Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"

Цель урока:

Образовательная:

  • Показать единство происхождения рас.
  • Дать понятия: расы, расоведение, расизм.
  • Доказать несостоятельность и антигуманность расизма.

Развивающая:

  • Продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой, энциклопедической литературой.
  • Закрепить навыки систематизации и обобщения материала.
  • Закрепление навыков использования на уроке информационных технологий.

Воспитательная: воспитание в учащихся расовой толерантности.

Задача урока: Раскрыть проявление расизма в нашей стране, раскрыть его несостоятельность.

Оборудование: карта народов мира, торсы рас человека, компьютерное обеспечение, выставка научной литературы, раздаточный материал.

План урока.

I. Организационный момент.

Сообщение целей и задач урока.

II. Изучение нового материала:

Потомки одного вида.

1... .И вот он вырвался из чащи 
По следу зверя. Но поток, 
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересек.

2. На берегу другом — добыча,
Для всей семьи его — еда:
Нетронутые гнезда птичьи,
Косуль непуганых стада..

3. Себе, представив на мгновенье
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потер.

4. И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он,
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою, сведен.

5. И вдруг — голодный, низколобый,
Он стал, упорен и высок,
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.

6. И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев - гнилье!
Он стал раскачивать ее.

7. И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв,
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.

8. И он тропою небывалой
На берег перешел другой,
И пот со лба отер усталой -
Уже не лапой, а рукой.

1). Единство происхождения рас.

40-50 тысяч лет назад появился вид Человек разумный - Homo-sapiens. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер. Все современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из сущности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства.

Единство происхождения рас вытекает из общих характерных признаков человека. Это:

  • 46 хромосом
  • одинаковые группы крови
  • скрещивание и получение плодовитого потомства
  • строение стопы, руки –
  • уровень развития мозга
  • строение черепа (соотношение лицевого и мозгового отделов)
  • один биологический вид (Homo sapiens).

Все вопросы, связанные с происхождением и эволюцией человека, образованием рас, изучает наука антропология. Одним из разделов антропологии является - расоведение - наука, изучающая человеческие расы. Расы - это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые учеными на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем облике. Когда речь идет о расах, всегда подчеркивают их связь с местом, где они распространены. Уже первобытный человек пристально вглядывался в лица соплеменников и пытался запечатлеть их черты. По мере расширения географического кругозора человечества появлялось все больше изображений и описаний представителей разных народов. Постепенно накапливались представления о внешних различиях между людьми, обитающими на нашей планете.

2. Систематика рас. Существует целый ряд классификаций рас. Первая из них была принята в конце 17 века. Современные классификации различаются по количеству выделяемых человеческих типов, принципов их выделения в группы и названия. Российские антропологи довольно согласованно выделяют три крупнейшие группировки. Это большие расы, или расы первого порядка: негроидная, европеоидная, монголоидная. 30-40 т. лет назад люди уже жили во всех частях света. Именно этот период, по мнению ученых, и начали складываться расы. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике. По мнению ученых, многие расовые признаки возникли случайно на ранних этапах развития человека. Некоторые из них помогли людям приспособиться к условиям окружающей среды и в ходе естественного отбора закрепились в генах и начали передаваться из поколения в поколение. Можно предположить, что особенности негроидов складывались под влиянием жаркого влажного климата и сильной солнечной радиации. Известно, что негроиды могут находиться под палящими лучами солнца без головного убора и почти без одежды. От вредных лучей солнца их предохраняет темная кожа, черные курчавые волосы, особенности строения носа (широкий, большие ноздри), утолщенные губы. Светлокожие, светловолосые и светлоглазые европеоиды, гораздо хуже переносят солнечные лучи, особенно от них страдают рыжеволосые и альбиносы, так как в их коже не образуется меланин. У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях Центральной Азии с резко континентальным сухим климатом и большими суточными колебаниями температуры, сильными ветрами и пыльными бурями, роль приспособления играли эпикантус -□ кожная складка, во внутреннем уголке глаза и развитая складка верхнего века, защищающая от ветра и пыли.

3. Антропология и расоведение – науки изучающие расы человека.

Систематика рас.

1). Негроидная раса.

Отличительными признаками негроидной расы являются курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа и карие глаза. Так же для негроидов характерны очень широкий, но слабовыступающий нос, очень толстые губы, крупные зубы, редкая растительность на лице и теле.

2). Европеоидная раса.

Люди, относящиеся к европеоидной расе, чаще всего светлокожие, у них прямые, иногда волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза - светло-карие, желтые, зеленые, серые или голубые. Иногда встречаются черноволосые, темноволосые, темноглазые представители, особенно на юге. Для них характерны широко открытые глаза, тонкое веко без складок. Тонкий прямой нос, иногда с горбинкой, тонкие или средней толщины губы, густые борода и усы, и сильный волосяной покров на груди. Европеоиды первоначально сформировались в Юго-Западной Азии, Северной Африке и Европе. Европа-средоточие самых типичных, классических европеоидов. Это шведы, норвежцы, немцы, персы, грузины, русские, финны, на юге - узбеки, таджики, палестинцы и многие другие. Европеоидов можно разделить на две главные группы: южную - со смуглой кожей, преимущественно с темными глазами и волосами, и северную - со светлой кожей, серыми глазами, прямыми светлыми волосами, прямым носом и тонкими губами. К этой ветви относится коренное население Англии, Ирландии, Исландии, Скандинавских стран, Финляндии, Восточной Прибалтики и северных районов европейской части России. К центральноевроиейской ветви европеоидов относится население Северной Франции, частично Бельгии, Германии, Польши, Украины, Белоруссии и центра европейской части России. У жителей востока этой области есть монголоидная примесь - уплощенное лицо, припухлое верхнее веко, небольшая скуластость (у русских и даже немцев), а на западе ее нет. Южный европеоид немного ниже ростом, у него черные волосы, черные глаза, кожа оливкового цвета и припухлые губы. К этой ветви относится население Испании, Португалии, Южной Италии, Южной Франции, Албании, Греции, Балканских стран, Румынии, стран Закавказья, Египта, арабских стран Передней Азии, Ирана, Афганистана, Пакистана.

