Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"


    Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"

Цель урока:

Образовательная:

  • Показать единство происхождения рас.
  • Дать понятия: расы, расоведение, расизм.
  • Доказать несостоятельность и антигуманность расизма.

Развивающая:

  • Продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой, энциклопедической литературой.
  • Закрепить навыки систематизации и обобщения материала.
  • Закрепление навыков использования на уроке информационных технологий.

Воспитательная: воспитание в учащихся расовой толерантности.

Задача урока: Раскрыть проявление расизма в нашей стране, раскрыть его несостоятельность.

Оборудование: карта народов мира, торсы рас человека, компьютерное обеспечение, выставка научной литературы, раздаточный материал.

План урока.

I. Организационный момент.

Сообщение целей и задач урока.

II. Изучение нового материала:

Потомки одного вида.

1... .И вот он вырвался из чащи 
По следу зверя. Но поток, 
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересек.

2. На берегу другом — добыча,
Для всей семьи его — еда:
Нетронутые гнезда птичьи,
Косуль непуганых стада..

3. Себе, представив на мгновенье
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потер.

4. И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он,
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою, сведен.

5. И вдруг — голодный, низколобый,
Он стал, упорен и высок,
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.

6. И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев - гнилье!
Он стал раскачивать ее.

7. И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв,
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.

8. И он тропою небывалой
На берег перешел другой,
И пот со лба отер усталой -
Уже не лапой, а рукой.

1). Единство происхождения рас.

40-50 тысяч лет назад появился вид Человек разумный - Homo-sapiens. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный хаpaктер. Все современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из сущности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства.

Единство происхождения рас вытекает из общих хаpaктерных признаков человека. Это:

  • 46 хромосом
  • одинаковые группы крови
  • скрещивание и получение плодовитого потомства
  • строение стопы, руки –
  • уровень развития мозга
  • строение черепа (соотношение лицевого и мозгового отделов)
  • один биологический вид (Homo sapiens).

Все вопросы, связанные с происхождением и эволюцией человека, образованием рас, изучает наука антропология. Одним из разделов антропологии является - расоведение - наука, изучающая человеческие расы. Расы - это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые учеными на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем облике. Когда речь идет о расах, всегда подчеркивают их связь с местом, где они распространены. Уже первобытный человек пристально вглядывался в лица соплеменников и пытался запечатлеть их черты. По мере расширения географического кругозора человечества появлялось все больше изображений и описаний представителей разных народов. Постепенно накапливались представления о внешних различиях между людьми, обитающими на нашей планете.

2. Систематика рас. Существует целый ряд классификаций рас. Первая из них была принята в конце 17 века. Современные классификации различаются по количеству выделяемых человеческих типов, принципов их выделения в группы и названия. Российские антропологи довольно согласованно выделяют три крупнейшие группировки. Это большие расы, или расы первого порядка: негроидная, европеоидная, монголоидная. 30-40 т. лет назад люди уже жили во всех частях света. Именно этот период, по мнению ученых, и начали складываться расы. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике. По мнению ученых, многие расовые признаки возникли случайно на ранних этапах развития человека. Некоторые из них помогли людям приспособиться к условиям окружающей среды и в ходе естественного отбора закрепились в генах и начали передаваться из поколения в поколение. Можно предположить, что особенности негроидов складывались под влиянием жаркого влажного климата и сильной солнечной радиации. Известно, что негроиды могут находиться под палящими лучами солнца без головного убора и почти без одежды. От вредных лучей солнца их пpeдoxpaняет темная кожа, черные курчавые волосы, особенности строения носа (широкий, большие ноздри), утолщенные губы. Светлокожие, светловолосые и светлоглазые европеоиды, гораздо хуже переносят солнечные лучи, особенно от них страдают рыжеволосые и альбиносы, так как в их коже не образуется меланин. У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях Центральной Азии с резко континентальным сухим климатом и большими суточными колебаниями температуры, сильными ветрами и пыльными бурями, роль приспособления играли эпикантус -□ кожная складка, во внутреннем уголке глаза и развитая складка верхнего века, защищающая от ветра и пыли.

3. Антропология и расоведение – науки изучающие расы человека.

Систематика рас.

1). Негроидная раса.

Отличительными признаками негроидной расы являются курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа и карие глаза. Так же для негроидов хаpaктерны очень широкий, но слабовыступающий нос, очень толстые губы, крупные зубы, редкая растительность на лице и теле.

2). Европеоидная раса.

Люди, относящиеся к европеоидной расе, чаще всего светлокожие, у них прямые, иногда волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза - светло-карие, желтые, зеленые, серые или гoлyбые. Иногда встречаются черноволосые, темноволосые, темноглазые представители, особенно на юге. Для них хаpaктерны широко открытые глаза, тонкое веко без складок. Тонкий прямой нос, иногда с горбинкой, тонкие или средней толщины губы, густые борода и усы, и сильный волосяной покров на гpyди. Европеоиды первоначально сформировались в Юго-Западной Азии, Северной Африке и Европе. Европа-средоточие самых типичных, классических европеоидов. Это шведы, норвежцы, немцы, персы, грузины, русские, финны, на юге - узбеки, таджики, палестинцы и многие другие. Европеоидов можно разделить на две главные группы: южную - со смуглой кожей, преимущественно с темными глазами и волосами, и северную - со светлой кожей, серыми глазами, прямыми светлыми волосами, прямым носом и тонкими губами. К этой ветви относится коренное население Англии, Ирландии, Исландии, Скандинавских стран, Финляндии, Восточной Прибалтики и северных районов европейской части России. К центральноевроиейской ветви европеоидов относится население Северной Франции, частично Бельгии, Германии, Польши, Украины, Белоруссии и центра европейской части России. У жителей востока этой области есть монголоидная примесь - уплощенное лицо, припухлое верхнее веко, небольшая скуластость (у русских и даже немцев), а на западе ее нет. Южный европеоид немного ниже ростом, у него черные волосы, черные глаза, кожа оливкового цвета и припухлые губы. К этой ветви относится население Испании, Португалии, Южной Италии, Южной Франции, Албании, Греции, Балканских стран, Румынии, стран Закавказья, Египта, арабских стран Передней Азии, Ирана, Афганистана, Пакистана.

