Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"


    Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"

Источник:

Белки - это сложные органические соединения (биополимеры), состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота, мономерами, которых являются аминокислоты. Молекулы белков имеют вид длинных цепей, которые состоят из 50-1500 аминокислот соединенных прочной пептидной связью.

(- СО- NН-)

Биополимеры (биологические полимеры) - органические соединения, макромолекулы которых состоят из мономеров. К биополимерам относятся белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды и их производные ( целлюлоза, крахмал, гликоген, хитин). Биополимеры составляют 90 % сухой массы клетки. У животных преобладают белки, а у растений - полисахариды. Аминокислоты - это низкомолекулярные органические соединения, в состав которых входят одна или две аминогруппы и две карбоксильных группами (СООН), обладающими щелочными и кислотными свойствами.

В молекулу белка входят: C,H,O,N,S,P, иногда Fe. Железо всегда присутствует в гемоглобине крови, фосфор - в казеине молоке.

Выделяют 4 структуры белка

ПЕРВИЧНАЯ структура белка. В состав простых белков входят только аминокислоты. Различные свойства и функции белковых молекул определяются последовательностью соединения аминокислот, которая закодирована в ДНК. Первичная структура белковой молекулы обусловлена пептидными связями

ВТОРИЧНАЯ структура белков. Достигается ее спирализацией благодаря соединению водородными связями. Они слабее ковалентных, но многократно повторенные. Функционирование в виде закрученной спирали хаpaктерно для белков (Коллаген, фибриноген, миозин, актин).

ТРЕТИЧНАЯ структура (глобулярная) - она формируется путем многократного сворачивания спирали в трехмерное образование – глобулу. Это структура сшивается дисульфидными связями (-S-S-). Имеет большинство белков (Альбумины, глобулины).

ЧЕТВЕРТТИЧНАЯ структура - Для выполнения некоторых функций требуется участие белков с более высоким уровнем организации, при котором возникают объединение нескольких глобулярных белковых молекул в единую систему. Химические связи могут быть разные. Например, молекула гемоглобина состоит из четырех различных глобул и геминовой группы, содержащей ион железа.

Химические связи:

1. Ионные связи возникают в том случае, когда один или несколько электронов передаются от одного атома к другому (реакция между натрием и хлором) Атом натрия на внешней оболочки имеет положительный заряд + 1. Атом хлора имел семь электронов на внешней оболочки пробрел еще один и получает отрицательный заряд -1. У обоих атомов все электронные оболочки заполнены, следовательно, они стабильны. Такие заряженные частицы называются ионами.

2. Водородные связи образуются при участии атомов водорода соединенных с электроотрицательным атомом (обычно кислородом или азотом). Таким образом, связываются молекулы воды.

Утрата белковой молекулы своей структурной организации называется – денатурацией. Причины это 1) химические (кислоты, щелочи, спирт, соли тяжелых металлов), 2) физические (высокая температура и давление, ионизирующие излучения) факторы. Вначале разрушается 4 – слабая структура, затем 3, 2 и при жестких условиях первичная структура.

Ренатурация- восстановление структуры белка (если не была затронута первичная структура)- Это свойство широко использует в медицине для приготовления вакцин и сывороток, в пищевой промышленности для получения пищевых концентратов

Белки в организм входят в состав цитоплазмы, оболочки и ядра клеток, ферментов, плазмы крови, многих гормонов и гемоглобина. Источником для человека служат продукты животного происхождения: мясо, рыба, молоко, творог, яйца и частично растительного происхождения – бобовые. Белки расщепляются в желудке до аминокислот и всасываются в кровь. 10 аминокислот важные - незаменимые. Отсутствие некоторых из них приводит к нарушению синтеза белка.

По содержанию необходимых для организма аминокислот белки делятся:

Полноценные Неполноценные
(Белки молока, мяса, рыбы) (которые не содержат хотя бы одной из незаменимых аминокислот).