3). Монголоидная раса.

Строение лица монголоидов очень своеобразно. Волосы у них прямые, черные, толстые и жесткие. У монголоидов широкие лица с сильно выступающими скулами, плоскими носами, черными или темно-карие глаза, смуглая кожа. У мужчин на лицах редкие усы и борода. Особенно необычно строение глаз монголоидов: они узкие, т.к. представители расы живут в степи, а там сильные ветра. Во внутреннем углу глаза находится эпикантус. Эта раса преобладала в Азии, но в процессе миграций ее представители расселились по всему земному шару. Ученые выделяют 5 групп монголоидов: североазиатская, южноазиатская, арктическая, дальневосточная, американская. Североазиатская группа отличается довольно светлой кожей, темно-русыми, мягкими волосами и не очень темными глазами. К этой группе относятся буряты, якуты, алтайцы и другие народы Сибири. Для южноазиатской группы характерны низкий рост, хрупкое сложение. Арктическая группа - чукчи, алеуты, эскимосы - представлена жителями Арктики. У них крупные лица, жесткие волосы, эпикантус. Однако нос выступает довольно сильно, лицо не такое плоское. Представители дальневосточной группы живут на территории Кореи, Японии, Китае. Среди восточных монголоидов выделяется тибетская подгруппа. Сравнительно темная кожа, некоторое ослабление монголоидных признаков сближают их с арктическими монголоидами. Американских индейцев характеризует выступающий нос, неплоское лицо, жесткие прямые черные волосы, кожа желтоватого цвета. Распространены в Северной и Южной Америке.

Расизм.

1). История расизма.

Расизм-это антинаучная и антигуманистическая идеология и социальная практика, основывающаяся на представлениях о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Расисты игнорируют основные черты биологического и физиологического строения человека(функции мозга, нервной системы, психологическую организацию),сходные у всех рас, и ставят на первое место внешние наследственные признаки(цвет кожи, строение головы).Для всех разновидностей расизма характерны ложные человеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господствуй вторые, напротив, не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации. Теоретики расизма выдвинули положение о зависимости психических качеств человека от формы черепа, цвета кожи и языковой семьи. Существует такое понятие как социалистический дарвинизм. После появления теорий Дарвина, многие расисты предположили, что среди людей существуют различные виды, а значит, среди них есть самый высший вид. Считая, что раз борьба за существование есть закон природы, и, следовательно, она не может носить отрицательного характера, расисты утверждал и, что уничтожение представителей низших рас вовсе не является преступлением.

История возникновения расистских идей.

Первые расистские идеи возникли ещё в Древнем Египте. Тогда считали, что рабы - это представители низшей породы людей. В Древней Греции и Древнем Риме так же считалось, что рабы и господа - это разные виды людей. Рабам приписывалось, что они обладают лишь грубой физической силой, господа же имеют высокоразвитый интеллект. В средние века было распространено мнение о превосходстве дворян над чернью. Появились такие понятия, как "голубая кровь", "чёрная" и "белая кость". Уже в 16-м веке испанские завоеватели Америки оправдывали свою жестокость по отношению к индейцам тем, что индейцы - это низко развитые люди. Именно расизм оправдывал территориальную экспансию и истребление коренных жителей Северной Америки колонизаторами. В конце 18 — начале 19 века, когда шла борьба с работорговцами, была создана теория о неполноценности африканцев. До этого дня они не считались низшей расой как таковой. В 1738 г. Швед К.Линней опубликовал "Систему природы", в которой разделил человечество на четыре расы, описав их физические и нравственные черты. Позже было опубликовано ещё несколько аналогичных сочинений, и, хотя мнение о принципах деления на расы у разных авторов были различные, все они основывались, прежде всего, на цвете кожи представителей рас. Наконец, британский врач У.Ф.Эдварде произвёл научную революцию, разделив расы по телосложению; в 1829 г. Он опубликовал знаменитую книгу "О физиологических свойствах человеческих рас в связи с их историеГГ*. В 1853 г. Французский аристократ Жозеф Артюр Гобино опубликовал книгу "Опыт о неравенстве человеческих рас". Он попытался установить своего рода иерархию народов. На низшее место он поставил "черную" расу, чуть выше - "жёлтую", а высшей и единственной, способной к прогрессу, он считал "белую" расу. Интересно, что если в 19 в. И в первой половине 20 в. Расисты утверждали превосходство белой расы, то во второй половине 20 в. Появились идеологи, пропагандирующие превосходство чёрной или жёлтой расы. Таким образом, расизм никак не связан с наукой и призван оправдать чисто политические и идеологические догмы. Существуют две исторические разновидности расизма: добуржуазный и буржуазный. Основными формами первого были биологический расизм (противопоставление народов по их происхождению, внешним признакам) и феодально-клерикальный расизм (противопоставление по религиозным воззрениям). При капитализме возникает буржуазный расизм, основными формами которого являются антисемитизм, неонацизм, общинный расизм, антибелый расизм и др.

2). Расизм в мировой истории.

