови должен попасть в
каждую клетку нашего тела. Этому способствует
газообмен в тканях
Газообмен в тканях
Прочитайте всю информацию. Ответьте на вопросы.
Тканевое дыхание также осуществляется
благодаря диффузии.
В капиллярной сети тканей кровь отдает кислород
и поглощает углекислый газ. Кислород непрерывно
расходуется для получения энергии в клетках.
Поэтому в тканях кислорода мало.
Из кровяного русла кислород поступает в
межклеточную жидкость, а оттуда в клетки.
Углекислый газ непрерывно образуется в
результате обмена веществ. Поэтому в клетках его
много. Он поступает в тканевую
жидкость, а из нее – в кровь.
Здесь углекислый газ частично захватывается
гемоглобином, а частично растворяется или
химически связывается солями плазмы крови.
Венозная кровь уносит его к сердцу, а затем к
легким. Чем больше работа, выполняемая каким-либо
органом, тем больше ему требуется кислорода.
Поэтому, например, при физической работе, когда
интенсивно сокращаются мышцы, одновременно
усиливаются дыхание и деятельность сердца.
1. Благодаря чему осуществляется тканевое дыхание?
Тканевое дыхание осуществляется благодаря …
2. Почему в тканях мало кислорода?
В тканях мало кислорода, потому что…
3. Почему в тканях много углекислого газа?
В тканях много углекислого газа потому что, потому что…
4. Что происходит с кровью при тканевом дыхании?
При тканевом дыхании кровь в капиллярах тканей большого круга кровообращения насыщается ___________________ и отдает ____________________, из __________________ превращается в _________________________ .
Осуществите самоконтроль, отметив результат «+» или «–».
Обсуждение результатов работы. Ученики
правильно ответившие на вопросы получают бонусы.
По ходу обсуждения ученики заполняют таблицу (1
группа-газообмен в тканях, вторая газообмен в
легких. Полностью таблица заполняется дома.
Процесс | Где происходит? | Что проникает в кровь? | Что выходит из крови? | Физическая причина | В каком круге кровообращения | Какая кровь, в какую превращается? |
Газообмен в легких | ||||||
Газообмен в тканях |
Беседа
1. В чем сходство и в чем отличие процесса
газообмена в легких и тканях?
Сходство заключается в том, что в обоих случаях
газообмен осуществляется через стенки
капилляров за счет диффузии. Отличие заключается
в том, что во время газообмена в тканях
гемоглобин отдает кислород в клеткам, забирает
углекислый газ, и кровь становится венозной, а в
легких происходит обратный процесс – углекислый
газ из венозной крови через стенки альвеол
попадает в дыхательные пути и внешнюю среду, а
кислород тем же путем поступает в кровь, которая
становится артериальной и вступает в соединение
с гемоглобином.
2. Какие системы внутренних органов связаны между собой? (Дыхательная и кровеносная)
Обобщаем сказанное записываем выводы в тетрадь.
Выводы:
1. В основе газообмена в легких и тканях лежит
процесс диффузии. (Газы перемещаются из области
большей концентрации в область меньшей
концентрации)
2. Кислорода много в альвеолах и мало в
капиллярах, углекислого газа, наоборот, мало в
альвеолах и много в капиллярах.
3. В легких кислород через тонкие стенки альвеол и
капилляров поступает из воздуха в кровь, а
углекислый газ из крови в воздух. Кровь
становится артериальной (малый круг
кровообращения).
4. В тканях кислород поступает из крови в тканевую
жидкость, затем в клетки, а углекислый газ из
тканей переходит в кровь. Кровь становится
венозной (большой круг кровообращения).
III. Закрепление
Каждому ученику выдается тест (Приложение 2)
IV Рефлексия
Оцените свою работу на уроке:
1. Удовлетворены ли вы результатом своей работы
на уроке?
2. Появился ли интерес к содержанию урока?
3. Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества?
да нет не знаю
V. Домашнее задание
- Параграф 24,
- Рабочая тетрадь №1, работы № 84, 85
Темы сообщений (опережающее задание) (по желанию)
1. История открытия и борьба с туберкулезом.
2. Влияние курения на органы дыхания и весь
организм.
3. Окружающая среда и здоровье человека.
4. Болезни, передающиеся через воздух, и их
профилактика.
5. Влияние физических упражнений на органы
дыхания.
6. Можно предложить свою тему реферата.
VI. Выставление оценок за урок
– Вы сегодня очень хорошо работали, я думаю все
получат хорошие оценки.
За работу с заданием 1, за заполнение таблицы
«Газообмен в легких и тканях», за тест, за работу
на уроке. Я довольна вашей работой на уроке!
Молодцы, ребята! Спасибо вам за урок.
Комментарии:
Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....
15 02 2025 17:46:12
Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...
14 02 2025 18:26:34
Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....
13 02 2025 22:18:13
Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся.
...
12 02 2025 17:15:58
В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....
11 02 2025 9:45:57
В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....
10 02 2025 19:50:57
Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....
09 02 2025 0:47:55
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
08 02 2025 4:59:18
Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....
07 02 2025 18:42:19
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....
06 02 2025 8:18:44
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем.
...
05 02 2025 23:33:42
Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....
04 02 2025 3:41:36
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
03 02 2025 6:31:11
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
02 02 2025 3:47:59
Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала.
...
01 02 2025 7:55:36
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
31 01 2025 16:54:59
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
30 01 2025 0:49:17
Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....
29 01 2025 3:22:59
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
28 01 2025 15:22:36
Устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов....
27 01 2025 9:43:48
Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....
26 01 2025 8:39:22
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
25 01 2025 18:58:32

Урок-игра проводится при подведении итогов по теме. Урок составлен к учебнику «Биология» под редакцией И.Н. Пономаревой. Повторяет материал по теме в виде игры, активизирует познавательный интерес учащихся....
24 01 2025 18:52:16
При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....
23 01 2025 4:51:16
Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....
22 01 2025 23:35:19
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
21 01 2025 1:43:27
Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....
20 01 2025 6:47:56
На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам.
...
19 01 2025 9:41:16
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
18 01 2025 4:31:39
Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....
17 01 2025 13:31:35

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
16 01 2025 6:36:52
Учащиеся знакомятся с некоторыми страницами жизни и творчества великого Ч.Дарвина. Дарвин – человек, наделенный неутомимым терпением при собирании многочисленных фактов, имеющий удивительную способность выводить заключения, обладающий бесподобным слогом – словом, человек совершенный, способный для громадного труда, который он предпринял и выполнил. В материалы урока включены: презентация ученицы 11-го класса, сообщения учащихся, лабораторный пpaктикум, тест.
...
15 01 2025 15:16:46
Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....
14 01 2025 22:13:56
Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....
13 01 2025 20:26:28
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
12 01 2025 19:25:14
Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на пpaктике.
...
11 01 2025 3:21:55
Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....
10 01 2025 11:31:18
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....
09 01 2025 8:46:28
Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....
08 01 2025 10:12:10
Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....
07 01 2025 10:13:22

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
06 01 2025 2:30:10

Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....
05 01 2025 19:54:22
Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....
04 01 2025 4:52:32
У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....
03 01 2025 22:18:25

Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....
02 01 2025 12:18:41
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
01 01 2025 7:31:29
В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....
31 12 2024 16:14:19
Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу.
...
30 12 2024 9:25:42
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
29 12 2024 19:21:10
Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....
28 12 2024 10:34:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::