Белки обладают большой молекулярной массой: молекулярная масса альбумина (одного из белков яйца) – 36.000, гемоглобина -152.000, миозин (белок мышц) – 5000.000. Для сравнения: молекулярная масса спирта – 46, уксусной кислоты – 60, бензола – 78.

Белки бывают:

Простые

Из аминокислот

Фибрин, трипсин

Сложные

аминокисл.
и не белковую
простетическую группу
металлопротеины –  гемоглобин
ионы металла, углеводами(гликопротеины),
липидами (липопротеиды).

В зависимости от количества аминогрупп и карбоксильных групп, входящих в состав аминокислот, различают: нейтральные аминокислоты – имеющие одну карбоксильную группу и одну аминогруппу; основные аминокислоты - одна аминогруппа, более одной карбоксильной группы.

Аминокислоты являются амфотерными соединениями, так как в растворе они могут выступать в роли кислот, так и оснований. Это зависит от pH раствора. Чем больше кислых аминокислот в белке, тем ярче выражены его кислотные свойства. Способностью отдавать и присоединять H определяют буферные свойства белков. Один из самых мощных буферов – гемоглобин в эритроцитах, поддерживающий pH на постоянном уровне. Есть белки растворимые и нерастворимые (выполняющие механические функции) коллаген, фиброин. Белки активные – ферменты, и не активные, устойчивые к воздействию различных условий внешней среды

Пептиды - органические вещества, состоящие из остатков аминокислот, соединенных пептидными связями. Образование пептидов происходит в результате реакции конденсации аминокислот.

Суточная потребность в белках 100-160 грамм. При избытке белки преобразуются в глюкозу и жир. Часть белков, входящих в состав клеток и часть аминокислот не используемых в синтезе белка, расщепляются с освобождение энергии (17,6 к ДЖ на 1 г вещества), и образованием продуктов распада, таких, как, вода, диоксид углерода, аммиак, мочевина. Продукты распада выводятся из организма в составе мочи, пота и частично с выдыхаемым воздухом.

Свойства белков.

1. Белки - преимущественно водорастворимые молекулы и, следовательно, могут проявлять свою функциональную активность только в водных растворах.

2. белковые молекулы несут большой поверхностный заряд – электрохимические эффекты. Например, изменение проницаемости мембран каталитической активности.

3. Белки - термолабильны, т. е. проявляют свою активность в узких температурных рамках.

Белки - азотосодержащие - потому что в состав всех белков входят аминокислоты. А аминокислоты хаpaктеризуются наличием функциональной аминогруппы, в состав которой входит азот.

Пpaктическая работа по теме “Белки” 11 класс.

Работа в парах

1. Прилейте по 2 мл HO (перекиси водорода) в пробирки с кусочком сырого мяса, с сырым и вареным картофелем. Объясните наблюдаемые вами явлениями при действии пероксида на живые и мертвые клетки

Прилейте по 2 мл HO (перекиси водорода) в пробирки с кусочком сырого мяса, с сырым и вареным картофелем. Объясните наблюдаемые вами явлениями при действии пероксида на живые и мертвые клетки (в пробирке сваренным картофелем). Результаты обоснуйте.

Пpaктическая работа по теме “Белки” 11 класс

Работа в парах

1. Прилейте по 2 мл HO (перекиси водорода) в пробирки с кусочком сырого мяса, с сырым и вареным картофелем. Объясните наблюдаемые вами явлениями при действии пероксида на живые и мертвые клетки

Прилейте по 2 мл HO (перекиси водорода) в пробирки с кусочком сырого мяса, с сырым и вареным картофелем. Объясните наблюдаемые вами явлениями при действии пероксида на живые и мертвые клетки (в пробирке сваренным картофелем). Результаты обоснуйте.