Термин "расизм" понимается сейчас шире, чем лет тридцать назад, когда эти термином обозначалось негативное отношение к представителям иных расовых групп. Российское общество - отнюдь не образец толерантности. Многие традиционные расистские стереотипы времен колониальных войн здесь перенесены на представителей вполне "белой", но "другой" национальности. Недаром уроженцев Средней Азии и Кавказа нередко в обиходе презрительно называют "черными". Насколько же расистские предрассудки распространены в российском обществе, и почему? В какой-то мере ответить на этот вопрос можно на основе данных социологических опросов, оговорившись, однако, что последние подобные исследования проводились в 1999 году. Во-первых, предвзятое и негативное отношение к представителям других национальных групп содержится в ответах большинства респондентов (до 70-75 % опрошенных). Хуже всего россияне относятся к чеченцам и кавказцам вообще, за ними с большим отрывом идут цыгане, китайцы, прибалты. Открыто негативное отношение к чеченцам высказывали 50 % населения. При этом, к сожалению, мы располагаем только данными прошлогодних исследований. После террористических актов в Москве и Волгодонске и начала второй чеченской кампании эта цифра, конечно, еще увеличилась. Нетерпимость к цыганам декларируют 44 % опрошенных, к представителям прибалтийских народов и к выходцам с Дальнего Востока -20 % и 25 % соответственно. Относительно высокий уровень ксенофобии подписывается националистическими чувствами. Лозунг "Россия - для русских" поддерживает в среднем по России 21 % опрошенных, однако по этому вопросу существует большой разброс по регионам, до 30-40 % в наиболее "проблемных". А таковыми являются, помимо южных регионов России, как ни странно, обе столицы. Впрочем, более подробные опросы объясняют эту странность - расизм в Москве и Санкт - Петербурге во многом объясняется (как и на Западе) наплывом мигрантов и экономической конкуренцией. На простом и понятном языке это выражается лаконичным "понаехали тут всякие". Впрочем, достаточно распространены подобные настроения и в целом по стране. 40 % опрошенных россиян считают, что необходимо ввести жесткие ограничения на въезд в Россию лиц "нерусской" национальности, и только 7 % - что Россия должна быть открыта для всех. Интересно что, несмотря на высокий уровень нетерпимости в обществе, среднестатистический россиянин уверен, что "мы" к "ним" относимся лучше, чем "они" к "нам". По мнению 57 % респондентов, главные черты русского отношения к другим народам - дружелюбие и уважение. С "их" стороны картина в сознании большинства опрошенных обратная: 70 % считает, что "инородцы" относятся к русским предвзято и неприязненно. Все попытки государства консолидировать массы на основе позитивных идей - патриотизма, "общечеловеческих ценностей" и т.п. - не обрели подлинно массовой базы. Но зато активно идет обретение национальной идентичности "от противного" - на основе негативного отношения к представителям других национальностей. Во многом этому способствовала (и сейчас способствует) чеченская война и сопровождающие ее явления (терроризм и т.п.). Во многом так происходит просто в силу отсутствия позитивной альтернативы ксенофобии как объединяющему фактору. Наконец, и это самое неприятное в ситуации с расизмом в нашей стране, государственная власть не делает практически ничего, чтобы воспрепятствовать этому процессу.

Фашизм

Фашизм - политическая идеология диктаторского типа, представляющая государство как высшую ценность, а народ (нацию) - объединенной корпорацией людей. Возникла на основе философско-политического учения, утверждающего приоритет интересов государства и нации над интересами личности. Зародился в Италии в 1920-е гг., оформился в трудах Бенито Муссолини. Бенито Муссолини - основоположник итальянского и фактически европейского фашизма, принёсшего неисчислимые бедствия миллионам людей и поставившего человечество на грань мировой катастрофы. В 1919 г. Муссолини собрал своих сторонников в «Союз борьбы» - «Фашио ди компаттименто». Главной целью Союза провозглашалась борьба за интересы нации. Само же слово «фашизм» происходит от фасции (лат. fasces, итал. fascio) -связки розг с воткнутым топором, символизирующие высшую власть в Древнем Риме. Символ был перенят Б. Муссолини, как одна из попыток исторически связать преемственность фашизма Италии от Древнего Рима. Тем более, что в понимании Бенито Муссолини, первым фашистом был первый римский пожизненный диктатор и император Гай Юлий Цезарь. В 1922 Италия стала первым в мире фашистским государством. Приход в 1933 г. к власти в Германии Гитлера дал Муссолини достойного союзника. Адольф Гитлер - руководитель фашистской национал-социалистической партии, глава германского фашистского государства. Его взгляды были сформированы трудами Ницше, крайнего националиста Петша и обер-бургомистра Вены К. Люггера, а также непосредственным влиянием идей пангерманизма.

Гитлеровскому режиму, как и всем фашистским, были присущи следующие черты:

  • обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной, провозглашаемой в силу этого господствующей нации;
  • нетерпимость и дискриминация но отношению к другим «чужеродным», «враждебным» нациям и национальным меньшинствам;
  • отрицание демократии и прав человека.

Нацисты обвинили в подрыве немецких национальных традиций, германской государственности и основ экономической жизни германской нации евреев. Очищение Германии от «еврейского засилья» было одной из основных программных установок Гитлера. Широкие международные связи еврейского капитала, а также политиков еврейской национальности давали Гитлеру и его окружению повод для широкой пропаганды тезиса о «всемирном жидомасонском заговоре», преследующем якобы цель установить над человечеством еврейское господство. «Мировому еврейству» национал-социалисты противопоставляли «арийскую идею» - идею общности германских и родственных им по крови народов, принадлежащих к «нордической расе»: высокорослых длинноголовых блондинов, якобы связанных генетически с народами, говорящими на германских языках. Однако ввиду несоответствия большинства нацистов (начиная с Гитлера) нордийскому типу все чаще стали говорить о «северной расовой душе» или просто «высшей расе», в которую включались также итальянские фашисты и японские милитаристы. Именно эти народы («сверхлюди»), а не евреи и другие «недочеловеки», заявляли нацисты, призваны править миром. В годы гитлеровской диктатуры в Германии расизм, ставший официальной идеологией фашизма, использовался для оправдания захвата чужих земель, физического уничтожения многих миллионов мирного населения (в первую очередь в СССР и славянских странах), заключения в концлагеря, пыток и казней антифашистов. Подобная же «расистская практика» проводилась японскими милитаристами в Китае и других азиатских странах, итальянскими фашистами в Эфиопии, Албании, Греции. Разгром фашизма нанес расизму и его кровавой практике сокрушительный удар, в полной мере вскрыл человеконенавистническую сущность мифа о «высшей германской расе».

"Ку - клукс - клан". Убийцы в белых колпаках.