3). Монголоидная раса.

Строение лица монголоидов очень своеобразно. Волосы у них прямые, черные, толстые и жесткие. У монголоидов широкие лица с сильно выступающими скулами, плоскими носами, черными или темно-карие глаза, смуглая кожа. У мужчин на лицах редкие усы и борода. Особенно необычно строение глаз монголоидов: они узкие, т.к. представители расы живут в степи, а там сильные ветра. Во внутреннем углу глаза находится эпикантус. Эта раса преобладала в Азии, но в процессе миграций ее представители расселились по всему земному шару. Ученые выделяют 5 групп монголоидов: североазиатская, южноазиатская, арктическая, дальневосточная, американская. Североазиатская группа отличается довольно светлой кожей, темно-русыми, мягкими волосами и не очень темными глазами. К этой группе относятся буряты, якуты, алтайцы и другие народы Сибири. Для южноазиатской группы хаpaктерны низкий рост, хрупкое сложение. Арктическая группа - чукчи, алеуты, эскимосы - представлена жителями Арктики. У них крупные лица, жесткие волосы, эпикантус. Однако нос выступает довольно сильно, лицо не такое плоское. Представители дальневосточной группы живут на территории Кореи, Японии, Китае. Среди восточных монголоидов выделяется тибетская подгруппа. Сравнительно темная кожа, некоторое ослабление монголоидных признаков сближают их с арктическими монголоидами. Американских индейцев хаpaктеризует выступающий нос, неплоское лицо, жесткие прямые черные волосы, кожа желтоватого цвета. Распространены в Северной и Южной Америке.

Расизм.

1). История расизма.

Расизм-это антинаучная и антигуманистическая идеология и социальная пpaктика, основывающаяся на представлениях о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Расисты игнорируют основные черты биологического и физиологического строения человека(функции мозга, нервной системы, психологическую организацию),сходные у всех рас, и ставят на первое место внешние наследственные признаки(цвет кожи, строение головы).Для всех разновидностей расизма хаpaктерны ложные человеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господствуй вторые, напротив, не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации. Теоретики расизма выдвинули положение о зависимости психических качеств человека от формы черепа, цвета кожи и языковой семьи. Существует такое понятие как социалистический дарвинизм. После появления теорий Дарвина, многие расисты предположили, что среди людей существуют различные виды, а значит, среди них есть самый высший вид. Считая, что раз борьба за существование есть закон природы, и, следовательно, она не может носить отрицательного хаpaктера, расисты утверждал и, что уничтожение представителей низших рас вовсе не является преступлением.

История возникновения расистских идей.

Первые расистские идеи возникли ещё в Древнем Египте. Тогда считали, что paбы - это представители низшей породы людей. В Древней Греции и Древнем Риме так же считалось, что paбы и господа - это разные виды людей. Paбам приписывалось, что они обладают лишь грубой физической силой, господа же имеют высокоразвитый интеллект. В средние века было распространено мнение о превосходстве дворян над чернью. Появились такие понятия, как \"гoлyбая кровь\", \"чёрная\" и \"белая кость\". Уже в 16-м веке испанские завоеватели Америки оправдывали свою жестокость по отношению к индейцам тем, что индейцы - это низко развитые люди. Именно расизм оправдывал территориальную экспансию и истрeбление коренных жителей Северной Америки колонизаторами. В конце 18 — начале 19 века, когда шла борьба с работорговцами, была создана теория о неполноценности африканцев. До этого дня они не считались низшей расой как таковой. В 1738 г. Швед К.Линней опубликовал \"Систему природы\", в которой разделил человечество на четыре расы, описав их физические и нравственные черты. Позже было опубликовано ещё несколько аналогичных сочинений, и, хотя мнение о принципах деления на расы у разных авторов были различные, все они основывались, прежде всего, на цвете кожи представителей рас. Наконец, британский врач У.Ф.Эдварде произвёл научную революцию, разделив расы по телосложению; в 1829 г. Он опубликовал знаменитую книгу \"О физиологических свойствах человеческих рас в связи с их историеГГ*. В 1853 г. Французский аристократ Жозеф Артюр Гобино опубликовал книгу \"Опыт о неравенстве человеческих рас\". Он попытался установить своего рода иерархию народов. На низшее место он поставил \"черную\" расу, чуть выше - \"жёлтую\", а высшей и единственной, способной к прогрессу, он считал \"белую\" расу. Интересно, что если в 19 в. И в первой половине 20 в. Расисты утверждали превосходство белой расы, то во второй половине 20 в. Появились идеологи, пропагандирующие превосходство чёрной или жёлтой расы. Таким образом, расизм никак не связан с наукой и призван оправдать чисто политические и идеологические догмы. Существуют две исторические разновидности расизма: добуржуазный и буржуазный. Основными формами первого были биологический расизм (противопоставление народов по их происхождению, внешним признакам) и феодально-клерикальный расизм (противопоставление по религиозным воззрениям). При капитализме возникает буржуазный расизм, основными формами которого являются антисемитизм, неонацизм, общинный расизм, антибелый расизм и др.

2). Расизм в мировой истории.

