Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс

Цели урока: Сформировать представление о генетике-науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки.
Задачи: Образовательные: Познакомить с основными генетическими понятиями и терминами, их важностью для понимания общих биологических закономерностей.
Развивающие: Развитие общеучебных умений и навыков: работа с текстом, синтез информации. Развитие способностей правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом. Развитие познавательного интереса учащихся к изучению вопросов как традиционных, так и новых направлений генетики.
Воспитательные: Воспитывать потребность в использовании генетических знаний в пpaктической деятельности человека и повседневной жизни.
Оборудование: технологическая карта “ Обзор основных терминов и понятий генетики”, учебник “Основы общей биологии” автор – Н. Н. Пономарёва.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть. Начнём урок.
Изучение нового материала.
Ребята! Тема нашего урока: “ Основные понятия генетики”. Назовите цель нашего урока?
Вопрос: Для чего необходимо изучать генетику? Генетика – это наука, которая имеет самое непосредственное отношение к нашему здоровью, обеспечению нас пищей и одеждой. Генетика считается одной из самых важных областей биологии.
В настоящее время кроме традиционной генетики, наметилось новое направление– волновая или квантовая генетика. (Сообщение учащихся) Приложение 1.
Вопрос: Что же такое генетика? Генетика – это наука о законах наследственности и изменчивости. В основу современной науки, легли закономерности наследования признаков, обнаруженные Г. Менделем. Познакомимся кратко с его биографией. (Сообщения учащихся)
Вопрос: Что же такое наследственность? Как вы понимаете этот термин?
Давайте вместе найдём это определение в учебнике. (стр. 63)
Ребята мы должны понимать, что передаются не сами признаки, а гены, определяющие их развитие.
Вопрос: В чём биологический смысл наследственности? (сохранение вида) Мы выяснили, что гены определяют признаки и свойства организма.
Вопрос: Что такое ген? (участок ДНК). У вас на столе – обзор основных терминов и понятий генетики. Найдите более полное определение. Познакомимся с новыми понятиями по технологической карте (локус, аллель, аллельные гены, генотип, фенотип) Приложение 4
Задание на определение фенотипа: прочитать стихотворение С. Михалкова “Дядя Стёпа”, найти и назвать слова, отвечающие за фенотип отца и ребёнка. Приложение 2.
Давайте рассмотрим противоположное свойство наследственности – изменчивость. Давайте найдём это понятие в учебнике. (Стр. 65) Вопрос: В чём биологический и эволюционный смысл изменчивости? (обеспечивает выживание вида). Ребята, приведите примеры изменчивости? (снижение урожая зерновых при плохом агрофоне; низкий удой молока при плохом кормлении животных; появление среди людей шестипалых, карликов).
Далее учитель с помощью учащихся называет задачи, решаемые наукой генетикой.
1. Изучение веществ и структур, которые составляют материальные основы наследственности. 2. Изучение механизма реализации наследственной информации в процессе индивидуального развития. 3. Влияние окружающей среды на формирование признаков в процессе онтогенеза.
Ребята в тетради составим схему, пользуясь технологической картой. Для проверки один ученик напишет её на доске.
Дайте определения: гетерозигота, гомозигота, доминантный признак, рецессивный признак.
Закрепление: Продолжим мы ребята, разговор вести про генетику-науку о наследственности изменчивости. Трудно было, очень трудно. Сколько терминов пришлось запоминать: генотип, фенотип, локус и аллели. Чтобы выучить, сил мы не жалели. Даже ночью будут сниться, тёмные аллеи. А по ним идут гулять, гены и аллели. Потихоньку всё же стали пониматьмы, данную мы тему.
Задание : определить пароль и составить код, используя данные определения . “пароль”– генетика 12345631- код (работа парами)
1---------------------------- – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена.
2-------------------------- – зигота, имеющая две разные аллели данного гена.
3--------------------------- – участок молекулы ДНК, отвечающий за структуру молекулы белка.
4-------------------------- – признак, который подавляется доминантным признаком.