В декабре 1865 г. в городе Пьюласки (штат Теннеси) судья Томас Л. Джонс и 6 других лиц создали ку-клукс-клан, о чем свидетельствует мемориальная доска на стене здания местного суда. Сначала заговорщики хотели назваться "Рыцарями куклос" (куклос по-гречески - круг). Тогда другой "учредитель", шотландец капитан Кеннеди, предложил внести в название слово "клан", обозначавшее на его исторической родине род, группу близких родственников. Так было придумано наименование новой организации - Ку-клукс-клан - надолго вошедшей в историю. Но вернемся в день (а, вернее, вечер) создания клана. Желая отметить событие, заговорщики закутались в белые простыни и во время сумерек проехались по улицам родного города. И сильно развлеклись, видя ужас на лицах встречавшихся чернокожих. Суеверные негры принимали клановцев за души погибших конфедератов (т.е. южан). Так что и белые простыни были порождением случая. Это потом клановцы подведут под свои одежды базу, рассуждая о чистоте белой расы, о белых колпаках с прорезями для глаз, помогавших им оставаться неузнанными, что еще больше пугало врагов. Обычай носить белые маски с отверстиями для глаз и носа, колпаки для увеличения роста и с прорезями для глаз и балахоны, появились почти сразу. Частью обмундирования был свисток, которым подавались команды. Тогда же у клановцев появился обычай сжигать по ночам деревянные кресты. Их последователи сегодня утверждают, что они не жгут кресты, а зажигают их, что символизирует пламя христово, которое очистит мир от зла. Один из первых актов устрашения клановцев был довольно "невинным". Наказали негра, который ухаживал за белой учительницей школы. Клановцы вывезли его за город, поговорили с ним и бросили его в реку. В апреле 1867 г. в истории ку-клукс-клана произошло очередное важное событие - в городе Нашвилл прошел первый, нелегальный, "конгресс" организации. На "конгрессе" присутствовали делегаты от Теннеси, Алабамы и Джорджии. Результатом "конференции" явилось принятие "устава" и "конституции" ку-клукс-клана. В документе говорилось, что клан возник, чтобы "остановить гибель нашей несчастной страны и избавить белую расу от тех невыносимых условий, в которые она поставлена в последнее время. Нашей основной задачей является поддержка верховенства белой расы... Америка была создана белыми и для белых, и любая попытка передать власть в руки черной расы является одновременно нарушением и Конституции [имеется в виду Конституция США], и божьей воли... Права негров должны быть признаны и защищены, но белые должны оставить себе привилегию определить объем этих политических прав. И до тех пор, пока негры не ответят, как они понимают свои политические права, Клан поклялся не допустить политического равенства чернокожих". Ку-клукс-клан объявлялся "Невидимой империей". Управлял ею "великий маг", при маге имелся совет, состоявший из 10 "гениев". Власть главы "империи" являлась абсолютной, и принятые им решения подлежали немедленному исполнению. В общем, вся эта магия могла бы показаться полным бредом, если бы у клана не было денег, и если бы в довольно короткий срок клановцы не стали бы настоящими серийными убийцами. Первым лидером Ку-клукс-клана избрали бывшего генерала Конфедерации Форреста, имевшего репутацию жестокого воина, известного своими расправами с захваченными неграми. Клан действовал под разными названиями, чтобы люди, состоящие в них, могли без опаски клясться в суде, что они не состоят в ку-клукс-клане - "Белое братство", "Рыцари черного креста", "Стражи Конституции", "Рыцари белой камелии" и так далее. Клановцы пытались всегда и везде подчеркивать таинственность организации, ее связи с мистикой. Особенно клановцы предпочитали ночные шествия - в полном молчании, в белых балахонах и колпаках, верхом на лошадях, они ездили по пустынным улицам. Зрелище, вероятно, впечатляло. За малейшую попытку предать огласке секреты Ку-клукс-клана полагалась смерть. Никогда клановцы не собирались подряд несколько раз в одном и том же месте. Для встреч друг с другом они разрабатывали запасные явки, проникнуть на которые мог только тот, кто знал многочисленные пароли и опознавательные знаки. Главным делом клана стали убийства и теракты. Клановцы действовали мобильными группами (в зависимости от обстоятельств) - от 10-12 чел до 200-500 чел. чрезвычайно оперативно, свидетелей убивали. Убийства негров (особенно тех, кто служил в армии) и борющихся за их права (в том числе и белых) совершались с невиданной жестокостью - они расстреливали, калечили, вешали. Как правило, предпочитали бросать жертву в воду с камнем на шее. Губернатор Флориды Флемминг рассказывает, что как-то раз, после того, как одного несчастного негра сварили в котле заживо, его кости хирург-клановец собрал в единый скелет, который "вампиры" повесили на перекрестке дорог для устрашения. Смерть ожидала не только рядовых граждан США, но и политических деятелей. В 1868 г. в Джорджии был убит кандидат от республиканской партии на пост губернатора штата. В том же году в Алабаме было совершено нападение на двух членов Законодательного корпуса. Одного застрелили, другой, оставшийся в живых, свернул свою деятельность. В 1869 г. клановцы убили одного сенатора и члена Законодательного собрания. Опасаясь покушения, один из радикалов во Флориде Гиббс, устроил дома настоящий арсенал, окружив себя охранниками. Но и это не помогло - Гиббса отравили. 4 декабря 1915 г. "Невидимая империя" получила право на легальное существование и на использование прежних атрибутов, традиций, регалий Клана. Возродившись, Клан частично принял другие формы существования, совершенно неприемлемые ранее. Лидеры "Невидимой империи" всячески подчеркивали, что их движение - это "стопроцентный американизм", что они проповедуют истинно патриотические и религиозные чувства. Клан призывал к закону и порядку, выдвинул лозунги борьбы против проституции, в защиту морали. Тогда же клан признался в нелюбви уже не только неграм. Победа большевиков в 1917 г. сделала их еще и антикоммунистами и антисемитами. Рост численности членов Клана проходил постоянно. Иногда в "империю" в течение недели вступало около 100,0 тыс. чел! К 1924 г. в Клане насчитывалось от 6 до 9 млн. чел. Подобного не знала история ни одной террористической группировки мира. Клан был уникумом. Даже в одной из тюрем штата Колорадо была организована кланистская ячейка - "клаверна" - в которую входили как заключенные, так и некоторые охранники и часть тюремной администрации! В 20-е гг. Клан пользовался бешеной популярностью в стране. В июне 1923 г. был организован "Женский Ку-клукс-клан", в 1924 г. - "Младший Ку-клукс-клан" для мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 18 лет. Количественный рост "вампиров" происходил и в городе, и в деревне. Журналисты писали потом, что это было похоже на массовое безумие. В деревнях и мелких провинциальных городах суды Линча напоминали народные гуляния. Веселящиеся влюбленные, мужественные мужчины средних лет, благообразные старички и старушки, что называется, тусовались, общались друг с другом, закусывали. А на столбах на центральной площади висели несколько только что казненных негров. Огромное недовольство всех кланистов вызвало в 1954 г. решение о совместном обучении черных и белых. Несмотря на ссоры и распри внутри Клана, "вампиры" все как один являлись, как в былые времена, ярыми ненавистниками "неамериканцев", в т.ч. негров. Так, в городе Мобил (Алабама) в январе 1957 г. Клан взорвал за одну ночь три дома, совершил вооруженные налеты на три жилища негров, спалил негритянский дом и здание школы. В современное время состояние дел в Ку-клукс-клане неизвестно, во многом - из-за секретности, являющейся первоочередным правилом "Невидимой империи", которая существует и в наши дни, но не с таким размахом, как в прошлые времена. Не случайно одной из клятв "вампира" являлось и продолжает являться следующее - "Я скорее умру, чем выдам тайны Клана". В некоторых "пещерах" заготовлены гробы, на которых сделана надпись: "Этот ящик приготовлен для болтуна".

