Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"
Источник:
|
Методические рекомендации по проведению урока
Урок на тему «Регуляция биохимических процессов клетки» проводится в C или в IХ классе после изучения разделов: «Учение о клетке», «Размножение и развитие организма», «Основы генетики и селекции», и рассчитан на 2 часа (90 мин).
На предлагаемом уроке различными формами и методами работы формируется целостное представление о механизмах регуляции в живой природе на разных уровнях жизни.
В ходе подготовки к уроку учащиеся класса распределяются на 5 групп по своим интересам, и выбирают предложенные преподавателем тему, для групповой проектной деятельности с использованием ИКТ.
В группах в ходе консультаций распределяются вопросы между учениками. Определяются темы конкретных выступлений с методическим обеспечением, позволяющих максимально эффективно решить задачи, поставленные перед группой.
Составляются алгоритмы для подготовки выступлений и работы над проектом. Каждая группа в результате работы над проектом готовят свои презентационные работы на компьютере.
Первая и вторя группы: генетики – строение гена и регуляция на молекулярном уровне
Третья, четвертая и пятая группы: цитологи – регуляция клеточных функций.
Информационно-методическое обеспечение: Таблицы-схемы строения гена и процессинга, регуляции работы лактозного оперона, регуляции митоза. Видеофрагмент «Регуляция мочеотделения», презентации проектов учащихся на темы «Регуляция клеточных функций», «Регуляция на молекулярном уровне», электронные курсы и уроки на CD, модель работы лактозного оперона, мультимедиа-игра «Регуляция на молекулярном уровне». Мультимедийные презентации учащихся к уроку.
Примерный алгоритм работы учащихся на уроке
Этап урока, изучаемый вопрос | Краткие тезисы, выводы | Оценка деятельности |
Кратко фиксируются основные этапы работы, проблемные вопросы, вопросы пpaктических заданий и др. | Записываются выводы, решения задач, основные тезисы выступлений, словесные и логические схемы | По каждому виду деятельности оценивается собственная работа и работа других члeнов группы, класса. |
ПЛАН УРОКА
- Актуализация темы урока – 10 мин.
- Изучение нового материала – 60 мин.
- Обобщение (закрепление) урока – 15 мин.
- Подведение итогов урока – 4 мин.
- Домашнее задание – 1 мин
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний.
Перед учащимися ставятся вопросы:
- Рассматривали ли мы вопросы регуляции при изучении биологии?
- Когда впервые мы говорили о процессах регуляции? При изучении каких тем, разделов и курсов биологии?
- Происходит ли регуляция функций у растений, одноклеточных организмов?
Учащиеся отвечают на вопросы, используя знания предыдущих разделов биологии.
По итогам беседы формулируем цели урока:
- повторить и обобщить учебный материал о регуляции функций в органическом мире,
- совершенствовать и расширить понятия о регуляции развития организмов и роли генотипа в этом процессе,
- продолжать формировать и совершенствовать навыки учебной деятельности (классификация, обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей с использованием средств мультимедиа),
Затем предлагается просмотреть видеофрагмент гумopaльная регуляция мочеотделения человека и ответить на вопрос: Какие способы регуляции вы еще знаете?
После обсуждения этих вопросов ставится проблемный вопрос:
Какие способы и механизмы регуляции могут существовать в биологических системах?
II. Работа групп
1 и 2 группы – генетики.
Регуляция на молекулярном уровне
Цель работы: Обобщить и расширить знания о регуляции биологических процессов на молекулярном уровне.
Выступление представителей первой группы с сообщением о тонкой структуре гена (слайд 3, приложение 1).
Цель: Углубить и систематизировать знания обучающихся о строение гена.
В результате анализа строения гена делается вывод:
Сама структура гена предполагает процесс регуляции трaнcкрипции – наличием промотора и терминатора, а трaнcляции – наличием старт-кодона и стоп-кодона.
Следующее выступление о механизме процессинга. (слайд 4, приложение 1)
Цель: Раскрыть механизм процессинга с целью формирования знаний о роли этого процесса, опираясь на знания молекулярной биологии и генетики.
Образовавшийся после трaнcкрипции РНК, в дальнейшем подвергается «созреванию». Ген имеет «активные» участки экзоны – кодирующие аминокислоты и интроны – не кодирующие аминокислоты. Интроны вырезаются особыми ферментами, а оставшиеся экзоны, сшиваются лигазами (сплайсинг)
В итоге формулируем вывод:
В ходе процессинга происходит изменение первичной структуры гена и путем кэпирования и полиаденилирования стабилизируются молекулы и-РНК и создаются информосомы.
Цель следующего выступления: раскрыть особенности регуляции синтеза белка на примере работы лактозного оперона (слайды 5-7, приложение 1).