5------------------------ – совокупность всех генов организма.
6----------------------- – совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа и окружающей среды.
7----------------------- – участок хромосомы, в котором расположен ген.
8----------------------- – пара генов, определяющая признак.
Задание: выполнить тест (индивидуальная работа) Приложение 3
.Рефлексия: Что нового вы узнали на уроке? Зачем изучать основные законы генетики? Значение генетики для человека?
Задание на дом: §18, ответить на вопросы после параграфа, по желанию дополнительное творческое задание “Интересные факты о генетике.”
Комментарии:
На уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием члeнистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение paкообразных....
02 12 2025 10:24:27
Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления.
...
01 12 2025 13:15:52
Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного хаpaктера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера.
...
30 11 2025 1:23:54
В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....
29 11 2025 18:22:36
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
28 11 2025 19:48:45
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
27 11 2025 22:10:55
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
26 11 2025 17:16:41
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
25 11 2025 15:13:40
Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....
24 11 2025 13:11:26
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....
23 11 2025 10:58:10
Урок разработан по программе Министерства образования РФ по третьему варианту под редакцией Д.К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....
22 11 2025 17:21:40
2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....
21 11 2025 1:44:45
Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....
20 11 2025 19:39:36
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
19 11 2025 4:16:59
Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....
18 11 2025 13:49:27
Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....
17 11 2025 16:39:56
Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности.
...
16 11 2025 10:10:41
Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....
15 11 2025 9:17:51
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
14 11 2025 13:53:12
Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....
13 11 2025 15:47:29
Курс биологии 8-го класса имеет важное пpaктическое значение для формирования навыков здорового образа жизни. При изучении темы «Дыхание» ученики получают знания о строении, физиологии, заболеваниях органов дыхания, их основных причинах и мерах профилактики. Также развиваются навыки научно-исследовательской деятельности, так как учащиеся готовят мини-проекты. Применение ИКТ-технологии способствует развитию познавательного интереса....
12 11 2025 9:33:37
Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....
11 11 2025 22:36:58
Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....
10 11 2025 22:15:34
В нашей школе традиционно проходит предметная неделя биологии, в рамках которой проводятся внеклассные мероприятия и нестандартные формы уроков. Этот час веселых затей включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить пpaктические и теоретические знания учащихся о растениях.
...
09 11 2025 5:16:21
Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....
08 11 2025 15:42:52
Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....
07 11 2025 21:19:16
Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома.
...
06 11 2025 11:34:43
Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....
05 11 2025 20:18:35
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
04 11 2025 23:39:52
Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....
03 11 2025 16:23:33
Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....
02 11 2025 0:29:19
Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....
01 11 2025 4:53:27
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
31 10 2025 11:41:54
Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете.
...
30 10 2025 9:19:33
Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....
29 10 2025 4:57:31
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
28 10 2025 9:21:48
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....
27 10 2025 17:26:56
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
26 10 2025 6:29:33
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
25 10 2025 11:30:57
Цель урока: способствовать развитию познавательного интереса; активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Для преподавателя такой урок является способом выявить детей эрудированных, любознательных, остроумных, творческих, т.е. таких детей, которые при дальнейшем изучении предмета для преподавателя будут «помощниками».
Данная игра проводится на первом уроке предмета «Биология», либо ее можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках декады общеобразовательных дисциплин. Вопросы для игры составляет преподаватель, используя дополнительную литературу по предмету....
24 10 2025 1:36:38
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....
23 10 2025 16:18:49
Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....
22 10 2025 19:22:25
Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....
21 10 2025 11:33:20
Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
...
20 10 2025 21:22:18
Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....
19 10 2025 7:53:21
О необходимости и особенностях использования ИКТ на уроках естественно-научных дисциплин....
18 10 2025 7:29:41
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
17 10 2025 23:35:33
Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды.
...
16 10 2025 14:14:16
Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений.
...
15 10 2025 23:58:21
Представлен конспект урока "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса "Общая биология" в 9–11-х классах....
14 10 2025 5:26:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




