Внеклассное мероприятие по биологии

Введение.
Сегодня как никогда остро стоит вопрос о необходимости изменения преподавания биологии, и в частности экологии, в школе. С каждым годом становится все тяжелее объяснить ученикам о том, как важно беречь природу, ведь задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, показать антропогенное влияния на нее. Благодаря особой настроенности младших подростков к миру животных и растений, принятию ими красоты природных ландшафтов и интересу ко всем проявлениям жизни живой природы, основы экологических знаний шестиклассники впитывают с высокой степенью эффективности. Внутренняя мотивация, эмоциональное восприятие природы, высокий уровень познавательной активности и стремление внести личный вклад в дело улучшения экологического состояния - эти составляющие позволяют сделать экологическое образование для младшего подростка лично значимым.
Отсутствие экологии как особого предмета в Федеральном компоненте учебного плана не должно препятствовать введению элемента экологического образования пpaктически во все предметные курсы.
Наиболее эффективно объяснение путем пpaктического обучения. И основным направлением внеклассной работы учащихся я вижу в проектной деятельности, внеклассных мероприятиях, классных часах и родительских собраниях, интегрированных занятиях. Хаpaктер данной работы способствует воспитанию у школьников инициативы, увеличивает интерес к изучению предмета, развивает их логическое и творческое мышление.
Зеленые насаждения издавна считаются надежной и проверенной защитой от загрязнения воздуха, их также справедливо называют \"легкими города\". Конечно, зеленые насаждения и украшают город, украшают нашу малую родину, но, прежде всего, они играют важную роль в деле оздоровления окружающей среды.
Внеклассное мероприятие \"В гостях у Лешего\" было проведено мною во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6 классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации.
Цели мероприятия: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, обучать правилам поведения в лесу; продолжить формирование представлений о влиянии антропогенных факторов; формировать ответственность, товарищеский дух и взаимопомощь при работе в группах; развивать умение делать выводы на основе состояния окружающей среды.
Оборудование: кабинет (его сцена) оформлен в виде лесной опушки, на котором установлен макет избушки Бабы Яги и шалаша Лешего; плакаты: \"Береги природу!\", \"В гостях у сказки\"; выставка детских рисунков и фотографий об охране природы, выставка поделок из бытового мусора; музыкальные фонограммы: \"В гостях у сказки\", голоса птиц.
Ход мероприятия
Ведущий. Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у Лешего на его заповедных землях. Легко ли в наше время жить в лесах, степях, в озерах, пусть даже и сказочных. С чем приходится сталкиваться нашим героям, есть ли в этом наша вина и как найти выход из трудных ситуаций. Мы с вами в заколдованном заповедном царстве, через несколько минут все здесь оживет. Смотрите, слушайте, думайте и запоминайте!
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: \"Приходи!\"
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!
Леший. Здравствуйте, мои дорогие гости! Я очень рад видеть вас у себя в гостях. Ох уж эта старость, а может и не старость вовсе, все косточки, суставчики у меня болят. И упросил я Красную шапочку помочь мне встретить дорогих гостей. А то Кощеюшка, да соседка моя, Баба Яга - вот и все мои гости!
Красная шапочка. А что это ты, Леший, такой разнесчастный?
Леший. Да вот, друзья мои, грустно мне оттого, что не могу я вас в своем лесу порадовать, не справляюсь я!
Красная шапочка. Да что случилось-то? Говори поскорее! С чем это ты не справляешься?
Леший. Неполадки кругом, неполадки! Плохо в лесу стало моем, и птицам, и зверям, и растениям. Много гостей приходит, а как вести себя не знают.
Жили люди на планете,
Мамы, папы и их дети.
Бросят люди по бумажке
И планета - замарашка:
Головою лес поник -
Был вчера в лесу пикник:
Плачет луг и плачет речка -
Нет здесь чистого местечка:
Красная шапочка.. А давайте, ребята, поможем Лешему!
Ведущий. Ребята, давайте посмотрим, что творится в родном нашем лесу.
Баба Яга.
Во дремучем во лесу.
Я уже давно живу,
Хоть уже невмоготу
В этом мне сидеть лесу.