Ген-регулятор кодирует белок-репрессор. Если в бактерию попадает лактоза, она связывается с белком-репрессором, образуя комплекс, который не может блокировать оператор. Оператор и промотор освобождаются, с промотором связывается фермент РНК-полимераза и начинается трaнcкрипция и-РНК, с которой синтезируются ферменты, необходимые для усвоения лактозы.
Вывод: регуляция лактозного оперона осуществляется на этапе трaнcкрипции продуктами, которые вступают в реакции метаболизма (в данном случае лактозы).
Работа с терминами. Один из члeнов группы генетиков готовит представление терминов, которые применялись при изученни регуляции на молекулярном уровне: белок-репрессор, ген-регулятор, интрон, лактоза, оператор, промотор, процессинг, сплайсинг, старт-кодон, стоп-кодон, трaнcкрипция, трaнcляция, терминатор трaнcкрипции (слайд 9, приложение 1).
Закрепление и обобщение знаний. Работа по закреплению рассмотренного материала на предлагаемом уроке можно проводить в двух вариантах.
Первый вариант – предлагаются задания разного уровня сложности, проецируемые на экран:
- Проанализируйте соответствие следующих утверждений данным современной науки:
а) белковые молекулы служит матрицами, вокруг которых кристаллизуются новые молекулы (Кольцов) ;
б) ген может сохранятся в неизменном виде в течение миллионов лет (Серебряковский) ;
в) гены продуцируют копии самих себя, которые выходят в цитоплазму, обладают способностью к самовоспроизведению и контролируют типы и количество синтезируемых белков (Шпигельманн) - У большинства эукариот есть несколько сотен генов, кодирующих одну и ту же и-РНК. Как вы думаете, в чем смысл такого излишества?
- Мутации в каких участках ДНК кишечной палочки, могут приводить к появлению бактерий:
а) не растущих на лактозе?
б) способных усваивать лактозу в присутствии глюкозы? - Механизм регуляции работы лактозного оперона работает с отрицательной или положительной обратной связью?
Второй вариант – с целью более глубокого познания механизма регуляции работы лактозного оперона в профильных классах можно использовать элементы биологического моделирования. Принцип моделирования заключается в том, что в Excel задаются определенные параметры (в конкретном случае) работы лактозного оперона. Ученик, изменяя содержание разных компонентов модели, реально на графике наблюдает происходящие события. При моделировании используем ноутбуки мобильного компьютерного класса.
Для работы с моделью предлагается следующий алгоритм:
- Внимательно рассмотрите предложенную модель
- Измените количество лактозы (индуктора, поступающего из внешней среды)
- уменьшите (отметьте, что происходит)
- увеличите (отметьте, что происходит) - Такие же действия проделайте с другими компонентами процесса.
- Изменяйте только содержание лактозы (индуктора), что наблюдаете? Как меняется работа лактозного оперона? Обоснуйте результаты эксперимента.
Наличие индуктора (лактозы) определяет процесс синтеза белка, содержание которого играет важную роль в регуляции механизма синтеза белка фермента
Далее изменяем показатель коэффициента синтеза белка при одной трaнcляции и получаем следующую картину
Изменяем пороговое значение для включения репрессора и результат другой
Обсуждаются предложенные задания, или результаты моделирования и формулируется вывод:
Все механизмы регуляции происходят на уровне трaнcкрипции или трaнcляции. Рассмотренный механизм регуляции лактозного оперона работает с положительной обратной связью.
После представления проектов каждой группой, с целью контроля знаний, возможно использование различных игровых и тестовых заданий с использованием компьютера (естественно все виды деятельности не вместить в один или даже в два урока, но здесь предлагаются варианты). В данном случае предлагаем игровую тестовую проверку (презентация-игра «Регуляция на молекулярном уровне» приложение 2).
Логические задачи можно использовать как при закреплении изученного вопроса, так и вначале рассматриваемых вопросов.
Так, перед выступление группы «цитологов», по вопросам регуляции клеточных функций, классу предлагаются логические задачи с целью создания проблемной ситуации:
- Что произойдет, если клетку, ядро которой приступило к митозу слить клеткой, находящейся в интерфазе?
- Как вы считаете, на каких стадиях метаболических путей, обычно расположены ключевые ферменты? На начальных или на конечных?
- Рецепторы стероидных гормонов расположены в цитоплазме. Как они достигают рецепторов?
- Боевые нервно-паралитические ОВ (зарин, зоман, V-газы) необратимо ингибируют ацетилхолинэстеразу. Отчего наступает cмepть при отравлениях ими?
Обсуждение предложенных заданий проводят члeны группы цитологов.
В ходе беседы выясняется, что не на все вопросы заданий обучающиеся дают достаточно обоснованные ответы. Создается проблемная ситуация. Учащиеся сами формулируют цели работы этой группы:
Определить особенности и механизмы регуляции функций на клеточном уровне
Регуляция клеточных функций (цитологи)
Работа цитологовначинается с освящения механизма регуляции клеточного деления.