СКИНХЕДЫ.

Первые скинхеды (от англ. Skinhead - "бритая голова") появились еще в 60-ые годы в Британии, когда парни из рабочих районов любили выпить пива и устроить драку в кабаке. Именно из-за постоянных потасовок появилась ультра короткая стрижка. Но как только движение стало массовым, в него вмешалась политика, и единство группы исчезло, а вместо единого общества появилось множество враждующих между собой группировок. Наиболее массовое из них - скинхеды - националисты. Для большинства из них идеологом является небезызвестный Адольф Гитлер. Главная идея скинхедов: " Мы должны сберечь нашу белую расу и сохранить белое будущее для всех наших детей". Именно поэтому скины не любят наркоманов и цветных и часто устраивают кровавые драки и погромы. Около тридцати лет назад движение скинхедов пришло в Россию и довольно скоро приобрело известность. Члены организации, как правило, физически крепкие ребята, не склонны к вредным привычкам, не алкоголики или наркоманы. В большинстве подобных организаций жесткая (если не сказать жестокая) дисциплина, взаимовыручка, точнее сказать круговая порука. У каждого определена своя роль в организации, имеется своя иерархия. Отличить скина по внешнему виду очень легко: дешёвая одежда, закатанные штанины джине, а на ногах - высокие шнурованные ботинки и бритая голова. Чаще всего они находятся на футбольных матчах, болея за любимую команду, после чего они любят устраивать потасовки, которые часто приходится разгонять отрядам ОМОНа. В России произошло разделение на "красных" и "белых" скинов. Отличить одних от других очень сложно. Одеваются они практически одинаково, вся разница в нашивке на куртках. Однако "красные" скинхеды не признают расовых и прочих отличий, поэтому среди них могут быть негры, китайцы и даже наркоманы, которых не встретишь в группировках "белых". Надо отметить, что "красные" скинхеды менее организованы и за последнее время не создали ни одной централизованной группировки, "белые" же отличаются высокой организацией и преданностью. Для развития скинхедов в России в данное время довольно "выгодная" обстановка. На это есть две причины: во-первых, отголоски СССР, а, во-вторых, современное положение в Российском малом бизнесе. Московские власти, стремясь поднять общественность против скинов, придали огласки их идеологию, но вместо негодования вызвало в широких кругах одобрение. Ветераны, пенсионеры, жители близлежащих к облюбованному нацистами парку домов, и тот дед, который воевал с фашизмом, теперь рьяно защищает нынешних фашистов: "Отстаньте от них, они нас защищают". Самое страшное, что они ощущают себя борцами за справедливость, выразителями чувств русского народа, воплощением справедливой народной мести. Но, как известно, те же азербайджанцы, таджики принадлежат к европеоидной расе, это говорит о том, что скинхеды даже не разбираются, что выступают против представителей своей расы. Так что же делать с толпами бритоголовых подростков, которые заполнили улицы городов? Ведь проще всего завести уголовное дело, но разве это искоренит вражду? Направить молодую энергию на созидание можно. Надо только создать условия нашим детям для самовыражения. Не нужно на них давить и пугать крапивой или тюрьмой. Заранее запланированные мероприятия здесь не помогут. Пусть двери комитета по делам молодежи будут открыты для всех желающих. Организовали подростки рок-группу, дайте им возможность приобрести аппаратуру, выступать. Захотели организовать военно-патриотический клуб - поддержите материально. Каждый найдет себе дело по душе. И самое главное - дайте возможность заработать.