Раньше лес был - это лес!
Красота, и ширь небес,
Воздух чист, цветы кругом.
А теперь - другой расклад,
Лес поганят все подряд
Поглядишь - со все сторон
Лесу порча и урон.
Нету дебрей, нету чащ,
Нет озер прозрачных чаш,
Только ржавый сухостой,
И берез горелых строй:
Водяной.
Я живу в своем болоте
Много, много лет уже.
Только вот года последние
Стало худо здесь уже.
То лягушка захворает,
То поранится медведь.
Чистоты здесь не хватает
Остается мне реветь!
Засорили все вокруг здесь,
Мусор тут и мусор там.
Нет нигде уже поляны,
Где не встретите вы хлам,
И болото - не болото,
И река совсем не та.
Жить здесь просто не охота
Помогите, господа!
Бурый медведь.
Люди бросают грязь и мусор,
Не любят реченьку свою,
Ах, если б слышали вы люди,
Как стонет речка поутру.
И возле леса на опушке.
Грибы давно уж не растут.
Завалено все страшной кучей
А все везут, везут, везут:
Ведущий. Если в воду не сбрасывать мусор, то постепенно вода сама очистится, а если озеро очистить от отходов, то тогда жизнь вернется в водоем.
А что же у нас происходит на цветущей поляне? Давайте посмотрим.
1- чтец.
Не сходи, дружок, с тропинки:
Здесь цветочки, здесь травинки
Ловят солнышка лучи -
Ты не рви их, не топчи!
2 - чтец.
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, ландыш, зверобой.
Одуванчик.
Носит одуванчик желтый сарафанчик
Подрастет нарядиться в беленькое платьице -
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
Ромашка лекарственная.
Ромашка, излучая свет, на солнышко похожая.
Бежит везде за нами в след, своя, а не прихожая.
До поздней осени на вас бросаю взгляды смелые
Ее веселый желтый глаз через ресницы белые.
Колокольчик.
Лиловый колокольчик расту в тени лесной,
Я просеке сосновой киваю головой.
Аконит.
Есть цветок, как звон хрустальный,
Без волненья не пройдешь:
Цвет их схож с дамасской сталью
И с вечерним небом схож.
Встанут в ряд на горных стенах
Иль у поймы гoлyбой,
Не цветы, а точно шлемы,
Надевай - и прямо в бой.
Что-то шепчут лепестками
В фиолетовом дыму,
Называют их борцами,
Всем известно почему.
Те борцы у белых рощиц
Тихим щелистом листвы
Гимн поют борцам усопшим,
Гимн поют борцам живым.
Ведущий. Сколько радости при виде цветов! Сколько нежности в сердце! Сколько искренних восклицаний! И сколько выдранных с корнями цветущих растений. Сколько увядших, замученных и брошенных на землю букетиков.
Сорвал цветок и бросил тут же,
Беспечно придавил ногой.
Стоишь и не о чем не тужишь
И машинально рвешь другой.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Все люди, прежде чем войти в лес, должны знать правила поведения в лесу.
(Баба Яга и Леший показывают детям плакаты и слушают объяснения ребят, как правильно вести себя в лесу, как обращаться с родной природой)
2-й чтец.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб леса вокруг шумели,
Чтобы были гoлyбыми небеса
3-й чтец.
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась.
И была на ягодах роса.
4-й чтец.
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
5-й чтец.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала
Чтобы летом шел веселый дождь.
Ведущий. А что вы, ребята, предлагаете сделать для Лешего и его лесных соседей? Чем помочь ему?
(дети собирают весь мусор)
Баба яга и Леший. Вот молодцы, касатики наши! А умелые руки ребят не знают скуки!
Ведущий. Мы с Бабой Ягой предлагаем вам из наборов бытового мусора изготовить поделки и предложить их рекламу.
Леший. Какие вы все молодцы, а я, наверное, себе пару вещиц бы таких приобрел. Уж больно они все такие необычные, просто сказочные, они будут напоминать мне о том, что нужно всегда относиться бережно к природе и о нашем празднике.