Термин \"расизм\" понимается сейчас шире, чем лет тридцать назад, когда эти термином обозначалось негативное отношение к представителям иных расовых групп. Российское общество - отнюдь не образец толерантности. Многие традиционные расистские стереотипы времен колониальных войн здесь перенесены на представителей вполне \"белой\", но \"другой\" национальности. Недаром уроженцев Средней Азии и Кавказа нередко в обиходе презрительно называют \"черными\". Насколько же расистские предрассудки распространены в российском обществе, и почему? В какой-то мере ответить на этот вопрос можно на основе данных социологических опросов, оговорившись, однако, что последние подобные исследования проводились в 1999 году. Во-первых, предвзятое и негативное отношение к представителям других национальных групп содержится в ответах большинства респондентов (до 70-75 % опрошенных). Хуже всего россияне относятся к чеченцам и кавказцам вообще, за ними с большим отрывом идут цыгане, китайцы, прибалты. Открыто негативное отношение к чеченцам высказывали 50 % населения. При этом, к сожалению, мы располагаем только данными прошлогодних исследований. После террористических актов в Москве и Волгодонске и начала второй чеченской кампании эта цифра, конечно, еще увеличилась. Нетерпимость к цыганам декларируют 44 % опрошенных, к представителям прибалтийских народов и к выходцам с Дальнего Востока -20 % и 25 % соответственно. Относительно высокий уровень ксенофобии подписывается националистическими чувствами. Лозунг \"Россия - для русских\" поддерживает в среднем по России 21 % опрошенных, однако по этому вопросу существует большой разброс по регионам, до 30-40 % в наиболее \"проблемных\". А таковыми являются, помимо южных регионов России, как ни странно, обе столицы. Впрочем, более подробные опросы объясняют эту странность - расизм в Москве и Санкт - Петербурге во многом объясняется (как и на Западе) наплывом мигрантов и экономической конкуренцией. На простом и понятном языке это выражается лаконичным \"понаехали тут всякие\". Впрочем, достаточно распространены подобные настроения и в целом по стране. 40 % опрошенных россиян считают, что необходимо ввести жесткие ограничения на въезд в Россию лиц \"нерусской\" национальности, и только 7 % - что Россия должна быть открыта для всех. Интересно что, несмотря на высокий уровень нетерпимости в обществе, среднестатистический россиянин уверен, что \"мы\" к \"ним\" относимся лучше, чем \"они\" к \"нам\". По мнению 57 % респондентов, главные черты русского отношения к другим народам - дружелюбие и уважение. С \"их\" стороны картина в сознании большинства опрошенных обратная: 70 % считает, что \"инородцы\" относятся к русским предвзято и неприязненно. Все попытки государства консолидировать массы на основе позитивных идей - патриотизма, \"общечеловеческих ценностей\" и т.п. - не обрели подлинно массовой базы. Но зато активно идет обретение национальной идентичности \"от противного\" - на основе негативного отношения к представителям других национальностей. Во многом этому способствовала (и сейчас способствует) чеченская война и сопровождающие ее явления (терроризм и т.п.). Во многом так происходит просто в силу отсутствия позитивной альтернативы ксенофобии как объединяющему фактору. Наконец, и это самое неприятное в ситуации с расизмом в нашей стране, государственная власть не делает пpaктически ничего, чтобы воспрепятствовать этому процессу.

Фашизм

Фашизм - политическая идеология диктаторского типа, представляющая государство как высшую ценность, а народ (нацию) - объединенной корпорацией людей. Возникла на основе философско-политического учения, утверждающего приоритет интересов государства и нации над интересами личности. Зародился в Италии в 1920-е гг., оформился в трудах Бенито Муссолини. Бенито Муссолини - основоположник итальянского и фактически европейского фашизма, принёсшего неисчислимые бедствия миллионам людей и поставившего человечество на грань мировой катастрофы. В 1919 г. Муссолини собрал своих сторонников в «Союз борьбы» - «Фашио ди компаттименто». Главной целью Союза провозглашалась борьба за интересы нации. Само же слово «фашизм» происходит от фасции (лат. fasces, итал. fascio) -связки розг с воткнутым топором, символизирующие высшую власть в Древнем Риме. Символ был перенят Б. Муссолини, как одна из попыток исторически связать преемственность фашизма Италии от Древнего Рима. Тем более, что в понимании Бенито Муссолини, первым фашистом был первый римский пожизненный диктатор и император Гай Юлий Цезарь. В 1922 Италия стала первым в мире фашистским государством. Приход в 1933 г. к власти в Германии Гитлера дал Муссолини достойного союзника. Адольф Гитлер - руководитель фашистской национал-социалистической партии, глава германского фашистского государства. Его взгляды были сформированы трудами Ницше, крайнего националиста Петша и обер-бургомистра Вены К. Люггера, а также непосредственным влиянием идей пангерманизма.

Гитлеровскому режиму, как и всем фашистским, были присущи следующие черты:

  • обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной, провозглашаемой в силу этого господствующей нации;
  • нетерпимость и дискриминация но отношению к другим «чужеродным», «враждебным» нациям и национальным меньшинствам;
  • отрицание демократии и прав человека.

Нацисты обвинили в подрыве немецких национальных традиций, германской государственности и основ экономической жизни германской нации евреев. Очищение Германии от «еврейского засилья» было одной из основных программных установок Гитлера. Широкие международные связи еврейского капитала, а также политиков еврейской национальности давали Гитлеру и его окружению повод для широкой пропаганды тезиса о «всемирном жидомасонском заговоре», преследующем якобы цель установить над человечеством еврейское господство. «Мировому еврейству» национал-социалисты противопоставляли «арийскую идею» - идею общности германских и родственных им по крови народов, принадлежащих к «нордической расе»: высокорослых длинноголовых блондинов, якобы связанных генетически с народами, говорящими на германских языках. Однако ввиду несоответствия большинства нацистов (начиная с Гитлера) нордийскому типу все чаще стали говорить о «северной расовой душе» или просто «высшей расе», в которую включались также итальянские фашисты и японские милитаристы. Именно эти народы («сверхлюди»), а не евреи и другие «недочеловеки», заявляли нацисты, призваны править миром. В годы гитлеровской диктатуры в Германии расизм, ставший официальной идеологией фашизма, использовался для оправдания захвата чужих земель, физического уничтожения многих миллионов мирного населения (в первую очередь в СССР и славянских странах), заключения в концлагеря, пыток и казней антифашистов. Подобная же «расистская пpaктика» проводилась японскими милитаристами в Китае и других азиатских странах, итальянскими фашистами в Эфиопии, Албании, Греции. Разгром фашизма нанес расизму и его кровавой пpaктике сокрушительный удар, в полной мере вскрыл человеконенавистническую сущность мифа о «высшей германской расе».