Пpaктическая работа по теме “Белки” 11 класс

Работа в парах

1. Прилейте по 2 мл HO (перекиси водорода) в пробирки с кусочком сырого мяса, с сырым и вареным картофелем. Объясните наблюдаемые вами явлениями при действии пероксида на живые и мертвые клетки

Прилейте по 2 мл HO (перекиси водорода) в пробирки с кусочком сырого мяса, с сырым и вареным картофелем. Объясните наблюдаемые вами явлениями при действии пероксида на живые и мертвые клетки (в пробирке сваренным картофелем). Результаты обоснуйте.

Тестовый контроль 11 класс “Строение белков”

1. Какие органические вещества в клетке на первом месте по массе?

1. Углеводы 3. Липиды
2. Белки. 4. Нуклеиновые кислоты.

2. Какие элементы входят в состав простых белков?

1. Углерод. 3. Кислород. 5. Фосфор. 7. Железо.
2. Водород. 4. Сера. 6. Азот. 8. Хлор.

3. Сколько аминокислот образует все многообразие белков?

1. 170.

2. 26.

3. 20.

4. 10.

4. Сколько аминокислот являются незаменимыми для человека?

1. Таких аминокислот нет, 2. 20, 3. 10, 4. 7.

5. Какие белки называются неполноценными?

1. В которых отсутствуют некоторые аминокислоты.

2. В которых отсутствуют некоторые незаменимые аминокислоты.

3. В которых отсутствуют некоторые заменимые аминокислоты.

4. Все известные белки являются полноценными.

6. Какая функциональная группировка придает аминокислоте - кислые, какая - щелочные свойства?

1. Кислые - радикал, щелочные – аминогруппа.

2. Кислые - аминогруппа, щелочные – радикал.

3. Кислые - карбоксильная группа, щелочные - радикал.

4. Кислые - карбоксильная группа, щелочные - аминогруппа.

7. В результате, какой реакции образуется пептидная связь?

1. Реакция гидролиза

2. Реакция гидратации.

3. Реакция конденсации.

4. Все вышеперечисленные реакции могут привести к образованию пептидной связи.

8. Между какими группировками аминокислот образуется пептидная связь?

1. Между карбоксильными группами соседних аминокислот.

2. Между аминогруппами соседних аминокислот.

3. Между аминогруппой одной аминокислоты и радикалом другой.

4. Между аминогруппой одной аминокислоты и карбоксильной группой другой.

9. Какие связи стабилизируют вторичную структуру белков?

1. Ковалентные. 3. Ионные.
2. Водородные. 4. Такие связи отсутствуют.

10. Какую структуру имеет молекула гемоглобина?

1. Первичную. 3. Третичную.
2. Вторичную. 4. Четвертичную.

11. Почему белки называют - азотосодержащими?



Комментарии:

Анализирующее скрещивание - что это?

Анализирующее скрещивание - что это? Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....

17 01 2025 6:27:21

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

16 01 2025 20:21:41

Урок-викторина "Прощание с ботаникой"


    Урок-викторина "Прощание с ботаникой"

      Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....

15 01 2025 23:14:28

Урок-экскурсия в виртуальный институт "Дендритоаксония"


    Урок-экскурсия в виртуальный институт "Дендритоаксония"

      Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии. ...

14 01 2025 6:17:55

Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми


    Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми

      Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....

13 01 2025 3:36:32

Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"

      Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....

12 01 2025 12:48:26

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора


    Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

      Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....

11 01 2025 2:55:15

Путешествие в Птицеград

Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....

10 01 2025 12:22:17

Игра как метод обучения и воспитания


    Игра как метод обучения и воспитания

      Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....

09 01 2025 11:51:17

Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе


    Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе

      В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....

08 01 2025 20:24:13

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

07 01 2025 8:14:30

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

06 01 2025 16:46:45

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма"

Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....

05 01 2025 21:46:51

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. 8-й класс

Цель урока: сформулировать значение дыхания как процесса, необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы....

04 01 2025 9:30:21

Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"


    Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"

      Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения. Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....

03 01 2025 8:36:49

Урок биологии в 7-м классе по теме "Медоносная пчела. Пчеловодство"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Медоносная пчела. Пчеловодство"

      При подготовке к данному уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание найти и отобрать интересный материал о применении продуктов жизнедеятельности пчёл в жизни человека. При подготовке презентации использовались компьютерные технологии. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение всего урока....

02 01 2025 19:37:41

Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"


    Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...

01 01 2025 8:21:28

Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс

      Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя. ...

31 12 2024 22:44:51

Критерии вида. 11-й класс


    Критерии вида. 11-й класс

      Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....

30 12 2024 7:26:43

Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей


    Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей

      Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....

29 12 2024 14:58:12

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

28 12 2024 1:15:12

Строение и функции цветка

Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....

27 12 2024 2:36:36

Дидактические игры на уроках биологии


    Дидактические игры на уроках биологии

      Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к cмepти. ...

26 12 2024 0:32:44

Урок биологии по теме "Строение и значение кожи"


    Урок биологии по теме "Строение и значение кожи"

      При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....

25 12 2024 12:45:33

Лишайники – симбиотические организмы

Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

24 12 2024 23:37:27

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

23 12 2024 9:43:28

Элективный курс "Экологический мониторинг в системе регионального компонента биологического образования"


    Элективный курс "Экологический мониторинг в системе регионального компонента биологического образования"

      Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края. ...

22 12 2024 22:34:19

Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)


    Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)

      Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. ...

21 12 2024 10:44:20

Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"


    Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"

      Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....

20 12 2024 4:31:29

Урок-исследование "Условия прорастания семян"


    Урок-исследование "Условия прорастания семян"

      Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....

19 12 2024 3:47:15

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

18 12 2024 5:15:55

Покрытосеменные или цветковые растения

Покрытосеменные или цветковые растения Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....

17 12 2024 5:21:20

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

16 12 2024 4:18:30

Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....

15 12 2024 20:31:29

Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"


    Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"

      Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....

14 12 2024 18:52:20

Разработка урока "Отделы споровых: плауновидные, хвощевидные, папоротникообразные"


    Разработка урока "Отделы споровых: плауновидные, хвощевидные, папоротникообразные"

      В процессе умственно-пpaктической деятельности учащиеся постепенно, пошагово усваивают строение, размножение, значение плаунов, хвощей и папоротников. Главное правило в учебном процессе - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности....

13 12 2024 3:22:18

Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"


    Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"

      Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....

12 12 2024 10:42:41

Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"

      Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения. ...

11 12 2024 2:57:13

Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"


    Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"

      Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....

10 12 2024 17:14:18

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"


    Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

      Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

09 12 2024 16:20:53

Урок по теме "Цветок — генеративный орган, его строение и значение"


    Урок по теме "Цветок — генеративный орган, его строение и значение"

      Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого хаpaктера....

08 12 2024 0:45:24

Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"


    Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"

      Представлен конспект урока по теме "Гумopaльная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....

07 12 2024 7:52:49

Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"


    Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"

      Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....

06 12 2024 20:10:42

Мутационная изменчивость. Проблемы биобезопасности

Цель урока - не только изучить суть мутационной изменчивости, но и раскрыть проблемы биологической безопасности продуктов питания, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Презентация призвана помочь учителю сделать урок наглядным и интересным....

05 12 2024 7:32:34

Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян"


    Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян"

      В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....

04 12 2024 14:51:21

Грибы в биосфере и жизни человека


    Грибы в биосфере и жизни человека

      Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека а также воспитывает бережное отношение к природе....

03 12 2024 20:42:57

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"


    Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

      Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

02 12 2024 19:41:53

Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"


    Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"

      Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и пpaктические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

01 12 2024 19:52:45

Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово


    Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

      Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....

30 11 2024 6:55:58

Эти загадочные Простейшие


    Эти загадочные Простейшие

      В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....

29 11 2024 10:17:50

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::