Цель: раскрыть процесс и условия регуляции клеточного деления.
Регуляция деления происходит не только при достижении клеткой определенного размера. В клетке приступающей к делению начинают синтезироваться белки – регуляторы митозстимулирующий фактор (МСФ) и циклины, концентрация которых постепенно растет в интерфазе. При достижении определенной концентрации начинается синтез МСФ и начинается митоз (слайд 3, приложение 3)
Вывод: В клетке происходит компактизация хромосом и деление начинается даже, если не произошло удвоение хромосом при наличии МСФ, который запускает механизм деления.
Затем цитологии представляют вопросы регуляции процессов самоподдержания в клетке. Синтез АТФ в клетке зависит от его концентрации в клетке. Высокое содержание АТФ в клетке ингибирует ключевой фермент и расщепление веществ не происходит, что в конечном итоге исключает образование АТФ (слайды 4 приложение 3)
Вывод:
- высокое содержание АТФ ингибирует синтез ферментов, необходимых для собственного синтеза
- ключевой фермент находится в начале метаболического пути;
- такая регуляция называется ингибирующей обратной связью.
Следующее выступление о механизме действия стероидных гормонов. (слайд 5, приложение 3)
Цель: Определить условия и продолжительность действия стероидных гормонов
Они действуют путем изменения генетической активности. Это гормоны длительного стресса. Приблизительно их метаболические действия можно описать как угнетение синтеза пластических веществ, и активизацию реакций распада. Связываясь с рецепторами, они проходят в ядро и, контактируя с ДНК, запускают или ингибируют работу генов. Так регулируется генетическая активность
Вывод: Стероиды – гидрофобные молекулы и легко проходят через мембрану клетки и регулируют работу генов. Их действие значительно продолжительнее, чем действие нервных импульсов
Продолжением представления проекта «цитологов» является освещение регуляции работы ионных каналов (слайды 6, 7, приложение 3).
Цель: Рассмотреть и обобщить особенности механизма нервной регуляции клеточных функций.
Передача нервного возбуждения с нервной клетки на мышечную происходит через синапс – контакт этих клеток. Через синаптическую щель передача возбуждения происходит нейромедиатором – ацетилхолином. При поступлении возбуждения по нервным клеткам, мембранные пузырьки, наполненные нейромедиатором, подходят к наружной мембране и сливаются с ней. Ацетилхолин связывается рецепторами, расположенными на мембране мышечной клетки.Снимается возбуждение ферментом ацетилхолинэстеразой, быстро разрушающий ацетилхолин.
Вывод: Регуляция происходящих в клетке процессов регулируется нервной системой по следующей схеме: нерв – медиатор – рецепторы медиаторов – деполяризация мембраны – выход ионов кальция в цитоплазму – сокращение мышцы
Работа с терминами: ацетилхолин, ацетилхолинэстераза, ионный канал, ключевой фермент, синапс, синаптическая щель, стероидный гормон (слайд 9, приложение 3).
Рассмотрев механизм регуляции метаболических процессов, протекающих в клетке, в ходе обсуждения формулируем выводы.
Выделяется два основных способа регуляции:
а) поддержание на нужном уровне концентрации веществ, необходимых самой клетке;
б) ответ клетки на сигналы, поступающие от специальных регулирующих систем (нервной и эндокринной).
Регуляция клеточных функций происходит по принципу отрицательной обратной связи, когда конечный продукт (АТФ) ингибирует свой собственный синтез; работа синапса идет с положительной обратной связью.
ΙΙΙ. Обобщение материала.
После рассмотренных вопросов учащимся с целью ответа на проблемный вопрос:
«Какие способы и механизмы регуляции могут существовать в биологических системах обучающимся разных групп, предлагаются следующие задания (слайд 22, приложение 4):
- Составьте самостоятельно общую схему регуляции биологических процессов в организме (первая группа)
- Составьте схему регуляции с положительной и отрицательной обратной связью (вторая группа)
- Между организмом и внешней средой (третья группа)
- Между популяциями живых организмов (четвертая группа)
- В экосистеме (пятая группа)
Варианты работы обучающихся на заключительном этапе урока
- Группы могут выполнять свои работы на бумажных носителях, и в таком случае защищают свои работы, проецируя через документ-камеру.
- Каждая группы работает на ноутбуках и для демонстрации используют мультимедийный проектор
- В ходе защиты обучающиеся отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока Представляются работы учащихся, выполненные на компьютере (см. приложение 4, слайды 23-28)
ΙV. Подведение итогов.
Обучающиеся анализируют и оценивают свою работу на уроке, отмечают наиболее трудные вопросы, вызвавшие затруднения (приложение 4, слайд 29).