Неонацизм в России

В России отмечается всплеск активности различных молодежных организаций профашистской направленности. Не проходит и недели, чтобы не появилось очередное сообщение о нападении скинхедов. За последние два года только в Москве от бритоголовых пострадали граждане 23 стран. Обычно жертвами становятся люди с темной кожей. В Москве состоялась пресс-конференция, на которой представители шести диаспор российской столицы обратились к правительству с просьбой принять меры по обеспечению безопасности людей неславянской внешности. Их было 15. Пятнадцать республик, объединенных узами "дружбы народов". Но все изменилось с крушением коммунистической империи. С каждым годом поток мигрантов из бывших советских республик растет и ширится. Спасаясь от неблагоприятных экономических условий, люди приезжают на заработки в Москву и другие крупные города России. По словам представителей молодежи национальных диаспор, собравшихся на пресс-конференции в Москве, дискриминация и нетерпимость стали для них привычными явлениями. Самое страшное, что люди постоянно сталкиваются с проявлениями "бытового расизма". Есть многие молодежные организации, члены которых отлавливают людей, которые выглядят иначе - смуглых, черноволосых - и избивают их, а порой даже и убивают. Российские правозащитные организации и национальные диаспоры неоднократно пытались привлечь внимание правительства к этой проблеме. На встрече с представителями Федерации еврейских общин РФ в Кремле, президент Путин сказал, что поставить непреодолимую преграду ксенофобии и религиозному экстремизму - это одна из главных задач, без достижения которой Россия не сможет нормально развиваться. Ранее московские власти запретили регистрацию организаций профашистского толка. Однако, по мнению участников пресс-конференции, разжигание межнациональной розни начинается на официальном уровне. По их мнению, российскому правительству пора задуматься над всей существующей системой правопорядка. Корни дискриминации следует искать в правоохранительных органах, ибо бритоголовые просто берут пример с милиции. "Они думают, что просто довершают то, на чем остановилась милиция. Милиция занимается этническими чистками на улицах Москвы, Краснодара и других городов. Эти молодые люди видят, что творится. Они думают, что нужно идти дальше. Мол, остановил милиционер, задержал - а лучше бы избить этого человека, выкинуть из Москвы". Ильгар Мамедов - москвич азербайджанского происхождения - подчеркивает, что не все могут рассчитывать на равную защиту закона: "Надо добиваться того, чтобы понятие россиянин не зависело от национальности. Если мы граждане России, то должны иметь одинаковые права, вне зависимости от национальности, и одинаковые обязанности. Иначе путь никуда. Если не сформируется единое сообщество, то, естественно, будут проблемы. Нельзя акцентировать внимание на этнических различиях - дескать, да, он российский гражданин, но с другой стороны, вроде и не гражданин, потому что он азербайджанец, нерусский. Это путь в тупик". Живущих в России иностранцев удивляет спокойное отношение к неонацизму в России: "Россия боролась с фашизмом, победила фашизм. И при виде того, как здесь укореняется фашизм, становится очень обидно. Эти люди боролись с фашизмом в своей стране, а теперь у них развивается новый фашизм. Просто диву даешься". Несмотря на то, что регистрация в госучреждениях неонацистских групп запрещена, тенденция их роста налицо. Статистики по организациям скинхедов не существует, но, по сообщениям прессы, все больше молодежи примыкает к бритоголовым. И, тем не менее, в России все еще нет официального органа, который специально занимался бы этой проблемой. Озабоченность России, в частности, связана с тем, что входящая в ЕС Эстония начала демонтаж памятников советским солдатам, воздвигая их тем, кто воевал на стороне гитлеровской Германии, в том числе в войсках СС. "Феномен неонацизма и прославления бывших членов преступной организации "Ваффен СС", беспрепятственное проведение их публичных сборищ ... при попустительстве, а порой и при поддержке официальных властей, не только культивируют межнациональную рознь и оскверняют память бесчисленных жертв фашизма и Холокоста, но и самым негативным образом сказываются на формировании установок толерантности у молодежи", - сказал Никифоров на заседании Третьего комитета. "Крайнее удивление вызывает у нас позиция тех стран, которые воздерживаются в ходе голосования по проблеме неонацизма, причем это касается государств, которые входили в антигитлеровскую коалицию и сами пострадали от фашизма. Тем самым фактически ставятся под сомнение решения Нюрнбергского трибунала, цели и принципы ООН", - заявил Никифоров. Российский дипломат, подчеркнул, что проект резолюции, который внесет Россия, не будет иметь "странового" характера. Никифоров вообще не указал, о каких странах идет речь. "Однако и в "колыбели демократии" Европе с ее богатыми правозащитными традициями нередки выстраивающиеся порой в тенденцию проявления расизма, этноцентризма, антисемитизма, исламофобии и других форм нетерпимости", - отметил Никифоров. По словам представителя России, западные страны и их союзники на разных этапах согласования выдвинутой Москвой инициативы "пытаются ослабить текст проекта, выхолостить его содержание, снизить его остроту и актуальность". Об этом сообщает РИА "Новости" Московское бюро по правам человека представило доклад о расизме, ксенофобии, антисемитизме и этнической дискриминации в России в первой половине 2006 года. Правозащитники утверждают, что преступления национал-радикалов с каждым днем становятся все более жестокими и демонстративными. С другой стороны, эксперты считают, что нельзя торопиться записывать в преступления на национальной почве все случаи насилия. Из доклада следует, что в России резко возросло число убийств на почве национальной ненависти. В первом полугодии 2004 года было зарегистрировано 7 убийств, в первом полугодии 2005 года - 10, в первом полугодии нынешнего - уже 18. Также более 160 человек были избиты (в первом полугодии 2004 года - около 100, в первом полугодии 2005 года - около 200). Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод рассказал «НИ», что все чаще преступления националистов «носят агрессивнодемонстративный характер» и «совершаются при большом стечении народа - на улице, в электричках, в метро». Больше всего преступлений было совершено в столице -5 убийств и около 50 пострадавших от насилия. Но есть в «черном» списке правозащитников такие маленькие провинциальные города, как Волжск. Больше всего от скинхедов, по данным доклада, пострадали уроженцы Азербайджана - 2 убитых и 41 пострадавший. Как сообщил «НИ» Александр Брод, «правоприменительная практика растет», но «на скамье подсудимых, как правило, оказываются рядовые исполнители, а идеологи и подстрекатели по-прежнему безнаказанны». Так за преступления, связанные с национализмом, в первом полугодии нынешнего года были осуждены 35 человек, в том числе 27 к реальным срокам лишения свободы. Четверо из них получили сроки свыше 10 лет лишения свободы, еще 11 — от пяти до девяти лет. В настоящее время под судом находится 51 националист. 18 из них обвиняются в «убийстве на почве этнической ненависти», 19 - в «возбуждении национальной вражды», «организации экстремистского сообщества» и «организации деятельности экстремистской организации». Остальным 14 экстремистам в обвинение добавлен квалифицирующий признак «совершение на почве национальной ненависти». На вопрос о принадлежности осужденных и обвиняемых к националистическим организациям правозащитник ответил, что «примерно половина» - это не состоявшие ни в каких организациях скинхеды-одиночки, а еще половина до совершения преступлений «участвовали в митингах и находились в поле зрения экстремистских организаций». Список националистических организаций в докладе отсутствует, но Александр Брод сообщил, что основные силы националистов - это Национально-державная партия России (лишена регистрации. - «НИ»). Выступления российских политиков и чиновников с осуждением ксенофобии и экстремизма, по словам правозащитника, «носят мягкий и абстрактный характер». Общегосударственных программ по профилактике ксенофобии в России до сих пор нет. Государственные чиновники «очень слабо реагируют» на издание радикальной литературы. В начале нынешнего года «Единая Россия» инициировала подписание межпартийного Антифашистского пакта. Однако несколько дней спустя он был дискредитирован подписавшей его партией ЛДПР, чей депутат Николай Курьянович публично поддержал деятельность Славянского Союза по взлому сайтов правозащитных и еврейских организаций. А «Письмо 13 губернаторов», в котором они призывали «отлучить от общественной жизни Рогозина и Лимонова», показало, что «губернаторов волнует не тенденция роста ксенофобии, а зачистка политического поля от оппозиционных движений». Руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин подтвердил «НИ», что изложенные в докладе «тенденции становятся все более опасными». Так, некоторое время назад одно солидное Интернет-издание опубликовало статью, из которой следовало, что демограф Анатолий Вишневский «потому сомневается в возможности увеличения рождаемости в России, что его настоящая фамилия - не Вишневский, а Рабинович». Однако, по мнению г-на Орешкина, правозащитники часто склонны валить в одну кучу и случаи, когда насилие действительно происходит по националистическим мотивам, и обыкновенные бытовые преступления, жертвами которых по стечению обстоятельств становятся представители неславянских национальностей.

Неофашизм.

Послевоенный общедемократический подъем и всеобщая ненависть к фашизму сделали невозможным его возрождение в прежней форме. Поэтому возрождение фашизма проходило в новом обличий. Неофашизм возник в 50-60-е годы XX века под влиянием бывших нацистских преступников и антикоммунистических настроений. Эти люди скрывались в странах Латинской Америки, а так же Испании и Португалии, где сохранились профашистские режимы. Координировал их действия так называемый "Мировой союз национал-социалистов". В 70-е годы произошел спад неофашистской волны, вызванный крушением многих фашистских режимов. В 80-е годы неофашисты начинают активную деятельность в развитых странах Европы. Так во Франции "национальному фронту" удается провести своих представителей в парламент, в Англии фашисты укрепляются в местных органах власти. В ФРГ появляется "республиканская партия", выражавшая "подлинно национальные интересы" и получившая определенную поддержку населения. В Турции боевые отряды неофашистов осуществляют кампания террора против демократических сил. Неофашисты пользуются поддержкой в кругах связанных с военно-промышленным комплексом и среди репрессивного аппарата. В некоторых странах, например в Англии, фашисты имели даже определенные симпатии властей, т.к. их идеи уводили народ от подлинных причин сложившегося неблагоприятного социального и экономического положения, а объясняли все засильем национальных меньшинств. В неофашизме выделяют два основных направления. Первые - это трансформированное фашистское движение, старающееся сберечь все от идеологии гитлеровского фашизма. Такие организации действуют конспиративно. Из-за бесславного прошлого они не имеют много сторонников и потому не представляют серьезной угрозы для общества. В настоящее время неофашистские организации такого рода практически отсутствуют. Гораздо более опасно другое течение неофашистов. Представители этого течения, как правило, лояльны власти и сочетают легальные и полулегальные методы работы. Эти организации прикрываются патриотическими лозунгами, а потому популярны среди народа. Они имеют строгую военную организацию и дисциплину. Главной задачей таких организаций является создание в их стране однонационального государства или же полная дискриминация, а иногда и уничтожение, представителей национальных меньшинств. Как правило, такие организации сотрудничают с реакционными партиями, а иногда и с церковью. Нередко представители неофашистских организаций такого рода объявляют свои цели "святыми", а свою идею "волей господней". К числу таких партий и организаций относятся, например, различные течения "ультра" в Соединенных Штатах, "Итальянское социальное движение". Фашизм в молодежной среде. Основная цель организаций неофашистов второго типа - привлечение молодежи в свои ряды. Большая часть членов этих организаций это молодые люди от 15 до 25 лет, как правило, безработные и не из благополучных семей. Как они себя сами гордо именуют - дети рабочего класса. Однако было бы неверным утверждать, что молодежные фашистские движения - это движения детей бедняков, среди них немало и детей, чьи родители имеют средний достаток, и даже богатых. Что же влечет молодежь к фашизму? Для всех подростков немаловажным является проявить

3). Несостоятельность расизма.

Фактические материалы, накопление современными общественными и естественными науками (антропологией, этнографией, расоведением и др.), изучающими расы и народы, показали полную несостоятельность расизма. Они выявили доказательства общего происхождения людей разных рас, т.е. все люди произошли от одного общего предка. Схема, которую мы рассмотрели в начале урока, тоже является доказательством общего происхождения людей.Против расизма свидетельствуют также экономические и культурные успехи других социалистических государств, население которых принадлежит к разным расам.

III. Закрепление темы.

Подводя итоги, хочется сказать, что расизм является антигуманной, противоправной формой выражения своего господства над другим человеком. Это может быть и обидное слово … и смерть ни в чем неповинного человека. Давайте же задумайся, каковы последствия расизма? На отдельном примере это может быть нанесение телесных повреждений, смерть человека (Хуршеда Султанова, Лилиан Сисоко) Если мыслить более расширенно, то это и массовые драки на улицах, формирование отдельных банд, сект, партий. В конечном же счете, это все может привести к национальным конфликтам и к мировой войне, вследствие которой пострадает каждый человек! Так задумаемся, надо ли нам это? Выводы из урока очевидны: надо воспитывать в себе национальную толерантность, нравственные качества, осуждать тех, кто позволяет себе унизить, нанести вред другому, к какой бы расе и национальности он не относился.

Вопросы для фронтального опроса:

  1. Чем можно объяснить различия между расами?
  2. Могут ли возникнуть новые виды человека?
  3. Исчезнут ли расы как типовые на земле?

 IV. Домашнее задание. §73

Приложение



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"

На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....

28 10 2021 15:12:57

Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс

Урок по У М К Пасечника В. В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....

28 10 2021 12:26:42

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по О Б Ж и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

28 10 2021 21:49:33

Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"

Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный « Тематический круглый стол». ...

28 10 2021 8:49:16

Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)

Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза. ...

28 10 2021 18:16:22

Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"

В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра « Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опорно-схематические конспекты....

28 10 2021 13:38:13

Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс

К В Н для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....

28 10 2021 22:51:26

Обобщающий урок-семинар по теме "Селекция животных, растений и микроорганизмов"

Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: « Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....

28 10 2021 8:43:14

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

28 10 2021 13:21:49

Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"

На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....

28 10 2021 10:45:42

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

28 10 2021 14:24:31

Коспект урока по теме "Гуморальная реакция"

Представлен конспект урока по теме " Гуморальная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....

28 10 2021 22:54:57

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз". 9-й класс

Комбинированный урок биологии по У М К Пасечника сопровождается презентацией, включающей в себя схемы, таблицы, звуковое сопровождение, видеофрагмент. Урок включает различные методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядно-иллюстративный: презентация, таблица; индивидуальный: самостоятельное заполнение таблицы....

28 10 2021 1:28:37

Доказательства эволюции

Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

28 10 2021 12:34:33

Обобщающий урок-игра по теме "Жители моря"

Цель урока: повторение и закрепление знаний зоологии морских животных в форме командной игры с презентацией, содержащей элементы интерактивности, и творческого отчета групп учащихся по домашнему заданию. Презентацию можно использовать и вне контекста командной игры на уроке, например во внеурочной работе, включив в план недели биологии....

28 10 2021 18:43:50

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

28 10 2021 3:17:38

Тема урока: "Строение и биологическое значение лишайников"

Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...

28 10 2021 10:15:41

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Факторы влияния

Влияние на организм окружающей среды чрезвычайно многообразно. На него прежде всего действуют материальные факторы природной среды, которые условно делят на химические, физические (абиогенные) и биологические (биогенные)....

28 10 2021 20:49:55

Научное заседание "Знакомые насекомые"

Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

28 10 2021 1:59:58

Внеклассное мероприятие к Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"

Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒ рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....

28 10 2021 11:16:44

Поэзия и биология

Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....

28 10 2021 5:39:21

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы

Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....

28 10 2021 17:18:45

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стебле....

28 10 2021 22:51:33

Разработка урока "Клеточное строение организмов"

Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...

28 10 2021 12:59:17

Биологическая игра "Орнитолог"

Биологическая игра « Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры « Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....

28 10 2021 12:55:57

Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс

Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М. Цветаевой....

28 10 2021 13:49:29

Главные направления прогрессивной эволюции

Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции. Основные задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; охарактеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчёркивая особую роль человека в этих процессах. ...

28 10 2021 8:20:17

Генетика Биология

Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...

28 10 2021 22:11:59

Экология водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла

Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого характерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг. ...

28 10 2021 9:45:21

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы

Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....

28 10 2021 10:40:32

Урок–конкурс "Веселая анатомия"

В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии. ...

28 10 2021 16:42:32

Головоногие моллюски

Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....

28 10 2021 19:50:36

Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист"

Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....

28 10 2021 0:35:40

Профильный курс "Основы медицинских знаний"

Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....

28 10 2021 3:22:14

Беседа "Раннецветущие растения"

Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....

28 10 2021 18:13:51

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

Лишайники - особая группа организмов. Учёный К. А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

28 10 2021 18:34:51

Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....

28 10 2021 11:22:53

Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"

Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....

28 10 2021 12:33:18

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

28 10 2021 14:56:22

Опыт разведения цветов на территории училища

Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

28 10 2021 15:31:11

Урок биологии в 8-м классе "Темперамент "+" или "–"?

На представленном уроке-исследовании изучаются понятия "темперамент", "личность", "характер". Выясняется темперамент учащихся, и какие возможности дает человеку особенности его нервной системы. Урок предназначен для учащихся 8-х классов....

28 10 2021 21:40:14

Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы

Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы М О У " С О Ш № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями Ф Г О С среднего (полного) общего образования....

28 10 2021 3:50:57

Свертываемость крови. Стадии гемостаза, факторы свертываемости

Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....

28 10 2021 22:42:24

Биотехнология. 10–11-й класс

Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на практике....

28 10 2021 6:51:22

Урок биологии по теме "Размножение, его виды. Бесполое размножение". 9-й класс

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....

28 10 2021 6:51:42

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки"

Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....

28 10 2021 10:49:21

Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления

Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...

28 10 2021 10:19:58

Урок-конференция "Н.И. Вавилов и роман В.Дудинцева "Белые одежды"

Цель урока: изучить биографию Н. И. Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого. ...

28 10 2021 8:54:30

Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"

Разработка урока по теме " Водоросли", ориентированный на учебник В. В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....

28 10 2021 10:46:45

Музей и школа. Возможные варианты диалога

В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев. Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности. Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....

28 10 2021 9:17:23

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)