\"Ку - клукс - клан\". Убийцы в белых колпаках.

В декабре 1865 г. в городе Пьюласки (штат Теннеси) судья Томас Л. Джонс и 6 других лиц создали ку-клукс-клан, о чем свидетельствует мемориальная доска на стене здания местного суда. Сначала заговорщики хотели назваться \"Рыцарями куклос\" (куклос по-гречески - круг). Тогда другой \"учредитель\", шотландец капитан Кеннеди, предложил внести в название слово \"клан\", обозначавшее на его исторической родине род, группу близких родственников. Так было придумано наименование новой организации - Ку-клукс-клан - надолго вошедшей в историю. Но вернемся в день (а, вернее, вечер) создания клана. Желая отметить событие, заговорщики закутались в белые простыни и во время сумерек проехались по улицам родного города. И сильно развлеклись, видя ужас на лицах встречавшихся чернокожих. Суеверные негры принимали клановцев за души погибших конфедератов (т.е. южан). Так что и белые простыни были порождением случая. Это потом клановцы подведут под свои одежды базу, рассуждая о чистоте белой расы, о белых колпаках с прорезями для глаз, помогавших им оставаться неузнанными, что еще больше пугало врагов. Обычай носить белые маски с отверстиями для глаз и носа, колпаки для увеличения роста и с прорезями для глаз и балахоны, появились почти сразу. Частью обмундирования был свисток, которым подавались комaнды. Тогда же у клановцев появился обычай сжигать по ночам деревянные кресты. Их последователи сегодня утверждают, что они не жгут кресты, а зажигают их, что символизирует пламя христово, которое очистит мир от зла. Один из первых актов устрашения клановцев был довольно \"невинным\". Наказали негра, который ухаживал за белой учительницей школы. Клановцы вывезли его за город, поговорили с ним и бросили его в реку. В апреле 1867 г. в истории ку-клукс-клана произошло очередное важное событие - в городе Нашвилл прошел первый, нелегальный, \"конгресс\" организации. На \"конгрессе\" присутствовали делегаты от Теннеси, Алабамы и Джорджии. Результатом \"конференции\" явилось принятие \"устава\" и \"конституции\" ку-клукс-клана. В документе говорилось, что клан возник, чтобы \"остановить гибель нашей несчастной страны и избавить белую расу от тех невыносимых условий, в которые она поставлена в последнее время. Нашей основной задачей является поддержка верховенства белой расы... Америка была создана белыми и для белых, и любая попытка передать власть в руки черной расы является одновременно нарушением и Конституции [имеется в виду Конституция США], и божьей воли... Права негров должны быть признаны и защищены, но белые должны оставить себе привилегию определить объем этих политических прав. И до тех пор, пока негры не ответят, как они понимают свои политические права, Клан поклялся не допустить политического равенства чернокожих\". Ку-клукс-клан объявлялся \"Невидимой империей\". Управлял ею \"великий маг\", при маге имелся совет, состоявший из 10 \"гениев\". Власть главы \"империи\" являлась абсолютной, и принятые им решения подлежали немедленному исполнению. В общем, вся эта магия могла бы показаться полным бредом, если бы у клана не было денег, и если бы в довольно короткий срок клановцы не стали бы настоящими серийными убийцами. Первым лидером Ку-клукс-клана избрали бывшего генерала Конфедерации Форреста, имевшего репутацию жестокого воина, известного своими расправами с захваченными неграми. Клан действовал под разными названиями, чтобы люди, состоящие в них, могли без опаски клясться в суде, что они не состоят в ку-клукс-клане - \"Белое братство\", \"Рыцари черного креста\", \"Стражи Конституции\", \"Рыцари белой камелии\" и так далее. Клановцы пытались всегда и везде подчеркивать таинственность организации, ее связи с мистикой. Особенно клановцы предпочитали ночные шествия - в полном молчании, в белых балахонах и колпаках, верхом на лошадях, они ездили по пустынным улицам. Зрелище, вероятно, впечатляло. За малейшую попытку предать огласке секреты Ку-клукс-клана полагалась cмepть. Никогда клановцы не собирались подряд несколько раз в одном и том же месте. Для встреч друг с другом они разpaбатывали запасные явки, проникнуть на которые мог только тот, кто знал многочисленные пароли и опознавательные знаки. Главным делом клана стали убийства и теpaкты. Клановцы действовали мобильными группами (в зависимости от обстоятельств) - от 10-12 чел до 200-500 чел. чрезвычайно оперативно, свидетелей убивали. Убийства негров (особенно тех, кто служил в армии) и борющихся за их права (в том числе и белых) совершались с невиданной жестокостью - они расстреливали, калечили, вешали. Как правило, предпочитали бросать жертву в воду с камнем на шее. Губернатор Флориды Флемминг рассказывает, что как-то раз, после того, как одного несчастного негра сварили в котле заживо, его кости хирург-клановец собрал в единый скелет, который \"вампиры\" повесили на перекрестке дорог для устрашения. Cмepть ожидала не только рядовых граждан США, но и политических деятелей. В 1868 г. в Джорджии был убит кандидат от республиканской партии на пост губернатора штата. В том же году в Алабаме было совершено нападение на двух члeнов Законодательного корпуса. Одного застрелили, другой, оставшийся в живых, свернул свою деятельность. В 1869 г. клановцы убили одного сенатора и члeна Законодательного собрания. Опасаясь покушения, один из радикалов во Флориде Гиббс, устроил дома настоящий арсенал, окружив себя охранниками. Но и это не помогло - Гиббса отравили. 4 декабря 1915 г. \"Невидимая империя\" получила право на легальное существование и на использование прежних атрибутов, традиций, регалий Клана. Возродившись, Клан частично принял другие формы существования, совершенно неприемлемые ранее. Лидеры \"Невидимой империи\" всячески подчеркивали, что их движение - это \"стопроцентный американизм\", что они проповедуют истинно патриотические и религиозные чувства. Клан призывал к закону и порядку, выдвинул лозунги борьбы против проституции, в защиту морали. Тогда же клан признался в нелюбви уже не только неграм. Победа большевиков в 1917 г. сделала их еще и антикоммунистами и антисемитами. Рост численности члeнов Клана проходил постоянно. Иногда в \"империю\" в течение недели вступало около 100,0 тыс. чел! К 1924 г. в Клане насчитывалось от 6 до 9 млн. чел. Подобного не знала история ни одной террористической группировки мира. Клан был уникумом. Даже в одной из тюрем штата Колорадо была организована кланистская ячейка - \"клаверна\" - в которую входили как заключенные, так и некоторые охранники и часть тюремной администрации! В 20-е гг. Клан пользовался бешеной популярностью в стране. В июне 1923 г. был организован \"Женский Ку-клукс-клан\", в 1924 г. - \"Младший Ку-клукс-клан\" для мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 18 лет. Количественный рост \"вампиров\" происходил и в городе, и в деревне. Журналисты писали потом, что это было похоже на массовое безумие. В деревнях и мелких провинциальных городах суды Линча напоминали народные гуляния. Веселящиеся влюбленные, мужественные мужчины средних лет, благообразные старички и старушки, что называется, тусовались, общались друг с другом, закусывали. А на столбах на центральной площади висели несколько только что казненных негров. Огромное недовольство всех кланистов вызвало в 1954 г. решение о совместном обучении черных и белых. Несмотря на ссоры и распри внутри Клана, \"вампиры\" все как один являлись, как в былые времена, ярыми ненавистниками \"неамериканцев\", в т.ч. негров. Так, в городе Мобил (Алабама) в январе 1957 г. Клан взорвал за одну ночь три дома, совершил вооруженные налеты на три жилища негров, спалил негритянский дом и здание школы. В современное время состояние дел в Ку-клукс-клане неизвестно, во многом - из-за секретности, являющейся первоочередным правилом \"Невидимой империи\", которая существует и в наши дни, но не с таким размахом, как в прошлые времена. Не случайно одной из клятв \"вампира\" являлось и продолжает являться следующее - \"Я скорее умру, чем выдам тайны Клана\". В некоторых \"пещерах\" заготовлены гробы, на которых сделана надпись: \"Этот ящик приготовлен для болтуна\".