Ведущий. А теперь мы с ребятами еще немного порадуем Жителей леса. Мы решили составить листовку - обращение к жителям нашей республики с предложением уменьшить количество выбрасываемого мусора и защитить нашу природу.
(чтение листовок)
Леший. Благодарю всех гостей, и приглашаю вас к себе в гости еще. Приходите почаще, буду ждать!
Ведущий. Часто большое начинается с малого. Нам кажется, если человек привыкнет, бережно относится к белоснежной ромашке, к ветке черемухи, и маленькой букашке, и к беззащитному птенцу, то добрее будет обращаться и с людьми, живущими рядом с ним.
Баба Яга.
Люди, не нужно сорить на планете,
Она ведь жизнь нам дает.
Планета, такая одна на всем свете,
Давайте ее сбережем!
Все.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Приложение 1, приложение 2.
Комментарии:
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
21 11 2025 11:55:52
Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление.
...
20 11 2025 1:30:18
Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....
19 11 2025 8:28:46
Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов.
...
18 11 2025 18:43:51
Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....
17 11 2025 19:28:55
Урок биологии в 11-м классе (2 часа) является заключительным в теме "Наследственная информация и реализация ее в клетке". Урок интересен проблемным построением, разнообразием методов для формирования положительной мотивации учащихся при изучении биологии.
...
16 11 2025 18:43:37
Цель урока: повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»....
15 11 2025 16:47:32
У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....
14 11 2025 15:41:49
Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....
13 11 2025 22:37:24
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
12 11 2025 11:52:34
В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....
11 11 2025 9:26:55
Научить ученика самостоятельной работе с материалом учебника - важная ступень обучения пятиклассников. Развивая познавательный интерес, создавая условия необходимости самостоятельного получения знаний, ученик учится действовать, а это важная задача образования Нового времени. Постановка урока дает возможность каждому ученику проявить себя на определенном этапе урока.
...
10 11 2025 2:22:38
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
09 11 2025 17:30:16
В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....
08 11 2025 3:21:35
Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...
07 11 2025 11:12:27
Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....
06 11 2025 13:27:27
Урок завершает тему "Класс рыбы", "Класс земноводные", "Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....
05 11 2025 9:59:33
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
04 11 2025 7:20:45
Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....
03 11 2025 16:31:31
Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....
02 11 2025 19:35:14
В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права.
...
01 11 2025 2:46:56
Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....
31 10 2025 1:22:18
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
30 10 2025 21:15:41
В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность.
...
29 10 2025 16:30:34
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
28 10 2025 2:36:35
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума.
...
27 10 2025 4:17:16
Урок изучения нового материала расширяет кругозор учащихся о многообразии и значении насекомых. Представлены задания – измерители для проверки знаний и закрепления изученного материала....
26 10 2025 12:43:32
Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....
25 10 2025 22:52:23
Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...
24 10 2025 3:51:57
Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....
23 10 2025 19:24:11
Представлен конспект урока "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса "Общая биология" в 9–11-х классах....
22 10 2025 1:58:46
Бинарный урок – викторина «Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....
21 10 2025 10:30:40
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли.
...
20 10 2025 7:51:26
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....
19 10 2025 6:45:44
В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме «Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать пpaктическое применение полученных знаний.
...
18 10 2025 21:59:37
Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику.
...
17 10 2025 5:59:21
О семейных экологических конкурсах, их планировании и тематике....
16 10 2025 7:15:37
В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....
15 10 2025 11:11:55
Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....
14 10 2025 4:58:22
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
13 10 2025 12:58:24
Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера.
...
12 10 2025 8:42:28
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....
11 10 2025 13:16:56
Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....
10 10 2025 19:50:13
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
09 10 2025 9:32:23
В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....
08 10 2025 0:28:45
Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой.
...
07 10 2025 2:31:59
Одна из задач учителя биологии - сформировать экологическое сознание учащихся. Интеpaктивное внеклассное мероприятие на основе компьютерных технологий позволяет показать связь предметов биологии, экологии и литературы в 6-м классе....
06 10 2025 2:10:12
Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....
05 10 2025 23:20:20
Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся.
...
04 10 2025 8:20:18
Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....
03 10 2025 14:40:52
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны