Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"
Источник:
|
Методические рекомендации по проведению урока
Урок на тему «Регуляция биохимических процессов клетки» проводится в C или в IХ классе после изучения разделов: «Учение о клетке», «Размножение и развитие организма», «Основы генетики и селекции», и рассчитан на 2 часа (90 мин).
На предлагаемом уроке различными формами и методами работы формируется целостное представление о механизмах регуляции в живой природе на разных уровнях жизни.
В ходе подготовки к уроку учащиеся класса распределяются на 5 групп по своим интересам, и выбирают предложенные преподавателем тему, для групповой проектной деятельности с использованием ИКТ.
В группах в ходе консультаций распределяются вопросы между учениками. Определяются темы конкретных выступлений с методическим обеспечением, позволяющих максимально эффективно решить задачи, поставленные перед группой.
Составляются алгоритмы для подготовки выступлений и работы над проектом. Каждая группа в результате работы над проектом готовят свои презентационные работы на компьютере.
Первая и вторя группы: генетики – строение гена и регуляция на молекулярном уровне
Третья, четвертая и пятая группы: цитологи – регуляция клеточных функций.
Информационно-методическое обеспечение: Таблицы-схемы строения гена и процессинга, регуляции работы лактозного оперона, регуляции митоза. Видеофрагмент «Регуляция мочеотделения», презентации проектов учащихся на темы «Регуляция клеточных функций», «Регуляция на молекулярном уровне», электронные курсы и уроки на CD, модель работы лактозного оперона, мультимедиа-игра «Регуляция на молекулярном уровне». Мультимедийные презентации учащихся к уроку.
Примерный алгоритм работы учащихся на уроке
Этап урока, изучаемый вопрос | Краткие тезисы, выводы | Оценка деятельности |
Кратко фиксируются основные этапы работы, проблемные вопросы, вопросы пpaктических заданий и др. | Записываются выводы, решения задач, основные тезисы выступлений, словесные и логические схемы | По каждому виду деятельности оценивается собственная работа и работа других члeнов группы, класса. |
ПЛАН УРОКА
- Актуализация темы урока – 10 мин.
- Изучение нового материала – 60 мин.
- Обобщение (закрепление) урока – 15 мин.
- Подведение итогов урока – 4 мин.
- Домашнее задание – 1 мин
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний.
Перед учащимися ставятся вопросы:
- Рассматривали ли мы вопросы регуляции при изучении биологии?
- Когда впервые мы говорили о процессах регуляции? При изучении каких тем, разделов и курсов биологии?
- Происходит ли регуляция функций у растений, одноклеточных организмов?
Учащиеся отвечают на вопросы, используя знания предыдущих разделов биологии.
По итогам беседы формулируем цели урока:
- повторить и обобщить учебный материал о регуляции функций в органическом мире,
- совершенствовать и расширить понятия о регуляции развития организмов и роли генотипа в этом процессе,
- продолжать формировать и совершенствовать навыки учебной деятельности (классификация, обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей с использованием средств мультимедиа),
Затем предлагается просмотреть видеофрагмент гумopaльная регуляция мочеотделения человека и ответить на вопрос: Какие способы регуляции вы еще знаете?
После обсуждения этих вопросов ставится проблемный вопрос:
Какие способы и механизмы регуляции могут существовать в биологических системах?
II. Работа групп
1 и 2 группы – генетики.
Регуляция на молекулярном уровне
Цель работы: Обобщить и расширить знания о регуляции биологических процессов на молекулярном уровне.
Выступление представителей первой группы с сообщением о тонкой структуре гена (слайд 3, приложение 1).
Цель: Углубить и систематизировать знания обучающихся о строение гена.
В результате анализа строения гена делается вывод:
Сама структура гена предполагает процесс регуляции трaнcкрипции – наличием промотора и терминатора, а трaнcляции – наличием старт-кодона и стоп-кодона.
Следующее выступление о механизме процессинга. (слайд 4, приложение 1)
Цель: Раскрыть механизм процессинга с целью формирования знаний о роли этого процесса, опираясь на знания молекулярной биологии и генетики.
Образовавшийся после трaнcкрипции РНК, в дальнейшем подвергается «созреванию». Ген имеет «активные» участки экзоны – кодирующие аминокислоты и интроны – не кодирующие аминокислоты. Интроны вырезаются особыми ферментами, а оставшиеся экзоны, сшиваются лигазами (сплайсинг)
В итоге формулируем вывод:
В ходе процессинга происходит изменение первичной структуры гена и путем кэпирования и полиаденилирования стабилизируются молекулы и-РНК и создаются информосомы.
Цель следующего выступления: раскрыть особенности регуляции синтеза белка на примере работы лактозного оперона (слайды 5-7, приложение 1).
Ген-регулятор кодирует белок-репрессор. Если в бактерию попадает лактоза, она связывается с белком-репрессором, образуя комплекс, который не может блокировать оператор. Оператор и промотор освобождаются, с промотором связывается фермент РНК-полимераза и начинается трaнcкрипция и-РНК, с которой синтезируются ферменты, необходимые для усвоения лактозы.
Вывод: регуляция лактозного оперона осуществляется на этапе трaнcкрипции продуктами, которые вступают в реакции метаболизма (в данном случае лактозы).
Работа с терминами. Один из члeнов группы генетиков готовит представление терминов, которые применялись при изученни регуляции на молекулярном уровне: белок-репрессор, ген-регулятор, интрон, лактоза, оператор, промотор, процессинг, сплайсинг, старт-кодон, стоп-кодон, трaнcкрипция, трaнcляция, терминатор трaнcкрипции (слайд 9, приложение 1).
Закрепление и обобщение знаний. Работа по закреплению рассмотренного материала на предлагаемом уроке можно проводить в двух вариантах.
Первый вариант – предлагаются задания разного уровня сложности, проецируемые на экран:
- Проанализируйте соответствие следующих утверждений данным современной науки:
а) белковые молекулы служит матрицами, вокруг которых кристаллизуются новые молекулы (Кольцов) ;
б) ген может сохранятся в неизменном виде в течение миллионов лет (Серебряковский) ;
в) гены продуцируют копии самих себя, которые выходят в цитоплазму, обладают способностью к самовоспроизведению и контролируют типы и количество синтезируемых белков (Шпигельманн) - У большинства эукариот есть несколько сотен генов, кодирующих одну и ту же и-РНК. Как вы думаете, в чем смысл такого излишества?
- Мутации в каких участках ДНК кишечной палочки, могут приводить к появлению бактерий:
а) не растущих на лактозе?
б) способных усваивать лактозу в присутствии глюкозы? - Механизм регуляции работы лактозного оперона работает с отрицательной или положительной обратной связью?
Второй вариант – с целью более глубокого познания механизма регуляции работы лактозного оперона в профильных классах можно использовать элементы биологического моделирования. Принцип моделирования заключается в том, что в Excel задаются определенные параметры (в конкретном случае) работы лактозного оперона. Ученик, изменяя содержание разных компонентов модели, реально на графике наблюдает происходящие события. При моделировании используем ноутбуки мобильного компьютерного класса.
Для работы с моделью предлагается следующий алгоритм:
- Внимательно рассмотрите предложенную модель
- Измените количество лактозы (индуктора, поступающего из внешней среды)
- уменьшите (отметьте, что происходит)
- увеличите (отметьте, что происходит) - Такие же действия проделайте с другими компонентами процесса.
- Изменяйте только содержание лактозы (индуктора), что наблюдаете? Как меняется работа лактозного оперона? Обоснуйте результаты эксперимента.
Наличие индуктора (лактозы) определяет процесс синтеза белка, содержание которого играет важную роль в регуляции механизма синтеза белка фермента
Далее изменяем показатель коэффициента синтеза белка при одной трaнcляции и получаем следующую картину
Изменяем пороговое значение для включения репрессора и результат другой
Обсуждаются предложенные задания, или результаты моделирования и формулируется вывод:
Все механизмы регуляции происходят на уровне трaнcкрипции или трaнcляции. Рассмотренный механизм регуляции лактозного оперона работает с положительной обратной связью.
После представления проектов каждой группой, с целью контроля знаний, возможно использование различных игровых и тестовых заданий с использованием компьютера (естественно все виды деятельности не вместить в один или даже в два урока, но здесь предлагаются варианты). В данном случае предлагаем игровую тестовую проверку (презентация-игра «Регуляция на молекулярном уровне» приложение 2).
Логические задачи можно использовать как при закреплении изученного вопроса, так и вначале рассматриваемых вопросов.
Так, перед выступление группы «цитологов», по вопросам регуляции клеточных функций, классу предлагаются логические задачи с целью создания проблемной ситуации:
- Что произойдет, если клетку, ядро которой приступило к митозу слить клеткой, находящейся в интерфазе?
- Как вы считаете, на каких стадиях метаболических путей, обычно расположены ключевые ферменты? На начальных или на конечных?
- Рецепторы стероидных гормонов расположены в цитоплазме. Как они достигают рецепторов?
- Боевые нервно-паралитические ОВ (зарин, зоман, V-газы) необратимо ингибируют ацетилхолинэстеразу. Отчего наступает cмepть при отравлениях ими?
Обсуждение предложенных заданий проводят члeны группы цитологов.
В ходе беседы выясняется, что не на все вопросы заданий обучающиеся дают достаточно обоснованные ответы. Создается проблемная ситуация. Учащиеся сами формулируют цели работы этой группы:
Определить особенности и механизмы регуляции функций на клеточном уровне
Регуляция клеточных функций (цитологи)
Работа цитологовначинается с освящения механизма регуляции клеточного деления.
Цель: раскрыть процесс и условия регуляции клеточного деления.
Регуляция деления происходит не только при достижении клеткой определенного размера. В клетке приступающей к делению начинают синтезироваться белки – регуляторы митозстимулирующий фактор (МСФ) и циклины, концентрация которых постепенно растет в интерфазе. При достижении определенной концентрации начинается синтез МСФ и начинается митоз (слайд 3, приложение 3)
Вывод: В клетке происходит компактизация хромосом и деление начинается даже, если не произошло удвоение хромосом при наличии МСФ, который запускает механизм деления.
Затем цитологии представляют вопросы регуляции процессов самоподдержания в клетке. Синтез АТФ в клетке зависит от его концентрации в клетке. Высокое содержание АТФ в клетке ингибирует ключевой фермент и расщепление веществ не происходит, что в конечном итоге исключает образование АТФ (слайды 4 приложение 3)
Вывод:
- высокое содержание АТФ ингибирует синтез ферментов, необходимых для собственного синтеза
- ключевой фермент находится в начале метаболического пути;
- такая регуляция называется ингибирующей обратной связью.
Следующее выступление о механизме действия стероидных гормонов. (слайд 5, приложение 3)
Цель: Определить условия и продолжительность действия стероидных гормонов
Они действуют путем изменения генетической активности. Это гормоны длительного стресса. Приблизительно их метаболические действия можно описать как угнетение синтеза пластических веществ, и активизацию реакций распада. Связываясь с рецепторами, они проходят в ядро и, контактируя с ДНК, запускают или ингибируют работу генов. Так регулируется генетическая активность
Вывод: Стероиды – гидрофобные молекулы и легко проходят через мембрану клетки и регулируют работу генов. Их действие значительно продолжительнее, чем действие нервных импульсов
Продолжением представления проекта «цитологов» является освещение регуляции работы ионных каналов (слайды 6, 7, приложение 3).
Цель: Рассмотреть и обобщить особенности механизма нервной регуляции клеточных функций.
Передача нервного возбуждения с нервной клетки на мышечную происходит через синапс – контакт этих клеток. Через синаптическую щель передача возбуждения происходит нейромедиатором – ацетилхолином. При поступлении возбуждения по нервным клеткам, мембранные пузырьки, наполненные нейромедиатором, подходят к наружной мембране и сливаются с ней. Ацетилхолин связывается рецепторами, расположенными на мембране мышечной клетки.Снимается возбуждение ферментом ацетилхолинэстеразой, быстро разрушающий ацетилхолин.
Вывод: Регуляция происходящих в клетке процессов регулируется нервной системой по следующей схеме: нерв – медиатор – рецепторы медиаторов – деполяризация мембраны – выход ионов кальция в цитоплазму – сокращение мышцы
Работа с терминами: ацетилхолин, ацетилхолинэстераза, ионный канал, ключевой фермент, синапс, синаптическая щель, стероидный гормон (слайд 9, приложение 3).
Рассмотрев механизм регуляции метаболических процессов, протекающих в клетке, в ходе обсуждения формулируем выводы.
Выделяется два основных способа регуляции:
а) поддержание на нужном уровне концентрации веществ, необходимых самой клетке;
б) ответ клетки на сигналы, поступающие от специальных регулирующих систем (нервной и эндокринной).
Регуляция клеточных функций происходит по принципу отрицательной обратной связи, когда конечный продукт (АТФ) ингибирует свой собственный синтез; работа синапса идет с положительной обратной связью.
ΙΙΙ. Обобщение материала.
После рассмотренных вопросов учащимся с целью ответа на проблемный вопрос:
«Какие способы и механизмы регуляции могут существовать в биологических системах обучающимся разных групп, предлагаются следующие задания (слайд 22, приложение 4):
- Составьте самостоятельно общую схему регуляции биологических процессов в организме (первая группа)
- Составьте схему регуляции с положительной и отрицательной обратной связью (вторая группа)
- Между организмом и внешней средой (третья группа)
- Между популяциями живых организмов (четвертая группа)
- В экосистеме (пятая группа)
Варианты работы обучающихся на заключительном этапе урока
- Группы могут выполнять свои работы на бумажных носителях, и в таком случае защищают свои работы, проецируя через документ-камеру.
- Каждая группы работает на ноутбуках и для демонстрации используют мультимедийный проектор
- В ходе защиты обучающиеся отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока Представляются работы учащихся, выполненные на компьютере (см. приложение 4, слайды 23-28)
ΙV. Подведение итогов.