После представлений своих схем, выполненных на уроке обсуждаем проблемный вопрос (Какие способы и механизмы регуляции могут существовать в биологических системах?)
Затем учащимся предлагается опять вспомнить цели урока и проанализировать степень их выполнения на уроке.
Проанализируйте свою работу на уроке: что у вас получилось, а что нет.
Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
Оцените свою работу на уроке.
Для подведения итогов работы обучающиеся используют краткий конспект работы на уроке (алгоритм конспекта представлен в начале урока)
V. Домашнее задание
(творческое, приложение 4, слайд 30) составьте схему регуляции развития личинки яблоневой плодожорки в зависимости от температуры среды (можно будет использовать электронный учебный курс экология в кабинете биологии).
Литература
- М. Б. Беркинблит, С.М. Глаголев, В.А. Фуралев. Общая биология. М, МИРОС, 1999.
- В. А. Голиченков, Е.А. Иванов, Е.Н. Никерясова Эмбриология. М, АКАДЕМИЯ, 2004.
- Р. Г. Заяц и др. Общая медицинская генетика. РнД, Феникс, 2002.
- В. Б. Захаров и др. Общая биология. М, Дрофа, 2002.
- Н. В. Чебышев и др. Биология пособие для поступающих в вузы. М. Новая Волна, 2004.
- С. Гилберт. Биология развития. в 3-х томах. «Мир» Москва. 1993.
Электронные курсы и уроки на CD:
- Биология (анатомия и физиология человека)
- Биология в школе (электронные уроки и тесты)
- Биология (лабораторный пpaктикум)
- Открытая биология
- Экология (электронное учебное издание)
- Биология (библиотека электронных наглядных пособий)
- Уроки биологии (КиМ – животные, растения, анатомия и физиология человека)
Интернет-ресурсы, материалы которых, использованы при подготовке к уроку:
- bio.fizteh.ru/student/files/biology/biolections/lection15.html
- festival.1september.ru
- humbio.ru
- ru.wikipedia.org/wiki
- bio.clow.ru
Комментарии:
Предлагаемая работа - это мастер-класс для учителей биологии. Основная идея представленной работы - познакомить учителей с методическими приёмами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся и привитию интереса к изучению нового учебного предмета. Представленную форму проведения урока можно применить в работе с учениками, при планировании первого урока биологии в 6-м классе. ...
27 11 2024 7:46:23
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
26 11 2024 5:57:38
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
24 11 2024 17:20:48
На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма. ...
23 11 2024 20:56:24
Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....
22 11 2024 0:43:53
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
21 11 2024 5:13:20
Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....
20 11 2024 0:21:29
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....
19 11 2024 10:30:41
Более подробное изложение материала о науке систематике позволяет понять ее значение для эволюции органического мира. Знакомство с биографией К. Линнея раскрывает перед учащимся его жизнь, упорство в поставленной цели и заслуги перед наукой....
18 11 2024 1:16:55
В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....
17 11 2024 21:24:14
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии. ...
16 11 2024 3:34:34
Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....
15 11 2024 22:36:33
Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....
14 11 2024 6:56:58
Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....
13 11 2024 23:38:25
Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....
12 11 2024 2:54:30
Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....
11 11 2024 4:55:59
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
10 11 2024 0:11:18
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
09 11 2024 13:46:40
Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
08 11 2024 15:40:23
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
07 11 2024 22:35:31
Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....
06 11 2024 23:19:10
Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления. ...
05 11 2024 3:58:53
Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....
04 11 2024 11:57:19
Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....
03 11 2024 8:21:28
Представлены вопросы к зачетному уроку по теме "Размножение человека"....
02 11 2024 22:16:14
Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....
01 11 2024 3:43:26
Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....
31 10 2024 23:38:53
Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
30 10 2024 14:38:50
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
29 10 2024 7:54:40
Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки. Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....
28 10 2024 2:26:12
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
27 10 2024 6:37:17
В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....
26 10 2024 17:47:39
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
25 10 2024 0:22:58
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...
24 10 2024 22:18:11
Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. «Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....
23 10 2024 15:43:19
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе. ...
22 10 2024 20:56:18
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...
21 10 2024 2:40:15
Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....
20 10 2024 11:24:10
Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....
19 10 2024 7:30:45
Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету. ...
18 10 2024 7:45:35
Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии. ...
17 10 2024 5:33:52
Урок построен в форме устного журнала, где учащиеся шаг за шагом постигают многообразие и красоту родной природы, её роль в жизни человека....
16 10 2024 16:11:20
На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....
15 10 2024 22:17:11
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
14 10 2024 22:22:35
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...
13 10 2024 6:38:27
Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....
12 10 2024 20:25:34
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...
11 10 2024 8:35:36
Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания. ...
10 10 2024 9:44:11
Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты-Мансийском крае, закреплению полученных знаний....
09 10 2024 3:23:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::