СКИНХЕДЫ.

Первые скинхеды (от англ. Skinhead - \"бритая голова\") появились еще в 60-ые годы в Британии, когда парни из рабочих районов любили выпить пива и устроить дpaку в кабаке. Именно из-за постоянных потасовок появилась ультра короткая стрижка. Но как только движение стало массовым, в него вмешалась политика, и единство группы исчезло, а вместо единого общества появилось множество враждующих между собой группировок. Наиболее массовое из них - скинхеды - националисты. Для большинства из них идеологом является небезызвестный Адольф Гитлер. Главная идея скинхедов: \" Мы должны сберечь нашу белую расу и сохранить белое будущее для всех наших детей\". Именно поэтому скины не любят наркоманов и цветных и часто устраивают кровавые дpaки и погромы. Около тридцати лет назад движение скинхедов пришло в Россию и довольно скоро приобрело известность. Члeны организации, как правило, физически крепкие ребята, не склонны к вредным привычкам, не алкоголики или наркоманы. В большинстве подобных организаций жесткая (если не сказать жестокая) дисциплина, взаимовыручка, точнее сказать круговая порука. У каждого определена своя роль в организации, имеется своя иерархия. Отличить скина по внешнему виду очень легко: дешёвая одежда, закатанные штанины джине, а на ногах - высокие шнурованные ботинки и бритая голова. Чаще всего они находятся на футбольных матчах, болея за любимую комaнду, после чего они любят устраивать потасовки, которые часто приходится разгонять отрядам ОМОНа. В России произошло разделение на \"красных\" и \"белых\" скинов. Отличить одних от других очень сложно. Одеваются они пpaктически одинаково, вся разница в нашивке на куртках. Однако \"красные\" скинхеды не признают расовых и прочих отличий, поэтому среди них могут быть негры, китайцы и даже наркоманы, которых не встретишь в группировках \"белых\". Надо отметить, что \"красные\" скинхеды менее организованы и за последнее время не создали ни одной централизованной группировки, \"белые\" же отличаются высокой организацией и преданностью. Для развития скинхедов в России в данное время довольно \"выгодная\" обстановка. На это есть две причины: во-первых, отголоски СССР, а, во-вторых, современное положение в Российском малом бизнесе. Московские власти, стремясь поднять общественность против скинов, придали огласки их идеологию, но вместо негодования вызвало в широких кругах одобрение. Ветераны, пенсионеры, жители близлежащих к облюбованному нацистами парку домов, и тот дед, который воевал с фашизмом, теперь рьяно защищает нынешних фашистов: \"Отстаньте от них, они нас защищают\". Самое страшное, что они ощущают себя борцами за справедливость, выразителями чувств русского народа, воплощением справедливой народной мести. Но, как известно, те же азербайджанцы, таджики принадлежат к европеоидной расе, это говорит о том, что скинхеды даже не разбираются, что выступают против представителей своей расы. Так что же делать с толпами бритоголовых подростков, которые заполнили улицы городов? Ведь проще всего завести уголовное дело, но разве это искоренит вражду? Направить молодую энергию на созидание можно. Надо только создать условия нашим детям для самовыражения. Не нужно на них давить и пугать крапивой или тюрьмой. Заранее запланированные мероприятия здесь не помогут. Пусть двери комитета по делам молодежи будут открыты для всех желающих. Организовали подростки рок-группу, дайте им возможность приобрести аппаратуру, выступать. Захотели организовать военно-патриотический клуб - поддержите материально. Каждый найдет себе дело по душе. И самое главное - дайте возможность заработать.

Неонацизм в России

В России отмечается всплеск активности различных молодежных организаций профашистской направленности. Не проходит и недели, чтобы не появилось очередное сообщение о нападении скинхедов. За последние два года только в Москве от бритоголовых пострадали граждане 23 стран. Обычно жертвами становятся люди с темной кожей. В Москве состоялась пресс-конференция, на которой представители шести диаспор российской столицы обратились к правительству с просьбой принять меры по обеспечению безопасности людей неславянской внешности. Их было 15. Пятнадцать республик, объединенных узами \"дружбы народов\". Но все изменилось с крушением коммунистической империи. С каждым годом поток мигрантов из бывших советских республик растет и ширится. Спасаясь от нeблагоприятных экономических условий, люди приезжают на заработки в Москву и другие крупные города России. По словам представителей молодежи национальных диаспор, собравшихся на пресс-конференции в Москве, дискриминация и нетерпимость стали для них привычными явлениями. Самое страшное, что люди постоянно сталкиваются с проявлениями \"бытового расизма\". Есть многие молодежные организации, члeны которых отлавливают людей, которые выглядят иначе - смуглых, черноволосых - и избивают их, а порой даже и убивают. Российские правозащитные организации и национальные диаспоры неоднократно пытались привлечь внимание правительства к этой проблеме. На встрече с представителями Федерации еврейских общин РФ в Кремле, президент Путин сказал, что поставить непреодолимую преграду ксенофобии и религиозному экстремизму - это одна из главных задач, без достижения которой Россия не сможет нормально развиваться. Ранее московские власти запретили регистрацию организаций профашистского толка. Однако, по мнению участников пресс-конференции, разжигание межнациональной розни начинается на официальном уровне. По их мнению, российскому правительству пора задуматься над всей существующей системой правопорядка. Корни дискриминации следует искать в правоохранительных органах, ибо бритоголовые просто берут пример с милиции. \"Они думают, что просто довершают то, на чем остановилась милиция. Милиция занимается этническими чистками на улицах Москвы, Краснодара и других городов. Эти молодые люди видят, что творится. Они думают, что нужно идти дальше. Мол, остановил милиционер, задержал - а лучше бы избить этого человека, выкинуть из Москвы\". Ильгар Мамедов - москвич азербайджанского происхождения - подчеркивает, что не все могут рассчитывать на равную защиту закона: \"Надо добиваться того, чтобы понятие россиянин не зависело от национальности. Если мы граждане России, то должны иметь одинаковые права, вне зависимости от национальности, и одинаковые обязанности. Иначе путь никуда. Если не сформируется единое сообщество, то, естественно, будут проблемы. Нельзя акцентировать внимание на этнических различиях - дескать, да, он российский гражданин, но с другой стороны, вроде и не гражданин, потому что он азербайджанец, нерусский. Это путь в тупик\". Живущих в России иностранцев удивляет спокойное отношение к неонацизму в России: \"Россия боролась с фашизмом, победила фашизм. И при виде того, как здесь укореняется фашизм, становится очень обидно. Эти люди боролись с фашизмом в своей стране, а теперь у них развивается новый фашизм. Просто диву даешься\". Несмотря на то, что регистрация в госучреждениях неонацистских групп запрещена, тенденция их роста налицо. Статистики по организациям скинхедов не существует, но, по сообщениям прессы, все больше молодежи примыкает к бритоголовым. И, тем не менее, в России все еще нет официального органа, который специально занимался бы этой проблемой. Озабоченность России, в частности, связана с тем, что входящая в ЕС Эстония начала демонтаж памятников советским солдатам, воздвигая их тем, кто воевал на стороне гитлеровской Германии, в том числе в войсках СС. \"Феномен неонацизма и прославления бывших члeнов преступной организации \"Ваффен СС\", беспрепятственное проведение их публичных сборищ ... при попустительстве, а порой и при поддержке официальных властей, не только культивируют межнациональную рознь и оскверняют память бесчисленных жертв фашизма и Холокоста, но и самым негативным образом сказываются на формировании установок толерантности у молодежи\", - сказал Никифоров на заседании Третьего комитета. \"Крайнее удивление вызывает у нас позиция тех стран, которые воздерживаются в ходе голосования по проблеме неонацизма, причем это касается государств, которые входили в антигитлеровскую коалицию и сами пострадали от фашизма. Тем самым фактически ставятся под сомнение решения Нюрнбергского трибунала, цели и принципы ООН\", - заявил Никифоров. Российский дипломат, подчеркнул, что проект резолюции, который внесет Россия, не будет иметь \"странового\" хаpaктера. Никифоров вообще не указал, о каких странах идет речь. \"Однако и в \"колыбели демократии\" Европе с ее богатыми правозащитными традициями нередки выстраивающиеся порой в тенденцию проявления расизма, этноцентризма, антисемитизма, исламофобии и других форм нетерпимости\", - отметил Никифоров. По словам представителя России, западные страны и их союзники на разных этапах согласования выдвинутой Москвой инициативы \"пытаются ослабить текст проекта, выхолостить его содержание, снизить его остроту и актуальность\". Об этом сообщает РИА \"Новости\" Московское бюро по правам человека представило доклад о расизме, ксенофобии, антисемитизме и этнической дискриминации в России в первой половине 2006 года. Правозащитники утверждают, что преступления национал-радикалов с каждым днем становятся все более жестокими и демонстративными. С другой стороны, эксперты считают, что нельзя торопиться записывать в преступления на национальной почве все случаи насилия. Из доклада следует, что в России резко возросло число убийств на почве национальной ненависти. В первом полугодии 2004 года было зарегистрировано 7 убийств, в первом полугодии 2005 года - 10, в первом полугодии нынешнего - уже 18. Также более 160 человек были избиты (в первом полугодии 2004 года - около 100, в первом полугодии 2005 года - около 200). Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод рассказал «НИ», что все чаще преступления националистов «носят агрессивнодемонстративный хаpaктер» и «совершаются при большом стечении народа - на улице, в электричках, в метро». Больше всего преступлений было совершено в столице -5 убийств и около 50 пострадавших от насилия. Но есть в «черном» списке правозащитников такие маленькие провинциальные города, как Волжск. Больше всего от скинхедов, по данным доклада, пострадали уроженцы Азербайджана - 2 убитых и 41 пострадавший. Как сообщил «НИ» Александр Брод, «правоприменительная пpaктика растет», но «на скамье подсудимых, как правило, оказываются рядовые исполнители, а идеологи и подстрекатели по-прежнему безнаказанны». Так за преступления, связанные с национализмом, в первом полугодии нынешнего года были осуждены 35 человек, в том числе 27 к реальным срокам лишения свободы. Четверо из них получили сроки свыше 10 лет лишения свободы, еще 11 — от пяти до девяти лет. В настоящее время под судом находится 51 националист. 18 из них обвиняются в «убийстве на почве этнической ненависти», 19 - в «возбуждении национальной вражды», «организации экстремистского сообщества» и «организации деятельности экстремистской организации». Остальным 14 экстремистам в обвинение добавлен квалифицирующий признак «совершение на почве национальной ненависти». На вопрос о принадлежности осужденных и обвиняемых к националистическим организациям правозащитник ответил, что «примерно половина» - это не состоявшие ни в каких организациях скинхеды-одиночки, а еще половина до совершения преступлений «участвовали в митингах и находились в поле зрения экстремистских организаций». Список националистических организаций в докладе отсутствует, но Александр Брод сообщил, что основные силы националистов - это Национально-державная партия России (лишена регистрации. - «НИ»). Выступления российских политиков и чиновников с осуждением ксенофобии и экстремизма, по словам правозащитника, «носят мягкий и абстpaктный хаpaктер». Общегосударственных программ по профилактике ксенофобии в России до сих пор нет. Государственные чиновники «очень слабо реагируют» на издание радикальной литературы. В начале нынешнего года «Единая Россия» инициировала подписание межпартийного Антифашистского пакта. Однако несколько дней спустя он был дискредитирован подписавшей его партией ЛДПР, чей депутат Николай Курьянович публично поддержал деятельность Славянского Союза по взлому сайтов правозащитных и еврейских организаций. А «Письмо 13 губернаторов», в котором они призывали «отлучить от общественной жизни Рогозина и Лимонова», показало, что «губернаторов волнует не тенденция роста ксенофобии, а зачистка политического поля от оппозиционных движений». Руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин подтвердил «НИ», что изложенные в докладе «тенденции становятся все более опасными». Так, некоторое время назад одно солидное Интернет-издание опубликовало статью, из которой следовало, что демограф Анатолий Вишневский «потому сомневается в возможности увеличения рождаемости в России, что его настоящая фамилия - не Вишневский, а Рабинович». Однако, по мнению г-на Орешкина, правозащитники часто склонны валить в одну кучу и случаи, когда насилие действительно происходит по националистическим мотивам, и обыкновенные бытовые преступления, жертвами которых по стечению обстоятельств становятся представители неславянских национальностей.

Неофашизм.

Послевоенный общедемократический подъем и всеобщая ненависть к фашизму сделали невозможным его возрождение в прежней форме. Поэтому возрождение фашизма проходило в новом обличий. Неофашизм возник в 50-60-е годы XX века под влиянием бывших нацистских преступников и антикоммунистических настроений. Эти люди скрывались в странах Латинской Америки, а так же Испании и Португалии, где сохранились профашистские режимы. Координировал их действия так называемый \"Мировой союз национал-социалистов\". В 70-е годы произошел спад неофашистской волны, вызванный крушением многих фашистских режимов. В 80-е годы неофашисты начинают активную деятельность в развитых странах Европы. Так во Франции \"национальному фронту\" удается провести своих представителей в парламент, в Англии фашисты укрепляются в местных органах власти. В ФРГ появляется \"республиканская партия\", выражавшая \"подлинно национальные интересы\" и получившая определенную поддержку населения. В Турции боевые отряды неофашистов осуществляют кампания террора против демократических сил. Неофашисты пользуются поддержкой в кругах связанных с военно-промышленным комплексом и среди репрессивного аппарата. В некоторых странах, например в Англии, фашисты имели даже определенные симпатии властей, т.к. их идеи уводили народ от подлинных причин сложившегося нeблагоприятного социального и экономического положения, а объясняли все засильем национальных меньшинств. В неофашизме выделяют два основных направления. Первые - это трaнcформированное фашистское движение, старающееся сберечь все от идеологии гитлеровского фашизма. Такие организации действуют конспиративно. Из-за бесславного прошлого они не имеют много сторонников и потому не представляют серьезной угрозы для общества. В настоящее время неофашистские организации такого рода пpaктически отсутствуют. Гораздо более опасно другое течение неофашистов. Представители этого течения, как правило, лояльны власти и сочетают легальные и полулегальные методы работы. Эти организации прикрываются патриотическими лозунгами, а потому популярны среди народа. Они имеют строгую военную организацию и дисциплину. Главной задачей таких организаций является создание в их стране однонационального государства или же полная дискриминация, а иногда и уничтожение, представителей национальных меньшинств. Как правило, такие организации сотрудничают с реакционными партиями, а иногда и с церковью. Нередко представители неофашистских организаций такого рода объявляют свои цели \"святыми\", а свою идею \"волей господней\". К числу таких партий и организаций относятся, например, различные течения \"ультра\" в Соединенных Штатах, \"Итальянское социальное движение\". Фашизм в молодежной среде. Основная цель организаций неофашистов второго типа - привлечение молодежи в свои ряды. Большая часть члeнов этих организаций это молодые люди от 15 до 25 лет, как правило, безработные и не из благополучных семей. Как они себя сами гордо именуют - дети рабочего класса. Однако было бы неверным утверждать, что молодежные фашистские движения - это движения детей бедняков, среди них немало и детей, чьи родители имеют средний достаток, и даже богатых. Что же влечет молодежь к фашизму? Для всех подростков немаловажным является проявить

3). Несостоятельность расизма.

Фактические материалы, накопление современными общественными и естественными науками (антропологией, этнографией, расоведением и др.), изучающими расы и народы, показали полную несостоятельность расизма. Они выявили доказательства общего происхождения людей разных рас, т.е. все люди произошли от одного общего предка. Схема, которую мы рассмотрели в начале урока, тоже является доказательством общего происхождения людей.Против расизма свидетельствуют также экономические и культурные успехи других социалистических государств, население которых принадлежит к разным расам.

III. Закрепление темы.

Подводя итоги, хочется сказать, что расизм является антигуманной, противоправной формой выражения своего господства над другим человеком. Это может быть и обидное слово … и cмepть ни в чем неповинного человека. Давайте же задумайся, каковы последствия расизма? На отдельном примере это может быть нанесение телесных повреждений, cмepть человека (Хуршеда Султанова, Лилиан Сисоко) Если мыслить более расширенно, то это и массовые дpaки на улицах, формирование отдельных банд, сект, партий. В конечном же счете, это все может привести к национальным конфликтам и к мировой войне, вследствие которой пострадает каждый человек! Так задумаемся, надо ли нам это? Выводы из урока очевидны: надо воспитывать в себе национальную толерантность, нравственные качества, осуждать тех, кто позволяет себе унизить, нанести вред другому, к какой бы расе и национальности он не относился.

Вопросы для фронтального опроса:

  1. Чем можно объяснить различия между расами?
  2. Могут ли возникнуть новые виды человека?
  3. Исчезнут ли расы как типовые на земле?

 IV. Домашнее задание. §73

Приложение



Комментарии:

Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся


    Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся

      В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....

27 04 2024 1:19:38

Прокариотическая клетка. 9-й класс


    Прокариотическая клетка. 9-й класс

      Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....

26 04 2024 21:52:47

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов


    Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

      Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....

25 04 2024 19:23:49

Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания


    Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания

      Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом. ...

24 04 2024 11:47:14

Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"


    Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"

      На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....

23 04 2024 19:26:34

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"


    Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

      Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....

22 04 2024 19:23:58

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс

      В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....

21 04 2024 21:24:36

Интегрированный урок биологии и русского языка "Целебный огород и фразеологизмы"

Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....

20 04 2024 4:28:39

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

19 04 2024 17:21:43

Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим


    Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим

      С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....

18 04 2024 21:39:31

Отряд Однопроходные (Яйцекладущие). Общая хаpaктеристика

Отряд Однопроходные (Яйцекладущие). Общая хаpaктеристика Яйцекладущие - животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом....

17 04 2024 22:49:10

Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)


    Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)

      Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....

16 04 2024 20:58:31

Задачи по молекулярной биологии ЕГЭ biologia's Blog

Задачи по молекулярной биологии   ЕГЭ biologia's Blog Задачи по биологии. Код ДНК В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...

15 04 2024 17:31:15

Организм и его свойства. 5-й класс

Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....

14 04 2024 16:43:10

Признаки семейств растений класса двудольные


    Признаки семейств растений класса двудольные

      Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....

13 04 2024 20:16:29

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

12 04 2024 6:43:49

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс

      Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....

11 04 2024 12:10:45

Урок окружающего мира "Многообразие грибов" ("В лес по грибы"). 1-й класс. УМК "Гармония"


    Урок окружающего мира "Многообразие грибов" ("В лес по грибы"). 1-й класс. УМК "Гармония"

      Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....

10 04 2024 8:12:55

Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс


    Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...

09 04 2024 19:23:49

Неповторимая планета. 5-й класс

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....

08 04 2024 14:51:50

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

07 04 2024 22:15:59

Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста


    Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

      Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка. Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....

06 04 2024 1:31:34

Биосфера. 9-й класс


    Биосфера. 9-й класс

      Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....

05 04 2024 15:33:19

Экологическая викторина "Лесные жители" (биология + экология)

Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....

04 04 2024 10:16:58

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

03 04 2024 0:10:32

Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"


    Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"

      Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....

02 04 2024 6:31:44

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

01 04 2024 9:44:34

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс


    Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

      На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

31 03 2024 9:39:10

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Опыление"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Опыление"

      Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....

30 03 2024 19:39:39

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

29 03 2024 18:24:27

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

28 03 2024 22:29:15

Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время


    Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время

      В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время. ...

27 03 2024 5:57:34

Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс


    Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс

      Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....

26 03 2024 17:23:17

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

25 03 2024 20:21:11

«Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс


    «Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс

      На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....

24 03 2024 20:20:45

Вредоносные нитраты


    Вредоносные нитраты

      Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....

23 03 2024 12:58:26

Внутренняя среда. Кровь. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....

22 03 2024 15:21:15

"Вирусы". Урок в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП


    "Вирусы". Урок в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП

      Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП, "Вирусы". На данном занятии на основе работы с текстом "Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, выpaбатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....

21 03 2024 17:26:40

Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"


    Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"

      Методические рекомендации к уроку биологии разработаны в соответствии с программой по биологии для 7-го класса общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена презентация к уроку. Использование анимаций, интеpaктивных схем, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

20 03 2024 19:30:37

Применение дидактических игр на уроках биологии


    Применение дидактических игр на уроках биологии

      Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...

19 03 2024 13:15:23

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

18 03 2024 11:21:18

Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"


    Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"

      Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....

17 03 2024 18:36:10

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

16 03 2024 20:41:15

Человеческие расы, их родство и происхождение

На уроке закрепляются знания учащихся о стадиях эволюции человека, факторах антропогенеза; актуализируются понятия «вид», «критерии вида» и на этой основе происходит доказательство существования одного вида «Человек разумный», представленного расами; рассматриваются механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас....

15 03 2024 6:38:33

Урок по теме "Движение крови в организме"


    Урок по теме "Движение крови в организме"

      На этапе актуализации опopных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов. ...

14 03 2024 16:31:13

Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"


    Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"

      Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент. Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий. На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков. ...

13 03 2024 20:17:59

Разработка урока "Кто и как влияет на наш наследственный материал"


    Разработка урока "Кто и как влияет на наш наследственный материал"

      Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....

12 03 2024 1:13:30

Классный час "Охрана животного мира"

Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....

11 03 2024 22:45:39

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

10 03 2024 12:35:44

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

09 03 2024 14:33:21

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::