Обучающиеся анализируют и оценивают свою работу на уроке, отмечают наиболее трудные вопросы, вызвавшие затруднения (приложение 4, слайд 29).
После представлений своих схем, выполненных на уроке обсуждаем проблемный вопрос (Какие способы и механизмы регуляции могут существовать в биологических системах?)
Затем учащимся предлагается опять вспомнить цели урока и проанализировать степень их выполнения на уроке.
Проанализируйте свою работу на уроке: что у вас получилось, а что нет.
Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
Оцените свою работу на уроке.
Для подведения итогов работы обучающиеся используют краткий конспект работы на уроке (алгоритм конспекта представлен в начале урока)
V. Домашнее задание
(творческое, приложение 4, слайд 30) составьте схему регуляции развития личинки яблоневой плодожорки в зависимости от температуры среды (можно будет использовать электронный учебный курс экология в кабинете биологии).
Литература
- М. Б. Беркинблит, С.М. Глаголев, В.А. Фуралев. Общая биология. М, МИРОС, 1999.
- В. А. Голиченков, Е.А. Иванов, Е.Н. Никерясова Эмбриология. М, АКАДЕМИЯ, 2004.
- Р. Г. Заяц и др. Общая медицинская генетика. РнД, Феникс, 2002.
- В. Б. Захаров и др. Общая биология. М, Дрофа, 2002.
- Н. В. Чебышев и др. Биология пособие для поступающих в вузы. М. Новая Волна, 2004.
- С. Гилберт. Биология развития. в 3-х томах. «Мир» Москва. 1993.
Электронные курсы и уроки на CD:
- Биология (анатомия и физиология человека)
- Биология в школе (электронные уроки и тесты)
- Биология (лабораторный пpaктикум)
- Открытая биология
- Экология (электронное учебное издание)
- Биология (библиотека электронных наглядных пособий)
- Уроки биологии (КиМ – животные, растения, анатомия и физиология человека)
Интернет-ресурсы, материалы которых, использованы при подготовке к уроку:
- bio.fizteh.ru/student/files/biology/biolections/lection15.html
- festival.1september.ru
- humbio.ru
- ru.wikipedia.org/wiki
- bio.clow.ru
Комментарии:
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
18 03 2024 2:15:16
Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии. ...
17 03 2024 21:30:50
В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....
16 03 2024 14:53:28
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
15 03 2024 16:51:43
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...
14 03 2024 5:50:16
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
13 03 2024 9:42:11
В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....
12 03 2024 21:17:55
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
11 03 2024 15:49:35
Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....
10 03 2024 0:49:48
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
09 03 2024 11:34:55
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
08 03 2024 2:45:56
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...
07 03 2024 22:21:30
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
06 03 2024 8:17:59
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
05 03 2024 19:53:59
При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....
04 03 2024 9:49:35
<p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p> ...
03 03 2024 9:40:46
Урок проводится в 5-м классе при изучении темы "Тела и вещества" по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира. ...
02 03 2024 8:26:26
Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....
01 03 2024 18:32:41
В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете. ...
29 02 2024 19:59:23
Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...
28 02 2024 6:43:17
Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....
27 02 2024 13:23:43
В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....
26 02 2024 20:21:48
Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса. ...
25 02 2024 2:38:34
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника. ...
24 02 2024 18:42:38
Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....
23 02 2024 4:34:37
В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....
22 02 2024 2:37:34
2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....
21 02 2024 17:41:50
Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого. ...
20 02 2024 13:50:51
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
19 02 2024 8:54:26
Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....
18 02 2024 19:47:22
Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....
17 02 2024 13:52:30
Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....
16 02 2024 3:40:53
Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....
15 02 2024 12:42:36
В данной разработке отражен творческий подход к преподаванию раздела биологии-зоологии, что поможет учителям качественно подготовиться к проведению уроков. К уроку имеется мультимедийное приложение (СD-диск) в виде презентации. Методическая разработка предназначена для учителей-предметников; для учеников, стремящихся расширить свой кругозор....
14 02 2024 17:38:33
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...
13 02 2024 1:57:19
Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....
12 02 2024 20:23:53
Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....
11 02 2024 10:17:59
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
10 02 2024 13:57:55
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
09 02 2024 2:40:28
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
08 02 2024 6:45:18
Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....
07 02 2024 1:28:28
Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....
06 02 2024 4:13:59
Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении. ...
05 02 2024 1:45:10
Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....
04 02 2024 17:40:57
Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....
03 02 2024 9:37:44
Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....
02 02 2024 13:39:57
Урок демонстрирует проблемный и исследовательский метод при проведении лабораторных работ по биологии. Исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Исследовательский метод дает общее представление о технике, этапах....
01 02 2024 1:53:24
Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой. В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....
31 01 2024 4:24:54
Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения. ...
30 01 2024 15:15:51
Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....
29 01 2024 3:13:35
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::